Государственный музыкальный колледж
эстрадного и джазового искусства
БАС - ГИТАРА
Рабочая программа
для специальности 070109 «Музыкальное искусство эстрады»
«Инструменты эстрадного оркестра»
(повышенный уровень среднего профессионального образования)
2005 г.
ОДОБРЕНА
Учебно-методическим советом
по группе специальностей 070109
среднего профессионального
образования
|
Составлена в соответствии с
государственными требованиями к
минимуму содержания и уровню
подготовки выпускников
по специальности 070109
Музыкальное искусство эстрады
|
|
|
Председатель: Г.В.Маяровская
|
Федеральное агентство по культуре и кинематографии
|
Составители: преподаватель ГМКЭДИ Соколов О.В.
Рецензенты: преподаватель ГМКЭДИ Гарин А.Ф.
Пояснительная записка
В ряду разнообразных эстрадных (джазовых) музыкальных инструментов, традиционных и современных (электронных), бас-гитара является наиболее широко применяемым. Определенный характер звучания и универсальные возможности (для аккомпанемента и для солирования), расширенные средствами электронно-усилительной техники (регулировка громкости, тембра, диапазона звучания), сделали бас-гитару инструментом широкого профиля. Бас-гитара применяется как во всех формах и жанрах эстрадно-джазовой музыки, так и в симфонической музыке (Джон Патитуччи играет соло на бас-гитаре в сопровождении камерно-симфонического оркестра).
Основной целью класса бас-гитары является подготовка басиста широкого профиля для работы в различных ансамблях и оркестрах.
Задача предмета – обучение практическим навыкам и специфическим особенностям исполнительства на основе практического овладения всеми стилями эстрадной музыки: блюз, диксиленд, свинг, би-боп, латиноамериканские жанры, джаз-рок, рок.
Специфической особенностью эстрадно-джазовой музыки является ее импровизационная основа, предоставляющая большую творческую свободу исполнителю и являющуюся стимулом творческой активности также и в учебном процессе. Музыкант ансамбля часто оказывается перед задачей самостоятельно решить исход той или иной музыкальной ситуации. Для этого он должен обладать навыками обработки музыкального материала: импровизацией и аранжировкой.
Важную часть учебного процесса составляет самостоятельный анализ произведений джазовой классики и популярных эстрадных мелодий и, хотя изучение приемов развития гармонии и мелодии входит в курс «Основы импровизации», специфика инструмента, аппликатурно-пластические закономерности создают необходимость разработки приемов импровизации и в классе бас-гитары и контрабаса. Все это развивает творческие способности и самостоятельность учащихся, воспитывает художественный вкус, чувство формы, фразировки и штриховую культуру басиста.
(основные дидактические единицы)
-
Художественно-исполнительские возможности инструмента;
-
применение художественно-оправданных технических приемов, использование многообразных возможностей в достижении наиболее убедительного воплощения авторского и исполнительского замысла;
-
изучение различных исследовательских методов в области теории и практики исполнительства, рекомендаций и советов крупнейших музыкантов;
-
сравнительный анализ записей исполнения произведений известными музыкантами.
Содержание учебной дисциплины
I курс, 1 семестр: -
Двухоктавные мажорные и минорные гаммы в различных ритмических вариантах (пунктирные ритмы, различная группировка и акцентировка, триоли, квартоли, квинтоли и т.д.) до 3-х знаков при ключе.
-
Изучение простого аккомпанемента баса.
-
Один-два этюда (классических и джазовых).
-
Классическое произведение, 1-2 части концерта или сонаты (в сопровождении фортепиано).
-
Одно-два джазовых произведения с выученной импровизацией.
I курс, 2 семестр: -
Изучение гамм с прибавлением знаков при ключе.
-
Изучение линии баса.
-
Часть сонаты или концерта.
-
2 джазовые пьесы.
II курс, 1 семестр: -
Изучение гамм и ладов, используемых в джазовой музыке, их применение в импровизации.
-
Изучение линии аккомпанемента баса.
-
1-2 этюда.
-
Классическая форма: 1, 2-е части сонаты, концерта.
-
2 джазовые пьесы.
II курс, 2 семестр: -
Изучение линии баса в различных стилях.
-
1, 2-е части классического произведения
-
2 джазовые пьесы.
-
Занятия с метрономом.
III курс, 1 семестр:
На третьем курсе материал усложняется. Это уже:
-
2 или 3 части концерта для виолончели и даже скрипки.
-
Практические занятия импровизацией во всех тональностях по квартово-квинтовому кругу.
-
2 разноплановые по стилю и темпу джазовые пьесы.
-
Изучение басовых линий (самостоятельный подбор с аудионосителей).
-
Этюды и упражнения на технику слэпа.
-
Занятия с метрономом.
III курс, 2 семестр:
Во 2-ом семестре нагрузка на студента усиливается: изучение джазовых стандартов, запоминание гармонии, «игра на раз». Наряду с этим сохраняется стандартная программа по сложности такая же, как и в 1-ом семестре.
IV курс:
На четвертом курсе в классе бас-гитара\контрабас происходит дальнейшее развитие бас-гитариста, как аккомпаниатора и импровизатора, автора собственного музыкального материала. Готовятся варианты концертных дипломных программ. Эти программы в течение года обыгрываются на прослушиваниях и концертных выступлениях.
Программы составляются из 3-4 произведений эстрадно-джазового репертуара, разнохарактерных и разностилевых, с развернутыми импровизациями, частично или полностью самостоятельно подготовленными.
Проводится работа над произведениями классической формы: соната или концерт.
Примеры дипломных программ по бас-гитаре\конртабасу:
1 вариант
|
2 вариант
|
1. Р.Роджерс. «Мой забавный Валентин»
|
1. Ч.Паркер. «Донна Ли»
|
2. Д.Колтрейн. «Гигантские шаги»
|
2. Дж.Грин. «Тело и душа»
|
3. А.К.Жобим. Однажды я любил
|
3. Т.Тилеманс. «Блюзетт»
|
4. Собственная обработка
|
4. Собственная обработка
|
5. Э.Шторх. «Концертштюк»
|
5. А.Капуцци. Концерт
|
Примерный репертуарный список джазовых пьес
-
Ю.Чугунов. «Юность»
-
А.Соболев, А.Ростоцкий. «Круиз»
-
А.Соболев. «Откровение»
-
А.Соболев. «Девушка из Сан-Рафаэля»
-
А.Осейчук. «Лепесток желтой розы»
-
Ю.Чугунов. «Настанет день»
-
Дж.Гершвин. «Будьте добры»
-
Ч.Паркер. «Олео»
-
Ч.Паркер. «Антропология»
-
Роджерс – Харт. «Знакомы ли Вы с мисс Джонс?»
-
Д.Колтрейн. «Гигантские шаги»
-
С.Роллинс. «Святой Томас»
-
Б.Карлтон. «Джа-да»
-
Дж.Гершвин. «Я люблю тебя, Проги»
-
Т.Лейтон. «Когда мы расстались»
-
Ф.Черчиль. «Когда-нибудь мой принц придет»
-
Д. Эллингтон. «Изысканная женщина»
-
Чик Кория. «Мое испанское сердце»
-
Д.Джуффри. «Четыре брата»
-
М.Джексон. «В стиле Милта Джексона»
-
У.Гросс. «Нежно»
-
Д.Гилллеспи. «Создавая шедевр»
-
К.Бахолдин. «Когда не хватает техники»
-
Дж.Маркс. «Все обо мне»
-
Дж.Керн. «Вчера»
-
А.К.Жобим. «Волна»
-
А.Соболев. «Салют, Рей Браун»
-
А.Бабий. «Позолоченный век»
-
А.Форрест. «Ночной экспресс»
-
О.Петтифорд. «Кое-что для контрабаса»
-
К.Портер. «Я люблю тебя»
-
Д.Эллингтон. «Атласная кукла»
-
Дж.Грин. «Тело и душа»
-
У.Тильманс. «Блюзетт»
-
Л.Альтер. «Знаете ли Вы, что значит тосковать по Новому Орлеану?»
-
А.Соболев. «Блюз для Рея Брауна»
-
П.Чемберс. «Причуды Чемберса»
-
Л.Бонфа. «Орфей»
-
Д.Холл. «Новый вальс»
-
Дж.Керн. «Очень давно и очень далеко»
-
Ч.Паркер. «Орнитология»
-
Ч.Паркер. «Посторонним вход запрещен»
-
Ч.Паркер. «Отдых в Камарилло»
-
Ч.Паркер. «Чэрил»
-
Ч.Паркер. «Блумдидо»
-
Д.Бакинштейн. «Колыбельная для Джефферсон»
-
Ф.Хаббард. «Кризис»
-
О.Питерсон. «Городские огни»
-
Ч.Паркер. «Донна Ли»
Литература
Основная
-
Хрестоматия гитариста эстрадного ансамбля. Выпуски 1 и 2 (Москва, Музыка, 1988 и 1989.)
-
Л.Альмейда - "Классическая гитара в джазе" ("Музычна Украина, Киев,1987.)
-
Мастера зарубежной эстрады, выпуск5 (гитаристы, Москва,"Музыка"1983 г.)
-
Ю. В. Дмитриевский, С. Н. Колесник, В. А. Манилов - Гитара от блюза до Джаз- рока ("Музична Украина 1986 г.)
-
В. А. Манилов "Джаз в ритме самбы" ("Музична Украина 1989 г.)
-
В. А. Манилов, В. Молотков- Учись аккомпанировать на гитаре ".
-
В. Молотков. Джазовая импровизация на 6- ти струнной гитаре" (Киев, Музична Украина 1983 г.)
-
В. Симоненко - Мелодии джаза. Антология. (Музична Украина 1984 г.)
-
150 американских джазовых тем. Выпуск 1 и 2. Составитель и редактор В. Кисилев 1993 г.
-
Джаз в ритме самбы. Москва 1992 г. Издатель А. Торопов.
-
Джазовые пьесы для шестиструнной гитары (Москва "Кифара" 1995 г.)
-
Л. Альмейда. Классическая гитара в джазе (Музична Украина, Киев 1987)
-
А. Кузнецов. Из практики джазового гитариста (АО "Аккорд" 1993 г.)
Дополнительная
-
Джазовые и популярные мелодии в транскрипции для классической гитары Джона Дьюарта Wise Publications 1982. London – New York – Sydney.
-
С. Джоплин - Рэг-таймы в переложении для классической гитары (Editio Musica, Budapest 1981г.).
-
Мастера зарубежной эстрады, выпуск 5 (Москва, Музыка, 1983).
-
Blues, Country, Soul (VEB Music Leipzig 1976.).
-
Баден Поуэлл – Song Book (Tonos Darmstadt)
-
Бразильские мастера (TRO Hollis Music, INC).
-
Латиноамериканская музыка для шестиструнной гитары (Москва, Музыка 1969, 1994.
-
Гитара фламенко (Торопов, Москва, 1996.)
-
Пако де Люсия - Андалузские мелодии, 1,2,3 (Москва, Торопов, 1991
-
Под небом Парижа (А.Шумидуб, 1996.)
-
Блюзы в переложении для шестиструнной гитары (Советский композитор, 1983.).
Достарыңызбен бөлісу: |