Третья период развитого феодализма (X-XVI вв.) Система сёэн



Дата29.06.2016
өлшемі170.5 Kb.
#166296
түріГлава
Глава третья

ПЕРИОД РАЗВИТОГО ФЕОДАЛИЗМА (X—XVI вв.)
Система сёэн

По мере развития феодальных отношений государ­ственная феодально-земельная собственность все боль­ше приходила в противоречие с растущей частной фео­дальной собственностью, в которую превратились при­вилегированные наделы, кормовые пожалования, осво­енные целинные земли и т. д. Периодические переделы земли, предусмотренные законом, проводились редко, а затем и совсем прекратились. Надельная система уже в IX в. переживала кризис и вытеснялась поместной системой – так называемой сёэн. В X в. сёэн становится преобладающей формой земельного владения.

Крестьяне, получив от владельца сёэн земельные участки, стали вместо налога государству платить по­дать владельцу поместья. При этом крестьяне остава­лись формально, «свободными» (рёмин), но фактиче­ски оказывались, прикрепленными к земле.

Наряду с поместными крестьянами, было некоторое количество свободных крестьян, владевших своими зе­мельными участками на правах частной собственности. Эти участки, добытые главным образом путем поднятия целины, назывались мёдэн («именные земли»), а их владельцы — мёсю. Они обрабатывали свои участки с помощью членов своей, обычно многочисленной семьи, а также одного или нескольких рабов. По сравнению с поместными крестьянами мёсю были более состоя­тельными.

Владельцы сёэн (река, или рёсю) имели свои воору­женные дружины. Они использовали их для подавления крестьянских бунтов, для борьбы с отрядами беглых крестьян («разбойничьими шайками»), с соседними феодалами и даже для захвата государственных зе­мель. Они присваивали себе право иммунитета, отказы­вались платить налоги государству и даже запрещали представителям власти появляться в своих владениях.

Владельцы мелких поместий, чтобы обезопасить се­бя от нападения более сильных соседей, в свою очередь отдавались под защиту крупных феодалов, становившихся их сюзеренами.

Большое количество таких вассалов было у членов императорской семьи, у дома Фудзивара, у буддийских монастырей, владевших огромными земельными богатствами, крепостными крестьянами и имевших собственные дружины из вооруженных монахов. Много вассалов было и у провинциальных знатных домов, таких, как Тайра, Минамото, Киёвара, Татибана и др. Дом Фудзивара оставался у власти в течение не­скольких веков, фактически отстранив от нее императо­ров. Некоторые из них пытались ослабить влияние Фудзивара, противопоставляя им представителей других знатных родов (Тайра, Минамото). Так поступали императоры Уда (887—897) и Дайго (897—930), однако Фудзивара удавалось восстанавливать свою власть1
Борьба феодалов против Фудзивара. Крестьянские восстания.

В различных районах страны часто происходили восстания против власти Фудзивзра. Так, в 935 г. Один из представителей дома Тайра, Масакадо, имевший обширные владения на востоке страны, поднял восстание против центральной власти и даже объявил себя императором, ссылаясь на то, что он происходит от императора Камму. Он овладел восемью восточными провинциями, но после пятилетней борьбы потерпел поражение.

В 941 г. губернатор провинции Иё (о-в Сикоку) Сумимо Фудзивара, происходивший от одной из боко­вых линий Фудзивара, отказался вернуться в столицу после окончания срока службы, поднял восстание, но тоже потерпел поражение.

В 1028 г. восстание поднял другой представитель дома Тайра, Тадацунэ. Восстание было подавлено от­рядами другого феодала, Иоринобу Минамото, сопер­ника Тайра.

В 1050 г. восстал один из феодалов северной про­винции Муцу, Иоритоки Абэ. После продолжительной борьбы (так: называемой девятилетней войны) восста­ние было подавлено отрядами сына и внука Иоринобу Минамото, Иориёси и Иосииэ.

В 1083 г. Иосииэ Минамото по приказу Фудзивара выступил против восставшего крупного феодала в дру­гой северной провинции Дэва, Киёвара, и одержал над ним победу после трехлетней борьбы.

В борьбе против восставших местных феодалов Фудзивара стремились использовать вооруженные силы соперничавших военных феодальных домов Тайра и Минамото с целью их ослабления. Однако это вело к обратным результатам. Подавляя восстание против Фудзивара, Тайра и Минамото захватывали земли вос­ставших, умножая свои владения. В итоге экономиче­ская и военная сила домов Тайра и Минамото росла, в то время как сила Фудзивара постепенно умень­шалась.

Выступления феодалов против центральной власти сопровождались крупными крестьянскими антифео­дальными восстаниями. В первой половине X в. в прав­ление императора Дайго вспыхнули крестьянские вол­нения в провинциях Аки и Кадзуса. В конце X — нача­ле XI в. крупное крестьянское восстание охватило цен­тральную часть страны, причем крестьяне напали на столицу Хэйан, разгромили и сожгли ряд правительст­венных зданий и дворцов, принадлежавших придвор­ной знати. Многочисленные шайки разбойников из беглых крестьян, действовавшие на дорогах, делали продвижение по стране крайне опасным. Все это еще больше расшатывало власть Фудзивара.


Система «инсэй»

Ослабление Фудзивара побудило императоров сделать попытку освободиться от их влияния и взять бразды правления в свои руки. В 1068 г. на престол вступил император Го-Сандзё, внесший в государственную практику новую форму правления, так называемую инсэй (систему монашествуюших экс-императоров). В 1072 г. он отрекся от пре­стола в пользу своего сына Сиракава, постригся в мо­нахи и стал править государством из своей монашеской резиденции, называемой «ин» (это слово прибавлялось и к имени экс-императора, например Го-Сандзё-ин). Через год он умер, но новая форма правления сохрани­лась. В 1086 г. Сиракава в свою очередь отрекся от престола, постригся в монахи и стал править в качестве экс-императора вплоть до своей смерти в 1129 г. От­речение императоров и пострижение их в монахи было давнишней традицией в Японии, но «инсэй» как система правления утвердилась фактически только с момента отречения императора Сиракава.

Правящие экс-императоры имели свой собственный аппарат управления, независимо от официального, про­должавшего оставаться в руках Фудзивара. Они старались опереться на военные дома Тайра и Минамото и особенно на могущественные буддийские монастыри, политическое влияние которых при системе «инсэй» зна­чительно возросло. В результате власть сидевших на престоле императоров и их регентов из дома Фудзивара становилась все в большей степени номинальной. Экс-императоры сосредоточивали в своих руках большое количество поместий на правах частной феодальной собственности, тогда как номинальные императоры, земли которых считались государственными, все больше теряли ее. В XII в. во многих провинциях уже совсем не было государственной земли, ее захватили крупные феодалы, в том числе экс-императоры.

После Сиракава экс-императором стал император Тоба, а вслед за ним Го-Сиракава, правивший с 1158 по 1192 г. Однако постепенно реальная власть перехо­дит от экс-императоров к домам Тайра и Минамото.


Борьба между Тайра и Минамото. Победа Минамото

Вторая половина XII в. бы­ла заполнена борьбой между этими двумя могущественны­ми феодальными домами, на­чавшейся еще в X в. Дом Тайра (Хэйкэ, или Хэйдзи) и дом Минамото (Гэндзи) вели свое происхождение от императорской фамилии. Глав­ная ветвь Тайра, Камму Хэйдзи, вела свое происхож­дение от императора Камму (781—806). Главная ветвь Минамото, Сэйва Гэндзи, вела свое происхождение от императора Сэйва (858—876)2. Оба дома владели большим числом поместий. Сперва влияние Минамото преобладало в центральных провинциях, а влияние Тайра — в восточных, но после того как Минамото по­давили восстания в северных провинциях Муцу и Дэва, их влияние распространилось также на северные и во­сточные провинции. Минамото настолько укрепили свои позиции, что вызвали опасения Фудзивара. В 1091 г. последние издали указ, запрещавший владельцам сёэн переходить под сюзеренитет дома Минамото.

Пока Минамото укреплялись на северо-востоке стра­ны, Тайра усиливали свое влияние при дворе и в про­винциях, расположенных вокруг столицы и на побе­режье Внутреннего Японского моря.

В 1108 г. один из представителей дома Тайра, Маса.мори, подавил восстание, поднятое против Фудзивара сыном Иосииэ Минамото, Иоситика. Сын Масамори, Тадамори, еще более укрепил свое положение в Киото, особенно после того, как он разгромил пиратов, гнез­дившихся на берегах Внутреннего Японского моря, и усмирил вооруженных буддийских монахов, угрожав­ших спокойствию столицы. Сын Тадамори, Киёмори, с 1167 г. стал фактически диктатором в Киото, лишив ре­альной власти экс-императора Го-Сиракава, а также Фудзивара, хотя последние формально оставались ре­гентами при номинальном императоре.

Политическая власть Тайра базировалась на широ­кой экономической основе: этому дому принадлежало больше 500 крупных поместий почти во всех провинциях страны. Киёмори полностью господствовал в 30 провин­циях из 66. Пользуясь своей властью в Киото, Киёмори посылал своих уполномоченных (бугё) в поместья тех феодалов, в верности которых он сомневался. Киёмори умер в 1181 г. в начале междоусобной войны между до­мами Тайра и Минамото (война Гэмпэй).

Войну против Киёмори Тайра начал Иоритомо Минамото. Еще ребенком он по приказу Киёмори был сослан в изгнание в провинцию Идзу. В сентябре 1180 г. Иоритомо тайно покинул место ссылки, собрал небольшое войско и выступил против Тайра. Постепенно число феодалов — сторонников Иоритомо увеличивалось. Многие из них, недовольные диктаторством Киёмори, в том числе даже некоторые боковые ветви дома Тайра, жившие в восточных провинциях (Ходзё, Миура, Тиба, Хатакэяма и др.), признали себя вассалами Иоритомо. Экс-император Го-Сиракава в зависимости от военной ситуации то поддерживал Тайра, объявляя Минамото «бунтовщиком», то переходил на сторону Минамото, объявляя «бунтовщиком» Тайра.

Война велась с переменным успехом и охватила всю Японию. Наконец, в решающем морском сражении при Данноура (ныне Симоносеки) 25 апреля 1185 г. Тайра потерпели поражение.

Успех Минамото объяснялся не только их военным превосходством, но и социально-экономическими причинами. В восточных и северных провинциях, где шла борьба с айнами, Минамото и другие феодалы вынуж­дены были для привлечения дружинников выделить им земельные участки на правах ленов как вознаграж­дение за несение военной службы. Это привело к разви­тию в данных провинциях мелкого ленного землевладе­ния. Дружинники постепенно выделялись в привилегированное сословие мелкопоместного военного дворянства (буси, самураи), находившееся в вассальной зависимости от дома Минамото. В западных и южных про­винциях, где находились земли Тайра, преобладали крупные поместья. Дом Минамото, таким образом, имел по сравнению с домом Тайра более широкую социаль­ную базу в лице многочисленного мелкопоместного дво­рянства. Обширные земельные владения Тайра являлись предметом вожделений мелкопоместных дворян северо-востока. После победы над Тайра Иоритомо кон­фисковал все их земельные владения и роздал их мелкими ленами своим вассалам3.


Правление Иоритомо Минамото

После победы над Тайра Иоритомо Минамото поспешил установить свою власть над всей страной. В завоеванные им провинции он направил из числа своих вассалов во­енно-полицейских комиссаров (сюго), сосредоточив в их руках всю военную и гражданскую власть. В по­местья крупных феодалов, которых он обложил специ­альным военным налогом, Иоритомо послал финансо­вых агентов (дзито), которые должны были следить за хозяйничаньем владетелей поместий и взиманием налогов.

Иоритомо Минамото сохранил систему малолетних императоров и экс-императоров. Регентами при мало­летних императорах по традиции продолжали оставать­ся Фудзивара, но ни они, ни императоры, в том числе и экс-императоры, не имели никакой реальной власти. Правда, Иоритомо обычно заручался указами экс-импе­ратора, собираясь в поход против какого-нибудь круп­ного феодала или намечая какое-нибудь важное госу­дарственное мероприятие, но это был только формаль­ный акт, имевший целью показать, что религиозный глава одобряет его действия.

Иоритомо всячески старался привлечь на свою сто­рону как можно больше феодалов, даже происходивших из домов Тайра и Фудзивара, если они подчинялись его власти. Но он немилосердно уничтожал всех, кто выступал. против него или мог быть ему опасен. Так, он приказал убить сыновей и внуков Киёмори Тайра, пре­следовал и довел до самоубийства своего родного брата Иосицунэ, которому он был обязан победами над Тайра и военной славе которого он завидовал.

Иоритомо требовал от своих вассалов (гокэнин, кэнин) независимо от рангов полного подчинения, бес­прекословного послушания и верности. Без его разре­шения они не имели права вступать в какие-нибудь связи с Киото, принимать титулы от императора, об­щаться с придворной знатью. Вся жизнь его вассалов и их семей, включая их личные дела (вопросы брака, вре­мяпрепровождение, знакомства, бюджет семьи и т. д.), находилась под его наблюдением и контролем. Он уста­новил для них суровый военный режим в отличие от изнеженного образа жизни, который вела киотоская придворная аристократия. В свою очередь киотоская придворная знать (кугэ) смотрела на феодальное об­щество восточных провинций (букэ) как на «восточных варваров». Порядок, установленный Иоритомо Минамото для взаимоотношений между сюзереном и его вассалами, был в дальнейшем (в 1232 г.) оформлен в новом кодексе законов «дзёэй сикимоку» («Уложение периода дзёэй»), признавшем «военную доблесть» основной нормой феодального общества.
Камакурский сёгунат. Сиккэнат Ходзё.

В 1192 г. Иоритомо Минамото был провозглашен (фор мально от имени императора) военным диктатором — сёгуном («сэй-и-тай-сёгун»). Своей столицей и местом пребывания (правительства (бакуфу — военная ставка), он сделал г. Камакура, где еще в 1180 г. устроил свою резиденцию. Киото осталось столицей императора как религиозного главы государства и местом общеяпонских религиозных церемоний. Иоритомо послал в Киото, на Кюсю и в северные провинции Муцу и Дэва (ввиду их отдаленности от центра) своих наместников (тэндай) с правом издания указов от его имени.

После смерти Иоритомо Минамото (в 1199 г.) ввиду неспособности его старшего сына к управлению был создан совет из крупнейших военачальников Иоритомо и ряда гражданских чинов. Во главе совета стал ближайший советник Иоритомо, его тесть Токимаса Ходзё. После длительной борьбы между сыновьями и внуками Иоритомо, которых поддерживали различные группы феодалов, сегуном стал младший сын Иоритомо, Санэомо. Поскольку он был малолетним, регентом при нем был назначен Токимаса Ходзё, принявший титул «сиккэн» (правитель). Титул и пост сиккэна, фактически главы государства, ставшие наследственными, находились в руках представителей дома Ходзё до 1333 г. Формально сёгуны остались, но реальной власти не имели4. В 1205 г. пост сиккэна перешел к сыну Токимаса, Иоситоки. Экс-император в Киото Го-Тоба, заручившись военной поддержкой некоторых феодалов, недовольных существованием бакуфу, попытался свергнуть власть Камакура и вернуть себе реальную власть, потерянную его предшественником Го-Сиракава.

6 июня 1221 г. он объявил Иоситоки вне закона, Восточную Японию, цитадель сёгуната, –мятежной. Бакуфу послало против Киото большое войско под коман­дой сына сиккэна, Ясутоки. Разбив вооруженные силы противника, Ясутоки занял Киото, низложил и сослал Го-Тоба на о-в Оки, казнил замешанных в заговоре феодалов и представителей придворной знати и кон­фисковал принадлежавшие им около 3000 крупных по­местий. Разделив конфискованные земли на мелкие участки, Ясутокй передал их в качестве ленов своим вассалам. Это значительно укрепило социальную базу сёгуната и в частности дома Ходзё. Мелкие ленные вла­дения утвердились как господствующая форма фео­дального землевладения, а мелкопоместное военно-слу­жилое дворянство (буси, самураи) стало господствую­щей социально-политической силой, стоявшей над бесправным «народом» (бонгэ).

Результатом восстания Го-Тоба, известного в исто­рии Японии как «смута периода Дзёкю», явилось то, что бакуфу присвоило себе право утверждать импера­торов и экс-императоров, определять порядок престоло­наследия, назначать регентов и прочих высших при­дворных сановников. Все они фактически стали марио­нетками в руках сиккэнов Ходзё.

Иоситоки Ходзё разместил в Киото военный гарни­зон для поддержания порядка и предупреждения воз­можного нового заговора против Камакура. Представи­телем сёгуната в качестве заместителя сегуна (тэндай) с местопребыванием в киотоском дворце в квартале Рокухара5 был назначен Ясутоки, которому был пору­чен контроль не только над столицей, но и над всеми западными и юго-западными провинциями. Этот пост и в дальнейшем занимали только члены дома Ходзё.

После смерти Иоситоки в 1224 г. сиккэном стал Ясу­токи (1224—1242). При нем в 1235—1237 гг. в Киото произошли крупные беспорядки в результате кровавых столкновений между вооруженными монахами буддий­ских монастырей и священнослужителями синтоистских храмов из-за новых поместий. Властям с трудом уда­лось овладеть положением. Беспутное поведение и рос­кошная жизнь верхушки буддийской церкви, ее пыш­ный ритуал, вызывающее поведение монахов, террори­зировавших население столицы и даже императорский двор, их ненасытное стяжательство вызывали возмуще­ние не только низших слоев населения, но и самураев, видевших в монахах своих конкурентов по владению землей.

В связи с этим в противовес старым буддийским сектам, ориентировавшимся преимущественно на киотоскую знать, в Камакура возникли в XIII в. новые секты — дзэн и хоккэ (Нитирэн) которые, отрицая внешнюю пышность ритуала, требовали в целях спасения усиления веры в Будду и слияния с ним путем внутрен­него созерцания. Эти секты, имевшие своего рода про­тестантский характер, находили своих адептов среди са­мурайского сословия и отчасти среди новых городских слоев (купечества и ремесленников), укрепивших в этот период свои позиции в связи с ростом экономики.


Развитие экономики

К середине XIII в. в экономике Японии произошли зна­чительные изменения. Разви­валось земледелие (в ряде мест стали снимать два уро­жая риса в год), крестьяне стали разводить лен, инди­го, хлопок, сажать тутовые деревья, что стимулирова­лось развитием ремесел. Разнообразные ремесленные изделия (богатое вооружение, дорогие ткани, домашняя утварь, драгоценные украшения, изящные ширмы, вее­ра, изделия из лака и т. п.) находили спрос уже не только у придворной знати и обитателей монастырей Киото и Нара, но и у сёгунского двора в Камакура и провинциальных военно-феодальных слоев, которые в своем быту все больше подражали роскоши высшего киотоского общества.

Расширяется внутренняя и внешняя торговля, все больше развиваются торгово-денежные отношения. Растет число городов, возникающих вокруг феодальных замков, монастырей и храмов, около почтовых станций, морских гаваней. В городах и селениях появляются рынки, торги. Ремесленники и торговцы создают свои объединения (дза), напоминающие европейские средне­вековые цехи и гильдии. Дза пользовались монополь­ным правом изготовлять и продавать разные товары, за что платили большие налоги своим покровителям — им­ператорскому двору и его окружению, бакуфу, феодалам, монастырям. Япония, особенно ее западные и юго-западные провинции, ведет оживленную торговлю с Китаем. Оттуда ввозятся шелк, фарфор, парча, чай, сан­даловое дерево и медные монеты, имевшие широкое хождение в Японии, а вывозятся золото, мечи, ширмы, веера, лакированные и другие изделия. Товары перево­зились главным образом на китайских судах (в судо­строении японцы в то время значительно уступали ки­тайцам). Расширение внешней торговли способствовало появлению наряду со старой гаванью Нанива (Осака) новых портов (Хаката, Бонацу и др.)
Нашествие монголов

Во второй половине XIII в. Япония подверглась нашествию монголов, завоевавших до этого Китай и утвердивших там свою (Юаньскую) ди­настию. Китайский император из этой династии, Хубилай, завоевав Корею, потребовал от Японии изъявле­ния покорности как китайского вассала. В 1268 г. он направил в Японию посла с этим требованием, угрожая нашествием в случае отказа. Посол, однако, уехал с пустыми руками. В 1271 г. Хубилай отправил в Японию новое посольство, но сиккэн Токимунэ Ходзё приказал изгнать его из пределов страны. Японцы начали усиленно готовиться к отпору монголам. Бакуфу приказало укрепить побережье Кюсю и юго-запад Хонсю, где ожи­далась высадка монгольских войск, и сосредоточить там самураев всех западных провинций.

В 1274 г. Хубилай снарядил морскую экспедицию, которая направилась к берегам Кюсю. Войско Хубилая, состоявшее из монголов, китайцев и корейцев, заняло острова Цусима и Ики и высадилось на Кюсю, где за­хватило город Хаката и его окрестности. Экспедиция, однако, кончилась неудачей. Монгольское войско вы­нуждено было покинуть Кюсю из-за боязни быть отре­занным от материка в результате гибели большинства судов, главным образом корейских, разбитых бурей.

Хубилай, однако, не оставил мысли о покорении Японии. В 1275 г. он вновь отправил в Японию посоль­ство с прежним требованием признать сюзеренитет Ки­тая. Члены посольства были доставлены в Камакура и казнены.

В 1281 г. Хубилай направил в Японию новую, более многочисленную морскую экспедицию. Но и на этот раз она окончилась полной неудачей: тайфун, свирепствовавший двое суток у берегов Кюсю, уничтожил все китайские корабли6. Японцы еще долго, да смерти Хубилая в 1294 г., ожидали нового нашествия и готовились к нему, но оно не последовало.

Борьба с монголами потребовала от бакуфу большого напряжения сил, мобилизации многочисленного самурайского войска; большие расходы по укреплению побережья вызвали экономические трудности для сёгуната. Чтобы покрыть расходы, пришлось еще более усилить эксплуатацию крестьянства. Самураи, особенно прямые вассалы сегуна и сиккэна из восточных и северных провинций, были обязаны воевать за свой счет, что сильно пошатнуло их экономическое положение.

Для того чтобы предотвратить разорение своих самураев бакуфу издало в 1297 г. указ, запрещавший продажу и заклад земли и аннулировавший все сделки по этим операциям, заключенные самураями. Проданные в течение последних двадцати лет без разрешения властей земли должны были быть возвращены их прежним владельцам. Аннулированы были, за небольшим исключением, все личные долги самураев. Такие указы (токусэйрё) повторялись и в дальнейшем. Однако эти меры не достигли цели. Они привели лишь к тому, что самураи вынуждены были заключать такие сделки тайно и на худших условиях. Кризис мелкопоместного дворянства усиливался.
Усиление крупных феодалов — соперников Ходзё.

Экономическое ослабление прямых вассзлов сегуна и сиккэна подорвало их позиции. Они уже не могли подавлять других феодалов своим авторитетом и силой, тем более что в самом доме Ходзё началась борьба за место сиккэна. Их представители в провинции (сюго) становились все более независимы. Они сосредоточивали в своих руках обширные земли, превращаясь в крупных феодалов. Укрепились также позиции других феодальных домов, соперничавших с Ходзё.

Особенно усилились в конце XIII в. феодалы западных и юго-западных провинций. В связи с организацией отпора монголам они получили от бакуфу большие средства и намного увеличили свои вооруженные силы. После провала монгольского нашествия стала быстро развиваться торговля этих провинций с Китаем и Ко­реей. Она обогащала не только купцов и ремесленни­ков, но и местных феодалов. Кроме того, последние немало наживались и на многочисленных набегах, совершаемых под их покровительством японскими пиратами на побережье Кореи и Китая.
Двоецарствие

Неминуемая вооруженная борьба между домом Ходзё и враждебными ему феодалами была ускорена попыткой императорского дома и при­дворной знати (кугэ) восстановить свою утраченную власть. Вступивший в 1318 г. на императорский престол Го-Дайго решил добиться реальной власти. Он ликвидировал институт экс-императоров и стал готовиться к борьбе с сёгунатом и сиккэном. Для этого он заручился поддержкой буддийских монастырей и видных пред­ставителей секты дзэн.

Сиккэн Такатоки Ходзё, узнав о заговоре Го-Дайго, послал военную экспедицию в Киото. В конце сентября 1331 г. Го-Дайго покинул столицу и скрылся в Нара в монастыре Тодайдзи. Но вскоре он был схвачен, от­правлен для допроса в Рокухара (Киото) и затем выс­лан на о-в Оки.

Конфликтом между Го-Дайго и сёгунатом воспользовались некоторые феодалы, недовольные господством Ходзё. В ряде провинций начались вооруженные вос­стания феодалов не столько в поддержку Го-Дайго, сколько против Ходзё. Одним из таких феодалов, начав­шим партизанскую борьбу против сиккэна, был Масасигэ Кусуноки, вошедший в японскую историю как символ верности императору.

Весной 1333 г. Го-Дайго удалось покинуть место своей ссылки и вновь скрыться в одном из буддийских монастырей. Летом того же года бакуфу послало про­тив восставших феодалов, поддерживавших Го-Дайго, войско под начальством Такаудзи Асикага. Последний был одним из богатейших феодалов на востоке страны и вел свое происхождение от дома Минамото. Сиккэн очень на него надеялся, однако Асикага изменил Ходзё и перешел на сторону Го-Дайго.

Одновременно начались восстания феодалов против Ходзё на востоке страны. Они объединились под руководством одного из восточных феодалов Иосисада Нитта, происходившего, как и Асикага, из дома Минамото. В июне 1333 г. Нитта повел свои войска на Камакура и после ожесточенных боев занял этот город. Последний сиккэн Такатоки Ходзё убежал из Камакура в ближайший монастырь, где покончил жизнь самоубийством. Это положило конец камакурскому сёгунату7.

Такаудзи Асикага вскоре изменил и Го-Дайго. После длительной борьбы с феодалами, поддерживавшими императора, Асикага в 1336 г. занял Киото. Го-Дайго бежал в город Иосино, находящийся в горной местности на юге от Киото, создал там свой двор и объявил Иосино столицей. В свою очередь Асикага посадил на престол в Киото своего ставленника. С этого момента начинается «двоецарствие» (намбокутё), период длительной борьбы между «северным» двором в Киото и «южным» двором в Иосино.
Сёгунат Асикага.

Хозяином положения в стране стал Такаудзи Асика­га. В 1338 г. он объявил себя сёгуном. Резиденцией Асикага и местопребыванием правительства стало Киото8.

Борьба между северным и южным императорскими рорами фактически являлась феодальной междоусобной войной между сёгунатом Асикага и его сторонниками и враждебными ему феодалами, группировавшимися вокруг императора в Иосино. Война велась с переменньм успехом. Феодалы часто переходили из одного лагеря в другой, сообразуясь со своими своекорыстными интересами.

В самый разгар войны в 1358 г. Такаудзи Асикага умер. Сегуном стал его сын Иосиакира, после смерти которого титул сёгуна перешел к сыну последнего, Иосимицу (1368—1408). Тем временем все больше обозна­чался явный перевес сёгуната в войне. Поэтому, когда сёгун Иосимицу предложил южному императору Го-Камэяма заключить мир и слить оба двора воедино, последний согласился. В декабре 1392 г. было заклю­чено соглашение, по которому Го-Камэяма отказался от престола в пользу северного императора Го-Комацу с передачей ему императорских регалий.

Междоусобная война внесла большие изменения в феодальное общество. Многие мелкие феодалы поте­ряли свои владения. Вместо преобладавшего при камакурском сёгунате мелкопоместного ленного землевла­дения при Асикага утвердились крупные феодальные владения, охватывавшие часто целые провинции и да­же группы провинций. Это были по существу автоном­ные княжества, владетели которых, даймё, только номинально признавали власть сегуна Асикага. Большин­ство этих даймё вели свое происхождение от провин­циальных военных губернаторов (сюго), которые раз­богатели, задерживая налоги, которые они собирали в подвластных им провинциях для центральной власти.

Так сёгунские наместники в Канто (Камакура) фак­тически стали независимы от Киото, и сёгуну прихо­дилось усмирять их силой. Крупные феодалы на Кюсю (Симадзу и др.) тоже не повиновались центральной власти. Долгую ожесточенную борьбу пришлось вы­держать Иосимицу с феодальным домом Ямана, гос­подствовавшим в одиннадцати западных провинциях; только в 1392 г. он покорился сёгуну. Вслед за этим восстал против сегуна крупный феодал Оути, владевший большим торгово-промышленным центром — городом Сакаи. Оути находился в тесной связи с главарями пи­ратов, действовавших во Внутреннем Японском море и совершавших частые набеги на корейское и китайское побережья. В конце 1399 г. армия сегуна окружила и сожгла Сакаи. Восстание было подавлено.

Иосимицу уделял большое внимание внешним связям Японии, в первую очередь с Китаем, где в это время на троне сидели императоры из династии Мин, сме­нявшей монгольскую династию. Китайский импе­ратор несколько раз посылал посольства в Японию с требованием принять меры к обузданию японских пиратов. Но посольства задерживались на Кюсю, где правили враждебные сёгуну феодалы, и пиратские набеги на Китай продолжались. Тогда китайский император разорвал все отношения с Японией.

В 1401 г. Иосимицу послал посольство в Китай с просьбой возобновить отношения. Он принял решитель­ные меры против пиратов, за что получил благодарность китайского императора, именовавшего его в своих посланиях «королем» Японии. Сам Иосимицу так же подписывал свои послания в Китай. Вместе с посольствами Иосимицу посылал китайскому императору богатые дары, которые воспринимались последним как дань, и в свою очередь получал ответные дары. Между Японией и Китаем возобновилась оживленная торговля.


Дальнейшее развитие экономики

В XIV и первой половине XV в. экономика Японии сделала новый значительный шаг вперед, несмотря на междоусобные войны, раздиравшие страну. В основной отрасли хозяйства – земледелии – улучшилась техника об­работки земли и расширились системы орошения, что привело к росту производства сельскохозяйственной продукции. Появились вывезенные из Китая новые культуры, в том числе хлопок и сахарный тростник. Специализация отдельных районов по определенным культурам привела к росту торговли между ними, равно как между городом и деревней. Все большее распро­странение получали всевозможные ремесла. Все это вело к быстрому развитию товарно-денежных отношений.

Во время междоусобных войн сильно пострадал го­род Киото и его окрестности. Жителям столицы не хва­тало риса, приходилось ввозить его в большом количе­стве из других районов страны. Появились оптовые торговцы рисом (тоя, или тонья), постепенно становившиеся монополистами и обогащавшиеся на этой торговле. Часто они придерживали рис, чтобы поднять цену. В Киото возникла рисовая биржа, которая фактически диктовала цены для всей Японии. Тоя также бра­ли на откуп сбор налогов и становились финансо­выми агентами сегуна и феодалов.
Создание слоя самураев-земледельцев

Образование крупных княжеств в конце XIII в. имело свои социальные последствия. Крупные феодалы постепенно ликвидировали поместья (сёэн) своих самураев с тем, чтобы сосредоточить в своих руках все доходы от экс­плуатации крестьян. Самураи были частично поселены в замках даймё или в призамковых городах, частично посажены на землю в качестве земледельцев. Это при­вело к созданию многочисленного слоя мелких земле­дельцев самурайского происхождения, так называемых кокудзин или дзисамураев. Их экономическое положениё было довольно затруднительным. Потребности обычно превосходили их финансовые возможности, по­этому они часто закладывали свои земли ростовщикам и оказывались в неоплатных долгах. Время от времени они добивались от бакуфу издания токусэйрё, т. е. ука­за о безвозмездном возвращении им заложенных земель и ликвидации или значительном сокращении долгов. Так, подобный указ был издан при сёгунате Муромати в 1441 г., а затем они последовали один за дру­гим. При сегуне Иосимаса (1443—1473) таких указов было тринадцать. Однако, как и при камакурском сёгунате, они особых результатов не давали, о чем свидетельствуют их частые повторения.


Крестьянские восстания

Кокудзин часто объединялись с крестьянами в борьбе против крупных феодалов. В 1428 г. крестьянские восстания начались в провинции Оми и затем захватили районы Киото, Пара, Исэ, Ка-вати, Идзумо и др. Толпы крестьян нападали на фео­дальные замки, монастыри, дома и конторы ростовщи­ков, уничтожали долговые обязательства. Основными требованиями крестьян были снижение оброка и аннулирование долгов. В 1429 .г. крупное крестьянское вос­стание вспыхнуло в провинции Харима, в 1441 г.— в провинциях близ Киото. В 1457 г. произошло крупное крестьянское восстание в связи с небывалым голодом и эпидемией, охватившими страну из-за стихийных бед­ствий и повлекшими за собой смерть сотен тысяч людей. Крестьянские восстания носили, однако, локальный характер и не перерастали в крестьянскую войну.

Крестьянские восстания привели к некоторому ослаблению феодальной эксплуатации и расширению личной свободы крестьян. Если раньше крестьяне не могли покидать границы сёэн, то теперь они добились права в свободное от работы время уходить в города по своим делам. Многие оставались там на постоянное жительство, чтобы заниматься ремеслом, торговлей или работать носилыциками, грузчиками, возчиками и т. п.

Во время восстания 1441 г. крестьяне добились указа бакуфу о том что те из них, кто сидит на земле феодалов свыше 20 лет, получают на нее право собственности. Крестьяне добились также распространения на них токусэйрё.

Большинство восстаний произошло в годы правления сёгуна Иосинори (1428—1441) и его сына Иосимаса (1443–1473). Особенно тревожным было время правления Иосимаса. Бакуфу переживало постоянный финансовый кризис. Сюго, задерживая налоги, вели себя все более независимо. Крупные феодалы создавали на границах своих владений таможенные барьеры, облагая особыми налогами провозимые товары. Само бакуфу последовало примеру крупных феодалов в своих владениях. Это привело к росту цен, вызвавшему сильное недовольство населения. Поэтому во время восстаний в первую очередь уничтожались таможенные рогатки.

Иосимаса не только не смог подчинить своей власти большинство крупных феодалов, но и в самой столице не пользовался реальной властью. Он фактически был игрушкой в руках сильнейших феодалов Хосокава, Сиба и Хатакэяма, которые поочередно правили в качестве заместителей сегуна (канрё).


Война годов Онин. Народная власть в Ямасиро.

В середине XV в, власть в Киото принадлежала Кацумото Хосокава. Его соперником выступил другой крупный феодал — Содзин Ямана. Несмотря на запрет сегуна, Ямана двинул свои войска против сил Хокосава, расположенных в Киото. Началась одиннадцатилетняя война, получившая название «Война годов Онин» (1467–1477). Война велась не только между Хосокава и Ямана, которому на помощь пришли круп­ные феодалы Сиба и Оути; одновременно шла борьба между сыновьями сегуна Иосимаса за будущий сёгунский престол, борьба между тремя ветвями дома Уэсуги за пост сёгунского наместника в Канто, борьба меж­ду крупными феодалами на Кюсю. Междоусобица охвагила всю страну. В конце концов вся страна была разо­рена, все стороны обессилены и война постепенно затихла.

Только на юге провинции Ямасиро еще долго про­должалась вооруженная борьба между двумя претен­дентами феодального дома Хатакэяма на пост канрё. Они грабили как кокудзин, так и крестьян, облагали их тяжелыми налогами, жгли их дома, заставляли кресть­ян нести трудовую повинность в качестве носильщиков, ставили повсюду таможенные рогатки и т. д. Кокудзин и крестьяне выступили против феодалов единым фрон­том. В 1485 г. они создали собственную милицию и по­требовали ухода из провинции войск Хатакэяма. По­следние вынуждены были выполнить это требование. В провинции была установлена народная власть. Со­брание, на котором было представлено все население провинции от 15 до 60 лет, выбрало административный орган, куда вошли представители как кокудзин, так и крестьян. Захваченные вассалами Хатакэяма земель­ные участки были возвращены их прежним владельцам, таможенные рогатки были уничтожены, налоги сниже­ны, трудовая повинность крестьян отменена. Так про­должалось почти семь лет, пока предательство кокуд­зин не помогло феодальным властям вновь овладеть положением. Кокудзин вошли в сговор с сюго этой провинции и, получив некоторые правительственные по­сты, перешли на сторону властей, ликвидировав тем самым народную власть.

Война годов Онин фактически закончилась победой дома Хосокава над его противниками. В качестве канрё Хосокава играли примерно такую же роль при сегунах Асикага, как сиккэны Ходзё при камакурском сёгунате. После смерти Иосимаса на посту сегуна за короткий срок сменилось около десятка лиц из дома Асикага. Все они были марионетками в руках Хосокава до начала XVI в. В 1507 г. пост канрё был отнят у дома Хосокава одним из его вассалов.

Междоусобные войны XV в. причинили народным массам огромные страдания. В то же время сёгуны и их окружение вели блестящий образ жизни: строили роскошные дворцы, грандиозные буддийские храмы, устра­ивали дорогостоящие театральные представления9. Примеру сёгунов следовали крупные феодалы, буддий­ские прелаты и разбогатевшие купцы Киото, Сакаи, Заката, Хиого и других крупных городов.
Появление новых даймё

Война годов Онин явилась своего рода прелюдией почти столетнего периода междоусобиц, развернувшихся в XVI в. и известных в истории Японии как «сэнгоку дзидай» («период воюющих стран», или «смутное время»). В результате междоусобных войн многие старые крупные феодальные дома были низвергнуты и их ме­сто заняли другие, более мелкие, обычно находившиеся от них в вассальной зависимости (явление, известное в истории Японии, как «гэкокудзе» — «подавление высших низшими»). Так, в частности, господствовавший в западных провинциях в течение многих столетий феодаль­ный дом Оути был низвергнут его вассалом Мори, вла­ствовавшим затем в этих провинциях на протяжении трехсот лет. Владения дома Сиба, игравшего большую роль при сёгунате Асикага, перешли к его вассалам, среди которых был Ода, получивший в свое распоряже­ние провинцию Овари. Вскоре один из представителей дома Ода, Нобунага, прославился как первый объединитель страны. У влиятельнейшего феодального дома Уэсуги в Канто большая часть владений была захваче­на неким самураем из провинции Исэ, принявшим фа­милию Ходзё и положившим начало новому крупному феодальному дому Го-Ходзё. Все эти новые феодальные владетели известны под названием «сэнгоку даймё» {«даймё смутного времени»).

Эти «новоиспеченные» даймё были заинтересованы в первую очередь в укреплении не только своего политического, но и экономического положения. Они старались увеличить доходы как от сельского хозяйства, так и от развития ремесла и торговли в своих владениях. С этой целью они окончательно ликвидировали поместья (сёэн), устранив посредников между собой и крестьяна­ми в лице мелких феодалов. Оброк, уплачиваемый крестьянами, был унифицирован, а все добавочные и специальные налоги были отменены. Это несколько улучшило положение крестьян, разоренных в результа­те междоусобных войн.

Даймё стали больше внимания уделять торговле и промышленности, в частности горному делу. Так, дом Мори разбогател от разработки серебряных рудников в провинции Ивами, которые он захватил в 1556 г. Дай­мё усиленно прокладывали дороги, налаживали транс­порт, строили гостиницы, торговые склады. Большое развитие получило каботажное плавание вдоль берегов Японского моря и Внутреннего Японского моря. Росло число гаваней (Сакаи, Хаката, Хирано, Фунай, Хиого и др.), что способствовало развитию внутренней и внеш­ней торговли. К концуXVI в. в Японии насчитывалось около пятидесяти портовых городов.

В середине XVI в. отдельные города (Сакаи, Хира­но и некоторые другие) стали вольными городами» по­добно некоторым средневековым городам Италии и Германии. Они договорились с феодалами о выплате им определенной суммы подати (нэнгу), взамен чего по­лучили право на самоуправление, осуществляемое вы­борным советом старейшин (тосиёри). В частности, Са­каи совсем откупился от феодала и стал полностью не­зависимым вольным городом. Вокруг города были соо­ружены укрепления, и городские власти наняли много­численную дружину.

По-прежнему велась оживленная торговля с Китаем, в том числе контрабандная, которой покровитель­ствовали даймё, владевшие приморскими землями, в частности Симадзу, Отомо, Оути и сменивший послед­него в середине XVI в. Мори.


Проникновение европейцев

В 1542 г. в Японию (на остров Танэгасима, южнее Кюсю) попали после кораблекрушения несколько португаль­цев. Вслед за ними, в 1543 г., на Кюсю появились пор­тугальские купцы, а затем и миссионеры-иезуиты. В 1584 г. в Японию прибыли испанские купцы с монахами других орденов. Началась торговля японцев с Португалией, а затем с Испанией. Португальцы ввозили на Кюсю огнестрельное оружие, а вывозили золото, серебро, медь, невольников.

Отдельные даймё, как, например, крупный .феодал в провинции Бунго (Северное Кюсю) Отомо, стремясь монополизировать торговлю с португальцами, переходили со своими вассалами и крестьянами в католицизм. При этом немалую роль играло их стремление под флагом католической церкви овладеть богатствами буддийских монастырей.

Знакомство с огнестрельным оружием вскоре вызвало изменения в военной тактике. Наряду с конницей, вооруженной копьями и стрелами, появляется пехота, вооруженная ружьями. Если раньше конница представляла основной вид войск, а пехотинцы (асигару) играли только вспомогательную роль, то теперь самурайская конница постепенно сходит на нет, а ее место занимает пехота, состоящая преимущественно из крестьян.


Нобунага Ода и объединение страны. Падение сёгуната Асикага

В середине XVI в. Япония оставалась раздробленной феодальной страной, в кото­рой центральная власть суще­ствовала лишь номинально. Сегуны из дома Асикага и их заместители (канрё) не имели никакой реальной силы, не говоря уже об императоре, за которым сохранилась только обязанность выполнять общенациональные риту­альные обряды. В стране было около 20 крупных и значительное число средних и мелких даймё, правивших своими владениями фактически самостоятельно. Феодальная раздробленность страны препятствовала росту производительных сил, мешала развитию ремесла, внутренней и внешней торговле. На границах княжеств продолжали существовать таможенные заставы, что за­держивало создание единого национального рынка. Во весь рост встала проблема политического объединения страны.

В этом были заинтересованы не только ремеслен­ники и купцы, но и средние и мелкие феодалы, которым в ходе бесконечных междоусобных войн грозил захват их владений крупными даймё. Но в первую оче­редь объединение страны и создание централизованного государства были необходимы феодалам для подавле­ния борьбы крестьян.

Дело объединения страны выпало на долю феодала средней руки Нобунага Ода. Он был вначале замести­телем сюго, а затем сюго в провинции Овари. В 1560 г. 27-летний Нобунага с небольшим отрядом разбил вой­ска сюго провинции Суруга, Имагава, который шел на Киото, чтобы там захватить власть, и по дороге решил занять Овари, лежавшую на его пути. Одним из коман­диров Имагава был его вассал Мотоясу Мацудайра, в дальнейшем (с 1566 г.) известный как Иэясу Токугава. Он перешел на сторону победителя и стал одним из ближайших помощников Нобунага.

Вслед за этим Ода занял провинции Мино и Оми, лежащие по дороге в Киото, и провинцию Исэ. При осаде одного из феодальных замков в провинции Мино прославился один из младших командиров Ода, Токициро Киносита, известный в дальнейшем как Хидэёси.

В 1568 г. Ода вошел в Киото, откуда бежали войска Хатакэяма, Хосокава и других крупных феодалов. Сёгу­ном он поставил Иосиаки Асикага, брата сегуна Иоситэру, убитого в 1565 г. одним из вассалов Хосокава. В 1573 г. Иосиаки, оказавший неповиновение Ода, был им свергнут. Этот сегун был пятнадцатым и последним сегуном из дома Асикага. До 1603 г., когда сегуном стал Иэясу Токугава, в Японии не было сегунов.

Нобунага Ода одолел ряд крупных феодалов, в том числе одного из наиболее могущественных, Сингэн Такэда, земли которых он роздал своим военачальникам. Так, Иэясу Токугава получил провинцию Суруга, а Хидэёси провинции Оми и Этцидзэн, став крупным дай-мё. Сам Ода к концу жизни владел двадцатью провин­циями.

Ода пришлось вести ожесточенную борьбу против буддийских монастырей, в особенности против секты икко, имевшей огромные богатства и многочисленные вооруженные силы. В 1571 г. он разрушил монастырь Энрякудзи на горе Хиэйдзан, а в 1580 г.— монастырь Хонгандзи в Осака, оплот секты икко. Борясь против буддийских монастырей, Ода терпимо и даже покровительственно относился к миссионерской деятельности иезуитов, которым уже удалось обратить в католицизм ряд даймё — Хосакава, Отомо, Арима, Омура, Мори и др.10

Экономическая политика, которую Ода проводил в своих владениях, отвечала и его интересам, как крупного военного феодала, и интересам торгового капитала. Он снял таможенные барьеры; упорядочил финансовую систему, заменив рис как единицу обмена металлическими деньгами; ограничил и затем даже запретил существование торговых монополий (дза), объявив свободу торговли; снизил пошлины и налоги; сооружал дороги и мосты; боролся с разбоем на дорогах. Но вместе с тем Ода в 1569 г. лишил самостоятельности вольный город Сакаи, подчинив его непосредственно своей власти.

В июне 1582 г. один из приближенных к Ода военачальников, Мицухидэ Акэти, неожиданно изменил ему. Акэти осадил монастырь, в котором Ода остановился по дороге в Киото, поджег и разграбил его. Ода покончил жизнь самоубийством.


Хидэёси Тоётоми

Дальнейшее объединение страны взял на себя Хидэёси Тоётоми. Он одержал быстрые победы над крупными феодалами и в течение короткого времени овладел тридцатью провинциями. Он приказал срыть укрепленные замки средних и мелких феодалов, а крупных он переводил из их владений в другие, стремясь таким путем предупредить возможные восстания. С Иэясу Токугава Хидэёси некоторое время враждовал, но в 1585 г. они пришли к соглашению, по которому Иэясу получил в управление ряд провинций на востоке страны.

Хидэёси осуществил важные социально-экономические мероприятия, которые должны были укрепить феодальное государство. Он начал с проведения во всех провинциях земельной переписи (кадастра), продолжавшейся с 1583 по 1598 г. Вся земля была обмерена и разделена на разряды по качеству. С целью повыше­ния земельного налога он приказал несколько сокра­тить размер единицы площади (тё и тан), оставив, од­нако, прежнюю оценку урожая с нее (в коку риса — кокудака). Это вело к значительному увеличению нало­гового обложения. За каждым крестьянином юридиче­ски закреплялся его земельный участок, за что он дол­жен был платить государству или даймё налог рисом, равный 2/3 урожая. От остальных налогов и повинно­стей крестьяне были освобождены. Но зато они были строжайшим образом прикреплены к земле. Если учесть, что в предшествующий период крестьяне полу­чили известную свободу в смысле передвижения и ухо­да из деревни в город, эти мероприятия Хидэёси можно расценивать как своего рода вторичное закрепощение крестьян.

В 1588 г. после подавления крестьянского восстания в провинции Хиго, направленного против кадастра, Хи­дэёси издал указ о конфискации у крестьян всех видов оружия (так называемая катанагари — охота за меча­ми). Этим мероприятием он стремился пресечь даль­нейшие попытки вооруженных выступлений крестьян. Одновременно было изъято оружие у монахов — воинов буддийских монастырей, часто нарушавших спокойствие в Киото, Нара и других местах.

В 1590 г. Хидэёси издал указ о проведении переписи населения. При переписи счет шел по отдельным семь­ям, обрабатывающим свои участки. Тем самым разби­вались существовавшие до этого большие семьи, со­ставлявшие фактически совокупность нескольких семей, и увеличивалось число податных единиц. Кроме того, проведение переписи имело целью выявить беглых кре­стьян. Указ требовал, чтобы крестьяне, переселившиеся из одной деревни в другую, были немедленно возвраще­ны на прежнее место жительства. За бегство крестьяни­на отвечала вся деревня.

Деревня по имущественному положению крестьян была далеко не однородной. Земледельцы самурайско­го происхождения (бывшие кокудзин или дзисамураи) владели участками, дававшими 50 и больше коку риса урожая. Свободные крестьяне (мёсю) владели участка­ми, дававшими 20–30 коку. Большинство же крестьян были бедняками, чьи мельчайшие участки давали урожай в один или нескольку коку.

Хидэёси организовал в деревнях гонингуми (группы из пяти семей) для земледельцев самурайского просхождения и дзюнингуми (группы из десяти семей) для земледельцев простого, не самурайского происхождения11. Эти группы по принципу круговой поруки были ответственны за поведение каждого члена группы, за уплату им налогов и т. д. Они должны были под стра­хом наказания доносить о малейших проступках своих членов, не говоря уже о преступлениях. Это вело к взаимному шпионажу.

Хидэёси в качестве сюзерена привлек к себе крупных феодалов, предоставив в их распоряжение огром­ные территории, дававшие доход в десятки и сотни тысяч коку12. Наименьший доход даймё равнялся 10 тыс. коку, но были феодалы (Маэда, Мори), имевшие доход свыше миллиона коку. Тех же даймё, которые продолжали ему сопротивляться, он покорял силой. Таким пу­тем он привел в повиновение Симадзу, крупнейшего феодала из провинции Сацума на Кюсю, Го-Ходзё из Канто, Датэ из северной провинции Дэва и многих дру­гих крупных феодалов.

Хидэёси издал также указ о принятии решительных мер против пиратов. Даймё, которые не выполняли это­го указа, строго наказывались.

В отношении распространения в Японии христианства у Хидэёси по существу не было твердой полити­ки. В первые годы своего господства он проявлял терпимость, вел беседы с иезуитами, принимал их у себя в замке. Но в 1587 г. он издал указ о запрещении рас­пространения христианства в Японии и об изгнании иезуитов из страны. Он боялся, что принявшие христианство даймё, особенно на Кюсю, могут при поддержке португальцев и испанцев выступить против его власти. Однако этот указ фактически не был выполнен: почти все иезуиты, находившиеся в Японии, скрылись во вла­дениях даймё-христиан и продолжали проповедовать там свое учение.


Поход Хидэёси в Корею

К концу 1590 г. Хидэёси овладел всей страной. После этого он стал на путь внешней экспансии. В апреле 1592 г. он издал указ о походе в Корею. Завоевание Кореи Хидэёси рассматривал как первый шаг к покорению Китая Завоевательные планы. Хидэёси объяснялись следующими причинами. Во-первых, он стремился отвлечь внимание покоренных им даймё и их вассалов-самураев от внутренних дел. Аграрные мероприятия Хидэёси вызвали недовольство многих мелких земледельцев-самураев лишившихся в результате кадастра части земли, ранее скрытой ими, чтобы уменьшить налоги. Многие самураи в результате окончания междоусобных войн остались без занятий, многие стали ронинами, т. е. самураями, потерявшими своих хозяев. Даймё вынужденно под­чинились Хидэёси, тем более что он был незнатного про­исхождения (отец его был воином у одного самурая в провинции Овари, родине Нобунага). Во-вторых, Хи­дэеси хотел использовать в этих целях пиратов, кото­рые, несмотря на принимаемые против них меры, про­должали наносить ущерб Японии. В-третьих, богатые купцы, наживавшиеся раньше на военных поставках в период междоусобных войн, с наступлением мира ли­шились значительной части своих доходов и нуждались в рынках. Все это толкало Хидэёси на внешнюю агрессию.

В 1592 г. японский флот высадил войско под коман­дованием христианского генерала Юкинага Кониси на Корейское побережье и занял Пусан. В короткий срок вся Корея, армия которой не была готова к отпору, бы­ла оккупирована. Однако корейский флот, превосходив­ший японский как качеством кораблей, так и выучкой матросов, действовал успешно и грозил отрезать япон­скую армию, занявшую Корею, от Японских островов. Кроме того, в стране началась антияпонская партизан­ская война. В мае 1593 г. японские войска вынуждены были оставить Сеул. Среди японских военачальников начались разногласия: одни были за ведение мирных переговоров с Кореей, другие — за продолжение войны. В конце концов японцы должны были эвакуировать Корею, оставив только небольшой арьергард в районе Пусана.

В марте 1597 г. Хидэёси отдал приказ о новом похо­де на Корею, но в сентябре 1598 г. в разгар кампании он умер. Японцам пришлось покинуть корейскую землю.


Возвышение Токугава

Хидэеси не был сегуном и, будучи простого происхождения, не добивался этого зва­ния. В 1585 г. он принял звание регента (кампаку), а в следующем году — звание канцлера (дадзё-дайдзин). В истории он остался известен как Тайко13.

В 1595—1596гг., незадолго до смерти, Хидэеси заста­вил подчинившихся ему крупных феодалов — Токугава, Маэда, Мори и других — подписать обязательство, что они признают за его трехлетним сыном Хидэёри звание кампаку Для руководства государством был создан регентский совет, куда вошли Токугава, Мори, Уэсуги, Маэда и Укита. Наиболее могущественным и богатым был Иэясу Токугава. Он еще со времен Но­бунага Ода укреплял свои позиции в восточных провинциях и его доходы оценивались в 2,5 млн. коку, или в 2–3 раза больше доходов других членов регентского .совета.

Внутри совета разгорелась борьба за власть между Иэясу и его противниками, приведшая вскоре к военным столкновениям между ними. Решающее сражение произошло 20 октября 1600 г. при Сэкигахара и принесло победу Иэясу.



В 1603 г. Иэясу Токугава был провозглашен сегуном. Он объявил своей столицей Эдо, находившийся в центре его восточных провинций. Этим было положено начало токугавскому сёгунату.

1 В одной из японских так называемых исторических повестей (рэкиси моногатари)—«Окагами» («Большое зеркало»), написанной неизвестным автором в первой половине XI в. и охватывающей период 850—1025 гг., даются краткие биографические данные Двадцати наиболее выдающихся сановников из дома Фудзивара, в частности государственного деятеля и поэта Митинага Фудзивара (966—1027), при котором влияние этого дома достигло апогея, после чего оно стало постепенно падать.

2 Согласно Тайхорё, принцы императорского дома в шестом поколении теряли права и привилегии принцев, но занимали видное место среди аристократии.

3 О борьбе между Тайра и Минамото была в этот период опубликована повесть «Хэйкэ-моногатари» («Повесть о Тайра»), .принадлежащая к типу «военных эпопей» (гунки моногатари), описывающих жизнь Японии в период господства Киёмори Тайра и последующую гибель дома Тайра.

4 После первых двух сёгунов из дома Минамото сёгунами последовательно было двое представителей дома Фудзивара, а затем четыре принца императорского дома.

5 Отсюда и власть этого представителя в Киото называлась «Рокухара».

6 В японской истории этот тайфун известен как «камикадзэ» (Божественный ветер»). Во время второй мировой войны на Тихом океане так называли японских летчиков-смертников, которые со своими самолетами пикировали на американские военные корабли и топили их.

7 Интересные материалы о политической жизни и социально-экономическом развитии Японии времен камакурского сёгуната приводятся в произведении второй половины XIII в. «Адзума кагами» («Зеркало восточной Японии»), излагающем события с войны Тайра—Минамото (1180—1185) до 1266 г. Оно содержит также официальные документы сёгуната. Борьба Го-Дайго против камакурского сёгуната и события последующего «двоецарствия» (до 1368 г.) изложены в эпопее XIV в. «Тайхэйки» («Повесть о великом мире»).

8 Столица из-за междоусобной войны была почти совершенно разрушена, и новые сегуны из дома Асикага начали ее восстанавливать. В 1378 г. при внуке Такаудзи, Иосимицу, в районе Муромати в Киото было завершено строительство дворца сёгуна; отсюда время господства сёгуната Асикага (до 1573 г.) называется в японской историографии «периодом Муромати».

9 В XV в. достиг расцвета театр Но («искусство»), где ставились лирические драмы в условном стиле, а в качестве интермедий разыгрывались народные фарсы — кёгэн, осмеивающие феодалов, монахов, богатых горожан.

10 В 1580 г. в Японии насчитывалось около 150 тыс. христиан, главным образом на Кюсю. В 1582 г. иезуиты организовали посольство христианских князей Кюсю в католические страны Европы Португалию, Испанию и Италию. Послы были приняты испанским королем Филиппом II и папой Григорием XIII. Князья преследовали при этом цель установить прямые торговые связи со странами Европы, а иезуиты — показать японцам величие и могущество католических держав и продемонстрировать в то же время европейским государствам, в которых усиливалось влияние протестантства успехи католичества в странах Востока, в частности в Японии.

11 В дальнейшем при Токугава все сельские жители были разделены на гонингуми.

12 Всего к концу XVI в. было 1,5 млн. те обрабатываемой земли с урожаем 18 — 20 млн. коку.

13 Так назывался кампаку после передачи этого звания своему наследнику


Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет