Натуралистический театр и драматургия Герхарта Гаутмана
Герхарт Гауптман – крупнейший драматург Германии конца 19 – начала 20 века. Лауреат Нобелевской премии (1912), признанный мастер драматургического искусства. Драматург на протяжении нескольких десятилетий был «сейсмографом», который точно ощущал толчки своей эпохи и сумел в своих драмах поставить вопросы, которые диктовала сама жизнь. Он родился 15 ноября в Селезии, в Оберзальцбруннене, в зажиточной крестьянской семье. Прадед и дед его были ткачами, а Герхарту суждено было стать певцом рабочего класса. Ребенком он был задумчив и мечтателен. Школьную дисциплину переносил с трудом. В Гауптмане довольно рано проснулось стремление к творчеству, и по окончании своей средней школы он поступил в королевскую художественную школу в Бреславе на скульптурное отделение. В 1882 он покинул школу. Предлогом послужила болезнь. Но на самом деле причина была в неудовлетворенности, в сознании неправильно избранного пути. По настоянию брата Карла Гаутмана (немецкий писатель, философ), Герхарт поступил в университет в Иене, где изучал естественные и философские науки. В 1883 Гаутман предпринял путешествие по Италии и Испании. Где снова пережил увлечение скульптурой. Писательский талант Гаутмана проявился сразу в разных жанрах. Прежде чем найти себя как драматурга, Гаутман испробовал свои силы как лирик и прозаик. Стихи, рассказы и романы он писал в течение всей долгой жизни. В литературе он дебютировал как рассказчик. Написав в 1887 новеллы «Масленица», «Железнодорожный сторож Тиль». В них проявилось мастерство писателя рисовать характеры из народной среды. 20 октября 1889 стал знаменательным днем не только в творческой биографии Гаутмана, но и в истории немецкого театра. В этот день в Берлине для театрального объединения «Свободная сцена» был поставлен спектакль по пьесе Гаутмана «Перед восходом солнца». Пьеса была «социальной драмой». Как и другие писатели-натуралисты Гаутман обращается к жгучим социальным проблемам. В драме три главных действующих лица: Лот, Гофман и Елена. Елена – дочь разбогатевшего крестьянина Краузе – принимает сторону Лота. Она ненавидит окружающую ее среду и погрязших в разврате родных, особенно инженера Гофмана, который женился на ее сестре по расчету. Характеры и идеалы главных героев выявляются в ходе дискуссии о жизни углекопов. Лот стремится к тому, чтобы сделать жизнь рабочих счастливее, а Гофман призирает рабочих, он называет их «милейшей чернью». М.Горький считал, что «это лучшая из пьес Гаутмана». В пьесе присутствуют многие натуралистические моменты: преувеличенное внимание к проблеме наследственности, деградации семьи. Рисуя образы пьяницы Краузе, его супруги, Кааля, Гаутман нагнетает натуралистические подробности. Пьеса «Одинокие» (1891) открыла Гаутману доступ на сцены многих европейских театров, выдвинув его в число виднейших драматургов Германии. В драме «Одинокие» затронут целый ряд вопросов, которые выводят драму за пределы «семейной». «Одинокие» - не только рассказ о довольно обычном явлении - неудачном браке между неравными в интеллектуальном плане людьми – эта драма людей, протестующих против узкости и косности окружающих. Герой «Одиноких» молодой ученый Фокерат кончает жизнь самоубийством не от того, что семья против его дружбы со студенткой Анной Мар, Фокерат одинок потому, что превращается в аристократа науки. Толчком к созданию «Одиноких» послужили живые наблюдения: в частности судьба брата Карла Гаутмана – типичного интеллигента, непонятого своими близкими. В пьесе «Одинокие» звучит русская тема. Анна Мар – русская студентка. В спектакле зритель «Одиноких» слышит известную русскую революционную песню «Замучен тяжелой неволей», становится свидетелем спора героев о рассказе Гаршина «Художники». В 1899 Станиславский К.С. и Немирович – Данченко поставили с блеском пьесу «Одинокие» на сцене МХАТа, трактовав драму, как морально - философскую. В 1892 Гаутман написал шедевр, не имеющий равного в мировой литературе. Героем этой драмы является толпа. В драме «Ткачи» реалистические тенденции натурализма достигли высшей точки. Эта драма реально изобразила чувства и мысли униженных и оскорбленных, наглядно показав антагонизм общества. Эта критика общественной системы нашла свое продолжение в плутовских комедиях «Бобровая шуба» (1893) и «Красный петух» (1901). Эта убийственная сатира на верхи вильгельмовской Германии. Тупой представитель государственной власти (Верхан) и буржуа – собственник (рантье Крюгер) подвергаются осмеянию в результате проделок жизнерадостной матушки Вольфен, которая за их счет хочет восстановить справедливость в распределении материальных благ. Матушка Вольфен- первая в ряду образов великих пройдох, появившихся в литературе в 20 веке. То, что в этой пьесе еще представлялось как борьба за скромный достаток и производило комическое впечатление, превратилось в продолжение «Бобровой шубы» - драме «Красный петух» - в преступление и в трагикомедию. Овдовевшая матушка Вольфен решается на очередное жульничество, которое превышает ее возможности: поджог, после которого ей должны выплатить страховку за сгоревший дом, становится для нее роковым и она запутывается в собственных уловках. Начиная с «Красного петуха», Гаутман не раз обращался к жанру трагикомедии, который удачнее всего выражал смешение трагического и мерзкого в поступках действующих лиц. Пьеса «Роза Бернд»(1903) разрабатывает тему убийства матерью ее незаконнорождённого ребенка и показывает одиночество человека среди людей, думающих только о собственной выгоде; жизнь заставляет их совершать поступки, смысла которых они не понимают. Гаутман, написавший сорок две законченные пьесы, был самым продуктивным драматургом в немецкой литературе. Завершающим творением Гаутмана стала тетралогия об Атридах. Античный сюжет получает у Гаутмана новое толкование. В «Ифигении в Дельфах»(1941), «Ифигении в Авлиде»(1943), «Смерти Агамемнона»(1944) и «Электре»(1944) автор рисует мрачные картины убийств, грабительских войн, человеческих жертвоприношений. Устами древних греков Гаутман осуждает войну:
Мы не хотим войны!
Хотим мы хлеба!
В мрачные годы войны Гаутман оказался в духовном одиночестве. Он открыто не выражал своего отношения к гитлеровскому варварству, но оно вызывало в нем отвращение. Скончался писатель 06 06 1946 на 84-м году жизни и был похоронен, как и завещал, перед восходом солнца на острове Хиддензее.
15.11.21 Базекина А.А.
Достарыңызбен бөлісу: |