План семинара № 3 по Ведению в языкознание.
Источники:
(1) Маслов Ю.С. Введение в языкознание.1987.
стр. 33-58.
(2) Дополнительный лекционный материал см. ниже, а также сайт
ТЕМА: Основные фонологические понятия.
Задания:
1. Сравнить несколько определений ФОНЕМЫ и установить сходства и различия в определениях.
"Вычитать" определение Ю.С.Маслова стр.35 и др. а также приведенные ниже
ФОНЕМА (греч. phonema - звук)
- Кратчайшая звуковая единица , служащая для различения значимых единиц языка, сама же значением не обладающая;
- Основная единица звукового строя языка, предельный элемент, выделяемый линейным членением речи;
- Фонема не является простейшим элементом, т.к. состоит из сосуществующих признаков. Фонема реализуется в звуках речи. Все звуки, реализующие данную фонему, называются ее аллофонами, или дивергентами, или оттенками, или вариантами.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФОНЕМЫ:
Бодуэн де Куртенэ:
«Ф о н е м а » - единое представление, принадлежащее миру фонетики, которое возникает в душе посредством слияния впечатлений, полученных от произношения одного и того же звука – психический эквивалент звуков языка» (271). (Здесь фонема предстает как инвариантный образ звуков, акустическое представление в языковом сознании.)
«Фонема – это единое фонетическое представление, возникшее в душе путем психического слияния впечатлений, полученных от произнесения одного и того же звука» (352). Можно сказать, что фонема в таком толковании – это не только психический акустический образ отдельного звука, а образ сходных по звучанию и произношению звуковых оттенков (впечатлений) одного и того же звука.
«Фонема, следовательно, есть однородное, неделимое в языковом отношении антропофоническое представление, возникающее в душе путем психического слияния впечатлений, получаемых от произношения одного и того же звука (355).
Л.В.Щерба:
"...это кратчайший элемент общих акустических представлений данного языка, способный ассимилироваться в этом языке со смысловыми представлениями ... " (Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974.- С.115-116)
А.Н.Гвоздев:
"Ф о н е м ы - наименьшие единицы речевого звучания, которые на основе своих акустических качеств используются в данном языке для различения значимых единиц речи - слов и их форм, внешнюю сторону которых, как правило, составляет определенный ряд последовательно расположенных фонем" (Современный русский литературный язык. Часть 1: Фонетика и морфология.- М., 1973.- С 8.)
Л.Р.Зиндер:
"Фонема - кратчайшая, т.е. неделимая во времени (или линейно), единица, однако в структурном отношении в ней выявляются разные признаки, из которых одни оказываются общими с другими фонемами, другие отличают её от прочих фонем" (Общая фонетика.- М., 1979.- С.42.)
А.А.Реформатский:
"Ф о н е м ы - это минимальные единицы звукового строя языка, служащие для складывания и различения значимых единиц языка: морфем, слов" (Введение в языкознание. М., 1999.- с.214)
З.Д.Попова:
Фонемы - "акустические образы звуков, хранящиеся в мозгу человека в качестве эталонов для кодирования и раскодирования звуков речи. В составе фонемы закреплены реальные акустические и артикуляционные признаки звуков. Объединение этих признаков в типовом звуковом образе имеет значительную национальную специфику. Ср.:
рус. Шест - шесть; пыл - пыль; воз - вёз; мал - мял.
нем. Kamm (kam) гребень - kam (ka: m) пришел
анг. back (bak) спина - bag (bag) сумка
(Введение в языкознание. Воронеж, 1993.- С.12-13)
2. Какие из нижеприведенных звуковых законов можно назвать взаимоисключающими? Найдите оппозиции и установите критерии противопоставления звуковых законов!
АЛЛОФОН (греч.allos – другой; phone – звук)
- конкретная реализация фонемы в тех или иных фонетических условиях.
- Аллофоны – это группы звуков, в которых проявляется данная фонема в зависимости от места в слове, соседства с другими звуками, ударяемости или безударности гласного. То же комбинаторные оттенки, варианты фонем.
Например, в русском языке – разновидности фонемы [а] в словах (под ударением): палка, палец, пяльцы, пятый , [ пáлкъ, пáл’ц, пáл’цы, п'áтый ].
КИНЕМА (греч. kinema - движение)
- артикуляционное движение органа речи при производстве звука.
Например, звук П состоит из одной кинемы (губной);
Б - из двух (губной и и гортанный);
М - из трёх - губной, гортанный и носовой.
ТОН
- физическое качество звука, определяемое частотой ритмических колебаний напряженных голосовых связок;
- повышение и понижение голоса, составляющее предмет мелодики речи.
Высота тона - качество звука, зависящее от частоты колебания голосовых связок в единицу времени:
чем больше колебаний, тем выше звук; чем меньше колебаний, тем ниже звук.
ТЕМБР звука
- Характерная окраска, качество звука, зависящее от соотношения по высоте и силе основного тона с добавочными тонами, шумами.
- Индивидуальное качество акустических признаков звука.
СЛОГ
- 1)в физиологическом отношении (со стороны образования) звук или несколько звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха;
- 2)в акустическом отношении (со стороны звучности) отрезок речи, в котором один звук выделяется наибольшей звучностью в сравнении с соседними - предшествующим и последующим:
Слогообразующие звуки - обычные гласные, но иногда ими могут быть сонорные согласные (р,л,м,н)
слог безударный;
слог ударный;
слог предударный;
слог заударный;
слог открытый (заканчивается на слогообразующий звук, ср. ба, то, ри, ме);
слог закрытый (оканчивающийся не на слогообразующий звук, ср. тос,мет,сиф,рат);
слог неприкрытый (начинается со слогового звука)и прикрытый (начинается с неслогового звука), ср. о-са, где о- неприкрытый, са - прикрытый).
Для русского языка характерно преобладание открытых слогов, ср. по-дбор, про-смотр, то-чка, а-ктер; но не под-бор, прос_мотр, точ-ка, ак-тер.
ФРАЗА - отрезок между большими паузами.
ТАКТ (речевой) - отрезок между паузами внутри фразы.
- часть фразы (группа слов, реже одно слово), выделяемая ритмико-интонационными средствами;
- группа слов, объединенных одним ударением и отделенных друг от друга паузой, ср.
День /на день /не приходится (где первый такт состоит из одного слога, второй - из двух, а третий - из пяти).
ОРФОЭПИЯ (греч.orthos - прямой, правильный + epos -речь)
1.Раздел языкознания, занимающийся изучением нормативного литературного произношения.
2. Произношение, соответствующее принятым в данном языке нормам произношения; система произносительных норм данного языка
АККОМОДАЦИЯ (лат. accomodatio - приспособление)
- частичное приспособление артикуляции смежных согласного и гласного, обычно стоящих рядом.
ПРОГРЕССИВНАЯ АККОМОДАЦИЯ - приспособление последующего звука к предыдущему (играть -сыграть);
РЕГРЕССИВНАЯ АККОМОДАЦИЯ - воздействие последующего гласного на предыдущий согласный: смягчение согласных перед гласными переднего ряда, ср. бык - быке.
*****************************
Ю.С.Степанов
Различают "д и е з н ы е и б е м о л ь н ы е с л о г и . Напомним, что диез означает подъем тона , бемоль - понижение тона по сравнению со слогом, который может быть принят за единицу отсчета. Мы берем в качестве такой единицы слог, содержащий гласный [а], в этом слоге согласные [т], [к]. [п] имеют свою абсолютную высоту, [т] - высокий, [к]. [п] - низкие:
Нейтральный слог Диезный слог Бемольный слог
та ти, ть [т'] ту
ка ки, кь [к'] ку
па пи, пь [п'] пу
Соответствие и частичное взаимное уподобление соседних гласного и согласного называются а к к о м о д а ц и е й (лат. accomodatio 'приспособление') или с и н г а р м о н и з м о м (от греческих слов, означающих 'со-, совместно' и 'гармония')
(Основы общего языкознания, М., 1975. С. 104)
А.А.Реформатский:
"А к к о м о д а ц и и (приспособления) возникают между согласными и гласными, обычно стоящими рядом, и состоят в том, что экскурсия последующего звука приспособляется к рекурсии предыдущего - это п р о г р е с с и в н а я а к к о м о д а ц и я, или же, наоборот, рекурсия предыдущего звука приспособляется к экскурсии последующего - это р е г р е с с и в н а я а к к о м о д а ц и я ;
при этом могут возникнуть скользящие переходные звуки, или г л а й д ы , например, если если внимательно вслушаться в произношение слова воля , то можно расслышать между [в] и [о] очень коротенькое [у]: [вуол'а].
(Введение в языкознание. М., 1999.- С.202)
З.Д.Попова:
"АККОМОДАЦИЯ - приспособление соседних звуков друг к другу по месту образования. Например, мягкие согласные образуются у передней части нёба, а гласные а, о, у - в задней части полости рта. При стечении мягкого согласного с гласным заднего ряда наблюдается взаимное смещение места их образования навстречу друг другу к средней части полости рта. Ср.: Рад - ряд, мол - мёл, ток - тёк, лук - люк.
(Введение в языкознание. Воронеж,1993.- С.10)
АССИМИЛЯЦИЯ (лат. assimilatio)
- уподобление одного звука другому в артикуляционном и акустическом отношениях. Ассимиляция возникает у гласных с гласными, у согласных с согласными.
- ассимиляция полная: отдых [оддых ], сжатый [жжатый];
- ассимиляция неполная (частичная):
по звонкости-глухости, твердости-мягкости, ср. трубка [трупкъ];
- ассимиляция прогрессивная –
- ассимиляция регрессивная –
- ассимиляция дистантная – уподобление звуков, разделенных другими звуками, принадлежащих как к одному слогу, так и к разным слогам);
-ассимиляция контактная (смежных звуков);
- ассимиляция зубных перед передненёбными
Ассимиляция свойственна русскому, английскому, французскому и ряду других языков. В немецком языке в силу особенностей его артикуляционной базы распространена только ассимиляция по глухости, которая может быть регрессивной и прогрессивной. Озвончение согласных в немецком языке отсутствует.
Попова З.Д.
«Ассимиляция – уподобление одного звука другому при столкновении в связной речи. Источником ассимиляции может быть соседний звук (контактная ассимиляция) и несоседний (дистактная ассимиляция).
Звук может изменяться под воздействием последующего звука (регрессивная ассимиляция) и под воздействием предыдущего (прогрессивная ассимиляция).
Ассимиляция может привести к образованию единого долгого звука (плная) и просто сближать звуки по месту или способу образования (неполная ассимиляция)» (Введение в языкознание. Воронеж, 1993.- С.10.)
Ср.Лодка (лотка); травка (трафка); надпись (натпись); без шума (бес шума);
Советчик(совеччик).
Примеры прогрессивной ассимиляции:
англ. cats (кошки) , где s произносится как глухой звук, так как стоит после глухого t.
англ. dogs (собаки), где s произносится как звонкий звук, так как стоит после звонкого g.
Примеры регрессивной ассимиляции:
Свадьба происходит от старого слова сватьба (ср. сватать), где под влиянием звонкого (б) предшествующий звук (т) озвончился и перешел в (д).
Ножка, где под влиянием глухого (к) оглушается (ж) и переходит в (ш), ср. ношкъ.
Ср. также коробка, лодка, отбыл, сбить
Примеры полной ассимиляции (звуки становятся одинаковыми во всех отношениях):
- рассказ, сшить, с женой, нем.Zimmer (от старого Zimber).
Примеры частичной ассимиляции (звуки становятся одинаковыми в одном отношении, например по глухости – звонкости, или твердости - мягкости):
трубка (трупкъ) или вместе (вме’с’ть)
Примеры контактной ассимиляции: (см. выше)
Примеры дистактной ассимиляции: (диалектное, просторечное) шашнацът’ (шестьнадцать); шашэ(шоссе)
Ассимиляция гласных (в слове могут быть или только гласные переднего ряда, или только гласные заднего ряда) типична для тюркских языков. Это явление называется СИНГАРМОНИЗМОМ (греч. Syn = вместе; harmonia = связь, созвучие).
Например в татарском, если в корне слова присутствуют гласные заднего ряда (а,у,о,ы), множественное число образуется с помощью прилепы –лар, ср.
Кул (рука) – куллар(руки); корт (червь) – кортлар (черви); баш (голова) – башлар(головы);
Если в корне слова имеются гласные переднего ряда (е,э,и), то показатель множественного числа имеет форму –лэр, ср. теш (зуб)- тешлэр(зубы); кэрт(сугроб) – кэртлер (сугробы).
********************************
ДИССИМИЛЯЦИЯ (лат.dissimilatio)
- расподобление; замена одного из двух одинаковых или сходных звуков другим, менее сходным в отношении артикуляции с тем, который остался без изменения
- Диссимиляция бывает прогрессивной (предшествующий звук влияет на последующий), регрессивной (последующий звук влияет на предшествующий), дистантной, контактной.
Примеры:
Феврарь (февраль); велбрюд (верблюд);
Диссимиляция – расхождение, расподобление одинаковых или близких по артикуляции звуков, находящихся в соседстве (контактном или дистантном) в связной речи, ср.:
Дилехтор, левольвер, колидор, дохтор, хто, ланпа,транвай, консомолец
ПАЛАТАЛИЗАЦИЯ (лат.palatum - нёбо)
- смягчение согласных, осуществляемое дополнительным к основной артикуляции подъёмом средней части спинки языка к твердому небу, резко повышающим характерный тон и шум.
Ср.день (д'ен')
пить (п'ит')
ВЕЛЯРИЗАЦИЯ
- дополнительный подъем задней части языка к мягкому нёбу, что резко понижает характерный тон и шум (метафорически это называют отвердение), ср. лук, мел (но: люк, мель - палатализация =смягчение).
В немецком нет ни палатализации, ни веляризации, ср.
Luecke (люк);
Mehl (мука);
ПРОТЕЗА (греч.prothesis - стоящий впереди)
- появление в абсолютном начале слова согласного звука, не оправданного этимологически, но вызванного фонетическими причинами, для облегчения произношения, ср. русск. восемь - из ОСЬМЬ;
- протезы являются разновидностью эпентез, только протезы не вставляются в середину слова, а приставляются спереди, к началу слова
ЭПЕНТЕЗА (греч. epenthesis - вставка)
- вставка (паразитических, случайных) звуков, ср. в русск. просторечии и диалектах эпентеза (д), (т) между длительными согласными: нДрав, нДравится, сТрам;
- имеет место между гласными ( в случае непосредственного соседства двух гласных), ср ЛариВон, РодиВон, ЛеВонтий, радиво, какаво.
ДИЕРЕЗА (ДИЭРЕЗА) (греч. diaresis)
– выпадение согласных в группах согласных, сходных по месту образования, но отличающихся друг от друга по способу образования (СТН, ЗДН, СТЛ, СТЦ, ЗДЦ, НТЦ, НДЦ, СТСК, НТСК, НДСК, ВСТВ, РДЦ, РДЧ, ЛНЦ):
Грус(т)ный, поз(д)но, счас(т)ливый, уз(д)цы, голлан(д)цы, марксис(т)ский, турис(т)ский, аспиран(т)ский, чу(в)ство, здра(в)ствуй, сер(д)це, со(л)нце/
Диэреза – устранение некоторых звуков из труднопроизносимых сочетаний звуков.
ЭНКЛИТИКА (греч. enklitike - отклоняюсь)
- безударное слово, стоящее после слова, имеющего ударение, и примыкающее к этому слову в отношении ударения, ср. без вести, за ночь , из дому, по двое.
ПРОКЛИТИКА (греч. proklito - наклоняю вперед)
- безударное слово, стоящее перед словом, имеющим ударение,
и примыкающее к этому слову в отношении ударения, ср.
на столе (нъ-стал'é)
подо мной (пъда-мной)
СУБСТИТУЦИЯ (лат. substitutio - подстановка)
- замена при заимствовании чужого звука своим, ср.
ai ---а : айсберг ( анг.iceberg); комбайн (combine); снайпер(sniper); телетайп(teletype);
h ---г : гантели (нем.Hatel); гауптвахта(Hauptwache); гайзер (heiss); герцог(Herzog); гильза(Hulse); горн(Horn)
РЕДУКЦИЯ (лат.reductio - приводить обратно, возвращать, сокращать, уменьшать)
- ослабление артикуляции звука и изменение его звучания (в основном это относится к гласным в безударном положении)
- редукция качественная - ослабление и изменение звучания гласных в безударном слоге, сопровождаемое потерей тех или иных признаков их тембра: редукция гласного (о) в первом и втором безударных слогах, ср. гóлову, голов (гa лов), голова(гaлова);
- редукция количественная - уменьшение длительности и силы звучания гласного в безударном слоге при сохранении характерного тембра: редукция гласного (у) в первом и во втором безударных слогах, ср. сУдно, сУда, сУдовой).
Гласные верхнего подъёма (узкие) И,Ы,У качественной редукции не подвергаются. Им свойственна количественная редукция.
В отличие от русского языка во французском языке все безударные гласные, как правило, произносятся чётко, а не редуцируются.
В немецком языке имеется только количественное изменение (редукция) безударных гласных.
Закон А.А.ПОТЕБНИ:
Закон Потебни об изменении гласных в зависимости от их положения к ударению:
"Если тоническую силу ударяемого слога обозначить через 3, то отношение других слогов к ударяемому в четырехсложном слове можно будет изобразить так: 1,2,3,1" (А.А.Потебня. О звуковых особенностях русских наречий // Филологические записки, вып. 1, 1865, с. 63)
Согласно этому закону, выделяется три разряда слогов по силе:
1)наиболее сильным является ударный слог, имеющий силу в три единицы;
2)среди безударных слогов выделяется первый предударный, обладающий силой в две единицы;
3)все прочие безударные слоги являются слабыми, сила которых - в одну единицу.
А.А.Потебня установил, что соотношение слогов в русском такте выражается формулой: ...1 - 2 - 3 - 1..,
где 3 - ударный слог.
Эта формула означает, что первый предударный слог слабее ударного, а остальные безударные - еще слабее (они обозначены цифрой 1).
По формуле Потебни, слово перебежавших надо обозначать так: 11231;
слово Викторович так: 3111.
ГАПЛОЛОГИЯ (греч.gaplos –простой; logos – понятие, учение)
- Опущение одного из двух одинаковых соседних слогов вследствие диссимиляции, ср. знаменосец (знамено+носец), трагикомедия (трагико+комедия), морфонология (морфо+фонология); розоватый (розово+атый).
Используется также термин «наложение основ».
Гаплология – устранение слогов из трудно произносимых сочетаний звуков.
ЛАБИЛИЗАЦИЯ (лат.labialis - губной)
- артикуляция звуков, при которой губы вытягиваются вперед и принимают форму круглого отверстия (колечка)
Лабиальные (губные) согласные: П,Б,Ф,В,М и их мягкие соответствия
МЕТАТЕЗА (греч. metathesis -перестановка)
- пермутация, транспозиция;
- взаимное перемещение звуков или слогов в составе слова на почве ассимиляции или диссимиляции, ср.:
ладонь (из долонь, ср. ст.-сл. длань)
тарелка (из талерка)
мрамор (из лат. marmor)
рус.диалект. ведмедь (= медведь)
ТРАНСКРИПЦИЯ (лат.transkriptio - переписывание)
- передача звуков слова при помощи букв;
- специальный способ записи речи в полном соответствии с ее звучанием, употребляемый в научных или учебных целях.
4. Определите суть подразделения звуков на гласные и согласные (см. Маслов, стр. 40)
5. На чём основываются фонемные противопоставления? (по Маслову, стр.55 и далее).
6. Участие органов речи в образовании звуков. Кинематический аспект. (Вычитать у Маслова стр.37-39 и др.)
Достарыңызбен бөлісу: |