Таллиннская Тынисмяэская реальная школа
Программирование на языке
QBasic
Составитель:
Галина Василькова
Таллинн
2006
Оглавление
1. Введение 4
2. Переменные 4
Символьные переменные. 4
Числовые переменные 5
3. Операторы присвоения, печати, ввода и ремарки 6
Оператор присвоения 6
Оператор печати 7
Оператор ввода 7
Оператор ремарки 8
4. Арифметические действия. 9
5. Задания 9
6. Логические операторы 10
7. Оператор условного перехода 12
Оператор IF.(условие)..THEN.(оператор)..ELSE..(оператор). 13
Оператор SELECT 14
8. Задания 14
9. Оператор цикла 17
Принудительное прерывание программы 17
Цикл DO……LOOP 18
Цикл FOR...NEXT 19
Оператор GOTO 20
10. Задания 22
Задачи на вычисление сумм. 22
11. Функции 24
Математические функции 24
Символьные функции. 26
Вспомогательные функции 29
Выработка случайных величин. 30
12. Задания 32
13. Операторы графики. 33
Изображение линий и прямоугольников 34
Изображение кругов и эллипсов 35
Раскрашивание 36
Оператор DRAW 37
14. Задания 39
15. Функция пользователя 41
16. Процедуры 46
Оператор GOSUB..RETURN 46
Оператор SUB...END SUB 48
17. Задания 51
18. Массивы 52
Многомерные массивы 54
Операторы DATA, READ, RESTORE 56
19. Задания 56
20. Работа с файлами. 57
Запись в файл 58
Чтение из файла 58
Добавление текста в файл 59
Уничтожение файла 59
21. Некоторые примеры 59
22. Задания 60
23. Создание функции пользователя в Excel с помощью Visual Basic 61
24. Используемые источники 61
Язык BASIC (Beginner`s All Symbolic Instruction Code) предусмотрен в основном для начинающих. Он более простой, так как использует обычный английский язык. Однако сейчас он достаточно развит, что позволяет создавать на нём и достаточно сложные программы.
Язык программирования родился в Дартмунском университете Америки в 1956 году. У его истоков стояли профессора Джон Кемени и Томас Куртс. В 60-х годах язык был преобразован для более удобного использования. В 1975 году Билл Гейтс и Паул Аллен выработали свою версию языка для персональных компьютеров. В 1989 году Билл Гейтс заявил, что современные версии языка BASIC удовлетворяют новым требованиям к языкам программирования. В 1991 году был создан Visual Basic для среды программирования Windows ( ранее был только для среды MS DOS).
В настоящее время существует много версий языка BASIC: Radio Shack Level 1 BASIC, Apple Integer BASIC. Better BASIC, RMBASIC, также версии Microsoft: Gee-Whiz BASIC (GWBASIC), QBASIC, QickBASIC (это не одна и та же версия!) и Visual Basic. Однако используются последние версии языка BASIC.
Некоторые версии языка используют компилятор, а некоторые интерпретатор. Компилятор позволяет создавать файлы типа .exe и таким образом можно с их помощью создавать программное обеспечение. Версии с интерпретатором удобнее, но в них программа видна явно, что нежелательно при создании программного обеспечения.
Здесь выбрана версия QBASIC, использующая интерпретатор. Она работает в среде DOS и её можно получить бесплатно, в отличии от других версий, из INTERNETa. QBASIC можно найти также на WINDOWS 98 CD в каталоге tools\oldmsdos\ и на WINDOWS 95 CD в каталоге other\oldmsdos\.
Поскольку эта версия более доступна, достаточно проста и в то же время отвечает всем требованиям , предъявляемым к современному языку программирования, мы и будем её использовать. Умея программировать на языке QBASIC, нетрудно разобрать и другие версии. Кроме того, программирование на QBASIC позволяет достаточно развить навыки программирования, чтобы изучить и другой язык.
2. Переменные
Различают символьные и числовые переменные.
Символьные переменные.
Символьные переменные обозначаются буквой со знаком $. Значение символьной переменной есть текст, который заключается в кавычки.
Например, следующая программа печатает на экран слово «Мама».
А$=”MAMA”
PRINT A$
Символьные переменные можно складывать. Например:
А$=”Про“
B$=”грамм“
C$=”а“
PRINT A$+B$+C$
Напечаталось слово «Программа».
А$=”4“
B$=”5“
C$=”6“
PRINT A$+B$+C$
Получилось число 456, а не сумма цифр.
Числовые переменные
Числовые переменные могут быть целыми числами и дробными. В дробях используется . , например 23.34. Цифры пишутся без кавычек. Напрмер,
PRINT 23.34
Напечатается 23.34
При сложении цифры складываются, как обычно. Например,
PRINT 2+3
Получается 5.
Значения числовых переменных отличаются величиной. Для разной величины используются разные обозначения.
| Пример | Пояснение |
!
|
A!
|
Числовые переменные одинарной точности. Расположены в интервале -3.402823·1038 до -1.40129·10-45 для отрицательных значений и 1.40129E-45 до 3.402823E38 для положительных значений. Занимают в памяти 4 байта.
|
#
|
A#
|
Числовые переменные двойной точности. Расположены в интервале -1.79769313486231·10308 до -4.94065·10-324 для отрицательных величин и в интервале 4.94065·10-324 до 1.79769313486231·10308 для положительных величин. Занимают в памяти 8 байт.
|
%
|
A%
|
Числовые переменные целого типа. Расположены в промежутке от -32768
до 32767. Занимают в памяти 2 байта .
|
&
|
A&
|
Переменные типа Long-integer. Расположены в интервале -2147483648 до 2147483647. Занимают в памяти 4 байта.
|
В QBASICе не обязательноиспользовать знаки (! % & #). Обычно их следует использовать в случаях, если требуется экономия памяти, ускорение работы программы или большая точность при вычислениях.
Рассмотрим на прмерах использование разных видов переменных:
или:
или:
или:
Можно заметить, что от вида переменной зависит точнось ответа. Если вид переменной не указан, получаем тоже, что и в случае переменной типа i! .
В случае очень больших значений целых чисел, следует после переменной использовать знак &. Иначе появляется сообщение OVERFLOW (переполнение).
Достарыңызбен бөлісу: |