Революционные события и наш край
В селе Чушевицы крупных революционных событий не было. В селе проживал социал-демократ из народников Мараков Григорий Иванович. Он поддерживал связь с Моховым (учителем из Липок) и шелотскими революционерами. Их связным был Юлин Григорий Иванович. Мараков Г.И изредка по воскресеньям тайно проводил собрания крестьян, приходивших к нему за книгами, так как общественной библиотеки не было.
В период правления Временного правительства из городов и из армии прибывали коммунисты: Юрин Александр Иванович – на Хорошево, Крюков Николай Васильевич – в Мысовскую, Шадрин Тимофей Васильевич – на Барабаново, Островский Александр Васильевич и Полоротов Михаил Александрович – на Мосеево, Дубов Александр Григорьевич – на Подсосенье, Глуханов Александр Васильевич – в Великодворскую, трапезников Николай Васильевич – в Плосково…
В октябре 1917 года приехал большевистский агитатор, который организовал партийную ячейку, секретарем которой был Юрин Александр Иванович, а также создал комитеты бедноты в деревнях – Берег, Мосеево, Хорошево, Паюс, Великодворская. Активной работы у комбедов не было. Единственная заслуга комбедов Паюса и Великодворской в том, что они послали своих делегатов на съезд комитетов бедноты «Северной коммуны» в Петроград. Климовский А.В. с деревенской молодежью нашли восемь мешков хлеба, спрятанных в яме, где брали глину для нужд. Хлеб был привезен в волисполком, и им были удовлетворены пайки – сиротам, вдовам и другим, кто нуждался. По решению съезда комитетов бедноты от каждой деревни волости было отправлено по два человека в образцовые полки Красной Армии. Вот и вся работа комбедов.
К августу 1918 года, то есть в период становления советской власти в районе численность населения составляла 45 357 человек, в Чушевицко-Покровской волости – 7 784 человека. В основном население увеличивалось за счет естественного прироста.
Наш край в годы гражданской войны
В мае 1919 года партийная ячейка провожала своих членов и добровольцев на борьбу с Колчаком – Шадрина Тимофея Васильевича, Климовского Алексея Васильевича, Спасского Владимира Александровича (сына священника, он окончил духовную семинарию), Глуханова Степана Павловича…, всего 12 человек.
Климовский А.В. это событие описывает так: «От волисполкома мы пошли строем с красным лозунгом: «Все на борьбу с Колчаком!» Владимир Спасский запел песню:
«Дали мы отставку богу.
И рассчитались с попом.
В ногу, товарищи, в ногу.
Все на борьбу с Колчаком!»
Все население вышло посмотреть небывалые проводы на фронт. Неграмотные мужчины и женщины кричали вслед колонне: «Попович! А какие песни поешь про бога и отца. Не стыдно тебе безбожник?» В деревне Щекино одна женщина ударила тычиной по заднему ряду колонны и громко прокричала: «Ни дна вам и ни покрышки». Мы на такое обращение тверже сделали шаг и громко запели: «Смело товарищи в ногу». Уездный город провожал второй отряд добровольцев с музыкой.
Участники гражданской войны:
-
Сивков Иван Дмитриевич, д.Питер,
-
Трапезников Иван Иванович, д.Плосково,
-
Метлин Григорий Степанович, д.Фоминогорская,
-
Верещагин Киприян Андреевич, д.Фоминогорская,
-
Котов Дмитрий Яковлевич, д.Фоминогорская,
-
Дубов Александр Григорьевич, д.Фоминогорская,
-
Кондаков Дмитрий Иванович, д.Берег,
-
Попов Павел Александрович, д.Паюс,
-
Желтоногов Александр Васильевич, с.Чушевицы,
-
Закрепин Николай Иванович, с.Чушевицы,
-
Колотилов Анатолий Григорьевич, д.Сухое,
-
Шадрин Тимофей Васильевич, с.Чушевицы,
-
Спасский Владимир Александрович, с.Чушевицы,
-
Глуханов Степан Павлович, с.Чушевицы,
-
Лопатин Михаил Иванович, д.Ульянково,
-
Кондаков Александр Михайлович, д.Ульянково,
-
Климовский Алексей Васильевич, д.Великодворская,
-
Шадрин Федор Федорович, д.Дресвяница,
-
Кушев Александр Яковлевич, д.Зуевские,
-
Кушев Михаил Яковлевич, д.Зуевские,
-
Крюков Яков Иванович, д.Мыс,
-
Крюков Николай васильевич, д.Мыс,
-
Попов Николай, д.Мыс,
-
Сивков Иван Дмитриевич, д.Новая,
-
Холопов Иван Андреевич, д.Новая,
-
Шадрин Дмитрий Петрович, д.Новая,
-
Сивков Павел Савватиевич, д.Новая,
-
Шадрин Павел Александрович, д.Новая,
-
Долговязов Иван Иванович, д.Питер,
-
Кузнецов Александр Алексеевич, д.Пихтеногорская,
-
Кушев Иван Николаевич, д.Пихтеногорская,
-
Дубов Алексей Григорьевич, д.Подсосенье,
-
Дубов Александр Григорьевич, д.Подсосенье,
-
Дубов Иван Васильевич, д.Подсосенье,
-
Дубов Павел Васильевич, д.Подсосенье,
-
Кушев Петр Иванович, д.Питер,
- Кожин Александр Андреевич, д.Прилук,
-
Кушев Петр Степанович, д.Прилук,
-
Кожин Василий Николаевич, д.Прилук,
-
Кожин Федор Александрович, д.Прилук,
-
Кожин Василий Андреевич, д.Прилук,
-
Сивков Иван Петрович, д.Прилук,
-
Шадрин Алексей Федорович (доброволец), д.Прилук,
-
Шадрин Николай Федорович (доброволец), д.Прилук…
Климовский Алексей Васильевич родился в 1897 году в деревне Великодворская Суходворского сельского совета.
Добровольцем пошел на Восточный фронт гражданской войны, он принимал участие во многих боях в Сибири, под Каховкой, штурмовал Перекоп. В годы войны он был командиром роты, в одном из сражений был контужен и в марте 1921 года вернулся домой, где оказался свидетелем и очевидцем событий мартовского мятежа. Мятежники его не тронули, а только проверили документы.
Климовский А.В. – это первый председатель Суходворского сельского совета, председатель сельхозкооперации и товарищества «10-й Октябрь».
В годы Великой Отечественной войны воевал на Волховском фронте, где был контужен вторично и в звании старшего лейтенанта был демобилизован домой.
Более двадцати лет Алексей Васильевич работал в Райисполкоме, затем в промышленности. Инвалид второй группы.
Политика «военного коммунизма» и наш край
В период политики военного коммунизма, оставшиеся в волости коммунисты, вместе с небольшим продовольственным отрядом, должны были собирать хлеб с крестьян и отправлять его на фронт. Добровольно хлеб никто не сдавал, поэтому приходилось брать под нажимом. Население было недовольно.
Руководителем продотряда в нашей волости был Степанов А.Н.. Работу продовольственного отряда он описывает так: «В своей работе наш продотряд опирался на беднейшее крестьянство, их по деревням собирали на собрания и советовались о том, с кого сколько взять хлеба. Затем распределяли контрольные цифры по хозяйствам и приступали к изъятию хлеба.
Зажиточные крестьяне прятали хлеб всюду, куда только могли, а также они стремились подкупить некоторых батраков и бедняков лишь бы не отдать хлеб советской власти и голодающим. Большие запасы хлеба были у братьев Кондаковых, проживавших на хуторе Пашковичи. Продотряд отправился к ним за хлебом. Встретили нас не очень дружелюбно. Один их хозяев, стоя на крыльце, обратился к нам со словами: «Зачем к нам пожаловали?»
-
Разрешите зайти в дом? – спросили мы.
-
Пожалуйста, заходите.
Члены продотряда вошли в большую комнату и сели по одну сторону стола, хозяин по другую.
-
Вы должны сдать хлеб государству – предложили мы хозяину.
-
Хлеб? Он весь сдан. Сколько еще наложили?
-
По государственной разверстке 110 пудов – сообщили мы.
-
Это лодыри и голытьба на нас накладывают – высказал хозяин.
Женщины заголосили, приговаривая: «Забирайте последний мешок, забирайте».
-
Хозяин, отведите нам комнату на несколько, а сами подумайте, как быстрее сдать хлеб государству.
-
У нас хлеба нет – ответил хозяин.
-
«Неправда!» - возразили мы.
-
Ищите.
-
Будем искать, но предупреждаем, что весь, нами найденный хлеб, будет конфискован бесплатно.
-
Мы и так довольны вашими разноцветными бумажками.
-
Деньги – это государственные знаки, а не наши бумажки, Попридержите язычок, а то отвечать будете.
-
Не так страшен черт, как его малюют.
-
Видим, видим. Сегодня как бы скачешь, а завтра гляди заплачешь.
-
Хозяин, берите ключи и покажите хлеб в амбаре.
-
Идемте, немного там найдете.
-
Спрятали в другом месте?
-
Ничего мы не прятали.
В большом амбаре ничего не оказалось, а в огромных закромах было два-три мешка муки, да полмешка гороха. Члены продотряда направились по переметенной снегом дорожке к гумну, шамполами проверяя глубину снега у дороги. Вдруг один из членов продотряда громко крикнул: «Идите сюда, товарищи!» Разгребая снег возле дороги, обнаружили четыре мешка зерна ржи. Это окрылило наши надежды и подтвердило правильность сообщенных мест со спрятанным хлебом. За гумном в снегу оказалось еще семь мешков ржи. На скотном дворе под навозом нашли огромный пивной чан, доверху наполненный рожью. Между стенами двух строений было найдено более 30 мешков ржи, овса и ячменя. Общее количество конфискованного хлеба у Кондаковых составило более двухсот пудов. Часть хлеба сразу же выдали голодающим, бедноте ближайших деревень, а остальное зерно отправили на ссыпной пункт в село Чушевицы. Работа продотряда оказалась очень эффективной.
Мартовский мятеж 1921 года
Установление советской власти в крае не все приняли безоговорочно. Деревня социально расслоилась. В марте 1921 года местные жители участвовали в антибольшевистском восстании. Мартовское восстание – один из очагов крестьянских выступлений большинства волостей Вельского уезда. Это выступление совпало с другими мятежами и по времени, и по лозунгам «Советы без коммунистов!» и по вечной крестьянской неорганизованности, колебаниям и боязни.
После расправы с коммунистами восставшие стали выбирать новую власть:
главой волости был избран Кулик, председателем – Богданов, секретарем – Климовский Василий (бедняк из деревни Хорошево). Новая власть сразу же начала действовать. Все грамотные, из собравшихся, должны были писать грозные приказы по деревням следующего содержания: «Все взрослое население должно идти на войну с уездным городом. Кто не выйдет, тому смертная казнь». Богданов и Климовский подписывали приказы, а Кулик с нарочными отправлял их по деревням.
К вечеру из деревень потянулись колонны невооруженных вояк с палками, с белыми котомками с едой за плечами, в белых рукавицах и подпоясаны, кому, чем пришлось. Не вышли крестьяне Суходворской и Великодворской деревень.
Неразумная шайка восставших отправилась по направлению в Вельск. Курганов Е.М. ехал впереди. К восставшим Чушевицко-Покровской волости присоединились восставшие из Шелот и Липок.
Дошли восставшие до деревни Сидорова Слобода Климушинского сельского совета. К ним на встречу из города Вельска была послана группа вооруженных милиционеров, они встретили вояк и дали по толпе несколько выстрелов. Восставшие начали разбегаться. Наши чушевицкие вояки тоже бежали домой, кто какой дорогой.
В это время в Чушевицы на подавление мятежа из Тотьмы был послан отряд вооруженных солдат под руководством Холмогорова. Они на площади села установили пулемет «Максим», у которого постоянно дежурили солдаты. Отряд прожил в селе два месяца, пока не сняли осадного положения.
По прибытии солдат из Тотьмы арестованные коммунисты были освобождены. Красноармейцы патрулировали по селу и вояк, возвращавшихся домой, сажали в казаматку. Арестованных набралось немного. Во время осадного положения ходить разрешалось только до девяти часов вечера.
Главарей восстания судили военным трибуналом, и они были лишены избирательных прав на пять лет.
Покровский Николай Иванович, 1873 г.р., священник был обвинен в агитации против советской власти и в снабжении патронами участников котрреволюционного мятежа в Чушевицко-Покровской волости 1921 года.
13-14 апреля 1921 года выездной сессией Вологодского революционного трибунала по статье он был приговорен к лишению свободы с содержанием в исправдоме сроком на пять лет.
Наш край в период новой экономической политики
С введением НЭПа в волости все прежние купцы и торговцы подняли головы и открыли вновь торговлю, вытащив спрятанный товар. Появился новый купец из Заболотья Климовский Степан (брат учителя), но в селе он торговать не захотел и открыл прекрасный магазин в Верховажье. Но не на долго.
С новыми купцами стала конкурировать потребительская кооперация, созданная по инициативе врача Беляева А.В. Он был ее первым председателем, счетоводом работал дьякон Гурьев Афиноген.
Кооперация получала дорогостоящую соль, которой в то время в продаже не было, и стала снабжать солью своих пайщиков. До этого крестьяне ездили за соленой водой в село Леденское за 170 верст. Привозили бочку воды, из которой готовили пищу. На соль в Леденском меняли яйца, топленое масло и одежду. На укрепление кооперации из уезда был послан Шаманин Александр Кондратьевич.
В это же время на партийную работу был послан освобожденным секретарем Дранишников Василий Иванович. В ряды партии были приняты: Климовский А.В., Трапезников Кирилл, Трапезников Иван, Кулигин Николай, Черепанов Ефим, Митрофанов Федор и другие. Сельские советы были обеспечены партийным влиянием, активизируется политико-массовая работа по деревням.
В конце 1923 года из уезда приехал уполномоченный Соковиков Дмитрий по перевыборам в советы. Они были переизбраны в прежнем составе. Предвыборная борьба за кандидата на председателя совета развернулась на съезде по Суходворскому сельскому совету. Соковиков стоял за кандидатуру Тестова Петра, мотивируя тем, что он из бедняков и долго работал старостой. Простым голосованием был вновь выбран Тестов Петр. Но, когда об этом узнали в волостном исполкоме, то его члены и секретарь Глуханов Степан прибежали на съезд и развернули критику кандидатуры Тестова Петра, мотивируя тем, что
он малограмотный, не умеет читать, и он не выбран делегатом от деревни. Собранию пришлось отменить итоги голосования и дать отвод Тестову Петру. Единогласно председателем Суходворского сельского совета был избран Климовский А.В.
На волостном съезде председателем волисполкома был избран Соковиков Дмитрий. Волисполком разместился в здании церковно-приходской школы.
Ставка председателя сельского совета была назначена 9 рублей 90 копеек. В виду недостаточности бюджета часть советов была ликвидирована. Остались два: Суходворский и Заболотский.
В 1925 году происходит слияние волостей. На волостном съезде председателем был избран Степанов Афанасий Никифорович, член партии с дореволюционным стажем. Секретарем волостного комитета ВКП (б) работал Третьяков Иван Иванович, пропагандистами – Мошков Иван Николаевич и Уваров Федор Васильевич. Они организовали кружок партийной учебы для молодежи.
По инициативе Степанова А.Н. было организовано кредитное товарищество «Крестьянин» и сельскохозяйственная кооперация.
Волком комсомола возглавлял Акиньхов Александр, очень инициативный человек.
В 20-е годы была открыта изба-читальня. На столах в ней разложили газеты и журналы. Раз в неделю Степанов А.Н. читал лекции о международном положении. Изба-читальня постепенно стала возлюбленным местом для молодежи.
Уезд послал избача Кулакова, а потом Пушкина. Постепенно оживилась массовая работа на селе. Волостным женским организатором работала Соломатова, и во всех деревнях были выбраны делегатки. Блюстителем законности на селе был один милиционер Виноградов.
Коммунисты и комсомольцы завоевали авторитет среди населения.
В конце 1925 года уехал на учебу Степанов А.Н., затем Трапезниковы Николай и Кирилл. Комсомолец Долговязов Иван – первый инженер из деревенских парней.
Достарыңызбен бөлісу: |