Психологическая антропология
(культура-и-личность)
Краткая история и структура современных исследований
Теоретические истоки психологической антропологии
и две тенденции в познании культур
Психологическая антропология (культура-и-личность) - это направление в культурной антропологии и одновременно междисциплинарная область исследований, использующая для интерпретации фактического материала разнообразные психологические теории и стремящаяся к интегративному знанию о человеке, действующем в условиях различных культур. Интегративный характер психологической антропологии выражается прежде всего в попытках сблизить социально-психологический аспект анализа личности с подходами, существующими в биологических науках о человеке, что на практике реализуется по крайней мере в двух следующих направлениях: использование понятийного аппарата, проблемных областей; частично методов исследования поведенческой биологии - этологии человека и разработка и межкультурное изучение проблемы соотношения культуры, биологии, особенностей личности, душевных заболеваний и измененных состояний сознания.
Психологическая антропология (до 1960 г. «культура-и-личность») возникла в 1920-1930-х годах ХХ в. и явилась конкретно-научной (в единстве эмпирического и теоретического аспектов) формой выражения взаимодействия двух областей знания - психологии и культурной (социальной) антропологии. В основном психологическая антропология развивалась в США, хотя начиная с 1970-х годов можно говорить о распространении этой дисциплины в других странах. Общая формулировка предмета указанной области знания - межкультурный анализ того, как мыслит, действует и эмоционально реагирует человек (личность) в условиях различных культур. Значительная часть исследований психологической антропологии посвящена изучению психокультурных особенностей (этнопсихологии) обществ (современных и традиционных).
Психологическая антропология есть продолжение определенной научной традиции, присутствовавшей в философии и культурной антропологии XIX в., - традиции, состоявшей в пристальном внимании к психологическому аспекту развития и функционирования культур и известной как изучение психологии народов, духа народов. Рассматриваемая дисциплина аккумулировала богатый опыт изучения данной проблемы в XIX в. как в общефилософском плане (И. Кант, Г.В.Ф. Гегель)1, так и в историко-культурном (А. Бастиан, Т. Вайц)2. Наиболее значительное воздействие на нее оказали исследования В. Вундта и направление (или область) исследований, известное как «групповая социальная психология» (Г. Тард, Г. Лебок и др.), а также теоретические концепции В. Дильтея и З. Фрейда. Определенную роль в 1920-1940-х годах играла «теория научения» бихевиоризма.
В то же время исследование духа народов есть конкретная историко-культурная форма анализа проблемы роли субъективно-личностного фактора, значения идей, символов в культурном развитии человека, часть общей проблемы «история и психология», рассматриваемой как в генетическом, так и в функциональном аспектах.
Собственно говоря, основной предмет психологии народов - это конкретно-исторические формы объективации духа в виде традиций, обычаев, ритуалов, мифов и различных видов искусства в их особенной для каждой культуры форме. Важнейшим предметом исследований психологических антропологов является воздействие объективированных форм духовной культуры на особенности поведения личности и содержание ее внутренних переживаний. Особо ценным в этом плане является наличие в каждой культуре совокупности представлений об особенной идеальной личности, служащей образцом для подражания, недостижимым идеалом, к которому должны стремиться члены общества. В то же время в поле зрения исследователей остается еще один весьма существенный аспект: благодаря единству происхождения и среды обитания «#все индивиды одного народа носят отпечаток# особой природы народа на своем теле и душе», при этом «#воздействие телесных влияний на душу вызывает известные склонности, тенденции, предрасположения, свойства духа, одинаковые у всех индивидов#»3.
На самых ранних этапах развития в «психологии народов» учитывалась природно-экологическая детерминанта. Этот подход органично вписался в последующие исследования. Основной же для общетеоретического понимания соотношения идей и деятельности человека в пространственно-временном континууме культуры (в единстве ее материально-вещественной и идеальной, духовной сторон) является логико-методологическая схема Г.В.Ф. Гегеля.
Речь идет об опредмечивании (объективизации) идеальных образований (очень часто сущности, имеющие «для-себя-бытие», обретают «бытие-для-других», поскольку покидают внутренний мир субъекта, выносятся вовне), распредмечивании их (усвоение, понимание идей других, расшифровка культурных кодов по современной терминологии) и соответственно об особенностях данных трансформаций для конкретной культуры.
Данные положения Гегеля легли в основу «Психологии народов» В. Вундта. Он сделал первую попытку разработать методологию культурно-исторического познания особенностей духа различных этнокультурных общностей. Аналогичные идеи получили дальнейшее развитие у В. Дильтея, Дж.Г. Мида («интернализация»), Л.С. Выготского («интериоризация»), а также в российской психологии и философии ХХ в. В качестве важнейших предметов исследования (форм объективации) наряду с языком Вундт выделял мифологию (религию) и традиции (обычаи). Фундаментальным положением немецкого ученого является тезис о существовании интерсубъективной реальности (или психологической реальности), в плоскости которой функционирует (прежде всего в виде деятельности, интеракции) дух народов. Основные формы объективации и одновременно направления изучения духа народов Вундт охарактеризовал следующим образом: «Язык содержит в себе общую форму живущих в духе народа представлений и законы их связи. Мифы таят в себе первоначальное содержание этих представлений в их обусловленности чувствованиями и влечениями. Наконец, обычаи представляют собой возникшие из этих представлений и влечений общие направления воли»4.
Предметом изучения в содержательно-конкретном (и эмпирическом) аспекте является комплекс представлений, зафиксированный в языке (письменном и устном), эмоционально при этом окрашенный «чувствованиями и влечениями», реализующийся в обычаях (стереотипах поведения, особенностях поведения и т. д.), которые, в свою очередь, воздействуют на «общие направления воли», т. е. на деятельностную составляющую человека той или иной культуры. Особо подчеркнем, что дух народа проявляется в динамике, связан с деятельностью человека, протекающей во взаимодействии с материально-вещественным окружением, в межличностном общении и с идеальными, духовными сущностями (идеями, образами и т. д.).
Одновременно с разработкой «психологии народов» Вундтом в конце XIX - начале ХХ в. развивалась (прежде всего во Франции) «групповая психология», основной предмет анализа которой - механизмы взаимодействия людей в общности. Безусловными лидерами этого направления были Г. Лебон и Г. Тард. Их труды играли большую роль в понимании внутрикультурных механизмов взаимодействия, способов передачи эмоциональных состояний и особенностей поведения людей в коллективе. Впервые были выделены конкретные социально-психологические феномены, посредством которых осуществляется взаимодействие людей, - подражание, внушение, психологическое заражение.
Такими были первые шаги в понимании того, как действуют люди в группе (общности, толпе, коллективе) и человек в группе (общности). Дополнительные штрихи в изучение данной проблемы внес американский социолог У. Самнер5 (он ввел понятия «этноцентризм», общность «мы - группа», «они - группа»). Анализ особенностей поведения людей в группе (общности) стал важнейшим предметом исследования психологических антропологов.
Одновременно с изучением социально-психологических механизмов функционирования общностей людей Г. Лебон и другой французский ученый А. Фулье предложили свои версии «психологии народов». Фулье в книге «Психология французского народа» показал себя сторонником полифакторного объяснения национальных психологических особенностей. Правда, он весьма двусмысленно относится к расово-антропометрическим показателям людей (величина и форма черепа) как причине особенностей культуры. С одной стороны, он активно использует результаты Аммона-Лянужа в качестве одного из способов объяснения разнообразия «психологии народов», а с другой стороны, предостерегает от крайностей - от «#отождествления развития данного народа с развитием зоологического вида». Фулье резко критиковал Лебона за «гимн войне» и изобретение «#борьбы за существование между белокурыми и смуглыми народами, между длинноголовыми и широкоголовыми, между истинными арийцами (скандинавами или германцами) и @кельто-славянами$»6. Фулье отводил значительное место культурно-историческим факторами развития «духа» французов и разрабатывал «психологию народов» на конкретно-историческом примере.
Г. Лебон в первой части «Психология народов» книги «Психология толп» занял позицию, прямо противоположную позиции Вундта, развивая учение о «психологических свойствах рас», и показал себя сторонником биологического детерминизма (в форме социал-дарвинизма) и точных антропометрических методов изучения данной проблемы. «Душа расы» обладает «#известным количеством общих психологических особенностей, столь же прочных, как анатомические признаки# Как и эти последние, психологические особенности воспроизводятся наследственностью с правильностью и постоянством». При этом, по мнению Лебона, «устойчивая психическая организация <#> находится в зависимости от устройства мозга». В связи с приведенными положениями Лебона интересна одна деталь. Он пишет, что «трудно сомневаться в том, что мозг, его устройство предопределяет @душу расы$, и хотя научных данных, подтверждающих это положение нет, но лишь потому, что @наука еще недостаточно ушла вперед$»7. В то же время наблюдения показывают правоту этого тезиса. На чем же в теоретическом плане основывается уверенность Лебона? На методологии позитивизма и идеологии эволюционизма в ее европоцентристской форме, провозгласившей неравенство народов и поделившей последних на высших и низших, цивилизованных и нецивилизованных. Здесь наиболее значимо проявление установок позитивизма как редукционистской вульгарно-материалистической доктрины, тенденции в науках о культуре в целом и в психологии народов в особенности. Вся история культурной и психологической антропологии - это взаимодействие (если не борьба) двух общеметодологических ориентаций: позитивистской (во всех ее формах) и культурно-исторической. Без учета этой оппозиции невозможно полноценно исследовать ни особенности развития психологической антропологии 1980-х годов, ни начальный этап ее развития в 1930-1940-х годах, поскольку основная направленность ее исследований первого периода носила резко антипозитивистский и антиэволюционистский характер.
Основные вехи исторического развития направления
«культура-и-личность» (психологической антропологии)
Первый период (конец 1920 - начало 1950-х годов) развития данного направления проходил под знаком успеха классического труда Р. Бенедикт «Модели культуры» (1934) и серии работ М. Мид, принесших ей мировую известность. Всего М. Мид написала 25 книг, но наибольшую известность получили ее первые работы, посвященные описанию образа жизни жителей Океании. Тираж ее первой книги «Взросление на Самоа» (1928) превысил 2 млн (!) экземпляров. Эта книга была переведена на 17 языков. М. Мид была первым антропологом, ставшим известным всему миру. Ее популярность в США в 1930-х годах ничуть не уступала славе известных писателей и голливудских звезд. За первой книгой последовала вторая - «Как растут на Новой Гвинее» (1930) и третья - «Секс и темперамент в трех примитивных обществах» (1935). Впоследствии эти работы, ставшие бестселлерами, неоднократно переиздавались в виде трилогии и отдельными выпусками. В это же время Мид опубликовала книги «Социальная организация Мануа» (1930) и «Изменяющаяся культура индейских племен» (1932). В 1937 г. Мид выступила в качестве организатора и редактора коллективного труда «Кооперация и конкуренция среди примитивных народов». Безусловно, мировая популярность книг М. Мид оказала значительную поддержку психологическому направлению в изучении культур и способствовала его динамичному развитию. Заметим также, что первый период развития «культуры-и-личности» завершился выходом двух бестселлеров - «Хризантема и меч» (1947) Р. Бенедикт и «Мужчина и женщина» (1949) М. Мид.
Данный период систематического изучения психологии культур характеризовался формулированием идей и целей исследований, поисками интерпретирующих теорий, определением основных понятий, выделением специфических областей исследований (например, периода раннего детства в различных культурах, патологии и нормы), а также активным взаимодействием с другими дисциплинами и образованием междисциплинарных сфер изучения. Строго говоря, большинство монографических и коллективных трудов имели междисциплинарную направленность. Речь идет о книге Э. Сэпира «Культурная антропология и психиатрия»; ряде более поздних исследований, среди которых - сборник «Язык, культура и личность» под редакцией Э. Сэпира, А.И. Халлоуэлла, С. Ньютона (1944); исследовании «Личность и психотерапия», изданном под руководством Дж. Докларда и Н.Е. Миллера (1950); книге «Воспитание детей и личность» Дж. Уайтинга и И.Л. Чайлда (1953).
В начале 1950-х годов в развитии психологического направления наметился поворот в сторону создания теоретической концепции. Таким образом, у антропологов проявилась потребность в осознании пройденного пути в обобщенной форме. Этому посвящена книга Дж. Хонигмана «Культура и личность» (1954), новые главы во втором издании «Антропологии» (1948) А. Крёбера. Значительное место области исследований направления «культура-и-личность», а также специфическим теоретическим проблемам этого направления уделено в труде М. Херсковица «Культурная антропология» (1955), ставшим впоследствии наряду с «Антропологией» Крёбера наиболее популярным учебником в университетах США.
В это же время в более завершенной форме проявилась тенденция к междисциплинарности, которая в конечном счете получила (в начале 1960-х годов) «институциональное» закрепление в виде нового названия «психологическая антропология». Объемный труд «Личность в природе, обществе, культуре» (1956) в основном посвящен анализу детерминант личности, в качестве которых выделены: конституциональные особенности, групповые детерминанты, ролевые детерминанты, ситуационные детерминанты. Кроме этого, две части книги (III и VI) посвящены взаимодействию различных факторов, способствующих складыванию особенностей личности. В создании этого фундаментального труда приняли участие если не все, то, пожалуй, большинство известных антропологов, социологов, психологов, психиатров и психотерапевтов США того времени. Среди авторов - М. Мид и Р. Бенедикт, Дж. Уайтинг, Э. Эриксон, Дж. Горер, А.И. Халлоуэлл, Т. Парсонс, Р. Мертон, Г. Олпорт, Э. Фромм.
Явно выраженная в направлении «культура-и-личность» тенденция к теоретическим обобщениям породила необходимость уточнения ряда понятий и разработки структуры области исследований и «центрального предмета рассмотрения» психологической антропологии, что привело к длительной дискуссии о перспективах психологической антропологии. Результатом дискуссии был не только обмен мнениями относительно целей и задач дисциплины, но и выход в 1960-1970-х годах серии трудов, в которых было представлено в целостной форме то или иное видение «культуры-и-личности» - психологической антропологии. В связи с этим можно характеризовать середину 1960 - середину 1980-х годов как период зрелого развития психологической антропологии - фундаментальной части антропологического знания, ставшей также учебной дисциплиной в университетах США. Знаковыми событиями в этом отношении стали Международный конгресс антропологических и этнологических наук (МКАЭН) в Чикаго в 1973 г. и выход в 1975 г. труда «Психологическая антропология». Особое значение имел также выход под редакцией Дж. Спиндлера книги «Делаем психологическую антропологию» (1978) и первое издание истории психологического направления Ф. Бока «Продолжения психологической антропологии» (1980). И в книге Бока, и в предисловии к книге «Делаем психологическую антропологию» (1980) развивается идея о неразрывности психологии и антропологии в познавательном процессе. Это выражается в форме анализа двух положений: «Вся антропология психологична» и «Вся психология культурологична» (или культурно-антропологична). Подтверждению и детализации этих положений подчинены различные исследования психологической ориентации в антропологическом комплексе знаний, объединенные (достаточно условно) в многоуровневую структуру, сложившуюся к середине 70-х годов ХХ в.
Общая структура исследований
психологической антропологии в середине 1970-х годов
В качестве исходного момента реконструкции общей структуры широчайшего спектра исследований психологической антропологии используем общее определение этой дисциплины Ф. Боком, которое наиболее отчетливо выражает методологическую особенность, или суть, данного направления. Отличительным признаком психологической антропологии он считает взаимодействие «между антропологическими проблемами и психологическими теориями, сосуществующими с этими проблемами». Размышляя о широком распространении идей, созвучных психологической антропологии, редактор итогового тома чикагского конгресса «Психологическая антропология» (1975) Т.Р. Вильямс полагает, что определяющим признаком этой дисциплины является изучение «судьбы индивидов в специфическом культурном контексте и интерпретация данных, полученных в этих исследованиях различными психологическими теориями»8. Всю совокупность исследований логично подразделить не только на основании предмета (области исследований), но и в соответствии с интерпретирующими теориями (методами).
Несмотря на довольно большое разнообразие проблем, изучаемых психологическими антропологами, все же можно выделить несколько тем, которые обязательно будут присутствовать в монографии или коллективном труде (общей направленности) под названием «Культура и личность» или «Психологическая антропология». Это - исторический экскурс, посвященный первому периоду развития (обычно до середины 1950-х годов), разделы с исследованием особенностей восприятия, познания, мышления (в различных культурах), детства, функционирования взрослой личности и ее детерминантом. В той или иной форме отразятся проблемы этнопсихиатрии, измененных состояний сознания и религии в целом. Будут также рассматриваться темы «личность и экономические изменения» или «экономическое развитие и личность».
Приведенные предметные области достаточно репрезентативны в описании того, что изучают психологические антропологи. Но самое главное здесь, как изучают, поскольку одна и та же проблема (народ, этнокультурная общность, тип ритуалов#) может анализироваться различными способами. Поэтому для целостной картины столь сложного явления современной науки, как психологическая антропология, мне хотелось бы дать общую структуру исследований данной дисциплины, дополненную общей характеристикой методов эмпирического исследования. Как уже отмечалось ранее, теоретический метод, или ориентация, существенно влияет на способ познания и во многом определяет ту или иную направленность исследований. В качестве основных методов интерпретации (или подходов), существующих в психологической антропологии, можно выделить следующие теоретические ориентации: 1) психоаналитический подход; 2) когнитивистскую ориентацию; 3) этологический подход (этология человека); 4) интеракционистскую ориентацию.
По предмету (области исследований) необходимо выделить такие проблемы, как:
1) анализ этнической идентичности в различных ее исторических формах;
2) культура и мышление. Особенности восприятия и познания в различных культурах;
3) культура, личность, экология;
4) психоантропология религии. Анализ ритуалов;
5) антропология (этнология) детства;
6) анализ моделей нормы и патологии в различных культурах. Этнопсихиатрия. Изучение форм народной терапии;
7) измененные состояния сознания: проблема классификации функции в современном и традиционном обществах;
8) культура и биология. Психобиологическое изучение личности в условиях различных культур;
9) личность и экономическое развитие. Психологические основы различных типов экономики. Проблема адаптации личности к изменениям.
Вследствие взаимодействия этих двух структурных уровней и образуется область исследований психологической антропологии. Можно даже говорить о переплетении двух классификаций, поскольку предметно-проблемные области можно изучать при помощи различных подходов. Дополнительные штрихи в общую картину исследований психологической антропологии вносит использование различных моделей личности, а также доминирование той или иной детерминанты (или детерминант). Большое внимание этому аспекту уделил В. Барнов в книге «Культура и личность» (1985). Он полагает, что наиболее активно в межкультурных исследованиях используются три модели личности - динамическая З. Фрейда, завершенная Маслоу-Фромма-Оппорта и согласованная (гармоничная) Келли9.
Модель Келли доминирует в когнитивном направлении психологии культуры, но почти не используется в других направлениях исследований. Фрейдистская модель динамической личности - это действительно универсальный способ, посредством которого «мышление и поведение детей и взрослых, нормальных и сумасшедших, дикарей и цивилизованных, объединено и объяснено общими принципами, ведущую роль в которых играет конфликт между структурными составляющими личности»10. У такого подхода есть свои плюсы и минусы. Но впоследствии в ортодоксальных психоаналитических исследованиях культур конфликтная модель личности превратилась в патологически-клиническую. Это означает, что исходный пункт исследования - патологический индивид, и задача ученого лишь выяснить особенности патологии и дать им объяснение в терминах клинической психиатрии (психоанализа). При этом человек рассматривается как абстрактный индивид (вне культурного времени и пространства профессиональной деятельности), к которому применяется некий единый стандарт усредненной активности и патологии.
Такому подходу противостоят взгляды Маслоу-Фромма, рассматривающих человека в качестве творческого, разносторонне развитого индивида. По моему мнению, именно две эти модели наиболее значимы для психологии культур, хотя свой вклад в общую картину исследований вносят и другие подходы к определению личности - Уотсона (совокупность поведенческих актов и реакций С-Р), Кардинера (совокупность неврозов, тревог и защит) и, безусловно, модель психокультурных исследований Дж. и Б. Уайтингов. Еще раз подчеркнем, что основополагающей (особенно для антропологов 1920-1950-х годов) является установка на понимание# другой культуры, которая предопределяет общую направленность полевых исследований. Б. Малиновский - сторонник функционально-психологического анализа культур - отмечал, что антрополог «должен уловить точку зрения туземца, его отношение, осознать его видение и его мир# Исследователь, занятый полевой работой, должен научиться думать, видеть, чувствовать, а иногда и вести себя как представитель данной культуры. Это не означает, что мы просто должны понять мир другого человека посредством общения. Посредством этнографического диалога мы должны создать мир, общий с ним. Чтобы воспринять эту форму человеческого понимания, необходим период вживания в среду данного народа»11. Общий подход к полевым исследованиям в рамках парадигмы «натурализма» (изучения естественно сложившегося положения вещей) в очень скором времени (в конце 1920 - начале 1930-х годов) был дополнен различными методиками тестирования, т. е. экспериментальными методами исследования особенностей личности в различных культурах (в первую очередь это касается специфики восприятия и форм познания). Кстати, именно в психокультурных исследованиях широко использовались проективные тесты. Наиболее известные из них - это текст Роршаха и ТАТ. При изучении особенностей восприятия применялись различные виды и модификации визуальных и вербальных текстов. Очень популярны тесты-рисунки (надо нарисовать дерево, человека) - DАР (Draw - A - Person), Y - T - P (House - Tree - Person - test), а также различные способы изучения группового взаимодействия (например, Doll Play). Особую роль в психокультурных исследованиях играет анализ мифов и народного искусства, а также способы интерпретации снов и видений. Достаточно широко применяется анализ биографического материала (life history material) и использование различных видов интервью и методик опроса. С 1980-х годов психологической антропологии стали применяться этологические методы анализа поведения.
Психологическая антропология в конце ХХ в.
В 1990-х годах наблюдалось некоторое уменьшение интереса к психологической антропологии, особенно по сравнению с «золотым временем» 1960-1970-х годов. Хотелось бы думать, что это было временное затишье, так как проблемы, разрабатываемые этой дисциплиной, актуальны как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Немаловажным обстоятельством для продуктивного развития данной дисциплины является и то, что она содержит немалый эвристический потенциал не только для изучения обществ традиционного типа, но и для анализа многих проблем, стоящих перед современными индустриальными культурами.
Середина 1980-х годов ознаменовалась для психологической антропологии концентрацией усилий вокруг проблем, связанных с изучением «Self» в межкультурной и исторической перспективе. Выделились две тенденции анализа «Self». Одна тяготеет к целостному межкультурному изучению и продолжает традиции классического психокультурного подхода [психологические типы культур (модальная личность) - национальный характер - этническая идентичность - национально-особенное ядро личности («Self»)]. Наиболее последовательно такой подход представлен в коллективном труде, изданном под редакцией Хсю, Де Воса и Марселлы12.
Общекогнивистский подход к анализу «Self» в основном состоит в тесном взаимодействии с исследованием роли эмоции в жизнедеятельности человека13. Обе эти тенденции взаимодополняют друг друга и делают изучение указанной проблемы более разносторонним.
В конце 1980-х - 1990-х годов проблема «Self» в различных ее измерениях стала одной из самых популярных в культурной (социальной) антропологии. Об этом свидетельствуют регулярные публикации в крупнейших антропологических журналах США («Journal of Anthropological Research», «American Anthropologist») и дискуссия в «Current Anthropology» в 1999 г.
Проблема «Self» впервые была сформулирована Д. Дьюи в 1890 г. Впоследствии она получила разработку в концепциях Ч. Кули и Дж. Г. Мида. Большое внимание ей уделяли А.И. Халлоуэлл и Г. Мерфи, посвятивший «Self» раздел в книге «Личность» (1947). Возросшее количество публикаций, связанных с изучением «Self» (в антропологии в целом, в психологической антропологии, в психологии и этносоциологии), в последнее двадцатилетие ХХ в. объясняется поиском новых форм психокультурных исследований и громадной популярностью идеи Дж. Г. Мида на рубеже 1970-1980-х годов.
* * *
Подводя итоги историко-теоретического анализа психологического направления в этнологии с середины XIX в. по 1970-е годы ХХ в., отметим важность рассмотрения того или иного феномена науки в его динамике и развитии. С моей точки зрения, важно наглядно показать, как из идеи «духа народов» и большого интереса к изучению разнообразных стереотипов поведения в различных культурах сформировалось мощное направление исследований в зарубежной этнологии (культурной антропологии). На примере изучения психологического направления в этнологии (особенно в XIX в.) отчетливо видна преемственность культурных эпох. Данное направление зарождалось под влиянием нескольких исторических традиций - гуманизма Возрождения и соответственно повышенного внимания к человеку (личности) и немецкой классической философии (в лице И. Канта и Г.В.Ф. Гегеля). Эти два аспекта исторического развития духовной культуры объединились в стремлении создать целостную науку о человеке - антропологию. Наиболее цельно и последовательно данная задача решалась в психологическом направлении в этнологии.
И. Кант и Г.В.Ф. Гегель сформулировали ряд положений, которые впоследствии были реализованы в процессе изучения культур. Они же выделили области исследований, значительно позднее ставшие полноправными частями предмета психологической антропологии. От первых набросков портретов характеров европейских народов, сделанных Кантом и Гегелем, и до современных психоантропологических исследований пройден огромный путь поисков и находок, достижений и неудач. Одним из важнейших исторических периодов развития психологического направления в этнологии является первая треть ХХ в., когда развернулась самая ожесточенная борьба за самостоятельность «наук о культуре» в целом. Многие вопросы, ставшие предметом дискуссий в то время, вызывают оживленные споры и сейчас. Противостояние двух подходов в изучении культур (позитивистски-фрагментарного и культурно-исторического) продолжается и по сей день. Можно даже сказать, что сейчас оно более актуально, поскольку как никогда ранее сильна тенденция игнорирования истории и выстраивания идеологии существования «только здесь и сейчас». Рассматривая этапы развития исследования особенностей «личностей в культурах», невольно убеждаешься, что разнообразие культур есть важнейший универсальный закон человечества, так же как и всего живого. Изучая это разнообразие, ученые накопили значительный опыт и разработали множество приемов и методов исследования. Немаловажным моментом является то, что современная психологическая антропология развивается благодаря применению новых методов анализа и теоретических подходов. Особенно показательно в этом отношении использование «этологии человека», интеракционистских подходов и новейших когнитивно-интерпретационных теорий.
Но одна особенность постиндустриальной культуры осталась за рамками повествования. Речь идет об огромном значении повышения «психологичности», манипулируемости современной культурой и соответственно человеком. Это стало особенно заметно начиная с середины 80-х годов ХХ в. Именно тогда стали говорить о сценариях будущего развития человечества, о возможности воздействия (конечно, в определенных границах) на ход истории в целом. Была значительно переосмыслена роль субъективного фактора в функционировании современной культуры14, по-новому была сформулирована проблема соотношения психологии и истории. Именно с размышлений над ней зародилось психологическое направление в этнологии. Строго говоря, конкретно-историческая форма изучения данной проблемы и есть история исследования психологических особенностей культур15. Хотелось бы надеяться, что знания и умения, накопленные в психологической антропологии, смогут быть использованы при анализе ситуации, сложившейся в современной России.
Примечания
1 См.: Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. СПб., 1999; Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Субъективный дух (Антропология). М., 1973.
2 См.: Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М., 1978. С. 30-33.
3 Штейнталь Х. Грамматика, логика и психология // История языкознания в очерках и извлечениях. М., 1960. С. 114-115.
4 Вундт В. Проблемы психологии народов // Преступная толпа. М., 1998. С. 86.
5 См.: История буржуазной социологии XIX - начала ХХ в. М., 1979. С. 86.
6 Фулье А. Психология французского народа // Революционный невроз. М., 1998. С. 11.
7 Лебон Г. Психология народов // Психология толп. М., 1998. С. 21.
8 Williams T.R. Introduction // Psychological Anthropology. The Hague; Paris, 1975. P. 26.
9 Barnouw V. Culture and Personality. Chicago, 1985. P. 11-15.
10 Bock Ph. Continuities in Psychological Anthropology. S-F., 1988. P. 23-24.
11 Malinowsky B. Argonauts of Western Pacific. L., 1922. P. 22.
12 Culture and Self: Asian and Western Perspective / Ed. by A.G. Marsella, G. De Vos and F.L.K. Hsu. N.Y., 1985.
13 Culture Theory / Ed. by R. Shweder, R. Le Vine. Cambridge, 1984.
14 Принципиальная возможность и реальное функционирование влияния субъективного фактора (в виде СМИ) были показаны С.В. Чешко (Чешко С.В. Идеология распада. М., 1993).
15 Более подробно об особенностях постиндустриальной культуры см.: Белик А.А. Типы этнопсихологии и новые горизонты исследований // Культура и личность. М., 2001. (Особенно п. «Особенности современной индустриальной культуры, этнопсихология, массовое искусство и виртуальная реальность»).
Рекомендуемая литература
Белик А.А. Человек: раб генов или хозяин своей судьбы? М., 1990.
Белик А.А. Культура и личность. М., 2001.
Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988.
Культура, личность, этнос: Современная психологическая антропология / Отв. ред. А.А. Белик. М., 2001.
Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.
Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., 2003.
Достарыңызбен бөлісу: |