Сборник научных трудов, посвященный 25-летию исторического факультета Брянского госуниверситета. Брянск: Издательство бгу,2002. 284с



Дата18.07.2016
өлшемі107.91 Kb.
#206719
түріСтатья
Статья опубликована: Русский сборник: Сборник научных трудов, посвященный 25-летию исторического факультета Брянского госуниверситета .-Брянск: Издательство БГУ,2002.-284с.

А.СЩАВЕЛЕВ

г. Москва

САГА О ЙОМСВИКИНГАХ



"Сага о йомсвикингах " ( "The saga of the Yomsvikiogs ") была написана около 1200г. (но не позднее 1230г.)на древнеисландскомязыке. Но в этой саге описы­ваются события X в., происходившие в основном на южном побережье Балтийс­кого моря, т.е. в пределах Восточной Европы. Это произведение до сих пор не переводилось на русский язык. За исключением небольшого отрывка из данной саги, помещенного в книге: Джаксон Т.Н. Исландские королевские саги о Вос­точной Европе (с древнейших времен до 1000 г.): Тексты. Перевод. Коммента­рий. М, 1993 ("Древнейшие источники по истории народов Восточной Евро­пы"). С. 15,226227,237. В этом отрывке фигурируют лишь географические термины, связанные с этим регионом. Кроме специальной "Саги о йомсвикин­гах", эти термины упоминаются также в других произведениях древнескандинав­ской литературы "Саге об Олаве, сыне Трюгве" (Стурлуссон С, 1995. С. 119125), "Пряди о Стюрбьерне, шведском герое" (Джаксон Т.Н., 1993. С.236238).

Для настоящего сборника А.С.Щавелевым отобраны и переведены с англий­ского, сопровождены настоящим предисловием еще несколько эпизодов саги, посвященные культурно-исторической характеристике дружинного лагеря викин­гов, чьим образцом выступает фигурирующий в тексте Йомсборг. Перевод осу­ществлен по изданию: The saga of the Yomsvikings. Ed. by N.F. Blake. London, 1962.



258
Степень историчности многих событий и реалий, упоминаемых в "Саге о йомсвикингах", вполне понятно, вызывает сомнения и споры исследователей (См.: Blake N.P., 1962. Р. VIII; Weinbull L., 1911. Р. 178195). Хотя именно та часть произведения, что посвящена образу жизни йомсвикингов и их обычаям, была осторожно интерпретирована А.Я.Гуревичем как художественная типизация ре­альных дружинных лагерей Дании (Гуревич А.Я., 1966. С.66). Исходя из данной архетипической модели, мы вправе предположить, что эта сага дает нам редкую возможность увидеть если и не сами порядки, в действительности царившие в дружинных лагерях Скандинавии и Восточной Европы эпохи викингов, то, по крайней мере, гот идеал, к которому стремились тогда эти воины и их вожди.

Причем географическая и политическая ситуация, в которой возникла и су­ществовала идея эпического Йомсборга, общины -дружины бесстрашных и удач­ливых воинов-скандинавов в стране прибалтийских славян-вендов явно сходна с положением некоторых других полиэтничных, военно-ремесленно-торговых поселений, а в особенности дружинных лагерей на территориях славян восточ­ных. Среди наиболее известных их археологических представителей смоленс­кое Гнездово, волжское Тимерево, черниговские Шестовицы, брянская Левенка, курское Гочево и другие пункты.

Приводимые ниже материалы "Саги о йомсвикингах" находят предположи­тельные аналогии в древнерусском летописании. Так, в первом из публикуемых эпизодов вождь дружины викингов получает от конунга территорию для постоян­ного базирования, а взамен обязуется защищать ее своими вооруженными сила­ми. Похожая ситуация просматривается в эпизоде ПВЛ за 968 г., когда воевода Претич берег прежде всего левую сторону Днепра (ПВЛ. С.31 32). Кстати гово­ря, несколько ниже по течению Днепра располагается городище Леплява (возни­кает во второй половине X в.), у которого разведана большая группа курганов, включая воинские (Древнерусские поселения... С. 134). Не исключено, что гар­низон этого или похожего укрепления мог прийти на помощь осажденному пече­негами в отсутствие князя Святослава Киеву.

В эпизоде 2 провозглашение вождем дружины правил ее поведения мож­но с осторожностью предположить некое сходство с "Правдой Ярослава" ведь этот ранний опыт кодификации права на Руси был в свою очередь связан с наме­рением предотвратить конфликты с участием дружины и местного населения. Недаром эта "Правда" и названа "русской", т.е. (на том этапе бытования данного термина) дружинной, а ее продолжает "закон судный людям" (Данилевский И.Н., 1998.С. 154).

Надо заметить, что подобная кодификация обычаев профессиональной дру­жины носила не столько этнический (скандинавский), сколько сословный (меж

259

дународный) характер. Похожая система правил отмечена в дружинах древних пруссов (Кулаков В.И., 1994.С.149151).

В эпизодах 1 и 3 выбор "лучших" по каким-то критериям воинов среди пре­тендентов на место среди йомсвикингов напоминает отбор киевским князем Вла­димиром Святославичем "добрых, смысленных и храбрых мужей" среди варягов из нанятой им скандинавской дружины, которым он раздает в управление города (ПВЛ. С.37). Похожим образом конунг в этой саге договаривается с предво­дителем йомсвикингов о выделении им места для поселения.

Аналогичный заметному по 4 эпизоду саги дуализму княжеской (служащей постоянно) и варяжской (наемной на время) дружины феномен неоднократно об­наруживается в нашей начальной летописи при Игоре Старом, Владимире Свя­том, Ярославе Мудром. Сага и отражает специфику социально-психологических установок полунезависимой дружины воинов-наемников по сравнению с более явственно обозначенной летописью дружиной князя. Некие разновидности фе­номена йомсвикингов просматриваются в летописных "отроках Свенельда", ко­торым завидует Игорева дружина; в отряде варягов, с помощью которых Влади­мир I завоевал Киев и едва справился с их намерением ограбить покоренную сто­лицу; в перебитых новгородцами, а затем и северянами в битве при Листвене северных наемниках Ярослава.

При этом остается не совсем ясным, почему в данном летописном эпизоде со Свенельдом речь идет лишь об его "отроках", т.е. исключительно младших дру­жинниках, согласно летописной лексике. Видимо, именно представители второго (подростково-юношеского) класса древнерусского общества составляли и младший слой, особую группу дружины. Такие же ограничения по возрасту и отсутствие брачных связей характеризовали и йомсвикингов (см. эпизод 2). "Старцев" в таких дружинах не могло быть по возрасту, а "мужей" по социальному положению (же­натых мужчин). Как видно отсюда, и состав дружины Свенельда не копировал со­став дружины великокняжеской, а состоял исключительно из "отроков" на йомсвикингский манер. Кстати, и его сын Лют (Мстислав) носил (по наследству?) титул вождя именно дружины викингского типа (См. подробнее: Щавелев А.С., 1998).

Воодушевляющие речи князя-воителя Святослава Игоревича перед боем на­поминают ответы йомсвикингов своим палачам в эпизоде 5.

В целом "Сага о йомсвикингах" проливает дополнительный свет на сам ин­ститут раннесредневековой дружины. Этот последний традиционно рассматри­вается в качестве элемента организации княжеской власти, предгосударственной или уже феодальной. При этом известия древнерусской летописи на сей счет ло­гично дополняются и комментируются синхро-стадиальными и сравнительно-историческими данными, отражающими те особенности феномена дружинности, что не прошли ментально-архетипического "ценза" у летописцев благочес­тивых христиан.

260

Особое значение в такого рода изысканиях приобретают скандинавские саги, ведь они, в частности, затрагивают как раз период создания и первоначального развития государственности у восточных славян, происходивший при непосред­ственном участии скандинавов. Тем более, что дружинная культура викингов слу­жила своеобразным эталоном для Восточной, да и для Западной Европы.

Именно сопоставление саг с летописью позволяет выделить основные типы дружинных объединений раннефеодального государства, присущих и Древней Руси:

а) дружина вождя (конунга, князя) ведущий тип;

б) отдельная дружина княгини и некоторых других представителей правяще­го рода (некая разновидность первого типа, тесно с ним связанная);

в) свободная дружина викингов (чаще всего временная, на период конкрет­ного похода или этапа жизни своих членов, нередко совмещающих воен­ное дело с иными занятиями, вроде торговли или специализированного ремесла);

г) братство профессиональных воинов (вариант третьего типа, отличающий­ся, как правило, более длительным, а то и пожизненным обетом воительства, самоценностью магико-боевых аспектов дружинной культуры); имен­но о такого рода объединении и повествует "Сага о йомсвикингах" (Типо­логические наблюдения за раннесредневековой дружиной сконцентриро­ваны в кн.: Кардини Ф„ 1987. С.104147; Лебедев Г.С., 1985. С.5865; ХлевовА.А., 1998.С.4344;ШинаковЕ.А., 1995.С.258259).

Частным, но любопытным подтверждением специфичности дружины этого последнего типа может служить такой летописный персонаж, как слепой князь варягов Якун, украшенный "золотой лудой" (повязкой? плащом?). Как показыва­ют специальные исследования раннеполитических явлений, доходящая до анома­лий необычность лидера усиливает психологическое воздействие его личности на подчиненных. "В результате лидерами становились люди с явными психичес­кими отклонениями и физическими недостатками" (Потестарность..., 1997. С. 199). Вот так и увечный Якун командует по приглашению Ярослава Мудрого вольнонаемным отрядом викингов, а после его разгрома уходит "за море" князь раннефеодального государства нуждался скорее в обыкновенных исполнителях своей воли, нежели в харизматических личностях у себя на службе.

Как видно, на Руси IX XI вв. имели место и сосуществовали дружины, тяго­теющие ко всем намеченным выше типам такого рода объединений. В рассматри­ваемой нами саге нагляден параллелизм дружины конунга вендов и дружины йом­свикингов. Похожая ситуация наблюдается с дружиной киевского князя-Рюрико­вича, первоначально именуемой "русью", с одной стороны, и, с другой, дружи­нами периодически приглашаемых на Русь наемников-варягов, приносящих клятву своему нанимателю (ПетрухинВ.Я., 1995.С.78,115). В этой связи вряд ли сто­ит столь однозначно, как это обычно делается в археологической литературе, трак
261

товать дружинные могильники (особенно с преобладающим варяжским элемен­том), в качестве материальных следов "окняжения" земель Рюриковичами (и воз­можными альтернативными династами). Кладбища, оставленные великокняжес­кой дружиной, логично усмотреть в непосредственной близости от княжеских же центров уровня Ладоги, Киева, Чернигова. Что касается находящихся на перифе­рии могильников дружинного типа, то их принадлежность к княжескому войску нуждается в каждом конкретном случае в дополнительном обосновании.

ПЕРЕВОД

/Эпизод 1. Создание лагеря викингов]

[...] Следующим летом Алоф, жена Палнатоки, заболела и умерла. Палнатоки не захотел больше оставаться в Уэльсе [...] [Далее следует рассказ о том, как Палнатоки становится знаменитым викингом].

На четвертое лето Палнатоки поплыл на восток к Вендланду; он к тому вре­мени имел 40 кораблей.

В то время конунгом Вендланда был Бурислейф. Он слышал о Палнатоки и был обеспокоен его набегами, а Палнатоки [ведь] неизменно побеждал и считалось, что он никому не уступит. Конунг решил послать людей, чтобы те нашли Палнатоки и пригласили его к нему, и сказали, что конунг будет ему дру­гом. Конунг добавил к приглашению, что предлагает землю в его стране под названием Йом, и обеспечит его поселение там, а [а за это] Палнатоки будет защищать свою округу и королевство. Палнатоки принял предложение и посе­лился там со своими людьми. Скоро он уже имел огромный и сильно укреплен­ный город, построенный там [Далее идет описание укреплений города]. Город назывался Йомсборг (С. 16).

[Эпизод 2. Законы йомсвикингов]

После этого Палнатоки по советам мудрых людей издал йомсборгские зако­ны, предназначенные для увеличения славы и мощи [этого города] насколько это возможно. Первая часть законов гласила, что ни один человек не может стать членом [дружины йомсвикингов], если он старше 50 и моложе 18 лет; члены [этой дружины] должны быть в возрасте между этими годами. Когда ктото захочет к ним присоединиться, кровное родство в расчет не принимается. Ни один человек не имеет права убежать от кого бы то ни было, если тот столь же доблестен и хорошо вооружен, как и он. Каждый [йомсвикинг] обязан мстить за другого, как за своего брата. Никто не может сказать слова страха или испугаться, как бы пло. хо ни сложилась ситуация. Любую ценность, без различия маленькую или боль­шую, которую они добудут в походе, обязательно отнести к знамени, и кто этого не сделает, должен быть изгнан. Никто не имеет права устраивать свары. Если




262

придут какие-либо вести, никто не должен торопиться повторять их всем и каж­дому, так как [только] Палнатоки там объявлял новости.

Ни один [йомсвикинг] не должен держать женщину в [их] городе и никто не должен отлучаться [из города] больше, чем на 3 дня. И если в их ряды вступал человек, убивший отца, или брата, или другого родственника, или того, кто был членом [их дружины], и когда это становилось известно после его принятия [в ряды йомсвикингов], то Палнатоки имел право последнего [решающего] слова, [как] при любом другом разногласии, возникающем среди них. Так они жили в городе и соблюдали свои законы хорошо. Каждое лето они уходили в набеги на разные земли и стяжали славу. Они считались великими воинами и им было мало равных в то время. Они были известны как йомсвикинги... (17).

[Эпизоды 3.13.3. Прием новых членов в дружину йомсвикингов]

[3.1.] Сигвальди сказал: два брата, сыновья Ярла Струт-Харальда здесь [в этом отряде] заправляют и наше послание таково: мы хотим присоединиться к вашей дружине [Йомсборга] [...]. После этого [их] люди были подвергнуты испытанию половина оказалась пригодной, а другую отослали. Тогда двух братьев [с ото­бранными людьми] приняли в дружину [йомсвикингов] (19).

[3.2.] Буи захотел отправиться в Йомсборг и обрести [там] еще больше славы. Сигурд пожелал присоединиться к нему, даже несмотря на то, что был женат [...]. [Далее изложены переговоры братьев с Сигвальди и Палнатоки].

После этого люди [Буи] были подвергнуты испытанию и 8 [из них] признали годными, а40 отправилось домой [...] (С.22).

[3.3.] 12-летний Вагн Акисон приехал в Йомсборг и пожелал стать его дру­жинником]. Вагн сказал: "Я не буду лгать тебе, мне 12 [лет]". Палнатоки ответил: "Ты не подходишь по нашим законам ты значительно моложе, чем любой чело­век, принятый в [нашу] дружину...". [Тогда Вагн вызывает на бой Сигвальди, Пал­натоки разрешает этот поединок. Восхищенный отвагой юного новичка, Пална­токи принимает его в ряды йомсвикингов с такой мотивировкой: "Я думаю, мы примем Вагна и его людей, даже если он и моложе, чем предполагают наши зако­ны. По моему мнению, из него выйдет великий воин" (2324).

[Эпизод 4. Смерть Палнатоки]

1 i Когда Вагну было 15 [лет], Палнатоки заболел. Он послал людей позвать конунга Бурислефа. Когда конунг прибыл, Палнатоки сказал: "Я думаю, ваше величество, что эта болезнь у меня последняя". Конунг ответил: "Мой совет выбери человека, который займет твое место... Сделай его управителем города и оставь йомсвикингов здесь". Палнатоки сказал, что, по его мнению, Сигваль­ди самый подходящий человек, способный выдержать бремя управления йомсвикингами. [...] Конунг сказал: "Твои советы всегда шли нам впрок и мы после




263

дуем и твоему последнему наставлению. Пусть старые законы остаются неиз­менными в этом городе".

Палнатоки умер чуть позже, и все считали это большой бедой.

Не успел Сигвальди стать вождем дружины, дисциплина [среди йомсвикингов] начала падать. Женщины оставались в городе на 2,3 ночи подряд, мужчины в свою очередь оставались вне стенхорода дольше, чем при жизни Палнатоки. Время от времени [йомсвикинги] калечили друг друга и случилось несколько тай­ных убийств [...] (С.25).



[Эпизод 5. Этика йомсвикингов]

[...] Торкель спросил у него [одного из плененных йомсвикингов], что он ду­мает о смерти. Тот ответил: "Я забуду законы йомсвикингов, если испугаюсь смерти и выскажу слова страха. Никто не избежит смерти". Торкель огрубил ему голову. Он и его люди решили тогда задавать тот же вопрос каждому из них [пленных] перед тем, как убить, чтобы посмотреть, так ли храбры эти люди, как о них гово­рят. Они сочли бы достаточным подтверждением [йомсвикингской славы], коли ни один из них не выкажет страха [...] [Все обреченные на казнь йомсвикинги подтвердили свою славу бесстрашных].

ЛИТЕРАТУРА

ГуревичА.Я. Походы викингов. М., 1966.

Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX XII вв.). М.,

1998. Джаксон Т.Н. Исландские королевские саги о Восточной Европе (С древнейших времен

до 1000 г.): Тексты, перевод, комментарий. М., 1993.

Древнерусские поселения Среднего Поднепровья (Археологическая карта). Киев, 1984. Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. М., 1987. Кулаков В.И. Пруссы (V XIII вв.). М., 1994. Лебедев Г.С. Эпоха викингов в Северной Европе. Историко-археологические очерки.

Л., 1985.

Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси IX X вв. СмоленскМ., 1995. Повесть временных лет.СПб., 1996. Потестарность: генезис и эволюция. СПб., 1997. Стурлуссон С. Круг земной. М., 1995. Хлевов А. А. Феномен северной дружины//Проблемы социально-политической истории

и культуры средних веков. СПб., 1998.

Шинаков Е.А. От пращи до скрамасакса: на пути к державе Рюриковичей. Брянск, 1995. Щавелев А.С. Еще раз о Люте Свенельдиче (Летописные известия в свете скандинавской

повествовательной традиции) //Текст: этнокультурный аспект. СлавянскнаКубани,

1998. Weinbull L. Kritiska undersokningar i Nordens historia omkring ar 1000. Lund, 1911.



264

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет