Теория литературы (программный материал для учащихся 5 11 классов)



бет1/3
Дата19.06.2016
өлшемі0.67 Mb.
#147683
  1   2   3

Теория литературы



(программный материал для учащихся 5 – 11 классов)
Автобиография (от греч.autos –сам, bios – жизнь, grapho – пишу), лит. прозаический жанр; как правило, последовательное описание автором собственной жизни. Лит. А. не следует смешивать с А. информационной, которая сводится к краткому («анкетному») изложению событий собственной жизни, с газетными интервью или А., которыми писатели нередко открывают свои сочинения.

Автоним (от греч. autos – сам, подлинный, истинный и onyma – имя), подлинное имя автора, пишущего под псевдонимом. Например, имя Максима Горького (или его А.) – Алексей Максимович Пешков.

Автор (от лат. аuctor – виновник, основатель, сочинитель) создатель художественного произведения; субъект письменно оформленного высказывания. Разграничивают автора биографического, автора-творца, автора-повествователя, образ автора.

Автора образ - как филологическая категория – создатель литературного произведения, налагающий свой персональный отпечаток на его художественный мир,

Акмеизм (от греч. acme – высшая степень чего-либо, цветущая сила), термин, предложенный в 1912 г. Н.Гумилевым и С.Городецким для обозначения нового литературного направления, которое должно было сменить символизм. Манифестами А. считают три статьи поэтов: Н.Гумилев «Наследие символизма и акмеизма» (1913), С.Городецкий «Некоторые течения в современной русской поэзии» (1913), О.Мандельштам «Утро акмеизма» (1919). Акмеисты вели борьбу на два фронта: противопоставляли себя уходящему в прошлое символизму и сопротивлялись экспериментаторству футуризма. Декларировали конкретно-чувственное восприятие «вещного мира», возврат слову его изначального, не символического смысла. Однако сужение представлений о назначении искусства, эстетизация «земного», противопоставленная социально-историческому осмыслению жизненных явлений, не позволили поэзии А. подняться до отражения реальных проблем действительности. Выделяют шесть «старших акмеистов» (Н.Гумилев, С.Городецкий, О.Мандельштам, А.Ахматова, В.Нарбут, М.Зенкевич) и четырех учеников «младших акмеистов» (Г.Иванов, Г. Адамович, Н. Оцуп, И. Одоевцева).

Акростих (от греч. краестишие), стихи, в которых начальные буквы (реже - слоги или слова) составляют слово или фразу, обычно имя автора или адресата. Рассчитан на зрительное восприятие.

Акт (лат. аctus), законченная часть драматургического произведения, отдельное действие драмы, комедии, трагедии. Членение пьесы на А. указывает, что ее представление должно быть прервано пляской хора, интермедией либо антрактом.

Акцент (от лат.), синоним ударения.

Аллегория (греч. allegoria-иносказание), иносказательное изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ, персонификация человеческих свойств или качеств. Связь между образом и понятием, изображением и его смыслом устанавливается по аналогии.

Аллитерация, повторение согласных звуков, преимущественно в начале слов (А.С.Пушкин: «Пора, перо покоя просит…»).

Аллоним (от греч. другой и имя), чужое подлинное имя, взятое как псевдоним. Например, поэт Пабло Неруда свою фамилию Нефтали Рикардо Рейес Басуальто заменил фамилией чешского писателя 19 в. Яна Неруды.

Аллюзия (от лат. шутка, намек) в художественной литературе, ораторской и разговорной речи-одна из стилистических фигур; намек на реальный политический, исторический или литературный факт, который предполагается общеизвестным.

Алогизм (от греч. отрицательная частица и разум), непредсказуемое совмещение понятий, сознательное нарушение логических связей в художественном произведении. Например, в «Ревизоре» Хлестаков говорит об « арбузе в семьсот рублей», «супе…из Парижа». Другой пример:

«прелестная пакость».



Алфавит (от назв. греч. букв «альфа» и «бета» [«вита»]), азбука, набор особых графических знаков-букв, расположенных в определенном порядке и служащих для письменной фиксации звучащей речи по принципу звукобуквенного соответствия.

Альманах (от арабского календарь), сборник литерат. произведений, часто объединенных по какому-либо признаку (тематическому, жанровому, идейно-художественному, областному и др.), как правило, выходит периодически.

Амфибрахий (от греч. с двух сторон краткий), трехсложный стихотворный размер, в котором ударение падает на второй слог в стопе.

Анализ (от греч. разложение, расчленение) – в литературоведении это изучение частей и элементов произведения, связей между ними. Анализ должен завершаться подведением итогов, то есть синтезом.

Анаграмма (от греч. перестановка букв), повторение звуков заданного слова в другом или в других словах.

Аналогия (от греч. сходство, соответствие), сходство образов, сюжетов, характеров, композиционных и других приемов.

Анапест- трехсложный стихотворный размер, в котором ударение падает на последний, третий слог в топе.

Анафора (от греч. вынесение), единоначатие, повтор слова или группы слов в начале нескольких стихов, строф, колонов или фраз ( «Клянусь я первым днем творения,/ Клянусь его последним днем…». М.Лермонтов).

Анимизм (от греч. дух, душа) – одухотворение, одушевление живой и неживой природы, вера в наличие души у всех предметов.

Аннотация (от лат. замечание), краткое изложение содержания книги, статьи, рукописи, обычно присоединяемое к библиографическому описанию. Может также давать оценку произведения, сведения об авторе, о творческой истории произведения, ссылки на литературу и др.

Антитеза (от греч. противоположение), противопоставление характеров, обстоятельств, образов, композиционных элементов, создающих эффект резкого контраста. Встречаются антитезы персонажные, сюжетные, композиционные.

Антигерой – тип литературного персонажа, который лишен явно положительных или героических черт, но занимает центральное место в произведении. Слово «антигерой» ввел в оборот Ф.М.Достоевский в «Записках из подполья» (1864): «В романе надо героя, а тут нарочно собраны все черты для антигероя». Антигерой – антипод «лишнему человеку», «маленькому человеку», «униженным и оскорбленным» и традиционному положительному герою. Образ А. сложен, часто наделяется яркими противоречивыми чертами, он может одновременно привлекать и отталкивать читателя.

Антагонист (от греч. спор, борьба) - непримиримый противник главного персонажа (протагониста), человек с противоположной жизненной позицией и противоположными взглядами. В процессе развития конфликта он должен одерживать временную или мнимую победу над протагонистом. Гибель последнего не делает антагониста окончательным победителем в глазах читателя.

Антифраз(ис) (от греч.( употребление слова в противоположном смысле: «Откуда, умная, бредешь ты, голова?» (И.А.Крылов) - об осле.

Антонимы (от греч. против и имя), слова с противоположным значением: богатый-бедный, быстро-медленно и т.п.

Антропоморфизм (от греч. человек и вид, форма) – очеловечивание, перенесение человеческих качеств на явления природы, животных, предметы.
Антропонимия (от греч. человек и имя) – наука, предметом которой является изучение имени человека. В литературоведении А. изучает систему литературных имен персонажей в творчестве писателей: историю возникновения имени, этимологию, художественную семантику и символику.

Аполог (от греч. рассказ, басня), краткий нравоучительный иносказательный рассказ, преимущественно построенный на аллегорическом изображении животных и растений; близок к притче и особенно к басне.

Апофеоз (от греч. обожествление), торжественное прославление, возвеличивание какого-либо лица, события, явления. Осуществляется обычно средствами зрелищных искусств (спектакля, массовых празднеств и пр.

Архетип (от греч. первообраз) – обозначение универсальных, фундаментальных образов, имеющих общечеловеческий характер. Введен в оборот швейцарским психоаналитиком и мифологом К.Юнгом («Об архетипах». 1937). А. сближают с понятием «вечные образы». Разграничивают мифологические и литературные архетипы. К литературным архетипам относят, например, образы трагедий Шекспира (Гамлет, Ромео, Джульетта и др.).

Ассоциация – неожиданное сочетание далеких понятий, выявление дополнительных связей. Поэтический образ, возникающий в результате ассоциации, обладает повышенной метафоричностью и субъективностью. Это намек, который должен быть уловлен читателем.

Афоризм (от греч. определение, краткое изречение), краткое изречение, содержащее в себе законченную мысль, философскую или житейскую мудрость, поучительный вывод, обобщающий смысл явлений.

«Башня» Вяч.Иванова – литер. салон. Находился в Петербурге на Таврической улице, куда Вяч. Иванов и Л.Д.Зиновьева-Аннибал переехали в июне 1905 г. Традиционно собрания проходили по средам. Название салона подчеркнуло отрыв и изолированность культурной элиты от обыденности.

Белая Дача – Мемориальный Дом-музей А.Чехова в Ялте. Писатель жил в этом доме с августа 1899 по 1 мая 1904 г. вместе с матерью и сестрой Марией Павловной. Жена О.Л.Книппер-Чехова, актриса МХТ, приезжала сюда на каникулы.

Баллада (от фр. танцевальная песня), один из видов лиро-эпической поэзии,- стихотворение или повествовательная песня с драматическим развитием сюжета, основой которого является необычный случай.

Басня – краткий нравоучительный рассказ в стихах или прозе с четко сформулированной моралью, сатирической по направленности и имеющей иносказательный смысл. Персонажами басни часто выступают животные, растения и предметы

Былина – героико-патриотическая песня-сказание, повествующая о подвигах богатырей и отражающая жизнь Древней Руси (IX – XIII в.в.), вид устного народного творчества, которому присущ песенно-эпический способ отражения действительности.

Беллетристика (от фр. изящная словесность), в широком смысле слова – художественная литература; в более узком и более употребительном – художественная проза (в отличие от поэзии и драматургии).



Былинный стих – стихотворная форма русских эпических песен, трехударный стих. Мерой стиха является напев, под который подводятся все слоги текста.

Белый стих (от англ.), нерифмованный стих в новоевропейском силлабическом и силлабо-тоническом стихосложении.

Бестселлер (от анг. лучший, лучше всего и продаваться), книга, имеющая особый коммерческий успех, пользующаяся широким читательским спросом и издающаяся большими тиражами. Термин употребляется примерно в том же значении, что «боевик». Нередко книга становится Б. в результате усиленной рекламы.

Библиофилия, библиофильство (от греч. книга и любовь), любовь к книге, страсть к собирательству книг. Истинного библиофила отличают прекрасное знание книги, строгий отбор книг в соответствии со сферой собственных интересов, стремление поделиться накопленными сокровищами (в форме описаний своих собраний или же в др. формах, обеспечивающих книге активное бытование в обществе).

Буриме (от фр. рифмованные концы), стихи на заранее заданные рифмующие слова, обычно «трудные» (тематически несхожие).

Вечные образы – образы мировой литературы, с течением времени не утратившие своего значения (Прометей, Каин, Авель, Мефистофель, Гамлет, Дон Жуан и т.д.)

Вирши (от лат. стих), в русском языке 17 – нач.18 в. название любых стихов (в противоположность прозе), особенно стихов для чтения, а не для пения (в противоположность кантам и псальмам); в 18 – 20 в.в. – название всяких архаичных или посредственных стихов.

Внутренний монолог – обращенное е к самому себе высказывание героя, непосредственно отражающее внутренний психологический процесс, монолог «про себя», в котором имитируется эмоционально-мыслительная деятельность человека в ее непосредственном протекании.

Водевиль (от фр. название местности в Нормандии, где зародился этот жанр), один из жанров драматического произведения, легкая пьеса с занимательной интригой, с песенками-куплетами и танцами.

Возрождение, Ренессанс (от фр.), в истории культуры стран Европы эпоха перехода от Средневековья к Новому времени (сер. 15- кон.16 вв., для Италии- с 14 в.), соотносимая с вызреванием капиталистического строя в недрах феодального. Переход от ремесла к мануфактуре; великие географические открытия и начало мировой торговли; победа королевской власти и образование сов. нац. гос-в; начало книгопечатания, «открытие античности», расцвет свободомыслия, возникновение протестантства и утрата церковью монополии в духовной жизни; начало естествознания, искусств и литературы Нового времени- таковы основные общие черты

радикального поворота в истории Европы.



Вымысел художественный, деятельность воображения писателя, которая выступает как формообразующая сила и приводит к созданию сюжетов и образов, не имеющих прямых соответствий в предшествующем искусстве и реальности .

Гекзаметр (от греч. шестимерный), а античном стихосложении – 6-стопный дактиль, в котором на 1-4 стопах дактиль может заменяться спондеем («Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына…»).

Гимн (от греч. хвала), торжественная песнь на стихи программного характера. Известны гимны государственные, революционные, военные, религиозные, в честь исторических событий, героев и т.д.

Гипербола (от греч. преувеличение), стилистическая фигура или художественный прием, основанный на преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета или явления.

Градация (от лат. постепенное повышение), в широком смысле слова – всякая цепь членов с постепенным нарастанием значимости ( климакс: «ни позвать, ни крикнуть, ни помочь», М.Волошин) или убыванием (антиклимакс: «Все грани чувств, все грани правды стерты в мирах, в городах, в часах», А.Белый).

Графомания (от греч. пишу и страсть, безумие), болезненная страсть к сочинительству, не подкрепленная природным дарованием. Графоманов отличают неспособность критически оценивать написанное ими, мания литературного величия, невосприимчивость к чужому мнению.

Гротеск – (от фр. причудливый и грот), тип художественной образности (образ, стиль, жанр), основанный на фантастике, смехе, гиперболе, причудливом сочетании и контрасте фантастического и реального, прекрасного и безобразного, трагического и комического, правдоподобия и карикатуры.

Герой литературный - образ человека в художественном произведении. Часто употребляется в значении «персонаж», «действующее лицо». Дополнительный смысловой оттенок – позитивная доминанта личности, ее неординарность, исключительность.

Дактиль (от греч. палец), трехсложный стихотворный размер, в котором ударение падает на первый слог («Где твое личико смуглое…», Н.Некрасов).

Действие, 1) поступки персонажей эпических и драматических произведений; 2) часть драматического произведения или спектакля (см. Акт).

Декаданс (от фр. упадок) – наименование явлений западной и русской культуры рубежа 19-20 в.в. Термин Д характеризует ситуацию глубинных изменений в культуре и соединяет представления об ее упадке, вырождении и обновлении. В России слово Д. введено в обиход в статьях 90-х годов. Его рассматривает Д.Мережковский в лекции «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (1893). Л.Толстой критикует символистов и декадентов в трактате «Что такое искусство?» (1897-1898). М.Горький негативно относится к Д в статье «Поль Верлен и декаденты» (1896). В России Д. стали отождествлять с символизмом. Идеологи символизма высказывали мысль о преодолении идей Д. в процессе эволюции символизма.

Декламация (от лат.), произнесение художественных произведений вслух.

Деталь художественная – яркая выразительная подробность художественного мира произведения; особо значимый, выделенный элемент художественного образа. Различают детали предметные, портретные, пейзажные, речевые и др.

Диалог (от греч. разговор, беседа), 1) речевое общение между двумя и более лицами; 2) часть словесно-художественного текста, один из его компонентов, воспроизводящий речевое общение персонажей; 3) лит. жанр, преимущественно философско-публицистический, в котором мысль автора развернута в виде собеседования – спора двух или более лиц.

Дилогия (от греч. дважды и слово, рассказ, повествование), соединение двух композиционно самостоятельных произведений, связанных между собой общностью замысла, сюжета и действующих лиц (например, романы Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок»).

Диссонанс (от фр. разнозвучие), неточная рифма, в которой согласные звуки совпадают, а ударные гласные не совпадают: Грига – нега; сага – бога – юга.

Дифирамб (греч.), жанр античной лирики, возникший как хоровая песнь, гимн в честь бога Диониса, или Вакха, позднее – в честь др. богов и героев.

Дневник, лит. – бытовой жанр; в литературе форма повествования от первого лица, которая ведется в виде повседневных, как правило датированных, записей. Д. как внелитературный жанр отличает предельная искренность, откровенность высказывания; это всегда – фиксация «только что» случившегося и перечувствованного.

Документальная литература, художественная проза, исследующая исторические события и явления общественной жизни путем анализа документальных материалов, воспроизводимых целиком, частично или в изложении.

«Домострой», памятник др. – рус. литературы первой половины 16 века (вторая создана священником Сильвестром), свод поучений, наставлений и правил, которым должен был следовать благочестивый человек в обществе и в домашней жизни.



Драма (от греч. действие), 1) один из трех родов литературы (наряду с эпосом и лирикой). Д. принадлежит одновременно театру и литературе, являясь первоосновой спектакля, она вместе с тем воспринимается и в чтении; 2) один из основных жанров (видов) наряду с трагедией и комедией. Подобно комедии, воспроизводит преимущественно частную жизнь людей, но ее главная цель – не осмеяние нравов, а изображение личности в ее драматических отношениях с обществом. Подобно трагедии, тяготеет к воссозданию острых противоречий; вместе с тем ее конфликты не столь напряженны и неизбывны и в принципе допускают возможность благополучного разрешения, а характеры не столь исключительны.

Думы, эпико – лирический жанр украинского словесно-музыкального народного творчества 15-17 в.в. Исторические по содержанию, отличающиеся свободной ритмикой, импровизационностью, они составляли основную часть репертуара певцов – кобзарей (бандуристов). Повествовали главным образом о борьбе украинцев против иноземных угнетателей. Существовали также Д бытового и сатирического содержания.

«Зеленая лампа», лит-политич. кружок в Петербурге (1819-20) декабристской ориентации. Основан декабристами С.П.Трубецким, Я.Н.Толстым, любителем театра и литературы Н.В. Всеволожским. Участвовали Ф.Н.Глинка, А.С.Пушкин, А.А.Дельвиг, Н.И.Гнедич, А.Д.Улыбашев (автор программной статьи «Сон» - о будущем политическом устройстве России) и др.



Идея художественная, обобщающая, эмоциональная, образная мысль, лежащая в основе произведения искусства.

Идиома (от греч. особенность, своеобразие), разновидность фразеологизмов; оборот речи, выражение, свойственное данному языку и не переводимое дословно на другой язык: бить баклуши, коломенская верста, дело в шляпе, ехать в Тулу со своим самоваром, кричать на всю Ивановскую и т.п.

Икт (от лат. удар, ударение), или арсис, сильное место в стихе, несущее ритмическое ударение; чередование таких сильных мест со слабыми образует метр стиха.

Иллюстрация к произведениям художественной литературы (от лат. освещение, наглядное изображение), изображение, переводящее образы литературы на язык графики или живописи. В более узком смысле под И. обычно подразумеваются рисунки или гравюры, напечатанные вместе с литературным текстом в книге и непосредственно связанные с содержанием, фабулой и идеями художественного произведения.

Имажинизм, литературное течение в России 1920 г.г. (название восходит к анг. имажизму). В 1919 г. с изложением его принципов выступили С.А.Есенин, Р.Ивнев, А.Б. Мариенгоф и др. Они организовали издательство «Имажинисты». Усваивая крайности поэтики раннего футуризма, выступили против его политической ориентации в послеоктябрьский период (в частности, допускали резкие выпады против В.Маяковсккого). Декларировали самоценность не связанного с реальностью слова – образа (поэзия – «ритмика образов»), фатальную неизбежность, фатальную неизбежность.

Импрессионизм (от фр. впечатление), направление в искусстве последней трети 19-нач.20 в.в.. Сложилось во французской живописи кон. 1860-нач. 1870 г.г. (название возникло после выставки 1874 г., на которой экспонировалась картина К.Моне «Впечатление. Восходящее солнце». Применительно к литературе И. рассматривается широко – как стилевое явление, ставшее характерным для писателей различных убеждений и творческих методов, и узко – как течение с определенным методом и тяготевшим к декадентству мироощущением, сложившееся на рубеже 19-20 в.в. В.Брюсов в статье «Об искусстве» писал: «Каждое слово – само по себе и в сочетании – производит определенное впечатление. Впечатления слов могут пересилить значение изображаемого». К.С.Станиславский в книге «Моя жизнь в искусстве» писал о драматургии А.Чехова: «Местами – он импрессионист, в других местах символист, где нужно – реалист, иногда даже чуть не натуралист».

Импровизация (от лат. неожиданный, внезапный), особый вид творчества, при котором сочинение происходит непосредственно в процессе его исполнения.

Инверсия (от лат. переворачивание, перестановка), фигура слова: нарушение «естественного» порядка слов (анастрофа) и разъединение их (гипербатон) для выделения их во фразе: «И смертью чуждой сей земли не успокоенные гости», то есть гости сей чуждой земли, не успокоенные даже смертью (А.Пушкин), иными словами - необычная последовательность слов в предложении, нарушение общепринятой грамматической последовательности речи, перестановка частей фразы, придающая ей особую выразительность, часто встречается в стихах.

Инсценировка (от лат. на и сцена), переработка для театра недраматического произведения.

Интермедия (от лат. находящийся посреди), небольшая комическая пьеса или сцена, разыгрываемая между актами основной пьесы. Возникла в 15 в. как бытовая сценка-фарс, входивший в состав мистерии, затем школьной драмы (позднее трагедии и комедии).

Интерпретация (от лат. истолкование, объяснение), истолкование литературного произведения, постижение его смысла, идеи, концепции. И. осуществляется как переоформление художественного содержания, то есть посредством его перевода на (1) понятийно-логический (литературоведение и основные жанры критики литературной), лирико-публицистический (эссе) или (2) на иной художественный язык (графика, театр, кино и др. виды искусства).

Интрига (от фр. и лат. запутываю), сложное и напряженное сплетение действий персонажей, преследующих свои цели посредством изощренных уловок и сокрытия намерений.

Ирония (от греч. притворство, когда человек притворяется глупее, чем он есть), 1) в стилистике – выражающее насмешку или лукавство иносказание, когда слово или высказывание обретают в контексте речи значение, противоположное буквальному смыслу или отрицающее его, ставящее под сомнение; 2) в эстетике – вид комического. Ироническое отношение предполагает превосходство или снисхождение, скептицизм или насмешку, нарочито запрятанные, но определяющие собой стиль художественного произведения. Ироническое отношение реализуется весьма многообразно: с помощью гротеска, парадокса, пародии, остроумия, гиперболы, контраста.


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет