Тема «Любви все возрасты покорны…» (по творчеству А.С. Пушкина).
Литературно-музыкальная композиция.
Цели: изучить любовную лирику А.С. Пушкина, познакомить с её адресатами; раскрыть духовный потенциал творчества;
развить ассоциативное мышление и творческое воображение учащихся;
уметь работать с поэтическим текстом; расширить знания учащихся о жизненном и творческом пути поэта.
Эпиграф к уроку:
Так и мне узнать случилось,
Что за птица Купидон.
Сердце страстное пленилось;
Признаюсь-и я влюблён!»
А.С. Пушкин
Ход урока.
1.Орг.момент
(звучит музыка, на фоне которой уч-ся читает стихотворение А.С. Пушкина «Я вас любил…»)
Я вас любил, любовь ещё, быть может,
В душе моей угасла не совсем,
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадёжно
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим!
Слово учителя
Любовь- прекрасное чувство, о котором хочется рассказывать стихами.
Сегодня на уроке мы будем говорить о любовной лирике А.С. Пушкина, познакомимся с адресатами его лирики. ( слайд ).
В одном из первых стихотворений, открывающих обычно его сборники, Пушкин обращается чаще всего к теме любви. Послушайте фрагмент стихотворения «К Наталье», который взят в качестве эпиграфа к уроку.
(учитель читает эпиграф).
Фронт. опрос
-С каким образом чувство влюблённости связывается с юным поэтом?
(с образом Купидона).
-Кто же такой Купидон? (Бог Любви)
-Почему он назван автором птицей?
-Какие ещё имена носил в античности бог Любви? (Эрот, Амур).
-Вместе с какой богиней упоминали обычно Купидона? (Афродитой, Венерой).
-Просмотрите заглавия стихотворений Пушкина, относящиеся к лицейскому периоду (1814-1817гг.) В них упоминается различные варианты имён мифологических божеств любви.
1. «Лаиса Венере, посвящая ей своё зеркало».
2. «Послание Лизе»( «Тебе, наперсница Венеры…»
3. «Амур».
4. «Шалун, увенчанный Эратом и Венерой…»
Из названия стихотворений видно, что интересующие нас боги являются покровителями любви лирических героев.
Лаиса, Эльвина, Дорида-это условные женские имена, ставшие общепринятыми, классическими для русской и западноевропейской поэзии того времени.
Есть и классический образ, применяемый к А.С. Пушкину-«Солнце нашей поэзии».
«Что движет это Солнце?» Вот эту проблему мы будем исследовать сегодня.
«Любви все возрасты покорны, её порывы благотворны…»-утверждает поэт.
Любовь-это источник поэзии, души.
-А что такое любовь в вашем понимании?
(выслушиваются ответы учащихся)
Любовь, как и поэзия, овладевает всем существом человека, приводит в движение все силы человека, вдохновляет его, вызывает самые лучшие побуждения, будоражит творческое воображение.
Не случайно у Пушкина любовь и поэзия-родные сёстры…
Попробуем прочувствовать, как показаны любовные переживания в ранней лирике поэта.
(чтение стихотворения «Дорида», написанное в 1819г.)
В Дориде нравятся и локоны златые,
И бледное лицо, и очи голубые…
Вчера, друзей моих оставя пир ночной,
В её объятиях я негу пил душой;
Восторги быстрые восторгами сменялись,
Желанья гасли вдруг и снова разгорались;
Я таял; но среди неверной темноты
Другие милые мне виделись черты,
И весь я полон был таинственной печали.
И имя чуждое уста мои шептали.
Вопросы:
-Понравилось ли вам стихотворение? (вопросы в презентации)
Проанализируйте стихотворение, ответив на вопросы:
-Вслед за поэтом опишите внешний облик героини.
-Что вы узнаёте о героине произведения?
-Каково отношение к ней лирического героя?
-Что автора в ней привлекает?
-Что можно сказать о чувствах, которые испытывает герой во время свидания с Доридой?.
-Охарактеризуйте смену этих чувств.
-Какие слова передают то, что от любви герой ждёт прежде всего наслаждение и удовольствие?
( В Дориде лирическому герою всё нравится. В её объятиях он «негу пьёт душой».)
-Как описываются чувства, переживаемые героем?
-Что их отличает? ( Они очень непрочны, мимолётны, быстро сменяют друг друга-«Восторги быстрые восторгами сменялись, и желанья гасли вдруг и скоро разгорались…»).
-Как вы думаете, почему герой выражает своё состояние словами: « Я таял?»
Какой смысл вкладывается в эти слова? В чём заключается композиционная роль этих слов? ( Такая самохарактеристика: «Я таял»,-связана с тем, что герой теряет ощущение собственной личности из-за очень быстрой смены различных состояний. Его чувства, хоть и приятны, но слишком непрочны. Вслед за этими словами создаётся образ «неверной темноты», т.е намечается смена переживаний лирического героя.)
-Почему темнота названа «неверной»?
( Эпитет «неверная» гармонирует с описанием таких же неверных, изменчивых чувств героя).
Итак, образ «неверной темноты»-не просто изображение окружающего мрака, но так же и глубокая характеристика внутреннего состояния героя. Именно среди этой темноты герою вдруг видятся «милые черты», он испытывает чувство « таинственной печали», уста его шепчут «имя чуждое».
Рядом с образом Дориды, портрет которой так живо и выразительно нарисован в начале этого произведения, видим иной-таинственный-женский образ. Он-загадка для самого поэта. Одновременно и «мил», и ещё «чужд» лирическому герою. Но обратите внимание, таинственная печаль, возникшая в герое в связи с этим образом,- единственное чувство, которое его не покидает, не проходит. «Таинственная печаль»-итоговое состояние героя, определяющее, таким образом, развитие лирического переживания в произведении.)
-Это стихотворение Пушкин посвятил Наталье Викторовне Кочубей, дочери графа Виктора Павловича, министра внутренних дел.
(рассказ уч-ся о Н.В. Кочубей) Слайд
(рассказ уч-ся о Екатерине Павловне Бакуниной).
(чтение стихотворения «К живописцу»)
Красу невинности небесной,
Надежды милые черты,
Улыбку радости прелестной
И взоры самой красоты.
Вкруг тонкого стана
Венерин пояс повяжи.
Прозрачны волны покрывала
Накинь на трепетную грудь,
Чтоб и под ним она дышала,
Хотела тайно воздохнуть.
( далее чтение записи)
Работа с книгой, разбор вопросов.
Чтение и анализ стихотворений «Храни меня мой талисман» и сожжённое письмо»
Любовная лирика «Я вас любил…», «На холмах Грузии…», послание А.П. Керн, «Признание», «Мадонна…»
Под влиянием этих стихов у молодого человека рождается представление об идеале женщины: «чистейшей прелести чистейший образец», «гений чистой красоты».
Шедевр любовной лирики-стихотворение «Я помню чудное мгновенье…», написанное в имении Михайловском в 1825 году. Это одно из самых мелодичных стихотворений. Слова, найденные поэтом, очень просты, заставляют пережить то, что чувствовал поэт.Это стихотворение Пушкин посвятил Анне Петровне Керн, с которой впервые встретился в петербургском доме их общего знакомого- Оленина, в 1818 году.
(чтение стихотворения «Я помню чудное мгновенье…»)
-Читая это стихотворение, попробуйте представить образ героини, охарактеризовать её.
-С помощью каких слов создаётся образ героини? ( загадочных слов-«мимолётное виденье», «гений чистой красоты»).
-Какие эпитеты помогли бы раскрыть возникший в вашем воображении женский образ? ( Героиня кажется бесплотным призраком, таинственным и прекрасным. Она возвышенная, идеальная, неземная и одновременно непостижимая, невыразимая, чудесная).
На слова этого стихотворения была положена музыка М. Глинки.
Предлагаю послушать шедевр. Попробуйте понять чувство лирического героя.
(звучит опера М.Глинки «Я помню чудное мгновенье»).
Если в стихах лицейского периода любовь для Пушкина-это некая игра, страсть, одухотворённость, то для творчества Михайловского периода, куда и относится прочитанное стихотворение, характерно (Что?)
( бесконечное богатство натуры поэта-классика, многообразие любовного чувства нашли отражение в поэзии Михайловского периода.
(показ слайда –имение Михайловское ).
Летом 1825 года Пушкин, находясь в ссылке в Михайловском, посетил соседнее имение Тригорское, где встретил свою знакомую, прекрасную женщину-Анну Петровну Керн. Эта неожиданная радостная встреча потрясла поэта.
И вот глубокой ночью «В душе настало пробужденье…» поэт сидит за своим столом. На столе горящая свеча, камушек, о который споткнулась Керн во время прогулок, сорванный ею цветок…Гусиное перо бежит по бумаге-и рождаются незабываемые строки великого гимна любви.
-Послушайте, что расскажет нам сама героиня о встрече с Пушкиным.
(рассказ уч-ся о встрече Керн с Пушкиным в Михайловском).
А.П. Керн:
Погода была чудесная, лунная июльская ночь дышала прохладой и ароматом полей. Мы ехали в двух экипажах: тётушка с сыном в одном; сестра, Пушкин и я в другом. Он шутил, хвалил природу. Приехав в Михайловское, мы пошли в старый, запущенный сад, затем подошли к пруду.
Пушкин, держа в вытянутой руке листок бумаги, читал: «Я помню чудное мгновенье…»
На другой день он пришёл утром и принёс мне экземпляр второй главы романа «Евгений Онегин». Позже в неразрезанных листках я нашла сложенный лист бумаги со стихами: «Я помню чудное мгновенье…» и записка.
(чтение записки)
Снова берусь за перо, потому что умираю с тоски и могу думать только о вас. Надеюсь, что вы прочтёте это письмо тайком, спрячете ли вы его у себя на груди? Ответите ли мне длинным посланием? Пишите мне обо всём, что придёт вам в голову,-заклинаю вас…(Пушкин-Керн, 25 июля 1825год.)
-Вспоминая момент вручения стихов, Анна Петровна заметила странное смятение, охватившее Пушкина.
-Как вы думаете, что могло стать причиной замешательства поэта?
-Как вы можете охарактеризовать отношение автора послания к своему адресату? (Автор преклоняется перед женщиной. От встреч с нею полностью зависит состояние его души. Анна Керн казалась для него таинственной и волнующей. Так вдохновенно и нежно любил поэт).
-Но время «лечит» раны. Сколько ещё прелестниц было у поэта!
(Просмотр слайдов-«Возлюбленные Пушкина»).
(чтение учителем во время показа слайдов)
Для вас, души моей царицы,
Красавицы, для одних.
Времён минувших небылицы,
В часы досугов золотых,
Под шёпот старины болтливой,
Рукою верной я писал…
(показ слайда М.Н. Раевская (Волконская). Чтение учителем записи).
-Мария Николаевна Волконская писала: «Как поэт, он считал своим долгом быть влюблённым во всех хорошеньких женщин и молодых девушек, с которыми он встречался. В сущности он обожал только свою музу».
-О любви можно сказать одним взглядом, можно выразить свои чувства тремя словами. Но этих слов, наверное, не всегда достаточно. А как это чувство показал «мастер слова» в главной героине Татьяне Лариной. Роман «Евгений Онегин».
(Слайд к иллюстрации «Я так люблю Татьяну милую мою…»)
Сцена письма
( На сцене стол, за которым Татьяна пишет пером письмо Онегину под музыку).
Татьяна вслух: Я к вам пишу-чего же боле?
Что я могу ещё сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.
Но вы, к моей несчастной доле
Хоть каплю жалости храня,
Вы не оставите меня…
(закончив чтение, Татьяна скручивает лист, перевязывает его тесёмкой и засыпает).
Филипьевна: (подходит к Тане, приносит на подносе чай).
Пора, дитя моё, вставай!
Да ты, красавица, готова!
О пташка ранняя моя!
Татьяна: Ах! Няня, сделай одолженье.-
Филипьевна: Изволь, родная, прикажи.
Татьяна: Итак, пошли тихонько внука
С запиской этой к О…к тому…
К соседу…да велеть ему,
Чтоб он не говорил ни слова,
Чтоб он не называл меня…
(Татьяна провожает няню и уходит вместе с ней, что-то нашёптывая на ухо).
-В Санкт-Петербурге в Петредворце имеется репродукция картины «Татьяна пишет письмо Онегину». Художник Ф.А. Моллер. На картине очень трепетно передано чувство героини. Она как бы что-то предчувствует и всё же надеется…По словам Пушкина она обладала «сердцем пламенным и нежным».
У Татьяны Лариной был прототип. Имя этой романтической девушки из обедневшей дворянской семьи-Наталья Дмитриевна Апухтина.
(показ слайда )
(показ слайда Н.Н. Гончаровой (Пушкиной).
-Какая прелестная женщина! Кто это? Да, это Наталья Николаевна Пушкина ( в девичестве-Гончарова). Впервые Пушкин увидел её в декабре в 1828 году на балу у известного московского танцмейстера Иогеля.
(слайд «На балу»)
(Звучит «Сентиментальный вальс» П.Чайковского)
(Появляется Н.Н. Гончарова в белом платье. Кружась в танце, говорит):
Гончарова Н.Н.:
-Я была в белом воздушном платье, с золотым обручем на голове. Александр не отрывал от меня глаз… Он везде и всегда являлся желанным гостем. Толпы ценителей и восторженных поклонниц окружали его, ловя всякое слово… Мне было всего 16 лет. Меня поразили его удивительно красивые глаза. Это были особые поэтические задушевные глаза… Говорил он скоро, острил всегда удачно, был весел, смеялся громко. Весь вечер А.С. смотрел на меня, а потом сказал, что участь его будет навеки связана со мной.
( сообщение уч-ся )
С того дня, как Пушкин шагнул навстречу Натали, для него не было ничего прекраснее и дороже её. Он понял, что это прелестное создание составит его счастье.
Около двух лет тянулась история сватовства поэта. Наконец согласие матери Натальи было получено Пушкиным. 6 мая 1830года состоялась помолвка. Поэт был счастлив.
(слайд )
Известная в ту пору всему высшему обществу Дарья Фёдоровна Фикельмон, внучка Кутузова и жена австрийского посланника записала в свой дневник: «Поэтическая красота госпожи Пушкиной проникает до самого моего сердца. Есть что-то воздушное и трогательное во всём её облике».
(чтение стихотворения «Мадонна»)
(посвящено Наталье Николаевне Пушкиной)
Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моём, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель.
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный Спаситель-
Она с величием, он с разумом в очах-
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец!
-Это стихотворение Пушкин создаёт в 1830г. В нём сколько присутствует лирических героев? (две героини-образ небесной Мадонны сопоставляется с образом земной женщины, которую поэт называл «Моя Мадонна».
Показ иллюстрации в книге.
-Как вы думаете, какое место отводится образу Мадонны с младенцем Христом «во славе и в лучах?» (Эти образы занимают в нём центральное место. Эта картина отчётливо и ясно возникает в воображении лирического героя и автора. Недаром эти образы описаны так, как будто герой действительно видит их перед собой).
-Какими и в какой обстановке изображён герой?
( В стихотворении «Мадонна» герой называет свой дом «обителью» и «простым углом», где он живёт «средь медленных трудов».)
В стихотворении небесный образ Богородицы не сливается с образом земной возлюбленной. Поэт называет свою избранницу «Моя Мадонна».
Очень важна для понимания образа возлюбленной последняя строка, состоящая всего из четырёх слов.-Чистейшей прелести чистейший образец.
-В какой форме употреблено прилагательное «чистый»? ( в форме превосходной степени).
-В чём смысл такого соседства двух прилагательных в превосходной степени?(Поэт усиливает отмечаемое сходство).
-Какие синонимы можно подобрать к слову «образец»? (Эталон, идеал, пример).
В стихотворении «Мадонна» объект исследования поэта соединяет в себе и прелестное начало, и земное начало, связанное с идеалом Мадонны.
Конечно, только чувство подлинной любви позволяет поэту увидеть в земной женщине отблеск небесного совершенства. Любовь позволяет рассмотреть в любимом человеке его идеальное начало, основу, образ Божий
-Подходим к заключительной части урока.
Заключительное слово учителя
Вся поэзия Пушкина-это его лирический дневник, в котором он запечатлел черты своей личности, свои чувства. Поэзия не только его «памятник», но и его «душа в заветной лире». И очень хочется, чтобы « дым столетий» не отодвинул, не скрыл от нас этого поэта. Хочется понять, каким видели и слышали его современники и каким знают его потомки.
Ещё в 1880 году, в день открытия памятника великому поэту, (скульптор Александр Михайлович Опекушин)-А.Н. Островский сказал: «Пушкиным восхищались и умнели, Пушкиным восхищаются и умнеют».
Чтение стих-ия о Пушкине.
О Пушкин, Пушкин! Кто тебя
Учил пленять в стихах чудесных?
Какой из жителей небесных,
Тебя младенцем полюбя,
Лелея, качал в колыбели?
Лишь ты завидел белый свет,
К тебе Эроты прилетели
И с лаской грации подсели…
И вот, блажа беспечну долю,
Поёшь ты радость и любовь!
-Итак, главной задачей урока было рассмотрение любовной лирики Пушкина. Начав с воспевания женственно-земной стороны любви, поэт всё настойчивее стремился к раскрытию её духовного смысла. В своих стихотворениях он показал, что любовь позволяет увидеть в земной женщине красоту небесного идеала Мадонны. Я думаю,что вы сможете ответить на вопрос, поставленный в начале урока-Что движет Солнце русской поэзии? (Конечно же, любовь!)
-Послушайте высказывания самого Пушкина о прекрасном чувстве.
Критики о поэзии Пушкина
Выставление оценок
Домашнее задание: написать мини-сочинение
Дорида
( посвящено Наталье Викторовне Кочубей, 1819год).
В Дориде нравятся и локоны златые,
И бледное лицо, и очи голубые…
Вчера, друзей моих оставя пир ночной,
В её объятиях я негу пил душой;
Восторги быстрые восторгами сменялись,
Желанья гасли вдруг и снова разгорались;
Я таял, но среди неверной темноты
Другие милые мне виделись черты,
И весь я полон был таинственной печали,
И имя чуждое уста мои шептали.
* * *
К живописцу
(посвящено Екатерине Павловне Бакуниной).
Красу невинности небесной,
Надежды милые черты,
Улыбку радости прелестной
И взоры самой красоты
Вкруг тонкого стана
Венерин пояс повяжи.
Прозрачны волны покрывала
Накинь на трепетную грудь,
Чтоб и под ним она дышала,
Хотела тайно воздохнуть.
* * *
Мадонна
(посвящено Наталье Николаевне Пушкиной)
Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моём, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель.
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный Спаситель-
Она с величием, он с разумом в очах-
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец!
К*** (Посвящено Анна Петровне Керн 25 июля 1825г.)
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадёжной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слёз, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты.
И сердце бьётся в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слёзы, и любовь.
Достарыңызбен бөлісу: |