Творческая работа моу дод орловский дом детского творчества



Дата26.06.2016
өлшемі330.66 Kb.
#159562
түріРеферат
Свадебные обряды станицы Орловской

Творческая работа МОУ ДОД Орловский дом детского творчества

Автор: Гайсина Дина

Руководитель : Александровский С.В.
ст. Орловская 2005
СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 1

Традиционный свадебный обряд:

-предварительный сговор; 2

-сватовство; 4

-вечеринки; 6

-посиделки; 7

-подушки; 8

-свадьба. 8 - 12

Коммунарская свадьба. 13

Послевоенная свадьба. 14

Свадьбы второй половины ХХ века. 15

Выводы. 16

Тексты собранных свадебных песен. 17 - 23

Свадебные пословицы и поговорки. 24

Использованные материалы. 25

Одним из направлений работы нашего музея является изучение истории казачества в Орловском районе. Несомненно, одним из наиболее интересных компонентов истории народа является наше культурное наследие - наши обычаи, нравы, обряды. Свадебные игры у любого народа являются одним из наиболее важных и красочных обрядов. «Свадебные игры», создававшиеся в течение многих столетий, постепенно видоизменялись, становясь всё сложнее и красочнее. Донская народная свадьба никогда не была каким-то «актом бракосочетания», она всегда была сочетанием сложного житейского расчета с красочным театральным представлением. Двадцатый век внес свои, далеко не самые лучшие, изменения в некогда сюжетный и удивительно целомудренный обряд. Эволюция свадебных обрядов в ст. Орловской с дореволюционного периода по настоящее время и является главной темой нашего исследования. В работе использовались материалы устных бесед со старожилами п. Орловского, магнитофонные записи свадебных песен, собранных в период с 1987 г. по 1990 г., магнитофонные записи последних лет, историческая литература. При выполнении работы бы­ли поставлены следующие цели и задачи: - Реконструкция свадебного обряда, характерного для первых поселенцев станицы Орловской (начало ХХ века); - Сбор и систематизация документального исторического матери­ала (песни, поговорки, приметы); - Выявление сходств и различий в свадебных обрядах разных эпох; - Выявление "местных", не описанных в литературе, особеннос­тей свадебного обряда; - Привлечение к краеведческой работе как можно большего числа школьников с целью воспитания у них любви к Родному краю. Данный доклад создавался историко-краеведческим научным об­ществом в 2002-2004 годах.

ТРАДИЦИОННЫЙ СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД

Свадебный обряд на Дону в разные эпохи, в разных местах значительно отличался, но все же к концу ХIХ - началу ХХ века он приобрел практически законченную, устоявшуюся форму, более или менее характерную для каждого региона области Войска Донского. Основой Орловского свадебного обряда можно считать обряды, характерные для западных станиц Войска Донского, так как большая часть переселенцев казаков прибыла из станиц Усть-Быстрянской, Гундоровской, Ермаковской, Верхне- и Нижне-Кундрюченской и других больших станиц, расположенных на Донце, в среднем и нижнем течении Дона. Поэтому в качестве классической свадьбы мы раскрываем свадебный обряд, описанный на рубеже XIX - ХХ веков донским фольклористом А.М. Листопадовым.

Свадьбы у казаков начинались обычно осенью после уборки хлеба, зимою после святок или же после пасхальной недели. Этапы обряда:
1. Смотрины (негласное сватовство) у невесты
Перед началом сватовства все взрослые члены семьи жениха приводят в порядок дом, двор, базы. Когда приготовления закончены, на семейном совете решается вопрос: « К кому идти свататься?» В те времена относились к этому крайне серьезно. Наводили справки о потенциальной невесте. Выяснялось, нет ли в роду пьяниц, дебоширов, на- сколько невеста и ее сестры рукодельны, красивы, причем потенциальная невеста могла быть совсем незнакома как жениху, так и его родным, и проживать она могла весьма далеко от дома жениха. В такой ситуации руководствовались советами бывалых людей, справивших не одну свадьбу.

Когда решение было принято, выбирали речистых и находчивых сватов, способных уговорить родню невесты, и в праздничный день сваты, жених и родители идут в намеченный дом. Гости берут с собой калач и бутылку. В доме невесты сваты представляют родителей и жениха, и знакомят с невестой и ее родителями. После знакомства, если нет возражений и жених нравится, родители обмениваются калачами, садятся за стол.

Жених в это время находится в комнате невесты, где они беседуют, играют в карты. По окончании негласного сватовства (смотрин) сваты договариваются о смотринах у жениха, «приглашают посмотреть грубу» (груба - печь).

2. Смотрины у жениха
Через неделю - две после смотрин у невесты, ее родители идут во двор жениха. Прежде чем пригласить гостей в дом, будущий свекор предлагает осмотреть хозяйство. Он показывает, насколько полны закрома, ведет на баз, куда сгоняют скотину, показывает конюшню и прочие строения. Затем приглашает их в дом и показывает «молодой» свекрови («молодой» свекровью называют будущую свекровь, независимо от возраста). Если родителям невесты что-то не нравится, они уходят домой посоветоваться. Такое решение является очевидным отказом. Если же родителей невесты все устраивает, то они соглашаются сесть за стол и позволяют себя назвать сватами. После первой или второй рюмки запевается песня сватов.

Классический вариант (1) Орловский вариант(6)
Сваты мои, сваточки Сваты мои, сваточки

Любезные гостечки! Любезные гостечки!

А мы с вами сойдемся, Давайте мы сойдемся

Горелочки напьемся Да горелочки напьемся

Горелочки - водочки Горелочки - водочки

По самаи глоточки. По самаи глоточки.

У старова старика У старова старика

Была дочка хороша - Была дочка хороша -

Катяринушка душа, Все Катюшенька душа,

Катяринышка душа, На крылечке стояла

Черноброва, притоша. Правым глазом моргала

По крылечку ходила Платоченьком мохала

Чернам глазом водила Да платоченьком мохала

К себе дружка водила. Все Колюшечку ждала

По окончании обеда, поблагодарив за прием и угощение, и, уговаривая на счет рукобитья, сваты отправляются домой
3. Рукобитье (открытое сватовство)
Ко дню сватовства невеста готовит угощения для приезжих, а также для своих подруг (пирожки, борщ, семечки). Еще до прихода сватов молодежь собирается в отдельную комнату и игра­ет (поёт) песни. В горнице собираются старшие родственники и крестные. На почетных местах (под святыми) усаживались крестные отец и мать, рядом другие близкие родственники. На стол ставились два неразломанных калача и солонка с солью.

Перед началом сватовства в дом невесты являлся посланец от жениха, который

заходя в дом, еще в сенях громко творит молитву и спрашивает разрешения войти погреться и отдохнуть (такой обычай существовал в станице Орловской долгие годы, да и в настоящие время, несколько видоизменившись, он существует: жених и его родня никогда не входят в дом иначе как по приглашению засланных ранее сватов). Войдя в горницу, посланец жениха достает калач, бутылку и угощает сначала крестных, затем отца с матерью и всех собравшихся родственников. Наливает всем по три раза, после того как все хозяева угощены, он испрашивает разрешение пригласить своих товарищей, которые также хотели бы погреться и отдохнуть. Хозяева не соглашаются выпускать такого дорогого гостя и требуют оставить залог. Посланец оставляет припасенные два калача, бутылку водки и отправляется за женихом и сватами, ожидающими его дома или где-либо у знакомых поблизости.

По прибытии посланца, родственники жениха (взяв бутылку, калачи, закуски)

направляются к дому невесты. Идут тихо, спокойно по дороге поучая жениха как надо вести себя: - «как введут невесту с ближними подругами, зайди с правой стороны и скорея целуй, а энтих ототри, сам становись рядом. Да смотри угадывай: цалуй среднюю, да покрепче»(1).

В дом невесты первыми входят старшие (в былые времена к ним обращались: " Кто вы, люди? Вы зачем пришли" - на что должен был последовать следующий ответ - " У нас есть пан, а у Вас - павушка» (6)), а жених с товарищами остаются на крыльце, его приглашают в дом только после обмена приветствиями и калачами (до сих пор в станице Орловской всегда на сватовство приходят с калачами, круглым, специально заказанным красочным караваем), и обязательно обмениваются им со сватами.

Вошедшего в горницу жениха внимательно осматривают и опрашивают.

В былые годы опрос был достаточно серьезен (спрашивали кто, откуда, чем занимается, пьет али нет, дерётся ли, умение драться приветствовалось). В настоящее время опрос носит более шутливый характер и является достаточно символическим. После опроса жениха сваты представляют невесту, жених при этом должен проявить напористость и, отодвинув ее подруг, поцеловать невесту. Все действо сопровождается песнями:

(1)

Да у лебедя под крылашком горячо, да и



Манюшка Ванечке по плечо

Да у лебедя под крылышком беленькая,

Да и Манюшка у Иванушки миленькая.

Не белой лебедь лебедушку целует - то

Да Иванушка штой-то Манюшку целует.
Иногда песни носили шуточный и даже " ругательный" характер, особенно это характерно для послевоенных свадеб, в таком случае пелись песни такого содержания :

(6)


Свашка свашку ждала, все коврами застлала (2 раза)

Каврами, маврами, шитыми рушниками

А тебе, дружко, та не дружковати (2 раза)

Тебе свиней пасти с большой дубиною


На все это дружок был должен достойно ответить, затем начиналась перепалка, основная цель которой показать себя с лучшей стороны, а оппонента - с худшей (до настоящей ругани дело не доходило).

(8)


Золотенькое кольцо прокатилося

Ой да под высокий теремок (2раза)

А под высоким теремком душа Манюшка

Да ай, да ну никто,

Да про неё не знал, не слыхал

Но никто про неё не знал, не слыхал

Ай, да только знал,

Ай да только видел

Один Ванюшка

Да Ваня Манюшку, уговаривая

Ай, да ты не плачь (2раза)

Душа Манюшка,

Не один я приеду,

Са боярами.

Ай да не одну тебя возьму,

Са подружками.

Да подруженьки твои все крикливые

Ай да бояры мои все шутливые.



4. Вечеринки

В Орловском районе вечеринки назывались также зарушением. Проводятся весь период от сватовства (рукобития) до свадьбы. На вечеринки ходит жених с друзьями, невеста приглашает подруг. Жених с собой приносит сладости: конфеты, пряники, семечки, орехи. Во время вечеринок поют свадебные и хороводные песни.



Да пташечка (1) Курогод (8)

Ай, пташечка, пташечка, Стой мой курогод,

Отлётная, дробная, Стой не расходись

И ой люли, ой люли, Стой не расходись,

Отлётная, дробная. В кучку соберись

Ской далёко летала, Стой не расходись,

Штой хороша видала? В кучку соберись

Ай, от саду до саду, А вы бабочки,

До зелёнова вишанью, Вы козявочки

До зелёнова вишанью, А вы бабочки,

Сладкова черешанью. Вы козявочки

Ты, младенькай Ванюшка, А вы вольные,

Ской далёко съежжаешь, Вы раздольные

Ской далёко съежжаешь, А вы вольные,

Добра коня сделаешь? Вы раздольные

Ай, от двора до двора, Только бы вам попеть,

До тестева подворья, Только бы погулять

До тёшшиной горницы Только бы вам попеть,

Да-й к Настюшке во терем: Только бы погулять

-Да ты, Настюшка, отворись! Свекор-батюшка,

Василивна, отопрись! Пусти погулять

-Ты-й, Ванюшка, обожди, Свекор-батюшка,

Стефанович, обожди, Пусти погулять

-Я б рад тебе-й-обождать, Гулять не пущу,

Мой добрай конь не стоит, Я кожу спущу

Золота-й-узда звянит, Гулять не пущу,

Да буён ветер шапку рвёт, Я кожу спущу

Красна сонца в лицо жгёт, Кожа точится,

Красна сонца в лицо жгёт, Гулять хочется

Тёшша зятя в гости ждёт,- Кожа точится,

Ай, Ванюшку желает, Гулять хочется.

За дубовай стол сажает:

Ты, зятюшка батюшка, -

Вот тебе дочка Настюшка,

Вот тебе дочка Настюшка,

Настасья Василивна!>


Между песнями играют в игры (третий - лишний, кошки-мышки, в панаса, а также в игры с "поцелуями" (бутылочка и платочек). Смысл этих игр состоял в необходимости поцеловаться с тем, с кем выпадет, но, по словам Алексеевой Л., "хитрили" все и целовались исключительно со своими симпатиями. Все время вечеринок жених ходит в гости в компании (особенно, если он не местный), так как местные парни из озорства, или по каким-либо другим причинам могут и драку устроить, что по воспоминаниям бывало довольно часто и жестоко (по воспоминаниям Алексеевой Л. "хохлов гнали нагайками аж до балки").
5. Посиделки
Начинаются за неделю до свадьбы. Невеста приглашает лучших подруг, и они, собравшись вместе, готовят приданное и, конечно, поют песни (в основном плачи: прощание с волей, русой косой, подругами, разлука с семьей). Непосредственно перед свадьбой "зашивают" икону (ею будут благословлять невесту и жениха). «За­шивает" икону сама невеста. Для этого она на белой ткани, в кото­рую будет завернута икона, делает украшения, обычно "ришелье" либо вышивает "крестиком", затем икона в окладе обшивается этой тканью и украшается бумажными или тканевыми цветами. Через неко­торое время после свадьбы икону "расшивают" (откуда к нам при­шел этот обряд неизвестно, но ни в одном литературном источники описания такого обычая мы не обнаружили, но обшивали или украшали в большинстве случаев).

Отходилася, отгулялася (1)

Отходилась, отгулялася

У свово-то родимова батеньки,

У своей у родной у маменьки:

Отплела косушку русаю,

Отвила ленточку алаю.

Как и мне-то воля унимаетца,

Красота с лица она стираетца:

Да вы, милаи мои подруженьки,

Все вы вольнаи да раскочнаи!

Да последний же вечерочек

Побывать мне, девочки, с вами!

Поручаю вам, мои подруженьки,

Мою волюшку, мою девичью:

Как пойдётя вы вдоль да по улицы,

Да сустренеца вам моя волюшка, -

Да вы, вольнаи мои подружаньки!-

Вы примолайтя мою волюшку.

Как пошла-то моя волюшка,

Пошла она во чистая полюшка;

Пала краса она во тямны леса.

Да ходи жа ты, моя волюшка

Да ходи жа ты, не захаживайси;

Да приди жа ты, моя девичья,

Приди ко мне да наведайси!

Тяжко с тобой, моя волюшка,

Тяжко с тобой расставатися!



6. Подушки
По письменным источникам (Листопадов А., Астапенко Г., Мовчан А.) нам не удалось узнать единого порядка проведения этого красочного и театрализованного действия. В различных местах и в разные эпохи порядок, место проведения и количество участников отличались, но суть всегда оставалась единой. Подушки - это обряд перенесения приданного невесты в дом жениха. Поэтому мы опишем Орловский свадебный обряд (30- 80 годы ХХ века).

Носили подушки обычно за 2-3 дня до свадьбы (венчания) По уговору с родней невесты, приданое переносят или перевозят в дом жениха. С утра родственники невесты (дядьки и братья играют главную роль) собираются в доме невесты, там же назначается стар­шой, который будет руководить всем процессом. Все «подушечники» ук­рашаются цветами, лентами, шарфами. С плясками, шумом отправляются к дому жениха, по дороге поются песни. У жениха гостей встречают хлебом-солью, впускают во двор и пы­таются без лишних слов взять приданное. Начинается веселый симво­лический торг, во время которого хозяева обильно угощают гостей, пытаясь склонить их к уступкам. Весь процесс "покупки-продажи" может за­нимать до часа времени. По окончании торга гостей ведут в дом, где и угощают обедом, затем молодежь веселится, а старшие беседуют. К вечеру, когда «подушечники» собираются уезжать, жених обяза­тельно передает подарок невесте. Отъезжают со двора также весело и с песнями. Такая традиция просуществовала в станице Орловской до середины 80-х годов. Родители подавляющего большинс­тва нынешних выпускников школы помнят и с весельем описывают этот обряд. В настоящее время "подушки" обычно не носят, а придан­ное дарят либо на свадьбе, либо перевозят на место жительства после свадьбы.



7. Свадьба (венчание)
Свадьба, возможно, один из самых красочных и важных обрядов в жизни человека, а в жизни женщины особенно. И сегодня невеста является самым красивым лицом в этом действе, а сто лет назад это, безусловно, был самый яркий праздник в жизни казачки, а потому и готовились к нему очень серьезно.

В последний вечер перед свадьбой устраивался девичник. Молодежь собиралась, устраивала игры и веселилась, но ближе к вечеру наставал черед прощания с волей девичьей, косою русой, семьей. Начинается время причитаний. В песнях невеста благодарит отца-маменьку за хлеб-соль да за хорошее житье-бытье, а не спасибо только за то, что отдают они ее во чужие люди, затем она просит брата побить из ружья разлучников, разлучающих ее с семьей. Если же родители умерли, то невеста обязательно идет на кладбище, прощается и просит благословения у отца с матерью (песни 1и 5, ст. Орловская).

"Плач" (9)

Растворися, мать, сырая земля (2раза)

Подымися,гробовая доска (2раза)

Встань,проснися,родной батюшка, (2раза)

Ко своей та дочке миленькой (2раза)

Твоё чадо на посаде сидит (2раза)

Горькими слезами умывается (2раза)

Сидят дружки уговаривают:

"Не плачь,не плачь,моя Манюшка"

(8)


Бела речка не колыхнётся

Белым песком не замоётся

Белым песком не умоется

А коль ветер, ветер дуется

А коль ветер, ветер подует

Растворимся в азовушке (2 раза)

Понаехал целый двор гостей (2раза)

Только ж нету твово батюшки (3раза)

Подымися гробовая доска

Подымися, встань, мой батюшка

А слезами заливается

В день свадьбы утром гости "обедают" (жениху кушать не положено) и отправляются за невестой. Родители при выезде со двора благословляют иконой жениха. Дружок выводит за платок жениха со двора и все направляются к дому невесты. Этот обычай сохранился и до сих пор (правда, иконой обычно не благословляют, но за платок со двора выводят обязательно. Выяснить, что это означает, не удалось). По дороге свадебный поезд обязательно останавливался на всех углах (при этом обязательно крестились и наливали водку всем прохожим или же одаривали сладостями. (В настоящее время, любой житель ст. Орловской имеет "законное" право остановить свадебный поезд в любом месте, и его обязательно одарят. Дети и пенсионеры этим правом часто пользуются)).

При подъезде свадебного поезда ко двору невесты, ворота, а часто и улица перед двором, оказываются закрытыми. Сначала соседи, а затем и родственники невесты требуют выкуп за право прохода во двор, в дом и т.д. Все сопровождается припевками (короткие песни).
Вьюн на воде (1) У тестя (9)

Вьюн на воде увивается, У ласкова тестя

Зять у ворот убивается У ласкова тестя

-Дай мой дар да живой товар!- Стой зять за воротами

Теща зятю да коня с седлом. Стой зять за воротами

-То не мое да не дареное, На зятя метель метет

То не мое да не суленое! На зятя метель метет

Вьюн на воде увивается, На зятя метель метет

Зять у ворот убивается: Метель повивает

-Дай мой дар да живой товар!- Укрывайся, зятюшка.

Теща зятю - да што-й Настюшку

Теща зятю - да Васильевну.

-То мое да посуленное,

То мое да подаренное

"Оплачивает" проход во двор дружко, он же и ведет все переговоры с родственниками невесты. Пока женихова родня пытается " про­биться" (иногда угрожая силой, толкаясь и ругаясь), невесту усажива­ют " на посад" (баранью шкуру или тулуп шерстью вверх - чтобы богатство и достаток прибывал), и поют песни. Невесте в это время расплетают косу, благославляют ее, а затем сажают под образа "в зале", где ее окружают ближайшие родственники и свашка. С появле­нием жениха и дружка начинается самый серьезный торг.

Торгуйся(1) Торгуйся(9)

Торгуйся, братец, торгуйся Торгуйся, братец, торгуйся

Не отдавай сястру дешево, Не давай за нянюшку дешево

Проси за сястрицу сто рублей, Проси за сестру сто рублей

За русу косу - тысячу, За русу косу - тысячу

За ум за разум - сметы нет!

И в былые времена сумма выкупа оговаривалась, нам это выяснить удалось, и в настоящее время об этом договариваются заранее.

В 40-50-е года за деньги невесту не продавали, основной платой был кулечек со сладостями, их количество оговаривалось во время сва­товства, но дружко обязательно брал запасной. После того как младший брат окончательно продаст сестру, его все начинают стыдить и укорять (сейчас это делают в произвольной форме).
(1) (8)

Татарин братец, татарин, Татарин - братец, татарин

Продал сестрицу задаром, Продал нянюшку задаром.

Красу девичью за пятак,

Русу косушку отдал так!
После "продажи" все усаживаются за столы и обедают, невеста сидит рядом с женихом вдали от своей родни. Во время обеда жених и невеста не кушают (в настоящее время у невесты не обедают, но активно наливают и закусывают бутербродами; но еще в 80- го­дах, особенно если невеста жила далеко от жениха, обед, длившийся до часа и более, обязательно устраивали, так как на свадьбу ехали только ближайшие родственники).

После обеда родители благославля­ют жениха и невесту. Перед выходом из дома жених и невеста стано­вятся на колени и низко кланяются родителям, прося их благослов­ления. (Икону, которой благославляли невесту, отдают свашке и она несет ее в новый дом невесты). Затем дружко их выводит за платок из дома при этом обязательно следит, чтобы не стукнулись об притолоку, не наступили на порог, не оглянулись, кроме того, никто не должен переходить дорогу жениху и невесте.

После того как жених и невеста готовы в путь, брачный поезд с шумом отправляется в церковь, опять делая остановки на каждом перекрестке и угощая всех, кто этого пожелает. Сам брачный поезд представлял собой несколько тачанок, одна из которых была украшена особенно красочно: в эту "тройку" лошади подбирались по масти, каждая лошадь была украшена красивой попоной (чаще всего сатиновой с крупными цветами), обязательно устанавливалась красивая дуга с колокольчиками, сама тачанка украшалась домоткаными коврами. Безусловно, такая тачанка была не в каждом дворе, поэтому их нанимали, точно так, как нанимают сейчас дорогие лимузины.
ВЕНЧАНИЕ

Процесс венчания мы подробно описывать не будем, так как он единый во всех православных церквях, да и опрошенные нами респонденты не венчались в церкви и не присутствовали на венча­нии, так как в станице Орловской до середины 60-х годов церковь не работала, а ближайшая действующая была почти в 90-ста километрах от станицы, поэтому венчал на дому священник и, возможно по­тому, обряд был не красочный и мало запоминающийся. Никто из рес­пондентов нам не предоставил какой-либо информации по процедуре венчания, да и не все они вообще венчались.

СВАДЕБНЫЙ ОБЕД

После венчания (из сельсовета или ЗАГСа) свадебный поезд едет к жениху, где их встречают караваем (молодые проходят под ним и их осыпают просом, конфетами, орехами и деньгами. Собравшийся пос­мотреть на молодых народ активно подбирает все упавшее на зем­лю). При входе в залу свекор благословляет молодых иконой, затем молодых усаживают за стол и рядом с ними кладут перевязанные крест- накрест ложки (такова же процедура начала обеда действует до сих пор, всё же последующее действо значительно отличается от приня­тых в настоящее время обрядов). Рассевшись, обычно напротив друг друга, родственники жениха и невесты начинают обедать и поздравлять молодых. Характерный для Дона обряд переплетения косы с девичьей на женскую и обязательное одевание колпака в станице Орловской вероятно не соблюдался, зато повсеместно существовал обычай, не описанный в литературе: при дарах весь список подар­ков писался (выцарапывался) вилкой (ножом) на печке, а если места не хватало, то и на стенах избы (пожилые люди с восторгом вспоми­нают некоторые надписи "адна карова", "пять рублев", "атрес сица" и т.д.). Все " написанное" невеста с утра должна ободрать и заш­тукатурить заново.

После застолья молодых провожают в спальню, а гости, посидев до ночи, отправлялись по домам. (Надо заметить, что порядок проведения застолья в те годы сильно отличался от приня­того сейчас: дети вообще не приглашались за столы, соседи часто не приглашались, но всегда находились во дворе и заглядывали в ок­на; если пели и танцевали на улице, то участвовали все).

Пили зна­чительно меньше, да и гостей приглашали немного, по воспоминаниям на свадьбу (2 дня) уходило от 10 до15 литров самогона, что по ны­нешним меркам ничтожно мало, жених и невеста вообще не пили.

Свадебный стол украшался караваем и жареным поросенком или же гусем, причем стояли они на отдельном столе и употреблялись на второй день, на столах обязательно присутствовала лапша (на вто­рой день), мясо, картошка, и всевозможные бочковые соленья, на де­серт обязательно готовились компоты (взвары) и вишневый кисель ( он был настолько густой, что заранее разливался в тарелки, посы­пался сахаром и подавался как второе блюдо, т.е. резался ножом и поедался при помощи вилки, готовилась также сдоба - шишки, пода­вался на столы и хворост. В целом, как и сейчас, каждая хозяйка стремилась удивить и хорошо накормить гостей.

ВТОРОЙ ДЕНЬ (КАЛИНА)

На второй день свадьбы «молодая» свекровь будит молодоженов, и если невестка оказалась без "изъяна", свекровь угощает дружка, и вся компания, украсившись красными веточками, цветами, направля­ется к сватам. С собой гости обязательно берут "калину", изготов­ленную из теста (см. фото), либо любые веточки, украшенные красны­ми цветочками (на неказачьих свадьбах носили связанные веночки или же свекровь несла красный флаг). Всю дорогу идут с песнями и весельем. По некоторым хуторам (Курмоярский, Веселый) калину во­обще не носили.

"Калина"(9) "Калина"(6)

Да спасибо тебе, батенькя Спасибо тебе, маменка

За дочку твою ласочку, За дочку твою Любочку

За дочку твою ласочку, За дочку твою Любочку

За пахучую мяточку, Ой да твою дочку Любочку

Да за жолтаю гвоздичку За пахучую мяточку

Хоть и по ночам она ходила За пахучую мяточку

При себе красу носила За веселые васильки

При себе красу носила- За веселые васильки

При шалковам поясу,

При тьвяковому при венку.

( существуют и другие варианты "калины" (см. приложение)).

Войдя в дом к сватам, свекор и свекровь здо­роваются (причем свекровь здоровается со свахой, обернув руку в красный фартук), благодарят за "честную" дочь и приглашают отобедать. На обеде молодые разрезают каравай и раздают его сначала родителям, а затем и гостям (каравай не оплачивается гостями, яв­ляется благодарностью молодых за сделанные вчера подарки). Далее веселье продолжается до вечера, и всю следующую неделю молодые, да и сваты, ходят друг к другу в гости. В настоящее время калину уже не носят (этот обряд просуществовал до 60-х годов), но на второй день каравай (обычно торт) разрезают, и уже не дарят, а продают гостям, а также устраивают игры ряженных. Кроме того, "забивают чоп" (вероятнее всего, неказачья традиция), когда женится последний сын.



КОММУНАРСКИЕ СВАДЬБЫ

В двадцатые годы в Орловском районе, параллельно с традицион­ным, существовал еще один (к сожалению практически не изученный) свадебный обряд. На сегодняшний день в живых из членов некогда многочисленных коммун остался только Бурлуцкий Семен Акимо­вич(1911 г.р.), но сохранились письменные воспоминания Ганжа Ан­ны Васильевны, автобиографичная повесть "Трудная юность" коммуна­ра Д.Кузнецова, а также собраны воспоминания старожилов, родившихся уже после преобразования коммун, но имеющих представление о жиз­ни коммунаров. На основе перечисленных источников мы и составили свое представление о коммунарской свадьбе.

Коммунарская свадьба не была делом личным, хотя бы потому, что все проживали в коммуне т.е. проживали в общежитии, сов­местно питались, не имели собственного хозяйства. Вот как описы­вается быт коммунаров: " Интересен был быт коммунаров. В каждой коммуне был свой устав, который сообща вырабатывался и утверждал­ся на общем собрании коммунаров. Кроме того, в каждой коммуне су­ществовали правила трудового распорядка, за нарушение которого наказывали бойкотом. Коммунары были очень дружны, и не только в работе. Алкоголизм и матерщина полностью отсутствовали. Согласно устава заработанные общим трудом деньги делились по особым статьям, которые предусматривали всё: заботу о неделимом фонде, распределение доходов по труду, бесплатные учебники для школьни­ков, организацию свадеб и похорон»(4). Коммуны состояли в основном из молодых людей, значительная часть из которых были сироты, пар­ней было больше, чем девчат. Вот как вспоминает Ганжа А.В.(вышла замуж за коммунара в 1928 году): - "Мы были частыми гостями у ком­мунаров. Нам очень нравилась жизнь, особенно молодежи, её труд, от­дых, проведение праздников. Молодежь нашего хутора часто посещала вечера отдыха коммунаров. Нас принимали в коммуне хорошо, хотя дома родители бранили нас за это, а тут ещё как на грех нра­вились нам пареньки коммунары".

Сам свадебный обряд в коммуне был достаточно простой:

- согласие на брак давала только невеста (согласие родителей было не обязательно,

так как "молодые" всё равно переезжали жить в коммуну);

- венчания в церкви не было, регистрировались в сельсовете;

- праздновали свадьбу один день в коммунарской столовой, не­веста и жених затрат

на организацию свадьбы не несли;

- свадьбы были безалкогольные;

- на свадьбе присутствовало много молодежи, и обязательно иг­рал духовой оркестр.

(в коммуне "Заветы Ильича" Островянского с/с);

- подарки дарили скромные (обычно предметы быта);

- "молодым" по возможности предоставлялась семейная комната в коммунарском общежитии (проблема жилья стояла не очень "остро" и решалась обычно быстро. Жилья у коммунаров было достаточно - так в коммуне "Заветы Ильича" было четыре барака по 20 квартир).



Коммунарские свадьбы праздновались недолго, и к началу 30-х годов коммуны были преобразованы в колхозы, закончилась совмест­ная жизнь и, соответственно, совместная организация свадеб. Сущест­венного следа в истории Орловского района коммунарские свадьбы не оставили.

Свадьбы, игравшиеся в станице Орловской в конце 40 - х годов, совсем не похожи на долгий и сложный казачий свадебный обряд. В целом они характеризуются простотой подготовки, скоротечностью и чрезвычайной бедностью. Свадьбы того периода (скорее бракосочетания) были совсем не похожи на обстоятельное действо. Вопросы материального обеспечения будущих супругов перестали быть значимыми, объясняется это как бедностью подавляющего большинства молодожёнов, так и бедностью (почти на грани нищеты по казачьим меркам) их родни. Налоги на скот, птицу, деревья, а также неурожай первых послевоенных лет не позволяли играть сколь - либо значительные свадьбы. Кроме того, снизились требования и к личности жениха: во-первых, в связи с диспропорцией в мужском и женском населении после войны, и, во-вторых, в связи с притоком пришлого населения сразу после войны. Свадебный обряд того времени Сватовство проводилось в один этап: сватами или родителями в присутствии жениха. Решались вопросы места жительства, время свадьбы, вопросы, связанные с приданным и финансовыми затратами, определялось место и порядок свадьбы. ДЕВИЧНИКИ (ЗАРУШЕНИЕ) Девичники проводились и в военное, и в послевоенное время, их отличие от традиционной свадьбы состояло лишь в том, что прово­дился лишь один - два вечера. на этих посиделках обрядовые песни не исполнялись да и вообще роль старшего поколения в организации была не столь заметна по сравнению с традиционной свадьбой. Для проведения девичника подбиралось самое крупное помещение ( иног­да даже нанималась отдельная квартира) где собиралась моло­дежь. Во время посиделок играли в следующие игры: третий лиш­ний, кошки-мышки, в панаса и другие описанные выше. Предсвадебных посиделок невесты с подругами, сопровождающихся "плачами" и сожалениями об уходящей воле девичьей не проводилось вообще. СВАДЬБА. По опросам не удалось установить единый порядок проведения. Существовало 2 основных варианта проведения свадьбы. Вариант 1: (жених и невеста проживают далеко друг от друга). В первый день свадьба игралась дома у невесты, только в присутствии её родственников, а также родителей сватов и дружка жениха (достаточно скромно). Заключение брака в ЗАГСе было совсем не обязательно и значительная часть семей к этой процедуре возвращалась только при, устройстве на работу или при рождении ребенка. Венчание в церкви обычно не проводилось, но значительная доля (до 30%) венчались дома у священника ( в первую очередь старообрядческие казачьи семьи). В некоторых семь­ях значительно "нарушен" и сам порядок свадебной церемонии: практически некто не проводил "выкуп" невесты, не всегда даже жених заезжал за невестой, а потому невеста самостоятельно доби­ралась к месту венчания (жених ожидал ее там), не всегда родители благословляли невесту иконой, обрядовые песни практически не исполнялись, но все равно все основные этапы свадьбы проводились. Во второй день играли свадьбу у жениха. Свадебные песни не пелись, но на свадьбе всегда была гармоника и исполнялись различные популярные песни. Молодым вручали весьма скромные подарки (бельё, посуда, стол, хозяйственное мыло, полотенца, ткани. Родители жениха обычно дарили корову или козу, близкие родственники гусей или другую живность, причем старались дарить не взрослых животных, а молодых, приговаривая при дарах: - "Дарю Вам зеленого (молодого) порося").

.

Вариант 2

Свадьба играется в один день (обычно у жениха). В этом случае жених обязательно проводит процедуру выкупа невесты (по предварительной договорённости).

Из всех принятых ныне атрибутов свадьбы в те времена были характерны только: красивый брачный поезд и свадебное платье (не всегда белое) невесты, кольца, цветы и украшения были совсем не обязательны.



СВАДЬБЫ I I ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА

По сравнению со свадьбой 40-х годов свадьба 60 – х годов более богатая в связи с возросшим материальным состоянием. Появилась возможность сделать свадьбу более похожей на старинную казачью свадьбу. Свадебный обряд того времени включает в себя все основные этапы казачьей свадьбы. Отличие состояло только в том, что пелось меньше обрядовых песен, да и, вообще, пение казачьих песен в 60-е годы бы­ло довольно редкое явление, в связи с тем, что доля казачьих семей значительно снизилась в послевоенный период. Кроме того, молодежь в те годы уже активно использовала достижения цивилизации и поэтому, кроме гармони на свадьбах начали активно использоваться проигрыватели, значительно "потеснившие" народные мелодии.

До второй половины 80-х годов свадебный обряд в Орловской не претерпевал никаких существенных изменений, но в связи с раз­вернувшейся антиалкогольной компанией в станице начали проводить комсомольские безалкогольные свадьбы. Доля их была ничтожно мала, да и проводились они, в основном, функционерами РК ВЛКСМ, РК КПСС. По существу даже эти свадьбы не были безалкогольными, хотя пили на них значительно меньше. Сама же свадьба представляла со­бой "смесь" традиционной и новой свадеб. За праздничным столом вручались комсомольские наказы, звучала "правильная" музыка, да и саму свадьбу обычно вели не приглашенные сваты, а работники Ор­ловского ДК. В целом такие свадьбы праздновали недолго, и сейчас о них вспоминают как о курьёзе

ВЫВОДЫ
В результате проведенного исследования (2002-2004) нам удалось установить, что свадебные обряды в станице Орловской в течении ХХ века неоднократно претерпевали значительные изменения. Все серьезные изменения в свадебном обряде происходили в период серьезных потрясений в жизни нашего общества. По воспоминаниям потомков первых переселенцев нашей станицы удалось восстановить основные этапы в развитии свадебного обряда, его характерные чер­ты, выяснить подробности и особенности проведения свадеб в стани­це Орловской. За два года удалось собрать документальный (песен­ный) материал. Используя литературу, удалось воссоздать достаточно полно свадебный обряд, характерный для нашей станицы в первую четверть ХХ века. По результатам работы нами выделено четыре эта­па характерных для свадебного обряда: (годы указанны приблизи­тельно)

- 1911-1930 г.г. - время проведения традиционного казачьего обряда

-1930-1950 г.г.-время значительных изменений в проведении сва­деб (это обуславливается и политикой расказачивания, и голо­дом, и войной)

-1950-1990 г.г.- время реставрации традиционного свадебного об­ряда (в связи с улучшившимся материальным положением народа, воз­растанием роли родителей в семье, к сожалению, в этот период вер­нулась только "структура" обряда, а основная масса текстов и смысловое наполнение отдельных элементов свадьбы было утеряно)

-1990-2004г.г. - время значительного изменения свадебного обряда (несмотря на серьезные изменения в порядке проведения свадеб, в настоящее время в свадьбах станицы Орловской все равно легко угадывается традиционный старинный свадебный обряд.)

.

Свадебные песни, собранные в станице Орловской "Плач" (9)

Растворися, мать, сырая земля(2раза) Подымися, гробовая доска(2раза) Встань,проснися,родной батюшка,(2раза)

Ко своей та дочке миленькой(2раза)

Твоё чадо на посаде сидит(2раза)

Горькими слезами умывается(2раза)

Сидят дружки уговаривают:

"Не плачь,не плачь,моя Манюшка"

2 ***

Золотенькое кольцо прокатилося



Ой, да под высокий теремок(2раза)

А под высоким теремок душа Манюшка

Да ай,да ну никто

Да про неё не знал,не слыхал

Но никто про неё не знал,не слыхал

Ай,да только знал,

Ай да только видел

Один Ванюшка

Да Ваня Манюшку уговаривая

Ай,да ты не плачь(2раза)

Душа Манюшка.

Не один я приеду,

Са боярами

Ай да не одну тебя возьму,

Са подружками

Да подруженьки твои все крикливые

Ай да бояры мои все шутливые

3 ***


Сваты мои, сваточки,

Да любезные гостечки,

Давайте мы сойдёмся

Да горелочки напьёмся

Горелочки, водочки по самые глоточки.

Да у старого старика

Была дочка хороша(2раза)

Все Катюшенька-душа

На крылеченьке стояла

Правым глазом моргала

Платочеком махала

Да платочечком махала

Все Колюшечку ждала.
4 ***

Гуляю, гуляю я до полночи же

Я до полночи, до белой зари (2раза)

А с белой зари беда случилась (2раза)

Да беда случилась, эх коня увели

Беда случилась, коня увели

Да того коня мотыногоня

Да того коня мотыногоня

Ой, что ж ты за сын плохой семьянин, (2раза)

Что жену не бьёшь, не хочешь её (2раза)

Постой маменька, будет ярмонька (2раза)

Я поеду на базар куплю плёточку

Куплю плёточку шелковенькую

На свою жанинку молоденькую

Куплю плёточку шелковенькую

Стану её бить, стану её учить

Ударю по стене, скажут по жене

Ударю по подушке, скажут по жёнушке

5 ***

Бела речка не колыхнётся



Белым песком не замоётся

Белым песком не умоется

А коль ветер, ветер дуется

А коль ветер, ветер подует

Растворимся в азовушке (2 раза)

Понаехал целый двор гостей (2раза)

Только ж нету твово батюшки (3раза)

Подымися гробовая доска

Подымися, встань, мой батюшка

А слезами заливается

6 ***

Из-под синенькой беленькой да блузочки



Тяжелёхонько дышала грудь

Я сегодня постель легко

И всю ночь напролёт ой да не спала

Я сегодня немного ой да поджидала

Но дождаться никак ой да не могла

Во избу идёт ой, ой да милый мой

Моё сердце волнует ой, ой да кровь

Его карие глазки ой да смотрели

Из-под чёрных бровей ой да на меня

Допытаться они ой да хотели

А что на сердце ой да у меня

Допытаться они ой да допыталися

Что безумно люблю ой да я тебя

7 ***


Стой мой курогод,

Стой не расходись

Стой не расходись,

В кучку соберись

Стой не расходись,

В кучку соберись

А вы бабочки,

Вы козявочки

А вы бабочки,

Вы козявочки

А вы вольные,

Вы раздольные

А вы вольные,

Вы раздольные

Только бы вам попеть,

Только бы погулять

Только бы вам попеть,

Только бы погулять

Свекор-батюшка,

Пусти погулять

Свекор-батюшка,

Пусти погулять

Гулять не пущу,

Я кожу спущу

Гулять не пущу,

Я кожу спущу

Кожа точится,

Гулять хочется

Кожа точится,

Гулять хочется


8 ***

О ей как по поле буйны ветры со горы

Сине море взволновалося, ой да сине мере взволновалося

Белорыбица взыгралася, ой да белорыбица взыгралася

Ой, как понаехали на рыбицу ловцы - (2 раза)

Все ловцы московские купцы -(2 раза)

Ой, да хорошо - ли тебе рыба без воды - (2 раза)

Без воды, да без проточныя

Ой, да как мне бабочке без милого дружка

Без милого, без надежного

Далее текст утерян, но смысл песни сводился к тому, что невеста пожелала не московского купца, а донского казака (песня исполнялась исключительно жен­щинами).
9 ***

Стелется валяется, стелется валяется

По лугам трава шелковая -2 раза

Целует друг милует -2 раза

Анреюшка свет Марьюшку,

Анреюшка Ивановну

Ты ж моя свет Марьюшка,

Ты ж моя Ивановна

Да ты ж меня все старила - 2 раза

Без ума молодца оставила -2 раза

Тихими сговорами -2 раза

Низкими поклонами - 2 раза

10 ***

У нас нынче новая новина



У нас нынче новая новина

А Катенька калина - малина

А Катенька калина - малина

Весь род взвеселила

Хоть до полночи она ходила

При себе славу носила

Да носила столько лет

Да нашему Ванечке да на совет

На совет, на cовет

Да на весь мясоед

А говорили люди, вороги-люди

Что Катенька не честная будет

В честный род пришла

Честну славу нашла

Да хорошенькая

Да пригоженькая

Зеленого лугу

Честного роду дивчина (поется на второй день свадьбы, если невеста честная)

11 ***

Спасибо тебе, маменка



За дочку твою Любочку

За дочку твою Любочку

Ой, да твою дочку Любочку

За пахучую мяточку

За пахучую мяточку

За веселые васильки

За веселые васильки (другой вариант "калины")

12 *** припевочки

Братцы Леночку любили

Хорошо ее водили

Еще лучше нарядили

В чужи люди проводили (перед выводом из дома)

Свашка свашку ждала

Все коврами застлала

Каврами маврами

Шитыми рушниками (перед приходом сватов)

Тише дружочки, тише

Тише дружочки, тише

Моя Лена пава

Чтоб на нее пыль не пала (припевка жениха при подъезде ко двору невесты)

Татарин - братец, татарин

Продал нянюшку задаром (после продажи невесты)

Затопляй да маменка грубу

Затопляй да маменка грубу

Привезли мы невесточку Любу

Хоть Любу не любу

Топленную грубу. (при вводе молодой жены в дом)

13 ***


Отдавала меня-й маменка

Приказывала -Живи живи моя доченька

Ровно три года

Живи живи моя доченька

Ровно три года

Первый год я не поехала-соскучилась

Второй год я не поехала - стосковалась

Третий год я не поехала - в постель слегла

Лежу, лежу я в постелеце

Думу думаю

Были, были б сизы крылышки

Полете, полетела б я

Взял, взял бы я на ярмонку

Живи, да живи моя маменка

Живи без меня

Живи, да живи моя маменка

Живи без меня

Без меня, меня, без доченьеки

Без меня - слуги (поется во время убора невесты перед венчанием, до приезда жениха)

14 ***


За Дунаем братцы, за Дунаем

Казаки гуляют

Ей, ей, ей гуляют

Ей, ей, ей гуляют

Они выпьют, сладко поедят

Всю горя забудут

Ей, ей, ей гуляют

Ей, ей, ей гуляют

Всю горе забудут (застольная)

15 ***


На юрке, юрке, юрке

Курмоярском городке

Там где дамочки жили

Про них песню проложили

Там где дамочки жили

Про них песню проложили

Эта песенка несложна

Играть ее всегда можно

Ой, дам шельмадам

Играть ее всегда можно

Хоть мль вечером, иль днем

Хоть зарею с холодком

Ой, дам шельмадам

Хоть зарею с холодком

Дуняшу казак любил

Поздно к вечеру ходил

Ой, дам шельмадам

Поздно к вечеру ходил

Поздно к вечеру ходил

На крылечку выводил

Ой, дам шельмадам

На крылечку выводил

Ей он речи говорил

Ой, дам шельмадам

Ей он речи говорил

Ей он речи говорил

Уж ты Дунюшка, Дуняша

Ты безбровная дурна

Ой, дам шельмадам

Ты безбровная дурна

Сажей мы бровей намажем

Чернобровых переважим

Ой, дам шельмадам

Чернобровых переважим

А как солнце припечет

Сажа с бров ея течет

Ой, дам шельмадам

Сажа с бров ея течет (застольная, шуточная, пе­лась исключительно в хут. Курмоярском)


16 ***

У ласкова тестя

У ласкова тестя

Стой зять за воротами

Стой зять за воротами

На зятя метель метет

На зятя метель метет

На зятя метель метет

Метель повивает

Укрывайся зятюшка (поется перед входом жениха во двор)

17 ***

Ехал мальчик из Казанки



Полтораста рублей санки

Полтораста рублей санки

Пятьдесят рублей дуга

Пятьдесят рублей дуга

Мальчик барышне слуга

Ай, лю-ли, ай, лю-ли

Мальчик барышне слуга (поется на вечеринках)

18 ***


Ходит девица молоденькия

У ней юбочка коротенькия

Она ходит, улыбается

Поцелуя дожидается. (поется на вечеринках)

Все песни записаны дословно из разных источников, поэтому имена невест и женихов различные, на свадьбе же все песни пелись под имена конкретных жениха и невесты.
ПРИСКАЗКИ, ПОГОВОРКИ И ПРИМЕТЫ НА СВАДЬБАХ
Присказки и поговорки в настоящее время на свадьбах чаще всего звучат во время тостов, а также вывешиваются на красочных транспарантах в свадебном зале. Ниже приведены примеры наиболее часто встречаемых в настоящее время поговорок и присказок:

Муж и жена - одна сатана.

Добрую жену взять - горя не видать.

Стерпится – слюбится.

Люби как душу - тряси как грушу.

С милым мужем и зимой не стужа.

Родители берегут дочь до венца, а муж до конца.

Невесту выбирай не глазами, а ушами.

Дерись, дерись, а под одеяло гребись.

Коня, шашку и жену не доверяй никому.

Убоится жена мужа, да не дюже.

Воля и хорошую жену портит.

Жену выбирай не в хороводе, а в огороде.

У умного мужа и жена хороша.

Лучше жить со змеею, чем со злою женою.

Нажил мужик себе болячку - взял в жены казачку.



ПЕРВОИСТОЧНИКИ

1. А.М.Листопадов "Старинная казачья свадьба", Ростиздат, 1947.

2. Г.Астапенко "Быт, обычаи и обряды Донских казаков ", Ростов-на-Дону, 2002.

3. А.Мовчан "Казаки", Ростов-на-Дону, 2004.

4. Л.П.Александровская "Истории строки", Ростов-на-Дону, 2004.

5. Д.Кузнецов "Трудная юность", Ставрополь, 1967.



Устные рассказы.

Даты свадьбы: Место проведения:

Александровский В.Е. 1965 год ст. Орловская

Ганжа А.В. 1928 год х. Веселый

Штефан Р.Е. 1956 год х. Большевик

Алексеева Л.А. 1954 год х. Курмоярский

Буянова А.К. 1946 год ст. Орловская

Илькова А. Г. 1946 год ст. Орловская

Гарина А.С. 1942 год ст. Орловская

Хохлова В. В. 1966 год ст. Орловская

Сажнева Г.Н. 1977 год ст. Орловская

Смыкова И.Д. 1983 год ст. Орловская



Свадебные песни в исполнении:

Алексеева Л.А.(6), Дроздова А.Н.(7), Хохлова Т.П.(8),

а также аудиозаписи свадебных песен (4 песни), собранные Ломакиной Л.П. в 1988 году(9).
В работе над докладом принимали участие:

Гайсина Дина - руководитель научной группы, ученица 11-Б кл.

Сальная Наталья - сбор материала, ученица 11-В кл.

Моисеенко Наталья - cбор материала, ученица 11-А кл.

Хохлова Настя - сбор материала, ученица 11-Б кл.

Юрьева Анна - набор текстов, ученица 11-Б.



Копылова Наталья – сбор материала.





Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет