Приложение 2
Высадка немецкого десанта
на территории Раменского сельского совета
Работу выполнила: Силинская Алёна,
учащаяся 8 класса
БОУ СМР «Гремячинская ООШ»
Цель исследования:
Собрать информацию о событиях, связанных с высадкой немецкого десанта на территории Раменского сельского совета в годы войны.
Методы исследования:
-интервью с участниками событий того времени, их родственниками;
-знакомство с материалами местной печати и художественно-
публицистической литературой;
-сравнение и анализ источников по изучаемой теме.
Мотивом моего исследования послужила статья Л.В.Арабкова «Неизвестная война», опубликованная в третьем номере альманаха «Вологда». В ней повествуется о жизни и боевых действиях вологодских чекистов в годы Великой Отечественной войны. Автор рассказывает также о высадке немецкого десанта на границе Харовского и Сямженского районов. Меня заинтересовало это упоминание Л.В.Арабкова.
Чтобы более подробно познакомиться с данной темой, мне пришлось собрать дополнительную информацию (список используемых материалов приводится ниже). Читая эти источники, слушая рассказы очевидцев, я нашла некоторые расхождения, которые освещены мною в пункте 4 данной работы.
Великая Отечественная война стала суровым испытанием для советского народа, том числе для тех, кто защищал Родину в тылу.
Одним из видов ведения войны являлась диверсионная деятельность в тылу противника.
диверсант - (от фр.Diversion), агент иностранной контрразведки, совершающий диверсии, занимающийся разрушением военных и промышленных объектов с целью ослабить политическую и военно-промышленную мощь другой страны.
О масштабах подрывной деятельности немецко-фашистской разведки против СССР в минувшую войну свидетельствует тот факт, что на советско-германском фронте действовало более 130 разведывательных, диверсионных и контрразведывательных команд и групп Абвера и СД (спецслужбы Германии) и около 60 школ, в которых велась подготовка шпионов, диверсантов и террористов.
Абвер:
-Отдел «А-1» занимался организацией разведки за границей, добывал информацию о военно-экономическом положении противников Германии.
Подотдел «West» организовывал разведку на Западе (Англия, США и др. ).
Подотдел «Ost» организовывал разведку на Востоке (СССР).
Отдел «А-2» занимался организацией диверсионной деятельности в тылу войск противника. Его задача - подрыв морального духа армии и населения.
-Отдел «А-3» занимался контрразведкой и вёл политический сыск в вооружённых силах Германии.
-Отдел «Заграница» занимался анализом иностранной прессы.
-Отдел «Z» (Центральный отдел) занимался административными вопросами и ведал картотекой агентов.
В борьбе с диверсантами советский народ оказал НКВД активную помощь, считая это своим кровным делом. Это помогало в борьбе с фашисткой разведкой. Работники НКВД (в народе их называли чекистами) успешно выполняли поставленные перед ними задачи:
-на фронте они надёжно ограждали войска и штабы Красной армии от проникновения агентуры немецко-фашистской разведки, оказывали помощь командованию и политорганам в укреплении боеспособности войск, в успешном проведении боевых действий.
-в тылу вели активный розыск вражеских агентов, диверсантов и террористов, пресекали их подрывную деятельность.
Согласно данным, опубликованными Подразделением общественных связей УФСБ РФ: «За годы Великой Отечественной войны в СССР были задержаны и обезврежены более 30 тысяч шпионов, около 3500 диверсантов и свыше 6000 террористов».
Контрразведывательная работа на различных этапах войны имела свои особенности. Методы и приёмы её менялись и зависели от устремлений противника, и они были связанны с положением на советско-германском фронте.
В первые месяцы войны деятельность разведки противника была обусловлена стратегической доктриной «молниеносной войны» в течение 8-10 недель. Задачи разведки сводились к обеспечению фашистского командования информацией о советских войсках в районе военных действий. Сведениями, поступающими от агентурной разведки, решающего значения не придавалось. Немецким спецслужбам предписывалось вести подрывную работу в рядах Красной Армии и её прифронтовом тылу. Упор делался на работу по разложению советских войск и диверсионные акты-взрывы, поджоги, террор в целях сеяния паники, деморализации войск и местного населения. Для достижения этих целей активно использовались войсковые подразделения военной разведки, в том числе подчинявшиеся Абверу –II подразделения «Брандербург». В этот период немцы через фронт перебрасывали свою агентуру из числа жителей захваченных территорий и пленных красноармейцев с заданием проводить диверсионную работу, разведывать расположение советских частей, ракетами сигнализировать немецким самолётам о пунктах дисклокации воинских соединений, распространять панические и провокационные слухи о мощи германской армии, о якобы высаженных десантах и хорошем отношении немцев к пленным и населению, уговаривать красноармейцев сдаваться в плен, а население - оставаться на своих местах и не уничтожать продовольствие и имущество.
Вологодская область в годы Великой Отечественной войны была ареной ожесточённой борьбы между германскими спецслужбами и советской контрразведкой.
Главная роль отводилась военной разведке – абверу. Основная тяжесть в борьбе с гитлеровской разведкой легла на органы государственной безопасности. Главной целью работы Вологодского управления НКВД в годы войны была борьба с агентурой врага, перебрасываемой через линию фронта с разведывательными и диверсионными целями.
В результате их самоотверженной работы и высокого оперативного мастерства на территории области было захвачено несколько десятков диверсионно-разведывательных групп, более 140 фашистских агентов.
К 1942 году немцам стало очевидно: «блицкриг» провалился, и война будет носить затяжной характер. Поэтому Абвер стал уделять пристальное внимание разведке глубинных районов страны.
Интерес фашистской разведки к нашей области был обусловлен тем, что в самые тяжёлые месяцы войны Вологодчина оказалась ближайшим тылом Ленинградского, Карельского, Волховского и Калининградского фронтов, которые противостояли мощной группе германских армий «Север».
Постоянно на территорию области сбрасывались самолётами группы диверсантов. Они состояли, как правило, из 3-4агентов и радиста, но были и крупные – до двух-трёх десятков человек. Наиболее активно вели эту работу абверкоманды №104, 204 и так называемое «предприятие Цеппелин» со своими разведшколами в эстонской деревне Валге и деревне Печки Псковской области.
По территории нашей области проходила Северная железная дорога. Через Вологду шло сообщение по линиям Москва-Мурманск, Москва-Котлас-Воркута, Ленинград-Киров-Свердловск. По ним Красная Армия получала подкрепление. Немцам нужно было парализовать железнодорожный транспорт. Выполнение этой задачи было возложено на воздушный десант.
Было выброшено несколько немецких десантов на территории области, но все они были обезврежены вологодскими чекистами.
В июле 1942 года в город Псков прибыл штурмбанфюрер Клаус, назначенный начальником подготовки диверсантов в тыл Северо-Западного участка фронта. Агентов готовили из советских военнопленных. Тщательно разрабатывалась легенда каждого, квалифицированно оформлялись документы
В обезвреживании немецких диверсантов принимали участие и раменцы. В основу моего исследования по данному вопросу легли:
-документальный материал;
-воспоминания очевидцев и их родственников.
В августе-сентябре 1942 года были сброшены две группы парашютистов для ведения в районе Вожеги баз для приёма других групп, для проведения разведывательно-диверсионной работы на транспортных магистралях.
Советской контрразведке удалось к этому времени поймать нескольких диверсантов, завладеть шифровкой и выйти «на связь» с центром подготовки диверсантов. Проверив в подлинность связи, Клаус 27 октября 1942 года радировал: «Приземление основной группы в количестве 17 человек и груза вероятно 28 октября. С этого дня жгите три костра в обусловленном пункте с 20 до 21 часа московского времени».
1 ноября в 21 час немецкий самолёт, поднявшийся с аэродрома Пскова, выбросил в лес 14 диверсантов. Пятнадцатый, старший группы, застрял в стропах, и его пришлось обратно втаскивать на борт. За это время самолёт прошёл указанное место с кострами, сбился с курса и вынужден был вернуться на аэродром.
После приземления девять диверсантов явились с повинной, четверо были арестованы на станции Вожега и один скрылся, он был одет в форму сержанта Красной армии, имел документы на имя И.И.Мартынова.
4 ноября Мартынов пришёл в деревню Бурачевская Раменского сельского совета Сямженского района и попросился переночевать, но вызвал подозрение у хозяев.
Вот что рассказала о тех событиях Ю.П.Забалуева: «Осенью 1942 года в нашей деревне объявился русский солдат. Попросился на ночлег к Семёну Николаевичу Палягину, сказал, что пришёл из госпиталя проведать родню, которая никогда не жила в этой деревне. Это был высокий, красивый, кудрявый молодой человек. Когда стали пить чай, вытащил свою провизию. Таких продуктов хозяева и не видали в те годы. Мужчина потом сказал, что такие продукты русские солдаты не получают. Это и вызвало подозрение. Семён Николаевич отправил детей сообщить в местный актив «ястребков» (истребительные отряды против диверсантов) о подозрительном военном. Когда Мартынов увидел появившихся у избы вооружённых людей, он попытался скрыться и оказал сопротивление. Последний патрон Мартынов выпустил в себя».
Примерно через сутки остальные сами пришли в сельский совет. Вот что вспоминает Раиса Сергеевна Башмакова: «Это было осенью 1943 года. Отец мой в то время работал начальником почтового отделения, позвонить можно было только с почты, других телефонов не было. Диверсанты, появившись около обеда в деревне, первым делом спросили про связь. Я в то время на почте заменяла отца. Вошедших не испугалась, хотя у них были автоматы, пистолеты. В вещмешках, как потом выяснилось, у них был набор взрывчатки, всевозможные продукты, которыми они потом угощали местную ребятню. Старший, видимо, по знанию, позвонил в районный отдел милиции и военкомат, сообщил о количественном составе группы, задании. Сказал и том, что они решили таким образом вырваться из плена и вернуться на Родину, сдаваться добровольно властям. По его словам, с неба спустилась не одна группа диверсантов, только ветром отнесло в разные стороны. А лично им знание было такое: отправлять колодцы с питьевой водой, взрывать амбары с зерном».
Очевидцы утверждают, что эти события происходили осенью 1943 года, а не 1942. Но это сути дела не меняет. Главным является то, что немцам не удалось снабдить своё командование достоверными разведданными, провести диверсии на важных железнодорожных объектах.
Мы гордимся своими земляками, которые проявили бдительность и самоотверженность в то нелёгкое для них время.
В 1943 году на территории Васильевского сельского совета (ныне поселения Раменское) работал пункт военного всеобуча. Молодёжь успешно осваивала программу военного дела. Бойцы военно-учебного пункта старались быть примером и на производстве. По поручению бойцов договор подписали В.Башмаков, А.Лукичёв, Н.Шилов. К сожалению, их уже нет в живых, но сохранилось воспоминание Н.Ф.Шилова о событиях того времени: «Жители Вальги были оповещены отделом внутренних дел, что на Бабке (берег реки Кубены) выброшен немецкий десант. Однажды вечером в один из домов деревни Бурачёвская зашёл неизвестный человек в форме сержанта Красной Армии и попросился на ночлег. Хозяйка стала согревать самовар и, ссылаясь на нехватку углей, ушла в дом бригадира Семёна Палягина и сообщила о пришельце. Палягин с ружьём вошёл незаметно в сарай дома, где остановился «сержант». Когда под окном появились вооруженные люди, диверсант попытался скрыться. Семён Палягин выстрелил и ранил его. Раненный диверсант выстрелил себе в висок».
В районной газете «Восход» было немало публикаций о немецком десанте в годы войны. Я изучила и проанализировала эти статьи и решила включить в свою работу воспоминания Ф.Н.Илюхина. Он работал тогда милиционером и непосредственно участвовал в некоторых эпизодах тех событий, знал их подробности.
Ф.Н.Илюхин рассказывает: «Дело было в 1943 году. Я только что поступил на работу участковым инспектором. Это было осенью, уже подмёрзло. На территорию Раменского сельсовета приземлилось пять человек. Один из них появился в деревне Бурачёвская и зашёл в один из домов, попросился переночевать. Одет он был в красноармейскую форму и телогрейку. Вечером он разбирал какие-то бумаги и раскладывал их в разные стопки, потом одну пачку бросил в печку. Хозяйка заподозрила неладное и отправила ребёнка к бригадиру С.Н.Палягину.
Позднее Семён Николаевич сам привёз убитого к нам в милицию. У убитого оказалось много денег, автомат, пистолет. Примерно через сутки ещё 4 диверсанта пришли в сельсовет (председателем сельсовета тогда был В.И.Вересов). Потом их доставили в райотдел милиции, где допрашивали. В их задачу входило совершение диверсий на железной дороге, вывод из строя мостов.
Потом меня посылали в места высадки немецкого десанта для уточнения фактов. Приходилось опрашивать хозяйку дома, бригадира С.Н.Палягина и других жителей деревни».
В статье Л.В.Арабкова «Неизвестная война», в документальных материалах говорится о высадке немецкого десанта в ноябре 1942 года.
Показания очевидцев несколько расходятся со статьёй. Все они утверждают, что эти события происходили осенью 1943 года.
Но всё это можно объяснить: во время войны документации велась неаккуратно, а порой вообще не велась. Скорей всего, документы были сделаны позже, делавшие их напутали с датами. Автор статьи использовал как раз эти документальные материалы.
В 1943 году работа контрразведки активизировалась, 101 диверсант был обезврежен на территории Вологодской области.
Как ни хитра была фашистская разведка, как ни пытались они маскировать своих шпионов и диверсантов, советские чекисты, милиционеры и рядовые граждане обезвреживали их. Одни выполняли свой служебный долг, другие проявляли бдительность и самоотверженность.
Главный итог операции состоял в том, что немцам не удалось снабдить своё командование достоверными разведданными, провести акции на железнодорожный объектах.
Литература:
1.Большой толковый словарь русского языка/ Под редакцией Д.Н.Ушаков.- М.:ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004.
2.Статья Л.В.Арабкова «Неизвестная война»//альманах «Вологда» , №3, 2000.
3.Статьи районной газеты «Восход».
Ю.П.Забалуева
Ф.Н.Ильюхин
Н.Ф.Шилов
Р.С.Башмакова
Публикации в районной газете «Восход»
Достарыңызбен бөлісу: |