Департамент культуры города Москвы
Управление культуры ЮЗАО
Государственное бюджетное образовательное
учреждение дополнительного образования детей
города Москвы «Детская музыкальная школа №8
имени Аркадия Островского»
Принято на заседании «УТВЕРЖДАЮ»
Педагогического совета Директор ГБОУДОД
«19» июня 2006 года города Москвы «ДМШ №8 имени
Аркадия Островского»
А.С.Герман
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
по предмету
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ
(виолончель)
Для учащихся 1-7 классов
Составитель: преподаватель ДМШ №8
имени Аркадия Островского,
М.А.Романенкова
г. Москва
2010
г.
Пояснительная записка
За время обучения педагог должен научить ученика самостоятельно разучивать и грамотно, выразительно исполнять на инструменте произведения из репертуара детской музыкальной школы. На занятиях по музыкальному инструменту ученик должен овладеть также навыками транспонирования, чтения с листа несложных произведений, ансамблевых и оркестровых партий, игры в различных ансамблях, включая виолончельный.
Основной формой учебной и воспитательной работы в инструментальном классе является урок, проводимый как индивидуальное занятие педагога с учеником.
На протяжении всех лет обучения должна проводиться планомерная и систематическая работа над всеми важнейшими разделами музыкально-технического развитая учащегося.
Необходимо развивать в нем сознательное отношение к усвоению тех или иных технических приемов, ясное представление о той художественной цели, которой они служат.
Важнейшей предпосылкой для успешного развития ученика является воспитание у него свободной и естественной постановки (организации целесообразных игровых движений).
Правильное положение корпуса, инструмента и смычка, освоение целесообразных движений, обусловленных художественно-техническими задачами — все это должно быть предметом самого пристального внимания и упорной, настойчивой работы педагога и учащегося.
Постоянное внимание следует уделять точной интонации и качеству звукоизвлечения — важнейшим средствам музыкальной выразительности. Для выработки точной интонации необходимо целенаправленно развивать музыкальный слух ученика, чувство самоконтроля.
Для успешного освоения учебного репертуара детской музыкальной школы необходимо также владение позициями и их соединениями, основами штриховой техники и разнообразной вибрацией.
Важно отметить, что начало работы над вибрацией не следует форсировать. К работе над вибрацией следует приступить, когда учащийся усвоит необходимые постановочные и двигательные навыки, в частности, изучит хотя бы первые позиции. При этом необходимо стремиться к формированию у учащегося внутренней потребности к вибрации.
Педагог должен привить ученику навыки использования грамотной, осмысленной аппликатуры, наиболее полно раскрывающей художественное содержание произведения.
Большое значение для музыкального развития учащихся имеет работа с концертмейстером. Исполнение учеником произведений с аккомпанементом обогащает музыкальные представления учащихся, помогает лучше понять и усвоить содержание произведения, укрепляет и совершенствует интонацию и ритмическую организацию учащихся, заставляет добиваться согласованного ансамблевого звучания.
Продвижение учащихся во многом зависит от правильной организации их самостоятельных домашних занятий. Очень важно научить учащихся рационально использовать время, отведенное для работы дома. Развитие навыков самостоятельной работы у учащихся позволяет педагогу более плодотворно использовать время в процессе классных занятий, больше наблюдать за учеником, выявляя и развивая его индивидуально-психологические и физические особенности.
Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного исполнения, другие для показа в условиях класса, третьи — с целью ознакомления. Все это обязательно фиксируется в индивидуальном плане ученика.
Для исполнения на концертах-зачетах в течение учебного года, а также экзаменах в программе даны различные по уровню трудности примерные перечни музыкальных произведений. Это поможет педагогу осуществить дифференцированный подход к обучению учащихся.
Учет успеваемости
Успеваемость учащихся в игре на инструменте учитывается на экзаменах, концертах-зачетах, контрольных уроках, а также открытых концертах, конкурсах, прослушиваниях к ним и т. д.
На выпускные экзамены выносятся четыре произведения различных жанров и форм несколько этюдов, пьес и крупная форма.
В течение учебного года учащиеся выпускного 7-го класса выступают на прослушиваниях с исполнением (без оценки) произведений выпускной программы.
В остальных классах учащиеся, как правило, выступают на концертах-зачетах. В течение учебного года для показа на концертах-зачетах педагог должен подготовить с учеником 3— 4 произведения, различных по жанру и форме. Концерты-зачеты проводятся систематически. Таким образом, педагог получает возможность показывать ученика по мере подготовки репертуара.
Подвинутым, а также профессионально ориентированным учащимся рекомендуется в течение учебного года выступить не менее трех раз произведений различных жанров и форм. Количество произведении для исполнения не ограничивается.
Участие в отборочных прослушиваниях, концертах, конкурсах и т. д. приравнивается к выступлению на академическом концерте.
Проверка технической подготовки учащихся, а также умение читать ноты с листа, музыкально грамотно рассказать об исполняемом произведении, транспонировать на доступном для ученика уровне осуществляется педагогом во время классных занятий на протяжении всего периода обучения, технические зачёты.
При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:
1 )оценка годовой работы ученика, выведенная на основе его продвижения;
2)оценка ученика за выступление на академических вечерах или экзамене;
3)другие выступления ученика в течение учебного года.
Годовые требования по классам
Первый класс
Развитие музыкально-слуховых представлений и образного мышления. Работа над постановкой, организацией целесообразных игровых движений.
Нотная грамота, чтение нот в басовом ключе, простейшие динамические, штриховые и аппликатурные обозначения. Изучение первой позиции в узком расположении пальцев (первое полугодие) и широком расположении пальцев (второе полугодие) .
Развитие навыков ведения и распределения смычка, изучение простейших видов штрихов: деташе целым смычком и его частями, легато по две (и четыре ноты на смычок, комбинированные штрихи, переходы со струны на струну.
Качество звучания, интонация, ритм. Простейшие упражнения для левой руки.
Гаммы и трезвучия в наиболее удобных тональностях. Исполнение народных мелодий и несложных пьес. Подготовка к чтению с листа.
В конце первого полугодия возможны изучение IV позиции, выработка начальных навыков переходов (смены позиций).
В течение учебного года проработать с учеником: три-четыре мажорных и минорных гаммы и трезвучия в одну октаву и одну-две гаммы в две октавы, 10—12 этюдов, 8—10 пьес.
Второй класс
Дальнейшая работа над развитием музыкально-образного мышления. Продолжение работы над постановочно-двигательными навыками, интонацией, звукоизвлечением и ритмом. Повышение требовательности к качеству исполнения штрихов: деташе, легато до 8 нот на смычок и их сочетаний в медленном и более подвижном темпе.
Несимметричные штрихи. Акценты. Триоли. Пунктирный ритм. Простейшие виды двойных ^нот (с применением открытых струн), закрепление навыка широкого расположения пальцев на грифе (1-й и 2-й виды), работа над развитием артикуляции пальцев в 1 позиции. Изучение позиций — IV, половинной и Ш. Начальное развитие навыков в смене позиций. Флажолеты. Настройка инструмента.
Двухоктавные мажорные и минорные гаммы и арпеджио с применением изучаемых позиций.
Использование специальной аппликатуры при смене позиций.
Развитие начальных навыков чтения нот с листа в присутствии педагога. Подготовка к игре в ансамбле на нетрудном материале.
В течение учебного года проработать с учеником: 5—6 двух-
октавных мажорных м минорных гамм и трезвучий, 8—10 этюдов, 6—10 пьес.
Третий класс
Дальнейшая работа над развитием музыкально-образного мышления и исполнительских навыков учащихся. Работа над качеством звука, сменой позиций, интонацией и ритмом. Изучение более сложных штрихов: деташе, легато до 8 нот на смычок в медленном и более подвижном темпе, комбинированные штрихи, изучение штриха мартле. Изучение штриха стаккато.
Изучение более сложных ритмов; Упражнения для развития беглости пальцев. Подготовительные упражнения к работе над трелью. Подготовительные упражнения к изучению двойных нот. Изучение II, V, VI, VII позиций (большое внимание обратить на изучение II позиции, особенно трудной в широком расположении пальцев). Закрепление навыков смены позиций. Несложные двойные (ноты, аккорды, 'натуральные флажолеты. Освоение навыка вибрации. Знакомство с теноровым и скрипичным ключом. Подготовка к изучению крупной формы. Чтение с листа легких, доступных пьес, навыки самостоятельного разбора несложного материала. Игра в ансамбле. Настройка инструмента,
В течение учебного года проработать с учеником: двухоктавные гаммы и трезвучия до 4-х знаков (минорные до 3-х знаков) в умеренном и более подвижном темпе (с примененением различных штриховых вариантов), 6—10 этюдов на различные виды техники, 6—10 пьес, из них 1—2 пьесы крупной формы.
Четвертый к л а с с
Дальнейшая работа над развитием музыкально-образного мышления и исполнительских навыков при более высоких требованиях к качеству звука и выразительности исполнения. Вибрация. Работа над интонацией, динамикой, ритмом.
Дальнейшее развитие штриховой техники: деташе, легато, мартле. Стаккато.
Закрепление навыков игры в первых четырех позициях. Изучение высоких позиций V, VI и VII. Знакомство с позицией ставки. Развитие беглости пальцев левой руки. Трель.
Более основательное изучение двухоктавных гамм и арпеджио с использованием различной аппликатуры, упражнений. Несложные хроматические последовательности. Ознакомление с трехактавными гаммами (и трезвучиями.
Чтение нот с листа. Самостоятельная работа над разбо¬ром нового материала. Изучение двойных нот и аккордов. Натуральные флажолеты.
В течение учебного года проработатьс учеником: 6—8 гамм (мажорных и минорных) и арпеджио с переходами в позиции; б—8 этюдов на различные виды техники, 6—8 разнохарактерных пьес, 1—2 произведения крупной формы.
Пятый класс
Дальнейшее развитие музыкально-образного мышления и исполнительских навыков. Развитее самостоятельности учащегося. Повышение требовательности к выразительному исполнению. Усложнение ритмических задач.
Работа над штрихами: деташе, легато, мартле, стаккакто, спиккато, сотийе. Различные их сочетания. Закрепление приемов игры в высоких позициях. Двойные ноты в пределах четырех позиций (терции, сексты). Работа над соединением позиций при игре двойными нотами. Дальнейшая работа над двух- и трехоктавными гаммами. Изучение хроматической гаммы. Работа над беглостью.
В течение учебного года проработать с учеником: трехоктавные гаммы и трезвучия, квартсекстаккорды в тональностях до 3-х и 4-х знаков различными штрихами, 6— 8 этюдов, 4—6 пьес, 2 произведения крупной формы. Чтение нот с листа.
Шестой класс
Дальнейшее развитие музыкально-образного мышления и исполнительских навыков. Совершенствование штрихов деташе, легато, мартле, сотийе. Развитие техники левой руки: трели, различные виды соединения позиций, двойные ноты. Аккорды, Флажолеты (натуральные и искусственные). Закрепление позиции ставки. Изучение 3-х октавиых гамм п трезвучий для более подвинутых учащихся — трезвучия с обращениями, секстаккорды, квартсекстаккорды, септаккорды. Гаммы в двойных нотах (терции, сексты). Начало .изучения октав. Хроматические гаммы.
Чтение нот с листа. Самостоятельная работа над посильным для ученика репертуаром.
В течение учебного года проработать с учеником: 5—6 трехоктавных гамм и трезвучий, секстаккордов, кварт- секстаккордов с применением различных штрихов, а также легато по 8, 12, 16 нот на смычок. Доминантсептаккорд с обращениями рекомендуется изучать с более подвинутыми учащимися. Две гаммы двойными нотами — терциями и секстами в пределах 4-х позиций, 5—7 этюдов, 4—6 пьес, 2 произведения крупной формы.
Седьмой класс
Дальнейшее развитие музыкально-образного мышления и исполнительских навыков. Работа над трехоктав- ными гаммами и арпеджио в медленном и подвижном темпе: гаммы до 16 нот легато, трезвучия до 9 нот легато. Развитие пальцевой беглости и штриховой техники. Гаммы в различ¬ных штриховых вариантах. Гаммы в двойных нотах, хроматические гаммы. Работа над исполнением гамм октавами. Повторение ранее пройденных гамм. Работа над штрихами. Самостоятельное разучивание учащимися музыкального произведения. Чтение с листа. Подготовка выпускной программы.
В течение учебного года проработать с учеником: 5—6 минорных и мажорных гамм и трезвучий с обращениями, в медленном и подвижном темпе различными штриховыми вариантами, 2—3 гаммы двойными нотами (терции, сексты, октавы), хроматическую гамму, 6—8 этюдов, 5—6 пьес, 2 произведения крупной формы.
Восьмой класс
Целенаправленная подготовка учащихся к поступлению в среднее специальное музыкальное учебное заведение. Изучение произведений, различных по стилям и жанрам, работа над гаммами, упражнениями, этюдами. Подготовка экзаменационной программы в соответствии с «Приемными требованиями по специальным дисциплинам для поступающих на музыкальные специальности в средние специальные учебные заведения искусств и культуры СССР».
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ РЕПЕРТУАРНЫЕ СБОРНИКИ
Раздел I
Школы игры на виолончели
Бормсяк А. Школа игры на виолончели. М.— Л., 1949
Давыдов К. Школа игры на виолончели. М., 1959
Мардеровский Л. Уроки игры на виолончели. М., 1962, < 1986
Ли С. Школа игры на виолончели. М.— Л., 1940 5. Садло К. Школа этюдов. М., 1958
Сапожников. Р. Школа игры на виолончели. М., 1965
Сапожников Р. Школа игры на виолончели (для начинающих), М., 1987
Тактакишвили Г. Школа для виолончели в 2-х томах. Тбилиси, 1959
Гаммы, арпеджио, упражнения
Кальянов С. Виолончельная техника. М., 1968
Мардеровский Л. Гаммы и арпеджио. М., 1960
Мерк И. Упражнения для виолончели. Соч. 11. М., 1927
Педагогический репертуар ДМШ. Избранные упражнения для виолончели. (Сост. и ред. И. Волчков), М., 1987
Сапожников Р. Гаммы, арпеджио, интервалы для виолончели (система упражнений), М., 1963 Ямпольский М. Виолончельная техника., М.— Л., 1939
Этюды
Бакланова Н. Методические упражнения в соединении позиций (для виолончели в сопровождении фортепиано),
М., 1955
Грановский Н. Этюды средней трудности. М., 1958, 1968
Грановский Н. Этюды для виолончели. М., 1967
Грюцмахер Ф. 24 этюда. Соч. 38. Тетр. I. М.,— Л., 1941
Грюцмахер Ф. Избранные этюды для виолончели. / Под ред. А. Лазько. М., 1967
Дотцауэр Ю. Избранные этюды. М,— Л., 1947
Дотцауэр Ю. Избранные этюды (Тетрадь I) М.— Л., 1947
Дотцауэр Ю. Этюды для виолончели. I тетрадь. Краков, 1964
Дотцауэр Ю. Этюды для виолончели (тетрадь II). Краков, 1962
Дюпор Ж. 21 этюд для виолончели: Краков, 1967
Кабалевский Д. Мажорно-минорные этюды. М., 1962
Кальянов С. Избранные этюды. М.— Л., 1951
Козолупов С. и Гинзбург Л. Сборник этюдов. М.— Л., 1946
Козолупов С., Ширинский С., Козолупова Г. и Гинзбург Л. Избранные этюды для виолончели., М., 1968
Куммер Ф. 10 мелодических этюдов. М., 1937
Ли С. Соч. 31. Избранные этюды для виолончели. Краков, 1967
Ли С. Соч. 31. 40 мелодических и прогрессивных этюдов. М.—Л., 1941
Ли С. Соч. 113. 12 мелодических этюдов. М.— Л., 1940
Ли С.) Соч. 70. Сорок легких этюдов (на 1 позиции). Краков, 1965
Мардеровский Л. 48 легких этюдов для виолончели. I и 2 классы ДМШ. М., 1956
Мардеровский JT. 25 этюдов для виолончели. М.— Л., 1950
Мардеровский Л. Избранные этюды для старших классов. М., 1966
Мардеровский Л. 32 избранны* этюда. М., 1954
Мерк И. Соч. II. 20 этюдов. Краков, 1959
Педагогический репертуар. Избранные этюды для виолончели. Тетрадь I / Сост. А. Никитин, С. Ролдугин. Л., 1984
Сапожников Р. Этюды для начинающих виолончелистов. М.—Л., 1949, 1960
Сапожников Р. (ред). Избранные этюды для виолончели. 1—4 классы ДМШ. М., 1957
Сапожников Р. Избранные этюды для виолончели, (старшие классы ДМШ). Вып. 2. М., 1955
Струев Б. Сборник этюдного материала для виолончели (на I позиции). М —Л., 1&48
Хрестоматия педагогического репертуара для виолончели. Вып. I. Часть 2. Этюды, гаммы и упражнения для I и II классов ДМШ. / Ред. и сост. Р. Сапожников. М., 1963, 1969
Хрестоматия педагогического репертуара для виолончели. Вып. 2. ,/ Ред. и сост. Р. Сапожников. М., 1961
Хрестоматия педагогического репертуара для виолончели. / Сост. Р. Сапожников. Вьип. 3, часть 2. Этюды для V клас¬са ДМШ. М., 1961
Франком О. Соч. 35. 12 этюдов для виолончели. М., 1938
Этюды для виолончели на различные виды техники. I класс ДМШ. Киев, 1976
Этюды для виолончели на различные виды техники. II класс ДМШ, Киев, 1977
Этюды для виолончели и а разные виды техники. III класс ДМШ. Киев, 1974
Этюды для виолончели на разные виды техники. IV класс ДМШ. Киев, 1980
Этюды для виолончели на разные виды техники. V класс ДМШ. Киев, 1982
53. Этюды советских композиторов для виолончели соло. Педагогический репертуар ДМШ. I—VII классы. / Сост. и педагогическая редакция А. Стогарского., М., 1972
Раздел II
Аарнэ Э. Пять пьес для виолончели и фортепиано. Л., 1966
Аветисян Т. Танец. М., 1957
Аветисям Т. Ромашс. Ерава-н, 1958
Адамя.н Г. Канцонетта. Ереван, 1956
Александров А. Четыре пьесы. М., 1959
Альбом виолончелиста-любителя. / Ред.— сост. А. Бендицкого, Вып. 2., М., 1967
Арутюнян А. Экспромт. Пьесы. 5—6—7 классы ДМШ. Под общей редакцией Л. С. Гинзбурга. М., 1955, 1956
Бакланова Н. 12 легких пьес для виолончели и фортепиано М.,— Л., 1948
Бакланова Н. Мелодические упражнения в соединении позиции (для виолончели в сопровождении фортепиано).
М., 1955
Барток Б. Детям. Для виолончели и фортепиано. Будапешт, 1957
Бах И. С. Пьесы. / Сост. Ю. Челкаускас. М., 1978
Боккерини Л. Менуэт Соль мажор. М., 1933
Виолончель. Учебный репертуар I и 2 классы ДМШ. Киев, 1968
Виолончель. Учебный материал для 3 и 4 классов ДМШ, Вып. 2 Киев, 1968
Виолончель. 2 класс. Учебный репертуар детских музыкальных школ. Киев. «Музыкальная Украина», 1985
Виолончельные пьесы.,/ Сост. А. Карьюм. Таллин.
Виолончельные пьесы для бас-кобыза или виолончели. Алма-Ата, 1966
Восемь пьес для скрипки и виолончели. / Переложение для виолончели И. Турич. Баку, 1952
Гендель Г. Классики—юношеству. Переложение для виолончели и фортепиано. / Сост. Ю. Челкаускас. М., 1976
Гендель Г. Менуэт из VI трио-сонаты. / Переложение Ю. Челкаускаса. Пьесы зарубежных композиторов для виолончели и фортепиано. М., 1971
Глазунов А. Две пьесы. М — Л., 1949
Глазунов А. Четыре пьесы. М., 1959
Глиэр Р. Соч. 51. Шесть листков из альбома. / Ред. С. Ширинского. Вып. I. М.— Л., 1951, 1970
Глиэр Р. Соч. 51. Шесть листков из альбома. / Ред. С. Гинзбурга. Вып. 2. М., 1953
Глинка М. Пьесы (переложение для виолончели и-фортепиано). Средние и старшие классы ДМШ. \/ Ред.—сост. Ю. Челкаускас. М., 1982
Глушков П. Пьесы. Киев, 1959
Гравитис О. Пьесы. Рига, 1957
Гречанинов А. Ранним утром. Соч. 126 «б». Десять детских пьес. / Ред. партии виолончели Л. Гинзбурга. М.— Л., 1951
Гурилев А. Ноктюрн. ,/ Перелож. А. Власова. М.— Л., 1951
Детские пьесы для виолончели и фортепиано (младшие и средние классы ДМШ). Вып. 3. / Ред.— сост. Ю. Страшникова М., 1980
Довженко Ю. Три пьесы для виолончели и фортепиано. Киев, 1962
Жербин М. Три пьесы. Киев, 1964
Избранные пьесы русских и советских композиторов. 6— 7 классы ДМШ. / Ред.— сост. Т. Мчеделова. М., 1969
Ипполитов-Иванов М. Соч. 19. Романс. М.— Л., 1951
Кабалевский Д. Альбом пьес для юных виолончелистов. / Сост. и переложение Ю. Челкаускаса. М., 1975
Кондратьев С. Три пьесы для виолончели и фортепиано. М.— Л., 1951
Крейн Ю. Пьесы для (виолончели. I—IV классы ДМШ. Под ред. А. Стогорского. М., 1961
Крюков В. Соч. 13. Пять пьес для скрипки, альта и виолончели. М., 1959
Лагидзе Р. Песня. Тбилиси, 1953
Лацитэ П. Две миниатюры. Рига, 1956
Левич О. Новеллетта. Киев, 1955
Леклер Ж. Сарабанда (Обр. Л. Шульца)
Леклер Ж. Тамбурин (Обр. Ж. Сальмона) М., 1937
Люлли Ж. Сарабанда фа минор
Лядов А. Соч. II, № 1. Прелюдия Ми мажор. <М.— Л., 1950
Мальтер Л. Три пьесы для виолончели и фортепиано. М., 1954
Мартини Дж. Андантино. Педагогический репертуар ДМШ. 3—5 классы, М., 1958
Мельников А. Четьире легкие пьесы в I позиции. М.—Л., 1951
Моцарт. В. Пьесы. Обработка для виолончели и фортепиано. / Сост. Ю. Челкаускас. М., 1982
Моцарт В. Пантомима и Паспье. М,— Л., 1937
Моцарт В. Пьесы. / Обр. для виолончели Ю. Челкаускаса. М., 1982
Нардини А. Анданте кантабиле. М., 1933
Нолинский Н. Первые уроки игры на виолончели. Л., 1961
Оганесян Э. Ноктюрн. Ереван, 1951
Педагогический репертуар. Пьесы композиторов социалистических стран. Для виолончели и фортепиано. / Сост. Ю. Челкаускас. М., 1971
Педагогический репертуар для виолончели и фортепиано. 3—5 классы ДМШ. / Переложение Л. Файяра. М., 1958
Педагогический репертуар для (виолончели. ДМШ I—IV кл. / Ред.— сост. Р. Сапожников. М., 1982
Педагогический репертуар ДМШ. I—VII кл. Детские пьесы для виолончели и фортепиано. J Сост. Ю. Челкаускас. М., 1984
Педагогический репертуар. Младшие классы ДМШ. Пьесы советских композиторов для виолончели и фортепиано. / Сост. Ю. Челкаускас. М., 1970
Педагогический репертуар ДМШ. I—VII кл. Пьесы советских композиторов. / Сост. и пед-ред. А. Стогорского. М., 1971
Педагогический репертуар ДМШ. I—VII кл. / Сост. и пед. ред. С. Кальянова. М., 1974
Педагогический репертуар для виолончели и фортепиано. 5—6—7 классы ДМШ. М., 1955
Педагогический репертуар ДМШ. Пьесы зарубежных композиторов для виолончели и фортепиано. / Сост. И. Волч¬ков. М., 1975
Педагогический репертуар музыкального училища. Пьесы советских композиторов для виолончели и фортепиано. Вып. 5. J Сост. и педагогическая редакция С. Кальянова. М, 1976
Педагогический репертуар ДМШ. Средние и старшее классы. Пьесы и сонатины советских композиторов. / Сост. и ред. С. Кальянов. М., 1976
Педагогический репертуар ДМШ. I—VII классы. Детские пьесы для виолончели и фортепиано. Вып. 4. / Сост. Ю. Челкаускас. М„ 1980
Педагогический репертуар детских музыкальных школ. Пьесы и ансамбли советских композиторов. Для виолончели и фортепиано. / Сост. и ред. Р. Сапожников. М., 1987
Педагогический репертуар для -виолончели и фортепиано. 3—5 классы ДМШ. / Переложение А. Кейяра. Редакция партии виолончели С. Кальянова. М., 1958
Перселл Г. Сельский танец. М., 1933
Популярные пьесы советских композиторов. «В часы отдыха». Вып. I i/ Сост. А. Стогорский. М., 1961
Популярные пьесы советских композиторов. «В часы отдыха». :•/ Сост. А. Стогорский. Вып. 2, М., 1962
Произведения композиторов Казахстана для виолончели (бас-кобыза) и фортепиано. / Сост. и ред. Д. Баопаева, М., 1977
Произведения композиторов Казахстана для виолончели (бас-кобыза) и фортепиано. ,/ Сост. и ред. Д, Баспаев. М., 1971
Пьесы для виолончели и фортепиано. /Собрал и переработал Т. М. Тактакишвили. Грузинская ССР.
Пьесы советских композиторов. ,/' Сост. А. Стогорский.
Пьесы советских композиторов. / Сост. А. Стогорский. Вып. 3. М., 1960
Пьесы для виолончели и фортепиано. / Сост. и ред. А. Стогорский. Вып. 2, I—IV кл. ДМШ. М., 1962
Пьесы советских композиторов. Младшие классы ДМШ. / Переложение С. Кальянова. М., 1968
Пьесы советских композиторов для виолончели и фортепиано. / Сост. и педагогическая ред. С. Кальянова. М., 1974
Пьесы советских композиторов для виолончели, фортепиано и ансамбля шиолончелистов / Сост. и педагогическая редакция Ю. Челкаускаса. М., 1972
Пьесы советских композиторов для виолончели и фортепиано. Сост. и педагогическая ред. А. Стогорского. М., 1971
Пьесы «советских и современных зарубежных композиторов для виолончели и фортепиано. ' Сост. и ред. А Васильева. М., 1978
Пьесы советских композиторов для виолончели и фортепиано. Вып. 2 / Ред. и сост. А. Стогорский. М., 1962
Пьесы советских композиторов. Ред. и сост. А. Стогорский. М., 1963
Пьесы советских композиторов. II — V классы ДМШ Ред.— сост. А. Стогорский. М., 1965
Пьесы для (виолончели и фортепиано. Вып. 3. Для младших классов / Ред. и сост. А. Стогорский. М., 1963
Пьесы для виолончели и фортепиано. Вып. 2. I—IV классы ДМШ. •/ Сост.— ред. А. Стогорский. М., 1962
Пьесы советских композиторов. Младшие классы ДМШ. /Переложение С. Кальянова. М., 1968
Пьесы. ,./ Сост. А. Стогорский. Вып. 2. V—VII классы ДМШ. М., 1960
Пьесы для (виолончели и фортепиано. Вып. 3. V—VII классы ДМШ. / Сост.— ред. А. Стогорский. М., 1962
Пьесы. Вып. 4. Старшие классы ДМШ. / Ред.—сост. А. Стогорский. М., 1963
Пьесы русских и советских композиторов для виолончели и фортепиано. V—VII классы ДМШ. М., 1975
Пьесы узбекских композиторов для виолончели и фортепиано. / Ред.—сост. Г. Бострем. М., 1983
Пьесы советских композиторов. J Переложение С. Кальянова. М., 1967
Пьесы. 5—6—7 классы ДМШ. i/ Под общ. ред. Л. Гинзбурга. М., 1955—1956
Пьесы советских композиторов. 6 — 7 классы ДМШ. / Ред.— сост. А. Васильева. М., 1967
Пьесы. Вып. 4. / Сост. А. Стогорский. М., 1963
Пьесы. Вып. 5. / Сост. А. Стогорский. М., 1964
Пьесы русских композиторов для виолончели и фортепиа¬но. Старшие классы ДМШ. / Сост. и ред. В. Тонха. М., 1976
Пьесы русских и советских композиторов. / Переложение Р. Сапожвикова. М., 1962
Пьесы русских и советских композиторов. / Под. ред. Л. Гинзбурга М., 1954
Пьесы. М., 1969
Пьесы зарубежных композиторов. Педагогический репертуар музыкального училища. М., 1967
Пьесы советских композиторов для виолончели. М., 1965
Пьесы для виолончели и фортепиано. 6—7 классы ДМШ. М., 1958
Пьесы грузинских композиторов. / Сост. и ред. И. Чайшвилн. М., 1974
Пьесы узбекских композиторов для виолончели и фортепиано. М., 1983
Пьесы. 5—6—7 классы ДМШ. / Под общ. ред. Л. Гинзбурга. М., 1955, 1956
Пьесы русских композиторов. 6—7 классы ДМШ. / Сост. и ред. партии виолончели Р. Сапожников. Ред. партии контрабаса Р. Азархин. М., 1961, 1968, 1974
Пьесы советских композиторов. / Переложение С. Кальянова. М., 1967
Пьесы русских и советских композиторов для виолончели и фортепиано. 6—7 классы ДМШ. М., 1975
Пьесы зарубежных композиторов для виолончели и фортепиано. М., 1971
Пьесы зарубежных композиторов XIX века, сб. I / Ред. и сост. Р. Сапожников, подготовил к печати А. Федорченко. М., 1961, 1968
Пьесы зарубежных композиторов XIX века, сб. 2 / Ред. и сост. Р. Сапожников. Подготовил к печати А. Федор- ченко. М., 1961, 1968, 1975
Раков Н. Весна пришла. Пьесы для юных (виолончелистов. / Ред. партии виолончели С. Кнушевицкого. М., 1964
Раков Н. Три пьесы М., 1953
Раков Н. Девять пьес. М., 1961
Рахманинов С. Прелюд. Соч. 23, № 10, М., 1983
Рахманинов С. Прелюдия. Соч. 23, № Ю / Обр. А. Власова. М —Л., 1950
Педагогический репертуар ДМШ. 5—6—7 классы. М., 1955
Русская виолончельная музыка для виолончели и фортепиано. Вып. I / Сост. и ред. В. Тонха. М., 1977
Русская виолончельная музыка для виолончели и фортепиано. Вып. 2. / Сост. и ред. В. Тонха. М., 1978
Русская виолончельная музыка для виолончели и фортепиано. Вып. 3 / Сост. и ред. В. Тонха. М., 1979
Русская виолончельная музыка для виолончели и фортепиано. Вып. 4. / Сост. и ред. В. Тонха. М., 1980
Русская виолончельная музыка для виолончели и фортепиано. Вып. 7 / Сост. и ред. В. Тонха М., 1983
Рязанов П. Три пьесы на мотивы белорусских песен. М.—Л., 1940
Салманов В. Ария. Л., 1962
Сборник пьес для виолончели. / Под ред. Чат Э. Будапешт, 1965
Сборник пьес для виолончели и фортепиано (на первых семи позициях), собранных и переработанных Г. М. Тактакишвили. Музфонд Груз. ССР.
Сборник пьес советских композиторов.,/ Сост. и ред. А; Васильевой. М., 1967
Сборник пьес для виолончели и фортепиано. М., 1970
Сборник пьес. / Ред. и сост. Я. Смолянский. М., 1959
Сборник пьес советских композиторов. 6—7 классы ДМШ. / Сост. Р. Сапожников, подготовил к изданию А. Федорченко. М., 1961
Сборник пьес «Музыка отдыха». / Сост. Я. Смолянский. М., 1954
Сборник пьес для виолончели и фортепиано. / Под ред. Я. Смолянского. М., 1957
Сборник пьес. Педагогический репертуар ДМШ. 6—7 классы. / Ред. и сост. Р. Сапожников. М., 1961, 1968, 1974
Сен-Санс К. Аллегро-аппассионато. Педагогический репертуар ДМШ. М., 1954
Скрябин А. Соч. 9. Прелюд. Обработка А. Власова. М., 1963
Старинная музыка. Переложение для виолончели и фортепиано. / Сост. и ред. Г. Бострем. М., 1982
Спендиаров А. Полное собрание сочинений. Т. 3. Инструментальные сочинения. / Под ред. Г. Будагаряна. Ереван. 1951
Тактакишвилп О. «Альбом для детей». Тбилиси, 1947
Тартини Дж. Адажио. Кантабиле. Переложение Г. Беккера. Пьесы зарубежных композиторов для виолончели и фортепиано. М., 1971
Форе Г. Пьесы для виолончели и фортепиано. М., 196
Фрид Г. Восемь пьес. М., 1967
Франкер Ф. Гавот. Обработка Г. Стучевского и И. Галера. Пьесы зарубежных композиторов для виолончели фортепиано. «Музыка». М., 1971
Хрестоматия педагогического репертуара для виолончели. Вып. 2, часть I. Пьесы для 1 и 2 классов ДМШ Р. Сапожник or М., 1967
Хрестоматия для виолончели. I и 2 классы ДМШ. / Ред. и сост. И. Волчков. М., 1972, 1977, 1985 .
Хрестоматия для виолончели. Вып. 2. III класс ДМШ. / Сост. Куус И., Оликова И., Полупан Н. М., 1974
Хрестоматия педагогического репертуара для виолончели. Вып. 2, часть I. Пьесы для 3 и 4 классов ДМШ. / Р. Сапожников. М., 1961, 1965, 1967, 1974
Хрестоматия для виолончели. 4 класс ДМШ. / Сост. И. Куус, Н. Полупан. М., 1981
Хрестоматия педагогического репертуара для виолончели. / Сост. Р. Сапожников. Вып. 3, часть I. Пьесы для 5
класса ДМШ. М„ 1962, 1967
Хрестоматия для виолончели. Педагогический репертуар. Пьесы, ансамбли. Детская музыкальная школа, 3
класс. / Сост. И. Kvyc, И. Оликова, Н. Полупан. М., 1974, 1987 .
Хрестоматия для виолончели. 5 класс ДМШ. / Ред. и сост. И. Волчков. М., 1982
Чайковский П. 15 пьес из «Детского альбома». / Переложение П. Багрянова. М.— Л., 1950
Чайковский П. Пьесы. / Сост. и ред. Ю. Челкаускас. М., 1984
Чайковский П. Соч. 5. Романс. / Переложение А. Глена. М., 1937
Чайковский П. Соч. 194. Ноктюрн. / Переложение Г. Фитценгагена. М.—Л., 1950, 1967, 1984
Чайковский П. Соч. 51, № 6 Романс / Обр. А. Власова. М., 1948, 1962
Чайковский П. Пьесы. / Сост. и ред. Ю. Челкаускас. М., 1984
Чичерина С. Соч. 29, Четыре пьесы для виолончели и фортепиано. Л., 1960
Шапорин Ю. Шесть романсов в обработке для виолончели и фортепиано. В. Кубацкого. М., 1953
Шапорин Ю. Пять пьес для виолончели и фортепиано. М., 1959
Шостакович Д. Пьесы для виолончели и фортепиано. / Переложение JI. Атовмяна. М., 1962
Шуберт Ф. Пьесы. / Переложение для виолончели и фортепиано. /Ред. и сост. Ю. Челкаускас. М., 1983
Шуберт Ф. Адажио. / Обр. А. Власова. М.— Л., 1951
Шуберт Ф. Пьесы. / Ред. и сост. Ю. Челкаускас. М., 1983
ПРИМЕРНЫЕ ПЕРЕЧНИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ, РЕКОМЕНДОВАННЫХ ДЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ГОДА
Первый класс
1.Левидова Л. Этюд Ре мажор № 16 (I, 44)
Гайдн И. Отрывок из симфонии. (II, 46) «Веснянка» (II, 147)
Сапожников Р. Этюд 45. (I, 44)
Глинка М. Песня. Не щебечи, соловейку. (I, 7) Бакланова Н. Романс (II, 9)
Сапожников Р. Этюд 56. (I, 44) «Хороводная». Русская народная песня. (II, 146) Армянский народный танец. (II, 147)
Второй класс
Ромберг Б. Этюд № 104. (I, 44) Бетховен Л. Песня, (II, 146)
Шуман Р. Веселый крестьянин. (II, 146)
Кальянов С. Этюд ми минор. (I, 49) Варламов А. Красный сарафан. (I, 3) Глинка М. «Ходит ветер у ворот». (II, 148)
Ли С. Этюд № 9. (I, 45)
Шостакович Д. «Лирическая песня». (II, 67) Кабалевский Д. «Галоп» (II, 143)
Третий класс
Maрдеровский Л. Этюд 83. (I, 45) Гречанинов А. «В сумерки». (II, 148) Бах И. С. Бурре (II, 148)
Куммер Ф. Этюд № 30. (I, 45) Шостакович Д. Колыбельная. (II, 67) Мусоргский М, Песня. (II, 149)
Комаровский А. Этюд № 12 ля минор. (I, 42) Ромберг Б. Соната Си-бемоль мажор. (I, 39)
Четвертый класс
Мардеровский Л. Этюд № 54. (I, 39) Кабалевский Д. Зарядка. (II, 35) Евлахов О. Романс. (II, 149)
Нэльк А. Этюд № 5 ми минор. (I, 42) Ромберг Б. Соната До мажор, ч. I
Дотцауэр И. Этюд № 52 mih минор. (I, 45)
Марчелло Б. Соната Соль мажор, I и II ч. или III и IV ч.
Пятый класс
Дотцауэр Ю. Этюд 42. (I, 39) Свиридов Г. Грустная песня. (II, 82) Кабалевский Д. Этюд. (II, 151)
Ли С. Этюд № 4 ля м.инор. (I, 36) Кленгель Ю. Концертино До мажор или Марчелло Б. Соната Фа мажор, I и II части
Нэльк А. Этюд № 10 Соль мажор (I, 36) Гольтерман Г. Концерт № 5, I часть мли Вивальди А. Соната ля-минор I и II ч.
Шестой класс
Куммер Ф. Этюд № 31 (соль-минор) (I, 42) Давыдов К. Романс. (II, 151) Гендель Г. Прелюдия (II, 153) Глиэр Р. Вальс.
Малкин И. Этюд № 69 (соль-Минор) (I, 39) Марчелло Б. Соната ми-минор (I и II чч.) Ромберг Б. Концертино III ч. (Рондо) Маттезон И. Ария (II, 63)
Достарыңызбен бөлісу: |