Биоксенофобия народных воззрений в отношении
диких животных и растений
В.Е. Борейко, Киевский эколого-культурный центр, г. Киев
Народные воззрения оказывают огромное влияние на отношение людей к диким животным и растениям. Так, в целом положительное обращение европейских народов с аистом, голубями, жаворонками, соловьями, ласточкой, лебедем, орлами, соколами, пчелами во многом объясняется любовью и уважением к этим животным, запретом на их убийство, передающимися из поколения в поколение в народных традициях и поверьях.
Вместе с тем существует большая группа диких животных, отношение к которым издавна, и во многом благодаря христианству, было сугубо отрицательным. Этих животных называли «нечистыми», пособниками бесов, дьявола, ведьм и чертей. Их убийство не считалось плохим поступком, а даже поощрялось отпущением грехов. Нередко «нечистых» животных убивали с особой жестокостью: живьем варили в воде, сжигали в огне, распинали или садили на кол. К таким «нечистым» животным относились волки, лисицы, ласки, хорьки, ежи, кроты, медведи, зайцы, ворона, ворон, воробьи, сороки, галки, грачи, козодои, удоды, коршуны, ястребы, сычи, филины, совы, летучие мыши, жабы, лягушки, змеи, ящерицы, пауки. Особенно народная ненависть и жестокость проявлялась и проявляется к волкам, лисам, воронам, грачам, сорокам, воробьям, коршунам, ястребам, совам, летучим мышам, жабам, лягушкам, змеям и паукам. И если народную нелюбовь к волкам, лисам, воронам, коршунам, ястребам, воробьям можно еще как-то объяснить (но не оправдать) их ущербом крестьянскому хозяйству (а негативное отношение к змее — ее укусами), то уничтожение совершенно безвредных, более того — полезных крестьянину козодоев, сычей, летучих мышей, жаб, лягушек, ящериц, пауков, ужей, медяниц — только дремучим невежеством и глупостью.
Следует отметить, что, возможно, некоторые из перечисленных нами ниже зоофобных примет и традиций, зафиксированных в научных работах 19-го — начала 20-го веков уже отошли в минулое. Однако многие глупые поверья, обычаи и былины в отношении волков, змей, летучих мышей, лис, пауков, дневных и ночных пернатых хищников, жаб и лягушек, врановых птиц живы и по сей день. Во многом именно они способствовали тому, что различные виды летучих мышей, ночных и дневных пернатых хищников, змей попали в Красную книгу. Агрессивное отношение к волкам привело к тому, что они оказались уничтоженными в многих странах Европы. Поэтому так необходимо разъяснять простым людям невежественность всех этих глупых зоофобных предрассудков и популяризировать милосердное, гуманное, этическое отношение ко всем без исключения диким животным и растениям, бороться с биоксенофобией. Очень важно пропагандировать экофильные традиции, поверья и поговорки по отношению к данным «проблемным» видам.
По данным известного американского эколога и социолога С.Келлера, волк является самым нелюбимым диким животным в Америке, Европе и Азии. По многочисленным христианским легендам он считается созданным дьяволом и его образом.
Российские охотничьи поговорки и пословицы кишат злобой и ненавистью к волку, воспевая его убийство: «Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел»; «Волк по утробе вор, а человек по зависти»; «Ловит волк, да ловят и волка»»; «Загоняешь волка, так будет и овца»; «Присмиреет волк под рогатиной»; «Волочил волк овец, поволочи и волка»; «Не веселье волку, как гоняют по колку»; «Не палкой волка бьют, а уловкой», «Бьют волка и на чужом колке» (4). «Волку верь в тороках (убитому)»; «Вали волка на холку»; «Будет волку на холку»; «Веселье волку, как гоняют на колку»; «Таскал волк — потащили и волка»; «Ловит и волк, пока волка не поймают» (5).
Вне закона ставят волка и украинские поговорки:
«С волком жить — по волчьи выть»; «Дружба с волком выходит боком»; «С волком дружи и камень за пазухой держи»; «Не продавай волка, пока не забьешь»; «Чем у волка милостыни просить, лучше его сразу убить»; «Волк стареет, но не добреет» (11).
В Пруссии встреча с волком сулила недоброе. «Пожалеть волка — погубить овец»; «Волк воет — на себя беду накликает» — говорят татары. «Вали на серого — серый все снесет» — советует русская поговорка (15).
Как считает современный российский этнограф А.В.Гура, наиболее распространенный для всех славянских стран в отношении волка является легенда о том, что он был сотворен чертом против Бога (17). В народных представлениях волк нередко объединяется с гадами — нечистыми животными, которых запрещено употреблять в пищу. В народном эпосе имеется также связь волка с умершими и нечистой силой. Волк — чертов конь, на нем часто ездит ведьма, она же может оборачиваться волком, — считают поляки (17). По легендам сербов, волки могут превращаться в вампиров, оборотней, волкулаков. Его не берет никакая пуля. Волками пугают детей. Период разгула волков во многих местах якобы совпадает с периодом разгула нечистой силы, так называемыми «погаными» или «некрещеными» днями. У многих славянских народов на ночь запрещено упоминать волка. В Польше для их устрашения убитых волков вешали на виселицах, на заборе, садили на осиновый кол (17). Вой волков предвещает голод, волки прокладывают свои тропы туда, где будет война, считают русские (17).
Недобрым разит от русских охотничьих пословиц в отношении лисы. Основная тема — убить лису и содрать с нее шкуру: «Посмеялась лиса над мужиком, кур покравши, посмеялся и мужик над лисой — шкуру снявши»; «Ходила лиса кур красть, да попала в пасть»; «И хитрая лиса обеими ногами в капкан попадает»; «И хитра лисица, да шкуру ее продают» (4); «Лисице конец — меховая лавка».
Подобное отношение и в украинских поговорках: «Лису забили — курам радость»; «Лиса стареет, но не добреет»; «Лисица спит, а курицу видит» (11); «Лиса и во сне кур считает».
Аристотель считал лису другом змеи (16). Во многих баснях лиса постоянно обманывает других зверей.
Некоторые народы — русские, якуты отождествляли медведя с чертом. «Медведь лешему родной брат» — говорят русские. Считается, что медведь близко знается с нечистой силой. Медведя в России даже иногда называют так же, как лешего — лешак, леший, лесной черт (17).
Вредным у русских считается хорек: «Хорь — вор, потаскал кур» (15).
Многие люди продолжают бояться и ненавидеть летучую мышь — очень полезное и безобидное создание. Для них она нечистое существо, соединяющее в себе свойства мыши и птицы. Считается, что летучие мыши мешают хозяйкам сушить белье на чердаке, пьют кровь у людей, цепляются в волосы, сосут молоко у коз и коров, заражают людей чесоткой. В летучих мышей превращаются обыкновенные мыши. В Галиции русины убивают летучую мышь и прибивают ее к коровнику, чтобы скот не болел.
Поляки рассказывают, что летучая мышь может ночью сесть на спящего человека и высосать его мозг. То же она делает с котами и собаками. В костелах летучие мыши якобы поедают свечи, а также сало. По другому польскому поверью летучая мышь, увидев вечером человека с непокрытой головой, тут же падает на него, закручивается в волосах и разливается смолой. Иногда летучие мыши даже могут оторвать человеку голову. Поляки считают летучих мышей злыми духами и советуют прибить летучую мышь на дверях дома, дабы уберечь его от пожара. Для удаления в поле сорняков поляки используют кровь летучих мышей. Ради удачной охоты польские охотники раньше убивали летучую мышь, доставали ее сердце, сушили и добавляли в порох (6). Во многих странах Европы пойманную летучую мышь морят в закрытом горшке, сжигают или прибивают живьем. На летучую мышь плюют как на злого духа. Для приготовления волшебных средств пойманную живую летучую мышь кидали в муравейник. Оставшиеся кости летучей мыши использовались поляками при любовной магии (6).
Как считает К.Фохт, одними из первых европейские законодатели объявили, что летучие мыши являются нечистыми, проклятыми животными, греки заимствовали у них крылья для своих гарпий, а христиане для изображения дьявола (9). В Сицилии летучую мышь мучают самым жестоким способом, а затем прибивают к двери дома. По поверьям шотландцев ведьмы летают на свои сборища в образе летучих мышей. В Польше, увидев летучую мышь, отплевываются от нее как от злого духа и прибивали к дверям живой (14). По итальянским народным традициям летучую мышь нужно убить с особой жестокостью — путем распинания (16).
По поверьям гуцулов летучая мышь — друг черта. В Польше летучих мышей считают злыми духами, которые летают в поисках тех, кто запродал душу дьяволу. В России залет летучей мыши в дом — к беде. На русском Севере летучую мышь называют кикиморой. В виде летучей мыши часто представляют вампиров или души спящих ведьм. Вцепившись в волосы, считают поляки, летучая мышь тянет человека в колодец и топит в нем. Летучая мышь может, ввинтясь человеку в голову, съесть мозг. Если она сядет на подростка, то он не будет расти. Помет летучей мыши, попавший на голову, приведет к коросте. Чтобы летучая мышь не впилась в голову, украинцы стремятся не произносить ее название. Поляки прибивают летучую мышь к дверям, чтобы уберечься от прихода ведьмы. Вместе с сорокой ее вешают в конюшне для защиты коней от сглаза, сжигают живьем на костре в целях любовной магии, а корчмари для привлечения пьяниц прибивают летучую мышь к стенам корчмы.
В народных поверьях заяц нередко связан с миром духов и нечистой силы — чертом, сатаной, бесом. Его называют «косым бесом». В болгарских сказках дьявол верхом на зайце едет на свадьбу Солнца (17). Заяц часто оказывается оборотнем. Широко известны былины о черте, появляющемся в образе зайца. Черт, обернувшись зайцем, может перебежать дорогу свадьбе. У многих южных славян существует запрет на употребление зайчатины. Заяц, появившись вблизи жилья, служит предвестником пожаров. Заяц по украинскому поверью создан чертом. Если он перебежит дорогу — то к несчастью, эпидемии или пожару. Подобные приметы бытуют в России и Англии (2, 10).
Многие славянские и романские народы ошибочно верят, что ласка может сосать кровь у коров или насылать порчу на молоко. Другое нелепое поверье утверждает, что ласка всю ночь гоняет скотину, отчего она становится измученной и мокрой. Ласка даже может ездить на скотине или надуть животное, отчего оно лопнет. Еще ласка щекочет скот и лижет его пот (17). Украинцы считают ласку очень вредным животным. Она, якобы портит коров, отчего молоко превращается в кровь (2). Многие считают, что ласка пьет кровь у лошадей. В России ласку именуют «конюшенным домовым», который «по ночам ездит на лошадях и заплетает им хвосты и гривы в косички».
Венгерские цыгане боятся идти по дороге, если ее перебежала ласка. Поляки верят, что ласка умеет плеваться ядовитой слюной и человек может погибнуть (14). По мнению русинов ласки выпивают в курятниках куриные яйца (15). В Карпатах считается, что укус ласки особенно губителен для скота, ядовитым может быть даже дыхание ласки. Гуцулы верят, что скоту вредят ласки и змеи, которых ведьмы насылают ему на погибель (17). Ласка может напустить слюны в кувшин с водой и таким образом отравить людей. Лужичане верят, что вымя коровы, на которое брызнула слюна ласки, сразу же пухнет (17). Поляки верят, что если раздраженная ласка фыркнет на человека, то он сразу умрет. Ласка может также погрызть волосы у человека. Иногда некоторые подобные действия невежественная народная молва приписывает и горностаю.
Глупые и невежественные люди не любят даже ежа — милое и трудолюбивое животное. Они считают, что он ворует яблоки: забирается на яблоню, сбивает их на землю, а затем накалывает на свои иголки и уносит. Англичане говорят, что еж приносит несчастье, которое можно избежать, если убить ежа. По другому глупому английскому поверью еж по ночам пьет молоко у коров (12), а встречи с ним — к несчастью (17).
В Белоруссии и Польше крестьяне вешали живого или убитого крота в конюшне, чтобы кони лучше выглядели. Белорусы сдирают с живого крота целиком кожу и изготавливают магические средства. Многие славянские народы верят, что роющий крот во дворе — к смерти кого-либо из живущих там людей (17). Белорусы вешали живого крота на кол головой вниз, чтобы шел дождь(7).
По невежественному киргизскому поверью рысь подкрадывается ночью к человеку, убаюкивает мурлыканьем, а затем сосет кровь у коровы.
В русском фольклоре перебежавшая дорогу белка — к худу. Белка забежала в деревню — к пожару (10).
Украинское народное поверье призывает всякого, кто увидит слепыша, придавить его к земле палкой (2).
Есть глупое утверждение, что укус землеройки отравляет людей и обуславливает неизлечимые нарывы на ногах лошадей (9).
Змеи также входят в «черный список». Для их наименования чаще всего используются слова гады, погань, нечисть. В основном все гады относятся к «нечистым» животным. Различные народные традиции и приметы призывали и призывают их истреблять. Например в Сирии, в начале 1990-х годов возникла церемония демонстрации героизма организации «Молодая революция»: девушки, служащие в армии, отлавливают змей и перекусывают им шею (1).
У русских змеей называли злого, скрытного и злобного человека (5). Выражение «змея подколодная» означает брань; «язык змеиный» — злобный; «Злой человек на свете — змеи родной брат». Русские говорят: «Сколько змею не держать, и беды от нее ждать»; «Выкормил змеюку на свою шейку»; «Глядишь, словно змея из-за пазухи»; «Убив змею, вешай ее на осину»; «Змея кусается не ради сытости, а ради лихости»; «Если убить змею и повесить на березу, то пойдет дождь»; «Злая жена та же змея»; «Отогрел змею за пазухой»; «Змею выше глаз не подымай»; «Сваха лукавая, змея семиглавая» (5).
На Полесье считается, что если убить змею, то пойдет дождь. Там же говорят, что из гадюк вырастают черти. По белорусским поверьям змеи «сосут» солнце и оно поэтому уменьшается. Поэтому каждый человек должен убивать змей, где бы их ни встретил. За одну убитую змею Бог прощает человеку 12 грехов, а за 12 убитых в один день змей самому страшному грешнику прощаются все грехи (7). Убивать змей нужно не сырою, а сухою палкою. По другой примете если кто пощадит встреченную змею и намеренно не убьет ее, на того три дня не будет светить солнце (7).
Известны такие белорусские, украинские и русские поговорки, призывающие лишать змей жизни: «Если убьешь гадину — сорок грехов прощается»; «Кто убьет змею, тому сто грехов скинется»; «Если гадюку убить коржом, то простится 12 грехов»; «Змею хлебом бить»; «Змею грех не убить»; «Гадину вбити — сонечко засміється, виясниться» (15). Еще говорят — «У змеи-гадины черт — батюшка, нечистая сила — матушка». «Если змея дорогу переползет — к неблагополучию». Рассказывают также такие нелепости, что якобы змея может залезть в рот спящего человека. «Нет хуже гадины — как змей-гадюка»; «Завелась гадина — лес нечистью запах»; «Гадина — творение лукавого и зубы у нее как у него»; «Не гадюке бы поганой землю-матушку сквернить»; «У гадюки нет другой науки как кусать»; «Гадюку завидишь — глаза изгадишь навек» (15). В Галиции считают, что мало убить гадину, нужно проткнуть ей прутом голову (15).
Многими народами змея рассматривается как воплощение сатаны, и часто воспринимается как дьявольская тварь. В Западном Полесье по поверьям Бог прощает 5 грехов даже за убийство ужа. Согласно боснийскому поверью, солнце от радости останавливается, чтобы посмотреть на убитую змею. Также, якобы, радуется солнце и в Черногории. Убитым человеком змеям радуются и ангелы в небе. Убитую змею нужно обязательно закопать в землю, иначе солнце будет плакать, глядя на эту мерзость. Поляки полагают, что солнце «болеет» и слабо светит, когда змея греется на солнце (17).
Иногда змей убивают для того, чтобы пошел дождь. Для этого убитую змею вешают на дерево или забор. Убивают чаще ужа, реже — гадюку. По широко распространенному в Европе поверью первую встреченную весной змею следует обязательно убить, иначе она унесет с собой удачу. Если убить змею до Юрьева дня (22 апреля), то станешь сильным — считают в Польше. В Черногории мотивация иная — до Юрьева дня змею нужно убить для того, чтобы другие змеи в течение этого года не причинили тебе беды. У болгар существует примета, что если змея заползет в дом или во двор, то кто-нибудь из семьи умрет (17).
Известны английские поверья: «Если тебя укусила гадюка, убей ее и смажь рану ее жиром»; «Убей первую гадюку, которую увидишь весной — и ты победишь своих врагов»; «Если отпустишь гадюку живой, с тобой случится несчастье»; «Повесь гадючью кожу над камином и это принесет тебе удачу» (10). Украинские поговорки говорят: «Гадюка если не укусит, то защиплет»; «Снеси голову змее, пока не ужалила в пятки»; «На каждую гадюку держи крепко руку»; «Не бить гадюки, не взять ее в руки»; «Как та змея, подползет и укусит» (11).
Змея полоз также считается в Украине очень вредной, за ее убийство отпускается 7 грехов. А убить гадюку — все равно что семь Литургий прослушать (13). Отношение к змеям как «нечистым» существам идет из Библии, где в Книге Еремии 8.17 говорится о заклятии на ужей и гадюк, которые будут кусать, что обещает Господь (13). В Сицилии думают, что уже один внешний вид змеи может вызывать тяжелые последствия для здоровья человека. Во многих странах люди верят, что встреча со змеей не к добру. Ее даже боятся называть по имени (14). В Украине считали, что змеи появились из слюны Господа, когда он плюнул на землю. Ужа в России обвиняют в том, что он якобы сосет молоко у коров, и его называют «уж-коровник» (15). Убить змею и повесить на осине — верное средство вызвать дождь.
Под Ярославлем ящерицу обвиняли в том, что она сосет солнце (15). По русскому поверью медяница (безногая ящерица) страшно ядовита и зла. Немцы уверены, что она ужалила Матерь Божию, за это ее Господь лишил зрения (15). В Англии говорят, что если ящерица перебегает дорогу молодоженам, им не быть счастливыми (10). Татары считают, что змею ядом снабжают ящерицы (15).
На Русском Севере ящерицу называют «гадиной». В Польше говорят, что ящерицы являются дьявольским созданием и произошли из яиц черта. Сербы и поляки верят, что ящерица может сглазить человека, навести на него порчу и даже прогрызть кожу человека, пробраться к его сердцу. Ящерицу в Украине убивают, чтобы вызвать дождь и считают ядовитой. Ее укус якобы очень ядовит и неизлечим. В Украине бьют ящерицу, чтобы она сбросила свой змеиный хвост, так как она, якобы, берет его от гадюки. Или же ее оторванный хвост превращается в ужа или гадюку. В Боснии и Герцеговине убийство зеленой ящерицы считается богоугодным делом. Убивший ящерицу человек должен обтыкать убитую ящерицу шипами, и ему простится столько грехов, сколько шипов он воткнет. Особенно богоугодным считается убийство 9 зеленых ящериц в Юрьев день. У сербов отвратительной считается зеленая ящерица, за ее убийство человеку прощается 40 грехов. По боснийской легенде зеленая ящерица раздувала огонь, в который был брошен проотец Ибрахим. Поэтому ее надо убивать. У южных славян на Сорок мучеников бытует обряд изгнания от дома змей и ящериц. Поляки поджаривают живых ящериц и змей в горшке на медленном огне и полученным жиром смазывали ульи для приманивания своих и чужих пчел (17).
Жабы и лягушки у украинцев нередко выступали олицетворением злой, грешной человеческой души. Это могла быть злая жена, брошенная мужем. Во Франции жаб бьют опасаясь колдовства, полагая что они сосут коров и от их дыхания погибают птицы. У некоторых малых народов жаба и лягушка являются олицетворением дьявола и ведьмы, их творением. По одной украинской легенде «лукавый» создал гадюк, жаб и всех нечистых животных (3). В белорусской сказке лягушки грызут на том свете дармоедов. В Апокалипсе жаба представляется олицетворением греха. Белорусы верят, что жабы по поручению ведьм сосут молоко у коров (3).
Нередко жабы и лягушки выступают в народных преданиях как орудия наказания. В одной украинской сказке жабы наказали дочку за то, что она плохо обращалась со своей матерью (3). Жабы и лягушки часто участвовали в шабашах ведьм. Как считает исследователь Ф.Ф.Миловидов, в украинском народе «весьма распространено убеждение в том, что жабы и лягушки необыкновенно свирепы, ядовиты и недоброжелательны к людям. Раздраженная чем-то жаба гонится за женщиной и та едва успевает укрыться от рассвирепевшего животного в хату (...). Другой женщине впилась жаба в щеку» (3).
С жабами и лягушками связано представление как чего-то мерзкого и отталкивающего. Даже предмет, к которому это безобидное существо прикоснулось, считается в народе нечистым. У якутов мышь и лягушка являются погаными (3). У многих народов само слово «жаба» является бранным.
С народными представлениями о роковой недоброжелательности и ядовитости жаб и лягушек связан целый ряд сказок. «Особенно ясно выступает, — пишет Ф.Ф.Миловидов, — такое зловредное значение этого животного в тех сказках, в которых жаба — лягушка является причиною какой-либо болезни или смерти человека», такова, например, сказка о Правде и Кривде, где виновной в болезни царевны является жаба или лягушка» (3). Белорусы считают, что нельзя называть ребенка, которому нет года, жабою, иначе будет горбатым. В Украине распространено поверье, что если жаба укусит мужчину, то лекарства от этого нельзя найти. Особенно опасной украинцы считают жабу, которая зеленого цвета, ядовита и кусается (3). Такая зеленая жаба гоняется за людьми, от ее укусов нет излечения. По различным народным поверьям жаб нельзя брать в руки, иначе появятся бородавки.
Индийская медицина считала укус лягушки ядовитым (3). В одной украинской песне вдова травит своего любовника жабой. В Украине полагают, что если летом жаба появится в хате — к смерти людей. Жаба перебежит дорогу — к беде (3). Белорусы считают, что видеть лягушку во сне — к беде. Предвестием смерти является кваканье лягушки и жабы — говорят в России. Использование сушеной жабы или лягушки считалось очень важным в деле отравления другого человека. Известна вторая египетская казнь при Моисее — насланье жаб на египтян. Белорусы говорят, что лягушки сосут молоко у коров. Их называют «молочные ведьмы». Поэтому такую лягушку нужно вначале подвергнуть пыткам: тело лягушки нужно утыкать иголками и шпильками, разогретыми на медленном огне, затем бросить лягушку в кипяток, жечь в огне и после чего проткнуть осиновым колом (7). У Бокачо в «Декамероне» влюбленные погибли оттого, что сидели в кустах шалфея, где находилась большая жаба, распространявшая зловоние.
В России во многих местах и по сей день считается, что если убить лягушку, то пойдет дождь. Иногда лягушек живьем кладут в муравейник, дабы добыть их кости для любовных заговоров. Для немецкого простого народа лягушки — проклятые, отвергнутые Богом души. Якуты боятся лягушку, как имеющую отношение к подземным духам существо. Украинцы полагают, что если жаба перебежит дорогу, то это к беде. В Германии лягушку подвергали разным истязаниям, прежде чем повесить к дымовой трубе для защиты скота (14). Встреча жабы, по мнению украинцев и французов — к беде. Как и многие гады, лягушка может проникать в тело человека.
В Ярославской губернии старые девы, желая выйти замуж, находят в болоте лягушку и, приседая, стараются попасть по ней с размаху голым задом. Многие славянские народы верят, что убиение жабы или лягушки может вызвать дождь. Чтобы вызвать дождь, в Южной России блох и лягушек убивают, нанизывают на нитку и вывешивают на кусте (17). У других славянских народов с целью вызова дождя жабу или лягушку сразу убивают или живой вешают вниз головой на ветку, на воротах, разрывают и бросают на дорогу, в колодец, разрывают и хоронят. Кроме ритуального убийства лягушки или жабы для вызывания дождя, убивают в славянских странах еще ужа, гадюку, ящерицу, рака, вошь, блоху, медведку, паука и ласку.
В Македонии лягушку нередко воспринимают как злого духа, способного наслать чары на человека (17). Но чаще всего многие народы Европы в жабах и лягушках видят обращенных ведьм. В России верят, что проклятая родителями и не крещеная девушка может превратиться в лягушку. Лягушка и жаба могут сглазить человека. Поляки и боснийцы верят, что если лягушка долго смотрит на человека, у него могут выпасть зубы, или жаба может плюнуть в человека и он ослепнет. В приметах появление лягушек в доме служит предвестием прихода нежеланных гостей, несчастья, смерти в доме (17). Если лягушка сидит в доме, может портиться сыр или хлеб, считают украинцы и черногорцы. Лягушка, выскочившая на дорогу перед путником, особенно рыбаком, — к неудаче (Украина, Польша) (17).
По некоторым украинским приметам черепахи произошли от гадюки. Поляки верят, что черепаха, как и змея, может попадать внутрь человека. В Польше бытуют легенды о превращении ведьмы в черепаху. Там живую черепаху закапывают в свинарнике, чтобы свиньи тучнели. В Боснии черепаху закапывают живой в муравейник, чтобы из ее костей приготавливать лекарство. У македонцев встреча с черепахой считается плохой приметой (17).
Зловещими у многих европейских народов считаются сова, филин и сыч. В Украине говорят, что появление совы или филина возле села является недобрым знаком (2). Если филин кричит, то кто-то умрет или будет пожар (2). В Закарпатье бытовало поверье — если яйцо совы разбить на 7 частей, то корова будет давать хорошее молоко (8). «Сыч на кровле кричит — не к добру», «Сова не приносит добра» — говорят в России. Шотландцы считают, что увидеть сову днем — дурная примета. В Библии сова вспоминается как нечистая птица (Пятая книга Моисея: Повторение Закона: 14, 12-18). Египтяне считали сову символом смерти. По поверьям галичан сова по ночам показывает чертям и упырям гнезда мелких птиц. Русские говорят: «На чьем доме кричит сыч — быть там несчастью»; «Филин — спутник лешего», «Крик филина над селом — к пожару»; «Если филин бьется в окно — к смерти»; «Филин да ворон — зловещие птицы крик их к несчастью»; «Из пустого дупла — либо сыч, либо сова, либо сам сатана»(15).
В Киргизии и Туркестане есть схожии поговорки — «Самая дрянная птица — сова»; «Самая дрянная птица — сыч» (15). Сова приносит несчастья также у французов и армян. Сова — найпоганая птица из-за того, что имеет большую голову и вытаращенные глаза — с пренебрежением к этой полезной птице говорят в Галиции (15). В Бельгии рекомендуют омлет из совиных яиц как средство от пьянства. В Венгрии сову называют птицей смерти. Крестьяне Сицилии особенно боятся ушастой совы, считая ее самой зловредной (16). «Сыч хозяина выживает» — говорят в России (17). В Болгарии сову связывают с всплеском болезней — тиф, круп (17). По мнению поляков сова произошла от черта, в Белоруссии в совах видят дьявольское отродье. В Польше ведьмы оборачиваются совами. По сербским представлениям сыч завел дружбу с чертями и нечистой силой, водит их ночью по селу и указывает, каким людям причинить зло. В Болгарии подругой злых духов считают сову, филином пугают детей. По сербской легенде Бог приказывает птицам преследовать сыча за то, что тот не принес ему живой воды. У поляков птицы хотят сове выклевать глаза, считая ее разбойницей.
Крупных хищных птиц — ястребов, коршунов ненавидят в самых различных странах Европы, относят их к нечистым и зловещим птицам. Крестьяне убивают этих полезнейших птиц и их трупы приколачивают к воротам сарая, как в средние века становили тела преступников к городским воротам, пока они не истлевали совершенно. В Украине описаны обряды, во время которых убивали и сжигали в костре коршунов. В Польше существовал обряд казни коршуна. Его ловили и насаживали на кол. Затем ему торжественно отсекали голову. Все это происходило при скоплении народа (17). В Польше считалось, что ястребиный облик может принимать черт. Поляки обвиняют коршуна в том, что он мутил воду Божьей Матери. Прибивают убитого ястреба на ворота овины или хлева для защиты от чертей в Украине и Польше. В Украине убитых ястребов и ворон выставляют в поле как пугала (17).
Во многих деревнях не любят козодоев, якобы они высасывают молоко у коз. От взмаха их крыльев скотина слепнет, а их крик предвещает несчастье (9). Белорусы говорят, что козодой может способствовать порче молока у коров.
У немцев кукушка заменяет имя дьявола, когда последнего не хотят называть (9). «Кукушка кукует — горе вещует» — говорят в России.
Все врановые птицы ( ворон, ворона, галка, грач) рассматриваются европейскими народами как нечистые (дьявольские, проклятые) и зловещие, объединенные с коршунами, ястребами, филином, совой и сорокой. Вместе с волком они иногда включаются в раздел гадов (17).
Ворона считалась в Закарпатье проклятой Богом птицей (8). «Ворон или ворона каркают к несчастью или к покойнику» — говорят в России. Увидеть одиноко летящую ворону — дурной знак, полагалось в Англии (10). Дух ведьмы принимает облик ворона — говорят в России. Вороны также являются помощниками ведьм. В Украине считают, что черт в образе ворона летает по селам и поджигает крыши (18). Ворона пила кровь Христа при распятии. Также повсеместно распространено суеверие по поводу галки. Увидеть ее — к беде (10). В России традиционно галки, сороки, ворон и ворона считаются птицами «нечистыми», так как они находятся в подчинении у колдунов и ведьм, а те, в свою очередь, могут превращаться в этих птиц. «Чтоб на тебя вороны каркали» — говорят украинцы, когда хотят пожелать беды другому (15). Французы считают ворона злой и неблагодарной птицей. К вороне отношение чаще всего презрительное, как будто она даже не птица: «куда б ворона не полетела, везде она будет хуже сокола» (15). Западные украинцы полагают, что ворон создан дьяволом, оттого он и черный. В Полесье в вороне видят нечистую силу. У поляков черт может принимать облик вороны.
В польской былине черти в облике ворон в полдень преследует человека. Врановые птицы сопровождают дьявола. По южнославянскому поверью в вороне живет душа колдуна, по польскому — развратного ксендза. В виде черных воронов и ворон белорусы и поляки представляют души злых людей, проклятые души. На врановых птиц, как нечистых, существует запрет употреблять в пищу. Чтобы отвратить несчастье, поляки трижды сплевывают во след вороне, бросают камень в нее, крестятся, читают молитвы и заклинания («чтоб тебя разорвало от карканья от жопы до горла») (17).
В сказках о вороне на первый план проступает глупость, хвастовство и тщеславие. В некоторых селах Польши парни в Иванов день специально разоряли вороньи гнезда и убивали птенцов, а одной вороне торжественно отсекали голову (17).
В Московской губернии считалось, что грачи вьют свои гнезда возле дома к пожару. Поэтому их нужно рушить.
В сорок часто обращаются ведьмы для того, чтобы сосать молоко у коров. В сорок иногда превращаются домовые. У белорусов, украинцев и поляков убитую сороку вешают в конюшне или во дворе как оберег. Стрекот сороки — к беде, смерти. У поляков во второй день Троицы устраивали скачки и состязания в стрельбе в сороку (17).
Считается, что сорока создана чертом и служит ему вместо лошади. Убить сороку нужно в течение 12 дней между Рождеством и Крещением, считают в Германии (16). Полет одинокой сороки с криком возле дома — к беде. Застреленную сороку в Украине привязывали к ставням (12). Французы приписывают сороке демонические свойства и ее голос ненавидят. Украинцы говорят, что бесхвостая сорока — колдунья. Русские — что сорока — воровка. В Западной Европе сороку убивали и вешали на скотном дворе для отпугивания домового. В германской литературе сорока часто превращается в колдунью. Она произошла из плевка дьявола. Русские загадки сравнивают ее с бесом — «вертится как бес», «поет как бес». Существует запрет на употребление сорок в пищу, она полуптица — получерт, есть ее нельзя (17).
В числе «плохих», нечистых птиц у славянских народов и воробьи. Считалось, что они произошли от чертей, они кричали «жив, жив», когда мучили Христа или помогали врагам найти младенца Христа (15). Считается, что воробьев нужно «выдырать» (2). Они «христопродавцы». Воробьи возникли из чертей и вообще они «проклята Богом птица». Их еще именуют «жидами», «чертовыми семенами». Украинский этнограф Г.Булашов писал: «Видя в воробье порождение черта, считая их физическими, так сказать ответственными крестных страданий и даже смерти Спасителя, народ относится к воробьям очень враждебно. Дети жестоко разоряют их гнезда, всячески мучают воробьев — и никто не останавливает их в этом» (12).
Русское название воробья расшифровывается как «бей вора». Русские говорят: «Вор-воробей домосед, да люди не хвалят»; «Повадился воробей у конопель» (15). В Украине известна легенда, что якобы Спаситель сказал; «Хай горобец буде як жид». И с тех пор воробей стал «жидовской» птицей, справляет по субботам шабаш (15). В Украине считают воробья чертовой птицей — «горобец — то дидчий птах», и якобы Христос сковал ноги воробьев невидимыми оковами, поэтому они не ходят как другие птицы, прыгают (15). Господь проклял воробья и запретил употреблять его мясо в пищу и лишил его права улетать в «вырий» (17). У поляков не считается грехом убивать и истреблять воробьев. В России говорят, что воробей единственная из птиц, которая не празднует Благовещения. Чириканье воробья — к неудаче, влетевший в окно воробей — к беде.
В Сербии воробьев ловят и вялят, в Белоруссии и Украине воробьев живьем бросают в печь. Литовцы говорят, что воробьи могут превращаться в мышей. Мотивы воровства и грабежа в представлении о воробьях связаны с другими птицами, имеющими черную или серую окраску (17). В ровенском Полесье воробьев вместе со змеями и лягушками относят к гадам, которые, согласно легенде, во время всемирного потопа были выпущены из мешка любопытным человеком.
Много скворцов в доме к несчастью, считают жители Ставрополья (15) и Владимирской губернии (17). В Донецкой области я слышал утверждение, что гнезда синицы-ремеза созданы сверхъестественной силой, поэтому их надо уничтожать. Французы уверены, что зяблик и малиновка приносят несчастье. Залет малиновки в дом по английскому поверью — к беде. По жестокому английскому поверью жаворонок поет красивее, если ослепить его раскаленной иглой (10).
Удод многими славянскими народами воспринимается как птица нечистая и чужая. В Украине считается, что удод стучащий в угол хаты, предвещает смерть в доме (17).
Нечистым считается удод из-за сильного дурного запаха. Поэтому в Украине его называют смердюха, гидко, словенцы — сраным петухом. Нечистота удода проявляется в том, что он связан с нечистой силой (17). Сибирские буряты говорят, что если удод поселяется под крышей — к несчастью. Не любят удода и в Украине, считая его вестником несчастья, да еще мстительной птицей (12). В Галиции удода называли «жидовской кукушкой». «Представление об удоде, как чужой, инородной птице — пишет этнограф А.В.Гура, — проявляется в названиях, соотносящих ее с инородцами — евреями, цыганами и др., так в Болгарии его называют цыганска петля, черкез, на Украине и в Белоруссии — вудвуд жидовски, зозуля жидовска. В Польше про удода говорят, что в нем живет душа еврея» (17). Как мы видим, в данном случае народный антисемитизм сливается с экофобным отношением к дикой птице, совершенно не виновной в том, что она имеет неприятный запах или чем-то другим не нравится людям.
У некоторых славянских народов синица является вестником несчастья (17). По русскому поверью павлин считается оборотнем черта (2). В Шотландии говорили, что иволга пьет кровь у дьявола, поэтому ее гнезда разоряли (10). В Англии говорят, что летящий возле дома белый голубь — примета близкой смерти. Подобные приметы есть и в России (16).
Русская народная «мудрость» советует охотнику птиц не разбирать, бить все, что под руку попадается, чтобы добиться и до чего нибудь хорошего: «Стреляй сороку и ворону, попадешь и в ясна сокола» (15).
Угря, вьюна и миногу за их сходство со змеями в некоторых регионах России и Беларуси считают «погаными» и «нечистыми», связанными с нечистой силой. Их есть нельзя.
В отношении паука доминирующей является резко негативная оценка его как поганого, нечистого животного, которого следует истреблять (17). По итальянской традиции паука нужно поймать и сжечь утром (16). Во многих русских деревнях и по сей день считается хорошим поступком убить паука, тогда сорок грехов простится (10). Паука обвиняют в том, что когда Христа на кресте распинали, он ему рот паутиной залепил, поэтому пауков нужно убивать. Паука следует убивать еще и за то, что он смеялся над Богородицей, не умевшей так искусно ткать, как он (15). По другим легендам он ее кусал. У поляков за убийство паука Бог отпустит 100 грехов, у хорватов — 7 грехов. Гуцулы и сербские цыгане рассматривают паука как мерзкую тварь. Многие народы Европы считают паука ядовитым, его укус — опасным. Украинцы убивают паука с целью вызова дождя (17).
В Англии народное поверье в целях удачи советует убить первую встреченную весной осу.
В Англии считали, что по весне нужно убить первую бабочку, тогда будет в этом году удача. В России повсеместно считается плохой приметой залет бабочки в дом (10).
В Шотландии залет жука в дом — к несчастью. Чтобы уберечься от беды, шотландцы и по сей день ловят жуков, сажают их в полую тыкву и кидают в море (10). У поляков есть традиция убивать жуков-оленей.
О стрекозе некоторые словенские народы говорят нелестно, связывая ее с гадами, змеями. В Полесье разрушают муравейник, чтобы пошел дождь (17).
Осина у украинцев считается «нечистым» деревом (2). «Осина проклята, ибо на ней повесился Иуда — говорили в Каневском уезде (2).
Бузина считается у украинцев «дьявольским произведением», ее насадил черт (2). На ней также якобы повесился Иуда. К проклятым деревьям, по украинским поверьям, относится также верба (12).
Многие славянские народы считают лес местом, где не грешно красть. «Кто в лесу не вор, тот дома не хозяин» — говорят русские.
Литература
1. Об истреблении змей, 1992 // Реферативный журнал «Биология». — №10, 10 ИБ 194.
2. Чубинский П.П., 1872. Труды этнографо-статистической экспедиции в Западно-русский край. Т. 1. — Петербург. — 223 с.
3. Миловидов Ф.Ф., 1913. Жаба и лягушка в народном миросозерцании, преимущественно малорусском. — Харьков. — 43 с.
4. Александр Стрижев. Собрание сочинений в пяти томах. Охота в пословицах, поговорках, приметах, 2008 // Охота и охотничье хозяйство. — №4. — С. 42-44.
5. Даль В., 1981. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1. — М.: Русский язык. — 700 с.
6. Majewski E., 1892. Nietoperz w pojectach I proktyach ludu naszego. — 18 с.
7. Никифоровский Н.Я., 1897. Простонародные приметы и поверья, суеверные образы и обычаи. — Витебск. — 307 с.
8. Лепский Д., 1885. Людови верования про птахив // Зоря. — №10-11. — С. 117-119.
9. Фохт К., 1865. Чтения о полезных и вредных животных. — Спб. — 186 с.
10. Энциклопедия суеверий, 1997. — М.: Лопид-Миф. — 557 с.
11. Прислів’я та приказки. Природа. Господарська діяльність людини, 1989. — Наукова думка. — К. — 477 с.
12. Булашов Г., 1992. Український народ у своїх легендах, релігійних поглядах та віруваннях. — К.: Довіра. — 414 с.
13. Митрополит Іларіон, 1991. Дохристиянські вірування українського народу. — Обереги. — К. — 424 с.
14. Животное в античном и современном суеверии, 1911. — К. — 352 с.
15. Ермолов А., 1905. Народная сельскохозяйственная мудрость в пословицах, поговорках и приметах. Животный мир в воззрениях народа. Т. III. — Спб. — 555 с.
16. Gubernatis A., 1978. Zoological mythology. Т. 1, 2. — New York: Arno Press. — 880 p.
17. Гура А.В., 1997. Символика животных в славянской народной традиции. — М.: Индрик. — 909 с.
Достарыңызбен бөлісу: |