В. КАПП
«НА СЕВЕРНОМ ПОБЕРЕЖЬЕ»
Виллем Капп (1913-1964) – эстонский композитор, органист, педагог. Дядя Виллема – А. Капп – основоположник одной из двух [эстонских] компози-торских школ, поэтому детство Виллема прошло в окружении музыки, в основном органной и хоровой (отец Виллема – хоровой дирижер).
Музыкальное образование Капп получил в Таллиннской консерватории, в т. ч. у Хейно Эллера – основоположника дргой композиторской школы. Поэто-му в творчестве Каппа встречаются черты обоих направлений:
-
Стремление к монументальности;
-
Большая роль вокального мышления;
|
} школа А. Каппа;
| -
Детальная отточенность письма;
-
Новаторство в области муз. языка.
|
} школа Х. Эллера.
|
Расцвет творчества Каппа приходится на послевоенные годы. Композитор создает сочинения практически во всех жанрах. Наиболее известные сочинения: вокальный цикл «Счастливый день» (1951-52), Вторя симфония (1954) [а всего сколько?], опера «Лембиту» (1961), Пьесы для квартета (1948), Сюита для духового квинтета (1957), кантата «Весне». Но ведущими жанрами в творчестве Каппа был романс и хоровая музыка (хоры: «Песня рыбака», «Песня Родине», «Зимний вечер», «Вечерняя песня», «Ты, дубочек мой кудрявый»).
Хор-баллада «На северном побережье», написанный в трехчастной форме, повествует о борьбе моря и земли, в котором побеждает последняя («Море сильно, но сильней земля»). Произведение исполняет мужской хор в сопровож-дении оркестра.
«Побережье» начинается с оркестрового девятитактного вступления, развивающего из унисона d плотную аккордовую фактуру, усилением динамики и ускорением темпа подготавливая вступление хора (10 т.).
Основной размер произведения – 4/4. В пульсации, тем не менее, преобла-дает триольный с пунктиром ритм (в первой части и в репризе).
Размер иногда меняется:
-
Такт
|
1
|
20
|
21
|
22
|
23
|
34
|
35
|
104
|
105
|
Новый размер
|
4/4
|
2/4
|
4/4
|
3/4
|
4/4
|
2/4
|
4/4
|
2/4
|
4/4
|
Первая часть носит активный характер (Risoluto = решительно), выдер-жана в быстром темпе. В фактуре и динамике волнообразные изменения. В кульминациях (тт. 19-21 и 34-36) темповое замедление и возвращение в исходный темп.
Вторая часть – затишье пореди бури. В басах – красивейшая мелодия на p, лишь иногда, в моменты вторжения «ветра», подключаются тенора.
Реприза – полный контраст со второй частью. Возвращается суровый характер. Заключительные такты – кульминация всего произведения (педаль хора, ff < fff).
Диапазоны голосов:
Так как произведение рассчитано на исполнение достаточно большим составом, то диапазон голосов не представляет исполнительской трудности.
Тональный план хора очень прост. Основная тональность – d-moll (первая часть и реприза), середина – F-dur.
Дирижерский жест варьируется вместе с характером частей. Первая часть и реприза – marcato, за исключением вступления и его репризы, начинающихся с жеста legato. В середней части жест legato перемежается marcato на вступле-ниях теноров.
Достарыңызбен бөлісу: |