Программа по предмету «Аккомпанемент» для учащихся 1- 7 классов



Дата16.06.2016
өлшемі166.78 Kb.
#140616
түріПрограмма





Государственное образовательное учреждение города Москвы

«Детская музыкальная школа им. Р. М. Глиэра»

Принята на заседании «Утверждаю»


педагогического Совета директор ДМШ

ДМШ им. Р.М.Глиэра им. Р.М. Глиэра


от 28 сентября 2005 года Алексеева О.П.

Приказ от 1.10.2005 г. № 65 а



Образовательная

программа по предмету

«Аккомпанемент»

для учащихся 1- 7 классов,



1 -5 классов

Срок реализации – 3 года







Автор- Шайдарова Л.М..,

преподаватель ДМШ им. Р. М. Глиэра




Москва 2005 год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



За основу данной образовательной программы принята программа, составленная ведущими преподавателями Российской Академии им. Гнесиных, Детских музыкальных школ Москвы и С.-Петербурга. В связи с тем, что программа рассчитана на реализацию в условиях системы дополнительного образования детей, ее методические установки имеют ряд особенностей.
Изменения, внесённые в уже существующую программу, обусловлены главным образом, изменением социально – экономической ситуации, когда родители зачастую не могут в силу своей постоянной занятости и стремлением обеспечить семью материальными благами, не в состоянии контролировать учебный процесс не только в музыкальной, но и в образовательной школе. Также существенную роль играет информационная перегруженность детей, их огромная занятость в общеобразовательной школе, большое количество домашних заданий, на которые тратится огромное количество времени. Естественно, здоровье наших детей от такой перегрузки не становится лучше, а, напротив, с трудом позволяет сконцентрироваться на какой то определённой художественно - эстетической задаче.

Поэтому, содержание программы обучения на фортепиано претерпело ряд изменений. Так, методические рекомендации учитывают особен-ности развития как способных детей, так и «слабых» - не профес-сионально ориентированных детей.


Школа призвана воспитывать гармонически развитого, творчески активного человека. Задача современной музыкальной педагогики – совершенствование всестороннего комплексного воспитания учащихся. Преподавание ведется на основе широкого использования методов обучения, способствующих в возможно большей мере развитию у детей интереса к музыке и раскрепощению их творческих сил.
Важной задачей школы на современном этапе является также развертывание массовой художественно-просветительской работы, пропаганда всего наиболее ценного, значительного в искусстве. Осуществление этих задач принесет большую пользу развитию нашей художественной культуры и сыграет плодотворную роль в совершен-ствовании воспитательной работы в школе.
Аккомпанемент является «предметом по выбору» и занимает одно из ведущих мест, так как, с одной стороны, учитывается дальнейшая профессиональная ориентация учащихся (дирижерско – хоровые, вокальные факультеты музыкальных учебных заведений),
а с другой – закладываются навыки ансамблевого музицирования.

Работа над аккомпанементом сложная и кропотливая. Необходимо распределять внимание между собой и солистом – главному действующему лицу. Необходимо решать двигательно – технические задачи, задачи педализации, учитывать особенности звуковедения у солиста – инструменталиста или певца. Звуковой баланс очень важен в аккомпанементе.

Основным направлением деятельности в классе аккомпанемента является аккомпанемент с вокалистом. Вокальный репертуар помогает учащимся глубже постичь интонационную выразительность мелодии, так как его содержание раскрывается через поэтическое слово. Нужно чутко относиться к поэтическому тексту, уметь реагировать на настроение, эмоциональную окраску произведения. Следует учить избегать монотонности исполнения, варьируя интонацию в зависимости от смысла слов. Существенным моментом в работе над аккомпанементом является подлинная художественность исполнения, оторой нужно добиваться, воспитывая в ученике личностное одухотворенное начало.

Человеческий голос – самый совершенный и в то же время естественный музыкальный инструмент, поэтому в классе аккомпанемента начинают работу с вокальной музыки. Через пение ученик получает понятие о музыкальном «дыхании», фразе, интонации, мелодической линии, характере исполнения.

Задачей предмета является формирование у юных музыкантов художественного вкуса, основанного на знакомстве с лучшими образцами русской и зарубежной классики.

В настоящее время существуют пособия, которые учат искусству аккомпанемента со второго класса. Умение петь и аккомпанировать – одна из основных задач аккомпанемента.


Занятия по предмету «аккомпанемент» в классе фортепиано рекомендуется проводить в 5, 6, 7 классах (семилетнего обучения) и в 3, 4, 5 (пятилетнего обучения), с учениками обладающими хорошими навыками фортепьянной игры.

Актуальность и педагогическая целесообразность состоит в том, что обучающийся приобретает навыки и умения аккомпанировать вокалу или музыкальным инструментам, расширяет знакомство ученика с музыкальной литературой, не только фортепианной, но вокальной и инструментальной, способствует развитию коллективизма, что немаловажно в развитии обучающегося.

Работа над аккомпанементом сложна, т.к. необходимо распределять внимание между собой и солистом – главному действующему лицу. Необходимо решать двигательно-технические задачи, задачи педализации, учитывать особенности звуковедения у солиста вокалиста или инструменталиста. Звуковой баланс очень важен в аккомпанементе.

В младших классах обучение начинается с легких детских песен.


С 4 – 5 классов романсы А. Гурилева, А. Варламова, А. Алябьева с их яркой образностью – подходящий материал для дальнейшего изучения репертуара аккомпанемента.
В дальнейшем, если позволит профессиональная подготовка, можно познакомить учащихся с романсами М. Глинки, А. Даргомыжского, С. Рахманинова, П. Чайковского, Н. Римского – Корсакова. Это вершина вокального и концертмейстерского искусства. Но преподавателю следует иметь в виду, что завышение программы по аккомпанементу может принести больше вреда, чем пользы, поэтому нужно дифференцированно подходить к составлению репертуара для каждого ученика.

Нельзя оставлять без внимания и современную музыку ХХ – ХХI веков. Можно рекомендовать произведения Г. Свиридова, Д. Кааба-левского, В. Гаврилина, Г. Струве и других. Очень важно помочь юному музыканту выработать слуховые и исполнительские навыки, необходимые для овладения новым стилем, позволяющие освоить характерные мелодические, ритмические, и фактурные особенности современной музыки.

На занятиях аккомпанементом можно разучивать и популярные песни, если это не идет вразрез с воспитанием художественного вкуса, так как необходимо учитывать интерес молодежи к эстрадной музыке.

Цели и задачи

Основная цель программы:
– формирование музыкальной культуры учащихся как части их духовной культуры.
- развитие основ творческих и специальных музыкальных способностей
- обучение основам музыкального исполнительства
Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:
- развитие музыкальных способностей учащихся
- освоение средств музыкальной выразительности, формирование понятия звуковысотной и ритмической организации в музыке).
- расширение кругозора детей (знакомство с жанрами, формами, изучение лучших произведений мирового репертуара)
- формирование устойчивого интереса и любви к музыке
- воспитание грамотного слушателя
- воспитание музыкально-эстетического вкуса, эмоциональной культуры
Основа программы – это общепринятый репертуар классической, романтической и современной музыки. Использование в работе новых сборников дало возможность более удачного выбора произведений, познакомило учащихся с лучшими образцами современной музыки. Это послужило стимулом в музыкальных занятиях ученика, в развитии его музыкальных и творческих способностей. Знакомство с лучшими образцами современной музыки воспитывает художественный вкус
ребенка.
В музыкальную школу приходят дети с разными музыкальными способностями. Основной принцип данной программы – учет индивидуальных интересов и склонностей учащихся, индивидуальных возможностей учащихся, раскрепощение инициативы и творческих способностей. Поэтому обучение строится на принципах дифференциации. Используются не только разные по трудности произведения, учитывая разный уровень способностей, но и до-пускается прохождение разного количества произведений, т.е. наиболее способные учащиеся охватывают значительно больший объём проходимых произведений.
Известно, что творческая деятельность развивает такие важные качества, как воображение, мышление, активность, самостоятельность. А при заинтересованном труде развивается трудолюбие, умение концентрировать внимание на определенных задачах как слуховых, так и двигательных.
Учитывая это, работа с учеником надо проводить интересно, разнообразно, учитывая музыкальные данные, желания ребенка, характер, психологические особенности.
Разнообразие репертуара, более широкие дифференцированные требования дают педагогу большие возможности и более гибкий подход к ребенку. Задача музыкальной школы – дать общее музыкальное образование, привить основы музыкальной культуры.
Обучение, каким бы сложным и трудоёмким оно не было, должно приносить радость, потому, что любое творчество – это путь саморазвития и самоусовершенствования.




УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

5 класс (Ш по 5-летке)

I полугодие

Тема

Знакомство с предметом аккомпанемент



Приобретение навыков игры сопровождения
на примере легких песен

Художественное содержание сольных партий


и аккомпанемента

Работа над слуховым контролем (уметь слышать


сольную партию и идти за ней)

II полугодие

Работа над сольными партиями

Чтение с листа

Работа над художественным содержанием

Воспитание навыков, исполнение аккомпанемента


(исполнительский контроль)

Репетиции и зачет


Итого : 16 час.
6 класс (1У по 5-летке)

I полугодие

Знакомство с разными видами аккомпанемента

Работа над осмыслением и передачей характера


музыкального сопровождения

Работа над сольной партией

Работа над развитием памяти (уметь играть
аккомпанемент наизусть)

II полугодие

Чтение с листа (партии сопровождения)

Работа над разными видами аккомпанемента

Работа над содержанием и смыслом вокальной партии
(разбор поэтического текста )

Работа над художественным содержаниям в произведениях


с различными видами аккомпанемента

Воспитание навыков исполнения

Репетиция и зачета
Итого: 16 час.

7 класс (У по 5-летке)

I полугодие

Работа над партией вокальной или инструментальной

Чтение с листа (партия сопровождения)

Работа над художественным содержанием музыкально-
го произведения

Репетиции и зачет

II полугодие

Работа над художественным содержанием партии


сопровождения

Воспитание навыков исполнения игры,


партии аккомпанемента (психологическое состояние,
исполнительский контроль)

Репетиции и экзамен

Итого: 16 час.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Основные принципы организации занятий в классе аккомпанемента задачи педагога, методы и содержание работы в классе раскрываются в Пояснительной записке к программе.

Общее количество музыкальных произведений, рекомендуемое для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях.




Годовые требования по классам



5 класс
В течение учебного года педагог должен проработать 8-10 несложных музыкальных произведений со способными детьми, 6-8 произведений с учащимися средних данных и 4-6 произведений с учащимися со слабыми данными.

6 класс

В течение учебного года по мере усложнения материала, педагог должен проработать 6-8 музыкальных произведений со способными детьми, 4-6 произведений с учащимися средних данных и 2-4 произведений с учащимися со слабыми данными.


В репертуар должна войти пьеса для самостоятельного разучивания.

7 класс

В течение учебного года педагог должен проработать 6-8 музыкальных произведений со способными детьми, 4-6 произведений с учащимися средних данных и 2-4 произведений с учащимися со слабыми дан-ными.


В репертуар должна войти пьеса для самостоятельного разучивания.
Итогом работы в классе аккомпанемента должен стать заключитель-ный концерт, где все учащиеся исполняют программу, состоящую из
2-3-х произведений с последующим обсуждением результатов.


ОЖИДАЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ,
МЕТОДИКА ИХ ВЫЯВЛЕНИЯ, ДИАГНОСТИКА И ОЦЕНКА


I этап обучения

По окончании I этапа обучения ребенок будет знать:

-репертуар несложных вокальных и инструментальных произведений.

После завершения начального этапа обучения воспитанник будет уметь:

-исполнять легкие сопровождения вокальной или инструментальной
литературы.

После окончания первого этапа обучения у ребенка будут воспитаны


следующие качества:

- эмоциональное восприятие сольной партии и сопровождения


-умение вести партию аккомпанемента за сольной партией
-культура поведения на занятиях

По завершению первого этапа обучения у воспитанника будут


развиты:
-элементарное чувство ритма
-навыки чтения с листа

II этап обучения

По окончании II этапа обучения ребенок будет знать:

-более сложный репертуар вокальной или инструментальной
литературы

-виды аккомпанемента (аккордовые, разложенные гармонии,


мелодический аккомпанемент)

После завершения второго этапа обучения воспитанник будет уметь:

-осмыслить и передать во время исполнения характер музыкального
сопровождения

-пользоваться разными динамическими градациями

После окончания второго этапа обучения у ребенка будут воспитаны
следующие качества:

-интерес к учебному процессу в классе аккомпанемента

-самостоятельность в организации домашних занятий по освоению
нотных текстов
-культура поведения и исполнительская культура

-навыки взаимодействия в коллективе

По завершению второго этапа обучения у воспитанника будут развиты:

-музыкальная память (исполнения партии аккомпанемента наизусть)

-музыкальные умения (пропеть вокальную партию)

III этап обучения

По окончании III этапа обучения ребенок будет знать:

-достаточно обширный репертуар произведений вокальной и инстру-
ментальной музыки русских и зарубежных классиков.

-содержание многих поэтических текстов.

После завершения третьего этапа обучения воспитанник будет уметь:

-свободно разбирать незнакомый нотный текст

-проявлять самостоятельность в поисках решения доступных художес-
твенно-исполнительских задач в партии сопровождения

-исполнять партию сопровождения в выученном произведении в соот-


ветствии с музыкальным замыслом.

После окончания третьего этапа обучения у ребенка будут воспитаны


следующие качества:

-устойчивый интерес к слушанью вокальной, инструментальной музыки

-стремление к применению исполнительских умений и навыков в досуго-
вых и развлекательных сферах

-потребность самообразования

По завершению третьего этапа обучения у воспитанника будут развиты:

-базовые музыкальные способности (музыкальные умения, слух, память,


чувство ритма, чувство игры в ансамбле), в степени соответствующей
начальным музыкальным данным ребенка.

Система оценки результатов учебной работы.



I этап

I полугодие: контрольное занятие (исполнение одного произведения)

II полугодие: открытое занятие

IIэтап

I полугодие: контрольное занятие (исполнение одного произведения)

II полугодие: концерт - зачет (исполнение одного или двух произведений)

IIIэтап

I полугодие: зачет (исполнение одного или двух произведений)

II полугодие: концерт-зачет (исполнение двух произведений)


Условия реализации произведений
Организационные условия

Основная форма обучения - индивидуальные занятия – проводятся 1 раз


в неделю по 0,5 часа.
Материально-технические условия

Для занятий нужен кабинет с возможностью естественной вентиляции, с


освещением и температурным режимом, соответствующим санитарно-
гигиеническим нормам.

В кабинете необходимы:

- стол преподавателя – 1;

- стулья - не менее 3;

- книжный шкаф – 1;

- фортепиано;

- подставки на стул;

- магнитофон или музыкальный центр для проигрывания музыкальных


записей

- аудио и видео записи;

- нотная литература.
Организационно-административные условия

- систематическая настройка фортепиано;

- доступ в зал (для репетиций и проведений концертов);

- возможность организации просмотра видеозаписей;

- технические условия для ксерокопирования необходимых нот.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Нет ничего важнее для художественного воспитания учащихся, чем общение с педагогом, обладающим высокой культурой, тонкой музыкальностью и хорошо владеющим инструментом. Развитие их происходит особенно успешно, если педагог работает увлеченно и своим исполнением, а также словесными пояснениями вводит ученика в самую суть стоящих перед ним задач и создает у него необходимый настрой для последующей домашней работы. А наиболее благоприятная ситуация возникает в тех случаях, когда педагог, используя испытанные практикой методы воспитания, сочетает их с рекомендациями теории развивающего обучения.


Применительно к работе в классе аккомпанемент это означает прежде всего продумывание педагогом путей для максимальной активизации с а- м о с т о я т е л ь н о с т и учащихся в решении тех художественных и технических задач, которые перед ними возникают. Демонстрируя образцы ярких трактовок произведения в целом и в деталях, педагогу следует вместе с тем заботиться и о предоставлении инициативы самому ученику. Важно всемерно поощрять его попытки задавать вопросы о тех музыкальных явлениях, с которыми ему приходится сталкиваться, и настойчиво, по возможности самостостоятельно, находить ответы на них.
Изучая с учеником педагогический репертуар, необходимо обобщать типические закономерности работы над музыкальным произведением, над сочинениями разных жанров и характерными для них средствами выразительности.

Для развития аналитического мышления и логической памяти можно рекомендовать следующие формы работы с учениками:

1. Устный отчет о подготовке домашних заданий: ученик рассказывает о том, что было трудно, как устранялись встретившиеся трудности и т. д.

2. Самостоятельный анализ исполнения: ученик оценивает свою игру; отмечает допущенные ошибки; делает разбор исполнения своего товарища, особенно тех произведений, которые сам играл прежде и хорошо изучил.

3. Самостоятельный разбор - устный и на инструменте - заданного сочинения в классе под наблюдением педагога.

Для подготовки учащихся к самостоятельному разучиванию произведений следует познакомить их с важнейшими принципами с а м о к о н т р о л я , использование которых поможет им избежать наиболее часто встречающихся ошибок.



Примерный репертуарный список

Витлин В. Белочка.

Иванникова А. Зимушка

Струве Г. Нивы сжаты.

Струве Г. Весенний вечер

Русская народная песня Ах , вы, сени, мои сени.

Эстонская народная песня. Обработка Кырвитса

Якубова М. Мой ослик.

Якушенко Г. Синяя песенка

Витлин В. Ели.

Витлин В. Вишенка.

Витлин В. Солнышко

Витлин В. Полотер.

Витлин В. Майская песенка.

Вилькорейская Т. Греет солнышко теплее.

Герчин В. Журавушка.

Можжевелова Д. Песня снегурочки.

Мягкова К. Маленькие дудари.

Потапенко Т. Листья золотые.

Струве Г. Пороша.

Теличеева Е. Зарядка.

Теличеева Е. Труба.

Шаинский В. Песня Чебурашки.

Абакумова С. Зимняя колыбельная.

Витлин В. Водичка, умой меня.

Витлин В. Лесная песенка.

Иванникова В. Весна.

Ларионова Е. Море и туча.

Обработка М. Красева. Коровушка.

Русская народная песня. Белым снегом.

Струве Г. Бабушкины сказки.

Струве Г. Песня о березе.

Струве Г. Пастух.

Теличеева Е. Осень.

Топатенко Т. Скоро праздник.

Хренников Т. Колыбельная Светланы.

Шаинский В. Снежинки спускаются с неба.

Абрамов А. Луна.

Алябьев А. Зимняя дорога.

Алябьев А. Я вас любил.

Бойко Р. Скрипка.

Варламов А. Белеет парус одинокий.

Веселова В. Береза.

Гендель Г. Ария.

Итальянская народная песня Санта – Лючия.

Попов Е. Над окошком месяц.

Родыгин Е. Как у дедушки Петра.

Римский – Корсаков Н. Колыбельная Волховы из оперы

Садко».

Струве Г. Береза.



Струве Г. С добрым утром.

Струве Г. Черемуха.

Шаинский В. Небо детства.

Булахов Б. Тук, тук, тук … Как сердце бьется.

Варламов А. Луч надежды.

Варламов А. Я люблю смотреть в ясну ноченьку.

Варламов А. Листья шумели уныло.

Варламов А. Красный сарафан.

Варламов А. На заре ты меня не буди.

Варламов А. Горные вершины.

Варламов А. Ангел.

Гаврилин В. Осень. Из цикла «Времена года».

Глинка М. Жаворонок.

Глинка М. Не пой, красавица, при мне.

Глинка М. Венецианская ночь.

Гурилев А. Вьется ласточка сизокрылая.

Гурилев А. Право, маменьке скажу.

Гурилев А. Песня ямщика.

Гурилев А. Грусть девушки.

Гурилев А. Домик – крошечка.

Гурилев А. Матушка, голубушка.

Гурилев А. Колокольчик.

Дюбюк А. Не брани меня, родная.

Кюи Ц. Под липами.

Кюи Ц. Осень.

Кюи Ц. Песня.

Пономаренко Г. Отговорила роща золотая.

Попов Е. Над окошком месяц.

Римский – Корсаков Н. Проводы зимы.

Струве Г. Колыбельная солнце.

Свиридов Г. Осень.

Свиридов Г. Я покинул родимый дом. Из поэмы на слова

С. Есенина «Отчалившая Русь».

Чайковский П. Весна.

Чайковский П. Нам звезды кроткие сияли.

Чайковский П. Осень. Из цикла 16 детских песен.

Шостакович Д. Хороший день.

Сборники.
Арцишевский Г. Юному аккомпаниатору.

Аккомпаниатор. Песни и романсы русских композиторов.

Варламов А. Избранные романсы и песни.

Гаврилин В. Времена года.


Глинка Избранные романсы

Гурилев А. Избранные романсы.


Даргомыжский Романсы

Популярные романсы русских композиторов. Облегченное переложение для фортепиано.

Русская природа. Музыкальные беседы.

Романсы русских композиторов на стихи А. Пушкина.

Свиридов Г. Отчалившая Русь.

Струве Г. Есенинские осенины.



Чайковский П. Избранные романсы.







Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет