Проблемы рзвития творческого потенциала, воспитания и обучения творческой личности на уроках художественного труда



бет1/2
Дата03.01.2022
өлшемі37.64 Kb.
#450343
түріУрок
  1   2
ТӨРЕҚҰЛНҰРБЕК статья

 УДК 372.862

ПРОБЛЕМЫ РЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА, ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТРУДА

Н. Т. Төрекұл, учитель художественного труда

КГУ «Общеобразовательная школа- гимназия № 39 имени Темирбека Кожакеева»

Меркенский район Жамбылская область

E-mail: shopi_janym85@mail.ru

Аннотация

В статье затрагивается проблема развития творческой личности ученика на уроках предмета «Художественный труд». Автор приводит пример введения в обучение материалов по декоративно-прикладному искусству, что способствует формированию творческой личности. Приведенный опыт позволяет создать критерии результативности: положительный эмоциональный комфорт на уроках, высокий познавательный интерес, положительное отношение к предмету, учителю.

Annotation

The article touches upon the problem of development of the student's creative personality on the lessons of the subject "Artistic work". The author gives an example of introducing materials on arts and crafts into teaching, which contributes to the formation of a creative personality. This given experience allows us to create performance criteria: positive emotional comfort in the classroom, high cognitive interest, positive attitude to the subject and teacher.
Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей. Изучение этой проблемы насущно в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества – человек, способный к творческому созиданию. Формирование творческих качеств личности необходимо начинать с детского возраста [1].

В практикуемой методике преподавания специального предмета «Художествнный труд», к сожалению, до сих пор мало внимания уделяется развитию творчества, самостоятельности, инициативы учащихся. Деятельность носит в основном воспроизводящий характер: учитель показывает, как и что делать, а ученики копируют его действия. Данный стиль работы не способствует развитию творческих способностей учащихся.

Как педагога, меня особенно интересует проблема художественно-эстетического воспитания учащихся. Она направлена на развитие у детей способности чувствовать и понимать красоту в природе, искусстве, воспитании художественного вкуса. С этой точки зрения считаю плодотворной взаимосвязь образовательных областей «Художественный труд» и «Искусство». Объекты труда, выполняемые на уроках, я рассматриваю как средство художественно - эстетического воспитания школьников. В большинстве случаев эти изделия имеют практическое применение. Знание «законов красоты» позволяет создавать вещи, имеющие свой стиль и художественный образ. Изготовление своими руками полезных и красивых предметов быта и одежды делает уроки технологии в глазах учащихся интересными и полезными.

Как показали результаты исследования, успешность художественно-эстетической подготовки школьников во многом связана с задачами обучения декоративно-прикладному искусству на практических занятиях «Художественный труд» по теме «Деко­ративно-прикладное искусство».

Вот уже более 20 лет я работаю над проблемой: «Развитие творческой личности на уроках предмета «Художественный труд»». Лучше всего это достигается творческим подходом и работой по следующим разделам: «Выпиливание лобзиком», «Выжигание по дереву», «Художественная обработка древесины», «Технология точения древесины на токарном станке», а также разные творческие проекты «Подставка для карандашей», «Табуретка» и т.д.

Так, например учащиеся 5 класса вначале знакомятся с творческим проектом, то есть уже имеют представление, как выполнять творческий проект, изготавливая какое либо изделие. На этом этапе дети выясняют, что каждая ступень проекта важна, чтобы получилось качественное изделие. Потом учащиеся начинают изучать древесину и пиломатериалы, рабочее место, разметку заготовок, сверление, пиление и строгание заготовок, соединение, зачистку и отделку древесины [4].

Если придерживаться творческого подхода на этих этапах, то у детей появляется мотивация к изучению технологии выполнения работ и к самой работе.

Исходя из своего опыта, могу сказать, что так же очень полезно организовывать уроки со свободной темой творческого проекта. Ведь возможность творить это сильный стимул для проявления инициативы, старания и прилежания, а получаемый результат приносит, как правило, чувство радости и удовлетворения. С этой целью я веду внеклассную кружковую работу по теме «Декоративно-прикладное искусство». На этих уроках дети не только приобретают знания и умения, но и обогащаются духовно. Народное творчество несет большой импульс добра и тепла, воспитывает любовь и внимание к близким [3].

При определении содержа­ния обучения данного курса я учитываю необходимость подготовки учащихся к проведению уроков, бесед о декоративно-прикладном искусстве в школе. Говоря о методической стороне изучения основ народной культуры, нельзя не сказать о том, что учителю нужно обращать внимание на то, чтобы работы учащихся носили сознательный и творческий характер. Этого можно добиться, создавая соответствующие условия для практической работы и используя различные методы обучения.

Одним из них является вступительная беседа. Она должна быть содержательным и эмоциональном стержнем урока, его смысловой основой.

Для того, чтобы любить и понимать народную художественную культуру, необходимо о ней задумываться; задумываться можно лишь над тем, что интересно, для возникновения интереса нужны соответствующие знания. Именно вступительная беседа с иллюстрациями позволяет создать у учащихся определённый уровень специального опыта, то есть необходимую базу впечатлений, знаний, которыми они и будут руководствоваться в своей практической деятельности.

Из содержания беседы к урокам изучения основ народной культуры учащиеся должны получить представление как минимум:

а) о культурно-историческом значении народных художественных ремёсел;

б) о художественных достоинствах и своеобразии изделий;

в) о художественном образе, особенностях символики, орнамента;

г) о связи народной культуры с современностью.

Конечно, целостный комплекс знаний дети получают не из одной беседы, а из их серии, но, тем не менее, очевидно, что требования, предъявляемые к каждой беседе достаточно серьёзны. Основное, на что следует обратить внимание детей, следующее: народное искусство всегда традиционно. Из поколения в поколение в нём передаются не просто определенные приёмы ремесла, а целое мировоззрение народа, его духовная культура. В выборе тем, их образном решении, орнаментальной символике мастер руководствуется художественно-эстетическими понятиями, а в первую очередь традицией [2].

Чтобы помочь детям разобраться в содержании отдельных видов народного искусства, необходимо, прежде всего, выяснить с ними круг сюжетов, мотивов, которые мастера выбирают. Можно заметить, что эти сюжеты являются общими для целого ряда различных ремесел. 



В связи с этой установкой определялась основная цель искусствоведческой подготовки на материалах декоративно-прикладного искус­ства Казахстана. Задачей является формирование у школьников следующих знаний:

        -о видах декоративно-прикладного искус­ства;

        -о технике;

        - о технологии;

        - об эргономике изделий;

        - о ви­дах орнамента;

        -о зверином стиле;

        -о стилизации формы объективной действительности;

         -о художественных промыс­лах;



         - сведения о профессиональных и народных мастерах.

Содержание искусствоведческой подготовки учащихся средствами декоративно-прикладного искусства Ка­захстана охватывает следующие учебные вопросы:



1.  История развития декоративно-прикладного искусства казахов.

2.   Виды декоративно-прикладного искусства.

3.   Казахский орнамент.

4.   Казахское ковроткачество.

5.   Обработка кожи, дерева, металла.

6.   Керамика.

7.   Кошмаваляние.

8.   Юрта и ее убранство.

9. Художественные промыслы Казахстана.

       Включение искусствоведческих вопросов в программу обучения декоративно-прикладному искусству на занятиях кружка формирует знания учащихся по национальному декоративно-прикладному искусству  казахов.

     В эту программу были включены следующие вопросы:

1. История развития декоративно-прикладного искусства казахов.

2. Виды декоративно-прикладного искусства казахов.

3. Казахский орнамент.

4. Ковроделие, кошмоваляние и ткачество.

5. Юрта и ее убранство.

6. Керамика.



7. Обработка кожи, дерева, металла

8. Спецтехнология

9. Художественные промыслы Казахстана.

       Данная проблема связана с решением художественных досто­инств изделий, указанием времени и места его создания. На­пример, в анализе декоративных изделий «Котел», «Све­тильник с изображением крылатых львов», «Светильник коня и человека», относящихся к VI - VIII вв., Отрарские ке­рамические сосуды, относящихся к XVI - XVIII вв, Актауские каменные скульптуры, созданные в XIX в. Древнее деко­ративно-прикладное искусство развивалось на стыке с архи­тектурными памятниками. Многочисленные архитектурные памятники Казахстана украшены орнаментами разного типа. Это мавзолей Ходжа Ахмеда Ясави, Айша-Биби, Сырлытам, Алаша-хан. На основе изучения звериного стиля - древнего декора­тивного искусства казахов у школьников формируется понятие о специфических особенностях искусства и его связи с раз­витием общественного строя. В процессе ознакомления учеников с разными изделиями ковроделия, ткачества, керамикой, кошмавалянием, костюмами, убранством юрты и коня, обработкой кожи, дерева, металла у них формируются пред­ставления о видах казахского декоративно-прикладного ис­кусства.



Казахский орнамент - главный художественный эле­мент украшения художественных изделий. Демонстрация разных видов орнамента на практических за­нятиях способствует развитию следующих по­нятий: о стилизации формы окружающей действительности в многочисленных видах растительных, геометрических, космогонических и зооморфных орнаментальных компози­ций.

С целью формирования у учеников представлений о технике и технологии изделий декоративно-прикладного ис­кусства на занятиях художественного труда анализируется вырази­тельное достоинство ковра, паласа, бау, баскур, переметной сумки, пояса, кошмы, нагрудных украшений, браслетов, сед­ла, сундука, ларя для хранения продуктов.

        На занятиях школьники составляют эскизы ковров, паласа, кошмы, покрывала, украшения для кос, за­тяжки для камзолов, черпака, светильника, тарелки. По со­ставленным эскизам изготавливаются костюмы, ковры, сед­ла, посуда из дерева, из металла и керамики. Народные мастера декоративно-прикладного искусства приглашаются на практические занятия в школу. Организуются экскурсии на художественные промыслы и по архитектурным памятникам, музеям родного села. Многие ученики готовят научные проекты по искусствоведческим воп­росам казахского декоративно-прикладного искусства.

В народных промыслах казахов преобладало в прошлом валяние войлока - их древнее достояние, связанное с под­вижным скотоводством. Из него делали чехлы для сунду­ков, настенные сумы для посуды, войлочные плащи, войлоч­ные шляпы, войлочные чулки, подстилки, потники, боковые для седла и другие изделия.

Наиболее традиционными для казахского кошмаваляния изделиями являются:

-кииз - войлок гладкий, по обыкно­вению из белой или серой шерсти, шел на покрытие юрты, хозяйственные нужды;

- текемет - кошма постилочная, полу­чаемая путем вваливания рисунков из окрашенной не пряде­ной шерсти на полуготовую основу, свертываемую вместе с циновкой в рулон, который неоднократно поливался горячей водой и катали ногами и предплечиями рук;

- сырмак, сырдамал - полотнища постилочные, изготавливаемые по обыкновению путем нашивания на первооснову двух разноцветных, но одинаковых рисунков, вырезанных из тонкого войлока;

- тускииз - ковры войлочные настенные. Аппликация по войлоку бархатом, вырезанным в виде орнаментальных рисунков двух цветов.

Для казахского прикладного искусства характерен и та­кой сложный вид промысла, как плетение циновок из чия -степного тростника. Для этого сначала каждую тростинку в отдельности обвивают по заданному рисунку.

Ковроткачество в Казахстане также имеет глубокие кор­ни. Им занимались в основном женщины. Секреты ткачества на ормеке - горизонтальных стенках изделий типа алаша, в коврах как безворсовых, так и ворсовых, где обычно одни и те же геометрические или растительного типа рисунки со сложным сочетанием завитков и других знаков, которые при­нято называть розеткой.

Для казахского ковроткачества характерны своя техника изготовления, манера исполнения, равновесие фона, отточен­ность рисунков, строгая симметрия их расположения. Но в то же время в ворсовом ковре гуль - цветочный.

Если обработкой шерсти, ткачеством у казахов занима­лись женщины, то обработкой кожи, скорняжничеством, тис­нением, изготовлением деталей конской сбруи, кожаной по­суды для хранения и перевозки кумыса - мужчины. В одном из документов, попавших к профессору М. Мендикулову, относящемуся к началу 70-х годов XIX в., го­ворилось о том, что казахи Баян-Аульского и Кокчетавского округов сапожном мастерстве и шитье ичигов и калош нис­колько не уступают бухарским и ташкентским мастерам.

Оригинальна и неповторима у казахов резьба по дереву, которая бывает плоскостной, объемной, сквозной и дополня­ется росписью. Резными в прошлом были двери, верхняя ци­линдрическая часть остова, низ купольных жердей юрты, ее обруч, а также кебеже - ларь, абдре – сундуки [2].

Все вышеназванные предметы декоративно-прикладного искусства казахского народа прививают  школьникам эстетические вкусы, способствуют формированию национальной материальной культуры.

           Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. «Эти знания прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам, «вещь», сделанная самим ребенком соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее».

Развитие творческих способностей учащихся является результатом применения элементов творчества в организации учебно-познавательного процесса через творческие работы, проекты, проблемные, игровые ситуации и т.п. Данный опыт позволяет создать качественные критерии результативности: положительный эмоциональный комфорт на уроках, высокий познавательный интерес, большинство учащихся способны перенести ранее усвоенные знания и умения в новую ситуацию, положительное отношение к предмету, учителю. У каждого ребенка от природы есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования нужно правильное руководство [5].

Проблема развития творческой личности достаточно сложна. Нельзя решить ее в один день, но создать определенные условия для ее решения вполне возможно. Коснемся того, что при этом нужно учитывать.

Так, Г.Линдсей, К.Халл и Р.Томпсон [6] считают, что серьезным препятствием на пути к творческой деятельности учащихся могут выступать:



  • склонность к конформизму (стремление быть похожим на других);

  • боязнь показаться глупым или смешным в своих суждениях, поведении;

  • боязнь возмездия со стороны другого человека, чья позиция критикуется;

  • завышенная оценка значимости собственных идей и желание ими ни с кем не делиться;

  • высокоразвитая тревожность, неуверенность в себе.

Вполне очевидны и следующие препятствия: лень, неспособность довести дело до конца, отсутствие поддержки со стороны сверстников, родителей, учителей, неверие в себя и т.д.

Факторов, препятствующих творческому развитию, довольно много. Как их преодолеть и дать учащимся возможность раскрыть себя и свои способности? Во-первых, следует учитывать интересы, потребности и мотивы самих детей, среди которых могут быть: желание быть признанным, быть сильным, здоровым, стремление достичь успехов, признания и т.д.

Во-вторых, нужно учитывать, что творческие способности, как и любые другие способности, развиваются в деятельности. Поэтому важнейшим свойством личности является ее собственная активность, напрямую обусловленная интересами и потребностями.

Но перед тем, как ребенок сможет начать активные творческие действия, он должен оказаться окруженным средой, которая поддерживает творчество, а не подавляет его. Для этого необходимо создать особую атмосферу доверия, свободного общения и взаимного сотрудничества для всех учащихся независимо от их индивидуальных и возрастных особенностей. Оказавшись в такой среде, ребенок почувствует свободу, что поможет ему без страха выражать свое мнение и творческие мысли, проявлять интерес [7].

Важно, однако, помнить и о том, что у творчества есть субъективная сторона, связанная с переживанием самого процесса творчества, которая может вызывать как положительные, так и отрицательные эмоции. Мой собственный опыт работы в качестве руководителя кружка показывает, что если какая-либо деятельность приносит ребенку удовольствие, становится желанной, то он сам проявляет к ней огромный интерес, с наслаждением занимается ею, совершенствует свой индивидуальный опыт и способности.

Авторы [8] отмечают, что для развития творческой личности детей необходим развивающий характер их деятельности, что может быть достигнуто с помощью создания проблемных ситуаций. Деятельность должна быть максимально трудной, но одновременно выполнимой, находиться в зоне потенциального (ближайшего) развития ребенка.

Личность самого педагога тоже имеет значительное влияние на процесс творческого развития детей. Ребенку, безусловно, нужна помощь учителя, который заметит творческую индивидуальность своего ученика и позволит ей раскрыться в самых различных видах деятельности. По мнению А.Н. Лука, если учитель обладает высшими творческими возможностями, то и одаренные ученики добиваются блистательных успехов [9].

Обобщая сказанное, отмечу, что наша задача, как учителей и воспитателей, состоит в формировании и поддержании в детях (на основании их интересов и потребностей) активности, “огонька в глазах”, состояния радости от осознания собственных результатов, желания постоянно развиваться, совершенствоваться, находить пути самореализации, открывать для себя новые горизонты [5].

Творческий педагог необходим сейчас как никогда: перестройка экономики, возникновение рынка труда требуют высококвалифицированных творческих рабочих. Росту творческого потенциала страны во многом будет способствовать творческая отдача педагога. Творческая активность учителя должна идти от умения нестандартно распорядиться добытыми наукой и им самим педагогическими знаниями. Восхождение к творчеству- нелегкая работа. Особенно в наше время: трудности с финансированием, с материально-техническим обеспечением, организацией и проведением практики и т.д. Сейчас нельзя пересидеть, переждать, когда все основные проблемы будут решены, когда будут созданы «условия наилучшего благоприятствования». Нет важнее собственной активной творческой позиции педагога в союзе с его профессионализмом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Универсальные творческие способности - это индивидуальные особенности человека, которые определяют успешность выполнения их творческой деятельности различного рода.

Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей, но к сожалению со временем они утрачиваются, поэтому надо использовать их в школьном возрасте.

Успешное развитие творческих способностей у детей возможно лишь при создании благоприятствующих условий, таких как:

1. Комфортная психологическая обстановка.

2. Самостоятельное решение ребенком задач.

3. Предоставление свободы в выборе творческой деятельности.

4. Раннее умственное и физическое развитие.

5. Умная помощь взрослых.





Достарыңызбен бөлісу:
  1   2




©dereksiz.org 2022
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет