Состоявшийся в марте государственный визит президента Анголы Жозе Эдуарду душ Сантуша в Лиссабон стал крупным событием и привлек внимание даже тех португальцев, которые никогда не интересовались политикой



Дата21.07.2016
өлшемі34.5 Kb.
#214459
@ЗАГОЛОВОК = К итогам визита президента Анголы в Португалию, 2 части

@АВТОР = /Андрей Поляков, корр. ИТАР-ТАСС в Лиссабоне/

Состоявшийся в марте государственный визит президента Анголы Жозе Эдуарду душ Сантуша в Лиссабон стал крупным событием и привлек внимание даже тех португальцев, которые никогда не интересовались политикой.

Специально возведенный павильон с трибунами на Площади империи, перекрытые улицы, огромный кортеж, благожелательное освещение в СМИ свидетельствовали о стремлении подчеркнуть уважение и показать максимальную заинтересованность к лидеру крупнейшей португалоязычной страны Африки. Все это тем более поражало, потому что обычно и сам ангольский президент и его партия вызывают у португальской прессы стойкое неприятие.

Ангола полтора десятилетия вела вооруженную борьбу против португальских колонизаторов. В последовавшей гражданской войне, длившейся больше четверти века, симпатии значительного числа представителей политической элиты и журналистов Португалии явно были на стороне не правительства, а повстанцев. После их поражения в 2002 году и последовавшего экономического бума, превратившего Анголу в чемпиона мира по росту ВВП, тональность в освещении происходящего в бывшей колонии осталась прежней.

И вдруг все переменилось. Стороннему наблюдатели могло показаться, что отношения между двумя странами представляют собой трогательный идеал и неразрывное братство, а президент Анголы, совершающий первый государственный визит в Лиссабон почти за три десятилетия правления, - всегда был лучшим другом Португалии.

Объясняется резкая метаморфоза буднично. В последние годы Ангола стремительно ворвалась в число крупнейших импортеров португальской продукции. После начала всемирного кризиса, который с каждым месяцем все больнее поражает португальскую экономику, такими рынками сбыта не разбрасываются. Португальские официальные лица регулярно прибегают к лести в стремлении добиться для своей страны определенных выгод. Но, пожалуй, еще никогда эта тактика, возведенная в ранг одного из инструментов внешней политики страны, не была столь очевидной, как в случае с Анголой.

Жозе Эдуарду душ Сантуш посетил Лиссабон по приглашению португальского коллеги Анибала Каваку Силвы. Этому правому консервативному политику по определению не может нравиться ни левая по направлению партия МПЛА, которую возглавляет ангольский лидер, ни его собственные взгляды, ни его прошлое, включавшее участие в освободительное борьбе и учебу в советском ВУЗе. Каваку Силва известен тем, что всегда самым тщательным образом продумывает все свои слова и действия. По его визитам и приглашениям можно безошибочно судить о португальских приоритетах.

Но Каваку Силва не просто пригласил ангольского лидера. Он всячески пытался продемонстрировать свое особое расположение и значение, которое придавал его визиту. После переговоров президент Португалии подчеркнул, что его страна добивается "стратегического партнерства" с Анголой.

"Надеюсь, что визит станет важнейшим шагом в укреплении не только политических отношений между двумя странами, которые превосходны, но также в укреплении экономических, социальных и культурных отношений", - отметил он.

Поставив на первое место экономику, президент дал понять, что надеется на Анголу. Ведь если она и дальше будет увеличивать закупки португальских товаров, а пока именно так и происходит, несмотря на кризис, это может смягчить падение, переживаемое с середины прошлого года самой западной страной ЕС.

Жозе Эдуарду душ Сантуш также выразил пожелание "придать сильный импульс развитию отношений дружбы и сотрудничества" между двумя странами, но обозначил свой приоритет. "Мы открыты для того, чтобы принять португальских предпринимателей и квалифицированный португальский персонал, который верит в успех Анголы", - подчеркнул он. Что касается партнерства, то он предложил сделать его не "стратегическим", а "креативным".

Португалия имеет положительный торговый баланс в Анголой, который достиг почти 2 млрд евро. За последние три года не менее 70 тыс.

португальцев эмигрировали в Анголу на заработки. В Португалии официально зарегистрированы 33 тыс. ангольских граждан. В ходе визита вопрос о переселении граждан двух стран поднимался, причем в любопытном аспекте.

Каваку Силва пожаловался Сантушу на чрезмерную строгость при выдаче ангольских виз. На самом деле, требования к получению ангольской визы ничуть не жестче, чем требования для ангольцев, желающих поехать в Португалию. Казалось бы, одно дело ЕС, а другое - Африка. Но ангольское правительство четко следует правилу: как вы к нам, так и мы к вам. И в этом не было бы ничего особенного, если бы не десятки тысяч португальцев, рвущихся на работу из депрессивной родины в бывшую бурно развивающуюся колонию. Толпы португальских граждан, простаивающих в очередях у ангольского консульства, стали в последние годы привычной часть лиссабонского пейзажа.

Крупнейший еженедельник Португалии "Визау" посвятил большой материал этой проблеме. "Все едем в Анголу?" гласит заголовок на обложке. Тут же, менее крупным шрифтом следует пояснение: "Сто тысяч португальцев уже там находятся. Читайте о том, как бывшая колония превратилась в край надежд и мечты для тех, кто бежит от кризиса и безработицы". Выводы издания однозначны. "Все, что наша страна не дает тем, кого готовит, - работу, хорошую зарплату, продвижение по карьерной лестнице, - предлагает Ангола,

- пишет "Визау". - Все, что в Португалии закрывается в плане деловых возможностей, в Анголе открывается. Все, что в Португалии истощается в плане перспектив на будущее, в Анголе есть в изобилии". "Я чувствую себя так, будто еще раз живу в конце 80-х, когда в Португалию, после вступления в ЕС, начали поступать из Брюсселя деньги", - заявил работающий в Анголе португалец Карлуш Кардинь. "В Луанде есть некоторые районы, где все так чисто и хорошо организовано, что они выглядят, как европейские, - поделился другой эмигрант Карлуш Руаш. - То, что это Африка, можно догадаться только по климату".

Еженедельник перечисляет и отрицательные стороны: от коррупции и дороговизны жизни до сбоев в городской инфраструктуре и бюрократии. Но это не останавливает тысячи португальцев, рвущихся в бывшую колонию на заработки. Не найдя в Португалии места после окончания университета, в Анголе они получают работу, и оплачивается в два-три раза выше, чем на родине.

Кризис также сказывается на Анголе. Если в 2007 году рост ВВП составил

24 проц., а в прошлом - 15 проц., то в этом, если он и будет, то минимальным. Власти пока придерживаются оптимистического сценария. Как обещал в ходе визита министр экономики Анголы Мануэл Нунеш Жуниор, в нынешнем году рост ВВП должен составить не менее 3 проц.



Достаточно объективные материалы в португальской прессе тоже стали примечательным аспектом визита. Оказалось, что ради блага страны свободные журналисты вполне способны на время прикусить язык и приглушить обычно резкую критику неблагополучного, как считает португальская элита, положения с правами человека в Анголе. Уколы, конечно, были, но их было немного. В официальной части визита они выразились лишь в отказе от встречи с Жозе Эдуарду душ Сантушем в парламенте представителя "Блока левых". Что касается прессы, то они сосредоточились в либеральном "Публику", где обратила внимание статья члена руководства правящей Соцпартии Жоау Соареша. В ней он вновь обвинил правительство Анголы и лично президента в различных тяжких грехах. Но Соареш давно известен как ярый пропагандист бывшей повстанческой группировки, а ныне оппозиционной ангольской партии УНИТА, как друг и, утверждают некоторые аналитики, крупный деловой партнер ее основателя Савимби. От него ничего иного и не ждали.

/следует/

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет