Конспект урока
ассоциативная композиция
на тему:
Преподавателя изобразительного
отделения ДШИ
Писаренко А.С.
Ханты-Мансийск
2009г
Аксенова Таня
Низамова Алла 9 лет
Ельпина Настя 9 лет
Глушенкова Полина 7 лет
Асанова Лиза 8 лет
Шашурина Лиза 10 лет
Домашенкин Евгений 7 лет
Быстрова Ульяна 7 лет Асанова Лиза 8 лет
Шесталова Валерия 10 лет
Методическое обеспечение:
словарь терминов и понятий:
Композиция – (от лат. compositio-составление, связывание) –
1) построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция – важнейшее выразительное средство, придающее произведению единство и цельность, связывающее его компоненты.
2) Музыкальное, живописное, скульптурное или графическое произведение.
- структура художественного произведения, определяющая взаиморасположение его частей, их подчинение друг другу и единому целому. Особенности композиции определяются спецификой жанра, стиля, содержанием произведения и индивидуальными особенностями автора.
Композиция включает в себя целую систему элементов. В живописи, например, это сюжет, способ передачи пространственных и временных отношений, точка зрения и т.д. Композиция играет большую роль в восприятии произведения. Так, фрагментарность, неожиданный ракурс, нарочитая композиционная небрежность на полотнах импрессионистов создают иллюзию случайно подсмотренной сценки и подчеркивают непосредственность сиюминутного впечатления.
АБСТРАКЦИЯ [abstraction] - форма познания модели предмета, явления или процесса, основанная на мысленном выделении и обобщении существенных или внешних (без учета их внутренней организации), общих свойств и связей предметов, явлений или процессов и на отвлечении от других частных их характеристик. Общее понятие Абстракции - это результат процесса абстрагирования, отвлечения от конкретного всего второстепенного. Типами Абстракции являются: изолирующая, обобщающая, идеализирующая формы.
Абстрактное искусство – (от лат. abstractio - отвлечение) – искусство, в котором художник не позволяет зрителю узнать в изображении что-либо конкретное, узнаваемое. Издревле беспредметное творчество существовало в виде орнамента, но только в новейшей истории оформилось в особую эстетическую программу. Предполагается, что в восприятии следует полагаться на собственные ассоциации и догадки. Воображение, знание и готовность к контакту самого зрителя играют в абстрактном искусстве важную роль.
Абстракционизм
(англ. аbstractionism, франц. abstractionnisme, abstractivisme, от лат. abstractus-отвлеченный), беспредметное искусство, конфигуративное искусство, конкретное искусство - направление в искусстве ХХ в., ставящее во главу угла формальные элементы - линию, цветовое пятно и отвлеченную конфигурацию. Абстракционизм сформировался в 1910-х гг. сразу в нескольких европейских странах. Крупнейшими его представителями и основоположниками были В.В.Кандинский и К.С.Малевич в России, П.Мондриан в Голландии, Р.Делоне и Ф.Купка во Франции. Разработанный ими метод отвлеченных построений служил для выражения внутренних закономерностей и постигаемых с помощью интуиции сущностей, которые скрываются за преходящими явлениями видимого мира. Для В.В.Кандинского, К.С.Малевича и П.Мондриана первоэлементами формы были наделенные духовным содержанием живописные знаки, из которых складывались пластические формулы, отражавшие отношения между элементами универсума. Р.Делоне, в свою очередь, отвергая идеалистическую метафизику единомышленников, ограничивался исследованиями живописного языка, концентрируя свое внимание на динамических качествах цвета.
Существуют две разновидности абстракционизма, которые наметились после его появления: геометрический, основанный на правильных четко очерченных конфигурациях (К.Малевич, П.Мондриан и близкий к ним Р.Делоне), и лирический, в основе которого лежат свободно текущие формы (В.В.Кандинский).
Наибольшего расцвета абстракционизм достиг после второй мировой войны, став главным направлением в искусстве стран Западной Европы и Северной Америки.
Современные художники отдают предпочтение лирической абстракции, внутри которой зародились новые течения: абстрактный экспрессионизм (Дж.Поллок, Х.Хофман, А.Горки, Р.Мазеруэлл, М.Ротко, Ф.Клайн), ташизм (Ж.Матье, П.Сулаж, Ж.Базен, Э.Бедова, А.Йорн), иероглифический абстракционизм (М.Тоби, М.Грейвз, Дж.Бисье, А.Мишо), которые утрачивают универсально-метафизическую основу. Эти течения используют абстрактную форму только для непосредственной фиксации психических состояний, переживаний и ощущений художника.
Абстракциони́зм (лат. «abstractio» — удаление, отвлечение) — направление нефигуративного искусства, отказавшегося от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Одна из целей абстракционизма — достижение «гармонизации», создание определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации
АССОЦИАЦИЯ [association] - связь, возникающая или имеющаяся при определенных условиях между двумя или более предметами, явлениями, процессами или их свойствами. Ассоциации бывают, например, по сходству, контрасту, смежности в пространстве или во времени, один ко многим или многих к одному, бывают Ассоциации баз знаний и интеллектуальных систем.
Коллаж – (франц. collage, букв. наклеивание) – 1) Творческий метод, позволяющий объединить в одном произведении элементы, обладающие различными качествами – цветом, формой, фактурой, за счет чего достигается характерная для коллажа острая, многоплановая выразительность получившейся композиции. 2) Техника работы способом «рекле» – режь и клей, т.е. аппликация. Различают также понятие «декупаж», где главную работу проделывают ножницы, вырезая контур из бумаги, после чего тот наклеивается на фон. В кинематографе и музыке техника и метод подобной работы называется монтажем.
Символизм – направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х, пытающееся передать через символ интуитивно постигаемые образы и идеи, смутные, сложные чувства и видения. Стремясь проникнуть в тайны бытия и сознания, увидеть сквозь видимую реальность идеальную сущность мира и его «нетленную красоту», символисты выразили неприятие буржуазности, тоску по духовной свободе, трагическое предчувствие мировых социально-исторических сдвигов. Основные представители в изобразительном искусстве: Э. Мунк, Г. Моро,
М. К. Чюрленис, М. А. Врубель, В. Э. Борисов-Мусатов.
Инсталляция – (от англ. глагола to install-устанавливать). Ее устанавливают, составляют, формируют из отдельных частей. Инсталляция трехмерна, это не объект, а пространство, организованное по воле художника. Инсталляция включает в себя не только все предшествовавшие ей жанры, но и самого зрителя.
Достарыңызбен бөлісу: |