Смерть и загробный мир в мировоззрении древних египтян



Дата11.06.2016
өлшемі413.56 Kb.
#127489
түріКурсовая
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
******СКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра всеобщей истории.

Тема: "Смерть и загробный мир в мировоззрении древних египтян"

Курсовая работа

студента исторического

факультета,дневного

отделения

Научный руководитель:


*****, 1998


Содержание


Введение. ..................................................1
I Глава. Представления египтян о смерти и загробном мире. .3
§1. Культ Осириса - владыки мертвых. ...............3
§2. "Книга мертвых" История. Содержание. Значение. .7
§3. "Души" человека. ..............................16
II Глава. Смерть и погребение. ............................19
§1. Смерть и обряд погребения. Забота о сохранении

тела и души. ..................................19


§2. Погребальная индустрия. Храмы. Мастерские. ....22
§3. Эволюция погребальных сооружений. .............24
Заключение. ...............................................31
Примечания. ...............................................33
Библиография. .............................................35
Приложение 1.
Введение
В связи со сменой политического режима в нашей стране, мно-

гие положения советской науки перестали удовлетворять требова-

ниям современной общемировой науки. Но в результате кризиса

научных исследовании в нашей стране по некоторым вопросам в

частности по вопросам истории и культуры Египта изменения ус-

тановок не произошло.

Эта работа направлена на беспристрастное освещение части

египетской религии, в частности представлений древних египтян

о загробной жизни и изучение материальных объектов с этими

представлениями связанных.

Большинство литературы по этой теме, исследованное для напи-

сания данной работы имеет иностранных авторов: У.Бадж,Г.Хэн-

кок, Д.Чизхолм,Э.Миллард, Р.Бьювел, Э.Джилберт.

Но далеко не все из этих книг являются строго научными, ско-

рее большая их часть имеет научно - популярное предназначение.

Это так же связано с кризисом российской науки, не заинтересо-

ванной сейчас в развитии исследований и распространения зна-

ний о Египте.

В данный момент ведут исследования ведут ученые других

стран. Можно назвать в частности О'Коннора, немецкого робото-

техника Р.Гатенбринка, исследователей Уэста, Хэнкока, Бьювела.

Что касается отечественных авторов, то по данной теме в пе-

риод с 1987 по 1998 год не было написано серьезной литературы

по данной теме, что является безусловным минусом российской

науки.

Что же касается источников, то они представлены: для Книги



Мертвых - папирусы Ани, Ну, Керашер и множеством других; сте-

ны гробниц. В работе использован материал о раскопках.

- 1903 - 1914 - Раскопки Осириона. Археологи Мюрей, Петри.

- 1922 - Раскопки гробницы Тутанхамона. Археолог Картер.

- 1925 - 1930 - Раскопки Осириона. Археолог Франкфорт.

- 1950 - Раскопки 2-х кораблей у Великой пирамиды.

- 1991 - Раскопки О'Коннором 12 - ти судов в Абидосе.

Как видно из списка имена отечественных археологов не упоми-

наются.

Итак, задача автора осветить представления египтян о загроб-



ном мире - самую важную часть их религии. На основании выше

приведенных литературы, данных раскопок и источников необходи-

мо достаточно полно (согласно требованиям к уровню и глубине

изучения курсовой) раскрыть тему следуя приведенной структуре:

1. Духовные основы представлений о загробном жизни.

2. Материальное отражение этих представлений.

Структура более подробно представлена в содержании. В конце

работы представлено заключение, которое является кратким под-

ведением итогов исследования и оценкой уровня раскрытия темы.

I Глава. Представления египтян о смерти и загробном мире.

§1. Культ Осириса - владыки мертвых.
Для полноты изучения данной темы необходимо осветить основ-

ные этапы развития культа Осириса как владыки мертвых и пока-

зать его особенности и на основе приведенного материала сде-

лать выводы о влиянии этого культа на древних египтян.

Осирис - сын бога Геба и богини Нут, который в представле-

ниях египтян испытал ужасные страдания в своей земной жизни.

Его жизнь освещена в мифе " Озирис и Исида".

Согласно мифу, Осирис сначала был царем людей и одновремен-

но просветителем (в области сельского хозяйства, законов, бо-

гослужений). Он много путешествовал по миру с просветительски-

ми целями, причем убеждал отказаться от дикости словами и му-

зыкой, а не оружием. (Это позволило позже грекам отождествить

его с Дионисом).

Его брат Сет - бог пустыни, заманил его в ловушку и отпра-

вил в плавание в закрытом ящике.

Исида - сестра и жена Осириса после долгих поисков привезла

тело мужа в Египет и спрятала в Дельте. Сет случайно обнару-

жил тело и разрубил его на несколько частей. Он разбросал их

по всему Египту. Но Исида и жена Сета Нефтида с сыном Ануби-

сом разыскали все части. Исида собрала их в единое тело.

По другой версии Исида специально создала несколько мест

возможного захоронения, чтобы Сет не нашел настоящего.

Затем появляется сын Осириса и Исиды - Хор.

Осирис явился к сыну, чтобы вдохновить на битву с Сетом.

После нескольких сражений Хор победил злого Сета.

Осирис встал во главе мира мертвых, Хор во главе мира живых.

Хор стал отождествляться с божественной сущностью фараона,

который убивает зло могущее повредить вечной жизни.

Популярность культа Осириса обусловлена несколькими причина-

ми: во - первых, Осирис был сначала человеком; во - вторых, с

помощью богов он стал бессмертным богом - правителем мертвых;

в - третьих, любой мог повторить его судьбу, если после смер-

ти выдержит проверку на честность и почитание богов; в-четвер-

тых, каждый хотел вечной и счастливой жизни.

С течением времени Осирис из примера воскресения становится

причиной воскресения.

Родиной культа Осириса при ранних династиях являлся Абидос.

К XII династии Осирис стал всеобщим богом. Его стали приравни-

вать к космическим богам, а затем Осирис поглотил некоторых из

них, его человеческая сущность была забыта.

При XVIII и XIX династиях он спорил за главенство с эннеа-

дой богов, в некоторых гимнах его отождествляют с ними.

Во одном из гимновего называют существом " дающим рожде-

ние мужчинам и женщинам во второй раз", то есть тем " кто де-

лает так чтобы смертные родились снова". Поскольку в том же

разделе говорится об Осирисе " обновляющем себя",потому что он

делает себя " молодым, подобно Ра, каждый день" то под " вто-

рым рождением мужчин и женщин" подразумевается именно воскре-

сенье умерших, т. е. их рождение в новой жизни. Осирис стал не

только богом мертвых, но и богом живых и во времена последних

династий его роль стала исключительной.

На суде Осирис играл роль судьи - самого важного лица для

умершего, поэтому в зал суда душу вводил Хор и просил за нее,

что обеспечивало благосклонность Осириса.

Культ Осириса существовал вплоть до прихода христианства,

как и мумификация, но культ Осириса это только часть представ-

лений египтян о загробном мире, другая часть - " Главы о вос-

хождении к свету" или " Книга мертвых".( О ней рассказывается

в следующем параграфе).

Христианство легко закрепилось на основе культа Осириса, ибо

между ними много общего: Христос и Осирис - мученики, Исида с

Хором на руках весьма похожа на Марию с младенцем.

Итак, культ Осириса с течением времени усиливал свое влия-

ние, его роль в повседневной жизни египтян стала ведущей, ибо

Осирис это то к чему стремился каждый, т.е. к божественной

вечной жизни.

Следует сказать касательно культа Осириса о здании, как по-

лагают, ему посвященном - Осирионе (греческое название).

В Абидосе, на родине культа Осириса рядом с храмом Сети

I (XIX династия) обнаружено сооружение не похожее ни на одно

здание эпохи Нового царства. Оно сложено из мегалитов и его

постройку из-за нескольких надписей причисляют Сети I, но все

говорит о его гораздо большей древности (огромные блоки и

простота характерны для Древнего царства).

Несколько надписей говорят о предназначении его для Осириса.

Особенность этого сооружения - ров внутри здания залитый во-

дой и центральная часть представляет собой как бы небольшой

остров с несколькими колоннами, поддерживающими архитрав, на

другом "берегу" по периметру располагаются маленькие ниши.

Ориентация здания на северо-восток, что достаточно необычно.

О его назначении до сих пор ведутся споры: одни считают, что

Осирион был предназначен для сбора воды в засуху, другие ви-

дят в нем место проведения праздничных мистерий Осириса,

третьи говорят что это усыпальница.

Что же касается надписей оставленных Сети I, то они никак не

отражают действительную дату постройки.

Еще одна особенность Абидоса: 12 морских судов в эллингах,

обнаруженных в 1991 году О'Коннором в километре от Осириона.

Некоторые из них 22 метра длиной. Возраст лодок - 5 000 лет.

Их стоянку связывают с погребальным комплексом фараона Джера

(I династия). То, что они предназначены для плавания по морю

видно по их высокому носу и большой длине. Это захоронение яв-

ляется одной из самых больших загадок Египта.

Итак, здание связанное с Осирисом и морские лодки обнаружен-

ные достаточно далеко от Нила показывают, что приоткрыта

только только малая часть тайн, оставленных Египтом.


§2. Книга мертвых.(История. Содержание. Значение.)


Название " Книга мертвых" не отражает точного перевода над-

писи, звучащей как РЕУ НУ ПЕРТ ЭМ ХРУ__4__, что означает " Главы о

восхождении к свету". Но кроме этих глав обычно включают и не-

которые другие, поэтому название " Книга мертвых" самое удач-

ное название.
_ История Книги Мертвых
Уоллис Бадж считает, что верования содержащиеся в" Книге

мертвых" были переняты задолго до династического периода у за-

воевателей, пришедших из Азии. Сначала завоеватели переняли

какие-то общие традиции местных, а затем изменили их в соот-

ветствии со своими представлениями.

Согласно данным раскопок существует два вида захоронений.

При первом - тела разрубались, руки и ноги складывались вмес-

те, голову отрубали. При втором виде захоронений тела не раз-

рубали, клали на левый бок головой на юг. Позже умерших стали

сжигать. Оба вида захоронений осуществлялись отдельно.

Бадж выдвигает гипотезу, что существовали два народа (или

слоя). Но и у того и у другого можно заметить вполне сформиро-

вавшиеся представления о жизни после смерти. Мумификация сог-

ласно исследованиям доктора Фуке производилась на самом низ-

ком уровне.

В могилах додинастического периода нет никаких надписей,

скорее жрец местной общины читал какую-нибудь формулу, спе-

циально для этих случаев. Поэтому многие заклинания Гелиопо-

лисской версии (IV и V династии) уходят корнями в древнейшую

додинастическую эпоху. В основном они направлены на то, чтобы

оградить мертвого от змей, скорпионов и других рептилий. При-

чем они записаны в 3 000 г. до н.э. с большим количеством оши-

бок, это показывает, что писцы не понимали что переписывают.

Возможно это относится к далекому прошлому, когда северный

Нил имел леса, как на юге и кишел земноводными.

Позже в могилах стали появляться каменные вазы и бронзовое

оружие, взамен кремневого. Вероятно металл был взят у завое-

ваетелей, пришедших с востока (семитов, что потверждается

грамматикой надписей того времени, или шумеров). Они смеша-

лись с местным населением. Наряду с металлом они принесли свои

обряды и литературу. Это оказало влияние на вид погребений,

теперь могила представляет из себя грубое сооружение из кирпи-

ча на склонах холмов.

Тела усопших не разрубались и на смену шкурам и циновкам

пришли слои специальной материи, тщательно обматываемой вок-

руг тела; мертвых стали класть в саркофаги. Подношения стали

делать в глинянной посуде, сделанной на гончарном круге.Появи-

лись новые виды оружия в гробницах.

Установить хронорамки этого периода не удалось, из - за нез-

нания его длительности.

Местное население отказалось от разрубания и сжигания (ошпа-

ривания) тел. Иммигранты убедили аборигенов, в том что тело

можно защитить с помощью магических имен, слов обрядов. Но на-

ряду с наличием в Книге мертвых высоконравственных и высокоду-

ховных верований существуют и полудикие идеи и понятия северо

- африканского происхождения.

Таким образом можно предположить, что Книга мертвых ис-

пользовалась до первой династии.

Сначала количество молитв, гимнов было небольшим, потом их

стало больше, их стали записывать, иногда субъективно, в зави-

симости от мнения писца.

Согласно папирусу Ну в котором приводится в двух версиях 64

главы, самая первая Книга мертвых появилась во времена I ди-

настии - первая версия, и более длинная версия появилась во

времена IV династии.

Первая версия найдена в фундаменте усыпальницы Хенну во вре-

мена Семити (или Хесепти), а вторая в городе Кхеменну (Гермо-

полис, город Тота) на железной плите, привезенной с юга, кото-

рая была инкрустирована буквами из настоящего лазурита во вре-

мена правления Менкаура (IV династия).

В эпоху V и VI династии происходит огромный скачок в разви-

тии похоронных обрядов. Унас, Тета, Пепи I покрывали огромные

площади внутренних комнат, коридоров и прочих помещений своих

гробниц - пирамид, избранными текстами из самой ранней дошед-

шей до нас версии Книги мертвых.

В нашем распоряжении 5 подборок текстов из этой версии кото-

рая отражает представления жрецов школы Анну или Гелиополиса,

поэтому получила название Гелиополисской версии.

До XVIII династии новых версий создано не было. В Фивах най-

дено огромное количество папирусов с текстами Книги мертвых.

Так как там процветал культ Амона Ра, то и влияние на тексты

он оказал значительное. Поэтому название этой версии дали в

честь Фив - Фивская версия. Она была популярна вплоть до XXII

династии включительно. В этой версии получает широкое распрос-

транение изображение ярких и красочных виньеток. Писцы совер-

шенно не ограничены в перемещении глав и рисунков. Папирусы в

этой версии имеют размеры : длиною от 15 до 90 футов, ширина

от 12 до 18 дюймов.

С XXII до XXVI династии - период потрясений, жречество не

смогло удержаться у власти, народ потерял к нему доверие. В

некоторый момент переписка Книги мертвых была полностью прек-

ращена.


Во времена XXVI династии храмы восстанавливаются, тексты пы-

таются систематизировать и дополнить ( часто иностранными сло-

вами). В гробницы и саркофаги стали класть только самые необ-

ходимые тексты, пропуская хвалебные гимны и обращения к богам.

В греко - римский период большую популярность получает "

Книга дыхания", выражая суть всех представлений и верований

людей относительно бессмертия и счастья души усопшего и его

мертвого тела, с этой точки зрения она не содержит ни одного

лишнего слова.

В римскую эпоху в могилы клали небольшие свитки с восхвале-

нием благодеяний усопшего.

В первые века христианской эры знания о древних версиях

Книги мертвых продолжали существовать, поскольку в гробе II

века н.э. найдены копии текстов из пирамид в Саккаре.

Итак существовало 3 версии :

1. Гелиополисская версия: а) использовалась во времена V и

VI династии и была найдена в виде иероглифических текстов, на-

чертанных на стенах внутри помещений пирамид в Саккаре; б)пи-

салась упрощенными иероглифами на саркофагах XI и XII династий.

2. Фивская версия: а) писалась иероглифами на папирусах и

саркофагах в период с XVIII по XXII династии; б) писалась ие-

ратическими символами на папирусах XXI и XXII династий.

3. Саитская (Саисская) версия : писалась на папирусах, сар-

кофагах и т.д., иероглифичекими, иератическими и демотически-

ми символами во времена XXVI и последующих династий. Именно

эта версия была наиболее распространенным вариантом Книги мер-

твых в эпоху Птолемеев и может считаться ее последней версией.

В греко - римский и римский периоды в захоронения клали от-

рывок из последней версии, написанный на крошечном кусочке па-

пируса.


С первой до последней копии Книги мертвых в ней не упоми-

нается ни одного имени автора или редактора какой бы то ни бы-

ло части, за исключением царей Семти, Менкаура и Херута-тафа,

сына Кхуфу.

Некоторые главы могут отнести отпечаток культа города в ко-

тором переписаны. Вообще - то считалось,что Книга мертвых на-

писана богом Тотом - помощником Осириса.

Копии Книги мертвых и работы схожего содержания клались ли-

бо в саркофаг умершего, либо в какое-то место главного зала,

гробницы или комнаты мумии в специально вырубленной нише.

В саркофаг клали произвольно, но чаще его помещали между ног

усопшего чуть выше лодыжек или в районе верхней части бедер

еще до пеленания мумии. В эпоху XXI династии стали вкладывать

в пустотелые деревянные фигурки бога Озириса, оставлявшиеся в

гробнице.

Позднее, когда папирусы стали меньше их стали вкладывать в

ниши постаментов этих фигурок. Постепенно эти фигурки стали

олицетворять кроме Озириса и триединого бога Птаха - Секера -

Азара, бога воскресения, соотвествующие изменения вносились и

в тексты.


_ Содержание Книги Мертвых


В данной работе не преследуется цель досконально осветить

все разделы Книги Мертвых, автор считает необходимым выделить

только самое главное из этого источника. Под самым главным

подразумевается сцена Суда, ибо Суд в Дуате был тем испыта-

нием за которым следовало либо наказание, либо награда за пра-

ведную жизнь в виде вечной жизни рядом с Осирисом и родными.

Глава с изображением процедуры Суда шла обычно после двух

первых гимнов и предваряла "Главы о Восхождении к Свету". Она

обязательно сопровождалась виньеткой с изображением Осири-

са, наблюдающего за процедурой взвешивания сердца и большого

сборища богов, которых убеждал в своей праведной жизни умерший.

Хотя виньетки с Судом из разных источников различаются в дета-

лях, общее направление заметно во всех:"Только сердце решит

все!"


Египтяне считали, что зал Суда это вся ширь Небес, и на Су-

де обязательно присутствовало три Совета богов, ведущее поло-

жение в иерархии погребального совета занимал Осирис как его

глава, а в последствии он стал единоличным судьей усопших.

Суд над каждым усопшим в отдельности проходил сразу же пос-

ле его смерти. Вступив в зал умерший заявлял, что не совершал

грехи, отрицания которых он подробно перечислял. Согласно его

признанию, он:

1. не творил зла ;

2. не грабил ближнего своего;

3. не относился жестоко [ни к одному человеку];

4. не занимался воровством;

5. не убивал ни мужчин, ни женщин;

6. не не убавлял веса от бушеля;

7. не не пользовался обманом;

8. не похищал того, что принадлежит богу;

9. не произносил лжи;

10. не крал чужую пищу;

11. не произносил дурных слов;

12. не нападал со злым умыслом ни на одного человека;

13. не убивал животных,[принадлежащих богу];

14. в делах своих не пользовался обманом;

15. не оставлял в запустении вспаханную землю;

16. никогда не вмешивался в чужие дела [и не причинял никому

страданий];

17. не говорил дурного [ни про одного человека];

18. никому не позволял гневаться на себя без повода;

19. ни разу не обесчестил жены ближнего своего;

20. ни разу не согрешил против чистоты;

21. никогда не порождал страх [в других людях];

22. не нарушал [священных сроков и времен];

23. не был вспыльчивым человеком;

24. никогда не оставался глух к словам правды и истины;

25. никогда не становился причиной раздоров;

26. [никого] ни разу не заставил пролить слезы;

27. не совершал греховных поступков;

28. не съедал сердца своего (т.е не выходил из себя и не впа-

дал в гнев);

29. не оскорбил [других людей] и не относился к ним жестоко;

30. в деяниях своих не прибегал к насилию;

31. не принимал необдуманных решений;

32. не пытался отомстить богу;

34. никогда не болтал сверх меры;

35. не поносил и не оскорблял [царя];

36. не осквернял воду;

37. не произносил заносчивых речей;

38. не богохульствовал и не поносил бога своего;

39. никогда не вел себя дерзко;

40. никогда не сравнивал себя с другими;

41. не умножал богатства своего нечестными путями и брал

только то, что [по праву] принадлежало мне;

42. не порицал в мыслях своих бога своего города.

Это признание относится к записям, сделанным при XVIII ди-

настии и показывает нравы того времени.

Количество богов тоже, как и признаний в праведности было

сорок два. Иногда усопший каждое из своих оправданий говорил

определенному богу из совета, как бы ответственному за провер-

ку этого вида оправданий.

В конце главы успешно прошедшему испытание давали возмож-

ность помочь своим родственникам и сохранить в мире живых дол-

гую память о себе, если он нарисует на плитке чистой земли

сцену Суда.

Тех кто не прошел испытание бросали в пасть Аммат - чудови-

щу с телом гиппопотама, львиными лапами, львиной гривой и пас-

тью крокодила.

Но даже успешно прошедшему испытание грозила опасность быть

убитым, так как в Дуате периодически происходили "чистки". На

этот случай мертвого снабжали амулетами и заклинаниями.

Следует, также отметить, что львиную долю текстов занимают

многочисленнные имена богов, предметов и животных с заклина-

ниями для их подчинения умершему и отождествления с ним. Су-

ществовали даже заклинания, чтобы пищу на ладье доставляли

умершему боги.

_ Значение Книги Мертвых


Влияние Книги Мертвых на жизнь египтян оказалось огромным,

для знания текстов необходимо было умение читать, а тексты,

хотя бы маленькую часть должен был знать каждый. Некоторые

главы вместо текста содержат только потрясающие своей красо-

той виньетки, это указывает на то, с какой убежденностью об-

щество верило в загробную жизнь, и для захоронения использова-

лись самые прекрасные произведения искусства Древнего Египта.

§3. "Души" человека


Одной из важнейших составных частей представлений о загроб-

ной жизни египтян является вера в бессмертие души и тела, о

чем уже упоминалось ранее, эта вера зафиксирована многократно

зафиксирована в текстах и рисунках.

Автор попытался максимально полно привести в этой работе ин-

формацию об этом элементе верований, связанном не только с ре-

лигией, но и магией.

Согласно представлениям египтян человек имел несколько душ (

душа не точное, но единственное определение). Причем каждая из

этих душ выполняла определенную функцию на пути к бессмертию,

поэтому о каждой " душе" заботились,что отражалось в погре-

бальном обряде.

Краткая характеристика каждой "души":

1) Ка - двойник. Ка представлял собой некую абстрактную ин-

дивидуальность или личность, обладающую внешностью и качества-

ми человека,которому она принадлежала, и хотя обычно Ка жил в

гробнице вместе с телом, он мог по своему желанию выходить из

нее; Ка не зависел от человека, мог свободно передвигаться и

жить в любой его оболочке.

Предполагалось, что Ка нуждается в еде и питье, поэтому

египтяне следили, чтобы в гробнице было вдоволь подношений.

Если еды и питья не было, то Ка мог бродить по поверхности и

поедать отбросы, запивая их грязной водой, что было недопусти-

мым грехом для семьи умершего.

2) Ба - душа сердца, связанная с Ка, с которым ( в котором)

она обитает в гробнице, деля с ним подношения. Правда в неко-

торых текстах указывается, что она могла жить с Ра или Осири-

сом на небесах. Ба приписывали способность свободно перехо-

дить из материальной формы в духовную и обратно.

3) Аб - сердце, было тесно связано с душой и считалось ис-

точником как животной жизни, так и добра и зла в человеке.

Сохранению сердца человека придавалось огромное значение,ведь

во время Суда это единственная часть тела, которая подвергает-

ся специальной проверке; здесь, однако сердце рассматривается

как центр духовной жизни человека и его мышления, а также ор-

ган, в котором проявляются его пороки и добродетели и оно оли-

цетворяло все, что для нас сегодня слово " совесть".

4) Кхаибит (Шуит) - тень, была тесно связана с Ба и счита-

лась неотьемлимой частью человека. Подобно Ка питалось подно-

шениями и передвигалась где ей вздумается.

5) Кху - душа духа, часто упоминается вместе с Ба; по - ви-

димому, она считалась эфирным существом, т.е. по сути, той са-

мой ДУШОЙ, которая не может умереть ни при каких обстоя-

тельствах. Кху обитала в Саху, или духовном теле человека.

6) Секхем - сила, бестелесное воплощение жизненной энергии

человека, Секхем обитала в раю среди Кху и духов, в текстах

упоминается вместе с душой и духом.

7) Рен - имя, ради сохранения которого египтяне принимали

чрезвычайные меры предосторожности, поскольку считали что без

имени человек и его душа исчезают.

8) Саху - духовное тело, которое служило обиталищем души.

Оно развивалось из материального тела с помощью молитв или ри-

туалов исполняемых у могилы или в каком либо другом месте,

должным образом назначенными и безукоризненно знающими свое

дело жрецами, было вечным и не подвергалось разложению.

Все ментальные и духовные атрибуты физического тела объеди-

нялись в нем в новые силы совершенно иного рода.

Все верования относительно этих частей духовного и мате-

риального тел появились не одновременно, т.к. даже египтяне

иногда не понимали назначений некоторых из " душ " ( судя по

противоречиям в текстах), что говорит об их древнем происхож-

дении.


Из приведенного в этом параграфе материала вытекает вывод о

вере египтян в то, что умерший незримо находится с ними и в то

же время общается с богами. Следовательно живые могут благоп-

риятно повлиять на мнение богов о себе через души своих род-

ственников, вознося им жертвы.

Это обуславливало столь трепетное отношение к "душам" и име-

ни умершего.

В данной главе автор рассмотрел духовную сторону представле-

ний египтян о загробном существовании. Теперь же необходимо

ознакомиться с материальными достижениями, направленными на

счастливое существование египтянина в жизни после смерти.

II Глава. Смерть и погребение.

§1. Смерть и обряд погребения.

Забота о сохранении тела и души.


Египтянина покинул Ба. Человек умер. Через 70 дней его из

бальзамировочной мастерской перенесут в вечное жилище. Он уда-

лится в Дуат и станет Осирисом ( до XVII - XVI вв. до н.э.

только фараонов отождествляли с Осирисом, лишь позже любого

египтянина). Но это будет через 70 дней, т.к. Исида, Нефтида и

Анубис столько времени собирали части тела Осириса.

Древние египтяне видя появление Сириуса через 70 дней после

его захода отождествляли со " слезой Исиды".

Пока что родственники облачались в траурные одежды и оплаки-

вали его. Сын умершего " становился" Гором, а жена и сестра -

Исидой и Нефтидой.

После оплакивания мертвое тело на погребальной ладье перево-

зили на западный берег Нила в Дом Золота - мастерскую бальза-

мировщиков.

Бальзамировщиков было пятеро: Анубис - жрец в маске шака-

ла, ему помогали Хапи, имеющий голову павиана, Дуамутеф -

имеющий голову шакала, Кебехсенуф с головой сокола и Имсет с

человеческой головой.

Сперва они омывали тело нильской водой, при этом оно стано-

вилось Саху - священной частью необходимой для дальнейшего

воскресения. Затем парасхит (наемник для вскрывания тел)

вскрывал кремневым ножом Саху и изгонялся из Дома Золота. За-

тем боги извлекали внутренности и опускали их в канопы( свя-

щенные сосуды, заполненные снадобьями и отварами). Канопы де-

лались в виде статуэток Хапи,Дуамутефа, Кебехсенуфа и Имсета.

Закрыв канопы, боги-бальзамировщики обрабатывали тело Саху

снадобьями из трав и благовоний и туго пеленали матерчатыми

бинтами.


Родные и близкие умершего должны были бдительно проследить,

чтобы все обряды были соблюдены, иначе Ка за пренебрежение к

себе мог мстить им и их потомкам.

Бедняка клали в простой деревянный гроб, написав изнутри

имена богов, которые воскресят умершего и проводят в Дуат, а

на крышке мольба к Осирису: " О ты, Уннефер (пребывающий в

состоянии благости ),благой бог! Дай же этому человеку в твоем

Царстве тысячу хлебов, тысячу быков,тысячу кружек пива!"

Гроб богача роскошно отделывался и украшался росписями. Че-

рез 70 дней погребальная процессия, оглашая Западный берег Ни-

ла плачем и стонами, проходила к гробнице. Гробницу умерший

обычно покупал много лет назад, обустраивал и нанимал за высо-

кую плату камнетесов,писцов, скульпторов и художников, кото-

рые украшали стены рельефами и надписями, создавали статуи по-

койного и охранявших саркофаг богов, и всякую утварь - все что

понадобится в Дуате: амулеты, одежды,оружие, кресла, папирусы

со священными заклинаниями.

У входа в гробницу погребальную процессию ждали боги Дуата.

Деревянный гроб опускали на землю, и над мумией совершали пос-

ледний обряд - " отверзание уст"

Этот обряд символизировал и повторял великое событие, неког-

да происшедшее на Земле, - приход Гора к мумии Осириса. Как

тогда Гор дал отцу проглотить свой глаз, и Осирис восстал из

мертвых, так и теперь: Гор - жрец в маске сокола - касался губ

мумии волшебным жезлом с наконечником в виде головы Барана. В

этом наконечнике находился Ба, так что этот обряд возвращал

умершему его Ба и воскрешал его для жизни в Дуате.

Если умерший был богат, то жрецы завершив все похоронные ри-

туалы, относили его гроб в усыпальницу и опускали в каменный

саркофаг. У южной стены погребальной камеры ставили канопу

изображающую Имсета, у северной Хапи, у восточной - Дуамутефа

и у западной - Кебехсенуфа. Выход в гробницу опечатывали пе-

чатью некрополя, заваливали камнями,засыпали щебенкой, чтобы

грабителям не было лазейки.

А если египтянин был бедным, то его хоронили в простом дере-

вянном гробу или завернутым в циновку. Место захоронения обыч-

но располагалось неподалеку от гробницы богача, т.к. египтяне

считали, что Ка - двойник бедняка сможет питаться жертвами

приносимыми душе богача.

Жизнь в загробном мире зависела от того, как человека похо-

ронят, поэтому обряду погребения приписывалось огромное значе-

ние, именно благодаря этому наши современники могут наблюдать

в гробницах огромное количество вещей той далекой эпохи.

§2. Погребальная индустрия. Храмы. Мастерские.


Поскольку египтяне очень заботились о сохранении тела, то

было необходимо в погребальном процессе присутствие бальзами-

ровщиков, мастеров, изготавливающих канопы и деревянные гробы

и камнетесов, для строительства гробницы и изготовления сарко-

фага.

Для нормальной жизни в загробном мире изготавливались ста-



туэтки рабов и животных ( ушабти). Но для того чтобы эта жизнь

вообще была, необходимо знать имена богов, предметов и живот-

ных обитающих в Дуате.

Для того чтобы душа не забыла их, на стенах гробниц и на

стенках гроба и саркофага наносились изображения , имена и

заклинания для успешного существования души.( Сборник этой ин-

формации получил название "Книги мертвых", о чем говорилось в

первой главе).

В процессе сооружения гробниц создавались коллективы масте-

ров при храмах или дворце ( например поселок в Дер -Эль -Меди-

не на западном берегу Фив эпохи Нового царства, там жило 60

мастеров с подмастерьями и учениками).

Чаще при храмах создавался коллектив людей, которые занима-

лись изготовлением саркофагов, "ушабти", канопов и других

предметов погребального культа, но не строили гробницы.

Египтянин нанимал подобный коллектив или покупал готовую

гробницу, внося туда свои имена на стены, ставил свои статуи.

Но поскольку в гробницы клали не малые ценности, то существо-

вали шайки грабителей, опустошающих погребения и тревожащих Ка

- двойника и Саху - священную мумию.

Если имя умершего помнил хоть один человек, то пойманных

грабителей бросали крокодилам, лишая их вечной жизни, т.к. без

тела Ба не возродит человека. В случае если имя никто не пом-

нит, то к грабителям закон был снисходителен, считалось, что

хозяин гробницы уже приобщился к богам и раздает свои сокрови-

ща живым.

Следы погребальной индустрии можно было встретить по всему

Древнему Египту,(она способствовала развитию строительных на-

выков, медицинским знаниям), так как для египтянина счастли-

вая загробная жизнь это цель, а земная - подготовка к ней.

Следовательно, на определенные предметы был повышенный спрос,

а где спрос там и предложение, именно благодаря этому до нас

дошло огромное количество замечательных произведений искус-

ства той страны.

§3. Эволюция погребальных сооружений.
В этом параграфе будет показана эволюция погребений от прос-

тых ям до гробниц эпохи Нового царства.

Как уже было сказано, задолго до появления династий, умер-

ших хоронили двумя способами: разрубив на части, сложив руки и

ноги вместе или не разрубленным телом,(обычно его клали голо-

вой на юг на левый бок).

Позднее появляется обычай кремировать разрубленные тела.

Следует отметить, что кладбища этих двух видов захоронений на-

ходятся на некотором расстоянии друг от друга и четко разделе-

ны. Это дает основание некоторым ученым, в частности Уоллису

Баджу предполагать о наличии двух слоев (возможно народов) в

долине Нила.

Однако у этих двух видов захоронений много общего : во -

первых, хоронили умерших в долинах; во - вторых, укладывали

тела в направлении на юг; в - третьих в захоронениях обоих ви-

дов наблюдаются подношения; в - четвертых, использовались ямы

закрывающиеся сверху.

Подношения указывают на достаточно на достаточно определен-

ные представления о загробной жизни. В некоторых могилах обна-

ружены следы битума. Это указывает на убеждение о том, что

жизнь человека после смерти во многом зависит от сохранности

его тела. В могилах не обнаружено ни одной надписи, что свиде-

тельствует о большом возрасте могил, так как египтяне династи-

ческой эпохи помещали в могилы надписи, тексты.

Вероятно необходимые заклинания или магические формулы

произносил общинный жрец. На то что такие формулы существова-

ли указывают тексты, переписанные писцами в 3 000 г., там ука-

зываются магические способы защиты от рептилий, ядовитых насе-

комых и опасных животных.

Тексты написаны с многочисленными ошибками, из чего следует

вывод о непонимании писцами смысла написанного. Это свиде-

тельствует о появлении этих формул во времена когда мемфис-

ские области Нила напоминали его южную тропическую часть, ибо

описанных животных в династическую эпоху можно было встретить

только на юге. В могилу клали кремневые орудия и каменные вазы.

Ближе к концу периода одновременного осуществления этих двух

видов захоронений в могилах стали появляться металлические

предметы и большое количество каменных ваз, в отличие от бо-

лее ранних могил.

Это вероятнее всего связано с вторжением народа из Азии

(возможно семитского, так как в ранних иероглифических тек-

стах семитская грамматика). Представители этого народа позна-

комили местных с металлами, однако те использовали и кремне-

вое оружие вплоть до начала династического периода.

С умениями обрабатывать металлы и основами письма, иммигран-

ты научили местных изготавливать кирпич. Пришельцы вероятно

принесли в Египет свои религиозные верования, обряды и литера-

туру. В связи с этим возникает новая система погребения. Пог-

ребения строят на холмах в виде грубых сооружений из кирпича.

Тела не расчленяют, их обматывают лентами из специальной тка-

ни и кладут на спину в саркофаги. По моему мнению это на-

чальная точка отсчета мумификации. Погребальный инвентарь по-

полнился булавой и другим новым оружием, посудой, произведен-

ной на гончарном круге.

Следует отметить, что в " Книге мертвых" встречается упоми-

нание о недопустимости разрубания, варки и ошпаривания__16__ мер-

твого, что по моему мнению достаточно явно указывает на мето-

ды обработки тел у додинастичеких египтян.

Следующий этап в социальном развитии - дифференциация людей

по достатку и в раннединастическую эпоху это наблюдается по

погребениям.

Простых людей хоронили в простых деревянных ящиках и засыпа-

ли сверху камнями и песком. Тогда и появляется обычай писать

на стенках саркофага моления к богам.

Людей побогаче хоронили в глубоких шахтах с одной или нес-

колькими погребальными камерами.

У особо богатых людей над шахтой надстраивалось сооружение в

виде усеченной пирамиды - мастабы (приложение 1, рис. 1).

Мастаба делалась из камня или кирпича (если из кирпича, то

сверху облицовывалась камнем).

Мастабы строились и для фараонов, но весьма специфической

формы, например мастаба в Саккаре I-ой династии (приложение 1,

рис. 2).

Но качественный скачок в строительстве гробниц был сделан во

времена III-ей династии при фараоне Джосере (2630-2611). Имхо-

теп - советник этого фараона надстроил над одной большой мас-

табой еще пять, уменьшающихся размеров. Высота пирамиды соста-

вила 60 метров,основание 120*160 метров. Имхотеп окружил ее

стенами, две из которых имели длину 547 метров каждая, а две

другие 278 метров. Внутри стен были размещены храмы.

Первоначально предполагалось построить пирамиды для всех ца-

рей III династии , но закончены были только пирамиды для Джо-

сера и Хуни (2599-2575). Причем пирамида Хуни была переделана

из ступенчатой в классическую по приказу его сына Снофру (IV

династия.

Но наиболее известными являются пирамиды в Гизе: Великая пи-

рамида соруженная Хеопсом (Хуфу), пирамида Хефрена (Хафры), и

пирамида Микерина (Менкаура).Все они построены во времена IV

династии ( XXVIII- XXVI века до н.э.).

Автор приведет здесь некоторые данные о самой ошеломляющей

своими размерами - Великой пирамиде. Чтобы представить ее при-

ведем габариты: высота - 147 метров, длина стороны основания -

233 метра (причем одна из сторон длинее другой всего на 20

сантиметров, ошибка составляет 0,01%).

Площадь пирамиды 50 тысяч квадратных метров. Внутренние по-

мещения занимают 3-4% от всего объема. Пирамида сложена из

блоков известняка средней массой 2,5 тонны, но самые тяжелые -

15 тонн. Количество блоков - 2 миллиона 300 тысяч, и все они

идеально пригнаны. Снаружи она была покрыта отполированной

гранитной облицовкой и вместе с ней весила чуть больше 7 мил-

лионов тонн.Ориентация по сторонам света имеет ошибку в 4 уг-

ловые минуты, с поворотом на запад. Кроме этого она имеет про-

порции связанные с диаметром Земли.

Согласно данным современной науки пирамиду строили 20 лет с

привлечением 100 тысяч рабочих. Известен зодчий , управлявший

строительством - Хемиун.Но о способе доставки и приработки су-

ществует около 30 гипотез.

В этих трех пирамидах не обнаружено ни одной мумии , хотя до

некоторых камер грабители не добрались.

На востоке от них располагается несколько храмов и пирамид

поменьше.

Еще одна интересная деталь: в 50-х годах рядом с пирамидой

было обнаружено 2-а судна из кедра длиной 30 и 43 метра длиной.

Судно длиной 43 метра раскопали и тщательно обследова-

ли.Его водоизмещение - 40 тонн. По словам специалиста оно

"обладает всеми характеристиками для плавания по морю; его нос

и корма загнуты вверх, причем выше, чем у кораблей викингов,

чтобы спорить с волнами в бурном море, а не с рябью на повер-

хности Нила." Другой специалист признает, что конструкция и

тщательное выполнение этой лодки позволяют считать ее "судном

с намного лучшими мореходными качествами, чем все, что могло

быть в распоряжении Колумба." И вообще специалисты пришли к

мнению, что такая конструкция могла быть "создана только кора-

белами народа с долгими и прочными традициями плавания в от-

крытом море".

Еще одна особенность этих пирамид - Сфинкс , лежащий у под-

ножия пирамиды Хафры.Согласно традиции его сооружение причис-

ляют фараону Хафре, то есть дата постройки около XXVI века до

н.э. Но геолог Роберт Шох считает, что время сооружения лежит

между 7000 и 5000 годами до н.э., данный вывод получен на

основе исследований водной эрозии на теле Сфинкса.

Некоторые исследователи (Хэнкок, Бьювэл) относят постройку

этих пирамид к 10450 году до н.э. , так как по их мнению этот

комплекс пирамид может быть сопоставлен с Поясом Ориона , за-

нимавшего в 11 тысячелетии до н.э. именно такое положение.

Эта гипотеза кардинально отличается от принятой в официальной

науке и требует дальнейшей проработки.

Всего обнаружено около 80 пирамид. Некоторые из них проил-

люстрированы в этой работе, а именно: погребальный комплекс

царя Сахура (V династия)в Абусире (приложение1, рис. 3), пог-

ребальный комплекс фараона Ментухотепа I (XI династия) с гипо-

тетической пирамидкой наверху (приложение1, рис. 4). Оба этих

комплекса совмещают в себе гробницу и поминальный храм, а так-

же некоторые другие сооружения. Пирамидки наблюдаются также и

у гробниц мастеров (приложение 1, рис. 5), работавших в Доли-

не Царей Нового царства ( XVI - X века до н.э.).

В представлении египтян пирамида символизировала луч света

или ступени по которым душа фараона вознесется в божественный

мир. Простота и четкость линий этих сооружений внушали уверен-

ность в непоколебимость богов и космоса.

В эпоху Нового царства фараоны , стремясь избежать разграб-

ления своих пирамид стали сооружать гробницы в скалах. В свя-

зи с этим возникли Долина Царей и Долина Цариц. По приказу фа-

раона были сформированы коллективы ремесленников для создания

таких гробниц. В Дер-эль-Медине обнаружен поселок для 60 мас-

теров живших на государственном обеспечении вместе со своими

учениками и подмастерьями.

Гробницы после похоронного обряда старались маскировать и

заваливали камнями, чтобы грабители не могли добраться до бо-

гатств и не тревожили Ка - двойника и Саху - священную мумию.

При Рамзесе ( XX династия) охрана Долины Царей ослабевает и

действуют сразу пять шаек грабителей , причем "наводчиками" и

соучастниками часто являлись чиновники, назначенные для управ-

ления охраной гробниц.

К эпохе Нового царства относится самая известная гробница -

гробница Тутанхамона ( XVIII династия). Она была открыта в

1922 году Говардом Картером и является самой богатой из непот-

ревоженных и обнаруженных. Эта гробница в момент захоронения

была не самой богатой по сравнению со своими предшественника-

ми, но современных исследователей она поразила великолепием.

В Поздний период ( XXVI- XXXI династии) фараонов хоронили в

глубоких шахтах-гробницах.

Итак, в данном параграфе автор отследил изменение формы пог-

ребальных сооружений от династического периода до Позднего пе-

риода. На основе приведенных данных можно выделить несколько

моментов в эволюции этих построек (приложение 1, схема 1).

В схеме явно прослеживается прогресс в технологии строи-

тельства погребальных сооружений до IV династии и падение тех-

нологии после строительства Великих пирамид, простоявших 4 500

лет. Этот откат достаточно сложно объяснить и следует провес-

ти дополнительные исследования по этому вопросу для выяснения

причины упадка, поскольку версия об экономическом упадке до-

вольно невразумительна.
Культура Древнего Египта дошла до нас в основном по остат-

кам погребений и храмов, а также найденных там вещей. Благода-

ря именно этим объектам ученые приоткрыли завесу времени над

некоторыми загадками Египта. Интересно то, что в переводе с

греческого Египет означает Загадка.

Заключение

В результате проведенной работы выявлено несколько интерес-

ных моментов относительно духовных основ:

1) высокоразвитые и сложные мировоззрения существовали в

додинастическую эпоху и вероятно были привнесены народом из

Азии;

2) дальнейшие их развитие привело к появлению культа Оси-



риса и замечательного памятника Книги Мертвых, что очень по-

могло исследователям при реструктуризации общества египтян;

3) в Книге Мертвых последних версий к старому прибавили

новое и произошло смешение этих пластов, в ней также заметно

постепенное смыкание культа Осириса с двумя другими:солярным

монотеизмом и культом возобновляющихся сил природы;

4) в греко - римский период культ Осириса становится ба-

зой для христианства, а Книга Мертвых используется чисто сим-

волически.

Но все эти выводы сделаны исследователями после тщательного

изучения материальных объектов (предметов, сооружений) или их

остатков, относительно этой вещественной стороны тоже можно

отметить несколько важных моментов:

1) повышение сложности погребений: от погребальных соору-

жений в виде простых ям до грубых кирпичных сооружений в доди-

настическую эпоху, тоже вероятно связано с вторжением народа

из Азии;

2) дальнейшее усложнение построек для погребений приводит:

а)к появлению замечательных пирамид в Гизе; б) к созданию спе-

циальных мастерских при дворце и храмах;

3) после IV династии уровень погребальных сооружений па-

дает, а уровень предметов из мастерских растет. (Эта дисгармо-

ния является весьма странной);

4) в дальнейшем во времена нового царства гробницы не

строят, а вырубают в скалах, и в греко-римский период их соо-

ружение угасает полностью.

Итак, в нескольких предложениях автор отследил развитие и

угасание двух сторон созданной египтянами действительности -

загробного мира.

Но это вовсе не означает, что изучать по этой теме в Египте

нечего, как раз наоборот Египет больше таит загадочного чем

открытого.

Например, морские корабли, неопределенный возраст Сфинкса,

пустые Великие пирамиды и т.д.

Автор выражает надежду, что российская наука не будет пре-

небрегать в третьем тысячелетии изучением загадок мировых

древностей.

Примечания


1 Бадж Е. А. Уоллис

Египетская религия. Египетская магия./ Пер. с англ. - М.:

Новый Акрополь, 1996. - С.65

2 Грэм Хэнкок

Следы богов. В поисках истоков древних цивилизаций./ Пер.

с англ. - М.: Вече, 1997. - С.363-374

3 Там же. - с.7

4 Бадж Е. А. Уоллис

Путешествие Души в Царстве Мертвых.(Египетская Книга Мер-

твых). Издательство "Золотой век", М., 1997 - С.21

5 Там же.- С.22

6 Там же.- С.23

7 Там же.- С.29

8 Там же.- С.37, 414-428

9 Там же.- С.92-93

10 Там же.- С.94

11 Там же.- С.42-44

12 Рак И.

Легенды и мифы древнего Египта. - СПб.: ТОО " Нева" ,"Уни-

верситетская книга", 1997. - С.113

13 Там же.- С.114

14 Бадж Е. А. Уоллис

Путешествие Души в Царстве Мертвых.(Египетская Книга Мер-

твых). Издательство "Золотой век", М., 1997. - С.63, 178-179

15 Там же - С.22-23

16 Там же.- С.71-72, 202

17 Джейн Чизхолм, Энн Миллард

"Ранние цивилизации", М.: Росмэн., 1994. - С.16

18 Там же.- С.17

19 Черняк В.З.

Семь чудес и другие. - 2-ое изд. М.: Знание, 1990. - С.22-26

20 Грэм Хэнкок

Следы богов. В поисках истоков древних цивилизаций./ Пер.

с англ. - М.: Вече, 1997. - С.257-258

21 Там же.- С.325-326

22 Там же.- С.322-324

23 Джейн Чизхолм, Энн Миллард

"Ранние цивилизации", М.: Росмэн., 1994. - С.16

24 Там же.- С.66

25 Там же.- С.17

Библиография
1. Бадж Е. А. Уоллис

Египетская религия. Египетская магия./ Пер. с англ. - М.:

Новый Акрополь, 1996. - 416 с. : ил.
2. Бадж Е. А. Уоллис

Путешествие Души в Царстве Мертвых.(Египетская Книга Мер-

твых). Издательство "Золотой век", М., 1997 - 448 с.
3. Бьювел Р.,Джилберт Э.

Секреты пирамид. Созвездие Ориона и фараоны Египта. - М.:

Вече, 1997. - 368 с.,ил. (Великие Тайны).
4. Грэм Хэнкок

Следы богов. В поисках истоков древних цивилизаций./ Пер.

с англ. - М.: Вече, 1997. - 496 с., ил. (Великие тайны ).
5. Гюламирян Р.А.

Культура древнего мира. Часть 1. Миф и ритуал в культуре

древнейших обществ. Египет и Месопотамия: учебно-методическое

пособие / ****ский Государственный Педагогический Университет.

*****, 1996. - 96 с.
6. Джейн Чизхолм, Энн Миллард

" Ранние цивилизации", М.: Росмэн., 1994. - 96 с.,ил.


7. Коростовцев М.А.

Религия древнего Египта, М.,1976


8. Кулаков А.Е.

Религии мира: пособие для учащихся. - М.: АСТ,1996.

- 349 с., ил.
9. Матье М.Э.

Древнеегипетские мифы. М. - Л., 1956. - 173, ил.


10. Рак И.

Легенды и мифы древнего Египта. - СПб.: ТОО " Нева" ,"Уни-

верситетская книга", 1997. - 179 с.,ил.
11. Черняк В.З.

Семь чудес и другие. - 2-ое изд. М.: Знание, 1990. - 224с.,

ил. + 16 с. вкл.

Схема 1
Додин. ¦-----------------¬ -------------¬

¦¦ Разрубленное и ¦ ¦ Целое тело ¦

¦¦ обоженное тело +----------------+------------+

¦+----------------- Общие признаки ¦

¦+----------------------------------------------+

¦¦Долинное расположение ¦

¦+----------------------------------------------+

¦¦Южная ориентировка ¦

¦+----------------------------------------------+

¦¦Подношения ¦

¦+----------------------------------------------+

¦¦Захоронения располагаются в ямах ¦

¦L----------------------T------------------------

¦ ¦

¦ ¦


¦ ¦

¦ Металлические орудия и много каменных ваз

¦ ¦

¦ ¦


¦ Грубые сооружения из кирпича с саркофагом

¦ и мумификацией, дополненные новым оружием

¦ ¦

¦ --------+------¬



¦ ¦Дифференциация¦

¦ L-------T-------

--------+ -------------T--+------------------¬

I-II ¦ Бедные Цари Богатые

дин. ¦ ¦ ¦ ¦

¦ Простые Особые мастабы, Мастабы с

¦ деревянные храмы и усыпальницы шахтами

¦ ящики


¦

--------+-----------------------------------------------------

III ¦

дин. ¦ Ступенчатые пирамиды



¦

--------+-----------------------------------------------------

IV ¦ Классические пирамиды

дин. ¦ {Пирамиды Хуфу,Хафры,Менкаура. Технология строитель-

¦ ства на уровне современных стандартов. Наличие мор-

¦ ских судов и Сфинкса со спорным возрастом.}

¦

--------+-----------------------------------------------------



V - ¦ Классические, низкого качества

- XVIII¦ {Многие из этих пирамид через короткое время

¦ разрушились.}

дин. ¦


--------+-----------------------------------------------------

XVIII- ¦ Гробницы в толще скал с богатым инвентарем

- XX ¦

дин. ¦


--------+-----------------------------------------------------

XX- ¦ { Неопределенные способы захоронения }

-XXVI ¦

дин. ¦


--------+-----------------------------------------------------

XXVI- ¦ Глубокие гробницы - шахты



XXXI ¦

дин. ¦


¦

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет