Проблемы биоэтики в здравоохранении*
Сушко Н.А.
аспирант кафедры общественного здоровья и
здравоохранения и кафедры биомедицинской этики, РГМУ
Термину «биоэтика» немногим более четверти века. Биоэтика это междисциплинарное знание, под которым понимается «систематический анализ действий человека в биологии и медицине в свете нравственных ценностей и принципов» [Судо Ж., 2001] с соответствующим ему организационным уровнем (например, Гастингс-центр (Нью-Йорк, США), Центр по биоэтике при медико-исследовательском институте Монреаля (Канада)). Несмотря на недлительную историю своего существования сегодня происходит изменения парадигмы этого знания.
Биоэтика возникла в Соединенных Штатах. С самого начала своего существования ее отличал оттенок «катастрофизма», указывающий на опасность разрушения всей экосистемы в условиях разрыва между гуманитарным и естественнонаучным знанием. Биоэтика понималась как дополнительный защитительный барьер, охраняющий личность от посягательства тоталитарной системы, вооружившейся современными средствами науки. Ван Ренесслер Поттер (Potter)), введший в обиход сам термин «биоэтика» писал в своей книге «Биоэтика: мост в будущее»: «Я выбрал корень bio для обозначения биологического знания, науки о живом, и ethics для символического обозначения системы человеческих ценностей» [V.R. Potter, Bioethics: bridge to the future, c.l.]. Для биоэтики в понимании Поттера характерно ощущение опасности перед лицом научно-технического прогресса. Таким образом, первоначально доминировала тенденция отождествления биоэтики и экологии.
Дальнейшее развитие биоэтики связано с именем голландского врача Андре Хеллегерса. Для него характерно рассмотрение биоэтики в качестве пространства диалога между медициной и философией. Понимание биоэтики в его концепции как дисциплины, призванной синтезировать медицинские и этические знания, получило большее распространение и приходит на смену поттеровскому пониманию ее.
Для биоэтики, изначально существующей в парадигме защиты прав индивида перед лицом агрессивной технократической цивилизации, в последнее время характерно понимание ее более как «этики ответственности», нежели «этики прав личности».
Особенностью этического регулирования в медицине является добровольное соблюдение профессионалами следующих принципов биоэтики:
-
«не навреди»;
-
«делай благо»;
-
принцип уважения автономии личности;
-
принцип справедливости.
Последний принцип — принцип справедливости реализуется в системах здравоохранения в виде разнообразных моделей управления и финансирования.
Наглядно это изменение проиллюстрировал VI Всемирный конгресс по биоэтике, проходивший в октябре-ноябре 2002 года в Бразилии. Тема конгресса «Власть и беззаконие» отразила озабоченность его участников проблемами несправедливого распределения ресурсов в здравоохранении. Было подчеркнуто негативное влияние международных организаций на состояние национальных систем здравоохранения в развивающихся странах. В наиболее явном виде оно оказывается, по словам участников конгресса, посредством международного фармакологического бизнеса, реально не соответствующего нуждам этих стран, но ассимилирующего значительные объемы денежных средств. Тема отрицательных последствий глобализации в настоящее время выходит на первый план.
В России тема распределения дефицитных ресурсов в здравоохранении чрезвычайно актуальна. Предстоит определить точное соотношение объемов бесплатной (бюджетно-страховой) и платной медицинской помощи. На сегодняшний день в отношении этого вопроса звучат различные мнения. Ответ на него может быть дан в рамках биоэтики, которая, в данном случае, призвана объединить позиции компетентных специалистов — организаторов здравоохранения, практикующих врачей и политическую волю государства.
На сегодняшний день в поле внимания биоэтики находятся не только вопросы, связанные с развитием новых медицинских технологий, но все большую остроту и значимость принимают проблемы управления и организации здравоохранения.
*Печатается по: Материалы 1-й Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы правового регулирования медицинской деятельности», Москва, 2003, с. 309-310.
Достарыңызбен бөлісу: |