На Хопер, Сердобу, на новые земли



Дата25.07.2016
өлшемі56.5 Kb.
#221564
На Хопер, Сердобу, на новые земли
Князья Мещерские, Куракины, Долгоруковы, граф Салтыков и их сердобские вотчины.
Петр Вяземский в Мещерском.
I
Одновременно с Сердобском в Верхнем Прихопровье возник ряд населенных пунктов, главным образом, помещичьих. Как уже отмечалось, первым в 1691 году на Хопре и других реках необъятные угодья получил боярин Лев Кириллович Нарышкин, дядя Петра. По каким-то причинам он не стал заселять Сердобскую землю. Лишь в Бековском районе село Нарышкино основано его крестьянами между 1705 и 1720 годами. Следующим попытал счастья в Диком поле князь Михаил Васильевич Мещерский. Получив землю в 1696 году, под гром азовской виктории, на Верледиме, в местах бывших мордовских бортных ухожаев, он построил до 1700 года село Мещерское. Крестьяне и деловые (дворовые) люди прибыли сюда из Саранского и Пронского уездов.[76]
В ревизской сказке старосты Никиты Алексеева, выборного от этого села Архипа Гаврилова и рядовых крестьян Василия Иванова, Севостьяна Филиппова и Ермолая Зотова[77] говорится, что в 1710 году в Мещерском было 17 дворов. Потом построено еще два крепостными, переведенными из деревни Ершовой Владимирского уезда. Каждый двор пахал на барина по 3 десятины, «а с лошедей, и с скоту, и с земель, и с лесов денег господину ж нашему не збираетца», сказывали крестьяне. Кроме землепашества, никаких побочных занятий на господских заводах, пасеках, торгах у них нет.
Перечисленные обязанности, исполняемые на первых порах, говорят об относительно привольной жизни крестьян. Три десятины барской пашни на двор – легкая нагрузка, ведь в одном дворе стояло от одной до трех и даже четырех изб. Правда, неизвестно, отвлекали ли мужиков на заготовку корабельного леса и как часто... Поскольку в сказке умалчивается о беглых, скорее всего, их здесь и не было в данный период, что в петровские времена было редкостью. Тогда вся крестьянская Россия сидела на коне, на телеге, на палке верхом, и все куда-то срывались с места – государев гнет был невыносимо тяжел. Сохранилась ранее не публиковавшаяся сказка Мещерского попа, которую стоит здесь привести как любопытный, информационно насыщенный манускрипт, проливающий свет на раннюю историю села. Из него следует, что в 1700 году Мещерское уже существовало и в нем была церковь.
«1722 году сентября в (не указан) день, по указу его императорского величества из Москвы, из Синодального казенного приказу, Пензенского уезду Саранской десятины села Архангельского, Мещерское тож, поп Гаврила Михеев по священству сказал:
По благословению и по грамоте святейшего Адриана патриарха и по челобитью князя Михаила княж Васильева сына Мещерского в прошлом 208-м [1699/1700] году построена была в том селе церковь Божия во имя Архистратига Михаила. И в приход кубанских татар в прошлом 717 году оную церковь Божию и благословенную и освященную грамоту сожгли, и х коликим дворам оная церковь построена была, того мне не сведома. И на то церковное место, по челобитью по наследству того села помещика стольника Василья Петрова сына Головина, по благословенной грамоте меж патриаршества смиренного Стефана, митрополита Рязанского и Муромского, построена церковь Божия во имя Архистратига Михаила в прошлом 720-м году к тринатцети дворам.
А он, поп, по челобитью князя Михаила княж Васильева сына Мещерского и по благословенной грамоте Адриана патриарха, посвящен в попы митрополитом Коломенским в прошлом 204-м [1696] году февраля в 3 день в Саранской уезд, в село Архангельское, Мещерское тож, к церкви Архистратига Михаила, на место умершего того села попа, отца своего, Михея Никифорова; и по челобитью того же князя Мещерского ему в 208 [1700] году дана перехожая грамота... И к той же церкви определены причетники во дьячки и в пономари дети ево родные: дьячок Василий, а пономарь Денис Гавриловы...
И к той церкви на пропитание дано им земли пятнатцеть четвертей в поле, а в дву по тому ж, да сенных покосов дватцеть копен из ево помещиковой земли. И у той церкви дани тритцеть пять алтын три денги, полонных один двор, казенных пять алтын четыре денги. Да ныне, по переписным книгам, в приходе у него в том селе тринатцеть дворов без полутрети.
К сей скаске вышеписанного села Мещерского поп Гаврила Михеев руку приложил».[78]
Дальнейшая история села в 18 веке изобиловала многими событиями, приятными и печальными, но в целом оно ширилось, росло и за сто лет превратилось в один из крупнейших населенных пунктов района. В 1717-м сожжено кубанцами, но уже через два года в нем считалось 12 дворовых и 72 крестьянина в 17 дворах. Село принадлежало наследнику основателя, князю Ивану Михайловичу Мещерскому. Представители этой фамилии не долго барствовали в Прихопровье, по какой-то причине поместье перешло к тетке Ивана Михайловича, графине М. В. Головиной и ее мужу, от них – к Ивану Васильевичу, сыну Головиных. Последний, в дополнение к прежним, перевел в Мещерское до второй ревизии три двора крестьян из села Костыляй Саранского и семь – из Мольиной слободы Пронского уездов. В 1747 году за этим Головиным в ревизских сказках показано уже 433 души мужского пола, значит, общая численность населения составляла около 850 человек. К третьей ревизии, проводившейся в 1762 году, число жителей обоего пола возросло до 1170.[79]
В середине века село стали называть Старым Мещерским в отличие от Средников, поселенных стольником Василием Петровичем Головиным в 1719-1721 годах на бывших землях князя Мещерского в шести верстах к востоку от Старого Мещерского. Когда и это село попало в руки Головиных, одно стали называть Старым, другое Новым Мещерским, Средники тож (ныне с. Никольское Колышлейского района). В 1795 году в обоих насчитывалось 1654 души мужского пола (порознь сведений нет), помещиком был Алексей Васильевич Головин. В Старом Мещерском стояла деревянная церковь во имя Михаила Архангела и деревянный господский дом. На Верледиме, по скоплении воды, работала мельница, не приносившая доходов.[80]
В начале 19 века на высоком берегу пруда, на котором когда-то стояла эта мельница, владелец построил барскую усадьбу, перестроенную в середине того же 19 столетия, появились винокуренный завод, суконная фабрика. Ныне от усадьбы сохранилось три жилых строения, винокурня и хозяйственные постройки. Главную достопримечательность представляет Н-образный кирпичный барский дом, двухэтажные крылья которого пристроены во второй половине 19 в. В пушкинскую эпоху существовала лишь центральная, одноэтажная часть – весьма скромный для дворянина домик. В нем жил с 17 декабря 1827 по лето 1829 года талантливый русский поэт и критик, участник Бородинского сражения, один из ближайших друзей Пушкина, Грибоедова и Гоголя Петр Андреевич Вяземский (1792–1876). Хозяином усадьбы был отставной полковник Петр Александрович Кологривов (род. в 1770), отчим жены Вяземского, Веры Федоровны, урожденной Гагариной. Сюда часто приходили письма, написанные рукой Пушкина, Дениса Давыдова, Евгения Баратынского, Адама Мицкевича, Константина Батюшкова, Карамзиных и других людей, известных просвещенной России.[81]
П.А. Кологривов с супругой Прасковьей Юрьевной (в девичестве Трубецкая, в первом браке Гагарина) приезжали в Мещерское на лето, начиная с 1812 года. Мать и дочь были необыкновенно живыми и оригинальными женщинами. Прасковья Юрьевна в молодости дала публичную пощечину всемогущему Потемкину, а незадолго до нашествия французов совершила полет на первом появившемся в России воздушном шаре, благополучно опустившемся в окрестностях Москвы. А было воздухоплавательнице в то время под пятьдесят. Кологривов вместе с женой не раз приезжал на лето в Мещерское.[82]
Живя в доме тестя и тещи, Петр Вяземский продумывал детали освобождения крестьян от крепостного права, писал стихи, делал переводы. В этой связи интересна предыстория одного пушкинского стихотворения. В 1828 году Петр Андреевич описал в стихах буйную степную метель. Видимо, поэту пришлось натерпеться страху во вьюжной круговерти, даже лешие почудились в снежной пыли.
День светит; вдруг не видно зги,
Вдруг ветер налетел размахом.
Степь поднялася мокрым прахом
И завивается в круги.
Снег сверху бьет, снег сеет снизу.
Нет воздуха, небес, земли;
На землю облака сошли,
На день насунув ночи ризу.
Шторм сухопутный: тьма и страх!
Компас не в помощь, ни в кормило:
Чутье заглохло и застыло
И в ямщике и в лошадях.
Тут выскочит проказник леший,
Ему раздолье в кутерьме:
То огонек блеснет во тьме,
То перейдет дорогу леший.
Там колокольчик где-то бряк,
Тут добрый человек аукнет,
То кто-нибудь в ворота стукнет,
То слышен лай дворных собак.
Пойдешь вперед, поищешь сбоку –
Все глушь, все снег да мерзлый пар,
И Божий мир стал снежный шар,
Где, как ни шаришь, все без проку.
Тут к лошадям косматый враг
Кувыркнется с поклоном в ноги,
И в полночь самую с дороги
Кибитка на бок – и в овраг.
Ночлег и тихий и с простором:
Тут тараканам не залезть,
И разве волк ночным дозором
Придет проведать – кто тут есть?
Стихотворение явно перекликается с пушкинскими «Бесами» («Мчатся тучи, вьются тучи...»). Все те же персонажи и пейзаж: нечистая сила, ямщик, кони, волк, овраг, снег со всех сторон. Может быть, Вяземский позаимствовал у Пушкина сюжет? Нет, наоборот! Стихотворение в Мещерском написано в 1828, а пушкинские «Бесы» – через год. В это время два поэта вели между собой оживленную переписку, и Пушкин, несомненно, читал этот несколько тяжеловесный стих своего собрата. Похоже, сочинение Вяземского и, может быть, его устный рассказ о пережитом (Петр Андреевич был великолепным рассказчиком), как раз и вдохновили гения на написание одного из лучших своих стихотворений.
Осмелимся высказать и такое не лишенное оригинальности предположение... Возможно, именно Вяземский оказался тем неизвестным, который рассказал Н.В. Гоголю, как хороши летом девственные Сердобские степи... В результате в повести «Тарас Бульба» появилось изумительное по красоте описание степного пейзажа. Вот что сообщал известный русский археограф Петр Иванович Бартенев со слов Павла Воиновича Нащокина (близкого друга Пушкина):
В 1835 году «Пушкин хвалил Нащокину «Тараса Бульбу». О сей пьесе Пушкин рассказывал Нащокину, что описание степи внушил Пушкину какой-то знакомый... очень живо описывал в разговоре степи. Пушкин дал случай Гоголю послушать и внушил ему вставить в «Бульбу» описание степи».[83] Этим каким-то знакомым мог быть Вяземский, прекрасно их знавший, проживший среди степей несколько лет. Как известно, Гоголь трудился над первой редакцией «Тараса» в Петербурге в 1833–1834 годах, где читал лекции в университете. Вяземский в это время работал в том же городе в министерстве финансов. Пушкин жил также в Петербурге (до августа 1834 г., потом уехал в Болдино). Так что Петр Андреевич, безусловно, мог иметь встречу с Гоголем в присутствии Пушкина, где живописал прелесть весенних степей. Читая повесть о Тарасе Бульбе и его сыновьях, действия которой происходят на Украине, словно видишь наше Прихопровье.
«Ничто в природе не могло быть лучше их [степей], – писал Гоголь. – Вся поверхность земли представлялася зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный Бог знает откуда, колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли целою тучею ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался Бог знает в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою. Вот она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем. Черт вас возьми, степи, как вы хороши! [...]
Вечером вся степь совершенно переменялась. Все пестрое пространство ее охватывалось последним ярким отблеском солнца и постепенно темнело, так что видно было, как темень перебегала по ним и они становились темно-зелеными; испарения подымались гуще, каждый цветок, каждая травка испускала амбру, и вся степь курилась благовониями. По небу, изголуба-темному, как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота [...] Вся музыка, наполнявшая день, утихла и сменилась другою. Пестрые овражки выползывали из нор своих, становились на задние лапки и оглашали степь свистом. Трещание кузнечиков становилось слышнее. Иногда слышался из какого-нибудь уединенного озера крик лебедя и, как серебро, отдавался в воздухе. [...] Иногда ночное небо в разных местах освещалось дальним заревом от выжигаемого по лугам и рекам сухого тростника, и темная вереница лебедей, летевших на север, вдруг освещалась серебряно-розовым светом, и тогда казалось, что красные платки летали по темному небу».[84]
После прочтения тянет повторить вслед за Гоголем: черт вас возьми, люди, берегите степи!
Жителей села Старомещерского из-за особенностей произношения долгое время считали мещеряками, якобы представителями какой-то особой, нерусской нации. Куракинские крестьяне, бывало, увидят на бековской ярмарке знакомых мужиков из Мещерского и давай дразнить, подражая их цокающему говору: «Ляксей, ставь цугун в пецку, хости у дом идуть»! Мещерские стеснялись, но вида не показывали и за словом в карман не лезли. Чего стесняться языка предков? Прекрасный, распевный, поэтичный южновеликорусский говор, он был родным и для древних рязанцев, и для дедов Сергея Есенина. А Мещеряками Сердобских крестьян называли потому, что привезены из рязанской Мещеры. Советские ученые внимательно исследовали говор Пензенских Мещеряков и не нашли в нем ничего нерусского.[85]

Гидроним (этимология самых старых географических имен – гидронимов (названий рек и других водных объектов) - Верледим (левый приток Арчады; раньше писали: Мирьледим) вместил в себя как мордовскую, так и татарскую лексику. Речка течет через с. Мещерское и упоминается с начала 18 века. Нерь/ мерь (морд.) означает «клюв», что-нибудь узкое, овражный отрог в виде клюва, лей (морд.) – «речка, овраг». Иначе говоря, какое-то место речки имело признак в виде узкого, изогнутого наподобие клюва оврага. Поэтому, со слов мордвы, гидроним писали: Мирьледим. Но в 19 столетии речка уже Верледим, может быть, под влиянием вирьлей (морд.) – «лесная речка» (здесь находились бортные ухожаи мордвы). Окончание -дим древнее слов, поясняющих его содержание, оно восходит к татарскому термину дым – «влага», в переносном смысле – «вода, река». Это слово закрепилось за речкой, по-видимому, еще во времена Золотой Орды.


Чисто мордовский гидроним Тумалейка (Туманейка), левый приток Хопра. Речка течет к востоку от с. Секретарки. Ее имя означает «Дубовка, Дубовая речка, овраг» (тумо + лей). Характерно, что на карте уезда 1927 года она записана Дубровинкой; это русская калька мордовского названия. Из мордовского же языка пришло на сердобскую землю название оврага с ручьем Лоск, притока Верледима у с. Мещерского: локсей (морд.) – «лебедь, лебединое», место охоты мордвы на лебедей и сбора яиц из лебединых гнезд. Изменение основы локс/лоск произошло в результате довольно распространенной в русской топонимии метатезы (перестановки) согласных к/с.

Ссылка:
Сердобский уезд. Список селений
М.С. Полубояров. «На реке Сердобе и в иных урочищах…». Сердобск и Сердобский район в XVIII веке. Саратов, Изд-во Саратовской государственной академии права, 1999. 114 с.

В авторской редакции.

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет