Модуль: Основы буддийской культуры
Халимулина Римма Сабитовна
Тема: Основные направления в буддизме. (2 ч.)
План:
1. Раскол в буддийской общине.
2. Упадок буддизма в Индии и его распространение в других странах.
3. Буддизм «малой колесницы» - тхеравада (хинаяна)
4. Буддизм «большой колесницы» (махаяна).
-
учение о «космическом теле» Будды.
-
учение об идеальном правителе.
5. Школы китайского буддизма.
6. Буддизм «алмазной колесницы» (ваджраяна).
-
«Колесница тайного знания».
-
Учение о калачакре и Шамбале.
7. Буддизм в Тибете.
Ключевые слова: Тхеравада, хинаяна, махаяна, ваджраяна, санскрит, сангха, бодхисатва, нирвана, Будда Майртрейя, мантра, дзен-буддизм, чань-буддизм, тантризм, калачакра, дхарма.
-
Раскол в буддийской общине.
Золотым веком в истории буддизма считается время правления императора Ашоки (268-232 гг. до н. э.), при котором буддизм стал идейной основой проведения политики централизации в многонациональной империи. С одобрения Ашоки в городе Паталипутра было проведено собрание монахов, большинство участников которого представляли школу тхеравады – «учения старейших». Они убедили императора в правоте своего толкования учения Будды и добились изгнания из сангхи последователей другого философского направления – махаяны, которых считали еретиками. В начале нашей эры последователи махаяны созвали отдельный собор в районе Кашмира и записали текст буддийского канона на медных листах, но на другом древнеиндийском языке – санскрите (на санскрите название канона звучит «Трипитака»).
К началу I тысячелетия н. э. споры между двумя направлениями буддизма завершились их окончательным разрывом.
2. Упадок буддизма в Индии и его распространение в других странах.
В первые века нашей эры буддизм и буддийская культура достигают в Индии своего наивысшего расцвета. Но с начала VII в. индуизм реформирует свой культ и обрядность и делает их более доступными и привлекательными для широких масс. Индийские цари тоже постепенно перестали поддерживать буддизм и возвратились в лоно индуизма. В итоге буддизм был почти полностью поглощен религиозно-культурным комплексом индуизма и стал его составной частью. В XII-ХШ вв. в Северной Индии утверждается ислам. Крупнейшие буддийские духовные центры были полностью разрушены, а богатство и власть их покровителей перешли к мусульманским правителям. С гибелью и рассеянием монахов буддизм в Индии уже не мог выстоять. В Южной Индии, где ислам не получил такого широкого распространения, как на севере, буддизм существовал еще некоторое время, но около 1500 г. он и там окончательно сошел с религиозной сцены. Однако в сопредельных с Индией странах буддизм прочно утвердился и получил свое дальнейшее развитие. В результате его взаимодействия с местными традициями сложились многочисленные и своеобразные региональные формы буддизма.
Общую численность последователей буддизма определить достаточно сложно, поскольку в странах, где сосредоточена основная масса буддистов, религиозная принадлежность в переписях населения не учитывается. Подсчет численности буддистов осложняется и тем, что в некоторых странах (главным образом в Китае и Японии) один и тот же человек, как правило, исповедует одновременно две, а иногда и три религии. По современным оценкам, в настоящее время буддизм исповедуют около 500 млн человек, из них подавляющее большинство в странах Азии. Традиционными районами России, где исповедуется буддизм, являются Бурятия, Тыва и Калмыкия.
3. Буддизм «малой колесницы» - тхеравада (хинаяна) – «учение старейших». Самой ранней в буддизме является школа тхеравада («учение старейших»), которая была создана сразу после смерти Будды его ближайшими учениками. Долгое время последователи махаяны называли эту традицию хинаяной («малой колесницей»).
Согласно учению тхеравады, принц Сиддхартха Гаутама Шакьямуни был земным существом, родившимся как человек, но жившим и умершим как Будда. Он последовательно совершенствовал свою карму благими деяниями на протяжении 550 перерождений, после чего, благодаря обретенным способностям, и достиг наивысшего просветления.
После смерти Будды его ученики пытались с точностью передать каждое слово и сохранить в памяти каждый эпизод из жизни своего Учителя. Поэтому последователи тхеравады придают большое значение собраниям (соборам), на которых постоянно восстанавливается и уточняется учение Будды. История тхеравады насчитывает 6 таких соборов. Особенно важным для тхеравады считается третий собор в Паталипутре (ок. 244 г. до н. э.), на котором властитель империи Маурьев Ашока признал истинным учение тхеравады и объявил себя покровителем буддизма.
Школа тхеравады представляет собой замкнутую монашескую общину — сангху, которая материально целиком зависит от мирян и существует на их средства, но независима от них в учении и в духовной практике.
Достижение просветления рассматривается последователями тхеравады как буквальное следование образу жизни Гаутамы Шакьямуни и его практике созерцания. Отличительным положением в учении тхеравады является убеждение, что достижение нирваны доступно лишь тем, кто полностью отказался от мирской жизни, и обязательным условием на пути к освобождению тхеравада ставит вступление в монашескую общину. Миряне не могут достичь просветления и нирваны. Даже тот мирянин, который почитает «три драгоценности» - Будду, его учение (дхарму) и монашескую общину (сангху), ведет добродетельную жизнь и накапливает тем самым духовные заслуги, все равно должен вновь родиться в мире людей, чтобы вступить на путь монашеской жизни.
Последователи тхеравады также считали, что состояние Будды является исключительно привилегией Гаутамы Шакьямуни, который обрел совершенное знание, чтобы наставлять других на путь, ведущий к нирване.
Буддизм тхеравады получил распространение на Шри-Ланке (Цейлоне), в Бирме, Таиланде, Лаосе, Камбодже и частично в Индии, Бангладеш, Вьетнаме, Малайзии и Непале.
4. Буддизм «большой колесницы» (махаяна).
После смерти Будды его последователи образовали множество школ и направлений, которые по-разному истолковывали доктрину Учителя. Споры развернулись вокруг темы, которую сам Будда обсуждать отказывался, - что представляет собой этот мир на самом деле и как он устроен. Различные философские подходы, разработанные для ответа на этот вопрос, во многом определили и разницу в практических подходах и рекомендациях, которые ученые монахи давали желавшим как можно быстрее покинуть мир перерождений и достичь нирваны. В итоге это привело к появлению в буддизме нового направления, получившего название махаяна («большая колесница»).
Учение махаяны возникло в Индии в первые века нашей эры и к середине I тысячелетия достигло своего наивысшего расцвета. В это же время оно распространилось из Индии в северные страны и постепенно утвердилось в Китае, Тибете, Непале, Корее, Японии и Монголии. Поэтому махаяну нередко называют «северным буддизмом».
Основные положения учения махаяны излагают три главных трактата: «Сутра Лотоса Благого Закона», «Сутра видения Чистой Земли» и «Сутра Совершенной Мудрости».
В распространении учения махаяны, в его толковании и передаче большую роль играли отдельные наставники. Наиболее выдающимися из ранних учителей махаяны были Нагарджуна (III в.), братья Асанга (IV в.) и Васубандху (V в.).
Учение, культ и обряды буддизма махаяны со временем все более усложнялись. В итоге это привело к созданию многоступенчатого и обширного пантеона божеств, в который входят будды, бодхисаттвы, духи и божества местных религий разных народов.
Учение о бодхисаттве. Приверженцы махаяны выдвинули качественно иную цель монашеской жизни, достижимую в равной степени и для мирян, - обретение состояния Будды. Они утверждали, что полное освобождение от страданий возможно только при обретении качеств бодхисаттвы (существо, стремящееся к просветлению).
Согласно махаяне бодхисаттвы предаются подвижничеству и на монашеском пути, и на пути мирянина, но не для самих себя, а ради спасения других. Они отрицают стремление к личной выгоде и отказываются от нирваны, чтобы снова и снова перерождаться ради освобождения всех живых существ от страданий. Махаяна развивает концепцию о «множественности бодхисаттв», согласно которой бодхисаттвой может стать любой человек, поставивший цель выявить в себе Будду. Для этого требуются упорный труд и прохождение необходимых ступеней подготовки: изучение буддийских догматов, развитие способности к созерцанию и контролю над собственным сознанием и совершение добрых деяний в пользу других.
По традиции сам Будда Шакьямуни в процессе своих многочисленных перерождений шел путем бодхисаттвы, борясь за спасение всех людей. Приверженцы махаяны утверждали, что уход Будды в нирвану после смерти был не подлинным выходом из всех форм существования, а всего лишь видимостью, призванной вдохновлять других.
Учение о «космическом теле» Будды. Махаяна, которая видела в Будде прежде всего его божественную природу, развивала идею о «космическом теле», или «теле Закона» Будды – божественной созидательной субстанции, способной принимать разнообразные земные формы ради спасения людей. В итоге сформировалась важнейшая для буддизма махаяны концепция сначала о двух, а потом о трех телах Будды (Трикая). Согласно этому учению, Будда имеет «приобретенное тело» - видимое физическое тело (например, Гаутама Шакьямуни), в котором Будда является в мир для его спасения; «тело блаженства» - отражение «космического тела» Будды в мире форм, в котором он проповедует Закон бодхисаттвам и божествам; и «тело Закона» - это универсум, вечный Закон, нирва и подлинно реальный Будда, идентичный Абсолюту и единый со всеми существами.
Учение о нирване. В махаяне меняется и представление о нирване. Нирвана представляется не просто как прекращение земного существования и уход в вечное блаженное сверхбытие, а как постижение иллюзорности материального мира и обретение вследствие этого независимости от «дел и вещей» как от источников страдания. В этом смысле нирвану следует понимать как некое особое состояние духа и сознания, которое дает освобождение уже в этом мире.
Название «махаяна» - «большая колесница» - как раз и подчеркивало, с одной стороны, величие идеала этого пути (достижение состояния Будды), а с другой – его доступность для каждого человека, а не только для монаха.
Учение об аде и рае. Следующим важнейшим нововведением махаяны было развитие учения об аде и рае. В древнеиндийской традиции владыкой ада считался первочеловек Яма, который после своей смерти получил во владение подземное царство. Однако в Индии вплоть до появления буддизма махаяны детально разработанного учения об аде так и не возникло. Согласно учению махаяны, все умершие сначала предстают на суд Ямы, который решает, какого перерождения они заслуживают: те, кто вел добродетельную жизнь и поэтому имеют хорошую карму, перерождаются в мире людей или небожителей, а те, кто в силу дурных поступков приобрел плохую карму, перерождаются в мире животных, голодных духов или остаются в аду (нарака), но только до тех пор, пока страданиями не очистят свою карму. А Яма почитается не только как владыка ада, но и как хранитель и защитник буддийского учения.
Одновременно с учением об аде в махаяне развивалось и представление о рае – счастливой Чистой Земле (Сукхавати), которую создал Будда Амитабха («Будда беспредельного света»). Рай рисовался в западной части космической сферы на расстоянии мириадов миров. В Сукхавати прекрасный климат и дворцы из золота, серебра и драгоценных камней, в которых обитают небожители, бодхисаттвы и люди, накопившие во время земной жизни должные заслуги.
Учение о Будде Майтрейе. Наконец, еще одним существенным нововведением махаяны было учение о Будде грядущего – Майтрейе. Майтрейя обитает на небесах среди бодхисаттв и ожидает, когда он сможет переродиться в мире людей, чтобы принести им новое учение о спасении. А время это наступит тогда, когда продолжительность жизни людей достигнет 84 тыс. лет и миром будет править только один справедливый правитель-буддист. Культ Майтрейи получил необычайно широкое распространение во всех странах буддизма махаяны.
Учение об идеальном правителе. В махаяне получило развитие учение об идеальном правителе чакравартине – покровителе и защитнике сангхи и народов, исповедующих буддизм. Власть и богатство такого правителя свидетельствовали о большом объеме заслуг, накопленных им в предыдущих жизнях, и это позволяло причислять его к рангу божеств. Так, к божествам буддийского пантеона у монголов был причислен Чингисхан, а русская императрица Екатерина II была провозглашена воплощением богини Тары после того, как она признала буддизм официальной религией бурят и калмыков.
5. Школы китайского буддизма.
В IV-VI вв. махаяна утверждается в Китае, где под влиянием традиционных философско-религиозных систем (конфуцианства и даосизма) буддизм претерпевает существенные изменения. Китайский монах Даошэн выдвинул чрезвычайно влиятельное в дальневосточном буддизме учение о присутствии природы Будды во всех живых существах и о возможности спасения для каждого путем «внезапного просветления». За довольно короткий срок в Китае сформировались самостоятельные школы, определившие своеобразие буддийской традиции на Дальнем Востоке. Учение трех ведущих школ китайского буддизма – Тянътай, Чанъ (в Японии она получила название Дзэн) и Цзин-ту – снискало самую широкую известность и сыграло ведущую роль в становлении буддизма в Корее, Японии и Вьетнаме.
6. Буддизм «алмазной колесницы» (ваджраяна).
В I в. н. э. в Северо-Восточной Индии формируется особое направление махаяны — ваджраяна («алмазная колесница»). В основных вопросах вероучения ваджраяна полностью согласуется с махаяной. Особенность ваджраяны состоит в том, что она ввела в буддизм очень древние ритуалы и разработала собственные оригинальные методы йоги. Характерной чертой традиции ваджраяны является и то, что высшее знание передается только от учителя к тщательно подготовленному ученику. В V-VI вв. ваджраяна становится ведущим направлением индийского буддизма и вплоть до его упадка (XI-XII вв.) занимала в нем господствующее положение.
Для ваджраяны характерна вера в мгновенное просветление, подобное «удару молнии», что отличало ее от общей доктрины махаяны о постепенном накоплении духовных совершенств. Именно в учении ваджраяны впервые была выражена идея о том, что просветления и нирваны каждый человек может достичь уже в настоящей жизни.
«Колесница тайного знания». Наиболее действенным способом достижения просветления ваджраяна считает «путь тайной мантры» - многократного повторения особой магической формулы (мантры), которое позволяет достичь состояния Будды не за множество мировых периодов, как учит махаяна, а всего за одну жизнь.
Ваджраяна получила еще одно название – тантраяна («колесница тайного знания»). Тантризм утверждает, что никакие идеи о просветлении, изложенные в священных текстах, не могут быть реализованы без особых психофизических тренировок.
Учение о калачакре и Шамбале. Важнейшим элементом ваджраяны является учение о калачакре (колесо времени). Это учение получило такое название потому, что воспринимает ход времени как непрерывно повторяющийся цикл. Календарь калачакры охватывает малые 12-летние циклы, каждый год в которых соответствует символу знаменитого китайского зодиака животных (мышь, корова, тигр, заяц, дракон, змея, лошадь, овца, обезьяна, петух, собака, свинья). Эти циклы объединяются в более крупные временные единицы — 60-летние циклы. Календарная система калачакры и сейчас имеет широкое распространение во многих странах Азии.
Ваджраяной было разработано учение о стране всеобщего благоденствия Шамбале. Это страна сильных, красивых и добродетельных людей, которая управляется праведными царями – последователями буддизма. Шамбала находится в особом, невидимом мире, который открывается только достигшим просветления.
Важное значение в учении, обрядности и духовных упражнениях ваджраяны имеет созерцание мандалы – магической диаграммы, или «карты космоса». Графически мандала представляет собой круг, вписанный в квадрат, который, в свою очередь, тоже вписан в круг. Внешний круг символизирует Вселенную, внутренний круг – божество (или его обрядовый символ), которому посвящена мандала. Созерцающий мандалу сначала должен по очереди «воспроизвести» в себе все, что на ней изображается, и «слить» себя с божеством, расположенным в центре. После этого наступает высшая стадия созерцания – слияние с космическим Абсолютом (состояние самадхи).
Теоретиками ваджраяны был создан обширнейший свод литературы, в который входят 2606 тантр – трактатов по тантрической йоге и комментариев к ним.
7. Буддизм в Тибете.
В VII в. учение ваджраяны утверждается в Тибете, и на его основе была создана особая форма тибетского буддизма, получившая распространение не только в самом Тибете, но и в прилегающих к нему районах Гималаев (Бутане, Непале), а также в Монголии, Бурятии, Тыве, Калмыкии.
Тибетский буддизм трансформировал образ обычного буддийского монаха, следующего «путем Будды» ради личного спасения, в ламу (тибет. – высший) — авторитарного учителя, ведущего мирян по пути освобождения.
Своего наивысшего развития идея об особой роли ламы достигла в учении выдающегося реформатора тибетского буддизма Цзонхавы (1357-1419) — основателя школы гелугпа (путь добродетели), занявшей вскоре господствующее положение среди всех других школ. Цзонхавой было разработано учение о «ламрим» (ступенях небесного пути) – иерархии лам по степеням их посвящения, а также регламентированы правила почитания будд, бодхисаттв и иных божеств.
Отличительной чертой тибетского буддизма является институт хубилганов — «перевоплощенных» будд, бодхисаттв и выдающихся подвижников вероучения. Характерно, что хубилганами могут быть как духовные лица, так и миряне – светские правители. С институтом хубилганов связано происхождение высшего духовного авторитета тибетского буддизма – Далай-ламы (тибет. — океан учения), считающегося воплощением бодхисаттвы Авалокитешвары.
В отличие от других школ, гелугпа поощряла активное участие лам в светских делах, в том числе и в политической жизни. Школой гелугпа даже была разработана концепция о приоритете духовной власти над светской, что привело впоследствии к установлению в Тибете теократической (греч. Теократия – власть Бога) формы правления.
Главным духовным и административным центром в организационной структуре школы гелугпа является монастырь – дацан. Он представляет собой обширный храмово-монастырский комплекс, в котором проживают члены монашеской общины и размещается духовная школа.
Начиная с XIII в. тибетский буддизм стал распространяться в Монголии. В 1650 г. Далай-лама V объявил сына одного из самых влиятельных князей Монголии перерождением известного тибетского проповедника Таранатхи и сделал его духовным главой буддистов Монголии. Последний из них, Богдо-гэгэн (1870-1924 гг.), с 1912 г. был также и светским правителем Монголии.
К XIV в. был создан свод текстов (канон) тибетского буддизма. В нем 333 тома, и он представляет собой энциклопедию буддизма, разделы которой посвящены этике, философии и медитативной практике. Огромное значение тибетского канона заключается еще и в том, что только в нем сохранились многие важнейшие индийские трактаты традиции махаяны, утраченные другими школами.
Литература:
-
Буддизм и государство на Дальнем Востоке. М., 1987
-
Буддизм в Японии. М., 1993
-
Далай-лама. Буддизм Тибета. СПб., 1991
-
Далай-лама. Мир тибетского буддизма. СПб., 1996
-
Дюмулен Г. История Дзэн-буддизма. Индия и Китай. М., 1994
-
Ермаков М.Е. Мир китайского буддизма. СПб, 1994
-
Островская-мл. Е.А. Тибетский буддизм. СПб., 2002
-
Тинлей Джампа. Живая философия и медитация тибетского буддизма. М., 1995
-
Религии Китая. Хрестоматия. Редактор-составитель Е.А. Торчинов. СПб., 2001
-
Торчинов Е.А. Философия буддизма Махаяны. СПб., 2002.
-
Философия китайского буддизма. Перевод с китайского Е.А. Торчинова. СПб., 2001
Электронные ресурсы:
1. http://www.yogalib.ru/chaterdji-datta/239-vvedenie-v-ind-phil-buddizm?start=3
2. http://buddhism.org.ru/buddhism_03.html
3.http://dazan.spb.ru/library/
Задания для слушателей курсов.
1.Какую роль в развитии буддизма сыграл император Ашока?
а) был отцом Будды
б) в годы его правления зародился буддизм
в) он сделал буддизм государственной религией
г) создал первый буддийский храм
д) нет правильного ответа.
2.Сколько раз по преданиям перерождался Будда?
а) 1050
б) 550
в) 400
г) 350
д) 200
3.Какое из учений называется « широким путем спасения»?
а) хинаяна
б) махаяна
в) тантризм
г) ваджраяна
д) Бодхисаттва
4.Что такое ламаизм?
а) самостоятельная религия бурят и тувинцев
б) одна из поздних форм буддизма
в) самая ранняя форма буддизма
г) самостоятельная религия тибетцев
д) нет верного ответа
5. Когда и почему возникло направление буддизма махаяна?
6. В чем состоят основные отличия между школами тхеравады и махаяны?
7. Каковы наиболее существенные положения ваджраяны, отличающие её от других направлений буддизма?
8. Кто такой бодхисаттва и в чем его отличие от Будды?
Ключевые слова.
Тхеравада, хинаяна, махаяна, ваджраяна, санскрит, сангха, бодхисатва, нирвана, Будда Майртрейя, мантра, дзен-буддизм, чань-буддизм, тантризм, калачакра, дхарма.
Достарыңызбен бөлісу: |