Энциклопедический справочник
Боевые искусства. 200 школ боевых искусств Востока и Запада.
Нет страниц: 312, 313, 314, 315, 316, 317, 318, 319, 320, 321.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Энциклопедические словари по боевым искусствам до сих пор на русском языке не издавались. Да и в других странах они редкость. Подготовить такой словарь очень трудно по ряду причин. Самая большая трудность — составление словника. В самом деле, как только кто-то берется за работу над любым словарем, он погружается в мучительные раздумья: какие термины, включать в словник, а какие — нет.
Например, при описании боевых искусств Востока достаточно сложно решить, каким стилям и школам следует посвящать отдельные статьи, а какие упоминать только в обзорных статьях (в первую очередь это касается многочисленных стилей и школ каратэ, ушу, кэнпо, пенчак-силата, во-вьетнам, дзюдзюцу). Вторая трудность — проблема сбора материалов о западных и славянских боевых искусствах. Надо признать, что сегодня мы знаем гораздо больше о том, что есть (или было) в этой области на Востоке, чем на Западе. А хуже всего обстоит дело с информацией по школам боевых искусств отечественного образца.
Третья проблема, носящая более частный характер, чем первые две, это неясности
с транскрипцией имен и названий, а также невозможность проверки достоверности информации из-за почти полного отсутствия справочной литературы.
Но какие бы трудности не существовали, необходимость издания подобного словаря-справочника назрела давно. Ведь эпопея боевых искусств восточного, западного или славянского происхождения длится в странах Содружества и Балтии уже четверть века. При этом ощущается острая нехватка исторических и теоретических сведений о них.
Данный энциклопедический словарь призван заполнить вакуум в этой сфере.
СОДЕРЖАНИЕ
А
Ади-хай пидутам .......................................... 5
Айки-будо ................................................... 7
Айки-дзюцу ................................................ 7
Айки-до ...................................................... 9
Арнис де мано ............................................. 27
Асихара-рю .................................................. 34
Атэми-кидо-ниндзюцу ................................. 35
Афинское воинское воспитание ...................... 36
Б
Багуа-цюань ................................................ 38
Бандо ......................................................... 39
Баншай ....................................................... 46
Батто-дзюцу ................................................ 46
Бванг........................................................... 47
Берсерки ..................................................... 49
Берсилат ..................................................... 58
Бо-дзюцу ..................................................... 58
Боевая машина ............................................ .59
Боевой стиль ............................................... 60
Бокс ........................................................... 62
Борьба ..........;........,.................................... 64
Бу-гэй ......................................................... 66
Бу-дзюцу .................................................... 67
Бу-до ......................................................... 67
Буси-до ....................................................... 70
Буси-но-тэ ................................................... 71
В
Ваджра-мукти .............................................. 72
Вадо-рю ...................................................... 73
Варма-калаи ................................................ 74
Вин-Чун-куэн .............................................. 76
Внутренняя работа ....................................... 79
Вовинам-Вьетводао........................................ 85
Во-Вьетнам .................................................. 86
Военно-полевая гимнастика ........................... 90
Воинские танцы ........................................... 91
Вонхвадо .................................................... 93
Вун-Хоп-куэн .............................................. 95
Выживание .............,.....................;.............. 95
Г
Гладиаторские бои ....................................... 99
Глима ......................................................... 102
Годзю-рю .................................................... 103
Госиндо-дзюцу ............................................. 112
Госиндо-франсэ ........................................... 112
Госоку-рю ................................................... 113
Гулат .......................................................... 113
Гунфу ......................................................... 113
Д
Дайто-рю .................................................. 116
Данзан-рю ................................................... 124
Дан-тэ ......................................................... 125
Дао-сю ........................................................ 125
Джиткундо .................................................. 126
Дзё-дзюцу ................................................... 129
Дзёсинмон-рю .............................................. 130
Дзю-дзюцу .................................................. 131
Дзю-до ........................................................ 138
Дзюкадо ...................................................... 148
Дзюкэндо .................................................... 149
Дим Мак ..................................................... 149
Дистанции боя ............................................. 151
Досинкан .................................................... 152
Дуаньда ...................................................... 161
Дыхание в бою ............................................ 166
Дэнсёкан-будо ............................................. 170
Дюкс-рю ..................................................... 170
Е
Единоборства Востока на Западе ................... 171
Естественное оружие тела ............................. 175
Естественное физическое воспитание .............. 176
Ё
Ёсейкан-будо................................................ 178
Ёсейкан-рю................................................... 179
Ёсинкан-рю.................................................. 180
Ж
Железная рука ............................................ 183
Жуанвильская школа .................................... 184
3
Звериные стили ушу .................................... 186
Золотой цветок ............................................ 191
И
Иай-до ........................................................ 193
Иссин-рю ...,........:....................................... 195
К
Кадзюкэнбо-кэнпо ........................................ 196
Кали ........................................................... 197
Каляри-ппаятт ............................................. 198
Каменный бой ............................................. 201
Капоэйра .................................................... 202
Каратэ ........................................................ 208
Кара-хо-кэнпо ............................................. 238
Квонбоп ...................................................... 239
Кёкусин-рю .................;..........,.................... 254
Киай-дзюцу ................................................. 268
Кик-боксинг ................................................ 275
Ким-Ке ....................................................... 276
Кобаяси-рю ................................................. 279
Ко-бу-дзюцу ................................................ 279
Ко-во-дао .................................................... 284
Кодзё-рю ..................................................... 286
Косё-С.ёрэй-рю ............................................. 288
Косики-каратэ ............................................. 290
Краби-крабонг ............................................ 291
Крав-мага .................................................... 292
Куксуль-вон ................................................ 294
Кулачный бой .............................................. 303
Кунг-фу ...................................................... 304
Кун-Тао ...................................................... 305
Кусин-рю .................................................... 306
Кушти ........................................................ 306
Кэн-дзюцу ................................................... 309
Кэн-до ........................................................ 312
Кэнпо ......................................................... 315
Кэнпо-каратэ ............................................... 316
Кэнпо-каратэ Гавайское ................................ 317
Кэнпо-каратэ Паркера .................................. 317
Кю-дзюцу .................................................... 320
Кю-дб ......................................................... 321
м
Маллявеша .................................................. 326
Мацубаяси-рю ............................................. 330
Медитация в боевых искусствах .................... 330
Мотобу-рю .................................................. 345
Муай-Тай .................................................... 346
Мукки-бази ................................................. 360
Мукна ........................................................ 362
Мусиндо-рю ................................................ 363
Му-тау ........................................................ 363
н
Нанбу-до ..................................................... 364
Нарамхай-ниханго ........................................ 366
Нин-дзюцу .................................................... 370
О
Окинава-кэнпо-каратэ ................................... 377
Оружие ближнего боя .................................. 379
Ояма-рю ..................................................... 381
П
Панкратион ................................................. 383
Пенчак-силат ............................................... 389
Праща ........................................................ 392
Психологическая подготовка к бою ................ 394
Путь боевых искусств ................................... 397
Р
Радужный поток .......................................... 400
Русский стиль ............................................. 401
Русское кэмпо ............................................. 405
Рыцарские искусства .................................... 406
Рюкю-кэнпо-каратэ ...................................... 408
Рюкю-Сёрин-рю ........................................... 409
Рюэй-рю ..................................................... 409
С
Сават .......................................................... 411
Самбо ......................................................... 413
Сёбаяси-рю.................................................... 416
Сёриндзи-кэнпо ........................................... 417
Сёриндзи-рю ................................................ 431
Сёриндзи-рю кэнко-кан ................................. 431
Сётокай-рю................................................... 434
Сётокан-рю................................................... 436
Сибат........................................................... 437
Силамбам .................................................... 437
Синдо-рю .................................................... 438
Синь-И-цюань ............................................. 444
Сито-рю ...................................................... 446
Сито-рю кэнпо-каратэ ................................... 448
Спартанское воинское воспитание .................. 448
Субак-до ..................................................... 452
Сумо ........................................................... 455
Сэйдо-дзюку ................................................ 463
Сэй-но-Ики ................................................. 464
Сэнъэ ......................................................... 465
Сюай-цзяо ................................................... 471
Т
Тай-дзюцу ................................................... 473
Тайхо-дзюцу ................................................ 473
Тайки-кэн .................................................... 474
Тайцзи-щоань .............................................. 476
Тактика рукопашного боя ............................. 480
Такэда-рю ................................................... 481
Томики-рю .................................................. 482
Тосю-какуто ................................................. 483
Трость ........................................................ 483
Тэнсин-Сёдэн-Катори-Синто-рю ..................... 485
Тэссэн-дзюцу ............................................... 487
Тхайинг ...................................................... 487
Тхэквондо ................................................... 488
У
Укидо-кан ................................................... 499
Унибос ........................................................ 500
Уфучики-рю ................................................ 501
Ушу ............................................................ 502
Уэхара-Мотобу-рю ....................................... 539
Уэчи-рю ...................................................... 539
Уязвимые точки тела .................................... 543
Ф
Фехтование ................................................. 545
Франкомба .................................................. 550
Французский бокс ....................................... 550
Фудокан ..................................................... 552
Фулл-контакт каратэ .................................... 553
х
Хакко-рю .................................................... 559
Хапкидо ....................................................... 562
Хварандо .................................................... 572
Ходзё-дзюцу ................................................ 576
Ц
Центр исследований Будо ............................. 578
Цигун боевой ............................................... 579
Цинь-на ...................................................... 584
Ч
Чой ............................................................ 588
Чой-кван-до ................................................. 590
Чой-ли-фут .................................................. 591
Чубу-Сёрин-рю ............................................ 597
Чхарёк ........................................................ 598
ш
Шаолинь-цюань ........................................... 606
Школа боевых искусств ................................ 618
Шоссон ....................................................... 621
Штыковой бой .............:............................... 622
э
Энергетический удар .................................... 624
Эскрима ...................................................... 627
АДИ-ХАЙ ПИДУТАМ
Индия считается колыбелью всех боевых искусств. Во всяком случае, уже в великом эпосе индийцев «Махабхарата», возникшем более чем за тысячу лет до н.э., говорится о сословии (варне) «кшатриев» — профессиональных воинов. В этой поэме, а также в других древних текстах имеются сведения о различных воинских упражнениях кшатриев. Даже в наши дни во многих штатах Индии можно найти школы боевых искусств, происхождение которых теряется в глубине веков. Одна из них — Ади-хай пидутам, существующая в районе города Каннур (штат Ке-рала).
Эту школу возглавляет сейчас 80-летний Кума-ра Свами. Европеец, побывавший у него в гостях, вспоминает: «Я не мог поверить, что учитель столь преклонного возраста. Он держался прямо, как свеча, у него было тело спортсмена — мускулистое, нервное, без грамма жира. Кожа гладкая, словно у молодого человека. Движения, жесты — мягкие и грациозные, как у дикой кошки. Ни одна деталь не ускользала от его ясных блестящих глаз».
На малаяли — языке дравидов, коренных жителей индийского юга — слово «пидутам» означает «управление» руками («хай»), наносящими удары по наиболее уязвимым точкам тела («ади»). Техника этой школы чисто внешне напоминает технику японского дзю-дзюцу: захваты с переходом на болевые приемы и последующим нанесением ударов пальцами по точкам. Однако это именно внешнее сходство, так как индийская система намного старше. Нередко вместо ударов после захватов следуют броски.
Общефизическая подготовка представлена здесь статической гимнастикой (асанами) и дыхательными упражнениями (пранаямой) хатха-йоги. Для того, чтобы наносить удары в жизненно важные точки тела, изучается специальная дисциплина — «марма», то есть комплекс сведений о расположении и функционировании нервных и энергетических центров организма человека.
Практика ади-хай пидутам в настоящее время распространена среди членов секты Сиддха-Самайя, которую основал гуру Шивананда Парамахамса в первые годы XX века. Секта придерживается принципов ненасилия, но для самозащиты ее сторонники должны владеть «мягкими» методами самообороны, позволяющими надежно нейтрализовать агрессоров, не доводя дело ни до членовредительства, ни, тем более, до убийства.
АЙКИБУДО
Айкибудо - это боевое искусство, вобравшее в себя учение древних японских школ боевых искусств работы без оружия Дайто Рю Айки Дзюдзюцу, с оружием - Тэнсин Седэн Катори Синто Рю, базой школы является Айкидо-дзюдзюцу Есейкан учителя Мочизуки Минору.
Основоположник Айкибудо - французский мастер Алан Флоке.
Айкибудо, как и его исходные компоненты – Айкидо Йосейкан и Дайто Рю Айки Дзюдзюцу относят к "жестким" школам (сюда относят также школу Йошинкан, основанную Гозо Шиода, школы учеников Сокаку Такеда и учеников Морихеи Уесиба довоенного периода). Отличия от "мягких" школ проявляются в форме движений, которые в Айкибудо в целом намного короче, проще и более приближены к реальности. Во Франции Айкибудо эффективно используется в армии и полиции. Среди занимающихся очень много полицейских, и не случайно основной зал, где проходят занятия Учителя Флоке в Париже, находится в Полицейском Управлении и принадлежит Спортивной Ассоциации Полиции Парижа (ASPP).
В переводе с японского иероглифы, образующие название этого боевого искусства, означают:
Ай - объединение, любовь, гармония
Ки - жизненная энергия, душа, дух, сила
Бу - мужество, храбрость, воинственность
До – путь
Сочетание Ай и Ки (Айки) - объединение энергий, единение внутренних способностей человека для достижения совершенства.
Приемы Айкибудо содержат в себе множество болевых воздействий на суставы, болевые точки при помощи заломов, замков цель которых - полный контроль противника, лишение его возможности повторения атаки.
Большое внимание уделяется изучению правильных перемещений. В Айкибудо много движений направленных на опережение противника, цель которых остановить удар или захват на первой его стадии, когда он не набрал еще максимальную мощность. Таким образом, важно уметь правильно и точно выполнять вход в прием в зависимости от дистанции разделяющей вас от противника. Цель перемещений: уход с линии атаки и (или) опережение противника, получение позиции (в ближней зоне с противником), исключающей повторную атаку с места, вслед за этим одновременно с перемещением следует прием, выводящий противника из равновесия, возможен последующий болевой контроль. Все это должно выполняться плавно без рывков и максимально быстро, не давая возможности противнику оценить ситуацию и принять контрмеры. Техника перемещений изначально нарабатывается без партнера, здесь внимание уделяется правильному положению тела, ног, разворотам корпуса вокруг оси.
В Айкибудо присутствуют удары руками и ногами, правильная техника выполнения которых нарабатывается в ката. Основная цель применения ударов - это не столько выведение противника из строя (все завит от ситуации в бою), сколько нацелено на отвлечение его внимания, расслабление, что бы тем самым получить возможность провести прием.
Процесс изучения Айкибудо, как и других боевых искусств, можно разделить на два основных этапа: подготовительная часть и непосредственно техника.
Подготовительная часть представлена:
общефизической подготовкой (разминочные и силовые упражнения)
техникой перемещений
техникой страховок
ударной техникой
Техническая часть включает в себя:
Техники освобождения от захватов
Техники бросков от захватов и ударов без дальнейшего сопровождения
Техники бросков с дальнейшим удержанием и конвоированием
Техники Айки
Рандори - работа против атак одного или нескольких противников
АЙКИ-ДО
Айки-до - это очень молодое боевое искусство, однако воплотившее в себе принципы и методы, которые насчитывают не одну сотню лет. Создателем айкидо считается Уэсиба Морихэй (1883 - 1969), потомок старинного самурайского рода из префектуры Вакаяма.
Айки-до с самого начала предполагает, что у каждого человека есть определенный запас жизненной энергии ки, сосредоточенной в центре хара. Эту энергию можно устремлять в любом направлении. В айки-до используется принцип управляемого контролирования. Противнику дается свобода двигаться куда он захочет, но любое его движение находится под постоянным контролем. Внимание не на секунду не расслабляется. В переводе с японского ай означает гармонию. Эта гармония бывает нарушена, когда проявляется агрессия. Задача айки-до - восстановить гармонию. Агрессивная энергия нападающего сначала контролируется, а затем переводится в окружность. И тогда Ваш центр становится центром нейтрализации. Все приемы в айки-до так или иначе связаны с круговыми траекториями. Движение айкидоиста по кругу позволяет не только избежать жёсткого столкновения, но и полностью сопровождать движение атакующего. Движения в айки-до подобны потоку воды: мягкой, податливой, но одновременно разрушающей твердые камни. Одно действие как бы вытекает из другого. Все приемы и движения в айки-до должны быть элегантными и красивыми. С самых азов этому уделяется большое внимание. Эти принципы верны также и на психологическом уровне. Hастоящий мастер видит сознание противника и предупреждает все его действия. Техника отрабатывается во время тренировок. Hо на этом айки-до не заканчивается. Айки-до это и философия, и психология, и физика. Любой человек может найти здесь свое Я. Hеобходимо всегда помнить, что айки-до развивает не только физические способности, но и духовные качества. Развитию этих качеств способствует особая обстановка в зале. Hеобходимо постоянное сосредоточение и безоговорочное выполнение указаний наставника во время тренировки. Только в этом случае можно избежать всевозможных травм и добиться результатов. Изучение техники айки-до начинается с изучения базовых стоек: хидари-ханми и миги-ханми. Ступни расположены на линии атаки под углом 90 градусов друг к другу. Вес тела равномерно распределяется на обе ноги. Спина выпрямлена и плечи отведены назад. Руки находятся прямо перед собой прямо по центру. Ладони раскрыты. Оптимальное расстояние для работы в паре, когда партнеры слегка касаются друг друга кончиками пальцев. Перемещения в айки-до являются комбинацией вращательных и прямолинейных движений. Шаги не должны быть скованными или тяжёлыми. Айкидоист должен быть в любой момент готов к смене направления. Голова двигается в одной горизонтальной плоскости. Каждое промежуточное положение должно быть очень устойчивым. При любом перемещении двигаться начинает центр тяжести. Корпус всегда остается в вертикальном положении. В классическом айки-до нет соревнований, а практикуется ката: многократное повторение приемов, пока они не становятся привычными. Большая часть тренировок проходит в работе с партнером с целью добиться гармонии между ними. Как правило один из партнеров атакует (он называется нагэ), а другой защищается (он называется укэ). Партнеры поочередно меняются. Важно, чтобы атакующий партнер выполнял свои действия искренне и без страха падения. Очень важным моментом в айки-до является &укэми& - искусство страховки. Вам необходимо находится в постоянной готовности без особого напряжения и применить страховку в любой момент.
В настоящее время существует множество стилей Айкидо. Ограничимся перечислением лишь основных направлений, взявших своё начало от Айкидо О-Сенсея. Данная классификация носит условный характер и призвана лишь дать представление о многообразии форм Айкидо.
Иосейкан.
Эта форма разработана Минору Мочизуки, который входил в число наиболее ранних студентов О-сэнсэя. Этот стиль включает в себя элементы Карате, Дзюдо, Кобудо и других искусств.
Иосинкан.
Стиль разработан мастером Годза Шиода. Шиода-сэнсэй обучался у О-сэнсэя с середины 30-ых годов. После войны его пригласили начать преподавание айкидо в организации известной как Иосинкан. В отличие от многих других организаций Иосинкан всегда поддерживала дружеские отношения с Айкикай как при жизни, так и после смерти О-сэнсэя. Иосинкан - жесткий стиль айкидо, направленный на прак- тическую эффективность и реальность применения техники. Его изучают во многих подразделениях полиции Японии. Международная организация, связанная с Иосинкан стилем Айкидо, известна как Иосинкай и имеет действующие отделения во многих частях мира. В последние годы появилось много ответвлений этого стиля, обычно появляющихся по политическим мотивам. Они входят в организацию Иосиокай, возглавляемую Такаси Косида.
Айкикай.
Айкикай общее имя стиля возглавляемого Киссемару Уэсиба, сы- ном О-сэнсэя, поддерживаемого Международной Федерацией Айкидо. Большинство считают эту школу основным направлением в развитии Айкидо. В действительности этот "стиль" больше похож на ЗОНТИК чем на специфический стиль, поскольку многие, входя в одну орга- низацию, имеют весьма различные способы тренировки айкидо. Айкидо О-Сенсея Уэсибы амплитудное и подвижное с малым или вообще не использованием оружия в тренировках. Однако некоторые сэнсэи в Айкикай (Чиба-сэнсэй) много времени в тренировке отдают оружию.
Ивама-рю.
Является частью системы Айкикай, хотя имеет ярко выраженные отличия стиля. Имеет собственное название по имени додзе его создателя сенсея Морисиро Сайто. Сайто-сэнсэй был долгое время учи-де- ши О-сэнсэя, начиная с 1946 г. и до самой смерти. Многие считают, что Сайто-сэнсэй был учеником самое большее учившемся у Учителя. Сайто-сэнсэй говорит, что он пытается сохранить и изучать это искусство точно так, как он изучал его у Учителя. Технически Ивама-стиль очень похож на Айкидо начала 50-ых. При отработке технических навыков очень большое внимание уделяется работе с оружием.
Айкидо Школы Уэсиба (ASU).
Этот стиль Айкидо разработан г-ном Мачизуки Саотоме. Сейчас ASU объединены с Айкикай, хотя долгое время это были независимые организации с независимым развитием. Саотоме-сэнсэй весьма разносторонне подходит к Айкидо, включая в свою практику как сильные и жесткие формы, так и мягкие абстрактные упражнения для развития чувствительности. Уделяет значительное внимание работе с оружием.
Ниппон Кан.
Ниппон Кан основано Гакки Хомма, одним из последних учи-деши О-сэнсэя. Хомма-сэнсэй преподаёт Айкидо в очень традиционной манере с подчеркиванием точности во взаимодействии и технике.
"Ki" Школы.
Одно из самых значительных направлений развития мирового Айкидо было образовано в 1974 году, когда Коичи Тохей, будучи Главным Инструктором Айкикай ушел из этой организации и основал Ки-но-Кенкикай, чтобы изучать Айкидо с сильным акцентом на использование энергии Ки. С этого момента Ки-айкидо выделилось в отдельное направление, никак не связанное с Айкикай. Все школы Ки-айкидо подчеркивают свою самостоятельность, особенно в тех случаях, когда им приходиться контактировать с другими направлениями Айкидо.
Чин-чин Тонзил Айкидо.
Стиль основан Коичи Тохеем - Айкидо объединяющее Ум и Тело. Тохей-сэнсэй придавал большое значение пониманию концепции Ки, развивая этот аспект независимо тренировки в применении к повседневной жизни и здоровью. Этот стиль является одним из самых мягких стилей Айкидо и характеризуется текучими перемещениями, которые часто включают прыжки или остановки, что редко встречается в других стилях. Большинство Ки-школ первоначально не занимаются практическим физическим приложением техник, заменяя их упражнениями, предназначенными для разработки способностей объединения ума и тела. В последние годы Тохей-сэнсэй все дальше и дальше уходил от Айкидо и посвятил себя исключительно Ки тренировкам.
Кокикай.
Основан Шизуя Маруяма, который был главным Инструктором Ки Общества США. Уходя из Ки Общества он основал Кокикай. Этот стиль представляет мягкую форму Айкидо, концентрирующуюся на достижении максимальной эффективности при использовании минимальных усилий.
Сейдокан.
Основан Р. Кобаяси. Кобаяси-сэнсэй был главным Инструктором КИ Общества Южной Калифорнии и студентом Тохей-сэнсэя. Покидая Ки Общество в 1981г., он сформировал Сейдокан, который позднее вновь присоединился к Айкикай. Стиль характеризуется малыми перемещениями при исполнении техник.
Ки федерация.
Основана Кеннетом Вильямсом. Сэнсэй Вильямс был основным ассистентом Кенширо Аббата-сэнсэя в середине50-ых и начал свое обучение с жесткой формы близкой к Айкибудо. После ухода из Айкикай в конце 60-ых он практиковал независимо несколько лет, прежде чем стать студентом Тохея-сэнсэя в 1976 г. и создать КИ федерацию Великобритании. В 1986 Сэнсэй Вильямс уходит в отставку из КНК. Ки Федерация продолжала свое существование как независимая организация, изучающая собственный стиль сэнсэя Вильямса, сохраняя все элементы его тренировки.
Томики Айкидо
Один самых больших переломов в истории Айкидо, произошедших при жизни О-сэнсэя, было предложение Кендзи Томики рационализировать Айкидо, введя в практику "Ката" и соревнования. С тех пор было прервано какое-либо общение между школами Томики и традиционными школами Айкидо.
Томики Айкидо было основано одним из самых первых студентов О-сэнсэя Кензи Томики. Также Томики-сенсей долгое время учился у основателя Дзюдо Дзигоро Кано. Томики-сэнсэй верил, что "рационализация" Айкидо тренировок по направлениям сделанным Дзигоро Кано в Дзюдо, сделает Айкидо более легким для изучения, особенно в Японских Университетах. К тому же он верил, что введение соревновательного элемента должно служить ограничению и концентрированию практики, поскольку не существует лучшего теста, чем реальная схватка. Последнее было причиной разделения с О-сэнсэем, который твердо верил, что соревнованию нет места в Айкидо. Томики-рю характеризуется использованием Ката (форм) в изучении и проведении соревнований, как без оружия, так и с резиновым ножом.
Достарыңызбен бөлісу: |