Котов Ж.В.
СМЫСЛ ЖИЗНИ КАК ПРОБЛЕМА
Философия, в личном смысле, есть знание, дающее шаилучшие возможные ответы о значении человеческой жизни и смерти
Л.Н. Толстой
Смысл жизни как проблема, требующая своего осмысления и решения, стоит в наше время перед каждым, профессионально занимающимся философией, одновременно и как проблема социальная, и как профессиональная проблема, и как проблема личностная. Общество нуждается в очевидной, притягательной и императивной системе ценностей, организующей человеческую деятельность, преподаватель философии нуждается в теоретическом и методическом обеспечении процесса выработки смысложизненных ориентиров. Но если философ берется помогать другим в осмыслении их жизни, то должен ли он решать данную проблему предварительно лично для себя?
Мы вошли в ситуацию духовного кризиса, с которым Запад столкнулся еще в первой четверти XX века. "Вообразите себе на минуту такой сдвиг, - писал Ортега-и-Гассет, - когда великие цели, еще вчера придававшие ясную архетектонику нашему жизненному пространству, утратили свои четкость, притягательную силу и власть над нами, хотя то, что признано их заменить, еще не достигло очевидности и необходимой убедительности. В подобную эпоху окружающее нас пространство чудится распавшимся. Сам путь, словно ускользая из под ног, приобрел зыбкую неопределенность" /Ортега и Гассет
«Новые симптомы». - Проблема человека в западной философии. М. 1988, с. 203/.
В сталинско-брежневский период ценностные ориентиры формировались и функционировали между крайностями: "воплощенного вымысла" к "иллюзией смысла". Для того, чтобы созидать подлинные смыслы, необходимо идти от нравственных смысложизненных ценностей к социальным, экономическим и политическим решениям, а не наоборот. Сложности нашего положения усугубляются тем что фактически идет стихийный, не контролируемый процесс первоначального накопления капитала, создающий опасность разрушения культуры.
Некоторые политики связывает надежды на духовное возрождение главным образом не с философией, а с религией. Отождествление духовности с религиозностью - это в какой-то мере дань традиции как нашей дореволюционной, так и современной западной. Но ведь для западной культуры характерна также и замена священника психоаналитиком, а религии философской антропологией. Данная традиция имеет свои истоки и в украинской ментальности, и в экзистенциальном характере философии Г.С.Сковороды и Н.А. Бердяева. Найти свою "экологическую нишу" в деле духовного обновления философия сможет на основе переориентации на смысложизненную проблематику. Нужно не только давать сциентическую модель - мир как устойчивость объективных форм, но акцентировать внимание на онтологию человеческой субъективности.
Особую актуальность приобретает в условиях возможности дополнения общественной нестабильности личной нестабильностью ситуации смыслоутраты. Философия призвана содействовать созиданию такого социального пространства, в котором рядовая личность сможет начать жить в творении реального общественного и индивидуального смысла жизни.
Современная высшая школа оказывается перед необходимостью подготовки специалиста, обладающего прочными знаниями, установкой на достижение успеха и в то же время способного жить напряженной внутренней духовной жизнью. В свое время подобную задачу решал Г. Сковорода а процессе общения со своим любимым учеником М.Коваленским.
В центре внимания должна быть выработка культуры мировоззренческой рефлексии, позволяющей познавать жизненные смыслы, реализовывать их в жизни и нести ответственность за все свои дела. Задача не в том, говорит В. Франкл, чтобы дать конкретному молодому человеку лично смысл жизни, а в том, чтобы «помочь запустить механизм самопоиска в его реализации». При этом смысл жизни должен раскрываться многомерно: как то должное, ориентированное на добро, которое необходимо утверждать вопреки существующему; как интегративную основу личности, центральное, организующее звено ее внутреннего мира; как ориентация на саморазвитие и самораскрытие человеческой целостности через реализацию тенденции саморазвития и самораскрытия космическо-природной и социокультурной реальности. Важно учитывать и то обстоятельство, что смысложизненная проблематика может осваиваться человеком только тогда, когда она не навязывается извне, когда к ней подводит сама жизнь. Для одних проблемы смысла жизни вообще не существует (уровень "растительной" или "животной" жизни, по терминологии Л.Толстого), для других она может быть интересна в познавательном плане как то, с чем они могут столкнуться в будущем, для третьих, попавших в ситуацию смыслоутраты, эта проблема жизни или смерти (биологической или духовной).
Индивидуалистическая утилитаристская мотивация - "деньги, власть, статус собственности" /Р.Беллах, США/ - отвергает смысложизненную проблематику, экспрессивная, предполагающая усилия отдельного человека "найти свою истинную сущность, пережить опыт, способный раскрыть подлинное "я", развивать свой талант и идентичность без всяких ограничений", -предполагает.
Проблема смысла жизни как личная проблема неизбежно встает со временем перед каждым. Может слишком поздно, в ситуации надвигающейся неотвратимости смерти либо биологической ("Смерть Ивана Ильича"), либо духовной /"Живой труп"/, может быть и тогда, когда есть еще силы искать смыслы своей жизни реализовывать их и нести ответственность /"Исповедь" Льва Толстого/. Главным в такой ситуации оказывается вопрос, "есть ли в моей жизни какой-то смысл, который не уничтожался бы неизбежной смертью". Трагичность жизни человека в том, что он нередко задает себе этот вопрос либо слишком поздно, либо вообще не задает. Чем это обусловлено? Либо очень жесткой борьбой за существование, когда «главное выжить», либо "ориентацией на сытость", либо недостатком культуры мировоззренческой рефлексии. В проблеме смысла жизни очень тесно переплетается переживание бытия и познание бытия. Переживание смысла жизни возможное либо в ситуациях смыслоутраты, либо в период "остановки духа", недовольств" собой, связанное с необходимостью подведения итогов, открывает путь к познанию. В свою очередь, в понимании смысла жизни можно акцентировать внимание на проблеме переживания смысла жизни или ее бессмысленности - В. Франкл «Человек в поисках смысла», либо на проблеме ее социально-культурной наполнености - Э.Фромм «Иметь или быть". Субъективное ощущение хоть какой-то осмысленности бытия необходимо, ибо без него человек просто не может жить. Однако объективно действительная жизнь человека может основываться либо на иллюзорных, либо на действительных смыслах."Переживание любви делает излишними иллюзии", замечает В,Франкл. Тот веер смыслов, который даруется человеку для самореализации, находится вне него, в окружающем его природно-космическом и социально- культурном пространстве. Мера оправданности жизни человека как наличия в ней того, что |не уничтожается его неизбежной смертью, определяется его вкладом в торжество Жизни. Если в мгновения своей жизни он вложил "золотое" или "серебряное" звено в вечность природно-космического или социально- культурного процесса, то жизнь его состоялась. Подобные задачи решаются либо "монадно" /А.Сахаров/, либо "плеядно" /через ситуацию "мозгового штурма"/. Поэтому очень важно помогать человеку стать человеком, добиваться перехода к общению на уровне "разума" и «экзистенции" /К.Ясперс/.
В кн.: Национальная психология и духовные ценности народа. Днепропетровск, ДГУ. 1994 г, с.115-117
Достарыңызбен бөлісу: |