Тема 1. НАСЕЛЕНИЕ ДРЕВНЕЙ ИТАЛИИ.
ЭТРУССКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН
1. Этническая карта древней Италии.
2. Этногенез народов древней Италии: древнейшие племена Апеннинского полуострова; археологические культуры бронзового и железного веков; появление италиков (проблема индоевропеизации Апеннинского полуострова).
3. Италийский этногенез (продолжение): другие (помимо италиков) группы индоевропейцев на Апеннинском полуострове — греки (первое появление греков в Италии, греческая колонизация южной Италии и Сицилии), кельты или галлы (захват кельтами северной Италии в конце V – начале IV в. до н.э., галльское нашествие на Рим в 390 г. до н.э.).
4. Этруски и этрусская цивилизация: теории происхождения этрусков, социально-экономические отношения, политический строй и культура древней Этрурии.
ИСТОЧНИКИ
1. Геродот. История в девяти книгах / Пер. С.А. Стратановского. Л., 1972.
2. Полибий. Всеобщая история / Пер. Ф.Г. Мищенко. Т. I–III. СПб., 1994–1995.
3. Страбон. География в 17 книгах / Пер. С.А. Стратановского. М., 1964.
4. Дионисий Галикарнасский. Римские древности / Пер. под ред. И.Л. Маяк. Т. I–III. М., 2005.
5. Ливий, Тит. История Рима от основания Города / Пер. под общей ред. Е.С. Голубцовой. Т. I–III. М., 1989–1993.
6. Хрестоматия по истории древнего мира / Под ред. В.В. Струве. Т. III. М., 1953. Гл.1. Док. № 2–3.
7. Хрестоматия по истории древнего Рима / Под ред. С.Л. Утченко. М., 1962.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. История древнего Рима / Под ред. В.И. Кузищина. Изд. 3-е. М., 1994. Гл. 3–4.
2. Ковалев С.И. История Рима / Под ред. Э.Д. Фролова. Изд. 2-е. Л., 1986. Ч. I. Гл.3.
3. Машкин Н.А. История древнего Рима. Изд. 3-е. М., 1969. Гл. 4.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
4. Залесский Н.Н. Этруски в северной Италии. Л., 1959.
5. Залесский Н.Н. К истории этрусской колонизации Италии в VII–IV вв. до н.э. Л., 1965.
6. Маяк И.Л. Рим первых царей: генезис римского полиса. М., 1983.
7. Немировский А.И. История раннего Рима и Италии. Воронеж, 1962.
8. Немировский А.И., Харсекин А.И. Этруски. Введение в этрускологию. Воронеж, 1969.
9. Немировский А.И. Этруски: от мифа к истории. М., 1983.
10. Чубова А.П. Этрусское искусство. М., 1972.
ЛЕММА
В древности Италия, занимавшая территорию Апеннинского полуострова, ограниченную на севере Альпийскими горами, была разделена на ряд областей не по географическому (как древняя Греция), а по этническому признаку. Население древней Италии было чрезвычайно пестрым. На крайнем северо-западе находилась область, называвшаяся Лигурией, в которой обитали лигуры. В долине реки По (в древности Пад) обосновались кельты, которых римляне называли галлами, а греки — галатами; этот район получил название Цизальпинской Галлии (совр. Ломбардия). Она отличалась от Галлии Трансальпинской — современных Франции и Швейцарии, которые тоже были населены племенами кельтов, или галлов. В средней Италии выделилась область этрусков — Этрурия (совр. Тоскана). К востоку и к югу от них, занимая всю остальную часть средней Италии и часть южной, жили многочисленные племена италиков. Умбрию занимали умбры, Пицен — пицены (возможно, впрочем, что они не принадлежали к италикам). Лаций к югу от Тибра был заселен латинами; его окружали земли сабинов, эквов, герников и вольсков, говоривших на италийских языках. Население расположенной к югу от Лация приморской области Кампании произошло от смешения осков с остатками родственных латинам авзонов. В южной Италии (Лукании и Бруттии) кроме греков жили племена оскского корня — луканы и бруттии; в Апулии и Калабрии — япиги, родственные иллирийцам.
Вопрос об этногенезе в Италии — один из самых сложных в истории древнего Рима. Известно, что древнейшим населением Апеннинского полуострова были лигуры или лигии. Полагают, что культура неолита в Италии была создана лигурами. Многие ученые относят лигуров, так же как элимов и сиканов, живших в Сицилии, сардов — в Сардинии и корсов — на Корсике, к так называемым средиземноморским народам, считая их языки неиндоевропейскими. Основную массу населения Италии в I тыс. до н.э. составляли племена италиков, делившиеся на две группы (латино-сикульскую и умбро-сабельскую). Большинство современных историков видят в италиках пришлый народ. В конце XIX – начале XX в. некоторые ученые выдвинули теорию, согласно которой италики пришли с севера из-за Альп. Позднее утвердилось мнение о приходе их на Апеннинский полуостров двумя волнами: в начале II тыс. на полуостров вторглись протолатинские племена, принесшие культуру бронзы (террамар), а в начале I тыс. — оскско-умбрская ветвь, носители культуры железа (Вилланова). Поскольку была подмечена близость культур металла (особенно раннего железа) у племен Дунайского бассейна, южнорусских степей, Балканского и Апеннинского полуостровов, был сделан вывод, что италики пришли из придунайских областей.
Проблема италиков — это одновременно проблема индоевропеизации Апеннинского полуострова, поскольку италики — индоевропейцы. Во второй половине XX в. итальянские ученые стали склоняться к гипотезе, что процесс индоевропеизации шел через Адриатику в направлении с востока на запад, начавшись на юге Италии; вероятно, он происходил не в виде прихода двух больших волн италиков, разделенных несколькими веками, а путем колонизаций и внедрения разных италийских ветвей одновременно. Таким образом, единого мнения о путях и времени проникновения на Апеннинский полуостров индоевропейцев-италиков в науке нет.
Кроме италиков в начале I тыс. до н.э. на территории Италии расселились и другие индоевропейские народы — иллирийцы и греки. Греки проникли в Италию, видимо, еще во II тыс. до н.э. К VIII в. до н.э. относится массовое поселение на Апеннинском полуострове греческих колонистов. Потеснив племена япигов и италиков, греки основали колонии в Кампании, южной Италии и восточной Сицилии. В середине I тыс. до н.э в долине реки По обосновались тоже являвшиеся индоевропейцами кельты, или галлы, пришедшие в Италию через северные проходы Альп и в 390 г. до н.э. даже захватившие (на недолгое время) Рим.
Среди народов, заселивших Апеннинский полуостров, особое место занимают этруски, появившиеся там почти одновременно с греками. Латинские писатели называли эту народность этрусками или тусками, а греческие — тирренами или тиргенами; сами себя этруски звали расенами. От этрусков сохранилось много памятников материальной культуры: некрополи, остатки городов, строений, произведений изобразительного искусства, а также более 10000 надписей. Тем не менее происхождение, язык и история этрусков до сих пор недостаточно известны науке и представляют так называемую этрусскую проблему. Одни этрускологи считают язык этрусков остатком доиндоевропейских языков древнейшего населения Средиземноморья; другие относят его к индоевропейским языкам.
Начиная с XVII в. в науке господствовало мнение о восточном происхождении этрусков, которое ученые высказывали, следуя за Геродотом, выводившим этрусков из Лидии. Основываясь на утверждении Дионисия Галикарнасского, итальянские исследователи в XIX – начале XX в. выдвигали теорию автохтонности этрусков. В настоящее время признается сложность этрусского этногенеза. В нем, очевидно, приняли участие и местные элементы, и пришлые, прибывшие морем с Балкан и из Малой Азии.
Каково бы ни было происхождение этрусков, несомненным остается тот факт, что ими была создана достаточно высокая цивилизация, оказавшая сильное влияние на формирование римской культуры. В то время как во второй четверти I тыс. до н.э. италики, иллирийцы и лигуры жили еще в условиях первобытно-общинного строя, у этрусков возникли ранние формы государственности (по сообщениям античных авторов, Этрурия представляла собой союз 12 городов-государств). Для социального строя этрусков были характерны раннее развитие рабства и безраздельное господство аристократической прослойки (лукумонов). В экономике этрусков, основанной на земледелии и ремесле (особенно высокого уровня достигла у них обработка металлов), важную роль играла морская торговля, способствовавшая развитию этрусской культуры. Этруски входили в соприкосновение с греками, карфагенянами, египтянами и многое у них перенимали, не теряя, впрочем, своей самобытности.
VI в. до н.э. — время наибольшего расцвета этрусских городов, когда в самом Риме правили этрусские цари. В конце VI в. до н.э. падает влияние этрусков в Лации, а затем и на севере. Однако, несмотря на падение политического могущества, культурное влияние этрусков оставалось доминирующим в северной и средней частях Апеннинского полуострова до конца IV в. до н.э.
ТЕКСТЫ ИСТОЧНИКОВ
Население древней Италии
Полибий «Всеобщая история»
(II, 14–17)
Полибий (205–125 гг. до н.э.) — великий греческий историк эллинистического периода, один из крупнейших историков древности. После Третьей Македонской войны был отправлен заложником в Рим, где прожил шестнадцать лет и стал горячим поклонником Рима (римского государственного устройства, римских обычаев, римских завоеваний). Написал «Всеобщую историю» в 40 книгах, из которых сохранилось только первые пять.
С обеих сторон Альп, как с той, которая обращена к реке Родану1, так и с другой, спускающейся к названным выше равнинам2, холмистые и низменные местности густо заселены: лежащие по направлению к Родану и к северу заняты галатами, которые называются «Трансальпинами», а обращенные к равнинам заселены таврисками, агонами и многими другими варварскими народами. «Трансальпинами» галаты называются не по своему происхождению, но по месту жительства, ибо слово «транс» значит «по ту сторону», и римляне называют «трансальпинами» тех галатов, которые живут по ту сторону Альп.
Апеннины у соединения с Альпами заселены лигистинами как с той стороны, которая обращена к Тирренскому морю, так и с той, которая идет к равнинам: вдоль моря поселения их простираются до города Писы, первого тирренского города на западе, а внутри материка — до области арретинов, за ними следуют тиррены.
К ним примыкают умбры, занимающие оба склона этих гор. Дальше, уклоняясь вправо от равнин, Апеннины на расстоянии стадии пятисот от Адриатического моря разделяют Италию на всем протяжении до Сицилийского моря и города Сены3.
Равнинами владели некогда тиррены, так же как и полями, называемыми Флегрейскими в окрестностях Капуи4 и Нолы5, которые многим известны и пользуются славой за свое плодородие. Таким образом, при изучении истории тирренского владычества следует иметь не только ту страну, которую они занимают теперь, но названные выше равнины и те богатые средства, какие извлекали они из тех местностей. По соседству с тирренами и в сношениях с ними были кельты. С завистью взирая на блага этой страны, они по незначительному поводу внезапно напали на тирренов с огромным войском, вытеснили их из области Пада6 и завладели равнинами. Ближайшие у истоков Пада заняли лаи и лебении; за ними поселились инсомбры, многолюднейший из кельтских народов; вдоль реки к ним примыкали гономаны. Странами, прилегающими к Адриатике, завладело другое очень древнее племя, называющееся венетами. В смысле нравов и одежды они мало отличаются от кельтов, но языком говорят особым. Писатели трагедий упоминают часто об этом народе и рассказывают о нем много чудес. По сю сторону Пада, подле Апеннин, первыми поселились ананы, за ними — бои, в направлении Адриатики — лингоны, а крайние области у моря заняли сеноны.
Перевод Ф.Г. Мищенко.
Хрестоматия по истории древнего Рима / Под ред. С.Л. Утченко. М., 1962. С. 32–34.
Теории происхождения этрусков в античной традиции
Геродот «История»
(I, 94)
Геродот (ок. 484–425 гг. до н.э.) — знаменитый греческий историк классической эпохи, которого Цицерон назвал «Отцом истории». В его историческом труде содержится первое в античной традиции упоминание о восточном происхождении этрусков (из Лидии).
При царе Атисе, сын Манеса, во всей Лидии наступил сильный голод [от недорода хлеба]. Сначала лидийцы терпеливо переносили нужду, а затем, когда голод начал все более и более усиливаться, они стали искать избавления, придумывая разные средства… Между тем бедствие не стихало, а еще даже усиливалось. Поэтому царь разделил весь народ на две части и повелел бросить жребий: кому оставаться и кому покинуть родину. Сам царь присоединился к оставшимся на родине, а во главе переселенцев поставил своего сына по имени Тирсен. Те же, кому выпал жребий уезжать из своей страны, отправились к морю в Смирну. Там они построили корабли, погрузили на них всю необходимую утварь и отплыли на поиски пропитания и [новой] родины. Миновав много стран, переселенцы прибыли в землю омбрихов и построили там город, где и живут до сей поры. Они переименовались, назвав себя по имени сына своего царя [Тирсена], который вывел их за море, тирсенами.
Перевод Г.А. Стратановского.
Геродот. История в девяти книгах / Пер. С.А. Стратановского. Л., 1972. С. 42.
Страбон «География»
(V, 1, 6; 10–11; 2, 1–2; 3, 1)
Известный греческий географ Страбон (60 г. до н.э. – 25 г. н.э.) не ограничивался только географическими данными, но часто давал ценные исторические сведения. Страбона называют отцом исторической географии. Основной труд Страбона, «География», состоит из 17 книг, посвящен описанию стран Европы, Африки, Азии. В частности, в приведенных ниже фрагментах речь идет об областях и племенах древней Италии, о происхождении этрусков с Востока и об их влиянии на римскую культуру.
Области и племена древней Италии; восточная версия происхождения этрусков, их ранняя история, влияние на римскую культуру:
(1, 6) Итак, в древности большинство кельтов жило в области реки Пада. Самым большим кельтским племенем были бойи и инсубры и те сепоны, которые вместе с гезатами некогда приступом овладели территорией Рима. Впоследствии римляне совершенно уничтожили эти племена, а бойев изгнали из этих мест. Бойи переселились в земли по реке Истру, жили вместе с таврисками, воюя с дакийцами, пока все их племя не было уничтожено; земли же свои в Иллирии они оставили соседям на пастбища для овец. Инсубры, однако, существуют еще и теперь. Столицей их стал Медиолан, прежде бывший простым селением; теперь же это значительный город по ту сторону Пада, почти уже соприкасающийся с Альпами.
(1, 10) Народности по эту сторону Пада владеют всей областью, включая Апеннинские горы в сторону Альп вплоть до Генуи и Сабатов. Большую часть этой страны прежде занимали бойи, лигуры, сеноны и гезаты. Однако после изгнания бойев и уничтожения сенонов и гезатов теперь здесь остались только лигурийские племена и римские поселения. С римлянами смешались также племя амбриков, а кое-где и тирренцы….
(1, 11) … Таково до сих пор мое описание первой части Италии. (2, 1) Второй частью мы назовем Лигурию, которая находится в самих Апеннинских горах между Кельтикой и Тирренией… Третью часть образует соприкасающаяся со второй частью страна тирренцев, которые занимают равнины вплоть до реки Тибра. С востока эту страну большей частью омывает эта же река до своего устья, а на другой стороне — Тирренское и Сардинское моря. Тибр течет с Апеннинских гор и наполняется водами множества притоков, так как в некоторой части своего течения он проходит через самую Тиррению, а дальше сначала отделяет от Тиррении Омбрику, а затем Сабинскую область и Лациум около Рима вплоть до побережья. Последние области расположены в ширину приблизительно параллельно реке и Тиррении, а в длину они параллельны друг другу. Они простираются до отрогов Апеннин вблизи Адриатического моря: сначала идет Омбрика, потом страна сабинян и, наконец, вся область латинов, начинающаяся от реки. Страна латинов находится, таким образом, между побережьем от Остии до города Синуессы и областью сабинян (Остия — это гавань Рима, где впадает в море Тибр, протекающий у города) и простирается в длину до Кампании и Самнитских гор или скорее соприкасается с Апеннинами в области вестинов, пелигнов и марсов. Наконец, омбрики обитают между областью сабинян и Тирренией, и страна их простирается через горы до Аримина и Равенны. Тиррения же начинается от своего моря7 и Тибра и оканчивается у самой подошвы гор, окружающих ее на пространстве от Лигурии до Адриатического моря. Подробное описание я начну с Тиррении.
(2, 2) Римляне называют тирренцев этрусками или тусками. Греки же, как передают, назвали их так по имени Тиррена, сына Атиса, который отправил сюда поселенцев из Лидии. Один из потомков Геракла и Омфалы, Атис, во время голода и недорода оставил Лида, одного из двух своих сыновей, по жребию себе, а другого, Тиррена, с большей частью своих людей отправил за море. По прибытии в эту страну он назвал ее по своему имени Тирренией и основал 12 городов, назначив «устроителем» их Таркона (по его имени назван город Тарквиний). Он отличался с детства великим разумом и потому, как рассказывает миф, даже родился седым. Находясь под властью одного правителя, тирренцы были сначала весьма могущественными, но в позднейшие времена, как кажется, их объединение было уничтожено, и они под давлением соседних народностей распались на отдельные города. Действительно, они, пожалуй, не могли бы иначе, оставив свою благословенную землю, заняться морским разбоем, посылая одни пиратские шайки в одно, другие — в другое море. Правда, там, где они действовали согласованно, они не только могли защитить себя от нападения противников, но и в свою очередь нападать и даже совершать дальние походы. По основании Рима в Тиррению прибыл из Коринфа Демарат с большим числом людей. Жители Тарквиний приняли его, и он женился на местной женщине и имел от нее сына Лукумона. Последний, став другом Анка Марция, царя римлян, воцарился после него под именем Луция Тарквиния Приска8. Он сам украсил Тиррению (а еще раньше его отец): отец — с помощью многочисленных ремесленников, прибывших вместе с ним с его родины, а сын — средствами, полученными из Рима. Утверждают, что триумфальные и консульские украшения и вообще украшения должностных лиц были перенесены в Рим из Тарквиний, так же как фасции, топоры, трубы, священные обряды, искусство гадания и музыка.
(3, 1) Сабиняне населяют узкую область, которая простирается в длину на 1 000 стадий от Тибра и маленького городка Номента до области вестинов…По всей сабинской стране особенно возделываются маслина и виноград и добывается много желудей. Страна весьма пригодна для разведения всевозможного домашнего скота и в особенности славится удивительной породой реатинских мулов… Сабиняне являются древнейшей народностью и исконными жителями страны. Пикентинцы и самниты — колонисты сабинян, луканы — самнитов, а бреттии — луканов. Древний облик сабинян можно считать доказательством их храбрости и других доблестей, благодаря которым они удержались до настоящего времени. Историк Фабий9 говорит, что римляне только тогда впервые осознали свое богатство, когда стали владыками этого племени.
Перевод Г.А. Стратоновского.
Страбон. География в 17 книгах / Пер. С.А. Стратановского. М., 1964. С. 201–214.
Дионисий Галикарнасский «Римские древности»
(I, 26–30)
Дионисий Галикарнасский (I в. до н.э.) — греческий ритор и писатель. Известно, что он приехал в Рим в последний период гражданских войн и прожил там свыше 20 лет. Плодом всей его жизни был труд «Римские древности», состоявший из 20 книг, из которых сохранились полностью первые девять и отрывки из остальных. В приведенном ниже фрагменте Дионисий представляет различные точки зрения античности на происхождение этрусков; особое место занимает «теория автохтонности».
(26) … Одни считают тирренцев исконными жителями Италии, другие считают их пришельцами. Про их название те, кто считает их туземным народом, говорят, что оно им дано от того вида укреплений, которые они первые из живущих в той стране стали у себя воздвигать: у тирренцев, как и у эллинов, окруженные стенами и хорошо прикрытые строения-башни — называются тирсами или тиррами; одни полагают, что их название дано им из-за того, что у них имеются такие постройки, подобно тому, как и мосинойки, живущие в Азии, названы так из-за того, что живут за высокими деревянными частоколами, словно в башнях, которые у них называются мосинами.
(27) Другие, которые считают их переселенцами, говорят, что вождем переселенцев был Тиррен, и что от него получили свое название и тирренцы. А сам он был по происхождению Лидиец из земли, ранее называвшейся Меонией… У Атиса… родились два сына: Лид и Тиррен. Из них Лид, оставшийся на родине, унаследовал власть отца, и по его имени и земля стала называться Лидией; Тиррен же, став во главе уехавших для поселения, основал большую колонию в Италии и всем участникам предприятия присвоил название, происходящее от его имени…
(28) … Гелланик Лесбосский10 говорит, что тирренцев раньше называли пеласгами11, когда же они поселились в Италии, то приняли название, которое имели в его время… Пеласги были изгнаны эллинами, они оставили свои корабли у реки Спинеты в Ионическом заливе, захватили город Кротон12 на перешейке и, двинувшись оттуда, основали город, называемый теперь Тирсенией…
(29) … Мне же кажется, что ошибаются все, считающие тирренцев и пеласгов за один народ; что они могли заимствовать друг у друга название, не вызывает удивления, так как нечто подобное происходило и у некоторых других народов как эллинских, так и варварских, как, например, у троянцев и фригийцев, живших поблизости друг от друга (ведь у многих народов происхождение считается общим, и такие народы отличаются между собой только по названию, а не по своей природе). Не меньше, чем в других местах, где происходило смешение названий у народов, такое же явление наблюдалось и среди народов Италии. Было же такое время, когда эллины называли латинов, умбров и авзонов и многие другие народы тирренцами. Ведь продолжительное соседство народов делает затруднительным для отдаленных жителей их точное различение. Многие историки предполагали, что и город Рим — тирренский город. Я соглашаюсь с тем, что у народов происходит перемена названия, а потом перемена в образе жизни; но я не признаю, чтобы два народа могли обменяться своим происхождением; я опираюсь в данном случае на то, что они при этом отличаются друг от друга во многих отношениях, особенно же речью, причем ни одна не сохраняет в себе никакого сходства с другой. «Ведь кротонцы, — как говорит Геродот, — не говорят на одном языке ни с кем из живущих по соседству с ними, ни плакийцы не имеют общего с ними языка. Ясно, что они принесли с собой особенности языка, переселяясь в эту страну, и оберегают свой язык». Разве покажется кому-нибудь удивительным, что кротонцы говорят на том же диалекте, как и плакийцы, живущие в Геллеспонте, раз те и другие первоначально были пеласгами, и что язык кротонцев не похож на язык тирренцев, живущих с ними в близком соседстве…
(30) Опираясь на такое доказательство, я и думаю, что тирренцы и пеласги разные народы. Не думаю я также, что тирренцы выходцы из Лидии, ведь говорят они не на одинаковом языке, и даже нельзя про них сказать, что если они говорят не на одинаковом языке, то все же сохраняют некоторые обороты речи родной земли. Они и сами полагают, что и боги у лидийцев не такие же, как у них, и законы, и образ жизни совсем неодинаковые, но во всем этом они больше отличаются от лидийцев, чем даже от пеласгов. Ближе к истине находятся те, кто утверждает, что это ни откуда не прибывший, но туземного происхождения народ, поскольку к тому же обнаруживается, что это очень древний народ, не имеющий ни общего языка, ни образа жизни с каким-либо другим племенем. Эллинам же ничто не мешает обозначать его таким названием как бы из-за постройки башен для жилья, или как бы по имени их родоначальника. Римляне же обозначают их другими названиями, а именно: по имени Этрурии, земли, в которой они проживают, они и самих людей называют этрусками. А за их опыт в исполнении священнослужений в храмах, которым они отличаются от всех других народов, римляне называют их теперь менее понятным названием тусков, раньше же называли, уточняя это название по греческому его значению, тиосками… сами же они себя называют точно так же (как и в других случаях) по имени одного из своих вождей рассенами…
Перевод В.С. Соколова.
Хрестоматия по истории древнего мира / Под ред. В.В. Струве. Т. III. М., 1953. С. 10–12.
Достарыңызбен бөлісу: |