Презентация Паспорт проектной работы Название проекта : «Бал как явление культуры»



Дата05.07.2016
өлшемі382.04 Kb.
#178993
түріПрезентация
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10»

Проектная работа

Бал как явление культуры

Руководитель проекта - Денисова И.Н.,

учитель русского языка и

литературы МБОУ «СОШ №10»

Участники проекта: учащиеся 10 «А» класса МБОУ СОШ №10»

Артемьева Екатерина

Мишин Илья

Киршта Мария

Зырянов Михаил

Деревова Ксения

Узяркина Анастасия

г. Когалым, 2012 г.

Содержание папки

  1. Проектная работа «Бал как явление культуры»:

    • Паспорт проекта

    • Исследовательский проект

    • Защита работы

    • Презентация


Паспорт проектной работы

  1. Название проекта: «Бал как явление культуры».

  2. Руководитель проекта: Денисова Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературы.




  1. Консультант проекта: Игнатьева Людмила Андреевна, заместитель директора по УВР.

  2. Работа по проекту проводится в рамках учебных предметов: литература, МХК, история России.




  1. Возраст учащихся, на который рассчитан проект: 15-17 лет.

  2. Состав проектной группы: Артемьева Екатерина, ученица 10 А класса

Мишин Илья, ученик 10 А класса

Киршта Мария, ученица 10 А класса

Зырянов Михаил, ученик 10 А класса

Деревова Ксения, ученица 10 А класса

Узяркина Анастасия, ученица 10 А класса

7. Продолжительность проекта – октябрь – апрель (6 месяцев)


  1. Тип проекта: исследовательский

  1. Цели проекта:

1. Определить степень влияния бальной и танцевальной культуры на формирование культуры общества в целом.

2.Способствовать развитию личностных качеств учащихся, формированию навыков самостоятельно ставить и отыскивать решения новых, нестандартных проблем, создавать в ходе проектной деятельности новые продукты – проекты.



  1. Задачи:

  • рассмотреть бал как явление культуры, выявить его специфику;

  • исследовать традиции и черты русского бала XVIII, XIX, начала XX веков;

  • показать изменения функций русского бала XVIII - XX веков.

  1. Вопросы проекта:

  • Какова история происхождения балов и правила их проведения?

  • Какое влияние балы оказали на быт и культуру русского дворянства?

  • Почему балы в настоящее время вновь становятся актуальными?

12. Необходимое оборудование: справочная литература, сборники, телевизор, компьютер, Интернет, мультимедийное оборудование.
13. Аннотация:

Новизна исследования в том, что долгое время явления культуры и быта дворянства были практически не изучены, в том, что сегодня появилась необходимость постижения и сохранения исторического и культурного наследия наших предков, и в том, что данная тема не рассматривалась на уровне школы и города. Проблема данной работы заключается в потребности возрождения интереса к изучению русских национальных традиций, исторических танцев, к старинной моде и светскому этикету. Актуальность данной темы состоит в современном понимании необходимости постижения и сохранения исторического и культурного наследия наших предков. Практическая значимость - исследовательскую работу можно будет использовать на уроках МХК, истории, элективных курсах по культурологии. Функции учителя: организатор сотрудничества, консультант, управляющий поисковой работой учащихся. Позиция ученика: активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности. В работе используются следующие проблемные методы исследования: проблемное изложение; частично-поисковый, эвристический; исследовательский, рефлексивный.

В первой главе рассматриваются следующие вопросы:

- Бал как социокультурное явление.

- История возникновения бала.

- Маскарад как одна из разновидностей бала.

- Ассамблеи в эпоху Петра I.

- Основные традиции балов XIX - начала XX века.

- Возрождение балов XXI века.

Во второй главе рассматриваются современные балы и исследуется их роль в обществе.

14. Предполагаемые продукты проекта:


  • Обобщение материалов о роли балов в развитии культуры общества.

  • Предложить некоторые пути решения данной проблемы.

  1. Этапы работы над проектом.




Этапы

Содержание работы

Деятельность

учащихся

Деятельность педагога

Сроки

1.Начальный этап

Определение темы, уточнение целей, исходного положе-ния. Выбор рабочей группы.

Уточняют информацию. Обсуждают задание.

Мотивирует учащих-ся. Объясняет цели проекта. Наблюдает.

октябрь

2. Планирование

Анализ проблемы. Опре-деление источников ин-формации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде.

Формирует задачи. Уточ-няют информацию (исто-чники). Выбирают и обо-сновывают свои критерии успеха.

Помогает в анализе и синтезе (по просьбе). Наблюдает.

ноябрь

3. Исследование

Сбор и уточнение инфор-мации. Обсуждение альтер-натив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов Деятельности. Выполнение проекта.

Работают с информацией. Проводят синтез и анализ идей. Выполняют иссле-дование и работают над проектом. Оформляют проект.

Наблюдает. Консультирует.

Советует (по прось-бе).



декабрь-

январь


4. Защита

проекта


Подготовка доклада; обосно-вание процесса проекти-рования, объяснение полу-ченных результатов. Защита проекта. Оценка.

Защищают проект. Уча-ствуют в коллективной оценке результатов проек-та.

Участвует в кол-лективном анализе и оценке результатов проекта.

февраль

5. Рефлексия

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач). Анализ достижения поставленной цели.

Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке.

Наблюдает. Направляет процесс анализа (если необходимо).

март

6. Презентация

Представление проекта. Демонстрация результата продукта работы над проектом.

Выбирают вид и форму презентации проекта. Кратко, но достаточно полно рассказывают о постановке и решении задач проекта.

Наблюдает,

обобщает,

резюмирует.


апрель




  1. Ход проекта:

  1. Выбор команды учащихся, которые будут заниматься проектом.

  2. Распределение учащихся по микрогруппам:

Первая группа: Артемьева Екатерина

Мишин Илья



Вторая группа: Зырянов Михаил

Киршта Мария



Третья группа: Деревова Ксения

Узяркина Анастасия



  1. Определение и обсуждение темы проектной работы.

  2. Обсуждение целей и задач проекта.

  3. Составление плана работы над проектом.

6. Определение заданий для каждой микрогруппы: определить особенности, основные черты, традиции, функции, влияние балов на развитие культуры.

Первая группа: подбирает и изучает материал о балах 18-19 веков.

Вторая группа подбирает и изучает материал о балах конца 19 - начала 20 веков и современных балах.

Третья группа проводит анкетирование старшеклассников, социологический опрос родителей и готовит слайдовую презентацию.

7. Обсуждение в группах собранного материала, разработка сценария своей части проекта.

8. Обобщение полученной информации.

9. Работа групп по оформлению результатов проекта в целом.

10. Написание исследовательской работы. (Артемьева Е.)

11. Составление защиты исследовательского проекта.



  1. Подготовка презентации к защите проекта.

  2. Защита проекта.

14. Анализ выполнения проекта.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10»

Бал как явление культуры

Автор: Артемьева Екатерина Петровна,

ученица 10 «А» класса

МБОУ «СОШ №10»

Руководитель: Денисова Ирина Николаевна

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №10»

г. Когалым, 2012 г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...............................3

Глава 1 Бал как социокультурное явление

1.1. История возникновения бала…………………………………………………………..5

1.2. Маскарад как одна из разновидностей бала ………………………............................6

1.3. Ассамблеи в эпоху Петра I…….…………………………………………………….....7

1.4. Основные черты балов XVIII века...……………………………………………….......9

1.5. Балы XIX - начала XX века…….…………………………………………………….12

1.6. Балы XXI века………………………………………………………………….……...13

Глава 2 Бал в современном мире

2.1. Исследование роли балов в современном обществе…….…………………..…….14



Заключение……………………………………………………………………………………16

Список использованных источников……………………………………………….......17

Бал — настоящая находка
Для юных франтов и для дам;
Его с восторгом ждет красотка,
Он праздник пасмурным отцам.
Чтоб дочка куколкой оделась,
Хлопочет опытная мать,
А чтоб она не засиделась,
Везет ее потанцевать.

Ф.А. Кони

Введение

Как известно, культура тесно связана с общественной жизнью народа и отражает историческую эпоху. Каждая эпоха накладывает определённые отпечатки на развитие искусства, культуры, традиций. Бал как явление культуры представляет огромный интерес, так как является формой общественной жизни. Поэтому изучение истории развития бала представляется важным в культурологическом плане: оно позволяет более детально представить культуру, традиции, обычаи любого государства. Без балов немыслима история императорского периода России; неслучайно сцены бала нашли такое яркое отражение в творчестве А.С. Пушкина, А.С. Грибоедова, М.Ю. Лермонтова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого и явились ключевыми моментами в судьбе героев, поскольку ярко отразили быт и нравы дворянского сословия. Необходимо отметить, что бал был не только частью культуры XVIII, ХIX и начала XX веков, но и составляющей частью жизни людей в обществе. "Бал есть жизнь в миниатюре, - говаривали в старину, - со всеми ее обольщеньями, интригами, странностями, кознями, со всем, что есть в ней сладкого и горького".1 Надо отметить, что с течением времени менялись традиции, в том числе и традиции бальной культуры. В России в XX веке вследствие исторических событий балы потеряли свою популярность и актуальность. Постепенно культура танца пришла в упадок.

К сожалению, реалии современного времени свидетельствуют о снижении духовной культуры человека: утрачиваются культурные связи поколений и традиции, наблюдается всеобщее падение нравов, культурных ценностей, излишняя свобода в отношениях людей, уходит в прошлое танцевальная культура и светский этикет. В жизни общества «пресловутая» свобода понимается как «вседозволенность». В связи с этим, данная проблема требует разрешения и очевидно, что необходимо возрождать интерес к изучению русских национальных традиций, исторических танцев как одного из направлений формирования культуры нашего общества.

Актуальность данной темы неоспорима, так как без духовной и нравственной культуры невозможно развитие общества, сохранение культурного наследия, имеющего ценность, в первую очередь, для молодого поколения. Об этом свидетельствуют данные анкетирования.

Нами изучены труды Ю.М. Лотмана, А.М. Колесниковой, Е.В.Дукова, которые едины в своих мнениях о том, что бальная культура на протяжении трехсот лет оказывала огромное влияние на формирование традиций и культуру российского общества.

Балы как явление культуры изучены недостаточно, и новизна работы заключается в том, что нами сделана попытка исследовать традиции развития балов как необходимость постижения и сохранения исторических и культурных ценностей наших предков.



Таким образом, выбор темы работы обусловлен необходимостью изучать и возрождать бальную культуру, светский этикет как явление культуры общества.

Цель данной работы - показать влияние бальной и танцевальной культуры на формирование культуры общества в целом.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:



  1. изучить литературу и другие источники информации о балах как неотъемлемой части жизни общества;

  2. рассмотреть бал как явление культуры, выявить его специфику;

  3. исследовать и сравнить традиции и функции русских балов XVIII, XIX и начала XX века;

  4. показать влияние изменений функций русских балов XVIII, XIX, начала XX веков на культуру;

  5. обобщить результаты исследования и сделать выводы.

Объект исследованиятрадиции танцевальной культуры России.

Предмет исследования - балы XVIII, XIX и XX веков

Методы исследования:

  1. Изучение и анализ научной и публицистической литературы.

  2. Синтез информации и обобщение результатов исследования.

  3. Социологический опрос учащихся, родителей и учителей.

Практическая значимость данной работы состоит в том, что её материалы можно использовать на уроках МХК, элективных курсах по культурологии и внеклассных мероприятиях.

Глава 1.

Бал как социокультурное явление

1.1. История возникновения бала

Бал на протяжении трёх веков был непременным атрибутом жизни русского дворянства.

Прежде всего, хотелось бы остановиться на том, что же такое бал? Бал (от франц. – "танцевать") – это собрание многочисленного общества лиц обоего пола для танцев. Балы отличаются от других танцевальных собраний известным блеском, более строгим этикетом и заранее определенным порядком.2

Первый бал, о котором имеются сведения, был дан в 1385 г. в Аменье, по случаю бракосочетания Карла VI с Изабеллой Баварской. В XV и XVI столетиях большие танцевальные увеселения при дворах и дворянских замках происходили очень редко, и только при Марии Медичи, которая впервые перенесла маскарады во Францию, балы получили широкое распространение. Настоящую свою форму балы приобретают со времен Людовика XIV. С этого времени они составляют существенную часть большинства придворных празднеств. С 1715 г. в Париже балы стали устраиваться в здании оперного театра и, вместе с тем, дана возможность лицам всех сословий принимать участия в этих увеселениях. Как и во всех предметах роскоши и моды, Париж давал тон в устройстве балов и выборе бальных туалетов.

Бал имел свои правила, свою последовательность танцев и свой этикет, особые для каждой исторической эпохи. Обязательной принадлежностью бала был оркестр или ансамбль музыкантов. Бал всегда заканчивался ужином и очень часто включал дополнительные, помимо танцев, развлечения: небольшой концерт специально приглашенных артистов, живые картины, даже любительский спектакль.

Живые картины - популярное бальное развлечение конца XVIII - начала XX века, представляющее собой костюмированную инсценировку сцен из популярных произведений литературы или живописи. Особенной популярностью они пользовались на семейных балах и вечерах. Показывали живые картины перед танцами или в перерыве между ними (Приложение 2).

По сложившейся в России традиции, не принято было устраивать балов, как и других многолюдных развлечений, в период больших постов, а также во время траура. Традиционно бальный сезон длился с Рождества (25 декабря по старому стилю) и до последнего дня масленицы. В остальное время года балы устраивались редко, по особым случаям.3

Балы отличались местом и временем их проведения, составом участников, степенью соблюдения церемониала, спецификой бального костюма и т.д. Отсюда их различное назначение и различные наименования: придворный; частный; великосветский; общественный; большой, маленький, костюмированный, семейный и другие.

Наиболее официальной разновидностью были придворные балы, довольно чопорные и скучные. Участие в придворных балах было обязательным для приглашенных. На эти балы полагалось приезжать в полной парадной форме: мужчинам - в наградах, а дамам – в платьях специального фасона. Представители знатнейших и богатейших семей Петербурга и Москвы давали великосветские балы. Именно они наиболее полно выражали особенности той или иной бальной эпохи. Нередко приезжали и члены императорской семьи, но без всякой официальности - просто в гости. От участия в подобных балах можно было отказаться. Множество разновидностей имели общественные балы. Как правило, круг участников таких балов был широким и пестрым: чиновники, военные, помещики, учителя и пр. Наиболее веселыми и непринужденными бывали обычно семейные балы. Их приурочивали к семейным праздникам, приглашали родню и близких знакомых - как правило, несколько десятков человек.4


1.2. Маскарад как разновидность бала

Одной из разновидностей бала является маскарад. Маскарады (от франц. - маскированный бал) – это увеселительные балы, на которых все участники носят на лицах маски, а иногда и одеты в особые костюмы. Первые маскированные собрания возникают в Испании и Италии во время карнавального веселья.5

Обычай ряженья был известен на Руси с глубокой древности. Праздники зимнего и летнего солнцестояния, Петров день, масленица и в начале XIX века не обходились без ряженых. Церковь терпела ряженье как дань старинному обычаю, но не одобряла, как и всякое лицедейство. Рядилась только молодежь: людям почтенным и семейным это считалось не к лицу и зазорно. Только Иван Грозный время от времени пренебрегал своим высоким положением и устраивал на опричных пирах пляски в масках и костюмах: сам нацеплял личину и принуждал к тому же своих приближенных. На одном из таких пиров произошел случай, ставший сюжетом известной баллады А.К. Толстого "Князь Михаиле Репнин", герой которой, возмутившись царским непотребством, растоптал маску ногами и был тут же убит за неповиновение.

Были и "тематические" карнавалы, как, например, в 1721 г., в честь Ништадтского мира со Швецией, повозки имели вид раззолоченных галер и фрегатов с парусами, пушками, пышно разодетыми матросами-гребцами, а в 1763 г. Москва три дня наблюдала грандиозный маскарад "Торжествующая Минерва", по случаю коронации Екатерины II.

Елизавета, до страсти любившая рядиться и находившая, что ей идет мужской костюм, вводит в моду особый вид маскарада под названием "Метаморфоз". На них назначенные лично ею лица должны были являться в одежде противоположного пола. Чрезвычайно любил маскарады и Петр I. До наших дней сохранился его любимый маскарадный костюм голландского шкипера.

При Елизавете и Екатерине II придворные маскарады устраивались довольно часто, особенно популярными становились общественные маскарады. Екатерина II, одевавшая обычно мужской наряд, маску и плащ-домино и приезжавшая в чужой карете, не только наблюдала из ложи за танцующими, но и сама принимала участие в танцах и очень любила "поинтриговать" кого-нибудь по маскарадному обычаю.

Большим любителем маскарадов был Николай I. В Аничковом дворце он устраивал балы и маскарады для узкого круга приближенных, и на них не возбранялось веселиться и дурачиться. Особой популярностью в 30-40-е годы XIX в. пользовался зал Энгельгардта в Петербурге, где частым гостем являлся сам Николай I (маскарад в этом зале описан в драме М.Ю. Лермонтова "Маскарад"). Вкус императора был законом для высшего света, и на маскарады стали ездить представители самых аристократических кругов.

Последний период всплеска интереса к маскарадам и костюмированным балам относится к началу XX веков. В эти годы больше всего ценилась историческая точность костюмов, и балы становились "тематическими": античными, рококо, этнографическими. В 1903 г. в Зимнем дворце состоялся грандиозный исторический бал, все участники которого оделись в русские придворные костюмы XVII в., выполненные с исключительной достоверностью и богатством. Император Николай II и его жена Александра Федоровна приняли участие в этом празднике, наряженные в царские костюмы XVII века.



1.3. Ассамблеи в эпоху Петра I.

Руководящим началом в жизни людей допетровского времени была идея аскетизма, отвергавшая мирское удовольствие.6 Народная музыка, песня, пляска, сказка, какая-либо игра были отвергнуты, как действа идолослужения. К тому же, допетровская Русь жила по "Домострою" - своду правил общественного поведения - и в её общественной жизни было много косности.

В России балы впервые появились в начале XVII века при Лжедмитрии I и охватили лишь узкий круг лиц, которые непосредственно были причастны к Кремлю. Скорое падение самозванца не дало балам распространиться и укорениться, а последовавшая затем пауза почти в сто лет стерла их следы из памяти русской культуры.7

Балы вернулись в Россию в эпоху Петра I и начали входить в культуру петровской России уже не как забавы, а как элемент поучительной системы, заимствованный с западной культуры и порожденный новым типом государственного устройства. Петр стремился привить дворянам хорошие манеры, дать им приличное воспитание. Своеобразной энциклопедией культурного поведения молодых людей стала книга “Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению”. Некоторые рекомендации книги напоминают средневековый “Домострой”, но в целом же книга эта отражала новую эпоху.

В 1719 г. (25 ноября 1718 г.) Петром I был издан указ об ассамблеях (балах, увеселительных вечерах) в котором говорилось следующее: « … в котором доме собрание или съезд делается не только для забавы, но и для дела. Ибо тут может друг друга видеть и о всякой нужде переговорить, также слышать, что где делается, при том же и забава».

Ассамблеи были устроены следующим образом: в одной комнате танцевали, в другой играли в шахматы и шашки, третья комната была предназначены для курения. Ассамблеи давались по очереди всеми придворными. Иногда Петр сам решал, в чьем доме следует собраться. Прийти на ассамблею мог любой прилично одетый человек, за исключением слуг и крестьян. Люди женатые обязательно должны были приходить с женами и со взрослыми дочерьми.

По заведенному порядку, хозяин дома выбирал между молодыми женщинами «царицу бала» и преподносил ей букет цветов. В конце ассамблеи «царица» вручала этот цветок одному из кавалеров, что значило: в следующий раз ассамблея будет у него в доме.

Нарушителей установленных ассамблейных правил, независимо от пола и возраста, Петр заставлял в виде наказания выпивать одним махом «Кубок большого орла» - изрядных размеров винную чашу на подставке в виде двуглавого орла - и выпивший тут же пьянел до такой степени, что не мог оставаться на ассамблее.8

Танцы были весьма большим испытанием для участников ассамблей. Бальный церемониал обрекал каждого на изучение и участие в иноземных танцах. Знакомая с детства танцевальная лексика в виде народных плясок, в петровское время оказалась под запретом, она сохранилась только в маскарадах.9

Балы петровского времени несли на себе просветительскую функцию. Так как для постижения «танцевальной науки» аристократия вынуждена была активно знакомиться с различными видами искусства: музыкой, чтобы лучше чувствовать характер танца и точно попадать в ритм; изобразительным искусством, чтобы представлять себе, как выглядят благородные позы; фехтованием, поскольку, как тогда считалось, оно способствует согласованным движениям головы, корпуса, рук и ног.

По своей социальной функции бал предоставлял определенные возможности для преодоления социальных перегородок, но сословные знаки при этом сохранялись. На петровских ассамблеях могли присутствовать, помимо дворян, и купцы, и торговцы, и мастера, но сидели они в своей части стола. Впоследствии сословные знаки стали играть важную регулирующую роль в бальном пространстве: каждая социальная группа была по своему костюмирована, имела характерную прическу и занимала в зале свое особое положение.

И все же бал, охватывая лиц с различным социальным статусом, существенно уменьшал сословную дистанцию и делал минимальной дистанцию внутрисословную. На балу была возможность танцевать даже с членами царствующего дома. Таким образом, основной пласт бальной культуры был ориентирован на сословно объединяющие функции. Это было очень важно для такого сложно иерархированного государства, каким в тот период была Российская империя.

Таким образом, через ассамблеи дворянин проходил определенную социализацию. Указ об ассамблеях изменил традиции увеселений на Руси: возникают предпосылки появления светского этикета в виде правил поведения хозяев и гостей. Также важным нововведением является то, что бал уничтожил затворнический образ жизни женщин. Этот указ, как и многие другие преобразования Петра I, оказали благотворное влияние на полуобразованное русское общество и на смягчение грубости существовавших нравов. Но этот процесс был неоднозначным. Русские люди, жившие по правилам «Домостроя», с трудом приняли все изменения. Бал был откровенным мучением для большинства участников. Новая непривычная одежда, масса совершено незнакомых лиц - выходцев из разных сословий - непривычные движения, наконец, присутствие государя и прямой контроль царской особы за качеством выучки танцующих – это все явно не вызывало положительных эмоций у участников балов.

1.4. Основные черты балов XVIII века.

Вторая четверть XVIII века ознаменовалась постепенным становлением бальной культуры. Если в петровскую эпоху ассамблея была для большинства участников настоящим мучением, то уже в царствование Анны Иоанновны интерес к танцам растет. При Екатерине I незнание танцев считалось недостатком воспитания, теперь и девушек и мужчин обучали танцам в обязательном порядке. К середине XVIII века русское общество вполне овладело хорошими манерами и выучилось отменно танцевать, так что во всех отношениях русские балы могли сравниться с любыми европейскими, а в чем-то и превзойти их.

Во времена правления Анны Иоанновны с балов были изгнаны табак и спиртные напитки, а вместо шашек и шахмат стали играть в карты, навсегда было уничтожено наказание в виде осушения «Кубка большого орла» и извещать о балах стали уже не барабанным боем, а специальными, заранее присылаемыми, письменными приглашениями.

Бал проходил следующим образом: гости подъезжали к парадному входу. Кареты встречал швейцар и лакей, помогавший гостям выходить из карет и саней. Раздевшись, гости проходили в большой зал, где их обязательно встречали хозяева дома. Затем раздавались звуки оркестра и начинались танцы, последовательность которых была различна в зависимости от исторической эпохи. Ужин сервировали в отдельном помещении или в том же зале, где танцевали. Также на каждом балу был буфет с разными яствами и обязанность кавалеров была следить за тем, чтобы у дам было все, что они пожелают. Самый большой зал в доме, где проходил бал, отводился под танцы. Несколько гостиных были обустроены специально для игроков в карты – это было основное занятие для не танцующих гостей. Еще несколько комнат обставляли мягкой мебелью и предназначались они для тихой беседы.

Нельзя не согласиться с Ю.М. Лотманом в том, что специфическая функция бальной культуры России заключается в том, что бал утверждал себя не только как одна из просветительских форм, но и как своего рода «контркультура», открыто противопоставленная традиционным для России табу и направленная на их разрушение. Действительно, одна из наиболее жестких российских традиций касалась запрета на появление женщины в публичных местах. Постепенно женщина становилась «хозяйкой бала», распоряжалась танцами и определяла зарождавшийся этикет, что укрепляло ее позиции в бальной культуре.

В эпоху Елизаветы Петровны российское дворянство уже искренне использовало новую жизненную философию и регулярные развлечения с балами и выездами превратились в норму светской жизни, так как она была сопряжена с чувственными наслаждениями. А.В.Колесникова говорит о том, что «при Елизавете Петровне взаимодополнение двух культурных традиций – западноевропейской и исконно русской – приобрело явный характер. Елизавета, хорошо знакомая и с европейской школой салонного танца и с элементами русской народной танцевальной культуры, внесла огромный вклад в дело создания «облагороженного» и «окультуренного» стиля русского танца».10 В елизаветинскую эпоху обращение к народной культуре стало одним из направлений эволюции бальной культуры в России.

Важным атрибутами общественного бала были не только парадность, но и сословность его огромного пространства, поэтому балы постепенно приобретают новую функцию – самоидентификационную, которая давала возможность участвующим в танцевальных собраниях ощутить себя среди «своих».

Давали же балы ради того, чтобы обратить на себя внимание в дворянском обществе, а в столице – для того, чтобы заслужить одобрение царя. Бал, как «ярмарка тщеславия», требовал больших материальных затрат, однако они полностью окупались тем положением, которого можно было достичь и тем упоительным чувством собственной значимости, заставлявшим вновь и вновь тратить деньги на дорогие увеселения.



Интересно, что для XVIII - начала XIX веков, бал - не просто последовательность определенных танцев, а скорее церемониал, подчеркнуто ориентированный на зрелищность. Для бала большое значение имело обрамление: архитектура зала, окружавшее его пространство, заключительный фейерверк, даже сервировка стола. Бал, как и театр, представляет собой упорядоченное зрелище, адресуемое «актерами» скорее другим, чем себе, а потому и удовольствие от бала в значительной степени зависело от оценок окружающих. Таким образом, бал был важной сословной обязанностью дворянина, которая подчинялась жесткому регламенту, этическим формам общения, а не развлечением ради собственного удовольствия.

Надо заметить, что во второй половине XVIII века структура бала в целом сохранила прежний характер, хотя и были внесены в нее некоторые изменения. Первым танцем на балах оставался полонез, который со временем стал менее торжественным. Затем следовал менуэт, подчас вызывающий иронию в эпоху Екатерины II. На балах екатерининского времени также стали танцевать кадриль (от лат.-"четырехугольник") - танец, в котором стали допускаться вольности и комбинация разнообразных фигур. Несмотря на это, кадриль постепенно стала символом хорошего общества и серьезным этикетным танцем и сохранился до 30-х годов ХХ века.

В последнее десятилетие XVIII века на танцевальную культуру оказало огромное влияние эстетика Просвещения. В это время появляется новый танец вальс (от итал. - "поворачивать"), изменивший не только структуру, но и характер бала. Моду на вальс сравнивали с модой на курение табака: все осуждали «вульгарный» танец, но всем хотелось попробовать хоть один тур. В близости танцующих и в соединении их рук усматривали безнравственность. Весьма неприличными для XVIII века были стремительные длительные вращения, которые считали непристойными, унижающими достоинство женщины, так как партнер поддерживал даму за талию и стоял к ней лицом в анфас. И, хотя Екатерина II невзлюбила вальс, он был допущен на балы как дань новому времени, вытеснявший великосветскую торжественность, на смену которой приходили естественность в поведении, свобода и раскованность чувств.



Таким образом, бальная культура постепенно превращалась в развлекательное мероприятие. По мнению Ю.М. Лотмана, вальс для этого подходил отлично: «Вальс создавал для нежных объяснений особенно удобную обстановку: близость танцующих способствовала интимности, а соприкосновение рук позволяло передавать записки».11 Еще одним новшеством вальса было подчинение дамы кавалеру, в то время как в церемониальных танцах партнерша играла подчас ведущую роль.

Подводя итог, можно сказать, что при весьма широком распространении государственных и частных празднеств, бальная культура на протяжении всего XVIII века имела все же двусмысленный статус. Балы, с одной стороны, все более интенсивно эксплуатировались властью и набирали обороты. С другой же стороны, их церемониальность, постоянные правила и наставления ограничивали свободу участников бала.

1.5. Балы XIX и начала XX веков.

В XIX веке бальный этикет усложнился, а танцы, наоборот, сделались проще, так что танцевать мог даже почти не учившийся им человек. Танцевали мазурку, вальс, польку, а из старинных танцев - полонез и французскую кадриль. В разные годы входили в употребление лансье, краковяк, миньон и другие танцы, быстро потом забывавшиеся. Большинство танцев XIX века были быстрыми, что не в последнюю очередь объяснялось переменами, происшедшими в женском костюме: отказом от жесткого давящего корсета и тяжелого каркаса для юбок.

Очень хорошим танцором, особенно в мазурке, был Александр I. А жена Николая I, Александра Федоровна, по праву считалась одной из лучших танцорок Европы. В первой половине XIX века оставили о себе восторженные воспоминания и другие превосходные танцоры: граф Милорадович, граф Сологуб, М.А. Нарышкина и другие. Во многих отношениях балы той поры продолжали традиции балов XVIII века, но отличались роскошью и затейливостью.

Игровое начало тесно сплетается с бальной культурой первой половины XIX века, что привело к становлению развлекательной функции. Так мазурка, названная Ю.Лотманом «кульминацией бала», могла превращаться в целое действо, содержащее много элементов из популярных бытовых игр. Например, в одной из фигур мазурки дамы должны были бросать в потолок платки, а поймавшие платки кавалеры шли танцевать с их хозяйками. Игру во время танцев описывает в своем рассказе «После бала» Л.Н. Толстой.

Со временем балы стали рассматриваться как форма ориентированная, прежде всего, на общение. Таким образом, бальная культура в XIX веке постепенно приобретает новую функцию – коммуникативную.

С середины столетия дворянство постепенно стало разоряться и уже не могло тратиться на роскошные праздники. Александр II к танцам был равнодушен, что не могло не повлиять на бальную моду, а Александр III совсем не любил танцевать, считая балы, как и любые светские развлечения, пустой тратой времени. Конечно, балы при дворе и в высших кругах и в этот период устраивались, но значительно реже, чем прежде. Современникам запомнились "Изумрудный бал" 1888 г., на котором почти все дамы были в изумрудных украшениях, а также необычный "Черный бал", данный в 1889 г. в Аничковом дворце Петербурга, на котором все танцующие были в черном.



Таким образом, балы XIX века постепенно становятся все более массовыми, и из них уходит прежняя торжественность. В России начинается неспокойное время (войны, революции). Вследствие всего этого, балы в начале XX века теряют свою популярность. Постепенно культура танца приходит в упадок, а вместе с ней и светский этикет.

1.6. Балы XXI века

В наше время дискотеки и клубы – это тоже своего рода «собрание многочисленного общества лиц … для танцев». Однако современные танцы отличаются однообразием и чрезмерной свободой их исполнения, и вряд ли в наши дни молодёжь сможет похвастаться хорошими манерами, вкусом в одежде и знанием светского этикета. Но необходимо отметить, чтоуже с начала 2000 х годов наблюдается тенденция возрождения балов. Бал XXI века – это уникальное мероприятие, где современная женщина может появиться в изысканном вечернем платье, уникальном и эстетичном, где каждый гость может подчеркнуть свою индивидуальность и стиль. Именно на этих балах можно быть дамой и истинным джентльменом. Но чтобы событие можно было назвать балом, нужно выдержать требования, которые определяет форма и, конечно, уметь танцевать. Широкую известность в наше время в России получили «Венский бал», балы в Нижнем Новгороде, Сретенский бал, Суворовские балы и другие.

Ежегодный Сретенский бал проводится по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси в рамках программы «Вера и дело». Его цель - утверждение патриотических, культурных и духовных ценностей молодежи. За годы его проведения он стал ярким событием в жизни столичной православной молодежи. Юноши и девушки разучивают классические и исторические танцы и обучаются светскому этикету (Приложение 2).

В Нижнем Новгороде возрождение исторических танцев, старинной моды и бального этикета с каждым годом набирает новую силу. Вальсы, польки и мазурки изучают люди самых разных возрастов. Интерес к истории, увлечение реконструкцией бальных традиций, стремление найти единомышленников - каждый находит в этом что-то своё (Приложение 2).

Как и в прошлых столетиях, Париж остается законодателем в устройстве современных балов и выборе бальных туалетов. Яркий тому пример «Венский бал», существование которого продолжается уже третье столетие и который по-прежнему не теряет своей популярности. Самый крупный - Оперный бал, его посещают до пяти тысяч гостей и около тысячи обслуживающих — музыканты, повара, портные, обувщики. Среди гостей «Венского бала» можно встретить деятелей искусства, политики, звезд современной эстрады и кино. Сначала гости могут насладиться концертом, в котором принимают участие Венский филармонический оркестр и солисты государственного балета, среди которых есть и российские артисты. Затем начинается сам бал: его, по обычаю, открывает полонез, а кульминацией вечера становится знаменитый вальс. В 2006 году Венский бал впервые проходил в Москве. (Приложение 3)
Глава 2

Бал в современном мире

2.1. Исследования роли балов в современном обществе

Ещё полвека назад наши бабушки и дедушки, а немного позднее папы и мамы, на танцевальных площадках умело исполняли и вальс, и чарльстон, и танго, и твист. На этих танцевальных вечерах чаще всего звучала «живая» музыка и сохранялись «остатки» светского этикета. Сегодня в клубах, в основном, исполняют однообразные танцы, а музыка звучит так громко, что нет возможности услышать собеседника, если звучит медленная музыка, то на площадке совсем не остаётся танцующих. Также в клубах, где проходят дискотеки, можно слышать нецензурную брань, видеть употребление алкоголя, дым сигарет, небрежно одетых молодых людей, здесь наблюдается излишняя свобода в отношениях, отсутствие чувства меры, норм приличия, невольно начинаешь задумываться над словами Ж-Ж. Руссо «Цивилизация не способствует прогрессу». Нужно отметить и то, что, в основном, эти мероприятия посещает молодёжь с ограниченными интересами, без ценностных ориентиров в жизни и с невысокими нравственными устоями, а содержательным юношам и девушкам там просто скучно, так как нет возможности завести интересное знакомство, нравственно обогатиться, послушать красивую музыку и насладиться атмосферой. К сожалению, сегодня, кроме клубов, молодежи некуда пойти, где бы каждый мог потанцевать под красивую музыку, насладиться прекрасной и упоительной атмосферой и приятным общением. В связи с этим, возникает вопрос о том, что же случилось, как могло произойти, что за триста лет так изменились нравы, а вместе с ними и наша культура. Почему из нашей жизни уходит красота и на смену ей приходит, так называемая, «псевдокультура»? А ведь еще Ф.М. Достоевский когда-то говорил: «Красотой спасётся мир». Именно этим продиктована потребность возрождения балов, которая отражает необходимость среди беспредельной свободы в человеческих отношениях окунуться в рамки «порядка», норм приличия, «дозволенности» и «запрета». На наш взгляд, бальная культура могла бы дать человеку то, чего ему не хватает в бурной жизни современного общества.

Нас заинтересовало, как молодежь и старшее поколение города Когалыма относится к проблеме возрождения бальной культуры, и с этой целью нами было проведено анкетирование, в котором приняли участие учащиеся 9-11 классов МБОУ «СОШ №10», родители и учителя. Нами было опрошено 60 респондентов. Участники ответили на интересующие нас вопросы (Приложение 4).

Проводя исследования, мы выяснили, что 55% учащихся редко посещают клубы, в которых проводятся дискотеки, и объясняют это развязным поведением молодежи. По их мнению, на подобных мероприятиях нет возможности красиво отдохнуть, культурно развлечься и просто хорошо провести время с друзьями (Приложение 5).

На вопрос: «Хотели бы Вы, чтобы в вашей школе был проведён исторический бал?», 70% учащихся ответили «да»; 25% - «не знаю»; 5% - «нет» (Приложение 6).

На вопрос: «Интересно ли вам было бы оказаться на балу?», «да» ответили 67% «нет» - 13%, «не знаю» - 20% участников анкетирования среди родителей и учителей (Приложение 6).

На вопрос «Нужно ли сегодня возрождать бальную культуру?», 90% родителей и учителей ответили положительно и 10% затрудняются ответить на данный вопрос. Результаты опроса учащихся оказались иными: «да» ответили 75%; «не знаю» - 30% и только 5% ответили «нет» (Приложение 7).

На вопрос: «Почему сегодня нужно возрождать бальную культуру?» 86% взрослых ответили, что это необходимо для воспитания нравственности, уважительного отношения к женщине, возрождения русской культуры.

На вопрос: «Хотелось бы Вам примерить исторический бальный костюм?», респонденты ответили следующим образом: «да» ответили 88% учащихся женского пола, «нет» - 12%; положительно ответили на этот вопрос 75% учащихся мужского пола, 17% из них затруднились ответить на этот вопрос, а 8% ответили «нет» (Приложение 7).

На вопрос: «Умеете ли Вы танцевать вальс?» всего 5% учащихся ответили: «да», а большинство из них (95%) ответили на этот вопрос «отрицательно». Что касается родителей и учителей, то 87% опрошенных, ответили на этот вопрос «положительно» и лишь 13% не умеют танцевать вальс (Приложение 8).

На вопрос, хотелось бы им научиться танцевать какой-нибудь бальный танец, среди учащихся 65% ответили: «да»; 15% - «нет» и 20% респондентов выбрали ответ «не знаю». «Положительно» ответили 92% опрошенных из числа родителей и учителей и всего 8% выбрали ответ «не знаю» (Приложение8).

На основании исследований мы пришли к выводу о том, что современная молодёжь, действительно, проявляет большой интерес к возрождению бальной культуры.



Заключение
В ходе нашего исследования, мы сделали следующие выводы:

  • Бал - это не просто явление культуры, это жизнь общества со всеми ее проявлениями, поэтому их роль в развитии культуры и функции менялись с течением времени под влиянием исторических событий (Приложение 9).

  • Бал как явление в разной степени относится к трем сферам: бытовой, эстетической и хореографической. Он позволил более детально представить быт и культуру первого сословия Российской империи.

  • Балы эпохи Петра I вошли в культуру России уже не как забавы, а как элемент поучительной системы, также возникли предпосылки появления светского этикета и уничтожения затворнического образ жизни женщин.

  • Балы XVIII - начала XIX веков сравнимы с театральным представлением, ориентированным, в первую очередь, на зрелищность.

  • В XIX веке бальный этикет усложнился, а танцы сделались проще. Балы постепенно становились более массовыми и рассматривались, в основном, как развлечения.

  • В конце XIX – начале XX веков дворянство стало разоряться и реже устраивало балы. В России началось неспокойное время (война, революции), вследствие чего балы потеряли свою популярность.

Таким образом, балы неоднозначно повлияли на быт и культуру российского общества. Во-первых, сформировалась развлекательная культура России. Во-вторых, зародился светский этикет. В-третьих, уничтожен затворнический образ жизни женщин. В-четвёртых, появилась возможность участия на балах всех слоев населения.

К сожалению, культура танца и светский этикет постепенно исчезли, а культурные связи поколений стали утрачиваться. Отсутствие бальной культуры, несомненно, повлияло на культуру общества в целом. Поэтому, неслучайно, в настоящее время появилась необходимость в возрождении балов. Работа над этой темой позволила нам предложить некоторые пути решения данной проблемы (Приложение 10).



Сегодня балы вновь становятся актуальными, так как и молодежь, и старшее поколение все больше испытывает потребность в красивом таинстве светского бала. Бальная культура дает человеку то, чего ему не хватает в бурной жизни современного общества.

Список литературы:

  1. Большая Советская Энциклопедия. Б.А. Введенский/ втор.изд., т.20.

  2. Дружининская О.В. Лексика бальных вечеров XVIII – XIX веков/О.В. Дружининская//Русская речь. – 2006. - № 2.

  3. Дуков Е.В. Бал в культуре России XVIII - первой половины XIX века/ Е.В.Дуков//Развлекательная культура России XVIII - XIX вв. Очерки истории и теории. - СПб., 2000.

  4. Дуков Е. В. Славные садовые гульбища// Родина. 2003.№ 3.С.104

  5. Захарова О. Бал эпохи Петра I/Родина. – 1995. - №1

  6. Захарова О. Веселье без перерыва: Балы и маскарады Елизаветы Петровны/ Захарова О.//Родина.- 1996. - № 6.

  7. Колесникова А.М. «Бал в России XVIII – начало XXвека». 2005.

  8. Короткова М. Московский дворянский бал XVIII века //Роман-журнал XXI век. – 2007. - №4.

  9. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века)/Ю.М.Лотман. - СПб.: Искусство, 1994.

  10. Правила светской жизни и этикета. Хороший тон: сборник советов и наставлений / Состав. Юрьев и Владимирский. С-П., 1889.

  11. Рябцев Ю.С. Коваленко С.И. История русской культуры XVIII-XIX вв./Ю.С. Рябцев. С.И. Коваленко/ М.- 2001.

  12. Энциклопедический словарь Ф.Брокгауза и И.Ефрона. СПб., 1891. Т.II

  13. http://mysterya.green.tsu.ru/library_/title_library_history.htm. Васильева-Рождественская М.В. Историко-бытовой танец: Учеб. пособие. М.: Искусство, 1987.

  14. http://projects.goldenforests.ru/dances/archives/books/bals.html. Балы и праздники в России Книга-энциклопедия "Балы и праздники в России". Избранные главы. 2000

  15. Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре XVIII –первой половины XX в.М., 1995.


Приложения

Приложение 1
Живые картины




Приложение 2



Сретенский бал



Бал в Суворовском училище
Приложение 3

«Венский бал»




Приложение 4
Анкета для учащихся.


  1. Часто ли вы посещаете дискотеки? Если нет, то почему?

Да. Нет.

  1. Нужно ли сегодня возрождать бальную культуру?

Да. Нет. Не знаю.

  1. Хотелось бы Вам примерить исторический бальный костюм?

Да. Нет. Не знаю.

  1. Умеете ли Вы танцевать вальс?

Да. Нет. Не знаю.

  1. Хотели бы Вы научиться танцевать какой-нибудь бальный танец?

Да. Нет. Не знаю.

  1. Хотели бы вы, чтобы в вашей школе был проведён исторический бал?

Да. Нет. Не знаю.

Анкета для взрослых.




  1. Нужно ли сегодня возрождать бальную культуру?

Да. Нет. Не знаю.

  1. Умеете ли Вы танцевать вальс?

Да. Нет. Не знаю.

  1. Хотели бы Вы научиться танцевать какой-нибудь бальный танец?

Да. Нет. Не знаю.

4. Интересно ли вам было бы оказаться на балу?

Да. Нет. Не знаю.

Приложение 5



Приложение 6








Приложение 7





Приложение 8






Приложение 9

Роль бала в развитии культуры.


Историческая эпоха

Функции балов

Влияние балов на развитие культуры

Эпоха Петра I

Балы XVIII века


1. просветительская (знакомство с различными видами искусства);

2. социальная;

3. самоиндектификационная;

4. соловно-объединяющая;

5. развлекательная


1. изменение традиций увеселений на Руси;

2. появление светского этикета

3. уничтожение затворнического образа жизни женщин;

4. ограничение свободы участников бала с введением определенных правил поведения и церемониала



Балы XIX и начала XX века

1. развлекательная

2. коммуникативная



1. формирование развлекательной культуры России;

2. доступность участия на балах различных слоев населения



Балы XXI века

1. воспитательная

2. просветительская (изучение русских традиций и духовной культуры)

3. коммуникативная

4. развлекательная




1. возрождение бального этикета;

2. утверждение патриотических, культурных и духовных ценностей молодежи;

3. становление в России нового культурного мероприятия




Приложение 10

Мероприятия школьного уровня.

1. С целью возрождении маскарадов, в школе проводить костюмированные новогодние балы-маскарады.

2. Сделать традиционными такие выпускные вечера, на которых должны быть строгие правила, особый церемониал.

3. Проводить вечера «Леди и джентльмены», на которых старшеклассники могли бы познакомиться с культурой танца, этикетом.



4. В школьную программу в старших классах ввести уроки бального танца.

Мероприятия городского уровня.

  1. Организовать в городе театр моды исторического костюма.

  2. На традиционном ежегодном фестивале школьников ввести номинацию «Бальный танец».

  3. Организовать и провести «тематический» городской бала.




1 Балы и праздники в России Книга-энциклопедия "Балы и праздники в России". Избранные главы. 2000


2.Энциклопедический словарь Ф.Брокгауза и И.Ефрона. СПб., 1891. Т.II. С.835-836.

3 Балы и праздники в России Книга-энциклопедия "Балы и праздники в России". Избранные главы. 2000

4 Балы и праздники в России Книга-энциклопедия "Балы и праздники в России". Избранные главы. 2000

5 Большая Советская Энциклопедия. Б.А. Введенский/ втор.изд., т.20.

6 Забелин И. Е. Домашний быт русского народа в XVI и XVII ст. Т. I. Ч. П. Домашний быт русских царей в XVI и XVII ст. Стр. 237


7 Дуков Е. В. Славные садовые гульбища// Родина. 2003.№ 3.С.104

8 Правила светской жизни и этикета. Хороший тон: сборник советов и наставлений / Состав. Юрьев и Владимирский. С-П., 1889.С.240-245

9 Короткова М.Московский дворянский бал XVIII века/М.Короткова//Роман-журнал XXI век. 2007.№4.С.100 – 103.

10 Колесникова А.В. «Бал в России VIII – начало XX века»//Азбука-классика. 2005г. С.134

11 Дуков Е.В. Бал в культуре России XVIII – первой половины XIX века // Развлекательная культура России XVIII – XIX вв. Очерки истории и теории. – СПб., 2000.С.154


Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет