Основная отличительная черта басилеев конца Гомеровского периода эллинской истории в сознании их современников



Дата07.07.2016
өлшемі44.17 Kb.
#183071
Основная отличительная черта басилеев конца Гомеровского периода эллинской истории в сознании их современников

Сычёв Михаил Викторович

Аспирант

Белорусский государственный университет,

исторический факультет, Минск, Беларусь

E–mail: houstofliberary@mail.ru

В конце Гомеровского периода эллинской истории самыми видными представителями общины были басилеи (βασιλῆες). В историографии этот термин часто переводится как «цари», «kings», «könig» и т.п., хотя большинство исследователей признаёт неоднозначность такого перевода [2, 113; 5, 17; 6, 126]. В связи с тем, что рассматриваемому периоду современны лишь два автора источников – Гомер и Гесиод, данная работа опирается прежде всего на их поэмы.

Перевод слова βασιλεύς русским титулом «царь» предполагает, что басилей в каждой общине один – полноправный правитель. Но данные источников говорят об обратном.

Как верно замечает Ю.В. Андреев [1, 58-63], на Итаке есть и другие басилеи кроме Одиссея. Устами Телемаха прямо сказано «есть многие другие ахейские басилеи на окружённой морем Итаке» (Hom. Od. I, 394-5) [7]. Басилеями именуются, по крайней мере, двое из женихов Пенелопы (Hom. Od. XVIII, 64-65; XXIV, 179) [7].

В «Списке кораблей» из 44 упомянутых народов 18 (почти половину) возглавляет несколько героев: от двух до пяти (Hom. Il. II, 494-526; 559-568; 615-624; 676-680; 729-733; 738-747; 819-823; 828-834; 840-845; 856-877) [7]. При этом кефаленцев (жителей Итаки) в соответствии с этим списком вёл один Одиссей (Hom. Il. II, 631-637) [7], хотя на Итаке басилеев существовало несколько, как было показано выше. Значит, по крайней мере, у некоторых из остальных 26 народов могло быть несколько басилеев, но только один из них пошёл под стены Илиона.

Х. Туманс убедительно доказал, что в сознании эллинов басилеи были басилеями не благодаря богатству. По его мнению причина кроется в их доблести, прежде всего, на поле битвы, а почётное место на пирах, богатство – лишь следствие [3,77-84, 96]. Однако о ратных подвигах женихов Пенелопы Гомер ничего не говорит, что не мешает, по крайней мере, двоим из них называться басилеями (Hom. Od. XVIII, 64-65; XXIV, 179) [7]. Более того, Парис в поединке с Менелаем показал отсутствие доблести (Hom. Il. III, 340-380) [7], Елена его корит за это, но не говорит, что он недостоин быть басилеем (Hom. Il. III, 428-436) [7]. В рассказе о женихах Пенелопы есть ещё один интересный эпизод. После того, как женихи отчаялись натянуть лук Одиссея, сам Одиссей (скрывающийся под личиной нищего) просить дать ему попробовать это сделать. Эта просьба вызывает негодование Антиноя (Hom. Od. XXI, 257-310) [7]. На это Пенелопа говорит, что даже если нищий натянет лук, он не получит обещанной женихам награды, то есть не возьмёт её в жёны (Hom. Od. XXI, 312-319) [7]. Проявив ту самую доблесть нищий даже в идеальном мире гомеровских героев не может рассчитывать на награду, предназначенную для басилеев.

Гомер большое значение придаёт тому, от кого рождён тот или иной басилей, он прописывает этот аспект практически для каждого из них. Следует обратиться к примерам, ставшим уже хрестоматийными. Согласно концептуальному описанию второе по распространённости слово, связанное с басилеем – глагол τίκτω (рождать) в пассивной форме (Hom. Il. XX, 219; Od. VII, 55; Hes. Theog. 956; 984; fr. 165, 8) [7], что подтверждает: больше значение имело именно рождение. А самое распространённое слово, связанное с басилеем – διοτρεφής, которое обозначает «питомец Зевса». Причём это прилагательное (или эпитет) по отношению к басилеям употребляет не только Гомер (Hom. Il. I, 176; II, 98; 445; IV, 338 ; V, 464; XIV, 27; XXIV, 803; Od. III, 480; IV, 44; 63; VII, 49) [7], но и Гесиод (Hes. Theog. 82; 992) [7]. Гесиод в «Теогонии» пишет, что все цари произошли от Зевса (Hes. Theog. 94-96) [7].

Как и у любых членов общества, у басилеев был целый набор функций. Рассмотрим лишь ключевую. Перед поединком Париса с Менелаем Агамемнон приносит жертву Зевсу (Hom. Il. III, 267-301) [7]. В этом можно усмотреть жреческую функцию басилеев, что тем лучше перекликается с их птицегадательской функцией. Но жертвы приносили, скорее всего все эллины. Гесиод предписывает сжигать для богов бёдра и совершать возлияния (то же делал Агамемнон в пересказанном эпизоде), причём утром и вечером, надо думать, ежедневно (Hes. Erga 336-339) [7]. Кроме того, он рекомендует не есть и не мыться из горшков на ножках (χυτρόπους), в которых не приносилось жертвы (Hes. Erga 748-749) [7]. Значит, жертв приносилось достаточно, чтобы обеспечить любое хозяйство такими нужными предметами для столь повседневных действий. С другой стороны, такие исследователи как И.В. Шталь, Х.Туманс [3, 134-136; 4, 79] и др. давно уже отмечали, что в сознании эллинов благосклонность богов к басилеям (или отсутствие оной) распространялось на всю общину. Гесиод прямо пишет про то, что из-за действий басилеев страдают целые народы (Hes. Erga 260-262) [7]. Во время Троянской войны различные боги помогают той или иной стороне именно из-за благосклонности к определённым героям-басилеям, но страдают ведь от этого целые народы. Будучи родителями басилеев, боги и богини приходят на их зов, как, например, Фетида к Ахиллу (Hom. Il. I, 348-363) [7]. Потому земельные участки басилеев назывались также, как и неприкосновенные участки божеств – τέμενος (Hom. Il. VI, 194; IХ, 578 и др.) [7]. Перед поединком Париса с Менелаем жертву приносит именно Агамемнон потому, что при этом он высказывает просьбу от всех ахейцев, и исполняется (вернее, не исполняется) она в зависимости от отношения Зевса именно к Агамемнону. Эту функцию можно назвать представительской – басилей представлял свою общину перед богами.



Данная функция – ключевая. Гомер подчёркивает, что басилеи находятся в таких тесных отношениях с богами и богинями именно в силу родства с последними. Гесиод пишет, что расположение богов басилеи могут и потерять (Hes. Erga 260-262) [7], но в «Илиаде» гнев Зевса, вызванный действиями Агамемнона по отношению к Ахиллу, не отменяет близости басилеев к богам и богиням. Община, естественно, давала больше прав и благ тем, кто представлял её перед высшими силами. Потому ключевое значение имело происхождение от Зевса, потому самый главный эпитет басилеев – διοτρεφής, потому так часто в эпосе говорится об их отцах и остальных предках.
В конце Гомеровского периода эллинской истории самыми видными представителями общины были басилеи (βασιλῆες). В большинстве общин их было несколько. Для современников было главным то, что басилеи были διοτρεφής (питомцами Зевса), что позволяло им общаться с божествами и представлять перед ними свою общину.

Литература


  1. Андреев Ю.В. Раннегреческий полис (гомеровский период). Л.: Изд-во ЛГУ, 1976.

  2. Лосев А.Ф. Гомер. М.: Гос. уч.-пед. изд-во Мин. просв. РСФСР, 1960.

  3. Туманс Х. Рождение Афины. Афинский путь к демократии от Гомера до Перикла (VIII-V вв. до н.э.). СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002.

  4. Шталь И.В. Художественный мир гомеровского эпоса. — М.: Наука, 1983.

  5. Starr Ch.G. Individual and Community. The Rise of the Polis 800 - 500 В.C. New York-Oxford: Oxford University Press, 1986.

  6. Starr Ch.G. The Origins Of Greek Civilization 1100-650 В.С. New York: Alfred A. Knopf, 1961.

  7. www.perseus.tufts.edu (Perseus Collection. Greek and Roman Materials).


Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет