В Слободском районе находятся 59 памятников археологии, 2 из них – федерального значения. Самые древние находки датируются каменным веком VIII – III тысячи лет до нашей эры.
Скоковское селище. Позднее русское средневековье (XVI – XVII вв.), д. Скоковы Денисовского сельского поселения, левый берег р. Крутец, левого притока р. Спировки. Найдена гончарная керамика, фрагмент железного изделия и стекла.
Белорыбцы, поселение. Эпоха камня (VIII – III тыс. до н. э.); средневековье (IX – XVI вв.), д. Белорыбцы Ильинского сельского поселения, правый берег р. Белой Холуницы, левого притока р. Вятки.
Ильинское-I поселение. Неолит (V – III тыс. до н. э.); позднее русское средневековье (XVI – XVIII вв.), с. Ильинское, левый берег р. Белой Холуницы. Найдены фрагменты железных изделий и гончарная керамика.
Ильинское-II поселение. Неолит (V – III тыс. до н. э.); позднее русское средневековье (XVI – XVIII вв.), с. Ильинское.
Ильинское-III селище. Позднее русское средневековье (XVI – XVII вв.), с. Ильинское.
Ильинский могильник. Позднее русское средневековье (XVII – XIX вв.), c. Ильинское, левый берег р. Белой Холуницы. Обнаружено 4 погребения по православному обряду.
Харенковское местонахождение кремния. Эпоха камня (VIII – III тыс. до н.э.) д. Харенки Ильинского сельского поселения, правый берег реки Белой Холуницы.
Яговкинское селище. Средневековье (IX – XVI вв.), д. Яговкино Ильинского сельского поселения, левый берег ручья, правого притока р. Белой Холуницы
Каринское городище с. Карино, левый берег безымянного ручья.
Нижнекаринское селище. Средневековье (IX – XVI вв.), д. Нижнее Карино.
В полуверсте от Верхнего Карино на южном берегу оврага есть возвышение, которое каринцы называют «Кала-тау» – гора-город. Непосредственно за Кала-тау на восток земля называется Берьслан. Жили здесь бесермяне – ирано-тюркский народ, расселившийся из прикаспийских областей вверх по Волге. Спасаясь от татаро-монголов, бесермяне попали в здешние глухие леса, где основали свое городище. Через дорогу, по традиции, устроили погост Мазар-Зиярат. Дорога эта сохранилась и сегодня. А вот народности этой уже нет, она растворилась среди татар и удмуртов. Народ был грамотен, имел самобытную культуру, письменность на основе арабского алфавита.
На кладбище Мазар-Зиярат в селе Карино недалеко друг от друга высятся два надмогильных метровой высоты одинаковых по форме камня, покрытых древними письменами. В 1960 году казанский ученый Г. В. Юсупов перевел текст эпитафий. Одна из расшифрованных надписей на камнях повествует о кончине женщины по имени Алия в 1504 году современного летоисчисления, другая – мужчины в 1522-м.
«Для смерти радость настала – наша радость ушла. Как будто коварным соколом улетела, не найдется желанный наш. Огорчениями оборвал надежды ушедший, даже в печали своей утопая, ушел.О, юноша, душа моя не радуется, опечаленный ушедший, о, юноша, отними душу мою».
Кладбищенские камни в селе Карино – носители тюркско-иранского языка и свидетели высокоразвитой культуры народа, 500 лет назад жившего на каринской земле.
Бахаревское местонахождение кремня. Эпоха камня (VIII – III тыс. до н. э.), бывшая д. Бахарево Ленинского сельского поселения, правый берег р. Вятки.
Достарыңызбен бөлісу: |