Рецензия
на выпускную квалификационную работу студентки магистратуры кафедры истории русской литературы СПбГУ
Игнатовой Анны Владимировны по теме «Сочинение протопопа Аввакума «Собрание о сотворении мира и человека» как литературный памятник XVII века»
Сложность выбранной А.В. Игнатовой темы заключается в том, что текст протопопа Аввакума «Собрание о сотворении мира и человека» (или «Снискание и собрание о Божестве и о твари») долгое время, за исключением работ Н.С. Демковой, опубликовавшей и прокомментировавшей его в издании Пустозерского сборника и ряде статей, оставался «в тени» его знаменитого Жития. Вместе с тем это сочинение Аввакума наглядно демонстрирует особенности работы его автора с литературными источниками, принципы их отбора, а главное, основные мировоззренческие представления Аввакума в соответствии с его представлением о Боге и Вселенной. Поэтому изучение данного сочинения Аввакума весьма актуально.
Магистерская диссертация А.В. Игнатовой объемом в 138 стр. состоит из Введения, пяти глав, Заключения и Списка использованных источников и литературы. Первая глава посвящена историографии, вторая – проблеме текста «Снискания», третья - изучению традиции средневековых Шестодневов (сочинений о сотворении мира Богом за 6 дней), обнаруживаемой в сочинении Аввакума. Об этом писала Н.С. Демкова, но новизна исследования А.В. заключается в том, что она «посюжетно» сравнила все эти тексты между собой. В главах четвертой и пятой диссертации рассматриваются соответственно литературное своеобразие «Снискания о Божестве и о твари» и идейные взгляды Аввакума в контексте современности XVII в. Как видим из перечисленных глав, тема диссертации А.В. Игнатовой подразумевает умение ее автора разбираться во многих не только историко-литературных, текстологических, но и богословских вопросах, и надо отметить ту смелость, которую проявила А.В., поставив перед собой столь непростую задачу. Считаю, что в целом эта задача автором решена, и на мой взгляд, в высшей степени успешно. Исследуемое А.В. «Снискание» строится на толковании и полемике с теми, кто ложно, на взгляд Аввакума, понимает тексты Священного Писания. Таким «ложным» сочинением, как это показывает диссертантка, была для Аввакума и для всех, почитающих канонические тексты, апокрифическая «Беседа трех святителей» - эротапокритический литературный памятник, известный в славяно-русской рукописной традиции с XIII в. и широко распространенный в России в списках XVII-XVIII вв., особенно у старообрядцев. «Беседа» построена по вопросо-ответному принципу и имеет открытую структуру. Поэтому текст «Беседы», a priori приписываемой Иоанну Златоусту, Василию Великому и Иоанну Богослову, подвижен. Исследователи выделяют до 9 разных редакций «Беседы», с разными блоками вопросов и ответов как катехизисного характера, так и вопросов-загадок явно устно-поэтического происхождения. Это вопросы о смене дня и ночи, об образе Господа, об устройстве небес, о сотворении Богом людей, о грехопадении Адама и Евы и др., которые не могли не интересовать протопопа Аввакума как человека, соотносящего такие глобальные проблемы с реальной жизнью, полной борьбы за твердость веры. Кстати, если говорить об апокрифических источниках, то Аввакум обращается не только к «Беседе». В его пересказе о сотворении первого человека из «персти земной» можно усмотреть связь и с апокрифом «От скольких частей был создан Адам», входящим в обширный цикл апокрифов об Адаме и Еве. Как показывает диссертантка, для подтверждения своих взглядов Аввакум обращается и к сочинениям так наз. «естественно-научного» характера - Шестодневам Василия Великого, Иоанна Экзарха Болгарского к Хронографу 1512 г. А.В. Игнатова впервые подробно сопоставляет тексты этих известных в древнерусской литературе памятников и сочинение Аввакума между собой и выявляет не только сходство, но, что более важно, и отличие в восприятии и толковании значения библейских событий и представлений Аввакумом. Но для того, чтобы проделать эту работу, диссертантке пришлось разбираться в запутанной истории взаимоотношений двух сохранившихся автографов «Снискания» Аввакума из собрания В.Г. Дружинина и из собрания И.Н. Заволоко. Они имеют различия и трудно определить, какой именно текст лежал в основе этих двух списков. Сопоставив все сходные и несходные фрагменты, А.В. пришла к выводу, что на данном этапе исследования точно ответить на поставленный ею вопрос пока не удается. И это также очень важное суждение, имеющее свою научную ценность. Исследуемое А.В. «Снискание» протопопа Аввакума входит в сборники с определенным набором его сочинений, то есть, составляет вместе с ними единый цикл. На это указала еще Н.С. Демкова, но вопреки суждению М.Б. Плюхановой о эсхатологическом характере данного цикла, А.В. показывает, что «Аввакум пишет не столько о конце света и человечества, а скорее о вечности жизни, подаренной человеку Богом» (с.135). А.В. прослеживает, как эсхатологические настроения отступают на второй план перед восхищением Аввакума совершенством и гармонией тварного мира, подобно настроению авторов Шестодневов. «Снискание» Аввакума можно отнести также к традиции толковательной литературы, хорошо знакомой древнерусским книжникам со времен первых южнославянских переводов толкований святых Отцов на библейские тексты. Хотелось бы увидеть в работе А.В., если она будет продолжена, сопоставление сочинения Аввакума с этой литературной традицией. Интересны замечания о том, что Аввакум не просто повторяет или пересказывает тексты источников, но трансформирует их, переводит в иной, более животрепещущий для него как борца за старую веру план. В работе А.В. Игнатовой Аввакум предстает перед читателями не только как фанатичный защитник своих религиозных взглядов, но как тонкий психолог, человек, остро чувствующий и умеющий словесно (причем доступно и просто) выразить красоту Божьего мира. При этом, по наблюдениям диссертантки, Аввакум выстраивает свой текст в соответствии с драматургическими законами. Заслуживают внимания и рассуждения А.В. о драматизации повествования у Аввакума, развивающие давние наблюдения Н.С. Демковой. Присоединение его «Снискания» в сборниках к Житию оказывается также не случайным, не только содержательно, но и мировоззренчески эти тексты – единое целое. В итоге работа А.В. способствует новому, более глубокому пониманию творчества Аввакума.
И вместе с тем она не лишена некоторых недочетов. Во-первых, в изложении есть досадные повторы (например, о суждениях А.М. Панченко о «Повести о Горе и Злочастии» и др.), есть стилистические нелепости и шероховатости, например, такие фразы как «изящное древо жизни» или «момент расположения Адама в раю» и др. Во-вторых, мне осталось не совсем понятным, в чем же конкретно выражается сходство «Снискания» Аввакума с его же «Посланием Симеону, Ксении Ивановне и Александре Григорьевне», о котором пишет А.В. Игнатова. В-третьих, название пятой главы «Нынешнее время и идейные позиции протопопа Аввакума» не кажется мне удачным, поскольку речь идет все же об историческом контексте второй половины XVII в. В-четвертых, ряд комментариев к сопоставительным фрагментам из Шестодневов Василия Великого, Иоанна Болгарского и сочинения Аввакума можно было бы расширить. Материал дает для этого возможности. Краткую же фразу о Шестодневе Василия Великого: «Изложение наполнено художественными символами и аллегориями» стоило бы подкрепить конкретными 2-3мя примерами, а не просто цитировать подробный текст, что выглядело бы убедительней. Наконец, Заключение столь обширной и трудоемкой работы слишком кратко и не отражает в полной мере все те важные наблюдения и высказывания, которые в ней есть.
В целом магистерская диссертация А.В. Игнатовой представляет собой успешную попытку проанализировать сложное по проблематике и недостаточно изученное сочинение протопопа Аввакума и заслуживает высокой оценки.
М.В. Рождественская, проф., д.ф.н.
Достарыңызбен бөлісу: |