Статья опубликована: Русский сборник: Сборник научных трудов, посвященный 25-летию исторического факультета Брянского госуниверситета .-Брянск: Издательство БГУ,2002.-284с.
А.СЩАВЕЛЕВ
г. Москва
САГА О ЙОМСВИКИНГАХ
"Сага о йомсвикингах " ( "The saga of the Yomsvikiogs ") была написана около 1200г. (но не позднее 1230г.)на древнеисландскомязыке. Но в этой саге описываются события X в., происходившие в основном на южном побережье Балтийского моря, т.е. в пределах Восточной Европы. Это произведение до сих пор не переводилось на русский язык. За исключением небольшого отрывка из данной саги, помещенного в книге: Джаксон Т.Н. Исландские королевские саги о Восточной Европе (с древнейших времен до 1000 г.): Тексты. Перевод. Комментарий. М, 1993 ("Древнейшие источники по истории народов Восточной Европы"). С. 15,226227,237. В этом отрывке фигурируют лишь географические термины, связанные с этим регионом. Кроме специальной "Саги о йомсвикингах", эти термины упоминаются также в других произведениях древнескандинавской литературы "Саге об Олаве, сыне Трюгве" (Стурлуссон С, 1995. С. 119125), "Пряди о Стюрбьерне, шведском герое" (Джаксон Т.Н., 1993. С.236238).
Для настоящего сборника А.С.Щавелевым отобраны и переведены с английского, сопровождены настоящим предисловием еще несколько эпизодов саги, посвященные культурно-исторической характеристике дружинного лагеря викингов, чьим образцом выступает фигурирующий в тексте Йомсборг. Перевод осуществлен по изданию: The saga of the Yomsvikings. Ed. by N.F. Blake. London, 1962.
258
Степень историчности многих событий и реалий, упоминаемых в "Саге о йомсвикингах", вполне понятно, вызывает сомнения и споры исследователей (См.: Blake N.P., 1962. Р. VIII; Weinbull L., 1911. Р. 178195). Хотя именно та часть произведения, что посвящена образу жизни йомсвикингов и их обычаям, была осторожно интерпретирована А.Я.Гуревичем как художественная типизация реальных дружинных лагерей Дании (Гуревич А.Я., 1966. С.66). Исходя из данной архетипической модели, мы вправе предположить, что эта сага дает нам редкую возможность увидеть если и не сами порядки, в действительности царившие в дружинных лагерях Скандинавии и Восточной Европы эпохи викингов, то, по крайней мере, гот идеал, к которому стремились тогда эти воины и их вожди.
Причем географическая и политическая ситуация, в которой возникла и существовала идея эпического Йомсборга, общины -дружины бесстрашных и удачливых воинов-скандинавов в стране прибалтийских славян-вендов явно сходна с положением некоторых других полиэтничных, военно-ремесленно-торговых поселений, а в особенности дружинных лагерей на территориях славян восточных. Среди наиболее известных их археологических представителей смоленское Гнездово, волжское Тимерево, черниговские Шестовицы, брянская Левенка, курское Гочево и другие пункты.
Приводимые ниже материалы "Саги о йомсвикингах" находят предположительные аналогии в древнерусском летописании. Так, в первом из публикуемых эпизодов вождь дружины викингов получает от конунга территорию для постоянного базирования, а взамен обязуется защищать ее своими вооруженными силами. Похожая ситуация просматривается в эпизоде ПВЛ за 968 г., когда воевода Претич берег прежде всего левую сторону Днепра (ПВЛ. С.31 32). Кстати говоря, несколько ниже по течению Днепра располагается городище Леплява (возникает во второй половине X в.), у которого разведана большая группа курганов, включая воинские (Древнерусские поселения... С. 134). Не исключено, что гарнизон этого или похожего укрепления мог прийти на помощь осажденному печенегами в отсутствие князя Святослава Киеву.
В эпизоде 2 провозглашение вождем дружины правил ее поведения можно с осторожностью предположить некое сходство с "Правдой Ярослава" ведь этот ранний опыт кодификации права на Руси был в свою очередь связан с намерением предотвратить конфликты с участием дружины и местного населения. Недаром эта "Правда" и названа "русской", т.е. (на том этапе бытования данного термина) дружинной, а ее продолжает "закон судный людям" (Данилевский И.Н., 1998.С. 154).
Надо заметить, что подобная кодификация обычаев профессиональной дружины носила не столько этнический (скандинавский), сколько сословный (меж
259
дународный) характер. Похожая система правил отмечена в дружинах древних пруссов (Кулаков В.И., 1994.С.149151).
В эпизодах 1 и 3 выбор "лучших" по каким-то критериям воинов среди претендентов на место среди йомсвикингов напоминает отбор киевским князем Владимиром Святославичем "добрых, смысленных и храбрых мужей" среди варягов из нанятой им скандинавской дружины, которым он раздает в управление города (ПВЛ. С.37). Похожим образом конунг в этой саге договаривается с предводителем йомсвикингов о выделении им места для поселения.
Аналогичный заметному по 4 эпизоду саги дуализму княжеской (служащей постоянно) и варяжской (наемной на время) дружины феномен неоднократно обнаруживается в нашей начальной летописи при Игоре Старом, Владимире Святом, Ярославе Мудром. Сага и отражает специфику социально-психологических установок полунезависимой дружины воинов-наемников по сравнению с более явственно обозначенной летописью дружиной князя. Некие разновидности феномена йомсвикингов просматриваются в летописных "отроках Свенельда", которым завидует Игорева дружина; в отряде варягов, с помощью которых Владимир I завоевал Киев и едва справился с их намерением ограбить покоренную столицу; в перебитых новгородцами, а затем и северянами в битве при Листвене северных наемниках Ярослава.
При этом остается не совсем ясным, почему в данном летописном эпизоде со Свенельдом речь идет лишь об его "отроках", т.е. исключительно младших дружинниках, согласно летописной лексике. Видимо, именно представители второго (подростково-юношеского) класса древнерусского общества составляли и младший слой, особую группу дружины. Такие же ограничения по возрасту и отсутствие брачных связей характеризовали и йомсвикингов (см. эпизод 2). "Старцев" в таких дружинах не могло быть по возрасту, а "мужей" по социальному положению (женатых мужчин). Как видно отсюда, и состав дружины Свенельда не копировал состав дружины великокняжеской, а состоял исключительно из "отроков" на йомсвикингский манер. Кстати, и его сын Лют (Мстислав) носил (по наследству?) титул вождя именно дружины викингского типа (См. подробнее: Щавелев А.С., 1998).
Воодушевляющие речи князя-воителя Святослава Игоревича перед боем напоминают ответы йомсвикингов своим палачам в эпизоде 5.
В целом "Сага о йомсвикингах" проливает дополнительный свет на сам институт раннесредневековой дружины. Этот последний традиционно рассматривается в качестве элемента организации княжеской власти, предгосударственной или уже феодальной. При этом известия древнерусской летописи на сей счет логично дополняются и комментируются синхро-стадиальными и сравнительно-историческими данными, отражающими те особенности феномена дружинности, что не прошли ментально-архетипического "ценза" у летописцев благочестивых христиан.
260
Особое значение в такого рода изысканиях приобретают скандинавские саги, ведь они, в частности, затрагивают как раз период создания и первоначального развития государственности у восточных славян, происходивший при непосредственном участии скандинавов. Тем более, что дружинная культура викингов служила своеобразным эталоном для Восточной, да и для Западной Европы.
Именно сопоставление саг с летописью позволяет выделить основные типы дружинных объединений раннефеодального государства, присущих и Древней Руси:
а) дружина вождя (конунга, князя) ведущий тип;
б) отдельная дружина княгини и некоторых других представителей правящего рода (некая разновидность первого типа, тесно с ним связанная);
в) свободная дружина викингов (чаще всего временная, на период конкретного похода или этапа жизни своих членов, нередко совмещающих военное дело с иными занятиями, вроде торговли или специализированного ремесла);
г) братство профессиональных воинов (вариант третьего типа, отличающийся, как правило, более длительным, а то и пожизненным обетом воительства, самоценностью магико-боевых аспектов дружинной культуры); именно о такого рода объединении и повествует "Сага о йомсвикингах" (Типологические наблюдения за раннесредневековой дружиной сконцентрированы в кн.: Кардини Ф„ 1987. С.104147; Лебедев Г.С., 1985. С.5865; ХлевовА.А., 1998.С.4344;ШинаковЕ.А., 1995.С.258259).
Частным, но любопытным подтверждением специфичности дружины этого последнего типа может служить такой летописный персонаж, как слепой князь варягов Якун, украшенный "золотой лудой" (повязкой? плащом?). Как показывают специальные исследования раннеполитических явлений, доходящая до аномалий необычность лидера усиливает психологическое воздействие его личности на подчиненных. "В результате лидерами становились люди с явными психическими отклонениями и физическими недостатками" (Потестарность..., 1997. С. 199). Вот так и увечный Якун командует по приглашению Ярослава Мудрого вольнонаемным отрядом викингов, а после его разгрома уходит "за море" князь раннефеодального государства нуждался скорее в обыкновенных исполнителях своей воли, нежели в харизматических личностях у себя на службе.
Как видно, на Руси IX XI вв. имели место и сосуществовали дружины, тяготеющие ко всем намеченным выше типам такого рода объединений. В рассматриваемой нами саге нагляден параллелизм дружины конунга вендов и дружины йомсвикингов. Похожая ситуация наблюдается с дружиной киевского князя-Рюриковича, первоначально именуемой "русью", с одной стороны, и, с другой, дружинами периодически приглашаемых на Русь наемников-варягов, приносящих клятву своему нанимателю (ПетрухинВ.Я., 1995.С.78,115). В этой связи вряд ли стоит столь однозначно, как это обычно делается в археологической литературе, трак
261
товать дружинные могильники (особенно с преобладающим варяжским элементом), в качестве материальных следов "окняжения" земель Рюриковичами (и возможными альтернативными династами). Кладбища, оставленные великокняжеской дружиной, логично усмотреть в непосредственной близости от княжеских же центров уровня Ладоги, Киева, Чернигова. Что касается находящихся на периферии могильников дружинного типа, то их принадлежность к княжескому войску нуждается в каждом конкретном случае в дополнительном обосновании.
ПЕРЕВОД
/Эпизод 1. Создание лагеря викингов]
[...] Следующим летом Алоф, жена Палнатоки, заболела и умерла. Палнатоки не захотел больше оставаться в Уэльсе [...] [Далее следует рассказ о том, как Палнатоки становится знаменитым викингом].
На четвертое лето Палнатоки поплыл на восток к Вендланду; он к тому времени имел 40 кораблей.
В то время конунгом Вендланда был Бурислейф. Он слышал о Палнатоки и был обеспокоен его набегами, а Палнатоки [ведь] неизменно побеждал и считалось, что он никому не уступит. Конунг решил послать людей, чтобы те нашли Палнатоки и пригласили его к нему, и сказали, что конунг будет ему другом. Конунг добавил к приглашению, что предлагает землю в его стране под названием Йом, и обеспечит его поселение там, а [а за это] Палнатоки будет защищать свою округу и королевство. Палнатоки принял предложение и поселился там со своими людьми. Скоро он уже имел огромный и сильно укрепленный город, построенный там [Далее идет описание укреплений города]. Город назывался Йомсборг (С. 16).
[Эпизод 2. Законы йомсвикингов]
После этого Палнатоки по советам мудрых людей издал йомсборгские законы, предназначенные для увеличения славы и мощи [этого города] насколько это возможно. Первая часть законов гласила, что ни один человек не может стать членом [дружины йомсвикингов], если он старше 50 и моложе 18 лет; члены [этой дружины] должны быть в возрасте между этими годами. Когда ктото захочет к ним присоединиться, кровное родство в расчет не принимается. Ни один человек не имеет права убежать от кого бы то ни было, если тот столь же доблестен и хорошо вооружен, как и он. Каждый [йомсвикинг] обязан мстить за другого, как за своего брата. Никто не может сказать слова страха или испугаться, как бы пло. хо ни сложилась ситуация. Любую ценность, без различия маленькую или большую, которую они добудут в походе, обязательно отнести к знамени, и кто этого не сделает, должен быть изгнан. Никто не имеет права устраивать свары. Если
262
придут какие-либо вести, никто не должен торопиться повторять их всем и каждому, так как [только] Палнатоки там объявлял новости.
Ни один [йомсвикинг] не должен держать женщину в [их] городе и никто не должен отлучаться [из города] больше, чем на 3 дня. И если в их ряды вступал человек, убивший отца, или брата, или другого родственника, или того, кто был членом [их дружины], и когда это становилось известно после его принятия [в ряды йомсвикингов], то Палнатоки имел право последнего [решающего] слова, [как] при любом другом разногласии, возникающем среди них. Так они жили в городе и соблюдали свои законы хорошо. Каждое лето они уходили в набеги на разные земли и стяжали славу. Они считались великими воинами и им было мало равных в то время. Они были известны как йомсвикинги... (17).
[Эпизоды 3.13.3. Прием новых членов в дружину йомсвикингов]
[3.1.] Сигвальди сказал: два брата, сыновья Ярла Струт-Харальда здесь [в этом отряде] заправляют и наше послание таково: мы хотим присоединиться к вашей дружине [Йомсборга] [...]. После этого [их] люди были подвергнуты испытанию половина оказалась пригодной, а другую отослали. Тогда двух братьев [с отобранными людьми] приняли в дружину [йомсвикингов] (19).
[3.2.] Буи захотел отправиться в Йомсборг и обрести [там] еще больше славы. Сигурд пожелал присоединиться к нему, даже несмотря на то, что был женат [...]. [Далее изложены переговоры братьев с Сигвальди и Палнатоки].
После этого люди [Буи] были подвергнуты испытанию и 8 [из них] признали годными, а40 отправилось домой [...] (С.22).
[3.3.] 12-летний Вагн Акисон приехал в Йомсборг и пожелал стать его дружинником]. Вагн сказал: "Я не буду лгать тебе, мне 12 [лет]". Палнатоки ответил: "Ты не подходишь по нашим законам ты значительно моложе, чем любой человек, принятый в [нашу] дружину...". [Тогда Вагн вызывает на бой Сигвальди, Палнатоки разрешает этот поединок. Восхищенный отвагой юного новичка, Палнатоки принимает его в ряды йомсвикингов с такой мотивировкой: "Я думаю, мы примем Вагна и его людей, даже если он и моложе, чем предполагают наши законы. По моему мнению, из него выйдет великий воин" (2324).
[Эпизод 4. Смерть Палнатоки]
1 i Когда Вагну было 15 [лет], Палнатоки заболел. Он послал людей позвать конунга Бурислефа. Когда конунг прибыл, Палнатоки сказал: "Я думаю, ваше величество, что эта болезнь у меня последняя". Конунг ответил: "Мой совет выбери человека, который займет твое место... Сделай его управителем города и оставь йомсвикингов здесь". Палнатоки сказал, что, по его мнению, Сигвальди самый подходящий человек, способный выдержать бремя управления йомсвикингами. [...] Конунг сказал: "Твои советы всегда шли нам впрок и мы после
263
дуем и твоему последнему наставлению. Пусть старые законы остаются неизменными в этом городе".
Палнатоки умер чуть позже, и все считали это большой бедой.
Не успел Сигвальди стать вождем дружины, дисциплина [среди йомсвикингов] начала падать. Женщины оставались в городе на 2,3 ночи подряд, мужчины в свою очередь оставались вне стенхорода дольше, чем при жизни Палнатоки. Время от времени [йомсвикинги] калечили друг друга и случилось несколько тайных убийств [...] (С.25).
[Эпизод 5. Этика йомсвикингов]
[...] Торкель спросил у него [одного из плененных йомсвикингов], что он думает о смерти. Тот ответил: "Я забуду законы йомсвикингов, если испугаюсь смерти и выскажу слова страха. Никто не избежит смерти". Торкель огрубил ему голову. Он и его люди решили тогда задавать тот же вопрос каждому из них [пленных] перед тем, как убить, чтобы посмотреть, так ли храбры эти люди, как о них говорят. Они сочли бы достаточным подтверждением [йомсвикингской славы], коли ни один из них не выкажет страха [...] [Все обреченные на казнь йомсвикинги подтвердили свою славу бесстрашных].
ЛИТЕРАТУРА
ГуревичА.Я. Походы викингов. М., 1966.
Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX XII вв.). М.,
1998. Джаксон Т.Н. Исландские королевские саги о Восточной Европе (С древнейших времен
до 1000 г.): Тексты, перевод, комментарий. М., 1993.
Древнерусские поселения Среднего Поднепровья (Археологическая карта). Киев, 1984. Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. М., 1987. Кулаков В.И. Пруссы (V XIII вв.). М., 1994. Лебедев Г.С. Эпоха викингов в Северной Европе. Историко-археологические очерки.
Л., 1985.
Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси IX X вв. СмоленскМ., 1995. Повесть временных лет.СПб., 1996. Потестарность: генезис и эволюция. СПб., 1997. Стурлуссон С. Круг земной. М., 1995. Хлевов А. А. Феномен северной дружины//Проблемы социально-политической истории
и культуры средних веков. СПб., 1998.
Шинаков Е.А. От пращи до скрамасакса: на пути к державе Рюриковичей. Брянск, 1995. Щавелев А.С. Еще раз о Люте Свенельдиче (Летописные известия в свете скандинавской
повествовательной традиции) //Текст: этнокультурный аспект. СлавянскнаКубани,
1998. Weinbull L. Kritiska undersokningar i Nordens historia omkring ar 1000. Lund, 1911.
264
Достарыңызбен бөлісу: |