В этом году Всероссийскому Государственному Институту Кинематографии им. С.А.Герасимова исполняется 85 лет. Возраст более чем солидный, ведь самому искусству кино чуть больше 100 лет. Весь путь развития, взросления знаменитый ВГИК прошел вместе с отечественным кинематографом. Школу ВГИКа создавали те же великие мастера, которые создавали наше кино - Эйзенштейн, Пудовкин, Ромм, Герасимов, Бондарчук, Бабочкин, Баталов. С их именами связаны традиции, опыт, особая вгиковская атмосфера. С тех пор во ВГИКе существует система мастерских, названных именем мастера, набирающего курс. Своеобразие методологии ВГИКа заключается в сочетании общих педагогических принципов основанных на традициях и особенностях индивидуального опыта мастера, его профессиональных пристрастий.
Но кроме знаменитых мастеров, уникальной методологии и неповторимой атмосферы, есть у ВГИКа еще одна отличительная черта - неизменно огромное количество молодых людей стремятся поступить в этот институт, особенно – на актерский факультет. Однако обо всем, что связано с процедурой поступления, спецификой обучения, да и с самой профессии актера представления у большинства абитуриентов самые неопределенные. Чтобы внести ясность, мы встретились с Еленой Евгеньевной Магар, деканом актерского факультета.
Говорят, что поступить на актерский факультет ВГИКа очень трудно, почти нереально. Но ведь кто-то все же поступает. Что нужно знать абитуриентам, стремящимся попасть в число счастливчиков?
Е.М. На актерском отделении ВГИКа всегда высокий конкурс: от 120 до 150 человек на место! Молодые люди, мечтающие стать актерами, приезжают к нам из всех регионов России и стран СНГ. Интерес к этому искусству неизменно высок, но представления о профессии самые поверхностные. Это огорчает. В профессии актера молодых людей привлекает, как правило, внешняя сторона – публичность, романтика, кажущаяся доступность и простота поступления в актерскую школу. При этом многие совершенно не учитывают, что профессия актера предполагает постоянный, упорный, изматывающий труд. И труд этот начинается уже в процессе поступления. Все наши абитуриенты проходят сначала творческий конкурс. Здесь отсеивается большая часть претендентов. Но даже если человек блестяще прошел творческий конкурс ему рано расслабляться. Предстоят еще общеобразовательные экзамены, на которых выясняется уровень осведомленности абитуриента, его знаний. Требования экзамена ограничиваются программой средней школы, но ее надо знать.
Что такое творческий конкурс? Какие требования предъявляются на творческом конкурсе к абитуриентам?
Е.М. Творческий конкурс проходит в три тура. Первый тур - фото- и кинопробы, существует только во ВГИКе. К этому туру подготовиться невозможно. Абитуриенту дают определенное задание, он должен постараться максимально естественно вести себя перед камерой. Потом педагоги просматривают видеозапись и делают выводы. Второй тур - чтение программы: отрывок из прозаического произведения, басня, стихи. Абитуриенты часто спрашивают: а три произведения знать достаточно? Терпеливо объясняем: чем разнообразнее программа, тем больше возможностей у выступающего проявить свои природные данные, свою индивидуальность. У абитуриента должны быть обнаружены признаки актерского дарования, желательно признаки культуры, задатки художественного вкуса, как минимум. Признаки дарования – это сценическое обаяние, заразительность, темперамент, внутренняя подвижность, восприимчивость, внешние данные. Дефекты речи и физические недостатки не допускаются. Третий тур – собеседование. То есть просто свободная беседа на общекультурные темы. Выявляется круг пристрастий абитуриента, уровень его осведомленности. Надо сказать, что образовательный уровень абитуриентов очень низкий и чем дальше, тем больше он падает. Поэтому если наши будущие абитуриенты не будут пренебрегать общим образованием, это им будет большим плюсом.
Среди признаков дарования Вы назвали внешние данные. Значит ли это, актер обязан быть красавцем, и что красота гарантирует поступление на актерский факультет?
Е.М. Этот вопрос все время задают абитуриенты. Внешние данные – это не обязательно лубочная красота и уж конечно не единственный повод быть принятыми. Кинематограф – отражение всей жизни, и актеры нужны с самой разной внешностью. Но физических, органических недостатков, не поддающихся исправлению быть не должно.
Могут ли абитуриенты что-то сделать заранее, чтобы подготовиться к поступлению на актерский факультет?
Е.М. Прежде всего, абитуриенты должны трезво оценивать себя, свои способности. Чтобы заниматься этой профессией одного только огромного желания недостаточно. Есть же определенные требования при поступлении в Физтех или медицинский институт. Но почему-то многие наши абитуриенты считают, что на актерском факультете никаких особых требований нет. Заранее можно и нужно обратить внимание на свою речь. Если ощущаете какие-то дефекты, надо обратиться к логопеду еще до поступления. Необходимо повышать общекультурный уровень. Конечно, нужно читать книжки, знать классику, современную литературу. Если абитуриент решил посвятить себя нашему делу, он должен любить поэзию, интересоваться ею, а как иначе? Если человек тяготеет к профессии актера, он, как правило, еще до поступления как-то проявляет себя в этой сфере. Занимается вокалом, хореографией. Участвует в театральных студиях, самодеятельности. Нужно максимально себя развивать. Это приближает к осознанию себя в профессии и реально готовит к поступлению. К сожалению, далеко не каждый способен объективно оценить себя, свои актерские данные, свои шансы на поступление. Но, в конце концов, если вы не может этого сделать, остается просто попробовать поступить. И на первом же туре творческого конкурса у вас будет возможность сравнить себя с другими абитуриентами.
Существуют ли при ВГИКе подготовительные курсы?
Е.М. У нас есть подготовительные курсы, на которых педагоги кафедры знакомят будущих абитуриентов с азами профессии. Подготовительные курсы работают с октября по апрель месяц включительно, с перерывом в январе. Добор в группы проводится каждый месяц. На курсах могут обучаться лица, прошедшие вступительное прослушивание, для которого необходимо подготовить чтение стихотворения, басни, прозаического отрывка. Возраст слушателей курсов не ограничен. Приглашаются также старшеклассники.
Сейчас почти во всех ВУЗах открываются платные отделения. Есть ли такое у вас и что нужно для поступления?
Е.М. У нас тоже появилась платная форма обучения и теперь нам постоянно приходится отвечать на вопрос: «Для того, чтобы поступить на платное отделение, достаточно просто оплатить учебу?». Должна опровергнуть это распространенное заблуждение, - просто оплатить недостаточно. Все абитуриенты поступают во ВГИК на общих основаниях. Но в бюджетную (бесплатную) группу зачисляются те, кто получил самые высокие баллы, это 12-15 человек. А тем, кто недобрал полбалла-балл, предоставляется возможность поступить на платное отделение. Число мест и здесь крайне ограничено – 5-7 человек, не более. Так что возникает здоровая конкуренция, и я считаю, что это совсем не плохо. Конкуренция вообще свойственна этой профессии.
Насколько тяжел сам процесс учебы на актерском факультете?
Е.М. Процесс обучения очень сложный, очень трудоемкий и физически, и эмоционально, и психологически. Наши студенты начинают занятия в 9 утра и заканчивают в 12 ночи. Они проходят целый комплекс общеобразовательных, общегуманитарных дисциплин: история, философия, эстетика, история театра отечественного и зарубежного, история кино отечественного и зарубежного. И, конечно, самое трудоемкое – цикл специальных дисциплин. Мастерство актера, сценическая речь, сценическое движение, сценический бой, танец, пантомима, степ, современный танец. Так что приходится очень много работать, причем большое значение придается самостоятельной работе. Одна из главных задач ВГИКа - научить ребят самостоятельно работать после института, иначе они просто не выживут. Колоссальное преимущество ВГИКа состоит в том, что одновременно в наших стенах учатся представители всех кинематографических специальностей – режиссеры, операторы, сценаристы, киноведы, экономисты. Уже с первого курса у ребят есть возможность творческого взаимодействия. Актер может найти своего режиссера, своего оператора. Часто студенты объединяются для работы над дипломными проектами.
А вообще у нас есть такая байка, что на первом курсе студенты себя ощущают народными артистами, на втором – заслуженными, а чем ближе к выпуску, тем самооценка ниже. На деле так и происходит, потому что по мере учебы расширяются представления о профессии, студенты приближаются к объективному представлению о себе и о том, что происходит вокруг
Бывает ли, что студенты не выдерживают такой напряженной учебы и бросают институт?
Е.М. В процессе обучения довольно многие студенты отсеиваются. Попросту не справляются. Кто-то не выдерживает таких нагрузок, кто-то позволяет себе пропускать занятия и отстает, потому что обучение идет семимильными шагами, очень интенсивно. И если ты пропускаешь занятия, потом невозможно догнать.
Когда ваши студенты начинают работать в настоящем кино?
Е.М. Студенты начинают работать и в рекламе, и в кино уже в процессе обучения. Правда, на первом курсе мы не разрешаем сниматься. Хотя и здесь бывают исключения. Вот в этом году двое первокурсников из мастерской А.В.Баталова уже снимаются. Их пригласили хорошие режиссеры, хороший сценарный материал, в виде исключения мы их отпустили. А уж начиная со второго курса невозможно запретить студентам сниматься. Профессиональная жизнь достаточно жесткая, надо дать ребятам шанс проявить себя, пусть даже во время учебы. Во ВГИКе часто бывают ассистенты режиссеров, приглашают ребят сниматься. Но это все происходит с разрешения мастера, декана, педагогов курса, которые оценивают целесообразность участия в том или ином проекте.
Какие перспективы у выпускников актерского факультета ВГИКа?
Е.М. Мы все время говорим о жесткости жизни, о жесткости профессии, о проблеме выживаемости в этой профессии. Но жизнь показывает, что сегодня у наших выпускников больше возможностей для трудоустройства. Посмотрите, сколько запускается кинопроектов, сколько появилось маленьких театров, театров-студий. Почему-то существует мнение, что во ВГИКе готовят только для кино. Это не так. Во ВГИКе готовят также и для театра. В настоящее время наши выпускники работают во всех театрах Москвы. Два года назад мы выпустили курс Г.Тараторкина: из 18 студентов 16 работают в театрах. До этого был курс Е.А.Киндинова: практически весь курс работает в театрах. Два последних курса А.В.Баталова – ребята работают в театрах, в антерпизах, снимаются. Кстати, ни для кого не секрет, что настоящий актерский тренаж и возможность поддержать форму – это, конечно, работа именно в театре. Поэтому и обучение у нас происходит на сценической площадке. А уж к этому добавляются возможности Института кинематографии, связанные с наличием техники, кинокамер
Существуют ли возрастные ограничения для поступления на актерский факультет?
Е.М. Формально ограничений нет, но в 30 лет поступать на актерский факультет, наверное, не стоит. Даже после 25-ти шансов уже мало. Хотя есть исключения. Володя Вдовиченков, выпускник курса Г.Тараторкина, теперь уже знаменитый по «Бумеру» и по «Бригаде», поступил почти в 26 лет. Но он очень хотел и очень много делал для того, чтобы поступить. Учился на подготовительных курсах, хорошо учился в институте. И весь успех, который ему сопутствует сейчас, он заслуженный. Но это исключение.
Если вы никак не можете поступить во ВГИК, а желание попробовать себя на сцене совершенно непреодолимо, пойдите другим путем. Есть ведь множество маленьких театров, студий. Да и в кино сейчас часто приглашают не актеров. Для этого достаточно встать на учет в актерское агентство или обратиться в актерский отдел на киностудиях.
ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КИНЕМАТОГРАФИИ ИМ. С.А. ГЕРАСИМОВА.
ПРАВИЛА ПРИЕМА И ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ НА АКТЕРСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ.
Актерский факультет ВГИК готовит актеров драматического театра и кино. Срок обучения - 4 года.
Чтобы быть допущенным к творческому конкурсу достаточно позвонить по нашему телефону в конце апреля и записаться на прослушивание. Поступающие на актерский факультет проходят предварительный творческий конкурс: прослушивание (чтение программы: прозаический отрывок, басня, стихотворение), проверка ритмичности, музыкальных данных. Конкурс проводится с 21 апреля по 25 июня. К вступительным экзаменам допускаются лица, прошедшие предварительный конкурс. Для поступающих из дальних регионов устраиваем дополнительные туры до конца июня.
Документы подаются после трех творческих туров. Заявления абитуриентов, прошедших предварительный творческий конкурс, приемная комиссия принимает с 26 июня по 30 июня. Вступительные экзамены проводятся с 3 по 27 июля. Поступающие представляют следующие документы:
1. Заявление на имя ректора института.
2. Документ об образовании (подлинник).
3. Медицинскую справку (форма 086-у),
4. Копию трудовой книжки.
5. Автобиографию.
6. 6 фотокарточек (снимки без головного убора, размером 3x4 см.).
7. Документы, подтверждающие право на получение льгот,
По прибытии в институт поступающие предъявляют лично паспорт, военный билет или приписное свидетельство.
ЭКЗАМЕНЫ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ, /оцениваются по 10-балльной системе, неудовлетворительная оценка-2/
1 тур. Фото- и видеопробы (звуковая видеозапись, фотосъемка).
2 тур. Чтение наизусть стихотворения, басни, прозы (отрывок из рассказа, повести, романа или пьесы).
3 тур. Собеседование, обнаруживающее культурный уровень абитуриента, его познания в области отечественного и мирового кинематографа, театра, музыки, изобразительного искусства.
ЭКЗАМЕНЫ ПО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ДИСЦИПЛИН AM. /оцениваются по 5-балльной системе/.
1. Русский язык и литература /письменно/.
2. Литература /устно/.
Общежитие предоставляется иногородним за 1-2 дня до начала экзаменов. Адрес института: 129226, г. Москва, ул. Вильгельма Пика, д.З, кабинет актерского мастерства; тел. 181-15-76.
Достарыңызбен бөлісу: |