Проблемы и перспективы сохранения биоразнообразия новосибирской области и сопредельных регионов



Дата04.03.2016
өлшемі165 Kb.
#40845



ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОХРАНЕНИЯ БИОРАЗНООБРАЗИЯ

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ И СОПРЕДЕЛЬНЫХ РЕГИОНОВ

научно-практическая конференция
26 ноября 2010 г., Новосибирск




Редкие виды пернатых хищников Южной Сибири –
основные угрозы и перспективы охраны

(тезисы к докладу)
Карякин И.В., Координатор полевых программ Экоцентра «Дронт», г. Нижний Новгород
В рамках работы программы Сибэкоцентра «Изучение и охрана редких видов пернатых хищников в Южной Сибири» основные усилия были направлены на изучение и охрану хищных птиц Алтае-Саянского региона, как наименее нарушенного региона, в котором обитают наиболее крупные в стране популяции большинства редких видов пернатых хищников. Начиная с 1999 г. в регионе планомерно были обследованы основные местообитания хищных птиц, заложен долгосрочный мониторинг ключевых популяций большинства редких видов.

На карте показаны все гнездовые участки редких видов пернатых хищников, обнаруженные нашей группой и коллегами в регионе за период исследований: бородач (Gypaetus barbatus), черный гриф (Aegypius monachus), соколы балобан (Falco cherrug) и сапсан (Falco peregrinus), филин (Bubo bubo), скопа (Pandion haliaetus), змееяд (Circaetus gallicus), орлан-белохвост (Haliaeetus albicilla), беркут (Aquila chrysaetos), орел-могильник (Aquila heliaca), степной орел (Aquila nipalensis), большой подорлик (Aquila clanga), орел-карлик (Hieraaetus pennatus) и мохноногий курганник (Buteo hemilasius). Все эти виды в разной степени являются охраняемыми: все они включены в Приложения международных конвенций, и многие – исключая мохноногого курганника и орла-карлика – в Красную книгу России.


Скопа (Pandion haliaetus) в Алтае-Саянском регионе – обитатель горно-таежной зоны.

В регионе известно 60 гнездовых участков скопы. Наиболее устойчивые и крупные гнездовые группировки вида приурочены к рекам и озерам Западного и Восточного Саяна. Численность оценивается в 300-400 пар.


Падальщики. В Алтае-Саянском регионе сохраняются крупнейшие в России популяции бородача (Gypaetus barbatus) и черного грифа (Aegypius monachus). Оба вида находятся на северо-восточном пределе своего распространения. На карте отмечены все известные нам гнездовые участки этих видов в Алтае и Туве.

Бородач обитает в самой высокой и наиболее аридной части горной страны, на высотах порядка 2500 м и выше. Наибольшее для региона число встреч бородача известно на юго-западе Тувы и в горном узле на стыке Тувы и Алтая. Нами выявлено 24 гнездовых участка бородачей и 8–12 мест возможного гнездования вида. На 17-ти участках найдены жилые гнезда. Численность вида мы оцениваем в 45–65 гнездящихся пар.

Нам известен 41 гнездовой участок грифов. По состоянию на 2008 г. занятыми оставались 35: 33 в республике Тыва и 2 – в республике Алтай. Современная оценка численности грифа в Алтае-Саянском регионе на гнездовании составляет 71–96, в среднем 85 пар, а общая численность грифа, с учётом бродячих птиц, может лежит в пределах от 157 до 535 особей. Вид находится в регионе на северо-восточной границе своего распространения. Единственное гнездо змееяда обнаружено в Алтайских борах. В предгорьях Алтая змееяд встречен на 3-х участках. Одиночная птица встречена в 2005 г. в Красноярском крае на р. Туба. На этом все регистрации вида в регионе в современный период заканчиваются. Численность на гнездовании в регионе не превышает 10 пар.
Беркут. Из всех орлов региона беркут (Aquila chrysaetos) имеет наиболее благополучный статус. Он распространен в регионе практически повсеместно. Горные системы Алтая, Саяна и Кузнецкого Алатау являются резерватом крупнейшей популяции беркута в масштабах страны. В ходе наших исследований в Алтае-Саянском регионе выявлено 324 гнездовых участка беркутов, из них на 227-ми гнездовых участках обнаружены гнёзда. Численность беркута в Алтае-Саянском регионе оценивается в 1400–1900 пар. Однако обширные таежные районы Северного Алтая, Кузнецкого Алатау, Саян, и Восточной Тувы остаются до сих пор плохо обследованными, что не позволяет точно оценить численность беркута.
Могильник (Aquila heliaca) – широко распространенный вид лесостепных котловин Алтае-Саянского региона. В регионе за период исследований выявлено 293 гнездовых участков могильников.

Гнездовые группировки могильника были обнаружены:

1. в степных борах Алтайского края;

2. в горах и предгорьях Алтая;

3. в республике Хакасия, в Минусинской котловине;

Общая численность могильника в Алтае-Саянском регионе оценивается в 1100 гнездящихся пар.


Степной орел (Aquila nipalensis) – характерный вид степной зоны Северной Евразии, в Алтае-Саянском регионе находится на северной границе сплошного распространения вида. Всего за период исследования в регионе было найдено 449 гнездовых участков степного орла. Наибольшая плотность степного орла зафиксирована в альпийском поясе хребтов южной Тувы и Юго-Восточного Алтая. Общая численность вида в регионе лежит в пределах 1100-1400 гнездящихся пар.
Большой подорлик (Aquila clanga) – обычный гнездящийся вид равнинной лесостепи и подтайги территории Южной Сибири. В регионе выявлен 121 гнездовой участок (28 НСО, 71 АК, 22 – остальная часть АСЭР). В равнинной лесостепной и подтаёжной части региона большой подорлик является самым обычным видом из орлов. В горной части Алтайского края также как и в горах Алтая и Саян подорлик является редчайшим видом.

Численность большого подорлика в Алтае-Саянском регионе оценивается в 640-720 пар. Численность наиболее крупной алтайской гнездовой группировки составляет около 360 пар (350-370). Численность в Новосибирской области оценивается в 160-200 пар. Численность в остальных областях региона оценивается в 130-150 пар, основная масса из которых сосредоточена в Красноярском крае.


Орлан-белохвост (Haliaeetus albicilla) – редкий гнездящийся вид Алтае-Саянского региона.

За период исследований нами было локализовано 20 гнездовых участков орлана-белохвоста в Алтайском крае и 23 в более северной Новосибирской области. Эти участки относятся к западно-сибирской популяции орлана, населяющей весь бассейн Оби, включая озера Барабы, Кулунды и Алтайских ленточных боров.

Другая популяции орлана в регионе – тоджинская – значительно удалена от первой на восток. Она сосредоточенная на озерах Тоджинской котловины Тувы. В небольшом количестве орлан гнездился в Тувинской и Убсу-Нурской котловинах Тувы, но к настоящему времени практически все гнездящиеся пары орланов здесь исчезли, как собственно и в соседней Монголии.

В 2001 г. последний раз в Туве нами было зафиксировано размножение пары орланов на озере Хадын в Тувинской котловине и 2-х пар в дельте р. Тес-Хем на оз. Убсу-Нур, но в последние годы эти гнезда не проверялись. В Алтайском крае все гнездовые участки орлана в борах приурочены к участкам старого соснового леса по берегам крупных озёр, окружённого заболоченными мелколесьями, либо вдоль крупных рек. Общая численность орлана-белохвоста в Алтайском крае оценена нами в 124 – 137 гнездящихся пар. Не менее 150 пар гнездится в Новосибирской области. Численность Тоджинской группировки не более 50 пар.


Орел-карлик (Hieraaetus pennatus) – редкий гнездящийся вид АСЭР. На сегодняшний день это один из малоизученных видов хищный птиц России. Сравнивая последние данные по распространению орла-карлика с литературными данными можно сделать вывод, что последние 20-30 лет вид активно расселяется, занимая новые территории. На карте показаны области обитания карлика в Азии 1 – в конце XIX – начале XX столетий, 2 – в конце XX столетия, 3 – область расселения в начале XXI столетия. В настоящее время мы наблюдаем орла-карлика по всей территории юга России вплоть до 56 градуса с.ш.

В ходе наших исследований в Алтае-Саянском регионе было выявлено 120 гнездовых участков орла-карлика. Максимальное число гнездовых участков было обнаружено в Туве, что в большей степени связано со спецификой исследования. Оценка численности по региону составляет 1300 (1200-1400) пар (РА – 137, РТ – 799, РХ – 193, КК – 187). При этом возможен значительный недоучет вида, т.к. прицельные поиски карлика проводились в основном в пойменных биотопах и в меньшей степени в борах.


Сокол балобан (Falco cherrug) – крупный сокол, наиболее угрожаемый из соколов, обитающих в Алтае-Саянском регионе, обитатель степных и лесостепных ландшафтов. В настоящее время в регионе нам известно 362 гнездовых участка балобанов. За последние 5 лет нами зарегистрировано исчезновение 67 гнездовых участков и можем говорить о 18% сокращении численности популяции за этот период. За годы мониторинга мы зафиксировали значительное падение численности балобана в регионе. Так, по данным учётов 1999–2002 гг. численность балобана была оценена в 1841 (1600–2096) гнездящуюся пару. Оценка численности балобана по результатам 2006 г. учётом исчезнувших пар составляла 1613 (1372–1868) пар. А по состоянию на 2008 г. – 1518 (1372–1646). При общем сокращении численности вида на 18% за 5 лет (с 2003 по 2008 гг.), динамика разных гнездовых группировок неодинакова. Максимальное сокращение численности зафиксировано в Хакасии – на 26%, при этом группировки центральной части республики сократились на 40%. В первую очередь сокращение происходит за счёт отлова птиц браконьерами. В Туве пресс лова значительно ниже. Здесь сокращение численности на 17% произошло в период с 2003 по 2006 гг. по причине уничтожения гнезд на деревянных опорах ЛЭП. За последние годы численность в Туве стабилизировалась и даже несколько выросла. В Республике Алтае наблюдается сокращение численности на 15%, преимущественно за счёт исчезновения самцов с участков по периферии Чуйской степи, на которых самки были отловлены ещё до 2003 г., и пары так и не восстановились. В Западном Алтае численность, напротив, незначительно возросла, а вдоль госграницы с Монголией остаётся стабильной.

Балобан крайне пластичен и в силу своей пластичности, трофической специализации и не крупного размерного класса должен быть достаточно обычен. Однако на сегодняшний день балобан наиболее угрожаемый вид среди пернатых хищников не только в Алтае-Саянском регионе, но и в целом в России. Основная угроза его существованию – незаконный отлов для нужд соколиной охоты в арабских странах – подробнее я расскажу об этом в разделе об угрозах.


Сапсан (Falco peregrinus) – редкий вид, занесённый в Красную книгу России и в Приложение I СИТЕС. Из крупных соколов это вид с наиболее благополучным статусом. Алтае-Саянский регион является резерватом крупной популяции сапсана. В ходе наших исследований в регионе выявлено 76 гнездовых участков сапсанов, из них на 43-х обнаружены гнёзда. Численность сапсана в Алтае-Саянском регионе оценивается в 681-1059, в среднем 824 пары. Наиболее крупные гнездовые группировки сосредоточены в Республике Алтай – 24%, Алтайском крае – 20%, Красноярском крае – 20%.
Филин (Bubo bubo) один из наиболее обычных гнездящихся пернатых хищников своего размерного класса в регионе. По состоянию на 2006 г. выявлено 322 гнездовых участка филинов. В общей сложности обнаружено 309 занятых гнёзд, в которых отмечен 141 случай успешного размножения. Исходя из имеющихся данных, общая численность филина на гнездовании в Алтае-Саянском регионе площадью оценена нами в 3300 пар (2617 – 4034). Сокращение численности филина в 60-70-х гг. ХХ столетия наблюдалось лишь в освоенных человеком районах Новосибирской, Кемеровской областей и Алтайском крае. На большей же части территории региона филин не пострадал и, до сих пор его численность остается стабильной.
Рассмотрим угрозы существованию крупных хищников в регионе:

  • Гибель на ЛЭП

  • Отравление

  • Изменение местообитаний – пожары и рубки, горные разработки, другая хоз. деятельность, забрасывание пастбищ

  • Браконьерство – незаконный отлов


Гибель хищных птиц на ЛЭП мы только начали изучалась в 2009 г. Первый обследованная территория – степные котловины Юго-Восточного и Юго-Западного Алтая, а также степные предгорья. Сапсан, погибший на ЛЭП в Чуйской степи (вверху), и степной орел, погибший на ЛЭП в Усть-Канской степи (внизу) Установлена гибель 446 птиц в среднем с плотностью 3,27 трупов/1 км. В видовом составе гибнущих птиц доминируют врановые, 28% составляют хищники. Спектр видов хищных птиц, гибнущих на ЛЭП, на Алтае достаточно разнообразен, среди них доминируют обычные виды – коршун, пустельга, тетеревятник и канюк. Однако обращает на себя внимание высокая смертность степного орла – который один из наиболее редких орлов региона, но в силу своей биологии чаще других погибает на ЛЭП. Из 126 хищных птиц 22 – редких: 11 степных орлов, 5 могильников, 2 орла, неопределенных до вида, 2 подорлика, 1 филин и 1 сапсан.

Суммарная гибель хищных птиц в Алтайской части региона ежегодно может составлять более 30-40 тыс. особей

Решение – оснащение существующих птицеопасных ЛЭП специальными птицезащитными устройствами из ПВХ. Стоимость оснащения ПЗУ российского производства одной опоры ПО ЛЭП равна сумме наблюдаемого ущерба от гибели птиц на этой опоре в течение лишь одного гнездового сезона и составляет 900-1200 руб.
Отравление

Максимальный вред популяциям нанесло отравление бромдиалоном в 2002-03 гг. Тогда в Монголии проводились мероприятия по борьбе с полевкой Брандта, в результате чего погибло много хищных птиц. Наиболее сильно пострадали мигрирующие виды, обитающие в Южной Туве – после 2002 г. тут исчезли на гнездовании могильник и большой подорлик, сильно сократилась гнездовая группировка степного орла, в 5 раз снизилась численность кочующих черных грифов. В 2003 г. сокращение численности затронуло также популяции мохноногого курганника и балобана, причем роль в этом именно отравления бромдиалоном можно считать доказанной.


Пожары.

Наиболее большой ущерб в регионе наносят пожары, которые обычно случаются от намеренного поджигания сухой травы весной. Местные жители повсеместно по всей России поджигают сухую траву, считая что это благо для плодородия почвы и скота. Однако часто эти поджоги перерастают в стихийное бедствие. В 2002-03 гг. пожарами была охвачена практически вся территория Южной Тувы – выгорела большая часть степных котловин, практически был уничтожен уникальный степной бор – Балгазынский в Тувинской котловине. Трудно оценить в цифрах урон, который был нанесен популяциям пернатых хищников. Т.к. даже если участки остаются жилыми, то даже низовой пожар в гнездовой период как правило делает размножение пары в этом году неуспешным.


Зарастание пастбищ.

Заметной угрозой, влияющей на численность хищников является зарастание пастбищ по причине уменьшения выпаса.

Суслики – основные объекты питания хищников в степных котловинах. Скот стравливает траву и, с одной стороны, создает благоприятные условия для роста численности сусликов, с другой стороны делает их доступными для добычи птицами. Таким образом, наблюдается прямая корреляция между динамикой численности таких видов как степной орел и орел-могильник и процессами, происходящими в сельском хозяйстве.

С 1990 г. по 2000 г. поголовье крупного рогатого скота в целом в России сократилось за 18 лет на 70%, что привело к снижению пастбищной нагрузки и, как следствие, деградации популяций сусликов на огромных пространствах лесостепной и степной зоны. Это, безусловно, негативно отразилось на динамике численности орлов.

В регионе по этой причине наиболее заметно пострадали популяции хищных птиц в Хакасии и Красноярском крае, а также местами в Алтайском крае.
Браконьерство.

Браконьерский отлов и контрабанда для нужд соколиной охоты – видимо один из основных негативных факторов влияющих на популяции соколов в настоящее время. Как было сказано выше, сокращение популяции балобана за 5 лет составило 18%! В результате браконьерского отлова и контрабанды многие соколы гибнут еще на стадии перевозки. Те же, что доходят до конечного покупателя и выпускаются в конце сезона охоты, сильно ослаблены и гибнут на пути к местам гнездования. Сам лов, в ходе которого упускаются голуби с петлями, причиняет огромный ущерб диким популяциям соколов. Таким образом, большинство соколов безвозвратно изымается из популяции и не участвует в размножении.

Основной прессинг, снижающий продуктивность алтае-саянских популяций балобана, оказывается ловцами, как в российской части региона, так и на территории Монголии и Китая. Традиционные регионы лова внутри страны – Кош-Агачский район республики Алтай и Хакасия, где мы наблюдаем на гнездовых участках одиноких самцов, т.к. самки более ценятся ловцами и прицельно вылавливаются. Как правило, большая часть гнездовых участков, на которых держатся одиночные самцы, переходит в разряд покинутых в течение следующих трёх-четырёх лет. И только в редких случаях наблюдается восстановление пар за счёт молодых самок. В Алтае-Саянском регионе в последние 10 лет наблюдается максимальный отход именно самок. На 29 гнездах с 1999-2000 гг. мы зарегистрироваи исчезновении пар на 2-х гнездах, смену партнера на 3-х гнездах, исчезновении самок на 5 гнездах и смене самок на 16-ти гнездах.

По экспертной оценке, сделанной в рамках проекта WWF в 2006 г., в Алтае-Саянском регионе ежегодно отлавливается не менее 200 балобанов, а общий ущерб популяции составляет до 1000 птиц.

Были случаи изъятия взрослых птенцов беркута из гнезд: в Юго-Восточном Алтае в 2002 г. и в Хакасии в 2007 г. Известна попытка вывоза из Абакана взрослой и молодой птицы, завершившаяся задержанием.
Биотехнические мероприятия.

Отсутствие субстратов для строительства гнезд – одна из проблем популяции балобана в Туве. В Поэтому установка гнездовых платформ на безлесных просторах степных котловин является эффективным способом увеличения их численности. Регулярно в Туве мы проводим биотехнические мероприятия. Так, в 2006 г. на оставшихся от полей лесополосах было установлено 85 гнездовых платформ, а в 2009 г. – 20 платформ было установлено в Убсу-Нурской котловине.



Проверка платформ в лесополосах в 2008 г. показала, что половина из них были заняты хищными птицами: мохноногим курганником, коршуном и пустельгой. Начиная с 2009 г. на платформах стали гнездится балобаны. В 2010 г. Хищниками было занято 90% гнездовых платформ.






Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет