Банникова Т.А.
МОЙ МИР ПОСЛЕ БЕРТРАНА РАССЕЛА
Введение
Всю мою жизнь пронизывали три страсти, простые, но неодолимые в своеммогуществе: жажда любви, тяга к знанию и мучительное сочувствие к страданиямчеловечества. Как могучие ветры, носили они меня над пучиною Боли, увлекая из стороны в сторону и порой доводя до отчаяния.
Бертран Рассел
«Дело философии - не изменять мир, а познавать его». - утверждал Бертран Рассел .
Бертран Рассел {1872 - 1970)- английский философ и математик, внесший значительный вклад в развитие математической логики. Был членом Лондонского Королевского общества, был избран членом совета Три нити-колледжа Кембриджского университета, читал лекции по философии в целом ряде университетов и колледжей. Важные результаты были получены Расселом в области символической логики и ее применения к философским и математическим проблемам. Считается, что излишне механизированный 20 век привнес соответствующие коррективы и в философию тоже. Поэтому неудивительно возникновение так называемой « философии логического атомизма», приверженцем которой и выступал Бертран Рассел. В области философии он проделал сложную эволюцию, которую сам определил как переход от платоновской интерпретации пифагореизма к юмизму. Рассел выступал за запрещение ядерного оружия, за мирное сосуществование, борьбу против фашизма.
В советское время проснулся определенный интерес к трудам Рассела, это было связано с его работами, основную тему которых можно обозначить как «почему я не христианин». То есть внимания были удостоены его работы, посвященные религии и проблемам, связанным с ней. Именно поэтому на книжных полках под серией «Библиотека атеистической литературы» стали появляться работы Рассела.
На сегодняшний день мы можем познакомиться с большим количеством его работ, посвященных разным темам: исследование языка, значения, истины, рассуждениях об искусстве мыслить, проблемах философии. Нередко в стенах университета можно встретить студента с книгой «История западной философии», написанной Бертраном Расселом.
Цель данной работы: попытка осмыслить значение философии Бертрана Рассела для современного мира.
Для реализации цели необходимо поставить ряд задач, которые заключаются в рассмотрении ключевых моментов его учения: методологии, онтологии, аксиологии и телеологии.
В ходе работы были использованы следующие книги Бертрана Рассела: «Почему я не христианин», «Исследование значения и истины», «Искусство мыслить», «Проблемы философии», «Философия логического атомизма», каждая из которых представляет собой сборник статей и публикаций философа, собранных по определенной тематике
Б. Рассел «Проблемы философии». Новосибирск, 2001. С. 103.
4
Методология
Бертран Рассел писал: «Я предпочитаю описывать свою философию как логический атомизм» . И самого Рассела считали почти основоположником аналитической философии, которая усматривает задачи философии в логическом анализе языка науки средствами современно математической логики. Возникновение и развитие этого направления в 20 веке было связано с повышением интереса к логико-методологической проблематике, в том числе с интенсивным процессом математизации науки.
«Способом постигнуть суть изучаемого предмета является анализ. Вы можете анализировать до тех пор, пока не дойдете до вещей, которые дальше не могут быть проанализированы, и они будут логическими атомами. Они, если можно так выразиться, идеи, из которых состоит предмет» .
У Рассела есть отдельная статья - «Анализ», в которой раскрывается и обосновывается избранным автором аналитический метод- метод анализа .
Наличие анализа как способа познания доказывает тот факт, что предложения состоят из слов и что при произнесении предложения можно разложить в последовательность произнесенных слов.
Существует 2 вида анализа: логический и пространственно-временных частей.
Анализ пространственно-временных частей более прост и не вызывает особых проблем. Так. например, печатный текст значительно облегчает анализ. Предложения составлены из слов, напечатанные слова состоят из букв. Работник типографии набирает литеры так, чтобы собрать их в слова и расположить в определенном порядке. Однако, обращает внимание Рассел, вполне может случиться, что идеи философа намного лучше, нежели те. которые изложены на бумаге. Так, например, мы оцениваем творчество Шекспира, опираясь на черные пятна типографской краски. Следовательно, как слова искажают факты, так и сами предложения и слова могут быть искажением их же собственной идеи, того конечного логического атома, который первоначально был в них заложен.
Логический анализ представляет собой усложнённый вариант. Проблема заключается в том, полностью ли части совпадают с целым? Говоря языком логики «Есть ли Р часть W»? Отвечая на этот вопрос, Рассел приводит такой пример. Если мы будем смотреть на отдаленный объект, приближающийся по дороге, то сначала мы видим часть, а потом уже целое. Следовательно, когда мы начинаем видеть части, то мы видим их как части, а не как отдельные предметы, упорядоченные точным образом. Поэтому Рассел настаивает на том, что наше восприятие нельзя точно выразить, не обращаясь к суждениям вида «Р есть часть W», где «Р» и «W» - это собственные имена восприятий и «Р» является лишь частью целого восприятия. То, что дано, есть некоторый предмет, и осознание того, что оно состоит из частей приходит лишь в результате анализа, то есть разложения сложного на части.
Рассел подчеркивал, что «дело философии по существу состоит в логическом анализе с последующим логическим синтезом»^.
Итак, метод Бертрана Рассела представляет собой членение изучаемого предмета (вопроса) на части, логически связанные между собой. Следовательно, последняя, наименьшая часть представляется конечной, то есть уже невозможной для подвержения её членению, как атом. Однако «атом» не в химическом смысле, а, скорее, как идея, первооснова рассматриваемого предмета или вопроса. Таким образом, для Рассела -изучение целого есть познание его частей.
~ Б. Рассел «Философия логического атомизма». Томск, 1996. С. 146. "' Б. Рассел «Искусство мыслить». М., 1999. С. 86.
Б. Рассел «Исследование значения и истины». М., 1999. С. 371-386.
Б. Рассел «Философия логического атомизма». Томск, 1996. С.164.
5
Аксиология
Переломным моментом для Рассела в понимании его ценностей, стало его общение с Дж. Муром, он вспоминал: «Около 1898 года я изменил свои взгляды, по большей части в результате споров с Дж. Муром». Размышления Мура о значении "добра" привели к выводу, что добро — это идея, которая должна пониматься в своих собственных терминах, что значение этого термина не может быть сведено к формуле-определению вида "добро — это то, что способствует счастью, приводит к еще большему добру или подобное этому, так как прояснение добра определением обречено на провал" 6. Принимая взгляды Мура. Рассел говорил о том, что «добро и зло - субъективны, добро - просто то, к чему у вас одно чувство, а зло - то, к чему у вас другое чувство. До тех пор, пока мы остаемся беспристрастными, мы можем спокойно говорить, что добро и зло - суть иллюзии, но когда мы обнаруживаем, что весь мир достоин любви и поклонения, мы говорим о высшем благе - о всеобщей любви и радости во всем, что существует. Это очень значимо для поведения и счастья в жизни, придает неизмеримую ценность, независимо от того, какие определения мы устраиваем»7.
Бертран Рассел дает следующее определение ценностям: « В философии ценностей природа лишь часть того, что можно вообразить. Люди оценивают все, что существует реально или в воображении и нет никакого внешнего стандарта, который показал бы ошибочность этих оценок. Они сами — последние и непогрешимые арбитры, ведь природа является лишь частью мира ценностей, и здесь мы превосходим ее в величии. В мире ценностей природа сама по себе нейтральна, она ни добра, ни зла, не заслуживает ни восхищения, ни порицания. Ценности создаются сами: именно наши желания придают ценность чему-либо» .
Среди тех основных ценностей, которые называет Бертран Рассел, можно выделить две группы:
-
базисные или первичные ценности;
-
вторичные ценности.
К первой группе относятся: религия, техника, образование. Рассел пишет: «Образование приносит очень много вреда. Иногда я думаю, что было бы лучше, если бы люди были все еще не способны читать и писать...Образование представляет собой определенный вид пропаганды, которая контролируется государством и представляет собой то, что нравится государству» . С течением времени человек все больше зависит от созданной им же самим техники. Так. «аппаратура науки сейчас настолько дорога, что человек не может быть Галилеем со своим телескопом. Вы сами не сможете построить собственный современный телескоп» . И еще одну базисную ценность Рассел усматривает в религии. Он говорит: «Я считаю ее болезнью, порожденной страхом и источником неисчислимых страданий для человечества» '. «Мышление делает нас свободными»1 . а потому вера должна быть свободной: «истинная свобода человека в решимости поклоняться только тому богу, который сотворен нашей любовью к добру», а не жалкое «низкопоклонство, переходящее в религию Молоха»13.
К вторичным ценностям Бертран Рассел относит наивысшую ценность - разум. Разум - то высшее, что есть в человеке, что делает его вершиной мироздания. «Хорошему миру
Николас Решер. Взлет и падение аналитической философии //Аналитическая философия: становление и развитие. Общая редакция и составление А.Ф.Грязнова. М., 1998.С. 454. 7 Б. Рассел «Почему я не христианин. М.. 1987. С. 56-57.
Б. Рассел «Почему я не христианин». М.. 1987. С. 70.
9 Б. Рассел «Искусство мыслить». М., 1999. С. 184.
10 Там же. С. 235.
" Б. Рассел «Почему я не христианин». М.. 1987. С. 114. 12 Там же. С. 21. 15 Там же. С. 17-18.
6
нужны бесстрашный взгляд и свободный разум. Хорошему миру нужны знание добросердечие и мужество; ему не нужны скорбное сожаление о прошлом или рабская скованность свободного разума словесами» . «Образование, пресса, религия - сегодня на стороне иррациональности, он льстят Народу, чтобы сбить его с толку...Мы должны обращаться к интеллекту для решения всех проблем, от которых страдает мир» '.
Онтология
В статье «Логика и онтология» Бертран Рассел рассматривает онтологию сквозь логическую призму.
«Отношение логики к онтологии фактически очень комплексно. Мы можем в некоторой степени отделить лингвистические аспекты проблемы от аспектов, связанных с онтологией. Лингвистические проблемы, по крайней мере в теории, поддаются точному решению, но онтологические проблемы остаются гораздо более туманными. Однако чисто лингвистические проблемы имеют онтологическую подоплёку, хотя и достаточно неясную. Предложения составлены из слов, и если они должны быть пригодными для утверждений о фактах, то. по крайней мере, некоторые слова должны удовлетворять тому роду отношений к чему-либо ещё. который называется "значение". Если официант в ресторане говорит мне: "У нас есть очень хорошая свежая спаржа", я буду справедливо рассержен, если он объяснит, что его замечание было чисто лингвистическим и не имело отношение к какой-либо действительной спарже. Этот уровень онтологических обязательств затрагивается во всём обычном словоупотреблении. Но отношение слов к отличным от них объектам различается в соответствии с интересующим родом слов, и это приводит к логизированной форме учения о частях речи. Если предложение должно иметь значение, если оно не является предложением чистой логики, некоторые из составляющих его слов должны на нечто указывать, хотя другие слова могут и не иметь значение».
Однако, абстрагируясь от лингвистических аспектов, в своей другой работе Рассел говорит: «Я предлагаю очерк возможной структуры мира; это не более, чем очерк, и не более, чем возможный. Мир состоит из некоторого числа, возможно конечного, возможно, бесконечного, сущностей, которые обладают различными отношениями друг к другу. Каждая из этих сущностей может быть названа событием. Каждое событие имеет к другим событиям определенное отношение - соприсутствие». Однако над всем в мире господствует разум. «Содержание разума человека - все его ощущения, образы, воспоминания - и есть один из примеров соприсутствующих событий. Множество соприсутствующих событий составляет минимальный регион, из которого конструируется пространственно-временное многообразие. Эти регионы различаю совокупность событий по законам - как. например, законы распространения звука, энергии. Регионы могут быть объединены в трубы, которые составляют «историю» кусочка материи. Все виды материи формируют «привычки»(некая постоянная устойчивая форма изменения своей структуры). Из привычки как раз и формируются особенности того, что мы называем разумом. Разум- это труба множества соприсутствующих событий в регионе пространства-времени, где существует материя, склонная к формированию привычки» .
14 Б. Рассел «Почему я не христианин». М.. 1987. С. 113.
15 Б. Рассел «Искусство мыслить». М., 1999. С. 96.
16 Б. Рассел «Философия логического атомизма». Томск, 1996. С. 165-167.
7
Представив мир в виде данной довольно сложной логической структуры. Рассел оговаривает, что эта гипотеза «нуждается в расширении и совершенствовании во многих направлениях для того, чтобы полностью соответствовать научным фактам»17.
Телеология
Очевидной истиной для Бертрана Рассела является то, что «человек есть продукт действия причин, не подозревающих о цели, к которой направлены, его рождение, рост, его надежды и страхи, его любовь и вера - суть лишь результат случайного сцепления атомов...однако в известном ему мире только он обладает свободой, и в этом превосходство
1 О
человека над непреодолимыми силами, управляющими его внешней жизнью» . Следовательно, основная цель человека в мире - свобода, которая состоит в «решимости поклоняться тому богу, который сотворен нашей любовью к добру; в почитании тех небес, которые вдохновляют нас в лучших минуты.. .в мышлении люди свободны от других людей, свободны от маленькой планеты, по которой беспомощно ползают наши тела, свободны даже те, пока живы, от тирании смерти»19. Одним словом, призыв Рассела заключается в обладании каждым человеком свободой: «Если власть - зло, вырвем ее из наших сердец»20.
«Жизнь человека - долгий путь в ночи, на котором его поджидают невидимые враги, усталость и боль. Это путь к цели, достигнуть которой суждено немногим. Один за другим наши товарищи, идущие по этому пути, исчезают, подчиняясь неслышным приказам всемогущей смерти...Очень кратко то время, когда мы можем помочь им, когда решается их счастье или несчастье... Будем помнить, что они такие же. как и мы, актеры из той же трагедии...Поэтому мы всегда готовы помочь одобрением, симпатией, словом. Коротка и бессильна жизнь человека. Поэтому человек должен презирать трусливый страх раба судьбы - поклоняться святыне, созданной его собственными руками; не боясь власти случая, хранить разум от бессмысленной тирании, господствующей над его внешней жизнью; бросая гордый вызов неумолимым силам, которые терпят до поры его знания и проклятия, держать на себе мир, подобно усталому, но не сдающемуся Атласу. Держать - вопреки давящей на своем пути бессознательной силе - мир. сотворенный его идеалами»21.
Таким образом. Рассел утверждает, что основная цель человека - быть свободным.. Именно это способствует формированию собственных ценностей человека, его «религии без догм», помощи ближним в достижении их целей, свободно мыслить и вычеркнуть себя из рабского поклонения природе. «Разум утверждает свое утонченное господство над бездумными силами природы» .
Высшая ценность на земле - человек. И борьба за его счастье, борьба против кровавых войн и распространения ядерного оружия стали целью исканий всей жизни Бертрана Рассела.
Б. Рассел «Философия логического атомизма». Томск, 1996. С. 167. ,в Б. Рассел «Почему я не христианин». М„ 1987. С. 17.
19 Там же. С. 18.
20 Там же. С. 18.
21 Там же. С. 22.
22 Там же. С. 20.
8
Вместо заключения
Сейчас я с уверенностью могу сказать, что ни в одном философском словаре, который содержит «краткую биографию» Бертрана Рассела, невозможно найти и десятой доли того, что же представляла собой жизнь этого человека на самом деле, жизнь, длиною почти в целый век. Особую значимость философии Рассела я открыла для себя не в его логических конструкциях, сложных терминах, математических данных, аналитических исследованиях, а в целях жизни и предназначении человека в этом мире.
В своей автобиографии Бертран Рассел писал: «Я искал любви, потому, что от нее душа кипит безмерным восторгом - за несколько таких часов не жаль пожертвовать всей жизнью. Я искал любви и потому, что она прогоняет одиночество. Наконец, я искал любви и потому, что в единении двух видел прообраз рая, открывавшегося поэтам и святым. Вот что я искал и вот что в конце концов обрел, хоть это и напоминает чудо. С не меньшей страстью я стремился к знанию. Я жаждал проникнуть в человеческое сердце. Жаждал узнать, почему светят звезды. Стремился разгадать загадку пифагорейства - понять власть числа над изменяющейся природой. И кое-что, правда, совсем немного, мне удалось понять. Любовь и знания - когда они давались в руки - влекли меня наверх, к небесной выси, но сострадание возвращало вновь на землю. Крики боли эхом отдавались в сердце: голодающие дети, жертвы насилия, беспомощные старики, ставшие ненавистным бременем для собственных детей, весь этот мир. где бескрайнее одиночество, нищета и боль превращают человеческую жизнь в пародию на самое себя. Я так хотел умерить зло, но был не в силах, и я сам страдаю. Такова была моя жизнь. Ее стоило жить, и если бы я мог, охотно прожил бы ее сначала^ ».
Это. наверное, почти идеальный вариант человеческой жизни, она наполнена всем, что только есть в нашем мире. Здесь присутствует любовь, которая окрыляет и дает силы, ограничивает и раскрывает творческие возможности; есть бесконечная тяга к знаниям, желание постичь окружающий мир; и, наконец, есть то, что дает понять, что мир отнюдь не идеален, что это не картинка в розовом цвете, и ничто - ни любовь, ни знания, не скрывают обратной стороны мира, той, где есть нищета, убогость, болезни и бессилие.
Человек один не в силах преодолеть эту полярность мира. Враз исправить все недостатки, избавить человечество от болезней, голода, кровопролитных войн. зла. жестокости, насилия и несправедливости.
Но на самом деле наш мир- как песочные часы- если их перевернуть вверх ногами, то можно увидеть эти же самые песчинки, но с другой стороны. Как бы ни был жесток наш современный мир, какое бы большое значение не уделялось развитию техники, машин и прочих технократических нововведений, но в нем были, есть и будут поистине «человеческие чувства», которые ни одна, пусть даже самая совершенная машина, заменить не сможет. Это любовь, дружба, милосердие, сострадание, прощение - все то, что составляет счастье. Так, однажды американский фильм «Реальная любовь» открыл для меня буквально другую грань человеческих взаимоотношений в повседневной жизни. Оказывается, если внимательно посмотреть: любовь есть всюду. Это любовь матери и ребенка, мужа и жены, просто молодой пары, у которой все еще впереди, любовь братьев и сестер, друзей и подруг, преподавателей и учеников, впереди идущего мальчика и собаки, бегущей рядом с ним -всюду. И если вы не уверены в этом, просто посмотрите со стороны на людей, встречающихся а аэропортах, на вокзалах... какой огонек горит в этих глазах. Люди любят и ждут друг друга, подбирают подарки, сочиняют музыку и посвящают стихи.
И никакая самая совершенная техника не сможет заменить человеческие взаимоотношения. Только они, в сущности, могут противостоять войнам, болезням, голоду, нищете и прочим ужасам мира. Повторяя слова Рассела, подчеркну, что человек -действительно высшая ценность на земле.
Б. Рассел. Автобиография. Пер. с англ. Т. Казарчинской, Н.Цыркун / Иностранная литература, 2000. №12.
9
Библиографический список
-
Б. Рассел. Автобиография. Пер. с англ. Т. Казарчинской. Н.Цыркун / Иностранная литература. 2000. №12.
-
Б. Рассел «Почему я не христианин».- М.:Изд-во политической литературы , 1987.
-
Б. Рассел «Философия логического атомизма». - Томск: Изд-во «Водолей». 1996.
-
Б. Рассел «Искусство мыслить». - М.: Идея-пресс, Дом интеллектуальной книги. 1999.
-
Б. Рассел «Проблемы философии». - Новосибирск: Наука. 2001.
-
Б. Рассел «Исследование значения и истины». М.: Идея-пресс, Дом интеллектуальной книги. 1999.
-
Николас Решер. Взлет и падение аналитической философии //Аналитическая философия: становление и развитие. Общая редакция и составление А.Ф.Грязнова. М., 1998
Новосибирск, 2004
Достарыңызбен бөлісу: |