НЕОРАЦИОНАЛИЗМ – течение в философии науки в первой половине ХХ века, существовавшее во Франции и Швейцарии и объединенное в «Союз рационалистов» (осн. в1930 и существует до сих пор). Среди основных его представителей Г.Башляр, Ф.Гонсет, Э.Мейерсон, Ж.Л.Детуш, П.Феврие, Ж.Пиаже. Н. противостоял настроениям скептицизма и мистицизма, утвердившимся после Первой мировой войны и стремился на основе обобщения опыта революции в физике и математике ХХ в. не только защитить, но и перестроить рационализм. Важную роль играет в Н. осмысление роли математики в естествознании и применение аппарата прежде всего дедуктивных наук, математической логики и теории инвариантов при построении новых областей знания (Э.Мейерсон «La deduction relativiste”, «Релятивистская дедукция», Париж,1925; Ж.Пиаже, Piaget J. Programme et metodes de l epistemologie genetique // Beth W.E., Mays W., Piaget J. Epistemologie genetique et recherché psychologique. Etudes d epistemologie genetique. Vol.1-Ш. Paris. 1957; Destouches J.-L. Physique moderne et philosophie. Paris.1939.). Усматривая в картезианстве классический способ мысли, Башляр. развертывает понимание некартезианской,или неклассической, эпистемологии, а Пиаже, используя теорию групп, построил генетическую психологию и эпистемологию. Осн. принципы Н.: 1) многообразие форм рациональности; 2) существование эпистемологических разрывов и препятствий в истории мысли (Г.Башляр); 3) фунд.значимость экспериментального метода; 4) теоретическая нагруженность эмпирич. знания; 5) существование прогресса в рациональном научном знании и его влияния на динамику культуры; 6) расширенная трактовка генезиса теории, который включает в себя воображение, интуицию и др.; 7) выявление ряда принципов совр. науки (неопределенности, дополнительности), которые свидетельствуют об отказе от редукции сложных объектов к простым и к анализу сложных системно-организованных объектов; 8) некоторые защитники Н. (Ж.Л.Детуш, П.Феврие, Ф.Гонсет) отстаивали значимость диалектики как метода совр. науки; 9) защита детерминизма и вместе с тем критика субстанциализма класс. науки. Показательны исследования Г.Башляра о роли воображения в культурном творчестве и представлений о четырех стихиях (огня, воды, воздуха, земли) в науке и в поэзии. Н. оказал влияние на историков науки и франц. эпистемологов (Ж.Кангилем, М.Фуко), на выявление оппозиций в архаическом мышлении в структурализме (К.Леви.-Строс).
Соч.: Башляр Г. Новый рационализм. М., 1967; Башляр Г. Психоанализ огня. М., 1993;Башляр Г. Земля и грезы о покое. М.. 2001;Башляр Г. Грезы о воздухе. М.,1999; Башляр Г. Земля и грезы воли. М.,2000; Башляр Г. Избранное. Поэтика пространства. М., 2004; Bachelard G. La dialectique de la duree. Paris.1936.
Лит.: Зотов А.Ф. Концепция науки и ее развития в философии Г.Башляра // В поисках теории развития науки. М.,1982; Визгин В.П. Эпистемология Гастона Башляра и история науки. М.,1996; Chimisso Ch. Gaston Bachelard. Critic of Science and the Imagination. N.Y., 2001. L epistemologie francaise. 1830-1970. Paris. 2006.