Муниципальная бюджетная организация дополнительного образования «Алексеевская детская школа искусств»



бет1/4
Дата23.06.2016
өлшемі0.63 Mb.
#155338
түріПрограмма
  1   2   3   4
Муниципальная бюджетная организация

дополнительного образования

«Алексеевская детская школа искусств»

Рассмотрена и рекомендована УТВЕРЖДАЮ

на заседании методического совета директор МДО ДО АДШИ преподавателей АДШИ ________ Т.А. Гренадерова

Протокол № _____

«_____»___________20_____г.

рабочая программа учебной дисциплины

Беседа об искусстве

(история изобразительного искусства)

Отделение изобразительного искусства

(4 – летний курс обучения)

Одобрено на педагогическом совете

Протокол №_____

«____»______________20______г.

п.г.т. Алексеевское 2011 г.

Пояснительная записка

Беседа об искусстве

(история изобразительного искусства)

Искусство – самый прекрасный, самый строгий,

самый радостный и благой символ извечного, не

подвластного рассудку стремления человека к

добру, к истине и совершенству.

Томас Манн.

Преподавание истории изобразительного искусства в детской школе искусств направленно на всестороннее гармоничное развитие личности учеников, формирование их мировоззрения, нравственного и эстетического идеала, воспитание культуры чувств.

Программа рассчитана для детей от 10-17 лет. Срок реализации программы 4 года. Объем курса: 132 часа.

Занятия историей изобразительного искусства способствуют выработке у учащихся сознательного эстетического подхода к явлениям действительности и искусства, формированию сферы их духовных интересов и убеждений. Ученики приобретают умение видеть прекрасное и любоваться им, различать, понимать, чувствовать и оценивать художественные произведения; учатся преобразовывать действительность «по законам красоты».

Программа включает основные разделы из истории западноевропейского, русского искусства и искусства советского периода. История искусства Китая, Японии, Африки, Америки в программу не включена в связи с ограниченным количеством часов, отведенных на предмет. Однако преподавателю рекомендуется во время посещения музеев и выставок познакомить учащихся с искусством этих стран.

Основная цель курса – постижение учениками духовного опыта человечества посредством изучения истории искусства. В связи с этим необходимо знакомство не только с произведениями искусства, но и с биографиями художников, беззаветно преданных своему делу, отстаивающих в борьбе идеалы своего времени.

Основой изучения истории изобразительного искусства является развитие навыков восприятия художественного образа. Отсюда основные учебные задачи – развитие художественного восприятия у учащихся. Решая эту задачу, преподаватель обязан заботиться об общей гуманитарной и художественной эрудиции своих учащихся. Развивая художественное восприятие у учащихся, педагог должен воспитать у них отзывчивость на идейно-эстетическое воздействие искусства, на единство содержания и формы произведения. Особо следует сформировать оптимальный уровень личного отношения к произведению искусства, который предлагает понимание общественного значения данного произведения, объективную и самостоятельную оценку авторской позиции, активную связь содержания искусства с собственным жизненным опытом.

У учащихся должны быть выработаны навыки анализа произведения искусства. Давая представление о развитии искусства, как на протяжении всей истории, так и в пределах одной эпохи, педагогу необходимо рассматривать каждое явление искусства в связи с конкретной исторической обстановкой, в которой оно возникло.

Методику занятия следует направить на решение основных задач: целенаправленного развития творческих способностей учащихся, их познавательной и эмоциональной активности. Освоению этих задач наиболее соответствует проблемное обучение. Виды занятия могут быть разнообразными (рассказ, лекция, беседа, диспут, семинар, киноурок, экскурсия и т. д..), как и формы работы учеников (работа с книгой, анализ произведения на классификацию произведений и т. д.), но основным принципом подхода к изучению материала должна стать постановка проблемы и поиск путей ее решения.

Большого развития требует самостоятельные суждения учеников об увиденных произведениях. Для этого полезно вводить задания на атрибуцию, на классификацию произведений, тренировочные колористические и композиционные упражнения.

Настоящая программа определяет объем и содержание знаний, навыков и учебно-воспитательных задач предмета. При этом за педагогом сохраняется право творческой организации материала: перестановки отдельных тем, сравнения произведений из разных разделов, особенностей художественного языка, различных видов изобразительного искусства, рассмотренния единой линии развития одного из видов изобразительного искусства.

С целью дальнейшего развития активности учащихся, более глубокого и специализированного изучения истории искусства материал программы может быть расширен на факультативных занятиях.

Большое значение для творческого овладения предметом имеют тетради учеников. В них отражается самостоятельная работа учащихся как в рамках курса, так и вне его. Тетради должны систематически проверяться преподавателем.

В процессе изучения история изобразительного искусства большое место отводится внеклассным занятиям: проведению вечеров, викторин, конкурсов, диспутов, выпуску газет, посещению музеев, выставок, экскурсиям, походам и т. д.

Все занятия следует вести в тесной связи с учебными предметами общеобразовательной и художественной школы. Но межпредметные связи должны носить не иллюстративный характер, а отражать внутреннее единство и в то же время качественное своеобразие процессов, происходящих в природе, обществе и искусстве.

При проведении занятий по истории изобразительного искусства необходимо широко использовать технические средства обучения. Они расширяют возможности преподавателя, в частности, в создании и раскрытии проблемных ситуаций , осуществлении межпредметных связей (сравнение нескольких произведений на полиэкране, сравнение произведений изобразительного искусства с произведениями литературы, музыки, киноискусства и т. д.).

По завершению каждой четверти проводятся контрольные уроки, а в конце курса проводится итоговый контрольный урок.



Учебно-тематическая карта дисциплины

Беседа об искусстве

(история изобразительного искусства)

1 класс



Наименование темы

Кол-во часов

I четверть




Введение

2




Часть I. История изобразительного искусства

Раздел 1. Искусство древнего мира.




1.

Искусство первобытного общества

2

2.

Искусства Древнего Египта

4




Контрольный урок

1




II четверть




3.

Искусство Древней Греции.

6




Контрольный урок

1




III четверть




4.

Искусство Древнего Рима.

2




Раздел 2. Искусство Византии

2




Раздел 3. Искусство Западной Европы X – XIV вв.




5.

Романское искусство X – XII вв.

2

6.

Готическое искусство XII – XIV вв.

2

7.

Контрольный урок

2




IV четверть







Раздел 4. Искусство Западной Европы XIV – XX вв.




8.

Искусство эпохи Возрождения в Италии

5

8.

Искусство эпохи Возрождения в Северной Европе

1




Контрольный урок

1




Итого:

33

Беседа об искусстве

(история изобразительного искусства)

2 класс



Наименование темы

Кол-во часов

I четверть

9.

Искусство Италии XVII в.

1

10.

Искусство Испании XVII в.

1

11.

Искусство Фландрии XVII в.

2

12.

Искусство Голландии XVII в.

3

13.

Искусство Франции XVII в.

1




Контрольный урок

1

II четверть

14.

Искусство Франции XVIII в.

1

15.

Искусство эпохи Великой Французской буржуазной революции

1

16.

Искусство Англии XVIII – начала XIX в.

1

17.

Искусство Испании концаXVIII - начала XIX в.

1

18.

Искусство революционного романтизма во Франции

1

19.

Искусство реализма во Франции середины XIX в.

1




Контрольный урок

1

III четверть

20.

Искусство импрессионизма

2

21.

Искусство постимпрессионизма

1

22.

Характеристика основных направлений западноевропейского искусства XX в.

2




Часть II. История русского изобразительного искусства

Раздел 5 . Древнерусское искусство




23.

Искусство древних славян. Искусство Киевской Руси XI – XII в.

2

24.

Искусство Владимиро-Суздальского княжества XII в.

2




Контрольный урок

1

IV четверть

25.

Искусство Новгорода и Пскова XI – XV в.

2

26.

Искусство Москвы XIV – XV в.

2

27.

Искусство Москвы XVI – XVII в.

2




Контрольный урок

1




Итого:

33

Беседа об искусстве

(история изобразительного искусства)

3 класс



Наименование темы

Кол-во часов

I четверть




Раздел 6. Русское искусство XVIII - начала XX в.




28.

Архитектура первой половины XVIII

2

29.

Скульптура и живопись первой половины XVIII

2

30.

Архитектура и декоративно-прикладное искусство второй половины XVIII

2

31.

Скульптура и живопись второй половины XVIII

2




Контрольный урок

1

II четверть

32.

Архитектура первой половины XIX в.

2

33.

Скульптура и живопись первой половины XIX в.

4




Контрольный урок

1

III четверть

34.

Жанровая живопись второй половины XIX в.

Творчество передвижников



3

35.

Творчество И. Е. Репина

2

36.

Пейзажная живопись второй половины XIX в.

2

37.

Историческая и батальная живопись XIX в.

2




Контрольный урок

1

IV четверть

38.

Творчество В. И. Сурикова

2

39.

Искусство конца XIX – начала XX в.

4




Контрольный урок

1




Итого:

33

Беседа об искусстве

(история изобразительного искусства)

4 класс



Наименование темы

Кол-во часов

I четверть




Часть III. История изобразительного искусства советского периода




40.

Изобразительное искусство периода Октябрьской революции и гражданской войны

4

41.

Искусство 20-х годов.

4




Контрольный урок

1

II четверть

42.

Искусство 30-х годов.

3

43.

Искусство в период Великой Отечественной войны

3




Контрольный урок

1

III четверть

44.

Искусство конца 40-х – начала 80-х годов.

9




Контрольный урок

1

IV четверть

45.

Декоративно-прикладное искусство советского периода

4




Контрольный урок

3




Итого:

33




Всего по курсу:

132

Содержание курса

Беседа об искусстве

(история изобразительного искусства)

1 класс

I четверть

Введение (2 часа)

Что такое искусство. Искусство и природа, искусство, искусство и культура, искусство и наука, роль искусства в организации среды. Для чего нужно изучать историю искусства. Специфика изобразительного искусства. Виды и жанры изобразительного искусства. Книги об искусстве.

Ученик должен: - знать виды и жанры изобразительного искусства; - иметь представление об искусстве как составной части культурного наследия человечества; - иметь представление о работе с книгой по искусству.

Часть 1

История зарубежного изобразительного искусства

Раздел 1

Искусство древнего мира

Тема 1. Искусство первобытного общества (2 часа)

Происхождение искусства. Его функции и связь с трудовой деятельностью человека. Космогонические представления древнего человека, отраженные в произведениях первобытного искусства.

Очаги первобытной культуры на территории России. Наскальные изображения на берегах Ангары, Ладожского озера. Капова пещера на Урале.

Памятники первобытной культуры на территории Европы и Африки. Пещеры Ласко и Фон – де – Гом во Франции и Альтамира в Испании. Наскальная живопись Тассилин – Анджера в Африке.

Возникновение скульптуры. « Палеолитические Венеры».

Мегалитические сооружения: менгиры (СССР – Армения, Франция – Бретань); дольмены (Западная Европа, Северная Африка); кромлехи (Англия – Стоунхендж).



Тема 2. Искусство Древнего Египта (4 часа)

Эволюция искусства древнего мира. Монументальный характер искусства древнего мира. Ведущая роль архитектуры и скульптуры в искусстве древнего мира.

Географические и исторические условия, в которых развивалось древнегреческое искусство. Мифология Древнего Египта. Стилевая эволюция искусства Древнего Египта и Связь искусства с религиозными представлениями и заупокойным культом. Синтез искусства в Древнем Египте.

Архитектура Древнего Египта и сила ее воздействия. Эволюция типов гробниц: масштаба, ступенчатая пирамида, скальная гробница ( пирамида Джосера, пирамиды в Гизе, усыпальница Ментухотепа 1 в Дейр – эль – Бахри). Основные принципы композиции египетских храмов. Заупокойный храм Хефрена, храмы в Карнаке, Луксоре, Абу – Симбеле.

Развитие египетского скульптурного портрета: Большой сфинкс. Рахотеп и Нофрет, статуи фараона Хефрена, писца Каи, царевича Каапера, скульптурные портреты Сенусерта III, царицы Нефертити, фараона Эхнатона, статуэтки жреца Аменхотепа и его

жены Раннаи. Канон в египетской скульптуре.

Специфический характер в рельефе и живописи Древнего Египта: плоскостность, повествовательность, фризовое членение плоскости, масштаб фигур (плита Нармера, «Зодчий Хесира», стела Хунена, «Плакальщицы»; росписи из Медума, Бени – Хасана и из гробницы Менены в Фивах).

Шедевры Художественного ремесла из гробницы Тутанхамона.

Жизнь и сохранность памятников Древнего Египта в условиях современной цивилизации.

Контрольный урок (1 час). – Опрос.

II четверть



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет