ПАСТОРАЛЬ (в литературе) – утвердившееся в XVII-XVIII веках условное наименование группы жанров – (пасторального метажанра), с которым на протяжении двадцати трех столетий его существования конкурировали другие определения: буколика, идиллия – так называл свои произведения основоположник жанра Феокрит (ок.305 – 240), эклога (жанровая «этикетка» пасторалей эпохи Возрождения). Основной жанрообразующий признак пасторали - пасторальный хронотоп, то есть привязанность пасторального дискурса к специфическим времени- пространству, на пересечении которых возникает целостный образ пасторального мира, противопоставленного миру антипасторальному: антитетичность – конститутивная черта пасторали, определяющая как внутреннее строение жанра, так и ее внетекстовые связи. В пространственном плане пасторальный мир определяется кардинальной оппозицией: городсельская местность (деревня, загородная вилла, деревенская усадьба). Оно конкретизируется в ряде оппозиций: искусственнаяестественная жизнь, цивилизацияприрода, толпауединение, волнениепокой, тяжелый трудсозерцательная праздность, ненавистьлюбовь, враждадружба, отчуждениесочувствие, сложность простота, хаос гармония: пасторальный мир описывается наложением друг на друга правых членов этих оппозиций, антипасторальный – левых. Классический пасторальный локус – окаймленная деревьями и кустами зеленая лужайка на берегу реки или ручья: последние – вместе с пасущимися стадами, нимфами, сильванами, храмами, возведенными в честь языческих богов, пышными надгробьями и скромными могилками - составляют пасторальный декорум. На оси времени пастораль характеризуется противопоставлением негативно оцениваемого настоящего идеальному прошлому (Золотому веку), или же: настоящего - утопическому будущему, исторического времени – времени природному (его идеальное воплощение - знойный летний полдень), а также - прекрасному «остановленному мгновению», вне-временности, своеобразной пасторальной вечности. Действующими лицами (персонажами) пасторалей изначально являются пастухи…Их разные ипостаси… Не земледельцы… Христианизированная трактовка этого образа… . Пастух – маска (влюбленного, поэта)… Мифологема пастуха в ренессансном и и барочном искусстве…(рыбари, охотники…) Его опрощение в эпоху Просвещения… В зависимости от типов пастухов-(духовно-изощренная личность«деревенщина», мужлан, созерцательпрактик) различаются философская и бытовая разновиднсти пасторали. Буколики и георгики Вергилия. Пародии на пастораль. Условность. Экспериментальность. Смешение серьезного и смехового, стиха и прохы, высокого и низкого (разновионсть «мениппеи», по М.Бахтину; близость пасторального и сатирического «модусов»).
Пасторальный метажанр демонстрирует искусствоенность установлившегося в XVII веке деления жанров на драматические, эпические и лирические. Узко-жанровые разновидности пасторали, представленные в каждом из этих родов (рождественское действо, пасторальная комедия и трагикомедия, пасторальная поэма, пасторальный роман, эклога, пасторальные ода, сонет, элегия и т.д.)., как правило, преодолевают как меж-родовые, так и меж-жанровые границы: возникший в эпоху Возрождения «пасторальный роман» (исконное наименование произведений, относимых критиками к этому жанру, – «эклоги»)… стихотворная эклога – это и лирическое произведение, и драматическое действо, пасторальная драма - …Последняя ближе всего к жанру в его истоках: изначально – в творчестве Фукидида - пастораль возникла как разновилнсть античного мима .. Амебейное пение. Сценичность. Анти-нарративность (анти-эпичность). Ритуально-обрядовые корни. Феокрит и сицилийский обряд растерзания растительного божества. Позднее - связь с погребальной элегией (мотив похорон, образы кладбиша, могилы). Внутренняя напряженность, парадоксальность пасторали. Ее разновидность – идиллия (завершенная в себе картина-сценка), но далеко не всякая пастораль идиллична.
В средневековой литературе пастораль – пастурела и рождественская драма. Возрождение античной традиции в эпоху Возрождения. «Фьезоланские нимфы» Дж.Боккаччо. Пастораль у Петрарки. Аллегоризм. Ученость. Сложность. Петраркистская традиция (). Неоплатонизм. Пастораль в поэзии 17-18 века. Пастораль и утопия.
Пасторальный диалог. Пасторальный роман как существеннейший этап формирования романа Нового времени. Именно в границах романного жанра пастораль сохранилась в литературе XIX века («Онегин», «мир» в «Войне и мире»). Пасторальная тема вытеснена темой «детства».
Пастораль на сцене. Шекспир, испанские драматурги Золотого века. Барочно-классицистический синтез во Франции. Д Юрфе и т.д.. Пастораль и рокайльный стиль. Пастораль у Гете. Пастораль – в опере и балете.
Пастораль в искусстве XX века. Пастораль у «мирискусников» и Андрея Белого. Пастораль в социалистическом реализме. Идеализация деревни. Пастораль в прозе Б.Окуджавы.
Пасторалоь в других видах искусства.
Литература:
Критика.
Достарыңызбен бөлісу: |