Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Дс. Ф. 6 Гармония



бет1/4
Дата21.07.2016
өлшемі377.5 Kb.
#213967
түріУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ


СД.ДС.Ф.6 - ГАРМОНИЯ

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

050403 Культурология с дополнительной специальностью «Музыкальное образование»

Утверждено на заседании кафедры

музыкального образования

факультета культуры и искусств

(протокол № 8 от 28.04.2008 г.)

Зав. кафедрой

______________________________
Структура учебно-методического комплекса

дисциплины
РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.
1.1. Автор: Е.Г.Трудкова, канд. пед. наук, доцент кафедры

музыкального образования МГПУ



1.2. Рецензенты: Л.С.Беляева, канд.пед.наук, профессор кафедры музыкального образования МГПУ;

Л.И.Марарица, преподаватель ДШИ № 3 г. Мурманска


1.3. Пояснительная записка.
На современном этапе перед учителем музыки ставится трудная и важная задача ознакомления учащихся общеобразовательной школы с содержанием понятия «музыкальной культуры» как глобальной категории, охватывающей музыкальные культуры всех эпох, от периода эллинизма – до современности. Музыкальная культура каждой эпохи имеет свои закономерности развития, свой музыкальный стиль, и все культуры находятся в тесной взаимосвязи. Наряду с историей музыки, анализом музыкальных произведений, полифонией наука о гармонии раскрывает важнейшие закономерности развития музыкальных стилей разных эпох. Образный анализ гармонии помогает освоению гармонического мышления композитора и музыкального стиля эпохи.

Цель курса – повышение профессионализации обучения учителей музыки широкого профиля в педагогическом университете, совершенствование музыкально-теоретической культуры студентов.

Задачи курса:

  • научить понимать значимость гармонии во взаимосвязи с другими элементами выразительности;

  • воспитать у студентов гармоническое чувство вкуса и навыки естественного голосоведения;

  • дать достаточные знания и навыки по созданию аккомпанемента к заданной мелодии;

  • развить гармонический слух и гармоническое мышление;

  • дать студентам необходимые сведения о гармонических стилях разных эпох;

  • освоить теоретические знания и необходимые учителю музыки широкого профиля практические навыки гармонизации «с листа», хоровой аранжировки и др.

Место курса в общей системе подготовки специалиста. Курс гармонии наряду с другими музыкально-теоретическими дисциплинами призван содействовать воспитанию и обучению высококвалифицированных педагогов музыки широкого профиля для общеобразовательных школ. В академическом курсе гармонии вся практическая работа студентов основывается на стилевом анализе. В его процессе осуществляются межпредметные связи между всеми музыкально-теоретическими дисциплинами. Важнейшей задачей курса гармонии является освоение студентами навыков практической гармонизации мелодий. Для гармонизации предлагаются песни школьного и дошкольного репертуара, вокальные распевки. Изучение закономерностей различных стилевых фактур методом стилевого анализа создает предпосылки для значительного расширения художественного репертуара гармонизаций. Студентам предлагается гармонизовать народные песни, романсы, инструментальную музыку различных эпох и стилей. Наряду с письменной гармонизацией вводится такой вид практической работы, как гармонизация «с листа» и в процессе транспозиции. Большое внимание уделяется гармонизации современного песенного репертуара – массовой и эстрадной песни, джазовой музыки.

Закрепление теории функциональной гармонии осуществляется в игре коротких гармонических оборотов в хоральной четырехголосной фактуре, знание которой необходимо учителю музыки широкого профиля для хоровой аранжировки.



Стилевой анализ и расширенная практика художественной стилевой гармонизации создают предпосылки для развития не только гармонического слуха, но и творческого мышления студентов.

Студент должен знать:

  • логику исторического развития многоголосия;

  • основные, наиболее распространенные гармонические явления в музыке;

  • основные закономерности многоголосного изложения как важного художественно-выразительного и формообразующего средства музыки.

Студент должен уметь:

  • самостоятельно анализировать особенности музыкальной ткани в произведениях разных эпох;

  • творчески создавать необходимые в профессиональной деятельности будущего педагога-музыканта широкого профиля модели гармонического изложения (сопровождение к вокальным распеваниям, песенной мелодии и т.п.);

  • выполнять упражнения за фортепиано (играть аккорды, гармонические обороты, секвенции, гармонизованные гаммы, настройки в тональности, распевания и т.п.);

  • гармонизовать мелодии «с листа» и в процессе транспозиции.

Программа составлена на основе программных материалов, разработанных Н.А.Долматовым, доц., (М., 1988); З.С.Воскерчьян, доц., (М., 1991); М.И.Ройтерштейном, проф., канд. искусствоведения; А.И.Волковым, доц., канд. искусствоведения; Т.Б.Родиной, доц., канд.пед.наук (М., 1999).
1.4. ГОС ВПО специальности 050403 «Культурология» (дисциплина дополнительной специальности).

1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы:


№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах



Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудоемкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Самраб

1

050403 Культурология с дополнительной специальностью «Музыкальное образование»

3 - 4

6,7

74

42

22

20

-

32

экзамен – 7 семестр


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет