МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет»
(ГОУВПО МГГУ)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
ДН(М).Р.2 ЛИТЕРАТУРА И КУЛЬТУРА СТРАН СКАНДИНАВИИ И ФИНЛЯНДИИ
Основная образовательная программа подготовки бакалавра
по профессионально-образовательной программе направлений
050300 Филологическое образование
(код и наименование направления/ний)
Утверждено на заседании кафедры
русского языка, литературы и
методики их преподавания
факультета филологии, журналистики и
межкультурных коммуникаций
(протокол № 6 от 27.01.2011 г.)
Зав. кафедрой
______________________________
Структура учебно-методического комплекса
РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.
Структура программы учебной дисциплины
1.1 Автор программы: к.фил.н., доцент кафедры русского языка, литературы и методики их преподавания Пожидаева О.В.
1.2 Рецензенты: доцент кафедры русского языка, литературы и методики их методики их преподавания Наумлюк М.В.;
кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и филологии МГИ Музычук Н.А.
1.3 Пояснительная записка:
ЦЕЛЬ:
- познакомить студентов с литературой скандинавских стран и Финляндии, обратив внимание на ее специфику и тесную взаимосвязь с мировой литературой, в том числе - с русской;
- обратить внимание на своеобразие сознания, быта, нравов скандинавов средневековья, эпохи ХVШ, Х1Х, ХХ в.в., поскольку литература неизбежно отражает изменения сознания нации, народа, во многом обусловлена эпохой, а для современного воспринимающего сознания, например, средневековье - феномен во многом загадочный и непонятный;
- помочь студентам усвоить сложный категориальный аппарат, связанный с историей скандинавской и финской литературы.
ЗАДАЧИ:
- дать представление о скандинавской и финно-угорской мифологии, объяснить значение “Старшей Эдды”, “Младшей Эдды” для изучения скандинавской мифологии, указать на особенности авторского финского эпоса Э. Леннрота “Калевала”;
- уделить внимание поэтике жанровых и структурных форм, соотношению стиха и прозы в памятниках раннего средневековья (познакомить с основными жанрами, размерами скальдической поэзии, идами баллад, саг);
- обратить внимание на специфику жизни идей Просвещения в Скандинавии ХVШ в., смену литературных направлений, порожденных этой эпохой; своеобразие классицизма в творчестве Людвига Хольберга (Дания), Олафа Далина, Карла Линнея, Эмануэля Сведенборга (Швеция), своеобразие романтизма и его преодоление в произведениях Юхана Весселя (Норвегия);
- познакомить с основными литературными явлениями скандинавской и финской литературы ХIХ, ХХ в.в., при этом обратить внимание на смену литературных направлений, течений с учетом контекста западноевропейской культуры, подробнее остановиться на своеобразии творчества Г. Ибсена, К. Гамсуна, С. Унсет, С. Кьеркегора, С. Лагерлеф, А. Стриндберга, И. Бергмана;
- ознакомить с основными тенденциями, явлениями современной скандинавской и финской литературы.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
ЗНАТЬ:
- историю и общие закономерности развития скандинавской литературы и литературы Финляндии;
- основные имена и понятия скандинавской мифологии: Асгард, Атли, Бальдр, Биврест, Браги, Брюнхильд, Вальгалла, валькирии, Верданди, Вирд, Гери, Гудрун, Гуннар, Герд, Ермунганд, Ётунхейм, етуны, Идунн, Иггдрасиль, Имир, Локи, Мидгард, Мимир, Мунин, Магни, Моди, Мьёлльнир, Муспелль, Нанна, нифльгейм, норны, Один (Вотан) , рагнарек, Сив, Скульд, Слейпнир, Сигурд, Трюм, Тор, Удгард, Урд, Фреки, Фрейр, Фрейя, Фригг, Фафнир, Хель, цверги;
- основные литературоведческие понятия курса “История древнескандинавской литературы”: аллитерация, баллада, виса, драпа, дротткветт, кеннинг, квидухатт, нид, рунхент, руны, стев, сага, скальд, тёглаг, флокка, хейти, хендинг, хрюнхент;
- понятия: романтическая сказки в творчестве Г.Х. Андерсена, “движение прорыва” 70-90-х г.г. ХIХ в. в датской литературе, литература экзистенциализма в творчестве С. Кьеркегора, романтизм, реализм, психологизм в творчестве Г. Ибсена, легендарно-исторический в творчестве Сиград Унсет, неоромантический герой, почвенничество в произведениях К. Гамсуна, натурализм, психологизм А. Стриндберга, историческая драма А. Стриндберга, театр А. Стриндберга, неоромантизм в творчевтве С. Лагерлёф, шведский интеллектуальный роман, модернизм в норвежской, шведской литературе, в творчестве Пера Лагерквиста, гротеск, роман-легенда в творчестве Торгни Линдгрена, философская проза Т. Янссон, философско-исторический роман в творчестве Мика Валтари.
УМЕТЬ:
- владеть основными понятиями в их системно-структурных связях;
- выделять форму, содержание и функцию художественного образа в изучаемых произведениях;
- характеризовать своеобразие литературы Скандинавии и Финляндии, понимая при этом, что она является неотъемлемой частью мировой литературы.
При составлении программы использованы материалы «Программы дисциплин предметной подготовки по специальности 021700 «Филология». История зарубежной литературы». – М.: Флинта, 1999.
Также учтен опыт авторов учебников, пособий, монографий, статей, список которых предложен ниже в части “Рекомендуемая литература”.
1.4 Извлечение из ГОС ВПО направления. Дисциплина в ГОС ВПО не представлена.
1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы:
№
п/п
|
Шифр и наименование направления
|
Курс
|
Семестр
|
Виды учебной работы в часах
|
Вид итогового контроля (форма отчетности)
|
Трудоемкость
|
Всего аудит.
|
ЛК
|
ПР
|
Сам. раб.
|
1.
|
050300 Филологическое образование
|
2
|
4
|
64
|
40
|
20
|
20
|
24
|
зачет
|
1.6 Содержание дисциплины.
1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
№ п/п
|
Наименование раздела, темы
|
Количество часов
|
Всего аудит.
|
ЛК
|
ПР
|
СР
|
1
|
Скандинавская литература, ее своеобразие, возможная периодизация, место в мировой литературе. Своеобразие средневековой литературы Скандинавских стран, общая характеристика. “Старшая Эдда” как основной источник знаний о скандинавской мифологии. Особенности представлений о мире и человеке в модели средневекового сознания. Характеристика мифологических и героических песен эпоса. Значение “Младшей Эдды” Снорри Стурлуссона для изучения скандинавской мифологии, ее идейно-художественное своеобразие.
|
4
|
2
|
2
|
2
|
2
|
Поэзия скальдов, ее своеобразие, жанры (драпа, виса, флокка, нид), основные размеры (дротткветт, квидухатт, теглаг, хрюнхент, рунхент). Понятия: кеннинг, хейти, стев. Скандинавская баллада, ее своеобразие, виды (героические, легендарные, исторические, сказочные, рыцарские), исландские римы. Отражение контактов с русскими князьями в скальдической поэзии.
|
2
|
2
|
-
|
2
|
3
|
Саги, время их возникновения, виды (саги об истории Норвегии, “Саги о королях”; саги об исландских епископах, саги о легендарных героях, “лживые саги”; переводные саги; “родовые саги”). Связь родовых саг с историей Исландии, особенностями жизни и обычаями древних исландцев. Русь, русские князья в сагах.
|
4
|
2
|
2
|
2
|
4
|
Время возникновения, своеобразие карело-финского эпоса. Деятельность и творчество Э. Леннрота. “Калевала”.
|
4
|
2
|
2
|
2
|
5
|
Литература Скандинавских стран VШ века. Идеи Просвещения в странах Скандинавии. Классицизм в творчестве Людвига Хольберга (Дания), Олафа Далина, Эмануэля Сведенборга, Карла Линнея (Швеция), романтизм и его преодоление в творчестве Юхана Весселя (Норвегия).
|
2
|
2
|
-
|
2
|
6
|
Литература Скандинавских стран ХIХ века, ее своеобразие. Романтизм, творчество Г.Х. Андерсена, Георга Брандеса. Философско-религиозное течение, экзистенциальная литература в творчестве С. Кьеркегора (Дания), ее влияние на развитие скандинавской и европейской литературы.
|
2
|
2
|
-
|
2
|
7
|
Рождение реализма в литературе скандинавских стран ХIХ века. Начало реализма в творчестве Б. Бьернсона. Творчество Г. Ибсена. Проблема героя в ранних пьесах Ибсена по мотивам скандинавской старины, видоизменение ибсеновского романтического индивидуалиста. Драма “Бранд”, мотивы в ней строительства “новой церкви” и личной религиозности, смысл финала. Идейно-художественное своеобразие пьесы Ибсена “Пер Гюнт”. Дискуссия в пьесах Ибсена на тему брака и социальной коррупции, образ “новой женщины” (“Кукольный дом”). Психологизм пьес Ибсена 80-х г.г. ХIХ века (“Дикая утка”)
|
2
|
2
|
-
|
2
|
8
|
Творчество К. Гамсуна. Индивидуалисты Гамсуна, Гамсун и Ницше. Влияние Достоевского на творчество писателя (роман “Голод”). Романтическая личность и ее трагедия в романах Гамсуна “Виктория”, “Пан”. “Почвеннические” произведения в позднем творчестве Гамсуна (роман “Плоды земли”, или “Соки земли”).
|
4
|
2
|
2
|
2
|
9
|
Неоромантизм и “новый реализм” в норвежской литературе. Легендарно-исторический роман в творестве С. Унсет (“Кристин, дочь Лавранса” или “Улав, сын Аудуна).
|
1
|
1
|
-
|
2
|
10
|
Родоначальник нового этапа в развитии шведской литературы - А. Стриндберг. Стриндберг о задачах театра (предисловие к пьесе “Фрекен Юлия”). Стриндберг и Ницше. Особенности натурализма в ранних пьесах автора, конфликт между “женским” и “мужским” началом (пьеса “Отец”). Стриндберг - прозаик (романы, рассказы, новеллы, их идейно-художественное своеобразие). Исторические драмы Стриндберга, их идейно-художественное своеобразие (“Мистер Улоф”, “Эрик ХIV”, “Густав Васа”).
|
4
|
2
|
2
|
2
|
11
|
Неоромантизм в шведской литературе к.ХIХ века. Творчество С. Лагерлёф. Роман “Сага о Йесте Берлинге”.
|
1
|
1
|
-
|
-
|
12
|
Литература скандинавских стран и Финляндии в ХХ веке, основные тенденции, своеобразие. Обзор творчества нобелевских лауреатов Скандинавии и Финляндии, исключая Бьернсона, Лагерлеф, Гамсуна, Унсет, поскольку этим авторам уже было уделено внимание. Нобелевские лауреаты: Ф. Силланпяя (Финляндия), Хейденстам К.Г. ,П.Ф. Лагерквист, К.Э. Аксель, Х.Э. Мартинсон, Э. Юнсон (Швеция); Х.К. Лакснесс (Исландия); К. А. Гьеллеруп, Х. Понтоппидан, Й.В. Йенсен (Дания).
|
1
|
1
|
-
|
4
|
13
|
Основные тенденции, явления финской литературы ХХ века. Творчество М. Лассила (“За спичками”, анализ киноверсии произведения), В. Линна (“Неизвестный солдат”) Мика Валтари (философско-исторический роман «Синухе, египтянин»), Т. Янссон (роман “Дочь скульптора”, поза малой формы).
|
2
|
-
|
2
|
4
|
14
|
Основные тенденции, явления современной шведской литературы. Творчество И. Бергмана. Ознакомление с его сценриями, их киноверсиями: “Земляничная поляна”, “Змеиное яйцо”, “Седьмая печать”, “Шепоты и крик”, “Сцены из супружеской жизни”, “Осенняя соната”, “Фанни и Александр”. Преемник И. Бергмана - Ларс Нурен, его трилогия 1980-го года “Мужество убивать”, буржуазная драма клаустрофобии, влияние драматургии Чехова на его творчество. Фантастический реализм, гротеск в творчестве Т. Линдгрена, его роман-легенда “Шмелиный мед”. Содержание лекционного материала может видоизменяться, наполняться новым содержанием, по мере того как появляются новые переводы произведений современной шведской литературы.
|
4
|
-
|
4
|
4
|
15
|
Основные тенденции, явления современной норвежской литературы. Идейно-художественное своеобразие творчества Х. Вассму (романы: “Книга Дины”, ее киноверсия, “Наследство Карны”, “Сын счастья”, “Седьмая встреча”). Образ молодого поколения, традиции и новаторство в творчестве Эрленда Лу (романы: “Наивно. Супер”, “Во власти женщины”). Традиционное и новаторское в книгах для подростков Юстейна Гордера: “Мир Софии”, “Апельсиновая девушка”. Философско-исторический роман Вибеке Лёккеберг “Пурпур”. Содержание лекционного материала может видоизменяться, наполняться новым содержанием, по мере того как появляются новые переводы произведений современной шведской литературы.
|
4
|
-
|
4
|
4
|
1.6.2 Содержание разделов дисциплины.
Скандинавская литература, ее своеобразие, возможная периодизация, место в мировой литературе.
Своеобразие средневековой литературы Скандинавских стран, общая характеристика.
“Старшая Эдда” как основной источник знаний о скандинавской мифологии. Особенности представлений о мире и человеке в модели средневекового сознания. Характеристика мифологических и героических песен эпоса.
Значение “Младшей Эдды” Снорри Стурлуссона для изучения скандинавской мифологии, ее идейно-художественное своеобразие.
Поэзия скальдов, ее своеобразие, жанры (драпа, виса, флокка, нид), основные размеры (дротткветт, квидухатт, теглаг, хрюнхент, рунхент). Понятия: кеннинг, хейти, стев. Скандинавская баллада, ее своеобразие. виды (героические, легендарные, исторические, сказочные, рыцарские), исландские римы. Отражение контактов с русскими князьями в скальдической поэзии
Саги, время их возникновения, виды (саги об истории Норвегии, “Саги о королях”; саги об исландских епископах, саги о легендарных героях, “лживые саги”; переводные саги; “родовые саги”. Связь родовых саг с историей Исландии, особенностями жизни и обычаями древних исландцев. Русь, русские князья в сагах.
Время возникновения, своеобразие карело-финского эпоса.
Деятельность и творчество Э. Леннрота. “Калевала”.
Литература Скандинавских стран VШ века.
Идеи Просвещения в странах Скандинавии. Классицизм в творчестве Людвига Хольберга (Дания), Олафа Далина, Эмануэля Сведенборга, Карла Линнея (Швеция), романтизм и его преодоление в творчестве Юхана Весселя (Норвегия).
Литература Скандинавских стран ХIХ века, ее своеобразие. Романтизм, творчество Г.Х. Андерсена, Георга Брандеса. Философско-религиозное течение, экзистенциальная литература в творчестве С. Кьеркегора (Дания), ее влияние на развитие скандинавской и европейской литературы.
Рождение реализма в литературе скандинавских стран ХIХ века.
Начало реализма в творчестве Б. Бьернсона.
Творчество Г. Ибсена. Проблема героя в ранних пьесах Ибсена по мотивам скандинавской старины, видоизменение ибсеновского романтического индивидуалиста. Драма “Бранд”, мотивы в ней строительства “новой церкви” и личной религиозности, смысл финала. Идейно-художественное своеобразие пьесы Ибсена “Пер Гюнт”. Дискуссия в пьесах Ибсена на тему брака т социальной коррупции, образ “новой женщины” (“Кукольный дом”). Психологизм пьес Ибсена 80-х г.г. ХIХ века (“Дикая утка”)
Творчество К. Гамсуна. Индивидуалисты Гамсуна, Гамсун и Ницше. Влияние Достоевского на творчество писателя (роман “Голод”). Романтическая личность и ее трагедия в романах Гамсуна “Виктория”, “Пан”. “Почвеннические” произведения в позднем творчестве Гамсуна (роман “Плоды земли”, или “Соки земли”).
Неоромантизм и “новый реализм” в норвежской литературе. Легендарно-исторический роман в творестве С. Унсет (“Кристин, дочь Лавранса” или “Улав, сын Аудуна).
Родоначальник нового этапа в развитии шведской литературы - А. Стриндберг. Стриндберг о задачах театра (предисловие к пьесе “Фрекен Юлия”). Стриндберг и Ницше. Особенности натурализма в ранних пьесах автора, конфликт между “женским” и “мужским” началом (пьеса “Отец”). Стриндберг - прозаик (романы, рассказы, новеллы, их идейно-художественное своеобразие. Исторические драмы Стриндберга, их идейно-художественное своеобразие (“Мистер Улоф”, “Эрик ХIV”, “Густав Васа”).
Неоромантизм в шведской литературе к. ХIХ века. Творчество С. Лагерлёф. Роман “Сага о Йесте Берлинге”.
Литература скандинавских стран и Финляндии в ХХ веке, основные тенденции, своеобразие.
Обзор творчества нобелевских лауреатов Скандинавии и Финляндии, исключая Бьернсона, Лагерлеф,Гамсуна, Унсет, поскольку этим авторам уже было уделено внимание. Нобелевские лауреаты: Ф. Силланпяя (Финляндия), Хейденстам К.Г. ,П.Ф. Лагерквист, К.Э. Аксель, Х.Э. Мартинсон, Э. Юнсон (Швеция); Х.К. Лакснесс (Исландия); К. А. Гьеллеруп, Х. Понтоппидан, Й.В. Йенсен (Дания).
Основные тенденции, явления финской литературы ХХ века. Творчество М. Лассила (“За спичками”, анализ киноверсии произведения), В. Линна (“Неизвестный солдат”) Мика Валтари (философско-исторический роман «Синухе, египтянин»), Т. Янссон (роман “Дочь скульптора”, поза малой формы).
Основные тенденции, явления современной шведской литературы.
Творчество И. Бергмана. Ознакомление с его сценриями, их киноверсиями: “Земляничная поляна”, “Змеиное яйцо”, “Седьмая печать”, “Шепоты и крик”, “Сцены из супружеской жизни”, “Осенняя соната”, “Фанни и Александр”. Преемник И. Бергмана - Ларс Нурен, его трилогия 1980-го года “Мужество убивать”, буржуазная драма клаустрофобии, влияние драматургии Чехова на его творчество.
Фантастический реализм, гротеск в творчестве Т. Линдгрена, его роман-легенда “Шмелиный мед”. Содержание лекционного материала может видоизменяться, наполняться новым содержанием, по мере того как появляются новые переводы произведений современной шведской литературы.
Основные тенденции, явления современной норвежской литературы.
Идейно-художественное своеобразие творчества Х. Вассму (романы: “Книга Дины”, ее киноверсия, “Наследство Карны”, “Сын счастья”, “Седьмая встреча”).
Образ молодого поколения, традиции и новаторство в творчестве Эрленда Лу (романы: “Наивно. Супер”, “Во власти женщины”).
Традиционное и новаторское в книгах для подростков Юстейна Гордера: “Мир Софии”, “Апельсиновая девушка”.
Философско-исторический роман Вибеке Лёккеберг “Пурпур”.
Содержание лекционного материала может видоизменяться, наполняться новым содержанием, по мере того как появляются новые переводы произведений современной шведской литературы.
1.6.3 Темы для самостоятельного изучения
№
п/п
|
Наименование раздела дисциплины. Тема
|
Форма самостоятельной работы
|
Кол-во
часов
|
Форма контроля
выполнения самостоятельной работы
|
1.
|
Скандинавская литература, ее своеобразие, возможная периодизация, место в мировой литературе. Своеобразие средневековой литературы Скандинавских стран, общая характеристика. Особенности представлений о мире и человеке в модели средневекового сознания. Характеристика мифологических и героических песен эпоса.
|
рефераты, дать определение понятиям скандинавской мифологии, которые предложены в списке требований к уровню освоения содержания дисциплины
|
2
|
Беседа на пр. занятии
|
2
|
Саги, время их возникновения, виды. Связь родовых саг с историей Исландии, особенностями жизни и обычаями древних исландцев. Русь, русские князья в сагах.
|
рефераты, вопросы для самост. изучения
|
2
|
защита рефератов
|
3
|
Поэзия скальдов, ее своеобразие, жанры (драпа, виса, флокка, нид), основные размеры (дротткветт, квидухатт, теглаг, хрюнхент, рунхент). Понятия: кеннинг, хейти, стев. Скандинавская баллада, ее своеобразие, виды (героические, легендарные, исторические, сказочные, рыцарские), исландские римы. Отражение контактов с русскими князьями в скальдической поэзии.
|
рефераты, вопросы для самост. изучения
|
2
|
защита рефератов
|
4
|
Деятельность и творчество Э. Леннрота. “Калевала”.
|
рефераты, вопросы для самост. изучения
|
2
|
рефераты,
|
5
|
Литература Скандинавских стран VIII века. Идеи Просвещения в странах Скандинавии. Классицизм в творчестве Людвига Хольберга (Дания), Олафа Далина, Эмануэля Сведенборга, Карла Линнея (Швеция), романтизм и его преодоление в творчестве Юхана Весселя (Норвегия).
|
рефераты, вопросы для самост. изучения
|
2
|
рефераты
|
6
|
Литература Скандинавских стран ХIХ века, ее своеобразие. Романтизм, творчество Г.Х. Андерсена, Георга Брандеса. Философско-религиозное течение, экзистенциальная литература в творчестве С. Кьеркегора (Дания), ее влияние на развитие скандинавской и европейской литературы.
|
рефераты, вопросы для самост. изучения
|
2
|
защита рефератов
|
7
|
Начало реализма в творчестве Б. Бьернсона. Творчество Г. Ибсена.
|
рефераты, вопросы для самост. изучения
|
2
|
защита рефератов
|
8
|
Творчество К. Гамсуна.
|
рефераты, вопросы для самост. изучения
|
2
|
защита рефератов
|
9
|
Легендарно-исторический роман в творестве С. Унсет (“Кристин, дочь Лавранса” или “Улав, сын Аудуна).
|
рефераты
|
2
|
защита рефератов
|
10
|
Родоначальник нового этапа в развитии шведской литературы - А. Стриндберг.
|
рефераты
|
2
|
защита рефератов
|
11
|
Литература Скандинавских стран ХIХ века, ее своеобразие. Романтизм, творчество Г.Х. Андерсена, Георга Брандеса.
|
вопросы для самост. изучения
|
2
|
проверка контрольных работ
|
12
|
Неоромантизм и “новый реализм” в норвежской литературе. Легендарно-исторический роман в творчестве С. Унсет (“Кристин, дочь Лавранса” или “Улав, сын Аудуна).
|
рефераты
|
2
|
защита рефератов
|
13
|
Литература скандинавских стран и Финляндии в ХХ веке, основные тенденции, своеобразие. Обзор творчества нобелевских лауреатов Скандинавии и Финляндии, исключая Бьернсона, Лагерлеф, Гамсуна, Унсет, поскольку этим авторам уже было уделено внимание. Нобелевские лауреаты: Ф. Силланпяя (Финляндия), Хейденстам К.Г. ,П.Ф. Лагерквист, К.Э. Аксель, Х.Э. Мартинсон, Э. Юнсон (Швеция); Х.К. Лакснесс (Исландия); К. А. Гьеллеруп, Х. Понтоппидан, Й.В. Йенсен (Дания).
|
рефераты
|
4
|
Беседа на пр. занятии
|
14
|
Основные тенденции, явления финской литературы ХХ века.. Творчество М. Лассила (“За спичками”, анализ киноверсии произведения), В. Линна (“Неизвестный солдат”) Мика Валтари (философско-исторический роман «Синухе, египтянин”»), Т. Янссон (роман “Дочь скульптора”, поза малой формы).
|
рефераты
|
4
|
Беседа на пр. занятии
|
7
|
Основные тенденции, явления современной норвежской литературы. Идейно-художественное своеобразие творчества Х. Вассму (романы: «Книга Дины», ее киноверсия, “Наследство Карны”, “Сын счастья”, “Седьмая встреча”). Образ молодого поколения, традиции и новаторство в творчестве Эрленда Лу (романы: «Наивно. Супер», “Во власти женщины”). Традиционное и новаторское в книгах для подростков Юстейна Гордера: “Мир Софии”, “Апельсиновая девушка”. Философско-исторический роман Вибеке Лёккеберг “Пурпур”.
|
рефераты
|
4
|
Беседа на пр. занятии
|
1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу.
Достарыңызбен бөлісу: |