Горький На дне Система уроков



Pdf көрінісі
бет1/6
Дата05.12.2022
өлшемі0.55 Mb.
#466497
түріУрок
  1   2   3   4   5   6
Горький На дне Система уроков



Система уроков по драме Горького "На дне" 
Спор об истине продолжается 
 
Урок №1. Социальные типы в драме "На дне" 
...есть земля, неудобная для посева... 
и есть урожайная земля... 
что ни посеешь на ней - родит... 
Человек - может добру научить. 
М. Горький 
Д/з к уроку: 

Прочитать пьесу М. Горького "На дне" 

Заполнить по ходе прочтения таблицу: 
Герой 
Профессия, 
чем 
занимается 
Прошлое О чём 
мечтает 
Речевая 
характеристика 
Как 
отнёсся к 
утешению 
Луки 
Что 
говорить 
после 
ухода 
Луки 
Судьба 
героя 
Васька 
Пепел 
Клещ 
Анна 
Настя 
Бубнов 
Барон 
Сатин 
Актёр 

Индивидуальное домашнее задание: Доклад "История создания пьесы" 
История создания и постановки пьесы (слово учителя или доклад учащегося) 
Пьеса "На дне", написанная в 1902 году, была сразу поставлена на сцене МХАТа, переведена 
на многие европейские языки, спектакли шли не только в Европе, но и в Японии. 
В 1998 году во Франции прошёл спектакль "На дне", поставленный режиссёром, а актёрами 
стали люди дна. Спектакль готовили год. 
Во времена Горького успех спектакля был вызван тем, что она ставила остро не только 
социальные проблемы, актуальные для России, но и философские, главная из которых - о сущности 
человека, о его назначении. 
Б. Бялик в книге ""На дне" как философская драма", 1977 писал: "В начале 900-х годов голод в 
деревне совпал с жесточайшим промышленным кризисом. На краю голодной смерти оказалось около 
30 миллионов крестьян. Потомки голодных хлынули в города, они были встречены полицейскими 
кордонами. Безработных из городов отправляли в деревни, обрекая их на верную голодную смерть. 
"Дно" стало реальной угрозой почти для половины населения России. Люди переполняли ночлежки, 
трущобы, подвалы. Говорить о людях "дна" в официальной печати было очень трудно, о них 
сообщали только нелегальные издания. 
Работа над пьесой началась в 1900 году. В январе следующего года Горький писал 
Станиславскому: «Затеял еще одну пьесу. Босяцкую. Действующих лиц человек двадцать. Очень 
любопытно, что выйдет!» 
Пьеса «На дне» была написана в 1902 году для труппы Московского Художественного 
общедоступного театра. По словам Горького, пьеса появилась в результате двадцатилетних 


наблюдений над миром «бывших людей», к которым он относил «… не только странников, оби-
тателей ночлежек и вообще «люмпен-пролетариев», но и некоторую часть интеллигентов, 
оскорбленных и униженных неудачами в жизни». Как указывал сам писатель, он наблюдал 
прототипов своих героев в Нижнем Новгороде: артист Колосовский-Соколовский послужил 
прототипом Актера: Бубнова Горький писал не только со своего знакомого босяка, но и с одного 
интеллигента, своего учителя; образ Насти во многом заимствован из рассказов Клавдии Гросс. 
Постановка пьес Горького была запрещена. Чтобы поставить «На дне», необходимо было 
ходатайство театрального общества или местного губернатора. «Пришлось ехать в Петербург
отстаивать чуть ли не каждую фразу, скрипя сердце делать уступки и, в конце концов, добиться 
разрешения только для одного Художественного театра», — вспоминал впоследствии о постановке 
«На дне» В. Н. Немирович- Данченко. От бесед с тогдашним начальником Главного управления по 
делам печати, профессором Зверевым, у него осталось впечатление, что «На дне» была разрешена 
только потому, что власти рассчитывали на оглушительный провал пьесы. 
18 декабря, спустя четыре с половиной месяца после ее создания, состоялось первое 
представление пьесы, опубликована она была лишь через полтора месяца. Пьеса имела огромный 
успех. Доказательство тому множество газетных публикаций. Вот одна из них: «…Овация приняла 
небывалые размеры. Горький был вызван более 15 раз. Нечто не поддающееся описанию». Очевидцы 
и критика тех лет такой успех «На дне» в МХТ связывали с образом Луки, созданным в спектакле 
Иваном Москвиным. И в остальных ролях были задействованы ведущие актеры театра. Так, К. 
Станиславский играл Сатина, В. Качалов — Барона, О. Книппер-Чехова — Настю. 
М. Горький в письме к издателю Пятницкому (1902 г.) писал: "Успех пьесы исключительный, 
я ничего подобного не ожидал. Игра поразительная! Качалов изумительно хорош! Чудесные 
артисты!" 
Беседа 

Прочитайте, где происходит действие пьесы (см. стр. 22) 

Проанализируйте описание ночлежки в начале 1 действия. Какие языковые средства 
использует автор? В каком цвете рисуется эта картина? Какое настроение создаётся? 

Предположим, что пьеса имеет другое название: "В подвале", "В пещере", "Подземелье", "В 
ночлежке". Докажите, что выбранное Горьким название более точно и ёмко. (Первоначально 
пьеса назвалась "Без солнца", "Ночлежка", "Дно", "На дне жизни". И наконец, по совету 
Немировича-Данченко, стала называться "На дне". С тех пор это выражение стало крылатым, 
закрепившись за определённым понятием - центральным образом пьесы, образом "дна 
жизни". Здесь изображаются люди, опустившиеся не только в материальном, нравственном, 
но и духовном плане) 
Чтение по ролям или просмотр видео. Первые реплики пьесы. 
Перед просмотром или прочтением предлагаются вопросы: 

Каковы реплики героев? О чём они говорят? Как? Слышат ли они друг друга? 
Проверка домашнего задания (таблицы) 

Расскажите, что привело в ночлежку Актёра? Что мы узнаём о его прошлом? (Он бывший 
актёр, играл в "Гамлете" второго могильщика. Стр. 25, 44, 54) 

Расскажите, что привело в ночлежку Барона. Что мы узнаём о его прошлом? (Он, видимо, 
бывший дворянин. Бубнов: "Кто его знает? Барин, это верно... Он и теперь нет-нет, да вдруг и 
покажет барина из себя. Не отвык, видно, ещё". стр. 80-81) 

Расскажите, что привело в ночлежку Сатина. Что мы узнаём о его прошлом? (Он карточный 
шулер. Любуется непонятными окружающим словами, таким образом он утверждает тему 


человеческого достоинства. Раньше он служил на телеграфе, был образованным человеком. 
стр. 25, 69. Сидел в тюрьме, а потом - нет ходу. А в тюрьму попал за убийство из-за сестры) 

Расскажите, что привело в ночлежку Настю. Что мы узнаём о его прошлом? (Она 
проститутка, читает книгу "Роковая любовь" из французской жизни с главным героем-
красавцем студентом. ,Она живёт этой книжкой, как своей мечтой, она ушла в этот 
выдуманный мир, отгородившись им от страшной реальной действительности. стр. 57-58) 

Расскажите, что привело в ночлежку Клеща. Что мы узнаём о его прошлом? (Он слесарь. Ему 
очень трудно живётся, он хочет трудиться, а жизнь выбросила его на "дно") 

В чём причина того, что Клещ попал на дно? (Из-за лени, по случаю болезни жены, кризис, 
безработица) 

Расскажите, что привело в ночлежку Бубнова. Что мы узнаём о его прошлом? (Он был 
скорняком, имел своё заведение. стр. 26, 68. У жены был любовник, и он хотел жену убить, но 
вовремя ушёл. Мастерская на жену была, но он всё равно её бы пропил. "И ещё - ленив я. 
Страсть как работать не люблю".) 

Какой мы видим в начале пьесы Анну? Что видела она в прошлом? (Анна - жена Клеща. Она 
стонет, сетует, умирает, есть не хочет. "Побои... обиды... ничего кроме - не видела я... ничего 
не видела!" стр. 42) 

Что мы узнаём о настоящем и прошлом Васьки Пепла? (Он вор, любовник Василисы 
Костылёвой. стр. 47. Отец был вором, и ему то же заказал. стр. 48, 64) 
Слово учителя (под запись): Таким образом, предметом изображения в пьесе становится сознание 
людей, выброшенных в результате глубинных социальных процессов на дно жизни. Чтобы 
воплотить этот предмет изображения, надо было найти соответствующий конфликт.
Беседа 

Есть ли в пьесе социальный конфликт? (Да) 

Между кем и кем? Каков он? (Это конфликт между хозяевами ночлежки Костылёвыми и её 
обитателями. Но этот конфликт статичен, лишён динамики. Это происходит потому, что 
Костылёвы сами не так уж далеко ушли в социальном плане от обитателей ночлежки) 

Таким образом, социальный конфликт есть, но не он организует действие. Может быть есть 
любовный конфликт? 

Задание: проследите развитие любовного сюжета в драме. 


Работа на доске или ИД 
Слово учителя: Но любовный конфликт не может организовать сценического действия и стать 
основой драматургического конфликта хотя бы потому, что, разворачиваясь на глазах у 
ночлежников, он не затрагивает их самих. Они живо заинтересованы в перипетиях этих отношений, 
но не участвуют в них, оставаясь лишь сторонними зрителями. 
Ещё раз повторю, что Горького интересует сознание ночлежников. Такой предмет 
изображения характерен для жанра философской драмы. Для своей пьесы Горький избрал 
новаторскую форму. На сцене воспроизводится обыденная жизнь: происходят мелкие ссоры между 
ночлежниками, кто-то из героев появляется и исчезает. Но не это главное. Сюжет проявляется не в 


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет