В Бразилии даже бабушки — футбольные фанаты
Девять месяцев провел Виктор Павленок в стране диких обезьян, карнавала и вечного лета. Речь идет, конечно же, о Бразилии — родине самых известных футболистов. Вот и 15-летний экибастузец, кажется, разгадал секрет Пеле...
А началось все в прошлом году, когда Виктор, тренирующийся в ДЮСШ-4, попал в юношескую сборную Павлодарской области. Оттуда — в сборную Казахстана.
Главы Казахстана и Бразилии еще два года назад подписали договор о сотрудничестве во всех сферах жизни. В нем был пункт и о спорте. По этой программе отобрали 26 лучших юных футболистов Казахстана — чтобы они проходили обучение в футбольной академии «Оле бразил». Обучение бесплатное, за счет государства. Отбирали по многим параметрам: состояние здоровья, физическая форма, навыки игры, общеобразовательный уровень. Виктор Павленок подошел.
— Хочу поблагодарить своего тренера, — говорит юный спортсмен, — Куаныша Рыспековича Утеулова. Только благодаря его помощи я оказался в Бразилии.
***
Академия «Оле бразил» — это школа-интернат, расположенная недалеко от города Либерал Прето, штат Сан-Паулу. Несколько общежитий, в каждой комнате живут четыре-пять человек. С бытовыми условиями проблем не было: красивые комнаты, доступ в Интернет (по Всемирной сети ученики общались со своими родителями), светлая столовая, а самое главное — полностью оборудованный спортивный комплекс.
— В этой школе есть все, чтобы тренироваться, — рассказывает экибастузец, — наверное, поэтому Бразилия так много достигла в футболе. Сам тренировочный процесс ничем не отличается от нашего, но подход к обучению другой. Если в Казахстане мы сами все оплачивали, покупали форму за свой счет или просили у спонсоров, здесь есть абсолютно все: большой и хороший спортзал, бассейн, поля, спортивный инвентарь.
Правда, и нагрузка у обучающихся в спортивной академии очень серьезная. Как рассказывает Виктор, кто-то не выдерживал напряженного графика. Подъем — в шесть утра. С половины восьмого до двенадцати — учеба в школе. После обеда, с двух до шести — тренировки. А это не только игры, но и всевозможные кроссы, занятия в спортзале, плавание, сдача нормативов. Вечером снова два часа образовательной программы.
Медики и тренеры следили за состоянием ребят — на каждого было заведено своеобразное досье, в которое записывалось все, начиная от веса и состояния здоровья, вплоть до успеваемости в школе. Измеряли даже процент жира в организме — у спортсменов он не должен превышать определенные показатели. Казахстанские ребята, рассказывает Виктор, приехав в Бразилию, быстро набрали вес — потом пришлось ограничивать себя в сладостях.
Помимо физических параметров наблюдали и за психологическим состоянием учеников. С учениками работал психолог — не все нормально переносили разлуку с домом.
Сам Виктор, по его признанию, с психологом разговаривал не так уж и часто: «Если честно, я привык ездить. Первые недели — самые тяжелые: друг друга не знаем, пока познакомились, подружились. Зато потом уже стали как братья...»
***
Ближайшими соседями казахстанских ребят оказались футболисты из Южной Африки. Еще в академии занимались японцы, канадцы, американцы и сами бразильцы. Обо всех, конечно, сложилось определенное мнение — разность менталитетов, как рассказывает Виктор, все-таки чувствовалась. Самые замкнутые — японцы. «Отыграют, закроются у себя в комнате и сидят», — улыбается мой собеседник. Африканцы, по словам Виктора, ребята напористые. И не очень дружелюбные, по нашим меркам. Например, даже в своей компании один из них может съесть что-нибудь и даже не поделиться. «Для нас это было странно», — отмечает Виктор. Бразильцы — люди свободные, для них приемлемо то, что у нас считается просто неприличным.
Дружили казахстанские футболисты и с американцами, и с канадцами. «Им все равно, они всегда улыбаются», — рассказывает спортсмен. Впрочем, налаживать контакты приходилось так или иначе — все-таки девять месяцев ребята жили бок о бок. А драки и серьезные конфликты могли стать причиной исключения из академии. Точно так же, как и выход за ее пределы. Хотя, как говорит мой собеседник, ребята старались не нарушать дисциплину, да и некогда было — вечером после учебы и тренировок все засыпали как убитые.
***
— Скучал по домашней еде, — признается Виктор, — не хватало чаю, борща и всего остального.
Кормили хорошо, но непривычно. Самое распространенное бразильское блюдо — рис с фасолью. Его давали практически каждый день. Еще постоянно — два вида мяса, овощи, салаты и много фруктов: апельсины, бананы, яблоки.
— Идешь с тренировки, сорвал с дерева манго или апельсин — так и перекусил. Фрукты там гораздо вкуснее наших, апельсины даже зеленые — сладкие.
А вот такого понятия, как «первое», у бразильцев нет. Когда наши ребята рассказали, что такое борщ и из чего он сделан, им просто не поверили — неужели это можно есть? В итоге каждая команда периодически приходила на кухню и готовила себе привычную еду.
— Мы варили вермишелевый суп, молочные каши. Манную, например. Остальным давали попробовать — понравилось не всем. Южноафриканцы варили кукурузную кашу, а японцы привезли с собой много лапши. Одни американцы ели то, что дают, и сами ничего не готовили.
Поэтому, приехав, Виктор первым делом от души поел маминого борща.
***
Общались в академии на португальском. Первые несколько месяцев у каждой команды был свой переводчик. Но разговорный язык ребята выучили в рекордно короткие сроки.
Общеобразовательная программа — основные предметы: математика, португальский, география, физика. Как говорит Виктор, учиться было проще, чем в нашей школе — программа у бразильцев попроще. Например, по математике с уровнем восьмого класса вполне можно поступить в колледж. Уроки шли, как в институте — парами. До обеда две пары и после — одна. Отношение к ученикам в академии отличается от привычного нам:
— Там мы знали, что все зависит только от нас самих. И, зачисляя на следующий год, будут смотреть и на средний балл. Поэтому все были заинтересованы в том, чтобы хорошо учиться.
***
Бразилия — действительно страна вечного лета. Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что погодные условия там очень разные, а климат колеблется от умеренного до субтропического. В штате Сан-Паулу климат влажный, жаркий. Много дождей, особенно летом.
— Местные к такому привыкли, а мы первый раз даже испугались, — рассказывает юный футболист. — Дождь стеной, ничего не видно. У нас все комнаты затопило, воды — по щиколотку. А они выскочили на улицу и прыгают, руками машут. Еще как-то шаровую молнию видели, буквально в метре от нас.
Из экзотики — павлин, обитающий в вольере. У этой красивой птицы, как известно, очень неприятный голос. «Не давал нам спать по ночам своими криками», — смеется Виктор.
Конечно, ребята не только учились и тренировались — насыщенной была и культурно-развлекательная программа. Побывали в Сан-Паулу, одном из крупнейших городов Бразилии. Купались в океане, ходили на концерт симфонического оркестра, в океанариум, музеи.
— Природа очень красивая, — отмечает мой собеседник, — елки высотой с десятиэтажный дом, чистый воздух, яркое небо. Много старинных зданий — все не такое, как у нас.
***
Футболом в Бразилии «болеют» абсолютно все, начиная от малышей и до бабушек с дедушками.
— Там даже у пенсионеров есть любимая команда и любимые игроки, — рассказывает Виктор. — Про своих любимчиков они могут рассказать все, не говоря уже о национальной сборной.
Ребята участвовали в товарищеских матчах, а теоретические уроки получали, наблюдая за играми взрослых команд. Да и сам Виктор, рассказывая о времени, проведенном в другой стране, прежде всего говорит о цели поездки — научиться играть. Даже сейчас, побывав в академии, молодой экибастузский футболист открывает перед собой новые перспективы.
— Конечно, мне бы хотелось попасть туда и на второй год, продолжить обучение. Это очень хороший и серьезный опыт, глупо упускать такую возможность.
К тому же, добавляет наш герой, в Рио-де-Жанейро, главном городе Бразилии, он так и не побывал. Чем не повод вернуться?
Достарыңызбен бөлісу: |