ОНИ СТРОИЛИ ЭНЕРГОГРАД
Из ряда памятных событий 81-го года надо вспомнить одно действительно особенное.
Это - окончание монтажа главного корпуса станции. 6 июня была установлена последняя колонна каркаса, теперь весь корпус можно было закрывать. Посмотреть, как все произойдет, собралось много народа. А главными действующими лицами были звеньевой монтажников управления «Энергостроймонтаж» Павел Кравцов и крановщик Виктор Шеин. Оба на публику внимания не обращали, а делали свое дело. Поставили колонну точно. Но я видел, как волновались прорабы Виктор Чинов и Михаил Дмитриев. На этот раз в качестве зрителя стоял бригадир Николай Едых, который устанавливал первую колонну. Он как раз был в отпуске, сдавал экзамены за десятый класс вечерней школы. Но его парни не подкачали, всю операцию провели с ювелирной, как говорили мне прорабы, точностью.
Был доволен и начальник управления Алексей Дмитриевич Криворотов. На стройке он был личностью примечательной. Уже имел громадный опыт работы на сооружении самых разных объектов города, а здесь, на ГРЭС-1, сформировал замечательный коллектив. У него были десятки выговоров, начальство не слишком праздновал, но при всем том его ценили. В дальнейшем Криворотов был начальником управления, которое начинало строить вторую ГРЭС, был он также, годы спустя, последним управляющим трестом «Экибастузэнергострой» до самой его ликвидации.
Событием был, конечно, и пуск третьего энергоблока, но теперь уже не было той горячки, всеобщей нервотрепки, непрерывного заседания штаба стройки. По моим записям, пускали третий блок машинист турбины Сергей Сопов и бригадир наладчиков треста «Сибэнергомонтаж» Борис Соловьев. Кстати будет сказать, что они же были в числе главных действующих лиц также на пусках первого и второго блоков. Помню, что на начавшей действовать станции очень плодотворно в тот период работали заместитель начальника котлотурбинного цеха Н.В. Тарадин и главный инженер Я.З.4епелюк. Неувязок было много, и это на их долю, как и других первых энергетиков, того же директора Ю.В.Иванова, выпало выводить станцию на нормальный режим работы. Об обстановке на станции можно судить хотя бы по двум таким цифрам: приняли на работу 1337 человек, уволились, из-за неустроенности быта, 890 работников ...
Костяк эксплуатационников складывался трудно, людей не успевали обучать. Но уже были и опытные специалисты, энергетики со стажем работы. Думаю, что имя Юрия Николаевича Кузнецова останется в истории и строительства, и становления первой станции. На этой стройке он с монтажа оборудования первого блока. При пуске пятого, это было в 82-м, сутками не уходил из цеха, спал здесь, урывками. К тому времени был назначен начальником котлотурбинного цеха №2, пятый блок был уже его. В бригаде «пускачей» были Владимир Плотников, Геннадий Терехов, Валерий Шумаков и другие знающие свое дело специалисты. В тот день в помещении блочного щита управления вывесили плакатик со словами, я их записал в блокнот: «Поздравляем Валерия Шумакова с рождением дочери!». Интересно, как сложилась судьба Шумакова и кем стала его дочь?
Уже тогда на станции работала семья Вороновых. Александр Николаевич был начальником отдела, его жена Нина Николаевна работала в группе ремонта, сын Николай - в цехе автоматики, сноха Валентина - в цехе контрольно-измерительных приборов. В последующие годы приходилось часто встречаться с Александром Николаевичем, и я знаю, что этой станции он отдавал все свои силы.
В то время еще рано было сокращать, число строителей, у них было много работы. Тогда шла добрая слава о бригаде арматурщиков-сварщиков Станислава Арошко. Она готовила арматуру под фундаменты тягодутьевых машин шестого, седьмого и восьмого блоков. Как тогда писали в газетах - задание перевыполняла постоянно. А Николай Борисович Бугримов, бригадир сварщиков - арматурщиков из СУ ГРЭС-1, был строителем старой закалки, чертежи читал самые сложные, бригаду свою держал, как мне говорили, «в кулаке». Но и заработки у его людей были по высшей мерке, и флаг трудовой славы в честь бригады поднимался на стройке не раз.
Становление энергетической части Экибастузского комплекса шло трудно. Как и раньше, министерство энергетики упор делало на ввод все новых блоков, а жилье, соцкультбыт финансировало скупо. Результаты такой политики были плачевными. Вот запись тех лет из официальных источников: в микрорайонах энергетиков обеспеченность детсадами составляла 40 процентов, школами - 42, не было ни одного типового магазина, службы быта. Треть приехавших ежемесячно увольнялась. Первый секретарь горкома, им был тогда В.Б. Темирбаев, рискуя вызвать неудовольствие, обращался в самые высокие партийные инстанции с требованиями воздействовать на Минэнерго. Надо сказать, что такие требования шли также из обкома партии. Так что хоть и медленно, но положение менялось.
А пока пытались на месте найти возможность строить больше жилья. И тут надо отдать должное комсомолу. Была такая инициатива: строить комсомольские дома - для себя. Во внеурочное время. И строили. О том же, каких трудов это стоило, могли бы рассказать бывшие начальники штабов ударной комсомольской стройки В.Максимов и В.Третьяков, другие энтузиасты. Сейчас это уже забыл ось, но это было: приезжали в город ударные комсомольские отряды, ребята и девушки получали здесь специальности, работали старательно. Просматриваю свои записи тех лет и вспоминаю Толынбека Сарсембина, который стал лауреатом премии Ленинского комсомола, штукатура Ольгу Рымареву, комсорга управления «3нергожилстрой» отделочницу Куляш Сагимбаеву, других молодых строителей. Вспоминаю, как здорово работали на строительстве жилья молодежные бригады Валентины Дмитриевны Литвиненко, Рымжан Баймулдиной и другие. Все это было и его не забыть.
В том же 8З-м, в октябре, ввели, а если говорить точно, то поставили на промышленные испытания, седьмой блок. По моим записям, включили его в сеть в 4 часа 15 минут. Но сама атмосфера была уже спокойной. На блочном щите делом были заняты около двух десятков эксплуатационников и наладчиков. Записал я тогда имена старшего машиниста Сергея Васильевича Конюхова, машиниста по турбине Кузьму Сергеевича Александрова, машиниста котла Владимира Ивановича Мороза, был начальник смены Николай Федорович Горобец, инженер Николай Дмитриевич Суслов, прораб «Средазэнергомонтажа» Игорь Алексеевич Евсеев. Все прошло без происшествий. Но перед пуском эти и другие люди сутками не выходили из станции.
Обеспечивали ввод известные тогда на стройке бригады монтажников Бектемира Аралбаева, Александра Степанова и другие. Особенно мне запомнился Степанов. Сам работал хорошо, и бригада его была среди лучших. Хорошую зарплату получал. Но был он человеком неуемным, хотелось ему, чтобы поскорее на стройке был полный порядок. А потому немало крови попортил начальству своими дельными предложениями, выступлениями на собраниях и критическими статьями в газетах о происходивших неурядицах. Сегодня только в старых номерах газеты можно прочитать о том, как работали эти и другие строители и монтажники. Например, о том, как поистине по-ударному, сегодня это слово кого - то шокирует, работали в деаэраторном отделении Алик Кенжетаев, Бакир Худиев, Юрий Сорокин и другие члены коллектива участка N 1 во главе с Александром Ермаковым из управления СУ ГРЭС-1. Или о том, как бригада Сергея Мельникова всего за четыре дня смонтировала четыре угольные мельницы.
Восьмой блок ввели в субботу, 27 октября 84-го года. Конечно же, это было событие не рядовое, это означало, что первая станция - в строю. Право включить рубильник и отправить энергию в сеть заслужила смена Н.А Парыкина. Работали здесь в те часы машинист котла В.Шумаков, машинист турбины А.Кулик, инженеры В. Плотников, Ю.Кузнецов. Были на торжественном пуске директор станции В. Шнайдер, директор объединения «Экибастузэнерго» Б. Нуржанов, управляющий трестом «Экибастузэнерrocтрой» Э.Филатов, многие строители и монтажники. Всех их поздравили первый секретарь горкома партии В.Темирбаев и председатель горисполкома Г. Могилевцев.
Но было той осенью на станции и чрезвычайное происшествие, о котором умолчать нельзя. Была авария: рухнула часть крыши, было выведено из строя оборудование шестого блока, пошли авральные, сутками, работы по восстановлению ...
Да, были праздники, были и тяжелые будни. Но энергостроительный трест к тому времени уже был в числе крупнейших в стране, насчитывал более десяти тысяч рабочих и специалистов. И все же даже в этой массе людей не затерялись имена лучших, имена людей, которые умели работать лучше других. С самого начала стройки стал известным бригадир строителей Флюн Газизович Фаттахов. Мне запомнил ось, что был он человеком в общении с людьми тихим, спокойным, а дело знал и людей организовать мог. В моих записях разных лет остались имена рабочих его бригады Дамеша Сельджанова, Александра Никкеля, Юрия Писегова, Сергея Лагутченко. Бригада строила первую и вторую ГРЭСы, жилые дома в двадцатом микрорайоне, школы.
При подготовке цикла заметок о том, как создавалась энергетическая часть города, я не ставил своей целью писать хронологию стройки. Мне хотелось, чтобы не были забыты люди, которые в сложнейших условиях работали на стройке, строили город и его предприятия. Потому что время идет и многое забывается. А доброе, как, впрочем, и плохое, что с нами было, надо помнить. Тогда все мы, кто жил в городе жили надеждами на лучшее будущее, с этим, наверное, никто не станет спорить. В 85-м достраивали первую станцию и уже развертывали работы на второй, строили новый разрез «Восточный», аэропорт, новый родильный дом, пятнадцатый микрорайон с детсадом и школой, Дворец культуры энергетиков и многое другое.
Дело шло трудно, с натугой. Главным «толкачом» был горком партии. Да, он заправлял всем, но ои отвечал за все. Помню, как первый секретарь Масхут Дуйсембаев, сменивший на этом посту Темирбаева, пытался всеми средствами повернуть наших хозяйственников на ввод жилья, школ, детских садов и прочих объектов соцкультбыта и как отчаянно они сопротивлялись. Он собирал нас, журналистов, и просил - нет, не приказывал, а, будучи человеком деликатным, просил нас помочь этому делу газетной строкой, гласностью, как тогда говорили.
И мы помогали. В каждом номере газеты «Заветы Ильича» - предшественницы «Голоса Экибастуза», печатались статьи о том, как строится жилье в пятнадцатом и других микрорайонах, школы и детские сады, роддом, Дворец культуры энергетиков. Была такая рубрика: «Под контролем «Заветов Ильича». Так вот, в этих материалах по большей части говорилось, по чьей вине задерживаются работы, причем назывались имена самых больших руководителей. И не только энергетических. Готовились ввести разрез «Восточный» И другие новые предприятия объединения «Экибастузуголь», здесь тоже долго делали упор на промышленное строительство, перестройка шла медленно. На газету постоянно жаловались. Куда? В горком. Но если критика была справедливой, нас в обиду не давали. А в таких условиях и работать журналистам было интересно. Каждую неделю выходила страница «Заветы Ильича» на Экибастузской ГРЭС-1» - рассказывали о том, как идет освоение введенных мощностей.
Не только критикой занимались. Рассказывали о лучших людях. Наверное, по нашим статьям того времени можно составить трудовую биографию людей, работавших в бригадах Николая Русина, Глафиры Чуркиной, Валентины Литвиненко, Людмилы Магеляс, Василия Зосименко и многих других.
В апреле того года отмечали пятилетие со дня пуска первого энергоблока. Может быть, это было первое по-настоящему торжественное собрание энергетиков. Вручали Почетные грамоты и премии не только местные, но и министерства энергетики. В моих записях значится, что лучшими были признаны машинист-обходчик Л.Н.Иванова. начальник смены Н.А. Парыкин, старший мастер О.А. Акжанов, электрослесарь Н.П. Гура, машинист энергоблока С.Н. Мингалев, мастер электроцеха М.Б. Базарбаев. Это был довольно длинный список имен, это значило, что коллектив прочно становился на ноги. Это на том собрании председатель совета наставников Н.И.Шахов вручил наборы инструментов молодым энергетикам Николаю Вашете, Александру Жданову, Серику Тунгутарову. Интересно, где они сейчас?
Достарыңызбен бөлісу: |