В европу впервые привезли чай



Дата24.02.2016
өлшемі0.53 Mb.
#15122
27 июня 1615

В ЕВРОПУ ВПЕРВЫЕ ПРИВЕЗЛИ ЧАЙ
Трудно найти уголок Земли, где люди не знают и не любят чай. Этот напиток пьют почти так же много как и воду.

Но чай – не просто напиток. Для некоторых народов и народностей он является продуктом первой необходимости. Есть народы, которые буквально живут чаем, ценят его наравне с хлебом как жизненно важный, ничем не заменимый продукт.

А вообще-то, родина чая Китай. Там люди использовали его еще 6 тысяч лет назад.

Под словом «чай» мы обычно подразумеваем и напиток (чашку чая), и сухой чай (пачку или пакетик чая), и само чайное растение (куст чая).

В Китае чай имеет сотни названий («шуйсен», «юньнань», «ша-оцун», «улун», «лунцзи», «тунчи», «байча», «ченлянча», «чича», «точа», «хуача» и т.д.). Но чаще всего его называют «ча», что значит «молодой листочек». В разных провинциях по-разному произносят это слово, оно слышится то как «ч'ха» и «цха», то как «чья» или «тьа». При этом собранные с чайных кустов зелёные листья до того, как они пройдут фабричную обработку, называются «ч'а», готовый сухой чёрный чай – «у-ча» и напиток из него – «ч'а-и». Японцы и корейцы слово «чай» произносят как «тьа».

На Востоке есть множество легенд о том, как люди научились заваривать и пить чай. Сначала его использовали как лекарство. Пили его обычно богатые люди и монахи. Но постепенно чай стал народным напитком. Китайцы строго хранили секрет заваривания чая, и португальским морякам удалось вывезти его только хитростью.




В Россию чай привезли казаки в дар царю Михаилу Федоровичу. Сначала чай показался казакам бесполезным, ненужным подарком. Они чуть не выкинули его по дороге, но царю напиток понравился.

Долгое время в Европе не умели пользоваться чаем. Про это до сих пор рассказывают смешные истории. Например, рассказывают, про английского моряка, который прислал своей матери в подарок фунт чаю. Мать, желая угостить соседей изысканным заморским блюдом, сварила в кастрюльке весь фунт чаю одновременно и, слив горькую и, по её мнению, ненужную коричневую воду, разложила по тарелкам вываренные листья чая, приправив их сметаной.

А в одной русской народной песне рассказана такая история:
Раз прислал мне барин чаю и велел его сварить,

А я отроду не знаю, как проклятый чай варить,

Взял тогда налил водички, асыпал чай я весь в горшок

И приправил перцу, луку да петрушки корешок.

Чай мой вышел — объеденье! Два раза прокипятил.

Сверху я для украшенья его маслицем полил.

Снял я копоть понемногу и снёс в горницу на стол.

Положил я чашку, ложку, тут и барин подошёл.

Тут и барин чай откушал и велел меня позвать.

В волоса мои вцепился и давай меня таскать.

Долго думал, удивлялся, Чем же мог не угодить,

А потом-то догадался, Что забыл я посолить.
Народным русским напитком чай стал совсем недавно – в конце 19-го века, когда он наконец подешевел. Даже вознаграждение за небольшую услугу швейцару, официанту или извозчику получило название "чаевые".

Всем известны японские чайные церемонии. Начинается она с того, что гости входят в комнату, где будет проходить церемония, через очень маленькую раздвижную дверцу.

Такое уменьшение входа в чайный домик связано вот с чем. Каждый, кто хочет приобщиться к высокому искусству чайной церемонии, независимо от ранга и чина, должен, входя, непременно согнуться, потому что здесь все равны. Низкий вход не давал также возможности аристократам из военного сословия войти внутрь вооруженными - длинные мечи приходилось оставлять за порогом. И это было символично: пусть оставят вас все жизненные невзгоды и мирская суета, пусть ничто не волнует ваше сознание здесь, где надо сосредоточиться на прекрасном.

В чайном домике самым важным элементом считалась ниша. В ней обычно помещали свиток с живописью или с каллиграфической надписью, ставили букет цветов и курильницу с благовониями.

Перед тем как сесть за стол, гости любуются цветами и свитками со стихами или картинами. Затем каждый занимает место в соответствии со своим общественным положением: самый почитаемый гость садится во главе стола. Сначала подают легкую еду. Трапеза может продолжаться до двух часов, после чего следует церемония «первого разжигания угля», когда всем присутствующим показывают сначала коробки с благовониями (пахучие смеси). Потом подают вагаси, японские рисовые пирожные, после чего все удаляются в комнату ожидания.

Вернувшись обратно, приступают к церемонии койтя (густого чая). Сидя лицом к гостям, хозяин заваривает матте (чайный порошок). Чай получается густым — отсюда и название. Все пьют чай маленькими глотками из одной чаши, передавая ее по кругу. После этого следует «второе разжигание угля», чтобы полюбоваться, как красиво он горит, а затем переходят кусутя (светлому чаю). Хозяин снова заваривает чай, сидя лицом к гостям, на этот раз чай боле жидкий и подается каждому гостю в персональной чашке. Перед уходом гости любуются красотой чайных чашек, свитками и цветами.


Больше узнать про чай:

http://www.tea.ru
http://tea-shop.com.ua/
Галерея «чайных картин» http://www.tea.ru/255-460.html

КИТАЙСКАЯ СКАЗКА

...Давным-давно высоко в горах затерялась небольшая деревушка с названием Драконов колодец. И в ней было всего с десяток домов, да и те разбросаны по склонам окрестных гор. В дальних горах крестьяне сажали бамбук, а в ближних – злаки. Работали они от зари и до зари, но сытыми никогда не бывали, на самом краю деревни стояла ветхая хижина, крытая соломой, в которой жила старуха. Ни детей у нее не было, ни мужа, и доживала она свой век как перст одна. Она не могла уже подниматься в горы и обрабатывать землю. Сил едва хватало на то, чтобы ухаживать во дворе за десятком старых чайных кустов. Кусты старились вместе со своей хозяйкой, и она собирала с них раз в год не больше нескольких цзиней грубых темно-зеленых листочков.


В жизни этой женщине пришлось хлебнуть немало горя, но она сохранила свою доброту, несмотря на все невзгоды, и сейчас старалась, как могла, скрасить жизнь окружающим. Каждый день она брала несколько листков, заваривала чай и ставила его у дверей своей хижины, чтобы односельчане, спускавшиеся с гор после работы, могли утолить жажду.
Однажды в канун Нового года, когда в горах валил густой снег, в деревне готовились к празднику. Все запасы у старухи иссякли, если не считать нескольких чайных листьев, но она все же решила не изменять заведенному обычаю. Поднявшись спозаранок; старуха опустила эти листья в котел, залила кипятком и поставила настаиваться вблизи очага. Вдруг снаружи послышался шум. Дверь распахнулись, и на пороге появился запорошенный снегом старик. Старуха торопливо подошла к нему: - Почтеннейший, в горах снег, пережди немного в моем доме. Незнакомец стряхнул с себя снег, прошел в комнату, и любопытный взгляд его остановился на очаге:
- Хозяйка, а что у тебя в котле
- Чай настаиваю, - ответила ему старуха. Гость очень удивился:
- До Нового года осталось уже немного времени. Завтра у всех большой праздник и во всех семьях колют бычка, барашка или кабанчика, чтобы умилостивить предков, а ты только чай завариваешь!
- Я слишком бедна, - горько вздохнула женщина, - мне нечего принести в жертву предкам, зато я каждый день готовлю чай и угощаю им своих односельчан.
Неожиданно для нее незнакомей, рассмеялся: - Что ты жалуешься на бедность, когда во дворе у тебя спрятано сокровище!
Услыхав это, старуха вышла во двор отыскать место, где может быть, спрятано сокровище. Но там все было как обычно: около сарая, крытого лапником стояли две скамьи, да в углу была треснутая каменная ступка, в которой еще с прошлого года прел мусор. Ничего нового во дворе не появилось. Незнакомец вышел вслед за хозяйкой и указал на ступку:

- Вот твое богатство!


- Да разве ж ступка может быть богатством? - изумилась старуха. Видно незнакомец насмехается надо мной, подумала она и добавила:
- Если она тебе нравится, можешь забрать ее!
- Как же я могу взять у тебя эту драгоценность даром. -воскликнул тот, - продай мне эту ступку. Если согласна, то я схожу за людьми, чтобы помогли мне унести ее.
Незнакомец, довольный сделкой, ушел. Старуха долго рассматриваема ступку, но никак не могла понять, чем же она понравилась гостю, и решила, что негоже продавать такую грязную вещь. Вытащила она из ступки мусор и зарыла его под чайными кустами. Затем старуха налила в ступку воды, вымыла ее, а грязную воду выплеснула под те же кусты. Она уже закончила работу и любовалась чистой ступкою, когда вернулся незнакомец с деревенскими парнями. При виде вымытой ступки он истошно завопил:
-Что ты наделала? Куда делось богатство?
Никак не ожидала старуха, что труды ее вызовут столь сильный гнев, и прямо-таки опешила:
- Да я же только вымыла ее!

-Куда дела ты все, что было в ступке? - от нетерпения незнакомец, даже ногой притопнул.


- Да вон, зарыла под чайные кусты.
-Жалость-то какая! - дрожащим голосом воскликнул незнакомец. - Ведь этот мусор и был самым настоящим богатством теперь оно перешло в чайные кусты. Он махнул рукой и велел парням идти по домам. Новогодний праздник окончился, а вскоре и весна наступила. И вот нежданно-негаданно все чайные кусты во дворе покрылись множеством изумрудных листочков. Но когда старуха стала их собирать, то люди удивились еще больше: чайные листы были необыкновенно нежными, сочными и ароматными. Односельчане стали просить у старухи отростки от этих чудесных кустов и с тех пор вместо бамбука разводили в горах чайные плантации. Спустя годы чай с необыкновенным вкусом и ароматом, который готовили из листьев, собранных в этих местах, стали называть чаем "Драконов колодец".
ЛЬЮИС КЭРРОЛЛ «БЕЗУМНОЕ ЧАЕПИТИЕ»

(ИЗ АЛИСЫ В СТРАНЕ ЧУДЕС)


У самого дома под деревом стоял стол, и Мартовский Заяц и Шляпник пили за ним чай. Соня сидел между ними, крепко уснув, а эти двое использовали его как подушку, опираясь на него локтями и переговариваясь через его голову.

- Не очень-то это приятно для Сони, - подумала Алиса, - хотя, раз уж он спит, вряд ли это имеет значение.
Стол был большой, но все трое расположились с одной стороны.
- Мест нет! Мест нет! - закричали они, увидев Алису.
- Тут полно места! - сказала Алиса с негодованием и уселась в большое кресло с другой стороны стола.
- Выпейте вина, - предложил Мартовский Заяц ободряющим тоном.
Алиса посмотрела на стол, но на нем не было ничего кроме чая.
- Я не вижу здесь никакого вина, - заметила она.
- А его тут и нет, - ответил Мартовский Заяц.
- В таком случае с вашей стороны не очень вежливо предлагать его, - сердито сказала Алиса.


- Это с вашей стороны не очень вежливо усаживаться за стол без приглашения, - сказал Мартовский Заяц.


- Я не знала, что это ВАШ стол, - сказала Алиса, - он накрыт явно не на троих.
- Вам нужно подстричься, - сказал Шляпник. Он давно уже рассматривал Алису с большой заинтересованностью и это было первое что он сказал.
- Вам стоило бы знать, что такие замечания неприличны, - сказала Алиса довольно сурово.
Шляпник широко раскрыл глаза, услышав это, и высказался:
- Чем ворон похож на грифельную доску?
- Ага, сейчас мы повеселимся! - подумала Алиса. - Хорошо, что они решили играть в загадки. - Уж я-то сумею это разгадать, - добавила она вслух.
- Не хотите ли вы сказать, что можете ответить на этот вопрос? - спросил Мартовский Заяц.
- Конечно, - ответила Алиса.
- В таком случае вы должны объясниться, - продолжал Мартовский Заяц.
- Сейчас, - торопливо сказала Алиса. - Ну… ну, это значит,… это значит, что они одинаковые, знаете ли.
- Они вовсе не одинаковые! - сказал Шляпник. - Вы можете с таким же успехом сказать, что "я вижу что ем" тоже самое, что "я ем, что вижу"!
- Или, - добавил Мартовский Заяц. - "Мне нравится, что я беру" тоже самое, что "я беру, что мне нравится"!
- Скажите еще, - добавил Соня, который похоже так и разговаривал во сне, - что "я дышу, когда сплю" тоже самое, что "я сплю, когда дышу"!
- То-то же! - сказал Шляпник и беседа прервалась, так как общество на минуту замолчало, а Алиса попыталась вспомнить то немногое, что знала о воронах и грифельных досках.
Первым нарушил молчание Шляпник.
- Какое сегодня число? - спросил он, повернувшись к Алисе. Он достал часы из кармана и с тревогой разглядывал их, время от времени встряхивая и поднося к уху.
- Четвертое.
- Отстали на два дня, - заметил Шляпник. - Я же тебе говорил, что маслом можно испортить кашу! - добавил он, сердито глядя на Мартовского Зайца.
- Это было ЛУЧШЕЕ сливочное масло, - кротко ответил Мартовский Заяц.
- Да, но все же крошки могли туда попасть, - проворчал Шляпник, - вам не следовало намазывать его столовым ножом.
Мартовский Заяц взял часы, с задумчивым видом макнул их в чашку с чаем и уныло посмотрел на них снова - но так и не нашел ничего лучше как повторить свое замечание: "Это, знаете ли, было лучшее сливочное масло!"
Алиса с любопытством заглянула ему через плечо.
- Какие интересные часики, - сказала она. - Показывают не часы, а дни!
- Как это? - пробормотал Шляпник. - А ваши часы что - показывают год?
- Нет, конечно, - охотно ответила Алиса, - но это потому что они стоят с прошлого года.
- С моими тоже самое, - сказал Шляпник.
Алиса была жутко заинтригована. Замечание Шляпника было совершенно бессмысленным, но рассуждал он вполне здраво.
- Я вас не совсем поняла, - сказала она так вежливо, что ей показалось будто рот у нее наполнился сахарным сиропом.
- Соня опять уснул, - сообщил Шляпник и капнул ему на нос горячего чая. Соня тряхнул головой и произнес, не открывая глаз, загадочную фразу: "Да-да, я, как раз собирался это отметить".
- Ну, так как, вы разгадали загадку? - спросил Шляпник, поворачиваясь к Алисе.
- Нет, я отказываюсь разгадывать вашу загадку. Подходит вам такой ответ?
- Понятия не имею, - сказал Шляпник.
- Я тоже, - добавил Мартовский Заяц.
Алиса устало вздохнула:
- Надеюсь, со ВРЕМЕНЕМ вы найдете себе более приличное занятие, чем убивать его загадыванием загадок, у которых нет ответа.
- Если бы вы были знакомы со ВРЕМЕНЕМ также хорошо, как я, - сказал Шляпник, - вы бы не стали говорить, что мы убиваем его… Потому что это ОНА!
- Я не понимаю о чем вы говорите, - сказала Алиса.
- Ну, еще бы! - сказал Шляпник, гордо задирая подбородок. - Вы, милая, никогда не разговаривали со Временем!
- Может быть, - осторожно ответила Алиса, - но я всегда отбиваю время в такте, когда учусь музыке.
- Ага! Это все объясняет, - сказал Шляпник. - Она не переносит грубости. Но, если вы ведете себя вежливо, она сделает все что угодно. Например, допустим было девять часов утра, как раз время начала уроков - стоит вам только шепнуть ЕЙ и часы полетят один за другим. Раз - и уже половина второго, время обедать!
- Я бы не отказался перекусить, - пробормотал себе под нос Мартовский Заяц.
- Да, это было бы замечательно, - с глубокомысленным видом сказала Алиса. - Я…но, вы знаете, вообще-то я не бываю голодна к этому времени.
- Это поначалу, - сказал Шляпник, - но вы можете растянуть время до половины второго как вам заблагорассудится!
- Вы так и делаете? - спросила Алиса.
Шляпник мрачно покачал головой.
- Нет! Мы поссорились в марте прошлого года, как раз перед тем как ОН спятил(он указал чайной ложкой на Мартовского Зайца) - это произошло на грандиозном концерте, устроенном Червовой Королевой, и мне пришлось спеть:

Кышь, кышь, маленькая мышь!

Откуда ж ты взялась?

- Ну, вы знаете…- И Шляпник вопросительно посмотрел на нее.


- Кажется, я слышала нечто подобное, - ответила Алиса.
- Дальше там таким манером, - продолжил Шляпник:

Ты летаешь над миром

Как чайник в облаках,

Кышь, кышь!


В этом месте Соня встрепенулся и стал подпевать во сне:


- Кышь, кышь, кышь, кышь, - и делал это так долго, что им пришлось ущипнуть его.
- Так вот, едва я закончил первый куплет, - сказал Шляпник, - как Королева подпрыгнула и завопила:
- Он убивает время! Отрубите ему голову!
- Какая жестокость! - воскликнула Алиса.
- И с тех пор, - продолжал Шляпник скорбно, - ОНА не делает то, что я прошу. Теперь постоянно шесть часов вечера.
Алиса хлопнула себя ладошкой по лбу:
- Так вот почему на столе столько посуды!
- Вот именно, - подтвердил Шляпник, тяжело вздохнув, - шесть часов вечера - время пить чай и у нас нет времени помыть посуду.
- Вот почему вы пересаживаетесь вокруг стола по часовой стрелке! - сказала Алиса.
- Совершенно верно, - сказал Шляпник, - как только используем очередную партию посуды.
- А что происходит, когда вы возвращаетесь к точке отсчета? - осторожно спросила Алиса.
- Может быть, сменим тему? - прервал их Мартовский Заяц, зевнув. - Надоело. Пусть лучше мадемуазель расскажет нам сказку.
- Боюсь, что я не смогу этого сделать, - сказала Алиса, застигнутая врасплох этим предложением.
- Соня сможет! Проснись Соня! - заорали они как сумасшедшие и пихнули его сразу с двух сторон.
Соня нехотя открыл глаза.
- Да я не сплю, - сказал он хрипло. - Я слышал все, что вы тут наговорили, парни.
- Рассказывай! - сказал Мартовский Заяц.
- Пожалуйста! - умоляюще сказала Алиса.
- И побыстрей, - добавил Шляпник, - а то уснешь раньше, чем закончишь.
- Жили-были три маленьких сестрички, - торопливо начал Соня, - и звали их Элси, Лейси и Тилли, а жили они на дне колодца… - А чем они питались? - спросила Алиса, которую всегда глубоко занимали вопросы еды и питья.
- Патокой, - ответил Соня, подумав минуту или две.
- Это, извините, невозможно, - мягко заметила Алиса, - они бы заболели.
- Точно, - сказал Соня. - Они и заболели. Очень.
Алиса попыталась представить себе такой странный образ жизни, но это оказалось настолько затруднительно, что она спросила:
- Но почему они жили на дне колодца?
- Чайку еще попейте, - с чувством сказал Мартовский Заяц Алисе.
- Да у меня его и не было, - обиженно ответила Алиса. - как же я могу выпить его ЕЩЕ?
- Вы хотите сказать, что не можете выпить меньше, - сказал Шляпник, ведь взять чего-то побольше легче, чем взять НИЧЕГО.
- А вас никто не спрашивал, - сказала Алиса.
- Ну, и кто же тут переходит на личности? - торжествующе спросил Шляпник.
Алиса не нашлась что ответить, поэтому молча налила себе чая, намазала бутерброд сливочным маслом и только после этого повернулась к Соне и повторила вопрос:
- Почему они жили на дне колодца?
Соня опять взял одно или двухминутный перерыв на раздумье и потом сказал:
- Это был колодец с патокой.
- Такого не бывает! - начала было возмущаться Алиса, но Шляпник и Мартовский Заяц дружно зашикали, а Соня, надувшись, заметил:
- Если вы так невоспитанны, можете сами досказывать сказку.
- Нет, пожалуйста, продолжайте, - сказала Алиса смиренно, - я больше не буду вас прерывать. Такой колодец вполне мог быть.
- Да уж, мог, - с негодованием воскликнул Соня, однако согласился продолжать рассказ.
- И вот, значит, эти три сестрички, они учились, знаете ли, наливать… - Наливать, ЧТО? - спросила Алиса, забыв о своем обещании.
- Патоку, - ответил Соня, стараясь показать, что он ее игнорирует.
- Мне нужна чистая чашка, - прервал его Шляпник. - Давайте все пересядем на очередные места. Говоря это, он пересел и Соня последовал за ним, Мартовский Заяц занял место Сони, а Алиса довольно неохотно пересела на его место.
Шляпник оказался единственным кто извлек выгоду из этого перемещения. Алиса, наоборот, оказалась в худшем положении, так как Мартовский Заяц только что опрокинул кувшин с молоком.
Алиса не хотела снова оскорблять Соню, поэтому она начала очень осторожно:
- Мне все же непонятно - откуда они наливали патоку?
- Можно налить воды из колодца с водой, - сказал Шляпник, значит, можно налить и патоки из колодца с патокой, ясно теперь, тупица?!
- Но они УЖЕ в колодце, - сказала Алиса Соне, решив сделать вид что не слышала последнего замечания Шляпника.
- Ну, да, - сказал Соня, - прямо в энтом самом.
Этот ответ так смутил бедную Алису, что Соня смог некоторое время беспрепятственно продолжать.
- Они учились наливать, - начал он снова, зевая и протирая глаза, чтобы не уснуть, - и они наливали все, что под руку подвернется - все, что начиналось с буквы П… - Почему с П? - спросила Алиса.
- А почему бы и нет? - резонно заметил Мартовский Заяц.
Алиса промолчала.
Тем временем Соня закрыл глаза и задремал, но от тычка Шляпника он проснулся с легким визгом и продолжил:
- …которые начинались с буквы П, вроде порошка, пара, памяти и порожнего - знаете как говорят, что вы переливаете из пустого в порожнее…Вы когда-нибудь видели как наливают из пустого в порожнее?
- Ну, вот теперь вы меня спрашиваете, - сказала Алиса, она была явно в затруднении. - Я не думаю… - Раз вы не можете думать, то и сказать вам нечего, - сказал Шляпник.
Такой грубости Алиса снести не могла - она вскочила в негодовании и пошла прочь. Соня тут же уснул, а остальные не обратили на ее уход никакого внимания, хотя она оглянулась назад раз или два, в слабой надежде, что они позовут ее. Оглянувшись в последний раз, она увидела, что они пытаются затолкать Соню в чайник.
- Я ни за что не вернусь сюда! - сказала Алиса, продираясь сквозь чащу. - Это самое идиотское чаепитие, в котором я участвовала за всю свою жизнь. - Не успев сказать это, она увидела в одном из деревьев дверь, ведущую прямо внутрь него.
- Вот это да! - подумала она. – Впрочем, я сегодня еще и не такое видела. Пожалуй, стоит туда зайти.
И она зашла.
И тут же оказалась в длинном зале с маленьким стеклянным столом.
- Ну, теперь-то уж, я знаю, что делать, - сказала она про себя и, взяв маленький золотой ключ, открыла дверцу, ведущую в сад. После этого она стала усердно вгрызаться в гриб, кусочек которого сохранила, пока не стала около фута высотой. Пройдя короткий переход, она оказалась НАКОНЕЦ-ТО в прекрасном саду, среди ярких клумб и прохладных фонтанов.
СТИХИ ПРО ЧАЙ:

Чай с лимоном,

Свечка на блюдце,

Тени на стенах,

Волосы вьются.

Чай остывает,

Мечутся тени,

Айсберги тают,

Рушатся стены.

Время в стакане

Со вкусом лимона,

Свеча догорает...

Осталось немного..
***

Самокат – автомобиль,

Самолет – аэроплан,

Паровоз – локомотив

А подмостки - сцена,

Я держу в руке стакан,

Отверну узорный кран.

Самовар…


А как еще?

Не найти замены.


Он попыхивал дымком.

С электричеством знаком,

И его мы туляком называем старым

Мерно движутся года,

Будет радость иль беда –

Он останется всегда

Русским самоваром!
***
Хармс, Даниил - «Иван Иваныч Самовар»
Был пузатый самовар,

трехведёрный самовар.

В нем качался кипяток,

пыхал паром кипяток,

разъярённый кипяток,

лился в чашку через кран,

через дырку прямо в кран,

прямо в чашку через кран.

Утром рано подошел,

к самовару подошел,

дядя Петя подошел.

Дядя Петя говорит:

«Дай-ка выпью, – говорит, –

выпью чаю», – говорит.

К самовару подошла,

тетя Катя подошла,

со стаканом подошла.

Тетя Катя говорит:

«Я, конечно, – говорит, –

выпью тоже», – говорит.

Вот и дедушка пришел,

очень старенький пришел,

в туфлях дедушка пришел.

Он зевнул и говорит:

«Выпить разве, – говорит, –

чаю разве», – говорит.

Тут и бабушка пришла,

очень старая пришла,

даже с палочкой пришла.

И, подумав, говорит:

«Что ли, выпить, – говорит, –

что ли, чаю», – говорит.

Вдруг девчонка прибежала,

к самовару прибежала –

это внучка прибежала.

«Наливайте! – говорит, –

чашку чая,-- говорит, –

мне послаще», – говорит.

Тут и Жучка прибежала,

с кошкой Муркой прибежала,

к самовару прибежала,

чтоб им дали с молоком,

кипяточку с молоком,

с кипяченым молоком.

Вдруг Сережа приходил,

неумытый приходил,

всех он позже приходил.

«Подавайте! – говорит, –

чашку чая, – говорит, –

мне побольше», – говорит.

Наклоняли, наклоняли,

наклоняли самовар,

но оттуда выбивался

только пар, пар, пар.

Наклоняли самовар,

будто шкап, шкап, шкап,

но оттуда выходило

только кап, кап, кап.

Самовар Иван Иваныч!

На столе Иван Иваныч!

Золотой Иван Иваныч!

Кипяточку не дает,

опоздавшим не дает

лежебокам не дает.

всё
ЧАЙНЫЕ ЗАГАДКИ

В брюхе - баня,

В носу - решето,

На голове - пупок.

Всего одна рука

И та - на спине.

(Чайник)
Бел, как снег,

В чести у всех.

В рот попал -

Там и пропал

(Сахар)
Сверху дыра,

снизу дыра,

А по середине -

огонь и вода.

(Самовар)
Ножек четыре, шляпок одна.

Нужен, коль станет

Чаевничать вся семья

(Стол)
Маленькое, сдобное

колесо съедобное.

Я одна тебя не съем,

разделю ребятам всем.

(Бублик)


Цветом желт и ароматен,

В чай кладут и чай приятен,

Только очень кислый он,

А зовут его …

(Лимон)
Крепкий, терпкий, ароматный.

Есть и вкладыш там занятный!



(Чай «Лисма»)




ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
Выпей чайку — забудешь тоску.
За чаем не скучаем — по семь чашек выпиваем.
Чай не пить, так на свете не жить.
Самовар кипит, уходить не велит.
Чай пить — не дрова рубить.
Чай должен быть, как женский поцелуй - крепкий, горячий и сладкий!
Чай не пьешь - откуда силу возьмешь?
Где есть чай, там и под елью рай.
С чая плохо не бывает!
Чай крепче, если он с добрым другом разделен.



Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет