Приложение 3. Именной указатель
А
АВГУСТИН Блаженный Аврелий (354 — 430) — христианский теолог, философ, представитель патристики, родоначальник направления платонизма в христианской философии. Через манихейство, скептицизм и неоплатонизм пришел к христианству, защищал учение о предопределении: человеку заранее предопределено Богом блаженство или проклятие. Основные сочинения «О бессмертии души», «О свободной воле (О свободе выбора)», «Исповедь», «О граде Божьем».
АБЕЛЯР Пьер (1079 — 1142) — французский философ-схоласт и богослов, выступал с критикой средневекового реализма, был осужден католической церковью за свои взгляды как еретик. В теологии сделал попытку примирить веру и знание. Основные сочинения «Да и нет», «Познай самого себя».
АВЕНАРИУС Рихард (1843 — 1896) — швейцарский философ-идеалист, основатель эмпириокритицизма, основное сочинение «Критика чистого опыта» (1888).
АДЛЕР Альфред (1870 — 1937) — австрийский психолог, создатель системы «индивидуальной психологии». Главным источником мотивации считал стремление к превосходству при решении тех человеческих проблем, которые целиком и полностью носят общественный характер. Основные сочинения «О неполноценности органов», «Практика и теория индивидуальной психологии».
АКСАКОВ Константин Сергеевич (1817 — 1860) — русский историк, философ, представитель славянофилов. Считал, что самодержавие, православие, народность — три кита русского быта, залог процветания России. Основные сочинения «Ранние славянофилы», «О современном человеке».
АЙЕР Альфред (1910 — 1989) — английский философ и логик, представитель неопозитивизма. Вопросы философии науки сводит к логическому анализу языка науки. Отмечая разнообразие языковых явлений и способов употребления языковых выражений, выступает против тенденций к унификации языка. Основные сочинения «Язык, истина и логика» (1936), «Проблема знания» (1956), «Философия и язык» (1960).
АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ (1207 — 1280) — немецкий философ и теолог, брал себе за образец философию Аристотеля, написал комментарии и «Парафразы» к Аристотелю. Резко отграничивал науку от теологии, считая методом научного исследования наблюдение. Познание совершается благодаря взаимодействию чувственного восприятия и мышления, мораль имеет основу в совести, возникает не из рассудка. Основные сочинения «Сумма теологии». «О причинах и о возникновении всеобщего».
АНАКСАГОР из Клазомен (ок. 500 — 428 до н.э.) — древнегреческий астроном, математик, философ, основоположник афинской философской школы. Натурфилософ материалистического направления, считал, что многообразие тел в природе сводится к различным неизменным бесконечно малым элементам действительного мира. Познано может быть только неодинаковое и противоречивое. Основное сочинение «О природе».
АНАКСИМАНДР из Милета (ок.610 — 546 до н.э.) — древнегреческий натурфилософ, стихийный материалист, наивный диалектик, ученик и последователь Фалеса. Первый поставил вопрос о «начале» всего сущего и определил это начало как принцип, апейрон (первовещество, бесконечность природы, нечто «божественное», из него путем выделения возникают различные вещества). Основное сочинение «О природе».
АНАКСИМЕН из Милета (ок. 588 — ок. 525 до н.э.) — древнегреческий натурфилософ, стихийный материалист, считал материальным началом воздух, из которого благодаря разрежению возникает огонь, благодаря сгущению — ветер, облака, вода, земля и камни.
АРИСТОТЕЛЬ Стагирит (384 — 322 до н.э.) — величайший древнегреческий мыслитель, учился у Платона, но не стал его учеником. Основатель собственно научной философии. Его философская система охватывает все области знания. Основные сочинения «Органон», «О душе», «Метафизика», «Политика», «Никомахова этика», «Риторика».
Б
БАКУНИН Михаил Александрович (1814 —1876) — революционер, один из идеологов анархизма и народничества. С 1868 член 1-го Интернационала, выступал против линии К. Маркса и его сторонников. Труд Бакунина "Государственность и анархия" (1873) оказал большое влияние на развитие народнического движения в России.
БАУМГАРТЕН Александр Готлиб (1794 —1862) — немецкий философ, родоначальник эстетики (ввёл сам термин) как особой философской дисциплины — «науки о чувственном познании». Основные труды: «Эстетика» (1750 — 1758), «Метафизика» (1739).
БАХТИН, Михаил Михайлович (1895 — 1975) — русский философ, филолог, теоретик культуры. Основные сочинения «Эстетика словесного творчества», «Проблемы творчества и поэтики Достоевского», «К философии поступка». Свойственны разнообразные подходы: феноменологический, герменевтический, постмодернистский.
БЕЛИНСКИЙ, Виссарион Григорьевич (1811—1848) — русский литературный критик и философ, публицист. В философии развивал учение Гегеля, его диалектический метод. Ввел в русский разговорный язык много понятий из западноевропейской философской литературы (непосредственность, воззрение, момент, отрицание, конкретность, рефлексия). Основные сочинения — статьи «Литературные мечтания», «Мысли и заметки о русской литературе», «Избранные философские сочинения» (1948).
БЕЛЛ Дэниел (р. 1919) — американский социолог. Один из авторов концепций деидеологизации постиндустриального общества. «Индустриальное общество», базирующееся на использовании машин для производства товаров, вступит в новый этап социальной жизни — «постиндустриальное общество», которое будет основано на развитии научных знаний. Основные книги: «Конец идеологии» (1960), «Грядущее постиндустриальное общество» (1973).
БЕРГСОН Анри (1859 — 1941) — французский философ, представитель интуитивизма и философии жизни. Подлинная и первоначальная реальность, по Бергсону, — жизнь как метафизически-космический процесс, «жизненный порыв», творческая эволюция. Структура её — длительность, постигаемая только посредством интуиции, противоположной интеллекту. Различные аспекты длительности — материя, сознание, память, дух. Основной труд «Творческая эволюция» (1907).
БЕРДЯЕВ Николай Александрович (1874 – 1948) — русский религиозный философ. От марксизма перешёл к философии личности и свободы в духе религиозного экзистенциализма и персонализма. Основные сочинения: «Смысл творчества» (1916), «Смысл истории» (1923), «Миросозерцание Достоевского» (1923), «Философия свободного духа» (Т. 1-2, 1927 — 1928), «Русская идея» (1946), «Самопознание» (1953).
БЕРКЛИ Джордж (1684 — 1753) — английский теолог и философ, учил, что внешний мир не существует независимо от восприятия и мышления. Бытие вещей состоит лишь в том, что они воспринимаются. Нет ничего реально существующего, кроме субстанции духа, души и моего «Я». Основные сочинения «Трактат о началах человеческого знания» (1905), «Три разговора между Гиласом и Филонусом».
БЕРНХЕМ (Бёрнем) Джеймс (1905 — 1987) — американский социолог, один из авторов теории «управленческой революции» в работе « Революция управляющих» (1941), по которой власть в современном обществе переходит к новому классу управляющих (высшие инженеры, менеджеры) на благо и в интересах всего общества. Критик марксизма и социализма.
БОЭЦИЙ, Аниций Манлий Торкват Северин (480 — 524) — философ эклектик, находился под влиянием учений Аристотеля, Платона, пытался соединить их с принципами христианства. Основное сочинение «Об утешении философией» — выражение взглядов неоплатонизма и едва заметных черт христианского учения.
БРАНДТ Фёдор Фёдорович (Иоганн Фридрих) (1802 — 1879) — зоолог. Основатель и первый директор (с 1831) Зоологического музея АН. Труды по систематике, зоогеографии, сравнительной анатомии и палеонтологии млекопитающих.
БРУНО, Джордано Филиппо (1548 — 1600) — итальянский мыслитель-материалист, пантеист, развивал идеи Коперника о строении Вселенной, объединил достижения естественных наук нового времени с элементами эпикуреизма, стоицизма и неоплатонизма. Основные сочинения «О причине, начале и едином» (1584), «О бесконечности вселенной и мирах» (1584).
БУЛГАКОВ Сергей Николаевич (1871 — 1944) — русский богослов, философ, экономист. От марксизма, который Булгаков пытался соединить с неокантианством, в начале 1900-х гг. перешёл к религиозной философии, в 1920-х гг. — к православному богословию. Вслед за Вл. Соловьёвым считал своей центральной задачей обоснование целостного христианского мировоззрения. Спасение России искал на пути религиозного возрождения, реализации идеи боговоплощения. Основные труды: «Свет невечерний» (1917), «О Богочеловечестве. Трилогия» (1933 , 1936, 1945).
БУЛЬТМАН Рудольф (1884 — 1976) — немецкий теолог, философ и историк, сближал религию с экзистенциализмом, известен благодаря методу демифологизации, который вел к пересмотру реформаторского вероисповедания лютеранской церкви на основании Библии. Основные сочинения: «Вопрос демифологизации», «Вера и понимание».
БЭКОН Фрэнсис (1561 — 1626) — английский философ, родоначальник современного английского эмпиризма, считал, что единственно надежным источником познания является опыт, а единственно правильным методом познания — индукция. Основные сочинения: «Новый органон» (1620), «О достоинстве и приращении наук» (1605), «Новая Атлантида».
БЮХНЕР Людвиг (1824 — 1899) — немецкий физиолог и философ, представитель вульгарного материализма. Находился под сильным влиянием философии Фейербаха, защищал идеи социалдарвинизма, основой социального развития считал борьбу за существование (конкуренцию). Основные сочинения: «Сила и материя», «Дарвинизм и социализм».
В
ВЕБЕР Макс (1864 — 1920) — немецкий социолог, историк, экономист и юрист. В основе методологии Вебера разграничение опытного знания и ценностей; концепция «понимания», по которой социальное действие объясняется через истолкование индивидуальных мотивов; теория идеальных типов — абстрактных мысленных конструкций исторического процесса. Выступал против марксизма. В происхождении западноевропейского капитализма отводил решающую роль протестантизму. Основные сочинения: «Аграрная история древнего мира», «Протестантская этика и дух капитализма», «Хозяйство и общество» (1921).
ВЕРНАДСКИЙ Владимир Иванович (1863 — 1945) — советский естествоиспытатель и мыслитель, развивал учение о ноосфере с позиций материализма. Согласно Вернадскому, человечество, овладевая законами природы и развивая технику, все более преобразует природу соответственно своим потребностям, и потому ноосфера имеет тенденцию к непрерывному расширению, чему способствует выход человека в космос и проникновение в глубины планеты. Основные сочинения: «Биосфера», «Научная мысль как планетное явление», «Несколько слов о ноосфере», «Живое вещество» (1978).
ВИКО Джамбаттиста (1668-1744) — итальянский философ, один из основоположников историзма. Исторический процесс, по Вико, имеет объективный характер; все нации развиваются по циклам, состоящим из 3-х эпох: божественной (подчинение жрецам), героической (аристократическое государство) и человеческой (демократическая республика или монархия). Основное сочинение — «Основания новой науки об общей природе наций» (1725).
ВИНДЕЛЬБАНД Вильгельм (1848-1915) — немецкий философ, глава баденской школы неокантианства. Определял философию как учение о ценности. Разделял науки на номотетические, имеющие дело с законами, и идеографические, изучающие единичные, неповторимые явления. Сводил социальные проблемы к этическим. Труды по истории философии: «История новой философии» (1878 — 1880), «Платон» (1900).
ВИНЕР Норберт (1894 — 1964) — американский математик, один из создателей кибернетики. Основные сочинения: «Кибернетика, или управление и связь в животном и машине», «Кибернетика и общество».
ВИТГЕНШТЕЙН Людвиг (1889 —1951) — австрийский философ и логик, неопозитивист, ученик Б. Рассела. Учил, что познание есть отображение фактов. Суждения являются «функциями истинности» единичных высказываний о фактах. Основные сочинения: «Логико-философский трактат», «Философские исследования».
ВОЛЬТЕР (Мари Франсуа Аруэ) (1694 —1778) — французский писатель и философ-просветитель. Деятельность Вольтера связана с борьбой против религиозного фанатизма, с критикой абсолютистской системы, пороков цивилизации: «Философские письма» (1733), «Философский словарь» (1764 — 1769). Сыграл значительную роль в идейной подготовке Французской революции конца 18 века. С именем Вольтера связано распространение в России вольтерьянства — духа свободомыслия, пафоса ниспровержения авторитетов, иронии.
Г
ГАДАМЕР Ханс Георг (р.1900) — немецкий философ, близкий к экзистенциализму, основоположник философской герменевтики. Испытал влияние взглядов М. Хайдеггера. Фундаментальная истина герменевтики состоит в том, что истину не может познавать и сообщать кто-то один, нужно всемерно поддерживать диалог, предоставлять право сказать свое слово и инакомыслящему, уметь усваивать произносимое им. Поэтому центральная проблема герменевтики — понимание как таковое. Основное сочинение «Истина и метод».
ГАЛИЛЕЙ Галилео (1564 — 1642) — итальянский математик, физик, астроном и мыслитель. Защищал учение Н. Коперника, инквизицией был принужден к отказу от него. Основатель новой механистической натурфилософии, считал, что мир можно постигнуть чисто механическим способом, с помощью математики, механики и разума, развивал экспериментальное естествознание. Основное сочинение «Диалог о двух главнейших системах мира — птолемеевой и коперниковой».
ГАРТМАН, Хартман Николай (1882 — 1950) — немецкий философ, основоположник критической онтологии. Развил учение о бытии как иерархии четырёх качественно различных слоёв: неорганического, органического, душевного и духовного. Основной проблемой этики считал взаимоотношение ценностей и свободы воли. Основные труды: «Этика» (1926), «Эстетика» (1953).
ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих (1770 — 1831) — выдающийся немецкий философ, объективный идеалист, его систему можно считать синтезом греческой философии и христианского субъективизма. Система Гегеля состоит из трех частей: логики, натурфилософии и философии духа. Разработал принцип диалектического развития, в основе которого лежит противоречие. Основные сочинения: «Энциклопедия философских наук» (1817), «Феноменология духа» (1807), «Логика» (1812).
ГЕЛЕН Арнольд (1904 — 1976) — немецкий философ, представитель биологически-философской антропологии. Особое положение человека обусловлено отсутствием инстинкта самосохранения. Избыток побуждений, возникающий в связи с этим, нуждается в управлении, поэтому жизнью нужно руководить. Основное сочинение «Человек. Его природа и его положение в мире» (1947).
ГЕЛЬВЕЦИЙ Клод Адриан (1715 — 1771) — французский философ и психолог. Выводил потребности, страсти, идеи, суждения, поступки и общительность человека из его чувственной способности ощущения. Мотивом всей деятельности является себялюбие человека. Поэтому проповедь морали ничего не дает. Основные сочинения: «Об уме» (1758), «О человеке, его умственных способностях и его воспитании» (1772).
ГЕРАКЛИТ Эфесский (ок. 480 до н.э.) — древнегреческий философ-материалист, за глубокомыслие своего учения прозван «темным», за свою трагическую серьезность – «плачущим философом». Основные принципы его учения: начало всего есть огонь; все течет, все изменяется. Основное сочинение «О природе».
ГЕРДЕР Иоганн Готфрид (1744 — 1803) — немецкий философ, критик, эстетик. Проповедовал национальную самобытность искусства, утверждал историческое своеобразие и равноценность различных эпох культуры и поэзии. Трактат «О происхождении языка» (1772), сочинения по философии истории «Идеи о философии истории человечества» (Т. 1 — 4, 1784 — 1791).
ГЕРЦЕН Александр Иванович (1812 — 1870) — русский писатель, публицист и философ, основоположник народничества. На его становление оказала влияние французская социалистическая литература. Основные сочинения «Дилетантизм в науке» (1842 — 1843), «Письма об изучении природы» (1845 — 1846), «С того берега» (1847 — 1850).
ГОББС Томас (1588 — 1679) — английский философ. В философии исходил из современного ему математического естествознания, видя в геометрии и механике идеальные образцы научного мышления. Государство уподоблял мифическому библейскому чудовищу Левиафану и считал его результатом договора между людьми, положившего конец естественному состоянию «войны всех против всех», «Левиафан как материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651).
ГОЛЬБАХ Поль Анри (1723 — 1789) — французский философ-материалист, соратник Дидро и Гельвеция. Основные сочинения «Система природы» (1770), «Разоблаченное христианство» — в них дает краткое изложение сенсуализма, детерминизма и атеизма, утверждает вечность и несотворенность материи, которая является причиной всего многообразия в мире.
ГРАНОВСКИЙ Тимофей Николаевич (1813 — 1855) — русский историк, общественный деятель, философ, глава московских западников. Глубоко разрабатывал исторические проблемы. Приверженец философии Гегеля, в последствии перешел к дуализму духа и материи.
ГУМИЛЁВ Лев Николаевич (1912 — 1992) — историк, географ. Создатель учения о человечестве и этносах как биосоциальных категориях; исследовал биоэнергетическую доминанту этногенеза — пассионарность. Труды по истории тюркских, монгольских, славянских народов Евразии.
ГУССЕРЛЬ Эдмунд (1859 — 1938) — немецкий философ, основатель феноменологии. Стремился превратить философию в «строгую науку» посредством феноменологического метода — «Пролегомены к чистой логике» (1909). В дальнейшем обратился к идее «жизненного мира» как изначальному социально-культурному опыту, сближаясь с философией жизни. Оказал влияние на экзистенциализм, философскую антропологию.
Д
ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич (1822 — 1885) — русский публицист и социолог, идеолог славянофильства. В сочинении «Россия и Европа» (1869) выдвинул теорию обособленных «культурно-исторических типов», развивающихся подобно биологическим организмам; качественно новым считал «славянский» тип. Труд: «Дарвинизм» (Т. 1–2, 1885 —1889).
ДАНТЕ Алигьери (1265 — 1321) — итальянский поэт-гуманист, философ. В сочинении «Божественная комедия» описывает состояние души после ее смерти в трех царствах потустороннего мира: аду, чистилище, раю, что отражает средневековый образ мышления.
ДАРВИН Чарлз Роберт (1809 — 1882) — английский естествоиспытатель, создатель дарвинизма. В основном труде «Происхождение видов путём естественного отбора» (1859), обобщив результаты собственных наблюдений и достижения современной ему биологии и селекционной практики, вскрыл основные факторы эволюции органического мира. В книге «Происхождение человека и половой отбор» (1871) обосновал гипотезу происхождения человека от обезьяноподобного предка.
ДЕКАРТ Рене (1596 — 1650) — французский философ, математик, естествоиспытатель. Его называют «отцом новой философии», основателем современного рационализма, убежденным в философской суверенности разума. Бог есть несозданная субстанция, мышление и протяженность суть созданные субстанции. Декарт научил людей думать так, что они смогли создать технику. Основные сочинения: «Рассуждения о методе», «Начала философии».
ДЕМОКРИТ из Абдер (ок. 460 — ок. 370 до н.э.) — древнегреческий философ, основатель атомизма. Все происходящее представляет собой движение атомов, которые различаются по форме и величине. Высшее благо состоит в покое и веселии души, может быть достигнуто благодаря умеренному образу жизни. Самого Демокрита называли «смеющимся философом» за то, что он следовал этому учению. Основное сочинение «Малый диакосмос».
ДЕССАУЕР Фридрих (1881 — 1963) — немецкий философ техники, биофизик. К трем кантовым критикам: научного знания, морального поступка и эстетического восприятия Дессауер добавляет четвертую — критику технической деятельности. Сущность техники не проявляется ни в промышленном производстве, ни в самих продуктах техники, но в самом акте технического творчества. Основные труды: «Техническая культура?» (1908), «Философия техники» (1927), «Душа в сфере техники» (1945), «Споры вокруг техники» (1956).
ДИДРО Дени (1713 — 1784) — французский философ-просветитель, писатель. В философских произведениях: «Письмо о слепых в назидание зрячим» (1749), «Мысли об объяснении природы» (1754), «Сон Д' Аламбера» (1769, изд. 1830), «Философские принципы материи и движения» (1770, изд. 1798), выступал с непримиримой критикой абсолютизма, христианской религии и церкви, отстаивал материалистические идеи.
ДИЛЬТЕЙ Вильгельм (1833 — 1911) — немецкий психолог, историк культуры, философ, создатель теории познания наук о духе, самостоятельных по отношению к естественным наукам по своему предмету и методу. Основные сочинения: «Описательная психология». «Введение в науки о духе», «Возникновение герменевтики».
ДОБРОЛЮБОВ Николай Александрович (1836 — 1861) — русский литературный критик, просветитель, философ, публицист. Затрагивал вопросы педагогики, эстетики, философии. Философия должна быть связана с практикой, основываться на здравом смысле. В основе природы и человека лежат не противоположности, а единство и гармония. Основные сочинения: «Органическое развитие человека в связи с его умственной и нравственной деятельностью» (1858) «О значении авторитета в воспитании» (1857).
ДУБРОВСКИЙ Давид Израйлевич — русский современный философ, развивает информационный подход к проблеме «сознание и мозг». Основные сочинения: «Психические явления и мозг», «Информация, сознание, мозг».
ДЬЮИ Джон (1859 — 1952) — американский философ, систематизатор прагматизма. Развил концепцию инструментализма, согласно которой понятия и теории лишь инструменты приспособления к внешней среде. Оказал большое влияние на американскую педагогику концепцией воспитания, в основе которой — «обучение посредством деланья». Один из трудов: «Школа и общество» (1899).
ДЮРКГЕЙМ Эмиль (1858 — 1917) — основатель французской социологической школы. Выступил против индивидуально-психологических и биологических направлений, рассматривал общество как реальность, несводимую к совокупности индивидов. В то же время отводил определяющую роль в обществе «коллективному сознанию». Разделение труда считал основой общественной солидарности и трактовал социальные конфликты как патологическое явление. Основные сочинения: «О разделении общественного труда» (1893), «Самоубийство» (1897), «Элементарные формы религиозной жизни» (1912).
З
ЗЕНОН Элейский (ок. 490-430 до н.э.) — первый древнегреческий философ, пользовавшийся приемами косвенного доказательства, за что был назван «изобретателем диалектики». Выдвинул апории, которыми пытался обосновать невозможность движения. Считал, что бытие едино и неподвижно, а небытие — множественно и находится в движении.
К
КАМЮ Альбер (1913 — 1960) — французский философ, защищал экзистенциализм «абсурдного», учение о чуждости человека в мире, выступал против марксистской морали, предпочитая ей жертвенность тех, кто «истории не делает, а претерпевает ее напасти». Основные сочинения: «Миф о Сизифе», «Бунтующий человек».
КАНТ Иммануил (1724-1804) — родоначальник немецкой классической философии. В развитой с 1770 «критической философии»: «Критика чистого разума» (1781); «Критика практического разума» (1788); «Критика способности суждения» (1790) выступил с дуалистическим учением о непознаваемых «вещах в себе» (объективном источнике ощущений) и познаваемых явлениях, образующих сферу бесконечного возможного опыта. Условие познания — общезначимые априорные формы, упорядочивающие хаос ощущений. Идеи Бога, свободы, бессмертия, недоказуемые теоретически, являются постулатами «практического разума», необходимой предпосылкой нравственности. Центральный принцип этики Канта, основанной на понятии долга, — категорический императив.
КАПП Эрнст (1808—1896) — немецкий философ техники. Впервые в названии своей работы соединил два понятия «философия» и «техника» — «Основные направления философии техники». Основные идеи: «антропологический критерий» и «принцип органопроекции» — человек во всех своих созданиях бессознательно воспроизводит свои органы и сам познает себя, исходя из этих искусственных созданий.
КАРНАП Рудольф (1891 — 1970) — немецко-американский философ-логик, ведущий представитель логического позитивизма. Считал важным уточнение основных понятий философии и науки с помощью аппарата математической логики. Основные сочинения «Логический синтаксис языка», «Исследования по семантике» «Значение и необходимость» (1957).
КАССИРЕР Эрнст (1874 — 1945) — немецкий философ, неокантианец, принадлежал к марбургской школе, занимался исследованием истории философских проблем. Основные сочинения «Проблема познания в философии и науке Нового времени». «Философия символических форм».
КЕНТЕРБЕРИЙСКИЙ АНСЕЛЬМ (1033 — 1109) — средневековый философ-схоласт и богослов. В споре об универсалиях придерживался реализма, учил, что в общих понятиях дается сущность вещей. Ему принадлежит онтологическое довазательство бытия Бога. Основные сочинения: «Прибавление к рассуждению», «Почему Бог стал человеком?».
КИРЕЕВСКИЙ Иван Васильевич (1806 — 1856) — русский религиозный философ, литературный критик, публицист, представитель славянофильства. В отходе от религиозных начал и утрате духовной цельности видел источник кризиса европейского просвещения. Задачей самобытной русской философии считал переработку передовой философии Запада в духе учений восточной патристики.
КОНДОРСЕ Мари Жан Антуан (1743 — 1794) — маркиз, французский философ-просветитель, математик, социолог. В философии — сторонник деизма и сенсуализма. Основной труд: «Историческая картина прогресса человеческого разума» (1794).
КОНТ Огюст (1798 — 1857) — французский философ, один из основоположников позитивизма и социологии. Позитивизм рассматривал как среднюю линию между эмпиризмом и мистицизмом; наука познаёт не сущности, а только явления. Выдвинул теорию трёх стадий интеллектуальной эволюции человечества: теологической, метафизической и позитивной, или научной. Они и определяют развитие общества. Разработал классификацию наук (по степени уменьшения их абстрактности). Основные сочинения: «Курс позитивной философии» (Т. 1-6, 1830— 42), «Система позитивной политики» (Т. 1-4, 1851—54).
КОПЕРНИК Николай (1473 — 1543) — средневековый философ, гуманист, астроном, создатель гелиоцентрической системы мира. Основное сочинение «Об обращениях небесных сфер» (1507).
КРОПОТКИН Пётр Алексеевич (1842 — 1921) — князь, русский революционер, теоретик анархизма, географ и геолог. Отвергая диалектику, считал единственно научным методом мышления индуктивно-дедуктивный метод естествознания. Автор трудов по этике, социологии, истории Французской революции конца 18 века: «Хлеб и воля» (1892), «Современная наука и анархия» (1913), «Этика» (1921).
КУН Томас (р. 1922) — американский науковед, историк науки, постпозитивист. Основное сочинение «Структура научных революций» отражает механизм развития научного знания, который предполагает чередование периодов нормальной науки и периодов революционных изменений.
КУРДЮМОВ Сергей Павлович (р. 1928) — математик. Труды по вычислительной математике и математической физике. С 80-х годов 20 века разрабатывает идеи синергетики: переход из хаоса к порядку, новое понимание времени. основные сочинения: «Синергетика — теория самоорганизации. Идеи, методы, перспективы» (1983), «О статье И. Пригожина «Философия нестабильности»» (1991), «Законы эволюции и самоорганизации сложных систем» (1990).
КЬЕРКЕГОР, Киркегор Сёрен (1813 — 1855) — датский философ, богослов, писатель. Противопоставил «объективизму» диалектики Г. Гегеля субъективную, «экзистенциальную» диалектику личности. Личность проходит три стадии на пути к Богу: эстетическую, этическую и религиозную. Защищал тезис о реальности христианства лишь для избранных, которые смогут реализовать свою экзистенциальную свободу. Основные сочинения: «Или – или» (1843), «Страх и трепет» (1843), «Философские крохи» (1844), «Стадии жизненного пути» (1845).
Достарыңызбен бөлісу: |