МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(РГГУ)
ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ ИСКУССТВА
Кафедра кино и современного искусства
История зарубежного киноискусства.
Часть 1
Учебно-методический комплекс
для магистратуры по направлению 035400.68 История искусств
Магистерская программа «Искусство кино»
Форма обучения
Очно-заочная
Москва 2014
ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОГО КИНОИСКУССТВА. ЧАСТЬ 1
Учебно-методический комплекс
Автор-составитель:
доктор филологических наук,
профессор кафедры кино и современного искусства
ФИИ РГГУ В. А. Колотаев
УТВЕРЖДЕНО УТВЕРЖДАЮ
Протокол заседания кафедры Руководитель ООП ВПО
№ 4 от 09.09.2013 Искусство кино
Колотаев В.А.
© Российский государственный
гуманитарный университет, 2014
© Колотаев В.А., 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Аннотация рабочей программы…………………………………………………………………4
Рабочая программа…………………………………………………………………………….…5
Пояснительная записка…………………………………………………………………………..5
Структура дисциплины (тематический план)…………………………………………….…….10
Содержание дисциплины…………………………………………………….……………….……14
Образовательные технологии…………..………… ………………………..……………..………31
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины………………………………………………………………. ……………..32
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов………………...………36
Материально-техническое обеспечение дисциплины……………………………………………..43
Планы семинарских занятий…………………………………………………………………….47
Методические рекомендации студенту
по организации самостоятельной работы………………………………………………….…..61
АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Дисциплина «История зарубежного киноискусства. Часть 1» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин подготовки студентов по направлению 035400.68 - История искусств. Дисциплина реализуется кафедрой кино и современного искусства ФИИ.
Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с историей и теорией киноискусства.
Дисциплина направлена на формирование компетенций выпускника:
ОК-3 - способен к адаптации к новым ситуациям, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности, социокультурных и социальных условий деятельности, переоценке накопленного опыта
ОК-4 - способен свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения
ОК-5 - способен использовать на практике навыки и умения в организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, в управлении коллективом, влиять на формирование целей команды, воздействовать на ее социально-психологический климат в нужном для достижения целей направлении, оценивать качество результатов деятельности
ОК-7 - способен использовать знания в области гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ
ОК-8 - способен использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области основ информатики и элементы естественнонаучного и математического знания
ОК-12 - способен к междисциплинарному взаимодействию и умению сотрудничать с представителями других областей знания в ходе решения научно-исследовательских и прикладных задач; обладает пониманием места истории искусства (искусствоведения), теории искусства в системе современного гуманитарного знания; взаимосвязи и взаимодействия истории искусства как науки с другими науками об обществе и человеке
ПК-1 - способен к подготовке и проведению научно-исследовательских работ в соответствии с профилем ООП магистратуры, с использованием знания фундаментальных и прикладных дисциплин ООП магистратуры
ПК-2 - способен к анализу и обобщению результатов научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов
ПК-9 - способен формулировать и решать задачи, связанные с реализацией организационно-управленческих функций, умеет использовать для их осуществления методы изученных наук
ПК-10 - умеет организовывать работу исполнителей, принимать управленческие решения
ПК-11 - способен к подготовке аналитической информации (с учетом историко-культурного, искусствоведческого, художественного, цивилизационного контекста) для принятия решений органами государственного управления и местного самоуправления
ПК-13 - способен к осуществлению историко-культурных, краеведческих функций, функций по сохранению, изучению, пропаганде художественного наследия в деятельности организаций и учреждений культуры
ПК-14 - способен к разработке историко-культурных, искусствоведческих, художественных аспектов, аспектов, связанных с всеобщей историей искусства, историей отечественного искусства, сохранением и изучением, а также пропагандой художественного наследия в деятельности информационно-аналитических центров, общественных, государственных и муниципальных учреждений и организаций, СМИ, учреждениях историко-культурного туризма.
Программой предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме подготовленных магистрантами устных сообщений и двух контрольных работ, промежуточный контроль в форме зачёта с оценкой.
Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 4 зачетных единицы, 144 часа.
Программой дисциплины предусмотрены лекционные занятия – 14 часов, практические – 28 часа, самостоятельная работа – 102 часа.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель курса – изучить феномен кинематографа в качестве особого вида искусства, неразрывно связанного как с традиционными (живопись, театр), литературой, так и современными формами искусства, для применения в дальнейшей работе магистранта в качестве историка и теоретика кино- и смежных искусств, продюсера и специалиста в области кинопроизводства, кинокритика, эксперта по социально-экономическим проблемам киноискусства, преподавателя истории кино.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- изучить в достаточном объеме фильмы, указанные в соответствующих разделах программы;
- осуществить анализ исторического развития кинопроцесса в мире и в рамках кинематографий отдельных стран;
- изучить конкретный вклад соответствующего направления, школы, выдающихся представителей киноотрасли (режиссеры, актеры, сценаристы, операторы, художники-постановщики и др.) в развитие искусства кино;
- освоить терминологический аппарат и уметь квалифицировано применять его в соответствии с поставленными профессиональными задачами;
- рассмотреть особенности применения выразительных средств и драматургии в различные периоды развития искусства кино.
- на основе полученных сведений о творчестве выдающихся кинорежиссеров, сформировать у студентов умения видеть эстетические особенности конкретных художественных фильмов и направлений, различать авторский стиль и определять принадлежность картин к определенным течениям;
- развивать способность выделять в кинематографическом образе эстетический, социальный, философский и культурологический смыслы;
- сформировать умения анализировать художественные фильмы.
- раскрыть диалогическую природу кинематографа и показать, что в основе его развития лежит диалогическая модель развития культуры.
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП). Профессиональный цикл М2, вариативная часть, обязательные дисциплины (М2.В.ОД.4), 2 семестр.
Предшествующие дисциплины: Социология кино, Философия кино, Теории кино, Психология кино, Актуальные проблемы методологии истории искусства, Проблемы истории, социологии и психологии искусства, История отечественного киноискусства Часть 1.
Последующие дисциплины: История видеоарта, Эстетика киноавангарда, Междисциплинарные подходы в современной истории и теории искусства, История документального кино, История отечественного киноискусства Часть 2, История зарубежного киноискусства Часть 2, Современный кинопроцесс и система продюсирования, История кинопроизводства, Мастерство кинокритики, История кинодраматургии, История визуальной рекламы, История фотографии, Художественные средства выразительности киноискусства, Анализ фильма, Современное кино России, Кино США. Голливудская модель.
Дисциплина «История зарубежного киноискусства. Часть 1» основана на знаниях, приобретенных в ходе изучения магистрантами курсов: Социология кино, Философия кино, Теории кино, Психология кино, Актуальные проблемы методологии истории искусства, Проблемы истории, социологии и психологии искусства, История отечественного киноискусства Часть 1. В свою очередь, данная дисциплина является основополагающей для курсов: История документального кино, История отечественного киноискусства Часть 2, История зарубежного киноискусства Часть 2, Современный кинопроцесс и система продюсирования, История кинопроизводства, Мастерство кинокритики, История кинодраматургии, История визуальной рекламы, История фотографии, Художественные средства выразительности киноискусства, Анализ фильма, Современное кино России, Кино США. Голливудская модель.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате ее освоения:
ОК-3 - способен к адаптации к новым ситуациям, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности, социокультурных и социальных условий деятельности, переоценке накопленного опыта
ОК-4 - способен свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения
ОК-5 - способен использовать на практике навыки и умения в организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, в управлении коллективом, влиять на формирование целей команды, воздействовать на ее социально-психологический климат в нужном для достижения целей направлении, оценивать качество результатов деятельности
ОК-7 - способен использовать знания в области гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ
ОК-8 - способен использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области основ информатики и элементы естественнонаучного и математического знания
ОК-12 - способен к междисциплинарному взаимодействию и умению сотрудничать с представителями других областей знания в ходе решения научно-исследовательских и прикладных задач; обладает пониманием места истории искусства (искусствоведения), теории искусства в системе современного гуманитарного знания; взаимосвязи и взаимодействия истории искусства как науки с другими науками об обществе и человеке
ПК-1 - способен к подготовке и проведению научно-исследовательских работ в соответствии с профилем ООП магистратуры, с использованием знания фундаментальных и прикладных дисциплин ООП магистратуры
ПК-2 - способен к анализу и обобщению результатов научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов
ПК-9 - способен формулировать и решать задачи, связанные с реализацией организационно-управленческих функций, умеет использовать для их осуществления методы изученных наук
ПК-10 - умеет организовывать работу исполнителей, принимать управленческие решения
ПК-11 - способен к подготовке аналитической информации (с учетом историко-культурного, искусствоведческого, художественного, цивилизационного контекста) для принятия решений органами государственного управления и местного самоуправления
ПК-13 - способен к осуществлению историко-культурных, краеведческих функций, функций по сохранению, изучению, пропаганде художественного наследия в деятельности организаций и учреждений культуры
ПК-14 - способен к разработке историко-культурных, искусствоведческих, художественных аспектов, аспектов, связанных с всеобщей историей искусства, историей отечественного искусства, сохранением и изучением, а также пропагандой художественного наследия в деятельности информационно-аналитических центров, общественных, государственных и муниципальных учреждений и организаций, СМИ, учреждениях историко-культурного туризма.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
1. Знать:
место истории кино, как в рамках теории искусства, так и в системе современного гуманитарного знания (ОК-3, ОК-4, ОК-12);
знать методологию исследования истории кино, учитывая междисциплинарные подходы (ОК-5, ОК-8, ОК-12, ПК-2).
2. Уметь:
применять полученные знания о закономерностях развития искусства кино при осуществлении экспертных и аналитических работ (ПК-10, ПК-9, ОК-7)
3. Владеть:
подходами к исследованию кинематографа в границах деятельности информационно-аналитических центров, общественных, государственных и муниципальных учреждений и организаций, СМИ, учреждениях историко-культурного туризма (ПК-13, ПК-11, ПК-1);
методами пропаганды художественного наследия в деятельности организаций и учреждений культуры (ПК-14, ПК-11, ПК-1).
Новизна данного курса заключается в том, что учебно-методический комплекс представляет собой первую попытку восполнить отсутствие развёрнутых учебных программ по «истории кино» для магистрантов, обучающихся по специальности 035400.68 - История искусств.
Курс представляет собой самостоятельное направление в учебной программе по всеобщей истории искусств. Он является необходимым дополнением курсов, в рамках которых студенты изучают историю живописи, театра, скульптуры, архитектуры, садово-паркового искусства, фотографии, видеоарта, искусства новых медиа и т.д. Кроме того, предлагаемый в курсе «История зарубежного киноискусства. Часть 1», материал тесно связан с такими общеобразовательными дисциплинами, как философия, всеобщая история, психология и др. Взаимосвязь вышеупомянутых учебных дисциплин позволяет наиболее полно раскрыть природу искусства кино.
В качестве предмета курса «История зарубежного киноискусства. Часть 1» рассматриваются закономерности протекания мирового кинопроцесса, ведущие тенденции и специфические черты национальных кинематографий России, Европы, США и Японии.
Предлагаемая информация по каждой теме, компактно сгруппированная по разделам, поэтапно знакомит студентов с историей кино Франции, Германии, Италии, России, США, Великобритании, Швеции, Японии, с характерными для данных кинематографий стадиями развития, с творческими исканиями наиболее известных режиссеров, с эстетическими и идейно-художественными принципами направлений кино. После общей характеристики кинопроцесса той или иной страны студентам предлагается обзор творчества ведущих режиссеров, описание их стиля, а также сравнение рассматриваемых картин с фильмами других авторов. Изучение конкретных произведений ведётся через призму новейших теоретических разработок с анализом достижений и проблем современного киноведения. Программа данного курса была составлена в 2002 году. За прошедшее время, она неоднократно обновлялась и корректировалась, исходя из опыта преподавания и необходимости включения в лекционный курс информации о новых фильмах и новых открытий в области истории кино.
Оригинальность данного УМК заключается в создании многоуровневой структуры курса, позволяющей эффективно сочетать историко-типологический и сравнительный подходы в изучении художественных особенностей национальных кинематографий разных стран.
С точки зрения методологии в изложении материала курса применяется как исторический подход (основные этапы развития искусства кино), так и синхронный подход, предполагающий выявление общих тенденций в развитии кинематографий отдельных стран на соответствующем этапе развития.
Освещение дисциплины включает следующие аспекты:
- Сочетание лекционного курса с различными формами контроля за тем, как выполняется самостоятельная работа. Усвоение материала курса, рассматриваемого на лекциях, проверяется различными формами текущего и итогового контроля знаний, образцы которых приведены в данном УМК;
- Комбинирование занятий в лекционной форме с просмотром отдельных фрагментов фильмов. Материал, пройденный на лекциях, повторяется и разбирается при проведении контрольных работ и тестов.
- изложение теоретического материала в синхронно-диахронной перспективе;
- просмотр фильмов с последующим компетентностно ориентированным обсуждением;
- выполнение письменного задания;
Курс логически связан с такими дисциплинами, как: История зарубежного киноискусства. Часть 2, Мастерство кинокритики, История кинодраматургии, Современное кино России, Кино США. Голливудская модель, Проблемы истории, социологии и психологии искусства, История документального кино, Эстетика киноаванграда, Теории кино, История отечественного киноискусства Часть 1,2, История зарубежного киноискусства Часть 2, Современный кинопроцесс и система продюсирования, История кинопроизводства.
Хронологические границы курса «История зарубежного киноискусства. Часть 1» предполагают рассмотрение истории кино, начиная с ранних экспериментов с подвижным изображением в конце XIX века и заканчивая 1940-ми гг. ХХ века.
Структура дисциплины (тематический план)
Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 4 зачетных единиц, 144 часов.
№
п/п
|
Раздел
Дисциплины
|
Семестр
|
Неделя семестра
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость
(в часах)
|
Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
|
лекции
|
прак-
тичес-кие
заня-тия
|
семи-
нары
|
само-стоятель-ная
работа
|
|
Введение
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 1. Немое кино Европы, России, США.
Подраздел 1. Зарождение и формирование кино (1895-1918).
(Темы № 1–7)
|
|
|
4
|
|
6
|
24
|
Сообщение, дискуссия
|
|
Подраздел 2. Развитие кино в 1918—1929 годах
(Темы № 8–21)
|
|
|
4
|
|
6
|
24
|
Сообщение, дискуссия
|
|
Раздел II. Кино Европы и США в 1929—1945 годах.
Подраздел 1. Рождение и становление звукового кино (1929—1939)
(Темы № 22–25)
|
|
|
4
|
|
10
|
30
|
Сообщение, дискуссия, письменная работа
|
|
Подраздел 2. Кинематограф США и Западной Европы в период борьбы с фашизмом (1939-1945)
(Темы № 26–27)
|
|
|
2
|
|
6
|
24
|
Сообщение, дискуссия, письменная работа
|
|
Итого
|
|
|
14
|
|
28
|
102
|
Зачет с оценкой
|
|
Всего
|
|
|
144
|
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел 1. Немое кино Европы, Росси, США
Подраздел 1. Зарождение и формирование кино (1895—1918).
Введение. Определение целей и задач курса. Предмет и метод исторических дисциплин, посвященных искусству кинематографа. История кинематографа в ряду других наук искусствоведческого цикла. Теоретические основы курса. Принцип историзма как структурная основа излагаемого материала. Критерии отбора фактов истории кинематографа. Обзор научно-учебной литературы, рекомендуемой для самостоятельной работы по курсу истории кинематографа. Научные термины и категориальный аппарат истории кино. Связь истории кино с другими науками гуманитарного цикла.
Определение кинематографа как искусства. Эстетическая функция кино. Связь кино с живописью, фотографией, театром, литературой, цирковым искусством. Философские определения кинематографа как эстетической деятельности. Кинообраз и законы зрительского восприятия. Психологический и социальный аспекты кинематографии. Диалогический характер киноискусства. Определение художественных стилей, течений, направлений и кинематографических школ. Художественное и документальное кино. Кинематограф и национальная культура.
Метафорические образы кинематографа в «наивных» теориях кино. Технические предшественники кино. Театр теней как первая система, позволяющая записывать и воспроизводить движущиеся изображения. Чудо-блокнот, зоотроп, фенакистоскоп и др. приспособления, воспроизводящие движение нарисованных объектов. Волшебный фонарь как система, проецирующая изображение. 1870 г. – изобретение бромсеребряных желатиновых эмульсий, основы записи движения. Первая кинематографическая система – кинетограф (снимающее устройство) и кинетоскоп (воспроизводящее устройство) Томаса Эдисона и Уильяма Диксона. 14.04.1894 – первый коммерческий сеанс фильмов Эдисона-Диксона. Изобретение синематографа Люмьерами. 28.12.1895 – первый киносеанс.
-
Начальный этап развития французской кинематографии. Творчество Люмьеров. Жанровая характеристика первых фильмов братьев Люмьер. Формирование системы кинематографического повествования. Начало игрового кино. Творчество Жоржа Мельеса. Появление компании Societe Film d*Art (Общество художественных фильмов) в 1908 г. Фильм Кальмета и Ле Баржи «Убийство Герцога де Гиза» (1908) - триумф «художественного кино».
Становление киноиндустрии: Шарль Пате и Леон Гомон. Создание Пате киностудии в Венсане. Венсанская школа и ее роль в развитии мирового кинопроцесса. Жанровое своеобразие кино Франции до 1914 г. Комическое дарование Андре Дида и Макса Линдера. Киноиндустрия Гомона. Творчество Алисы Ги, В.-И. Жассе, Фейада. Франция - лидер мирового кинематографа. Многосерийные фильмы Фёйада («Фантомас», 1913-1914).
Первая мировая война и сокращение кинопроизводства. Творчество Мориса Турнёра, Леонса Перре, Альберта Капеллани в военный период. Создание пропагандистских картин: «Девушка фрица», «Эльзас», 1915 (реж. Пукталь). Приток американских картин. Знакомство массового зрителя с картинами Де Миля, Инса, Д.У. Гриффита, Чарли Чаплина.
Проникновение идей авангардного искусства в кинематограф. Послевоенный период: кризис кинопроизводства. Успех картины Ле Сомптье «Султанша любви» (1919). Превосходство американских, скандинавских и немецких кинематографистов. Формализм картин французских кинорежиссеров.
-
Начальный этап развития итальянского кино. Первые итальянские фильмы 1895 г.: «Прибытие поезда на Миланский вокзал», «Умберто и Маргарита Савойские на прогулке в парке». 1904 г. - создание в Турине первой в Италии киностудии хроникально-документальных фильмов. Появление кинофирм, выпускающих художественные картины на исторические и литературные сюжеты. Комедийное направление итальянского кинематографа (ф. «Похождения Критинетти» с Андре Дида). 1912-1914 гг. – Золотой век итальянского кино. Историческая тематика картин «Камо грядеши» Э. Гуаццони, «Кабирия» Дж. Пастроне. Зарождение реалистического кинематографа: «Затерянные во мраке» Н. Мартольдо, «Ассунта Спина» Г. Серены. Первая мировая война и кризис кинематографии. Установление фашистской диктатуры (1922 г.) и положение дел в итальянской кинематографии. Распространение легковесных жанров: псевдоисторические боевики, комедии, салонные мелодрамы из жизни высшего света.
-
Немецкая кинематография до 1914 г. Зарождение немецкого кинематографа. Братья Складановские и первые показы фильмов в берлинском мюзик-холле "Винтергартен" (1895). Оскар Эдуард Месстер (1866-1943) - пионер немецкого кино. Развитие сети кинотеатров и прокатная система. Появление собственной киноиндустрии в 1910 г. Продюсерская и режиссерская деятельность Оскара Месстера. «Звучащие фильмы» и успех музыкальных картин. Низкий художественный уровень первых немецких лент. Влияние театральной эстетики на кинематографию. Пауль Дэвидсон и его киностудиия "Проекцион - А. Г. Унион". Развитие киноиндустрии и создание киностудий в окрестностях Берлина, в Темпельсхофе, Нойбабельсберге. Макс Рейнгардт и его постановки фильмов. Гуго фон Гофмансталь и первый фантастический фильм "Посторонняя девушка" (1913). Комедийные сюжеты Артура Шницлера "Любовные игры" и мещанские романом Рихарда Фосса "Ева". Первый детективный фильм (1913). Эрнст Рейхер и его образ сыщика. Прокат комических картин с участием Макса Линдера, Фатти и Тонтолини.
Начало войны 1914 г. и развитие военной кинохроники. Патриотическая тематика фильмов военных лет. Начало творчества Э. Любича. Многосерийные фильмы с участием Ферн Андра и Эрны Морена. Актерское мастерство Эмиля Яннингса, Хенни Портен, Гарри Пиль ("Под жарким солнцем", 1916), Альберта Бассермана (1867-1952). Характерные герои Ганса Альберса, (1892-1960) (ф-мы "Голубой ангел" (1930), "Бомбы на Монте-Карло", 1931, "Человек, который был Шерлоком Холмсом", 1937, "Мюнхгаузен", 1943, "Последний человек",1955). Актерский и режиссерский опыт Рейнгардта Пауля Вегенера (1874-1948): "Пражский студент" (1913), "Голем" (1915 и 1920), "Ванина" (1922), "Лукреция Борджиа" (1922), "Альрауне" (1927). Идейно-эстетическое своеобразие фильмов "Гомункулус" и "Голем". Психологизм фильма Макса Мака "Другой" (1913). Становление киноэкспрессионизма.
-
Зарождение кинематографа в Великобритании. Викторианская Англия в начале XX века. Изобретатели киноаппарата У. Фриз-Грин и Р. У. Пол. Первый киносеанс (март 1896 г.), «живые картины» Р. Пола. Брайтонская школа (Э. Коллинз, Д.Уильямсон, Д. А. Смит, У. Фриз-Грин). Освоение технических возможностей кинокамеры и монтажа. Становление жанров: комедии, социальные драмы, уголовные фильмы, мелодрамы. Актуальная политическая тематика («Нападение на миссию в Китае»), успех фантастических, трюковых, бытовых комедий. Ч.Урбан и развитие документального кино. Мелодрамы С. Хепуорта («Спасенная Ровером»). Кустарный характер кинопроизводства, конкуренция американских и французских фирм. Уход со сцены «пионеров» (1909—1910). Фильмы-спектакли Р. Джаппан экранизации Д. Пирсона. Документальная эпопея Г. Понтинга обэкспедиции Р. Скотта. Кризис английского кино в годы Первой мировой войны.
-
Появление кино в России. Первые показы аттракциона «Синематограф братьев Люмьер» в Санкт-Петербурге (4.05.1896). Распространение аттракциона по крупным городам России. Первые киносъемки: съемка коронации Николая II в мае 1896 г. К. Серфом. Парадоксы зрительского восприятия первых фильмов: иллюзорная действительность/действительная призрачность картин. Монополия Люмьеров на кинотехнику, распространение аппаратов Демени и Р. Пауля. Захват российского кинорынка западными монополистами. Система распределения кинолент и возникновения кинопроката (1907 г.). Деятельность киногостролеров: Феликс Месгиш – кинодокументалист или шпион?
Эксперименты с кинотехникой В. Сашина-Федорова и его первые фильмы («Игра в мяч», «Конно-железная дорога в Москве», 1897 г.). Фотографы – пионеры кинематографии: А.К. Федецкий и его опыты с киноаппаратом Демени (Харьков, 1896 г.). Деятельность Федецкого как кинохроникера фирмы Гомона. Фильмы Федецкого: «Церемония переноса чудотворной иконы…», «Джигитовка казаков первого Оренбургского казачьего полка», «Вид Харьковского вокзала…», 30.09.1896. Фотограф К. фон Ганн – кинохроникер царского двора. Развитие прокатных контор и сети кино корреспондентов в 1904 г. Игровые фильмы Пате о революции 1905 г. Завершение перестройки кинематографической экономики к 1908 г. Развитие региональных кинохроник и формирование кадров первых русских операторов-профессионалов (1907-1908 гг.). Деятельность южнорусского киноателье Д. Сахненко (Екатеринославль). Дальневосточная кинематография, П. Кобцев и его картины. Кинохроники московских операторов (В. Сиверсен, Мейер, Топпи). Санкт-Петербургское хроникально-документальное кино и его пионеры: Б. Матушевкий, А. Ягельский, А. Дранков.
Ситуация с прокатной системой. Фильм «Донские казаки» (1908) и триумф PR-политики Пате. Конкуренция Дранкова и Пате: поиск сюжетов, от Хитрова рынка к восьмидесятилетию Л.Н. Толстого. Первый русский художественный фильм А. Дранкова «Понизовая вольница» («Стенька Разин») (1908 г.). 15 октября 1908 года "Первая русская историческая кинематографическая картина "Стенька Разин" (сценарий – В. Гончаров, реж. В. Ромашков, операторы А. Франков, Н. Козловский, гл. роль – Е. Перов Краевский, ателье А. Дранкова, музыка к фильму Михаила Ипполитова-Иванова).
Развитие хроникально-документального кино. Тематические разновидности хроник. Просветительная кинематография.
-
Развитие российского кинематографа в период 1907-1914 гг. Деятельность А. Дранкова в период 1905-1912 гг. А.О. Дранков (1880-?) – первооткрыватель русского кинематографа. Севастопольский период жизни А. Дранкова. Карьера фотографа. Переезд в Петербург. Собственное фотоателье в Петербурге. Успехи Дранкова как предпринимателя и фотокорреспондента. Дранков - "поставщик двора Его Величества" и думский фоторепортер (1905 г.).
Первое в России кинематографическое ателье (1907). Еженедельные выпуски новых киносюжетов: светские хроники ("Свидание монархов в Ревеле", "Прибытие шведского короля в Россию", "Свадьба у князя Трубецкого"), повседневные сюжеты ("Пожар в Петербурге", "Крушение на ст. Померань Николаевской ж. д."), спортивные ("Фигурное катание на коньках в СПБ известного конькобежца Панина", "Парфорсная охота"), культурные ("День 80-летия гр. Л. Н. Толстого").
Жанровое своеобразие мирового кинематографа: аттракционное направление, «костюмно-историческое» и мелодраматическое. Распространение мелодрамы, исторических фильмов, экранизаций популярных произведений классической литературы, феерии, комедии в российском кинематографе. Российский кинематограф в системе мировой киноиндустрии. Развитие кинопроизводства и система кинопроката.
В. Гончаров - первый русский сценарист и кинорежиссер. Связь раннего русского кинематографа с лубочной литературой. Развитие кинолубка: «Жизнь и смерть Пушкина» (1910, реж. и сцен. В. Гончаров). Лубочные картины к 300-летию дома Романовых: «Воцарение дома Романовых» (1913, сцен. и реж. В. Гончаров и П. Чардынин) и «Трехсотлетие царствования дома Романовых» (1913, реж. А. Уральский и Н. Ларин). Кинолубок на историческом материале: «Оборона Севастополя» (постановщики В. Гончаров и А. Ханжонков, операторы Л. Форстье, А. Рылло, военный консультант М. Ляхов). Первая экранизация «Пиковой дамы» (1910, постановщик П. Чардынин). Предпринимательская деятельность Г. Либкена, Р. Перского, И. Ермольева, П. Тиммана, Рейнгарда, А. Ханжонкова. Творчество режиссеров П. Чардынина, Е. Бауэра, Я. Протазанова, В. Гардина.
-
Российская кинематография периода мировой войны 1914-1918 гг. Начало войны и резкое увеличение производства собственно российских картин в ателье Ермольева, Харитонова, Гардина, Венгерова, Трофимова. Формирование режиссерских кадров: А. Аркатов, Е. Бауэр, М. Бонч-Томашевский, В. Висковский, В. Гардин, Ч. Сабинский, В. Старевич, А. Иванов-Гай, А. Пантелеев, Я. Протазанов, А. Разумный, В. Туржанский, А. Уральский, Б. Чайковский, П. Чардынин, А. Чагорин. Роль художника в кино. Исполнительское мастерство актеров – В. Холодной, В. Полонского, В. Стрижевского, В. Максимова, И. Мозжухина. Развитие жанра салонной мелодрамы. Литературно-психологическое направление. Актерское мастерство И. Мозжухина. Фильм Я. Протазанова «Николай Ставрогин» (1915) Психологизм картины Я. Протазанова «Пиковая дама» (1916). Сравнительный анализ фильмов «Пиковая дама» (1910) П. Чардынина и Я. Протазанова. Сотрудничество Протазанова с фирмой Ермольева. «Отец Сергий» Я. Протазанова. Изобразительно-живописное направление в кино 1914-1918 гг. Творчество Е.Ф. Бауэра на киностудии А.А. Ханжонкова. Идейно-художественные особенности фильма «Дети века» (1915). Театральные традиции в кинематографе (В. Мейерхольд, А. Таирова, М. Нароков. «Портрет Дориана Грея» (1915) В. Мейерхольд и В. Егоров. Живописно-пластическая повествовательность Е. Бауэра в фильмах «Набат», «Король Парижа» (1917). Переход П. Чардынина в ателье Харитонова. Актерский ансамбль В. Холодной, В. Полонского, В. Максимова в фильме П. Чардынина «У камина». Картина П. Чардынина «Молчи, грусть, молчи…» (1918) – вершина творческого мастерства режиссера. Игровой и хроникальный кинематограф периода Февральской революции 1917 г.
Подраздел 2. Развитие кино в 1918—1929 годах
-
Эпоха авангардного кино Франции. Идейно-художественные и мировоззренческие основы авангарда. Периодизация авангардного кинематографа Франции. Эксперименты раннего (или «первого») авангарда (до 1924 г.). «Второй» (или поздний) авангард (с 1924 до 1929). Особенности импрессионизма как доминирующего течения раннего авангарда. Сходства и отличия французского импрессионизма и немецкого экспрессионизма. Взаимоотношение мира и человека в искусстве французского импрессионизма. Луи Деллюк – теоретик авангарда. Учение Деллюка о фотогении (требование предельной визуальной выразительности запечатленных на экране образов). Вклад в развитие киноязыка режиссеров первого авангарда (Марсель Л'Эрбье, Абель Ганс, Луи Деллюк, Жермена Дюлак, Жан Эпштейн). Идейно-художественные особенности позднего авангарда. Три основных течения в позднем авангарде: импрессионизм, сюрреализм и «чистое кино». Авангардная стилистика фильмов Жана Ренуара «Дочь воды» (1925) и «Маленькая продавщица спичек» (1928). Сюрреалистическая эстетика фильма «Падение дома Эшеров (1928) Жана Эпштейна. Картины Жермены Дюлак как попытка создания визуального эквивалента музыкальному произведению: «Пластинка 927» (1927) (музыка Шопена), «Тема и вариации» (1928) и «Синеграфический этюд на тему «Арабески»» (1929) (обе на музыку Дебюсси). Документальный фильм Альберта Кавальканти «Только время» (1926) и опыт музыкальной композиции визуальных рядов. Киноимпрессионизм Йориса Ивенса и его неигровые картины «Мост» (1928) и «Дождь» (1929). Воссоздание логики и содержания сновидений на экране в фильме Луиса Бунюэля «Андалузский пес» (1928). Монтажные метафоры «Андалузского пса». Сочетание сюрреализма (сюжет) и импрессионизма (метод) в фильме Жермены Дюлак «Раковина и священник» (1927).
Психологизм образов «чистого кино». Монтажные ритмические сопоставления как основа повествовательной структуры ф. Фернана Леже и Дадли Мерфи «Механический балет» (1924). «Антракт» (1924) Рене Клера как манифест «чистого кино». Символика «Антракта» - толкование абсурда. «Анемичное кино» (1925) Марселя Дюшана. «Пять минут чистого кино» Анри Шометта. Техника «рейограмм» Мэна Рея в ф. «Возвращение к разуму» (1923). Синтез авангардных приемов в ф. Мэна Рея «Эмак Бакия» (1926). Конфликт крупных планов в ф. Карла Теодора Дрейера «Страсти Жанны д#Арк (1928).
Творчество Абеля Ганса. «Безумие доктора Тюба» (1915) Абеля Ганса – первый фильм о безумии. Влияние ф. Ганса «Колесо» (1923) на монтажные эксперименты в советском кино. Внутрикадровый и монтажный ритмы «Колеса». Движение камеры в ф. Ганса «Наполеон» (1927).
Система поэтической выразительности фильма «Золотой век», 1930. Творчество Антуана и Леона Пуарье и Жака Баронселли. Традиции Мельеса и Зекка в лентах Рене Клера («Париж уснул», 1924). Фейдер и его социальный анализ жизни чрева Парижа («Кренкебилъ», 1923).
От авангарда к реализму. Влияние французского киноавангарда на мировой кинопроцесс.
-
Мультипликация и документальное кино. Творчество Эмиля Коля и Ладислава Старевича. Жан Бенуа-Леви и создание отрасли образовательных, научных и «микроскопические» фильмов. Леон Парье («Жослен» (1922) и «Ла Бриэр» (1925)). Фильмы Парье об Африке: «Черное путешествие» и Азии («Желтое путешествие»). Появление звукового кино. Первые звуковые картины: «Три маски» Андре Югона (31 октября 1929), «Подсудимая, встать!», 1930, Турнёр, «Конец света» (1931).
-
Идейно-художественные особенности направления «поэтический реализм». Совершенствование документального кино. Стилистические особенности фильмов о Париже: А. Кавалканти («Только время», 1926), Рене Клера («Башня», 1928), А. Соважа («Этюды о Париже», 1928). Становление реалистического кинематографа: «По поводу Ниццы», Ж. Виго, 1930.
-
Немецкая кинематография в период после Первой мировой войны. Социально-политическая ситуация в послевоенной Германии. Рихард Освальд (1830-1963) и его фильмы на эротическую тематику: "Да будет свет!", 1917; "Зарождающаяся жизнь", 1918; "Проституция". Монументальная стилистика ф. Джоэ Мая (1880-1954) "Правда побеждает", 1918. Мистическая тема ф. "Индийская гробница" (1921) Д. Мая. Комедийное мастерство Э. Любича. Актерское мастерство Полы Негри в фильмах Любича "Глаза мумии Ма" (1918), "Кармен" (1918). Психологизм исторических картин Любича "Мадам Дюбарри" (1918-1919), "Анна Болейн" (1920), "Жена фараона" (1921). Пространственная организация многосерийных фильмов Георга Якоби "Человек без имени" (1921) и Фрица Ланга (1890-1976) "Пауки" (1919). Настроение ухода во внутренний мир. Тема внутреннего монолога в картинах 1919-1924 гг.
-
Великие фильмы о тиранах. История создания фильма «Кабинет доктора Калигари» (1919). Творческий дуэт Ганса Яновица и Карла Майера. Психологический портрет безумия и язык экрана. Особенности режиссуры Роберта Вине (1881-1938). Актерская игра К. Фейдта и В. Крауса. Экспрессионистские декорации Варма, Рёрига и Реймана. Символизм фильма Р. Вине «Кабинет доктора Калигари». Психологизм фильма «Калигари».
Эстетика немецкого киноэкспрессионизма и фильм Фридриха Вильгельма Мурнау (1889-1931) «Носферату» (1922). Психологический анализ источников тирании в фильме-балладе Артура фон Герлаха (1860-1924) «Ванина» (1922).
Идейно-художественное своеобразие фильма "Доктор Мабузе, игрок" Фрица Ланга. Типология образов Мабузе и Калигари. Образы времени в фильмах Вине и Ланга. Галерея тиранов в фильме "Кабинет восковых фигур" (1922) Пауля Лени.
Тирания рока в фильме Фрица Ланга «Усталая смерть» (1921). Тема неумолимости искупления в фильме «Нибелунги» (1924) Ф. Ланга. Влияние идей О. Шпенглера на интеллектуальные настроения немецкого общества. Историческая закономерность социального разложения: «Закат Европы» и «Усталая смерть».
Сценарное мастерство Карла Майера и фильмы. Серия фильмов Майера о хаотических проявлениях инстинктов: "Генуине" (1920), реж. Роберт Вине; «Черная лестница» (1921), Леопольд Иесснер и Пауль Лени; «Осколки» (1921), "Новогодняя ночь" (1924), Лупу Пик; «Последний человек» (1924), Мурнау. Социальная проблематика «фильмов хаоса». Мелкобуржуазная среда как психологический фон «фильмов хаоса». Фильм «Последний человек» (1924) Мурнау и идеи «Заката Европы» О. Шпенглера. Экспрессионизм и реалистические мотивы фильма «Последний человек». Фильмы по сценариям Майера и символический мир предметов.
-
Кинематограф Германии в поисках духовной стабильности. Социальная обстановка и поиски устойчивой модели внутреннего существования. Романтическая поэтика фильмов Людвига Бергера "Стакан воды" и "Потерянный башмачок" (1923). Сказочный мост к лучшему будущему или иллюзорная надежда. Религиозные искания в фильмах Р. Вине «Преступление и наказание» (1923), "Иисус Назаретянин, царь Иудейский" (1924).
Арнольд Фанк как создатель жанра «горного фильма». Психология масс и тема антирационализма в ф. "Священная гора" (1927) А. Фанка. Начало кинематографической карьеры Лени Рифеншталь. Рациональные основы социальной модели в ф. Эстетический и социально-философский аспект ф. Артура Робисона «Тени» (1922). Психоаналитические мотивы фильма «Тени». Зеркала «Теней».
Образы сильной власти на экранных республиканской Германии. Фильмы о Фридрихе Великом и идеалы социальной стабильности. Образ «старого Фрица» в ф. "Фридерикус Рекс" (1922), реж. Арцен фон Черепи.
От бунта к раболепству: ф. «Улица» (1923) Карла Грюне. Авторитарная власть и идея консолидации общества: "С утра до полуночи" (1920), Карл Хайнц Мартин; "Призрак" (1922), Мурнау; "Пламя" (1923), Любич; "Варьете" (1925), Э.-А. Дюпон. Герои с раздвоенным сознанием: "Двуликий Янус" (1920), реж. Мурнау, "Дочери Кольхизеля" (1920), Любич (с Хенни Портен), "Братьями Шелленберг" (1926) и "Конгресс танцует" (1931) Грюне. Мотив «Улицы» в психологической картине "Ню" (1924), реж. Пауль Циннер.
«Фильмы теней» и мультипликация Лоты Рейнигер. Мультипликационные приемы Свея Нольдана в ф. "Мировая война" (1927): карты, стрелки, направления ударов и продвижения войск.
-
Немецкое кино в период экономической стабилизации. Политика экономической стабилизации 1924-1929 гг. Экономический план Дауэса. Канцлер Штреземан и плоды его политики восстановления: Локарнское соглашение, вступление Германии в Лигу наций. Стабилизация марки и мода на эротические и приключенческие фильмы. Феномен стабилизационного кризиса 1925 г. Немецкая киноиндустрия в период экономического кризиса. Новые тенденции в кинематографии Германии: от психологизма к реализму. Интерес режиссеров к внешней реальности. Массовый отток кинематографистов Германии в Голливуд (1925-1926): Любич, Пола Негри, Ганс Крели и Буховецкий. Э.-А. Дюпон, Людвиг Бергер, Лупу Пик, Пауль Лени и Мурнау, Конрад Фейдт Эмиль Яннингс, Эрих Поммер. "Американизация" или "интернационализация" немецкой кинопромышленности. Франко-германские постановки: "Нана" Ренуара, и "Тереза Ракен" Фейдера. Феномен «фильма квоты».
-
Замороженные первоосновы. Художественный упадок кинематографии Германии. «Паралич коллективной души» и жанровая специфика развлекательных фильмов: «солдатский фильм», фильмы о таинственных явлениях, кинокомедии, мелодрамы. Отсутствие связи киноискусства с социальной действительностью. Бегство от действительности как идейная основа кинематографии. Романтизация прошлого и фильм о «венской жизни» Людвига Бергера "Вальс-мечта" (1926). Тема цирка в фильме Макса Рейхмана "Манеж" (1927). Клоун, девушка и ее любовник – схематизм фильмов на цирковую тематику.
Сокращение производства полнометражных картин. Появление документальных «культурфильмов» об окружающем мире: фильм Николаса Кауфмана "Путь к силе и красоте" (1926). Культурфильм концерна УФА «Чудеса творения» и высокопарный стиль. Эскапистская нейтральность культурфильмов.
Серия «фильмов Цилле» и реалистические мотивы в кинематографе 1925-1926 гг. Генрих Цилле – художник и исследователь жизни «человеческой фауны». Ожившие рисунки Цилле в фильме Герхарта Лампрехта "Отверженные" (1925). Ослабление "чувства кинематографа" или кризис режиссерского мастерства.
Эстетика «большого стиля» и три картины Фрица Ланга: «Метрополис» (1927), "Шпион" (1928), "Женщина на Луне" (1929). Маленькое как большое или "прием Шюфтана".
Психологизм фильмов Генрика Галена ("Пражский студент", 1926) и тема искусственно созданного человека ("Альрауне", 1927). Романтические мотивы и культ земли. «Крестьянский фильм» Фрица Вендхаузена "Сын Агари" (1927) и тематика крови и почвы.
Жанровая серия «уличных фильмов». Тема бегства из мещанского дома. Режиссура Карла Грюне и идея «паралича коллективной души»: "Улицы", "Арабелла" (1925), "Ревность" (1925), "На краю света" (1927). «Уличные фильмы» на тему «юноша и проститутка»: "Трагедия проститутки" (1927) Бруно Ран, "Асфальт" (1929) Джоэ Мая, "Кармен из Сан-Паули" (1928) Эриха Вашнека. Политические мотивы недовольства республиканским режимом в фильмах «уличной» серии. Филистер и проститутка.
Веймарская республика и тоска немцев по молодости. Фильмы о юношестве или сновидения «замороженной коллективной души» (З. Кракауэр): "Скрипач из Флоренции" Пауля Циннера, 1926, "Пробуждение весны" Рихарда Освальда, 1929, "Любовь старшеклассника" Роберта Ланда, 1927. Психология подростков или кризис отрочества: ф-мы "Скрипач из Флоренции" (1926), реж. Пауль Циннер, "Любовь старшеклассника" (1927), реж. Роберт Ланд, "Разбойничья шайка" (1928), "Школьная война" (1929), "Пробуждение весны" (1929), реж. Рихард Освальд. Актерское мастерство Элизабет Бергнер и ее юные героини в ф-х "Скрипач из Флоренции", "Фрейлейн Эльза" (1929), "Ариана" (1931). Тема бунта в фильмах о юношестве.
-
Идейно-эстетические основы кинематографии «нового реализма». Дух "новой вещности" ("Neue Sachlichkeit") и реалистическое направление в кинематографии Германии. Дебют Греты Гарбо в натуралистической картине Г.-В. Пабста "Безрадостный переулок" (1925). Фотографический стиль картины Пабста "Любовь Жанны Ней" (1927). Психоанализ и поэтика ф. Пабста "Тайны одной души" (1926). Типологическая связь картин Пабста («Тайны одной души») и Робисона ("Тени"). Влияние русского революционного кинематографа на творчество Пабста ("Любовь Жанны Ней"). Монтажный стиль Пабста. Анализ связей между социальными и психологическими процессами в ф. Пабста "Бездорожье" (1928). Идейно-художественное своеобразие картины Пабста "Ящик Пандоры",1928 (по пьесе Франка Ведекинда). Тема болезненной сексуальности в ф. Пабста "Дневник падшей женщины", 1929 (по роману Маргариты Бёме).
Монтажная эстетика «поперечного сечения» в ф. "Приключения десятимарковой ассигнации" (1926) Бертольда Фиртеля (по сценарию Белы Балаша). Формообразующий прием «поперечного сечения» в ф. Вальтера Руттмана "Берлин, симфония большого города" (1927). Операторская работа Карла Фройнда и документальный стиль съемки ф. «Берлин». «Зрительная симфония Руттмана» и «зримая музыка» Вертова: внешнее сходство и внутреннее отличие подходов к изображению реальности. Образ «маленького человека» в ф. "Люди в воскресенье" (режиссеры - Эуген Шюфтан, Роберт Сьодмак, Эдгар Упьмер, Билли Уайлдер, Фред Циннеман и Мориц Зеелер). Мода на монтажные фильмы: "Рынок на Виттенбергской площади" (1929), реж. Вильфрид Басе.
1928 г. – иллюзия укрепления республиканского режима. Выборы в рейхстаг. Левые настроения в среде немецкой интеллигенции. Возникновение "Народная ассоциация киноискусства" ("Volksverband fur Filmkunst"), 1928 г. Антимилитаризм и деятельность прогрессивной киноассоциации "Немецкая лига независимого кино" ("Deutsche Liga fur unabhagigen Film"), 1929. Эстетика "левого направления" и авангардистские мотивы в короткометражном ф. Ганса Рихтера "Утренние привидения" (1928). Влияние Рене Клера и Фернана Леже на творчество Рихтера. Тема бунта неодушевленных предметов против человека. Социал-демократические идеи в фильме Эрне Метцнера "Свободное путешествие" (1928). Особенность стиля экспериментальной короткометражной ленты Метцнера "Нападение" (1929): поэтика кривых зеркал. Символы власти и их критика в ф. «Нападение».
«Пелена печали» и фильм Карла Юнгханса "Такова жизнь". Влияние советского кинематографа: ф. "Мать" Всеволода Пудовкина и "Такова жизнь" Юнгханса. Проблема безработицы в фильме Лео Миттлера "По ту сторону улицы". Избавление от мелкобуржуазных иллюзий или неизбежность большевизации общества? Документальный стиль реалистической картины Пиля Ютци (1894-1946) "Путешествие матушки Краузе за счастьем" (1929), по сцен. Генриха Цилле.
Революционная форма и антиреволюционное содержание: ф. "Прибежище" (1928) Карла Фрёлиха. Инфляция и опустошение коллективной души. Бессодержательность немецких картин периода стабилизации. Закат эпохи стабилизации (1929).
-
Кино Великобритании в 1920-х гг. Кризис английского кино 20-х годов. Захват британского проката Голливудом. Борьба общественности за возрождение национального кинематографа. Закон о квоте (1927) и его результаты. Переход к звуку, «квикиз» и проблема качественного роста игрового кино.
Режиссер и продюсер А. Корда, его роль в реорганизации производственной базы и подготовке нового поколения кинематографистов. «Частная жизнь Генриха УШ» и другие костюмно-исторические фильмы А. Корда. Занимательность за счет историзма, ставка на живописность и актеров. Высокий профессионализм режиссера.
Колониальные драмы «Лондон филмз» («Сандерс с реки», «Барабан», «Четыре пера»). Ностальгия по имперскому величию, упрощенность драматургии, идеализация взаимоотношений с коренным населением английских колоний. Основная продукция «Лондон филмз»: экранизации, научная фантастика, фильмы-сказки, кинокомедии.
Детективы А. Хичкока («Шантаж». «Человек, который слишком много знал», «39 шагов», «Леди исчезает» и др.): иррациональный мир насилия бок о бок с повседневностью. Атмосфера хичкоковских картин. Морализм сюжетных схем, нравоучительность финалов, лаконизм и изобретательность пластических решений. Необычность деталей, виртуозность монтажа.
Реалистические фильмы Э. Асквита «Подземка», «Коттедж в Дартмуре». Тема «потерянного поколения» в антивоенной драме «Скажите Англии». Попытка кинематографического прочтения Шоу («Пигмалион»).
Английская документальная школа. Манифест Д. Грирсона и его фильм «Рыбачьи суда». Группа Грирсона (Б. Райт, Г. Уотт, А. Кавальканти, Р. Флаэрти и др.), эстетическая практика. Тематическое и жанровое разнообразие. Поиски выразительных средств, тяга к сближению с игровым кино. Лучшие фильмы: «Человек из Арана», «Ночная почта» и др.
Влияние документализма на художественные фильмы К. Рида («Банковский праздник», «Звезды смотрят вниз»).
Мастера английской сцены на экране: Чарльз Лаутон, Лесли Хоуард, Роберт Донат, Вивиен Ли, Лоренс Оливье. Особенности английской актерской школы.
-
Кинематография США немого периода: история возникновения и главные направления развития. Кинетескоп Томаса Эдисона и Томаса Диксона (1893) как неудачная попытка создания первого киноаппарата. Развитие киноиндустрии в Нью-Йорке до 1900-х гг. Причины исхода кинематографистов на Запад. Деревня Голливуд и ее притягательность. Д.У. Гриффит и его работа на студии Т. Эдисона. Начало кинопроизводства в Лос-Анджелесе (1907). Начало кинопроизводства в Голливуде (1913). Вестерн Сесила Б. де Милля «Муж индианки» - начало истории Голливуда (1913). Зарождение и развитие студийной системы Голливуда: 1912 -«Парамаунт» (название с 1927), 1919 - «Юнайтед артистс» (Мэри Пикфорд, Дуглас Фэрбэнкс, Чарли Чаплин и Дэвид Гриффит), 1924 - «Метро – Голдэн – Майер», 1925 - «Уорнер бразерс». Творчество Д.У. Гриффита. Фильм Д.У. Гриффита «Рождение нации» - вершина немого кино. Создание параллельного монтажа Гриффитом. Комедии М. Линдера, Ч. Чаплина, Б. Китона, Г. Ллойда, братьев Маркс. Мелодрамы с участием Рудольфо Валентино. Вестерны Д. Форда. Фильмы-нуар с Х. Богартом. Мюзиклы с Фредом Астером и Джином Келли. Триллеры А. Хичкока. Голливудская система звезд.
-
Кинематограф и октябрьская революция. Формирование основ изобразительности (1918-1923). Приход к власти большевиков. Декрет В.И. Ленина о национализации кинодела 27.08.19. Начало советской кинематографии. Гражданская война и общий упадок кинопроизводства. Кинохроника и агитфильмы. Попытки сохранить традиции дореволюционного кино. Фильм А. Санина «Поликушка» (1919). Экранизация произведений И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого: «Герасим и Муму» реж. Ч. Сабинский, «Пунин и Бабурин», «Три портрета» реж. А. Ивановский. Фильм А. Разумного «Мать» (1919). Развитие революционного агитфильма. Эстетика «достоверности» в фильме А. Разумного «Восстание». Сочетание игрового и хроникального в фильме «Восстание» (1918). Синтез документального и художественного в фильме В. Гардина «Девяносто шесть» (1919). «Ленинские кадры», хроникальная речь Ленина в «Девяносто шести» как пролог ленинианы в советском кино. Историческая драма Б. Сушкевича «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» (1919). Массовые театрализованные действа и их экранизация. «Живой показ» массового действа в фильмах «Первое мая» (1919) (М. Вернер) и «Единая мировая республика труда» (1919). Артисты Пролеткульта в экранизации массового представления «Взятие Зимнего дворца» (1919). Постановка Госкиношколы «Железная пята» (1919) и социально-бытовая драма «Серп и молот» (1921). Фильм Л. Кулешова «На красном фронте» (1920) и практика объединения в одном сюжете документальных и игровых съемок. Д. Вертов и его документальные «расшифровки» видимого мира. Идеи «Киноправды».
-
Послереволюционный этап развития советского кино. Эпоха великих дилетантов. Период НЭПа и возвращение дореволюционных жанров кино: мелодрама, комедия, приключенческие ленты. Первые игровые художественные фильмы советского производства. Кинокомедия А. Пантелеева «Чудотворец» (1922). Фильм И. Перестиани (1921) «Арсен Джорджиашвили». Киножурнал Дзиги Вертова «Киноправда» (с 1922 г.). Популярность фильма И. Перестиани «Красные дьяволята» (1923). Мелодрама А. Разумного «Комбриг Иванов» (1923). Новые кинематографические идеи и дух новаторства (1923). Становление авторской речи. Концепция речевой природы экрана. Исследования и эксперименты Л.В. Кулешова, Д. Вертова, В. Шкловского, В. Пудовкина, Н. Лебедева, Г. Козинцева, Л. Трауберга. «Эффект Кулешова». Принципы монтажа Л.В. Кулешова, новая кинематография и Чарли Чаплин. «Киноглаз» Д. Вертова. «Теория интервалов» Д. Вертова. Борьба за коммунистическую культуру. Н. Лебедев и декрет Ассоциации революционной кинематографии. Фабрика эксцентрического актера (ФЭКС) и художественные идеи его основателей. Экранизация гоголевской «Шинели» (1926). Экспериментальный кинематограф и анализ зрительского восприятия. «Монтаж аттракционов» (1923) С. Эйзенштейна. Кинематографический кадр как «слово», «знак», «иероглиф». Идеи киноязыка. Социальные задачи нового кино. В. Шкловский о кино. Теория кинонатурщика Л. Кулешова. Монтаж как средство воздействия на зрительское восприятие. Старое коммерческое и новое агитационное киноискусство. Разработка новых жанров. Жанр эпопея и проблема записи на кинопленке «главного события века». Завершение периода экспериментов и поисков новых форм киновыразительности.
-
Формирование советского кинематографического канона (1924-1931). Становление языка революционного эпоса. От авангарда к четкой повествовательности. Первая историко-революционная картина А. Ивановского о борьбе революционеров-народовольцев «Дворец и крепость» (1924). Создание революционного кино-мифа. «Стачка» (1924) С.М. Эйзенштейна как фильм-аттракцион. Эпическое полотно С.М. Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин»» (1925). Образ эмигранта-диверсанта в фильмах «Его призыв» (1925) Якова Протазанова. Драматические фильмы Протазанова «Его призыв» (1925), «Сорок первый» (1927). Трагический конфликт чувства и дога в фильме Я. Протазанова «Сорок первый» (1927). Актерские работы И. Ильинского, А. Кторова, О. Жизневой, В. Марецкой, А. Войцик, И. Коваль-Самборского, М. Блюменталь-Тамариной, М. Климова. Революционные драмы А. Роома «Бухта смерти», «Привидение, которое не возвращается». Первые комедии Б. Барнета, И. Пырьева, А. Медведкина. Драмы Ю. Райзмана, Г. Рошаля, А. Разумного. Документальный фильмы «Турксиб» В. Турина и «Падение династии Романовых» Э. Шуб.
Всеволод Пудовкин и его путь в кинематограф. Историко-революционный фильм «Мать» (1926) В. Пудовкина о перерождении человека. Несвоевременные фильмы Л.В. Кулешова «По закону» (1926) и А. Рома «Третья мещанская» (1927). Фильм С.М. Эйзенштейн «Октябрь» (1927) как реконструкция исторического события.
Достарыңызбен бөлісу: |