Рабочая программа по специальности аккордеон г. Петров Вал 2003 г. Утверждена Методическим советом



Дата16.06.2016
өлшемі283.99 Kb.
#140638
түріРабочая программа
Министерство культуры Р.Ф.

Комитет по культуре Администрации

Камышинского района

МОУ ДОД

«Детская школа искусств»

Рабочая программа по специальности

АККОРДЕОН

г. Петров Вал

2003 г.

Утверждена

Методическим советом

МОУ ДОД ДШИ

Зам. директора по

учебной работе

О.А.Ситникова


Настоящая рабочая программа составлена на основе:

Типовой программы по специальности «Аккордеон»,

Утвержденной

Всесоюзным учебно-методическим

советом по начальному и

среднему специальному музыкальному образованию

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:

Кирюхина И.В.

Пояснительная записка.

ДШИ – важное звено в системе музыкального образования. В таких школах осуществляется общее музыкальное развитие детей – обучение игре на музыкальных инструментах, развитие музыкального слуха, общего кругозора и художественного вкуса, привитие практических навыков и знаний, необходимых для участие в художественной самодеятельности, музицирования в быту и т. д. Одновременно с этой главной и основной задачей ДШИ призваны подготавливать наиболее способных учащихся для поступления в музыкальные училища. Однако следует учитывать, что основная масса детей занимается музыкой в плане общего музыкального образования и поэтому учебная программа составлена с таким расчетом, чтобы предоставить возможность детям с самыми различными данными, занимаясь по индивидуальным планам, приобщается к музыкальной культуре.


Краткие методические указания.
Основная задача педагога.

Главной формой учебной и воспитательной работы является урок в классе по специальности, поэтому педагог должен прививать учащемуся интерес к знаниям и любовь к музыке, воспитывая его вкус на лучших русских и зарубежных классиках, современных композиторах.

Одна из главных задач, стоящих перед преподавателем специального класса, - добиваться гармонического развития технических и художественных навыков учащихся, подгоняя работу над техникой правдивому раскрытию художественного замысла изучаемого музыкального произведения.

Учащегося следует приучать к качественному звучанию, не допускать механического проигрывания текста, что тормозит музыкальное развитие. При разучивании музыкальных произведений педагогу следует обращать внимание на аппликатуру, которая устанавливается или в наиболее удобной, или целесообразной последовательности. Необходимо знакомить ученика с музыкальными терминами, поясняя их значение при исполнении музыкальных произведений.

Работа над выразительностью исполнения, развитием слухового контроля, качеством звучания, ритмом и динамикой, должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания педагога.

Развитие техники исполнения должно осуществляться в процессе работы над всеми изучаемыми произведениями. Развитию пальцевой беглости, четкости способствует работа над гаммами, арпеджио, этюдами и упражнениями, где следует обращать внимание не на количественную, а качественную сторону исполнения: соблюдение аппликатуры, пальцевой четкости, устойчивого ритма и т.д.



Составление индивидуального плана.

Исходя из индивидуальных возможностей учащегося преподаватель должен давать ему четкие задания и систематически проверять их исполнение.

Планирование работы и глубоко продуманный выбор учебного материала являются важнейшими факторами, способствующими правильной организации учебного процесса, успешному всестороннему развитию музыкально- исполнительских данных учащегося.

Успеваемость учащегося во многом зависит от целесообразно составленного индивидуального плана, в котором должно быть предусмотрено последовательное и гармоничное музыкально- техническое развитие учащегося, учтены его индивидуальные особенности, уровень общего, музыкального и технического развития и связанные с этим конкретные педагогические задачи.

Помимо инструктивного материала, необходимого для развития тех и иных технических навыков, следует изучать с учащимися возможно больше художественных пьес, всячески поощряя различные выступления в концертах.

Репертуар ученика должен быть разнообразным по содержанию, стилю, фактуре. В индивидуальные планы учащихся следует включать произведения русских, зарубежных, советских и современных композиторов, полифонические произведения, обработки народных песен и танцев.

При подборе репертуара педагог должен руководствоваться принципом постепенности и последовательности обучения. Недопустимо включать в индивидуальный план произведения, превышающие музыкально- исполнительские возможности учащегося.

Репертуарные списки, приводимые в программе, не являются исчерпывающими. Педагог может пополнять индивидуальные планы учащихся по своему усмотрению и другими произведениями, отвечающими необходимым музыкальным требованиям и соответствующими по степени трудности возможностям учащегося.

В настоящее время практика показала, что целесообразно разделять учащихся по категориям, в которых следует разграничивать учащихся не только по способностям, но и по направленности, т.е. собирается ли ученик продолжить обучение в музыкальном училище или же учится для общего музыкального развития.

Предполагается три категории:

1. Категория «А». Талантливые учащиеся, нацеленные на участие в различных конкурсах, а также готовящиеся к поступлению в музыкальное училище.

2. Категория «В». Учащиеся, обучающиеся для общего музыкального развития, желающие научиться хорошо играть для домашнего музицирования, участия в самодеятельности и т.д.

3. Категория «С». Учащиеся слабой подготовки, обучающиеся для общего развития, расширения кругозора, «для себя». Учащимся этой категории рекомендуется составлять репертуар, основанный на народных обработках, а также известных танцевальных и песенных мелодиях.

Возможен переход учащихся из одной категории в другую, при улучшении, или, наоборот, отставании в успеваемости, по усмотрению преподавателя по специальности.

Для расширения музыкального кругозора учащегося, помимо произведений, детально изучаемых в классе, следует знакомить его с целым рядом разнохарактерных пьес, допуская при этом различную степень завершенности работы с ними, не требуется обязательного выучивания наизусть.

Педагог должен систематически учить ребенка сознательно и вдумчиво работать над изучением музыкальных произведений, анализировать встречающиеся трудности, добиваясь их устранения, тщательно работая над отдельными сложными тактами.



Учет знаний.

В течении учебного года успеваемость ученика проверяется два раза, в конце каждого полугодия где учащийся должен сыграть два разнохарактерных произведения по выбору преподавателя по специальности.

Прослушивание учащихся 0 класса проводится в первом полугодии без оценки и во втором полугодии с оценкой за исполнение.

В III классе во втором полугодии проводятся переводные экзамены, где учащийся должен сыграть 3 произведения: полифоническое, крупную форму и обработку народной песни или танца.

Прослушивание выпускных программ учащихся V класса рекомендуется проводить в конце первого и во втором полугодии без оценки за исполнение. Выпускная программа должна состоять из:

1. Полифоническое произведение;

2. Произведение крупной формы;

3. Обработка народной песни или танца;

4. Этюд.

Кроме указанных экзаменов учащиеся на протяжении всех лет обучения в III четверти должны сдавать технический зачет, где исполняется один этюд, гаммы, арпеджио, аккордовые последовательности, предусмотренные учебным планом.

К началу первого и второго полугодий педагог обязан составить индивидуальные планы для каждого учащегося.

В конце каждого полугодия педагог указывает в индивидуальных планах изменения, внесенные в ранее утвержденные репертуарные списки, и отмечает выполнения плана, а в конце года дает развернутую характеристику музыкальных данных, работоспособности и успеваемости учащегося и отмечает выполнение плана за второе полугодие.


Посадка учащегося, положение инструмента.

Посадка аккордеониста и положение инструмента значительно влияют на качество игры.

На аккордеоне следует играть сидя на жестком или полужестком стуле, расположившись примерно на половине сидения. Высота сиденья должна позволять ногам опираться на полную ступню. Учащимся маленького роста требуется подставка под ноги.

Во время игры нужно сидеть свободно, прямо, не сутулясь.

Для создания устойчивого положения инструмента очень важно хорошо отрегулировать плечевые ремни. Правый плечевой ремень должен быть значительно длиннее левого. Это позволяет сместить инструмент в левую сторону так, чтобы сомкнутый мех опирался на бедро левой ноги, а правая клавиатура была бы в поле зрения играющего и занимала положение, обеспечивающее спокойную работу правой руки без излишнего изгиба запястья. Бедро левой ноги должно быть параллельно полу. Правая нога занимает более свободное положение, располагаясь обычно несколько ниже левой; можно выдвинуть ее вперед или. Наоборот отвести назад. Ноги расставляются на различную ширину. Гриф правой клавиатуры упирается в бедро ноги, что обеспечивает устойчивость инструмента при смене меха.
Техника владения мехом.

Овладение техникой движения мехом является наиболее сложной задачей в процессе обучения на аккордеоне.

Очень важно с первых шагов обучения прививать учащимся четкие навыки владения мехом. При работе над техникой владения мехом необходимо иметь в виду следующее:

1. Нельзя производить смену движения меха на одном и том же звуке, так как длительность данного звука не выдерживается, дробится.

2. Нельзя менять мех в середине музыкальной фразы, так как это приводит к неизбежному искажению характера музыкального произведения.

3. Как правило, перед исполнением мех должен находится в собранном состоянии.

4.Учащийся должен осваивать смену движения меха и в связи с исполнением динамических оттенков и штрихов, указанных в произведении.

5. В процессе учебы необходимо вырабатывать навык экономного использования меха.

6. Необходимо вырабатывать у учащегося навыки плавного, соразмерного движения меха и ровности звучания.

Совершенная техника владения мехом является важнейшим средством достижения содержательного и выразительного исполнения музыкальных произведений.


Применение регистров.

Регистры – это клавиши, расположенные над правой и левой клавиатурами аккордеона.

При нажатии какого- либо регистра происходит переключение определенной группы голосов другим тембром или удвоение звуков в октаву.

Умение пользоваться регистром при исполнении какого- либо произведения вносит в звучание разнообразие красок, оркестровость. В этом случае произведение звучит красочно, полно и интересно. Наоборот, неправильное использование регистров ведет к глубокому звучанию и искажению характера произведения.

Регистры на левой клавиатуре аккордеона также способствуют увеличению диапазона звучания басов путем отключения октавных удвоений. Это применяется при исполнении отдельных частей и целых пьес, написанных в высокой тесситуре.

При использовании регистров необходимо иметь в виду следующее:



  1. Регистры – это средство тембрового обогащения исполняемого произведения.

С самого начала обучения приучать учащегося к звучанию различных тембровых регистров, имеющихся на его аккордеоне. Для этого педагог должен к каждой небольшой пьесе подбирать соответствующий регистр, отвечающий ее характеру.

2. В старших классах должны вырабатываться навыки переключения регистров во время игры.

3. В более крупных произведениях, переложенных для аккордеона с симфонической партитуры, использование регистров придумывается заранее с учетом применения тех тембров, которые приближали бы звучание этого произведения к оркестровому.

4. Регистры «пикколо», «фагот», и регистры октавного удвоения вверх и вниз могут быть применены для пьес, не укладывающихся по диапазону на клавиатуре аккордеона.



Выработка правильной аппликатуры.

Под термином «аппликатура» понимается определенный способ расположения и порядок чередования пальцев во время игры на музыкальном инструменте. Вся работа на приобретение навыка в расстановке аппликатуры должна развиваться на основе рациональной и логичной «занятости» пальцев.

Основные исходные принципы в расстановке аппликатуры вырабатываются при проработке гамм и арпеджио: чередование пальцев, подкладывание первого пальца под третий и четвертый.

Как правило, нужно избегать применения первого и пятого пальцев на черных клавишах, так как в этом случае кисть теряет устойчивость на клавиатуре. При исполнении повторяющейся несколько раз одной и той же ноты в подвижном темпе необходима подмена пальцев. В медленном темпе повторяющаяся нота может быть исполнена и одним пальцем. При повторении одинаковых мелодических оборотов, музыкальных построений и целых частей, как правило, нужно сохранить одну и ту же аппликатуру, так как разная аппликатура затрудняет техническое освоение пьесы, ее запоминание и усложняет приобретение стабильного навыка в расстановке аппликатуры.

Аппликатура левой руки должна строиться, в основном, на рациональном применении, в первую очередь, более развитых пальцев и, как частный случай, более слабых пальцев (четвертого и пятого).
Предмет по выбору.

В ДШИ для всех учащихся, начиная с 1 класса, кроме двух часов специальности в неделю, учебном планом предусмотрен третий час – предмет по выбору. Здесь преподаватель по своему усмотрению занимается с учеником чтением нот с листа или формирует ансамбль, вначале занимаясь с каждым участником ансамбля по отдельности разучивая партии, а затем проводит совместные репетиции.

Предмет по выбору призван расширить музыкальный кругозор учащегося, прививать умение применения практических навыков игры на инструменте, приобретенные в классе специальности.

Чтение нот с листа.

Исполнение музыкального произведения без предварительной подготовки на инструменте, в темпе, наиболее соответствующем авторскому указанию, называется чтением нот с листа.

Для приобретения навыков чтения нот с листа важную роль играет правильный подбор учебного материала, который должен проводиться с учетом общего музыкального развития учащегося. Правильный подбор репертуара имеет огромное познавательное значение, так как в процессе изучения репертуара учащийся знакомится с музыкальной литературой, приобретает навыки анализа музыкального произведения с точки зрения формы, фактуры, жанров, трактовки и т.д.

Чтение нот с листа представляет собой сложный процесс деятельности целого комплекса человеческих органов: зрения, слуха, нервной системы.

Развивая и тренируя слуховое восприятие и память, педагог должен обращать внимание на то, чтобы учащийся точно воспроизводил нотный текст, штрихи, темповые указания, а также чтобы самостоятельно контролировал слухом воспроизводимый им на инструменте нотный текст.

Большую роль для развития зрительных и слуховых навыков играет правильный выбор для чтения нот с листа. Здесь необходимо руководствоваться принципами доступности, последовательности и систематичности. Репертуар тщательно подбирается педагогом. Он должен быть интересным и доступным учащемуся (по степени трудности примерно один- два класса ниже).



Класс ансамбля.

Целью класса ансамбля является формирование и развитие у учащихся навыков и приемов ансамблевой игры.

На занятиях в классе ансамбля учащиеся должны научиться:

1. Применять в ансамблевой игре практические навыки игры на инструменте, приобретенные в классе специальности.

2. Слышать и понимать музыкальное произведение – его основную тему, подголоски, вариации и т. д.

3. Исполнять свою партию, следуя замыслу композитора.

Занятия в классе ансамбля способствуют развитию гармонического слуха и музыкальной памяти.

При игре в ансамбле следует серьезное внимание уделить вопросу распределения партий между его участниками. Отдельные партии должны назначаться тому или иному ученику с учетом его данных и степени подготовки. Вместе с тем ученик не должен привыкать играть всегда какую- либо одну партию, например, первую.

Желательно как можно раньше выучить партии на память, чтобы при игре в ансамбле иметь возможность работать над единством темпа, общими оттенками. Игра партий наизусть дает возможность слышать не только свою партию, но и другие, что является непременным условием для грамотного исполнения произведения.

В конце каждой четверти учащимся выставляют оценки. Основным критерием оценки является степень приобретения навыков ансамблевой игры, старательность учащегося.

Основные составы ансамблей, практикуемые в ДШИ – это дуэты и трио.


Подготовительный (0) класс.
Годовые требования.

За год учащийся должен выучить: гамму “до” мажор правой рукой в одну октаву;

2- 3 этюда на различные виды техники не менее 15- 20 пьес.

При переходе в 1 класс учащийся должен исполнить две разнохарактерные пьесы.


Примерный репертуарный список.
Этюды.

  • Наумов Г., Лондонов П. «Школа игры на аккордеоне»:

Беренс Г. «Этюд До мажор»

Черни К. «Этюд До мажор».



  • Лушников «Самоучитель игры на аккордеоне»:

Лушников «Этюд»

Гнесина «Этюд».


Народные песни и танцы.

  • Двилянский «Самоучитель игры на аккордеоне»:

«Ой знати, знати»

«Петушок»

«В погреб лезет Жучка»

«Карнавал в Венеции».



  • Лушников «Самоучитель игры на аккордеоне»:

«Веселые гуси»

«Во саду ли, в огороде»

«Козлик».


  • Наумов Г., Лондонов П. «Школа игры на аккордеоне»:

«Пчелка»

«Котик»


«Как у наших у ворот»

«Украинская народная песня»

«Вставала ранешенько»

«Пастушья песня»

«Степь да степь кругом»

«Ой ду- ду»

«Там за речкой, там за перевалом»

«Маки, маки, маковочки».



  • Лушников «Самоучитель игры на аккордеоне» (1991 год):

«Страдания»

«Барыня»


«Как под горкой, под горой»

«Ах вы сени, мои сени»

«Куманечек»

«Польский народный танец».



  • Мирек «Школа игры на аккордеоне»:

«На зеленом лугу»

«Заинька»

«Камаринская»

«Пчелка».



  • Лушников «Школа игры на аккордеоне»:

«Прибаутка»

«Зима»


«Ах во саду, саду»

«Не летай, соловей».




Произведения русских и зарубежных композиторов.

  • Мирек «Школа игры на аккордеоне»:

Калинников В. «Тень – тень».
Произведения советских композиторов.

  • Наумов Г., Лондонов П., «Школа игры на аккордеоне»: Кабалевский Д. «Песенка», Филлипенко «Праздничная».

  • Двилянский «Самоучитель игры на аккордеоне», Попатенко «За грибами».

  • Лушников «Самоучитель игры на аккордеоне».

  • Денисов «Полька».

  • Кабалевский Д. «Маленькая полька».

  • Лушников «Самоучитель игры на аккордеоне» (1991 г.)

  • Лушников «Хоровод»

  • Лушников «Шуточная»

  • Лушников «Танец»

  • Лушников «Маленький вальс»


1 класс
Годовые требования.

За год учащийся должен выучить:

Категория «А»: гаммы До, Соль, Фа мажор каждой рукой отдельно в пределах октавы;

4 этюда на различные виды техники; не менее 12- 14 пьес.

Категория «В»: гаммы До, Соль, Фа мажор правой рукой, До мажор левой рукой; 2 этюда на различные виды техники; не менее 10- 12 пьес.

Категория «С»: гаммы До мажор отдельными руками; 1 этюд; не менее 8- 10 пьес.


При переходе во 2 класс учащийся должен исполнить два разнохарактерных произведения.
Примерный репертуарный список.
Этюды.

  • Наумов Г., Лондонов П. «Школа игры на аккордеоне»:

Черни К. «Этюд»

Талакин «Этюд»



  • Лушников «Самоучитель игры на аккордеоне»:

Салин «Этюд»

Лушников «Этюд»



  • Мирек «Школа игры на аккордеоне»:

Рожков «Этюд»

Гнесина «Этюд»



  • Лушников «Школа игры на аккордеоне»:

Лушников «Этюд»

Гнесина «Этюд»

Беренс «Этюд»


  • Лушников «Самоучитель игры на аккордеоне» (1991 г.):

Любарский «Этюд»


Народные песни и танцы.

  • Лушников «Самоучитель игры на аккордеоне» (1991 г.):

«Плясовая» обр. Лушникова

«Ехал казак за Дунай»

«Полька»

«Бульба»


  • Двилянский «Самоучитель игры на аккордеоне»:

«Пошел козел в огород»

«Кончен, кончен дальний путь»

«По Дону гуляет»

«У каждого свой музыкальный инструмент»

«Степь да степь кругом»

«То не ветер ветку клонит»

«Чернобровый, Черноокий»

«Около плетня крапивушка»



  • Лушников «Самоучитель игры на аккордеоне»:

«Пойду ль я, выйду ль я»

«Солнце низенько»

«Моравский народный танец»

«Русская народная песня»



  • Лушников «Школа игры на аккордеоне»:

«Во саду ли, в огороде»

«Шуточная»

«Степь да степь кругом»

«Дударик»

«Птичка»

«Полянка»

«Куманечек»

«Перепелочка»

«Я на горку шла»

«Бандура»

«Заиграй моя волынка»


  • Наумов Г., Лондонов П. «Школа игры на аккордеоне»:

«Ай- я, жу- жу»

«Мой конек»

«Упрямая Лиза»

«Поспела черешня, вишня »

«Ой, под вишнею»
Произведения русских и зарубежных композиторов.


  • Лушников «Самоучитель игры на аккордеоне»:

Бетховен «Танец»
Произведения советских композиторов.

  • Двилянский «Самоучитель игры на аккордеоне»:

Лепин «На лошадке»

Филлипенко «Сапожки»



  • Лушников «Самоучитель игры на аккордеоне»:

Лушников «Тирольский вальс»

Лушников «Старинный танец»



  • Лушников «Самоучитель игры на аккордеоне» (1991 г.):

Шаинский «Песенка про кузнечика»

Чайкин «Украинская полька»



  • Мирек «Школа игры на аккордеоне»:

Красев «Елочка»

  • Лушников «Школа игры на аккордеоне»:

Лушников «Маленький вальс»

Чайкин «Пьеска»

Качурбина «Мишка с куклой танцуют полечку»

Криппер «Полюшко - поле»



2 класс

Годовые требования.

За год учащийся должен выучить:

Категория «А»: гаммы До, Соль, Фа мажор двумя руками вместе; Ля, Ми, Ре минор правой рукой; короткие, длинные арпеджио, аккордовые последовательности в гаммах До, Соль, Фа мажор правой рукой; 4 этюда на разные виды техники; не менее 12 пьес.

Категория «В»: гамма До мажор двумя руками. К До мажор уметь играть короткие, длинные арпеджио, аккордовые последовательности; гаммы Соль, Фа мажор, Ля минор правой рукой отдельно; 2 этюда на различные виды техники; 8 – 10 пьес.

Категория «С»: гаммы До мажор двумя руками, в ней короткие и длинные арпеджио, аккордовые последовательности правой рукой отдельно; 1 этюд; 7 – 8 пьес.

При переходе в 3 класс учащийся должен использовать два разнохарактерных произведения.



Примерный репертуарный список.
Этюды.

  • Лушников «Самоучитель игры на аккордеоне»:

Черни К. «Этюд»

Беренс «Этюд»

Шитте «Этюд»

Дементьев «Этюд»



  • Мирек «Школа игры на аккордеоне»:

Беренс «Этюд»

Гнесина «Этюд»

Черни «Этюд»


  • Лушников «Школа игры на аккордеоне»:

Шитте «Этюд»

Лушников «Этюд»

Черни «Этюд»

Салин «Этюд»



Народные песни и танцы.

  • Лушников «Школа игры на аккордеоне»:

«Чернобровый, черноглазый»

«Музыканты»

«По грибы»

«Тирольский вальс»

«Белорусская полька»


  • Наумов, Лондонов «Школа игры на аккордеоне»:

«Ты, канава»

«По ягоды» обр. Лондонова

«Я пойду во зеленый сад гулять» обр. Талакина

«Как под яблонькой»

«Украинская плясовая»

«Немецкий рыбацкий народный танец»



  • Двилянский «Самоучитель игры на аккордеоне»:

«Не брани меня родная»

«Ах ты, ноченька»

«Во сыром бору тропинка»

«Полянка» обр. Наймушина



  • Лушников «Самоучитель игры на аккордеоне»:

«Камаринская» обр. Лушникова

«На зеленом лугу» обр. Лушникова



  • Лушников «Самоучитель игры на аккордеоне» (1991 г.):

«Вдоль по улице метель метет»

«Светлячок»

«Мазурка»

«Эстонский вальс»

«Рябина»


  • Мирек «Школа игры на аккордеоне»:

«Про кошку»
Произведения русских и зарубежных композиторов.

  • Лушников «Школа игры на аккордеоне»:

Чайковский «Старинная французская песенка»

Бетховен «Экосез»

Моцарт «Менуэт»


  • Лушников «Самоучитель игры на аккордеоне» (1991 г.):

Петерсбурский «Синий платочек»

Глинка «Жаворонок»



  • Наумов, Лондонов «Школа игры на аккордеоне»:

Моцарт «Менуэт»

Глинка «Ходит ветер у ворот»



  • Мирек «Школа игры на аккордеоне»:

Гольденвейзер «Пьеса»

Глинка «Ты соловушка, умолкни»



  • Лушников «Школа игры на аккордеоне»:

Гурилев «Песенка»

Перселл «Ария»



  • «Педагогический репертуар аккордеониста» В 9:

Вебер «Экосез»

Бетховен «Немецкий танец»

Нейзидлер «Нидерланский танец»

Шуберт «Вальс»

Корелли «Сарабанда»

Глинка «Зацветет черемуха»

Гурилев «Матушка - голубушка»

Произведения советских композиторов.


  • Лушников «Школа игры на аккордеоне»:

Чайкин «Полька»

  • Мирек «Школа игры на аккордеоне»:

Красев «Рыбка»

  • «Педагогический репертуар аккордеониста» Вып.9:

Островский «В зоопарке»

Спендиаров «Колыбельная»

Хачатурян «Вальс»

Львов- Компанеец «Русская песня»

Судариков «Мне грустно»

Бушуев «Колыбельная песенка»



  • Лушникова «Самоучитель игры на аккордеоне»:

Кузнецов «Танец»

Иванов «Детская полька»

Иванов «Песенка без слов»


3 класс
Годовые требования.

За год учащийся должен выучить:

Категория «А»: гаммы – мажорные, в тональностях до трех знаков в ключе двумя руками вместе; минорные мелодические Ля, Ми, Ре двумя руками вместе; минорные гармонические Ля, Ми, Ре правой рукой; короткие и длинные арпеджио в мажорных и минорных тональностях до трех знаков в ключе правой рукой; тонические аккорды и их обращения в тональностях Ля, Ми, Ре минор правой рукой; 4 -5 этюдов на различные виды техники; 10 – 11 различных по форме, стилю и характеру произведений.

Категория «В»: гаммы До, Соль, Фа мажор двумя руками вместе с короткими и длинными арпеджио, аккордовыми последовательностями в две октавы; Ля минор гармонический и мелодический каждой рукой отдельно; 2 этюда на различные виды техники; 8 – 9 произведений.

Категория «С»: гаммы До мажор двумя руками, к ней короткие и длинные арпеджио, аккордовые последовательности; Соль, Фа мажор правой рукой, к ним короткие и длинные арпеджо и аккордовые последовательности; 1 этюд; 7 – 8 произведений.

На экзамене при переходе в 4 класс учащийся должен исполнить 3 произведения: полифоническое, крупной формы и обработку народной песни или танца.


Примерный репертуарный список.

Этюды.

  • «Самоучитель игры на аккордеоне» Лушников:

Лешгорн «Этюд»

Черни «Этюд»



  • «Педагогический репертуар аккордеониста» Вып. 6:

Черни «Этюд»

Беренс «Этюд»



  • Мирек «Школа игры на аккордеоне»:

Мирек «Этюд»

Черни «Этюд»



  • Лушников «Школа игры на аккордеоне»:

Шитте «Этюд»

Чернявская «Этюд»

Гурлит «Этюд»

Черни - Гермер «Этюд»

Черни «Этюд»

Иванов «Этюд»

Беркович «Этюд»

Дювернуа «Этюд»


Народные песни и танцы.

  • Мирек «Школа игры на аккордеоне»:

«Волжские напевы»

  • Лушников «Школа игры на аккордеоне»:

«Ты не стой, не стой колодец»

  • Двилянский «Самоучитель игры на аккордеоне»:

«Не слышно шуму городского»

  • «Хрестоматия аккордеониста» Вып. 1 (3 – 5 классы):

«Около дороги» обр. Киселева

  • Лушников «Самоучитель игры на аккордеоне»:

«Как ходил - гулял Ванюша» обр. Лушникова

  • Лушников «Самоучитель игры на аккордеоне» (1991 г.):

«Ах ты, ноченька» обр. Лушникова

«Елецкие страдания» обр. Лушникова


Произведения русских зарубежных композиторов.

  • Двилянский «Самоучитель игры на аккордеоне»:

Россини «Альпийская пастушка»

  • «Хрестоматия аккордеониста» вып.1:

Гершвин «Колыбельная»

  • Лушников «Самоучитель игры на аккордеоне» (1991 г.):

Варламов «На зоре ты ее не буди»

  • Наумов, Лондонов «Школа игры на аккордеоне»:

Моцарт «Менуэт»

Пуни «Русский танец»

Глинка «Полька»

Моцарт «Детская пьеса»

Гендель «Менуэт»


  • «Школа игры на аккордеоне» Моцарт:

«Менуэт»

Циполи «Менуэт»

Моцарт «Менуэт»


  • Лушников «Школа игры на аккордеоне»:

Гайдн «Менуэт»

Циполи «Менуэт»

Моцарт «Менуэт»

Бетховен «Немецкий танец»


Произведения советских композиторов.

  • Мирек «Школа игры на аккордеоне»:

Мирек «Колыбельная»

Мирек «В день рождения»



  • Лушников «Школа игры на аккордеоне»:

Салин «Хоровод»

Иванов «Полька»

Пахмутова «Старый клен»


  • Наумов, Лондонов «Школа игры на аккордеоне»:

Подельский «Йенька»

  • Лушников «Самоучитель игры на аккордеоне»:

Жигалов «Полька»

Любарский «Песня»


Полифонические произведения.

  • Лушников «Самоучитель игры на аккордеоне»:

Бах «Ария»

  • Наумов, Лондонов «Самоучитель игры на аккордеоне»:

Шопен «Прелюдия»

Бах «Ария»



  • Мирек «Школа игры на аккордеоне»:

Барток – Решевский «Двухголосная пьеса»

Гольденвейзер «Маленький канон»

Штейбельт «Адажио»


  • Лушников «Школа игры на аккордеоне»:

Бланджини «Ариетта»

Гедике «Полифоническая пьеса»



  • «Хрестоматия аккордеониста» В. 1:

Гендель «Чакона»
Произведения крупной формы.

  • Лушников «Самоучитель игры на аккордеоне»:

Хаслингер «Сонатина»

  • «Хрестоматия аккордеониста» Вып. 1:

Плейель «Сонатина»

4 класс.
Годовые требования.

За год учащийся должен выучить:

Категория «А»: гаммы - мажорные до пяти знаков в ключе двумя руками; минорные мелодические в тональностях до трех знаков двумя руками; минорные гармонические Ля, Ми, Ре двумя руками; мажорные и минорные короткие и длинные арпеджио правой рукой в тональностях до пяти знаков; мажорные и минорные тонические аккорды и их обращения правой рукой в тональностях до пяти знаков в ключе; 4- 5 этюдов на различные виды техники; 8 – 9 пьес различного характера, в том числе два произведения крупной формы и две полифонические пьесы.

Категория «В»: гаммы мажорные до двух знаков в ключе двумя руками с короткими и длинными арпеджио и аккордовыми последовательностями; до 3 знаков в ключе – каждой рукой по отдельности; Ля минор гармонический и мелодический двумя руками с короткими и длинными арпеджио и аккордовыми последовательностями; до трех знаков в ключе – каждой рукой по отдельности; Ля минор гармонический и мелодический двумя руками с короткими и длинными арпеджио и аккордовыми последовательностями; 2 этюда на различные виды техники; 7 -8 произведений.

Категория «С»: гаммы До, Соль, Фа мажор двумя руками, в них короткие и длинные арпеджио и аккордовые последовательности; Ля минор гармонический и мелодический правой рукой, с арпеджио и аккордами; 1 этюд; 5 – 6 произведений.

При переходе в 5 класс учащийся должен исполнить два разнохарактерных произведения.



Примерный репертуарный список.
Этюды.

  • «Хрестоматия аккордеониста». Вып. 1:

Геллер «Этюд»

  • «Педагогический репертуар аккордеониста». Вып 6:

Черни «Этюд»

  • Мирек «Школа игры на аккордеоне»:

Черни «Этюд»

Стояно «Этюд»



  • Лушников «Школа игры на аккордеоне»:

Тихонов «Этюд»

Денисов «Этюд»

Шитте «Этюд»

Черни – Гермер «Этюд»

Черни «Этюд (репетиции)»

Гурлит «Этюд».


Народные песни и танцы.

  • Мирек «Школа игры на аккордеоне»:

«Стоит гора высокая»

  • Лушников «Школа игры на аккордеоне»:

«Литовский народный танец» обр. Шишакова

«Частушка» Чайкин



  • Наумов, Лондонов «Школа игры на аккордеоне»:

«Я в садочке была» обр. Лондонова

«Ой да ты, калинушка» обр. Лондонова

  • «Педагогический репертуар аккордеониста» вып. 6:

«Три садочка» обр. Лондонова

«Молдавский народный танец» обр. Мотова



  • «Хрестоматия аккордеониста». Вып. 1:

«Я пойду ли, молоденька» обр. Алехина

  • Лушников «Самоучитель игры на аккордеоне»:

«Латышский народный танец» обр. Жигалова

Иванов «Вариации на тему русской народной песни « Посею лебеду»»



  • Лушников «Самоучитель игры на аккордеоне» (1991 г.):

«Яблочко» обр. Лушникова

«Под яблонькой» обр. Лушникова


Произведения русских и зарубежных композиторов.

  • «Педагогический репертуар аккордеониста». Вып. 6:

Гайдн «Серенада»

  • Лушников «Самоучитель игры на аккордеоне»:

Брамс «Венгерский танец № 5»

Мирек ««Школа игры на аккордеоне»:

Моцарт «Бурре»

Шуман «Смелый наездник»



  • Лушников «Школа игры на аккордеоне»:

Гайдн «Менуэт»

Моцарт «Танец»

Бетховен «Менуэт»


  • Двилянский «Самоучитель игры на аккордеоне»:

Попп «Манчестер - Ливерпуль»

  • Наумов, Лондонов «Школа игры на аккордеоне»:

Флярковский «Вальс»

Полифонические произведения.

  • Наумов, Лондонов «Школа игры на аккордеоне»:

Корелли «Адажио»

  • Лушников «Школа игры на аккордеоне»:

Шендерев «Колыбельная»

Бах «Ария»



  • «Хрестоматия аккордеониста». Вып. 1:

Скарлатти «Лягретто»

Гендель «Чакона»



  • Лушников «Самоучитель игры на аккордеоне»:

Циполи «Фугетта»
Произведения крупной формы.

  • Мирек «Школа игры на аккордеоне»:

Моцарт «Аллегро»

Клементи «Анданте из сонатины до мажор»



  • Лушников «Школа игры на аккордеоне»:

Бетховен «Сонатина»

  • Наумов, Лондонов «Школа игры на аккордеоне»:

Сорокин «Легкая сонатина»

  • «Педагогический репертуар» вып. 6:

Ванхаль «Рондо»

  • «Аккордеон в музыкальной школе» вып. 54:

Чимароза «Соната»

5 класс.
Годовые требования.

За год учащийся должен выучить:

Категория «А»: гаммы мажорные до 5 знаков в ключе, к ним арпеджио ( короткие и длинные) и аккордовые последовательности двумя руками; гаммы минорные (гармонические и мелодические) до трех знаков в ключе, к ним арпеджио и аккорды двумя руками; все гаммы играть разными штрихами, разными рисунками (дуоль , триоль, квартоль), в быстром темпе; три этюда на различные виды техники; 8 пьес (из них 2 полифонические, 2 произведения крупной формы).

Категория «В»: гаммы мажорные до трех знаков в ключе, к ним арпеджио (короткие и длинные) и аккорды двумя руками; минорные гаммы до двух знаков в ключе, к ним арпеджио и аккорды двумя руками; все гамы играть различными рисунками (дуоль, триоль, квартоль); 1 этюд; 4 – 5 произведений; категория «С»: гаммы До, Соль, Фа мажор двумя руками, к ним арпеджио (короткие и длинные) и аккордовые последовательности; Ля минор (гармонический и мелодический) с арпеджио и аккордами двумя руками; 1 этюд; 4 произведения.

На выпускном экзамене учащийся должен исполнить 4 произведения:


  1. Полифоническое произведение;

  2. Произведение крупной формы;

  3. Обработка народной песни или танца;

  4. Этюд


Примерный репертуарный список.
Этюды.

  • «Хрестоматия аккордеониста». Вып. 1:

Дювернуа «Этюд - болеро»

  • Лушников «Самоучитель игры на аккордеоне»:

Бертини «Этюд»

Шитте «Этюд»



  • Мирек «Школа игры на аккордеоне»:

Черни «Этюд»

Стаяно «Этюд»

Холминов «Этюд»

Шитте «Этюд»



  • Лушников «Школа игры на аккордеоне»:

Бертини «Этюд»

Шитте «Этюд»

Казанский «Этюд»

Бургмюллер «Этюд»



  • «Педагогический репертуар аккордеониста». Вып. 6:

Нестеров «Этюд»
Народные песни и танцы.

  • Наумов, Лондонов «Школа игры на аккордеоне»:

«Я на камушке сижу» обр. Накапкина

  • «Педагогический репертуар аккордеониста». Вып. 6:

«Где ты, где ты моя доля» обр. Талакина

«Неслышно шуму городского» обр. Шалаева



  • Мирек «Школа игры на аккордеоне»:

Жигалов «Вариации на тему русской народной песни «Там за речкой»»

  • «Хрестоматия аккордеониста». Вып. 1:

«Шла девица по лесочку» обр. Мотова

  • Лушников «Самоучитель игры на аккордеоне»:

«Барыня» обр. Лушникова

«Цыганский танец» обр. Лушникова



  • «Аккордеон в музыкальной школе» вып. 54:

«Как из улицы в конец» обр. Левкодимова

«Дивлюсь я на небо» обр. И. Дунаевского


Произведения русских и зарубежных композиторов.

  • Лушников «Самоучитель игры на аккордеоне»:

Калинников «Грустная песенка»

Джулиани «Тарантелла»

Фибих «Поэма»


  • Мирек «Школа игры на аккордеоне»:

Григ «Вальс»

Грибоедов «Вальс»



  • Лушников «Школа игры на аккордеоне»:

Ребиков «Вальс»

Григ «Поэтическая картинка»


Произведения современных композиторов.

  • Наумов, Лондонов «Школа игры на аккордеоне»:

Акимов «Вечереет»

  • Бажилин Р. «Концертные пьесы»:

Бажилин «Уходя…»

Бажилин «Цилиндр»

Бажилин «Рынок любви»

Бажилин «Вальсирующий аккордеон»


Полифонические произведения.

  • Лушников «Самоучитель игры на аккордеоне»:

Бах «Органная прелюдия до мажор»

Бах «Органная прелюдия ре минор»



  • Мирек «Школа игры на аккордеоне»:

Бах «Менуэт»

Бах «Прелюдия»

Гендель «Сарабанда»

Бах «Ария»



  • Лушников «Школа игры на аккордеоне»:

Бах «Бурре»

Бах «Прелюдия»



  • «Педагогический репертуар аккордеониста». Вып. 6:

Бах «Органная прелюдия»
Произведения крупной формы.

  • Мирек «Школа игры на аккордеоне»:

Бетховен «Сонатина» 1 ч.

Клементи «Сонатина»



  • Лушников «Школа игры на аккордеоне»:

Диабелли «Рондо»

Моцарт «Соната № 10 вторая ч.»



  • «Хрестоматия аккордеониста». Вып. 1:

Вебер «Сонатина»

  • Лушников «Самоучитель игры на аккордеоне»:

Бетховен «Сонатина»

Моцарт «Легкая сонатина»


Репертуарный список для ансамблей.

  • «Репертуар для русских народных инструментов» вып. 1:

«Крыжачок» обр. Тышневича (для дуэта, 4 класс).

  • «Альбом для юношества» вып. 1:

«Ах вы, сени мои, сени» обр.Накапкина (для дуэта, 5 класс).

«Хора» обр. Киселева (для дуэта, 5 класс).



  • «Русские мелодии» вып. 2:

Корнев «Маленький хоровод» (для дуэта, 2 класс)

«Уж ты Ваня, Ванюша» обр. Иванова (для дуэта, 4 класс).



  • «Репертуар для ансамблей русских народных инструментов» вып. 18:

«У ворот гусли вдарили» обр. Павина (для дуэта, 3 класс)

Раков «Лирический вальс» (для дуэта, 3 класс)

Раков «Полька» (для дуэта 3 класс)

Чайковский «Русский танец» (для дуэта, 5 класс).



  • Бажилин «Концертные пьесы»:

Бажилин «Вальсик» (для дуэта, 5 класс)

  • «Педагогический репертуар аккордеониста». Вып. 9:

«Воробей, Воробушек» обр. Ребикова (для дуэта, 1 класс)

«Не летай же ты, сокол » обр. Павина (для дуэта, 3 класс)

«Висла» обр. Бушуева (для дуэта, 3 класс)

Брамс «Колыбельная» (для дуэта, 3 класс)



Шентирмай «Венгерская мелодия» (для дуэта, 3 класс)

Лондонов «Присказка» (для дуэта, 2 класс).

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет