Родительство отца и родительство отчима: сравнительная характеристика



Дата21.07.2016
өлшемі120 Kb.
#214342
УДК 159.9 + 37.013.42

И.Е. Валитова,

Учреждение образования «Брестский государственный университет

им. А.С. Пушкина, г. Брест, Республика Беларусь;

Е.А. Клещева,

Учреждение образования «Барановичский государственный

университет», г. Барановичи, Республика Беларусь
РОДИТЕЛЬСТВО ОТЦА И РОДИТЕЛЬСТВО ОТЧИМА:

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Аннотация. В статья поднимается проблема содержания родительства отчима в повторнобрачной семье. С помощью комплекса опросных и проективных методик выявляются отношения между отцом и его родным ребенком и отчимом и его неродным ребенком. Сравнение когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов отношений между отцом-отчимом и детьми показало специфику содержания родительства отчима. Родительство отчима может быть описано как более отстраненая отцовская позиция и как менее эмоционально насыщенное отношение к неродному ребенку.
Введение. Преодоление современного кризиса традиционной семьи связано с появлением особой категории семей — семей повторного брака. Повторнобрачная семья основана на повторном (не первом) браке одного или обоих супругов. Доля повторных браков в общем числе браков почти во всех европейских странах имеет тенденцию к росту (за последние 10 лет число семей существенно увеличилось и составляет 25 % среди всех заключенных браков) [1]. Статистические данные отделов ЗАГС Республики Беларусь подтверждают, что почти 30 % от общего числа зарегистрированных браков — это повторные браки.

Так как заключение повторных браков уже становится массовым явлением, многие дети воспитываются в семье повторного брака. В повторнобрачной семье могут совместно проживать как биологически родные дети родителей, так и дети от предыдущего брака одного из супругов. Вопрос об определении воспитательного потенциала повторнобрачной семьи является довольно острым, однако научные исследования этой проблемы в нашей стране не проводились. В первую очередь исследованию должны быть подвергнуты детско-родительские отношения в повторнобрачной семье, и особенно между неродными родителем и ребенком. Именно в данной сфере детско-родительские отношения представляются особенно проблемными.

Количество семей с отчимами существенно больше по сравнению с количеством семей с мачехами. Это связано с тем, что после развода ребенок чаще остается с матерью (92 случая из 100), следовательно, значительно чаще ребенок входит в повторнобрачную семью с биологически родной матерью, и в ней начинается процесс установления отношений ребенка и отчима. Этот процесс может быть усложнен непринятием субъектами отношений друг друга, ревностью к другим членам семьи, ломкой установившихся в предыдущей семье традиций, непринятием мужчиной родительской роли отца неродного ребенка, сопротивлением матери либо форсированием ею близких эмоциональных отношений отчима и ребенка, существенными различиями в отношении мужчины к родному и неродному ребенку.

Можно говорить о фактическом отсутствии исследований, описывающих феномен отчима. При этом достаточно подробно изучено отцовство в структуре родительства и влияние замещающей мужской фигуры в семье на развитие ребенка (Т. В.Андреева, Т. В.Архиреева, О. А.Бенькова, Д.Берлингейм, Д.Видра, Д.Винникот, Е. И.Захарова, Р. В.Овчарова, И. В.Павлов и др.). В обыденном сознании людей прочно закрепились иррациональные представления (мифы) о повторнобрачной семье, осложняющие процесс ее создания и функционирования. Это такие мифы как требование матерью безусловной любви отчима к неродному ребенку, миф об одинаковой любви мужчины к супруге и ее ребенку, об отсутствии и невозможности эмоциональной привязанности ребенка к неродному родителю, об отчиме и мачехе как строгом и жестоком воспитателе, об успешности и идеальности второго брака в сравнении с первым и т. д. [2]. Однако, научные данные, которые могли бы проверить истинность или ложность обыденных мифов о повторнобрачной семье, в психологии родительства отсутствуют.



Методология и методы исследования. В научной литературе родительство определяется как интегральное психологическое образование личности (отца и матери) с ее ценностными ориентациями, установками родителя, родительскими чувствами и отношениями [3; 4; 5]. Родительство также рассматривается как категория, представляющая собой устойчивое эмоционально насыщенное взаимодействие реальных или потенциальных родителей, связанное с рождением и воспитанием детей, оно характеризуется соответствующим поведением мужчины и женщины. Родительство включает социальные функции родителей, социальные роли отца и матери, родительские чувства и поведение, культурные символы отцовства и материнства, права и обязанности по отношению к ребенку [6]. По форме родительство делится на материнство и отцовство.

На сегодняшний день в психологии имеется ряд теорий, объясняющих природу отцовства. Исследователи пытаются обосновать важность присутствия отца в жизни ребенка на разных этапах его взросления, начиная с новорожденности [7; 8]. В свете анализируемой проблемы необходимо отметить, что признается значение и положительное влияние любого значимого мужчины, выполняющего функции отца, на развитие ребенка. Сегодня достаточно открыто ведется дискуссия о том, что есть необходимость различать биологическое и социальное отцовство. На современном этапе развития общества социальное отцовство приобретает большее значение, нежели отцовство биологическое. Мужчины все более склонны проживать отдельно от собственных детей и воспитывать детей тех женщин, с которыми они создают семью. Роль отца фактически ложится на плечи взрослого мужчины, проживающего с ребенком, он становится основным источником мужской "отцовской" поддержки для ребенка. Предполагается, что социальный отец выполняет те же родительские функции, может иметь такое же эмоциональное отношение к неродному ребенку, что и биологический отец [9]. Поэтому можно говорить о возникновении в настоящее время социального института отчимов. В данном случае не учитывается юридический статус мужчины как отчима, а акцентируется внимание на его родительских функциях, которые он на себя принимает, вступая в брак с женщиной, имеющей ребенка от предыдущего брака.

Роль приемного родителя отличается от роли биологического родителя ребенка наличием законных прав у второго и их отсутствием у первого. Дополнительные сложности во взаимоотношениях могут возникать из-за отсутствия общей семейной истории. Роль отчима и мачехи включены в родительство «на надындивидуальном уровне. Как надындивидуальное целое, родительство неотъемлемо включает обоих супругов и предполагает осознание духовного единства с брачным партнером по отношению к приемным детям» [10, с. 13], тогда как материнство и отцовство проявляется еще и на субъективно-личностном уровне родительства.

Обращаясь к психологии родительства, следует обозначить особую проблемную область исследований. В повторнобрачной семье родителем может выступать и родной, и неродной для ребенка взрослый, неродным родителем может быть преимущественно отчим, то есть второй супруг матери ребенка. Возникает проблема содержания и функций родительства отчима, в которой можно выделить несколько аспектов. Отличается ли родительство отца от родительства отчима? Есть специфические особенности отчима, которые могут оказывать влияние на отношения между отчимом и неродным для него ребенком, и в конечном итоге на формирование личности этого ребенка?

Ответ на поставленные вопросы требует организации исследования сравнительных характеристик отношений отца с родным для него ребенком и отчима с неродным для него ребенком в повторнобрачной семье. Предпринятое нами комплексное изучение отношений отца-отчима с родным и неродным ребенком было направлено, таким образом, на вывление специфических особенностей родительства отчима по сравнению с родительством отца. Для достижения поставленной цели повторнобрачная семья является идеальной эмпирической моделью, так как в ней может проживать родной для мужчины ребенок и неродной для него ребенок от первого брака его супруги. Вывление сходства и различий в характеристиках родительства отца и родительства отчима, которые присущи одному и тому же мужчине, но по отношению к разным детям, позволит описать специфическое содержание родительства отчима.

Мы сравнивали два типа диад: 1) мужчина как отец и его родной ребенок и 2) мужчина как отчим и его неродной ребенок. Изучались когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты отношений в этих диадах, которые затем сравнивались между собой. В исследовании использовались опросные и проективные методы, которые позволили выявить особенности трех компонентов отношений в изучаемых диадах:

- структурированное интервью, разработанное специально для исследования образа себя как родителя у мужчины и его образов детей;

- «Опросник принятия родительской позиции» Е. И.Захаровой, А. И.Строгалиной [11] направлен на выявление принятия мужчинами роли родителя и выполнении ими родительских функций;

- стандартизированный опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» И. М.Марковской [12] направлен на изучение представлений мужчин о взаимодействии с детьми;

- совместный тест Роршаха (Ю.Вили) [13] направлен на изучение непосредственного взаимодействия отца-отчима с детьми.



Организация исследования. В качестве испытуемых в нашем исследовании выступали члены повторнобрачных семей. В исследовании использовались и были проанализированы результаты изучения 50 семей повторного брака, в каждой из которых проживало 4 человека, то есть всего 200 человек. Состав семей: 1) женщина (мать для обоих детей), 2) родной для обоих супругов ребенок и 3) ребенок, родной для женщины, но неродной для мужчины, 4) мужчина (отец для одного ребенка и отчим для другого ребенка). Все испытуемые добровольно участвовали в исследовании. В случае отказа одного из членов семьи данные, полученные от других членов семьи, не использовались.

Результаты исследования и их обсуждение. Первичный анализ бланков ответов структурированного интервью позволил определить некоторое сходство в описании мужчинами собственного образа. Мужчинами были названы шесть самохарактеристик, описывающих их как исполнителей родительских функций в отношении родного и неродного ребенка: «считаю себя хорошим отцом», «считаю себя идеальным отцом», «не уверен, что я хороший отец», «плохой отец», «не знаю, какой я отец», «я не отец, а хозяин, глава семьи».

На основании указанных представлений об образе детей, о себе как родителе была определена типология отцов-отчимов: выявлены функциональный, эмоциональный, дистантный типы отцов и функциональный и дистантный типы отчимов. Был выявлен только один случай представлений, которые позволяют отнести мужчину к группе отчимов эмоционального типа. В одной и той же семье функциональный отец для биологически родного ребенка может быть только функциональным отчимом для неродного ребенка; дистантный отец для биологически родного ребенка является дистантным отчимом для неродного ребенка; эмоциональный отец для биологически родного ребенка является, как правило, функциональным отчимом для неродного ребенка.

Отцы-отчимы функционального типа считают, что контролируют поведение детей, демонстрируют интерес к его развитию. Отцы-отчимы планируют реализацию ребенка в социальных ролях и взаимодействии с другими людьми. В целом, образ родного ребенка у них более позитивен, чем образ неродного ребенка. Это объясняется большим количеством положительных характеристик в образе родного ребенка. У мужчин этого типа ярко выражено стремление выполнять такие родительские функции, как воспитание, планирование; наблюдается высокая степень удовлетворенности отношениями с ребенком. Однако мужчины удовлетворены отношениями и испытывают потребность в заботе больше о родном ребенке, чем о неродном ребенке.

Отцы эмоционального типа считают себя чувствительными, любящими с высоким уровнем удовлетворенности отношениями с ребенком и низкой степенью требовательности к нему. Они думают, что склонны предоставлять ребенку самостоятельный выбор жизненного пути. У мужчин данного типа выражено стремление выполнять такие родительские функции как забота и поодержка. Они констатируют желание защищать ребенка, но не материально обеспечивать, указывают на собственные недостатки и низкую степень требовательности к ребенку.

Отцы-отчимы дистантного типа слабо выражают желание выполнять родительские функции, стремятся к дистантным отношениям и контролирующему поведению в отношении ребенка. У мужчин практически отсутствует интерес к развитию ребенка, они описывают их малочисленные увлечения и интересы, связанные с привлечением других людей. В целом, образ родного ребенка более позитивен. Это подтверждается количеством отрицательных характеристик в образе неродного ребенка. Если при описании родного ребенка мужчина использует малочисленный перечень положительных и отрицательных характеристик, то при описании неродного ребенка преобладают отрицательные характеристики личности и поведения. О явном негативном отношении отчима к неродному ребенку свидетельствует желание отца кардинально изменить отношение к этому ребенку. Мужчины данного типа практически не характеризуют образ идеального ребенка. Собственную родительскую роль в отношении родного ребенка они видят только в материальном обеспечении, себя характеризуют только с положительной стороны без указания недостатков. Собственные положительные качества детально прописаны, все они способствуют выполнению функций главы семьи, а не родителя.

Все мужчины, независимо от вида родства с ребенком, считают, что недостаточно любят детей, недостаточно терпеливы и внимательны к ним. Те родительские функции, которые они описывают в собственном реальном образе, они считают самыми главными, поэтому удовлетворены собственной родительской ролью.

Результаты изучения принятия мужчинами родительской роли мы выявляли с помощью опросника Е.И.Захаровой и А.И.Строгалиной. Результаты представлены в таблице 1 и на рисунке 1.

Таблица 1 — Принятие родительской роли отцами/отчимами в отношении детей (количество / в %)






принимают родительскую роль

не принимают родительскую роль

в отношении родного ребенка

50 / 100 %

--

в отношении неродного ребенка

43 / 86 %

7 / 14 %

Все мужчины принимают родительскую роль в отношении родного ребенка и 86 % респондентов принимают ее в отношении неродного ребенка. Мужчины имеют низкий уровень принятия родительской роли в отношении неродного ребенка и средний уровень принятия родительской роли в отношении родного ребенка.


Рисунок 1 — Функции родительской роли отчима/отца в отношении детей

Мужчины считают, что главной родительской функцией является ответственность родителя. Отцами-отчимами описываются и другие родительские функции: руководство ребенком, поддержка в освоении социокультурных норм. Однако мужчины считают, что эти функции необходимо реализовывать в большей мере в отношении родного ребенка. Отцы-отчимы отмечают у себя низкий уровень потребности в заботе о ребенке, в общении с ним. Необходимость у мужчин проявлять заботу констатируется в большей степени в отношении родного ребенка, чем неродного.

Особенности эмоционального отношения отца-отчима к родному и неродному ребенку проиллюстрированы на Рисунке 2. Эти данные мы получили с помощью стандартизированного опросника «Взаимодействие родитель-ребенок» И. М. Марковской. Отцы-отчимы эмоционально дистанцированы от обоих детей, мало беспокоятся об их здоровье, благополучии. Отцы-отчимы удовлетворены отношениями с детьми, однако удовлетворенность проявляется в большей степени в отношениях с родным ребенком, чем с неродным. Существенные различия обнаружены в эмоциональном принятии ребенка. Отцы-отчимы эмоционально принимают неродного ребенка в меньшей степени, чем родного. Они склонны принимать все личностные качества и поведенческие проявления только родного ребенка, тогда как к неродному ребенку относятся более критично.

Дистантный отец-отчим больше всех эмоционально дистанцирован от детей, при этом он отвергает индивидуальные особенности неродного ребенка в большей степени, чем родного. Отчим дистантного типа удовлетворен такими отношениями с ребенком, тогда как отец дистантного типа ими не удовлетворен. Отец эмоционального типа не беспокоится за эмоциональное благополучие родного ребенка, так как считает, что достаточно удовлетворяет потребности ребенка в любви.

Рисунок 2 — Эмоциональное отношение отца-отчима к детям

Представления мужчин об их взаимодействии с родным и неродным ребенком, полученные с помощью опросника И.М.Марковской «Взаимодействие родитель-ребенок», проиллюстрированы на Рисунке 3. Представления отцов-отчимов об их взаимодействии с детьми в целом не имеют различий как в отношении родного, так и в отношении неродного ребенка, другими словами, мужчины уверены, что одинаково строят свое взаимодействие с детьми (различия статистически незначимы). Но по отдельным шкалам различия имеются. Так, данные по шкале «Мягкость — строгость родителя» (среднее знач. = 58,4) демонстрируют, что отцы-отчимы полагают, что они в одинаковой мере строги с обоими детьми.

Мужчины считают, что склонны применять жесткие меры для контроля детей, использовать принуждение для соблюдения ребенком установленных правил. Причем отцы-отчимы считают, что они последовательны и постоянны в своих требованиях, поощрениях и наказаниях (шкала «Непоследовательность — последовательность родителя» ср. знач. = 58,8 в отношении неродного ребенка и ср. знач. = 57,8 в отношении родного ребенка).



Рисунок 3 — Представления о взаимодействии отца/отчима с детьми

Данные по шкале «Доминирование — сотрудничество» (ср. знач. = 45,6) свидетельствуют о том, что у мужчин нет четких представлений о стиле взаимодействия с детьми. Данные по шкале «Воспитательная конфронтация в семье» (ср. знач. = 57,2 и 55,6 соответственно) демонстрируют, что у мужчин существуют представления о низкой сплоченности и разногласиях членов семьи по вопросам воспитания как родного, так и неродного ребенка. Статистически значимые различия в представлениях о взаимодействии отца-отчима с детьми по шкале «Автономность — контроль» (tэ = 2,182 для p<0,05) свидетельствуют о том, что мужчины считают необходимым контролировать больше поведение родного ребенка (ср. знач. = 52,6) по сравнению с неродным ребенком (ср. знач. = 41,6).

Отсутствуют различия в представлениях отцов-отчимов об особенностях их взаимодействия с детьми. Их собственное взаимодействие характеризуется ими как строгое, последовательное в поощрениях и наказаниях, контролирующее. У мужчин отсутствуют четкие представления о собственном стиле взаимодействия с детьми, но имеются разногласия с другими взрослыми членами семьи по вопросам воспитания детей. Отцы-отчимы склонны контролировать больше родного ребенка, чем неродного.

Хотя мужчины считают, что им свойственны одинаковые особенности взаимодействия как с родным, так и неродным ребенком, но результаты наблюдения за их реальным взаимодействием с детьми (результаты совместного теста Роршаха) свидетельствуют о существенных различиях в аффективных характеристиках взаимодействия. Так, при взаимодействии с детьми отцы-отчимы доброжелательны, стимулируют их физическую и умственную активность, развивают в детях воображение. Отцы-отчимы склонны подавлять неродного ребенка больше, чем родного. Отцы-отчимы поддерживают чаще родного ребенка, чем неродного, амбивалентные реакции и открытое игнорирование отцы-отчимы чаще проявляют в отношении неродного ребенка.

Заключение. Сравнительный анализ когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов отношений в диадах отец-родной ребенок и отчим-неродной ребенок показал, что эти отношения в некоторых аспектах сходны, но в большинстве аспектов отличаются между собой. Отцы-отчимы в отношении к родному и неродному ребенку сходны в своем мнении о том, что недостаточно любят детей, недостаточно терпеливы и внимательны к ним, однако они удовлетворены отношениями как с родным, так и с неродным ребенком. Как отцы, так и отчимы, бывают разных типов, чаще среди них встречаются функциональный и дистантный типы, реже эмоциональный тип. Отцы-отчимы уверены, что одниково строят взаимодействие с родным и неродным ребенком.

Различия в отношениях с детьми наблюдаются по всем остальным параметрам. Так, принятие родительской роди и осуществление ее функций существенно лучше осуществляется по отношению к родному ребенку. Некоторые родительские функции (забота, руководство развитием ребенка) значиельно лучше реализуются по отношению к родному ребенку. Образ родного ребенка более позитивен, к неродному ребенку отчимы относятся более критично и требовательно. В целом отцы более удовлетворены отношениями с родным ребенком. При взаимодействии с родными детьми отцы более доброжелательны, и в большей степени подавляют неродного ребенка.



Таким образом, полученные эмпирические данные позволяют утверждать, что родительство отчима по своему содержанию отличается от родительства отца. Отчимы чувствуют себя отцами, признают себя отцами и ведут себя как отцы в значительно меньшей степени, чем это наблюдается по отношению к их родному ребенку. Родительство отчима может быть описано как более отстраненая отцовская позиция и как менее эмоционально положительно насыщенное отношение к неродному ребенку. Учитывая надындивидуальный характер родительства отчима, необходимо в дальнейших исследованиях проанализировать, какое влияние на отношение отчима к неродному ребенку оказывает отношение неродного ребенка к нему. Необходимо также выяснить, какую роль в этом процессе играют представления матери о семейной ситуации и ее ожидания от мужа как нового отца для ее ребенка от первого брака.
Список цитируемых источников


  1. Филиппова, О. В. Статистическое моделирование и анализ интенсивности современной брачности населения Республики Беларусь / О. В.Филиппова // Этнодемографические процессы в Казахстане и сопредельных территориях: Сб. науч. трудов VIII Междунар. Науч.-практ. Конф. 2-3 февраля 2007 г., Усть-Каменогорск. — Усть-Каменогорск: Медиа-Альянс, 2007. — С. 381-389

  2. Олифирович, Н. И. Семейные кризисы: феноменология, диагностика, психологическая помощь / Н. И.Олифирович, Т. А.Зинкевич-Куземкина, Т. Ф.Велента. – М.: Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2005. – 356 c.

  3. Овчарова, Р. В. Психологическое сопровождение родительства / Р. В.Овчарова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003 — 324 с.

  4. Овчарова, Р. В. Психология родительства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р. В. Овчарова. – М.: Академия, 2005. – 368 с.

  5. Архиреева, Т. В. Родительские позиции как условия развития отношения к себе ребенка младшего школьного возраста.: Дис. ... канд. псих. наук / Т. В.Архиреева - М., 1990. – 169 с.

  6. Богачева, Н. В. Родительство как фактор устойчивости семьи в современном российском обществе : автореф. дис. … канд. социол. наук : 22.00.04 / Н. В.Богачева – Казань, 2005. – 22 с.

  7. Евсеенкова, Ю. В. Система отношений в диаде отец - ребенок как фактор развития личности / Ю. В. Евсеенкова, А. Г.Портнова // Семейная психотерапия и семейная терапия. – 2003. – № 4. – С. 30-48.

  8. Неумоина, Е. С. Исследование психологической готовности к отцовству // Материалы второй Всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной Российской семьи». В 3-х частях. – Часть 2 / Под общей редакцией В.К.Шабельникова и А. Г.Лидерса. – М., 2005. – С. 90 – 91.

  9. Мид, М. Мужское и женское. Исследования полового вопроса в изменяющемся мире / М. Мид. — М.: РОССПЭН, 2004. — С. 174-188.

  10. Гурко, Т. А. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях / Т. А.Гурко // Социол. исслед. – 1997. – № 1. – С. 72–79.

  11. Захарова, Е. И. Особенности принятия родительской позиции / Е. И.Захарова, А. И.Строгалина // Психологическая диагностика. – 2005. – №4 – С. 58-69

  12. Марковская, И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И. М.Марковская. — СПб.: Речь, 2005. — 150 с.

  13. Бодалев, А. А. Общая психодиагностика / А. А.Бодалев, В. В.Столин. — СПб.: Речь, 2006. — С. 275-291.


Resume. In the article the problem of the parenthood of a stepfather in a serial marriage family is analyzed. By means of questionnaires and projective methods the relationships between a father and his own child and between a stepfather and his foster child are found out. The comparison of cognitive, affective and behavioral relationship components between father-stepfather and children shows the specific of parenthood’ content of a stepfather. The parenthood of a stepfather may be described as more removed father’ position and as a less emotionally saturate relation to a foster child.
Заявка

Фамилия: Валитова

Имя: Ирина

Отчество:Евгеньевна

Занимаемая должность: Зав. кафедрой психологии развития

Ученая степень: Кандидат психологических наук

Ученое звание: Доцент

Полное наименование учреждения: УО «Брестский государственный университет им.

А.С. Пушкина

Серия 1 ПЕДАГОГИКА ПСИХОЛОГИЯ ФИЛОЛОГИЯ

Напрвление: Психология

Номер контактного телефона: +375 29 725 46 99; 8 0162 23 09 92

Адрес:224028 г. Брест, бульвар Космонавтов,21, кафедра психологии развития

E-mail irvalitova@yandex.ru

Рисунок 1 — Функции родительской роли отчима/отца в отношении детей

Рисунок 2 — Эмоциональное отношение отца-отчима к детям





Рисунок 3 — Представления о взаимодействии отца/отчима с детьми

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет