Оглавление.
1.Введение 2
2. Теоретическая часть 3-5
3. Экспериментальная часть 6-9
4. Заключение 10
5. Литература 11
6. Приложения
Введение.
Краска – это всякое вещество, служащее для крашения, для краски во все цвета. Существует краска масленая, водная или клеевая, краски сухие, карандаши. Краска состоит из пигмента(по-латински pigmentum — краска)
В технологии лакокрасочных материалов пигментами называют высокодисперсные неорганические или органические, нерастворимые в дисперсионных средах вещества, способные образовывать с плёнкообразователями...
Подробнее >>
Словарь >> и жидкого связующего веществаЭто вещество, входящее в состав краски и определяющее все ее специальные свойства, за исключением цветового тона, обусловленного пигментом. Главное назначение связующего вещества: скрепляя по высыхании частицы пигмента между собой и с грунтом, создавать связный и устойчивый красочный слой и тем обеспечить сохранность красок. Связующее вещество...
Подробнее >>
Словарь >>. Связующее вещество удерживает пигмент, приклеивает его к поверхности и затвердевает после высыхания. Пигменты изготовляются из химических соединений, обычно оксидов металлов, или из синтетических веществ. Технология красок1) Вещество, служащее для придания какого-либо цвета предметам, которые оно покрывает или пропитывает или для живописи, а также слой такого вещества на поверхности предмета. Краска состоит из пигмента и жидкого связующего вещества. Связующее вещество удерживает пигмент, приклеивает его к поверхности и затвердевает после высыхания. Пигменты изготовляются...
Подробнее >>
Словарь >> в наше время достигла больших успехов: во Франции, Германии и Англии сделано несколько систематических попыток исследования многих свойств краски1) Вещество, служащее для придания какого-либо цвета предметам, которые оно покрывает или пропитывает или для живописи, а также слой такого вещества на поверхности предмета. Краска состоит из пигмента и жидкого связующего вещества. Связующее вещество удерживает пигмент, приклеивает его к поверхности и затвердевает после высыхания. Пигменты изготовляются...
Подробнее >>
Словарь >>; однако, вопросы о прочности их нельзя считать окончательно решенными. Для художника1) Человек, занимающийся изобразительным искусством — прежде всего живописью (живописец), но также графикой (художник-график), фотоискусством (фотохудожник) и т.д.
2) Деятель искусств (художник в широком смысле слова).
3) Тот, кто создает произведения искусства (художник в узком смысле слова)...
Подробнее >>
Словарь >> важнее всего оптические свойства краски1) Вещество, служащее для придания какого-либо цвета предметам, которые оно покрывает или пропитывает или для живописи, а также слой такого вещества на поверхности предмета. Краска состоит из пигмента и жидкого связующего вещества. Связующее вещество удерживает пигмент, приклеивает его к поверхности и затвердевает после высыхания. Пигменты изготовляются...
Подробнее >>
Словарь >>, то есть постоянство цветаОдно из свойств объектов материального мира, воспринимаемое как осознанное зрительное ощущение. Тот или иной цвет "присваивается" человеком объектам в процессе их зрительного восприятия...
Подробнее >>
Словарь >>, но цвет или вернее тон краски1) Вещество, служащее для придания какого-либо цвета предметам, которые оно покрывает или пропитывает или для живописи, а также слой такого вещества на поверхности предмета. Краска состоит из пигмента и жидкого связующего вещества. Связующее вещество удерживает пигмент, приклеивает его к поверхности и затвердевает после высыхания. Пигменты изготовляются...
Подробнее >>
Словарь >> зависит от молекулярного или частичного состояния красочного вещества, которое меняется от многих, часто неуловимых причин и поэтому много картин теряют свою ценность и не поддаются реставрации. Поэтому нужно обязательно выявить факторы, влияющие на разрушение картин.
Чтобы попытаться довольно точно определить основные неблагоприятные факторы, мы создали проект «Исследование красок». Темой стало исследование химического состава красок, используемых в живописи. Объектом исследования являются различные по составу краски. Предметом исследования стали состав и свойства красок. Нами выдвинута гипотеза: если мы подберем оптимальные условия для сохранения красок, то сможем сохранить картину. Противоречие в том, что коллекционеры должны сознавать свою ответственность за сохранение принадлежащих им произведений. Тем самым, целью исследования стало: выявить факторы, влияющие на сохранение краски.
В ходе работы были поставлены задачи:
1). Изучить литературу по истории использования красок.
2). Изучить факторы, влияющие на сохранность красок.
3). Экспериментально создать и исследовать собственные краски.
В результате проведения данной работы, мы создали акварельные и масляные краски, которые проверили в неблагоприятных условиях.
Теоретическая часть.
Живопись – изобразительное искусство, художественные произведения, которые создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо твердую поверхность. Для создания живописных произведений служат акварель, гуашь, пастель, тушь.
Акварель (фр. Aquarelle — водянистая; итал. acquarello) — живописная техника, использующая специальные акварельные краски, при растворении в воде образующие прозрачную взвесь тонкого пигмента и позволяющая за счёт этого создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов.
Состав и свойства красок.
Акварельные краски приготовляются на водорастворимых связующих веществах, главным образом на клеях растительного происхождения, поэтому они называются водяными красками. Краски для акварельной живописи должны обладать следующими качествами:
1.Большой прозрачностью, ибо вся красота красочного тона при нанесении тонким слоем заключается в этом свойстве.
2. Хорошо браться влажной кисточкой и легко размываться.
3.Красочный слой должен легко смываться водой с поверхности бумаги или грунта.
4.Акварельная краска, разжиженная водой, должна ровно ложиться на бумагу и не образовывать пятен и точек.
5.При действии прямых солнечных лучей краска должна быть светостойкой и не изменять цвета.
6. После высыхания давать прочный, не трескающийся слой.
7.Не проникать на обратную сторону бумаги.
Главные составные части акварельной краски – краситель и вода, но есть и другие обязательные компоненты. Прежде всего, такие вещества, которые скрепляют краску с бумагой, например гуммиарабик или древесные клеи – вещества с повышенной липкостью. Далее, нужны вязкие вещества, они помешают краске растекаться по бумаге, заставят ее лечь ровным слоем; хороши для этого мед, патока, глицерин. И последняя добавка – антисептик и дезинфицирующее вещество. Ведь мы имеем дело с веществами растительного происхождения, а их надо защищать от действия микроорганизмов (плесневелых грибков, которые обязательно захотят питаться нашими красками).
Производство красок.
Акварельные краски выпускаются в фарфоровых чашечках и тюбиках. Техника производства этих видов красок не имеет принципиального различия и в основном проходит следующие стадии обработки:
1) смешение связующего с пигментом;
2) перетирание смеси;
3) подсушка до вязкой консистенции;
4) наполнение краской чашечек или тюбиков;
5) упаковка.
Для смешения пигментов со связующим веществом применяются обычно механические смесители с опрокидывающимся кузовом. Для небольших количеств чаще всего замесы приготовляются вручную в металлических эмалированных бачках при помощи деревянных лопаток. В смеситель загружается связующее вещество и вводится небольшими порциями пигмент в сухом виде или водной пастой.
При перетирании на краскотерочной машине пигмент тщательно смешивается со связующим веществом в однородную красочную пасту.
Перетертая краска поступает на подсушку с целью удаления излишней влаги и получения густой пасты для фасовки в чашечки или тубы.
Подсушка пасты ведется в специальных сушильных камерах или на гранитных плитах при температуре 35—40° С.
После удаления части воды сгустившаяся паста раскатывается в ленты толщиной в 1 см, разрезается на отдельные квадратные кусочки размером по площади кюветки и укладывается в чашечку.
Сверху краска закладывается листочком целлофана и, наконец, обертывается фольгой и бумагой с этикеткой. При выпуске акварельных красок в тубах, наполнение туб пастой производится автоматически тубонабивочными машинами.
Особенности акварельных красок.
Акварельная живопись прозрачна, чиста и ярка по тону, что трудно достигнуть посредством использования масляных красок. В акварели легче достигнуть тончайших оттенков и переходов. Акварельные краски употребляются также в подмалевке для масляной живописи.
Оттенок акварельных красок при высыхании изменяется — светлеет. Изменение это происходит от испарения воды, в связи с этим промежутки между частицами пигмента в накраске заполняются воздухом, краски значительно более отражают свет.
Разница показателей преломления воздуха и воды вызывает изменение цвета высохшей и свежей накраски.
Сильное разбавление красок водой при тонком нанесении на бумагу уменьшает количество связующего вещества, и краска теряет в тоне и становится менее прочной. При нанесении нескольких слоев акварельной краски на одно место получается перенасыщение связующим веществом, и появляются пятна.
При покрытии картин, исполненных акварелью, очень важно, чтобы все краски более или менее равномерно и в достаточном количестве были насыщены связующим веществом.
Если отдельные части красочного слоя содержат недостаточное количество клея, то лак, проникая в красочный слой, создает для пигмента иную среду, не сходную в оптическом отношении с клеем, и сильно изменит ее в цвете. Когда же краски содержат достаточное количество связующего, то при покрытии лаком восстановится их интенсивность и первоначальный блеск.
Масляные краски — суспензии неорганических пигментов и наполнителей в олифах, изготовляемых из растительных масел с достаточно высокой способностью к высыханию или маслосодержащих алкидных смол. Пигментами в масляных красках служат двуокись титана, охра, железный сурик, окись хрома, свинцовый крон и др.
Образование плёнки при высыхании слоя масляных красок обусловлено окислительной полимеризацией растительных масел. Скорость высыхания и свойства плёнки зависят от типа масла и пигмента, а также от условий сушки (температуры, освещённости). Плёнки масляных красок, высушенные при комнатной температуре, характеризуются невысокой твёрдостью и водостойкостью и разрушаются под действием щелочей. При повышении температуры сушки показатели плёнок улучшаются. Например, плёнки, высушенные при 250—300°С, стойки в слабых растворах щелочей. Масляные краски просты в применении, дёшевы.
Экспериментальная часть
Изготовление красок
Для того чтобы узнать, почему много картин утрачивают свою ценность и не поддаются реставрации, нужно узнать условия их разрушения, для этого мы изготовили акварельные краски и нарисовали рисунки выполненные акварелью и масляной краской. Затем мы проверили, какие факторы и условия влияют на оптические свойства краски. Мы создали такие условия, как: влажность, ультрафиолетовое излучение, щелочная среда, магнитное поле, температура.
В старых книгах часто встречаются названия экзотических красителей: красный сандал, кверцитрон, кармин, сепия, кампешевое дерево.… Некоторые из этих красителей применяют и поныне, но в очень небольших количествах, главным образом для приготовления художественных красок. Ведь природные красители с такими красивыми названиями получают из растений и животных, а это дорого и сложно. Зато натуральные красящие вещества очень ярки, прочны, светостойки.
Любопытно было бы проверить. Но каким образом? Кампешевое дерево растет в Южной Америке, сандал – в Южной Азии, сепию добывают из каракатиц, кармин – из кошенили (крошечных насекомых)…
И все же получить природные красители даже в домашних условиях, даже в средней полосе нашей страны вполне возможно! И в привычных для нас растениях есть красящие вещества, пусть даже не такие и не такие стойкие. Наши предки часто ими пользовались. Мы тоже попробовали извлечь красители из растений, а потом на их основе изготовили акварельные краски.
Все красители готовились одним и тем же способом: измельчением растений или каких-либо их частей и получением концентрированных отваров путем долгого кипячения в воде.
Очень важное замечание: для опытов мы брали только те растения, которые разрешено собирать, и ни в коем случае не использовали растения, взятые под охрану.
Опыт 1. Получение красного красителя.
Мы получили его из стебля зверобоя (отвар подкислили столовым уксусом). Можно также использовать ольховую кору, которую необходимо положить в воду на несколько дней, а потом приготовить отвар. Красный краситель можно извлечь также из корней конского щавеля, но в этом случае необходимо прибавить к готовому отвару немного алюминиевых квасцов – иначе цвет будет тусклым.
Опыт 2. Получение синего красителя
Этот цвет получили из корней девясила (он, как зверобой, относится к лекарственным травам). Для этого корни сначала подержали (2-3 часа) в нашатырном спирте - водном растворе аммиака. Так же синий краситель можно добыть также из цветов живокости и корней птичьей гречишки.
Опыт 3. Получение желтого и коричневого красителя
При отваре сухой кожуры репчатого лука получили коричневый краситель разных оттенков, от почти желтого до темно–коричневого (результат зависит от времени кипячения). Другой источник такого красителя – сухая кора жостера.
Опыт 4. Получение черного красителя
Черный пигмент получают из отвара ягод и корней воронца. Но мы получили его другим, более простым способом: добавили железный купорос к одному из полученных ранее отваров. Почти все наши отвары содержат дубильные вещества типа танина. И в присутствии солей двухвалентного железа они становятся черными.
После того, как мы запаслись достаточным количеством густых разноцветных отваров, приступили к изготовлению акварельных красок. Вместо гуммиарабика в качестве клеящего вещества мы использовали вишневую камедь, натеки на стволах, которые можно собирать прямо с деревьев. Правда, такой клей в воде растворяется с трудом, но для ускорения процесса мы добавили немного кислоты.
Для краски каждого цвета приготовили 5-7 мл клеевого раствора примерно 50%-ной концентрации. Смешали его с равным количеством меда, добавили немного глицерина. В качестве антисептика использовали 5%-ный раствор фенола (карболовую кислоту). Этого вещества нужно очень мало, буквально несколько капель.
Все компоненты будущей краски смешали. Основа краски готова, нет только самого важного – красителя. Добавляли его в последнюю очередь в виде густого отвара, взяв его примерно столько же, сколько у нас получилось основы для краски.
Вот, собственно и вся процедура. Краска у нас получилась не твердая, какую продают в магазинах. Однако художники пользуются похожими по консистенции полужидкими акварельными красками в тюбиках.
Опыт 5. Получение акварели из неорганических (минеральных) красителей.
Приготовленные сухие порошки красок смешивают с небольшим количеством декстрина. Для предохранения от плесени в краску добавляют несколько капель раствора фенола.
Опыт 6. Получение масляных красок.
Сухой порошок краски замешивают на олифе.
Заключение.
Лёгкие, как бы воздушные, цветовые линии, кажущаяся полупрозрачность композиции - такой эффект достигается при использовании техники акварель.
Для приготовления акварельных красок можно применять минеральные, анилиновые и растительные краски. Анилиновые краски редко применяются, так как, впитываясь в бумагу, они прокрашивают ее насквозь, вследствие чего их нельзя отмыть с рисунка и ослабить тон. Не смываются они также с кисти.
В последнее время почти исключительно применяются минеральные краски, так как они дешевле и прочнее растительных.
Мы же, работая только с растительным материалом, смогли получить природные красители даже в домашних условиях. Кроме того, мы получили масляные краски и сравнили их устойчивость к неблагоприятным факторам.
Исследование влияния фактов среды на химическую стойкость красок.
Факторы
|
Акварель из растительных красителей
|
Акварель из минеральных красителей.
|
Масляная
|
Влажность
|
Растекается
|
Растекается
|
Нет изменений
|
Ультрафиолетовое излучение
|
Изменяется цвет, постепенно обесцвечивается
|
Изменяется цвет, темнеет
|
Нет изменений
|
Щелочная среда
|
Изменяется цвет, тускнеет
|
Изменяется цвет, тускнеет
|
Цвет становится тусклым, постепенно разрушается
|
Магнитное поле
|
Нет изменений
|
Нет изменений
|
Нет изменений
|
Температура
|
Минусовая(-100С)
|
Крошится
|
Крошится
|
Мало изменяется
|
Плюсовая(+250 С)
|
Разрушается
|
Разрушается
|
Мало изменяется
|
Таким образом, можно сделать вывод, что самыми устойчивыми оказались масляные краски, которые в действительности применяются в живописи. Акварельные краски прозрачные, более чистые и яркие по тону, что трудно достигнуть посредством использования масляных красок. В акварели легче достигнуть тончайших оттенков и переходов. Акварельные краски употребляются также в подмалевке для масляной живописи.
Заключение
Вывод: Цвет красок обуславливается их химическим составом и физическим строением, при изменении которых изменяется и цвет красок. Многие из красок меняют свой состав и цвет от действия на них высокой температуры, другие — под влиянием кислот и щелочей; третьи — при смешении с другими красками; наконец имеется большое число красок, которые изменяются уже от действия на них дневного света и воздуха. Активными элементами воздуха, действующими на состав и цвет красок, являются кислород, углекислый газ и водяные пары. Весьма энергично действует на краски также солнечный свет, который, как известно, возбуждает химические явления и способствует разложению и соединению веществ и пр. Действие света и воздуха особенно энергично в том случае, когда они совместно действуют на краски. Так, даже несветопостоянные краски, будучи изолированы от действия воздуха (т. е. кислорода и водяных паров), могут оставаться под действием света неопределенное время без изменения, тогда как те же краски при действии света и воздуха обесцвечиваются в самый короткий срок. Многие из красок органического происхождения, не изменяя своего цвета от действия сильных реагентов, теряют очень быстро свой цвет при действии на них света и воздуха. Свет и воздух изменяют многие краски и минерального происхождения—чернят (например, киноварь и сурик) и содействуют изменению красок в смеси между собою. Особенно активными являются в этом отношении ультрафиолетовые лучи. Обесцвечивающее действие света и воздуха на красочные вещества известно с давних пор, и потому естественно, что изучение свойств красок началось именно в этом направлении. Составлена таблица изменения красок под действием некоторых факторов среды. Подлинный химический состав красок, подвергавшихся этому испытанию, не был установлен, а потому и результаты, достигнутые испытанием, имеют условную ценность в рамках данного исследования.
Литература
1.Глинка Н.А. Общая химия. Ленинград: Химия,1988.
2. Химия для гуманитариев. Сост. Н.В.Ширшина. - Волгоград: Учитель,2004.
3.Алексинский В.Н., Занимательные опыты по химии: Пособие для учителей. - М.:Просвещение,1980.
4.Мир химии. СПб, М.:М-Экспресс,1995.
5.Гончаров А.И. Справочник по химии. Киев. «Вища школа» 1978.
6.Энциклопедический словарь юного химика. М.,1989.
7.Бусев А.И. Определения, понятия, термины в химии-М.: Просвещение,1981.
Приложения
Пигменты художественных красок
Пигменты – тонкодисперсные окрашенные порошки, в отличие от красителей нерастворимы в воде и пленкообразующих веществах, образующие при растирании с ними дисперсные системы, так называемые краски.
В пигменты художественных красок входят оксиды, соли, высокомолекулярные соединения (ВМС).
Неорганические пигменты
Состав
Оксиды металлов
ZnO – цинковые белила
ТiО2 - титановые белила, РbзО4- свинцовый сурик
Сг2Оз - хромовая зелень, РbО – массикот
Fe2O3, SiO2, Al2O3(смесь) – красная охра
Сульфиды-соли
HgS – киноварь,
CdS – желтый кадмий,
As2S3 – аурипигмент
Высокомолекулярные соединения 2Na2O * 3Al2O3 * 2Na2S - ультрамарин
CuCO3*Cu(OH)2 - малахит
2PbCO3* Pb(OH)2 -свинцовые белила Fe3(PO4)2*8H2O - вивианит
CaCO3 - мел CaCO4*2H2O - гипс BaSO4 - бланфикс ZnCrO4 - цинковая желтая BaCrO4 – баритовая желтая Fe4[Fe(CN)6]3 – берлинская лазурь
Коричневый
Fe2O3 MnO2
Зеленый
Cr2O3 B2O3
Белый
ZnO
Красный
Fe2O3
Достарыңызбен бөлісу: |