РФ/Чечня: Вода для Дачу-Борзоя
Несмотря на улучшение общей ситуации в Чеченской Республике, многие населенные пункты в ее отдаленных южных районах по-прежнему испытывают трудности с водоснабжением. Дачу-Борзой – лишь одно из многих сел, где Международный Комитет Красного Креста (МККК) за последние годы провел полные или частичные работы по строительству и ремонту водопровода. При отборе населенных пунктов для оказания такой помощи МККК учитывает масштабы разрушений, количество жителей, состояние систем водоснабжения и степень минной опасности.
Селение Дачу-Борзой расположено на правом берегу реки Аргун на границе с Шатойским районом Чечни. Здесь проживают 2012 человек. Когда в 2009 году инженеры МККК впервые приехали в село, то обнаружили, что существовавшая система водоснабжения разрушена на 95 процентов. Раскореженная водонасосная станция красноречиво свидетельствовала о том, что вода из кранов в домах не течет. Почти 90 процентов жителей обзавелись колодцами, куда заливалась покупная вода, доставляемая водовозами. Но вода в колодцах застаивается и дня через три становится более пригодной для технических нужд, чем для питья.
Завершив работы по восстановлению и ремонту систем водоснабжения в нескольких других селениях, Красный Крест в 2011 году вернулся в Дачу-Борзой. Даже по предварительным оценкам, стало ясно, что это будет самый масштабный подобный проект МККК в чеченских селах. Населенный пункт отвечал всем критериям организации по численности населения и степени разрушения. Рассказывая об этапах работы, инженер МККК Муса Шаипов, шутя, приводит еще один аргумент местных жителей: "В одном из дворов в Дачу-Борзое нам сказали, что сюда и девушки замуж с трудом выходят из-за того, что вода не идет".
Сначала, как и положено, инженеры исследовали природные источники в округе. Обнаруженные родники располагались ниже уровня села, а это означало, что самотеком вода в дома не попадет, и понадобятся насосы, которые будут ее качать. Администрация села сделала необходимый анализ воды на пригодность для питья. Удовлетворившись результатами, Красный Крест нанял подрядчика, команда которого приступила к работе под руководством инженеров организации. "Чтобы подавать воду насосами, - рассказывает Муса, - нужна электроэнергия, и для этого МККК проложил более 1100 м линий электропередач и установил трансформатор". Кроме того, построены два резервуара для воды, емкостью в 40 и 100 кубометров и проложено около 19 км трубопровода. "Мы подведем воду прямо к воротам, - говорит Муса, - чтобы потом каждый житель смог провести ее к себе в дом". Бывший глава администрации селения Рамзан Серганов, при котором в 2011 году началось строительство, вспоминает, как в самом начале не очень любезно принял организацию. "Я думал, что они приехали для "галочки", - смеется он. - А сейчас вон сколько сделано. Семь поколений моих отцов прожили тут без воды, таскали в ведрах и на коромыслах. Я и не помню, когда она здесь хорошо шла".
Общаясь с местными жителями, Муса дипломатично старается решить все возникающие вопросы. "Жители села часто пытаются помогать советами, - улыбается Муса, - Кто-то доволен, кто-то нет. Без этого не бывает. Многие, не разбираясь в технических деталях, пытаются убедить нас в том, что мы что-то делаем неправильно. Но у нас очень четкие расчеты, планы и чертежи, а также свои критерии. Мы исходим из наших возможностей и из задачи МККК, как гуманитарной организации, обеспечить доступ к питьевой воде населению в селах, которые пока не смогли самостоятельно справиться с последствиями вооруженного конфликта".
Сейчас половина селения уже получает воду. Чтобы проверить, как работает новая система, инженеры запустили ее, не дожидаясь окончания проекта. В доме у въезда в село свежевырытая траншея ведет с улицы во двор, извиваясь змеей прямо под воротами. Марьям, женщина лет шестидесяти, встречает инженеров у калитки. Она признается, что не верит, что вода наконец-то пойдет, ведь в этой части села ее еще не видели. Там, где система уже запущена, в одном из дворов рядами развешено постиранное белье. На порог дома выходит молодая женщина. "Я от радости все ковры постирала, когда впервые воду дали, - говорит Лариса. - За машину воды платили 400 рублей. Нам ее на две недели не хватало – и семья большая, и скотину поить надо". Так все-таки идет вода.… Бежит по трубам как по венам по всему Дачу-Борзою, а потом по "маленьким капиллярам" растекается в дома. И к Марьям тоже придет. Работы в селении осталось на месяц, как раз успеют до зимних холодов…
Достарыңызбен бөлісу: |