ПРАВОСЛАВНЫЙ СВЯТО-ТИХОНОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ
В. П. ЛЕГА
Программа курса
НАУКА И РЕЛИГИЯ
(НАУЧНАЯ АПОЛОГЕТИКА)
Москва
2012
Тема 1. Введение.
Предмет и задачи курса. Восстановление целостной истины как главная задача научной апологетики. Связь с естественными и гуманитарными науками, с одной стороны, и с богословскими дисциплинами – с другой. Обзор основных источников и пособий.
Контрольные вопросы к занятию:
1 Каковы задачи апологетики?
2. Каким должен быть метод апологетики?
Литература
1. Рождественский Н.П. Христианская апологетика. Курс основного богословия. СПб., 1884. Т. 1. Ч.1. (§ Общие понятия о науке Основного Богословия).
Тема 2. Исторический очерк апологетики
Апологетика в Средние века, в Новое время и в современном мире. Становление и развитие христианской апологетики в работах апологетов II-III вв.: св. Иустин Философ, Татиан, св. Ириней Лионский, св. Ипполит Римский, Тертуллиан, Климент Александрийский. Синтез богословия и философии в учении блаж. Августина и отцов-каппадокийцев – свв. Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского. Развитие апологетики в работах препп. Максима Исповедника и Иоанна Дамаскина. Основные богословско-философские проблемы патристики, отличия западной богословской традиции от восточной. Западная схоластика и ее особенности. Апологетические работы Фомы Аквинского.
Особенности апологетики в эпоху Возрождения. Возникновение скептицизма и атеизма. Антисхоластические идеи: Лоренцо Валла, Марсилио Фичино, Раймунд Себундский, Савонарола.
Развитие христианской апологетики на западе в новое время: Галилей, Декарт, Паскаль, Ньютон, Лейбниц, Кант. Возникновение деизма. Протестантская апологетика. Апологетика XIX века: Шеллинг, Гегель, Шлейермахер.
Становление современного основного богословия в работах русских богословов и философов XIX века – прот. Ф.Голубинского, Рождественского, Кудрявцева-Платонова, Светлова и др. Православная апологетика в XX веке: свящ. Павел Флоренский, Н.О.Лосский, С.Л.Франк и др. Развитие протестантской и католической апологетики на западе.
Контрольные вопросы к занятию:
1 Каковы были задачи апологетики в раннем христианстве?
2. Какие новые апологетические проблемы появились в период Нового времени?
3. В чем значение для апологетики классической философии XVII-XVIII вв.?
Литература
1. Рождественский Н.П. Христианская апологетика. Курс основного богословия. СПб., 1884. Т. 1. Ч.1. (§ История христианской апологетики, или Основного Богословия).
Тема 3. Сущность религии.
Необходимость решения вопроса о сущности религии. Этимология слова «религия», различные гипотезы: Цицерон, Лактанций, блаж. Августин, современные концепции. Нерелигиозные и христианские концепции понимания сущности религии. Проблема определения религии. Необходимые элементы религии: вера в личностного Бога и в сверхчувственный мир, необходимость Откровения, вера в бессмертие души, связь религии с нравственностью, необходимость Церкви и религиозного культа. Отличие Церкви от тоталитарной секты. Религиозно-философские учения (деизм, пантеизм), их отличие от религии.
Контрольные вопросы:
1. Можно ли дать определение религии?
2. Атеистическое определение религии, его недостатки.
3. Необходимые элементы религии.
4. Каковы отличия теизма от деизма и пантеизма?
5. В чем отличие религии от тоталитарной секты?
Литература
1. Лактанций. Божественные установления, IV, 28, 1-15.
2. Рождественский Н.П. Христианская апологетика. Курс основного богословия. СПб., 1884. Т. 1. Ч.1. (§ О сущности религии).
3. Цицерон. О природе богов. Кн. II, 28.
Тема 4. Происхождение религии.
Атеистические концепции и их критика
Важность правильного решения вопроса об изначальном характере религии. Критический обзор различных атеистических теорий о происхождении религии: а) просветительская концепция (обман, страх, невежество как причины возникновения религии), б) учение Фейербаха, в) марксистская концепция (классовые корни религии), г) эволюционистская (анимистическая) теория, д) фрейдизм.
Контрольные вопросы:
1. Почему вопрос о времени возникновения религии является столь принципиальным?
2. Сущность просветительской концепции происхождения религии, ее ошибочность.
3. Сущность марксистской концепции происхождения религии, ее ошибочность.
4. В чем принципиальное отличие марксистской концепции от просветительской?
Литература
-
Гольбах П. Система природы. Ч.2, гл.1. О происхождении наших идей о божестве.
-
Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение.
-
Фейербах Л. Сущность христианства. Гл.2. Общая сущность религии.
-
Фрейд З. Этот человек Моисей. 4 Приложение.
Христианская и современная научная концепции
Христианское учение об изначальности религии в человеческом роде. Прамонотеизм и возникновение политеизма в результате грехопадения. Доказательства в пользу первоначальности монотеизма. Свидетельства современной науки (этнографии, социальной антропологии) о характере примитивных религий. Сравнение христианской и научной концепций.
Контрольные вопросы:
1. Каков взгляд науки на проблему возникновения религии?
2. Можно ли привести научные доказательства в пользу православного учения о прамонотеизме как первоначальной форме религии?
3. Как отвечает христианство на вопрос о существовании множества различных религий?
Литература
-
Кабо В. Круг и крест. Канберра, 2002. Введение.
-
Зубов А.Б. История религии. М., 1997. С. 3-23.
Тема 5. Вера и разум.
Исторический обзор
Философская апологетика: основные проблемы, методы их решения. Философия и христианство. Отношение отцов Церкви к философии. «Философия – служанка богословия» (Климент Александрийский). Возможность использования различных философских систем для нужд христианской апологетики.
Вера и разум. Необходимость решения проблемы веры и разума для обоснования существования христианской апологетики. Исторический обзор различных способов решения проблемы отношения веры и разума: блаж. Августин («верую, чтобы понимать»), Тертуллиан («верую, ибо абсурдно»), Пьер Абеляр («понимаю, чтобы верить»), Сигер Брабантский (учение о двух истинах). Достоинства и недостатки каждого решения.
Контрольные вопросы:
1. В чем смысл существования различных философских систем?
2. Почему отцы Церкви обращались к различным философским учениям для развития своего богословского учения?
3. Можно ли доказывать религиозные положения или следует принимать их только на веру?
Литература
-
Лега В.П. Многообразие философских систем как сущностная черта философского знания // Вестник ПСТГУ. Вып. I:16. 2006. С. 45-54.
-
Лега В.П. История западной философии. М., 2009. Т.1. С. 236-237, 241-248, 250-251, 258-265, 319-320, 327-328, 355, 361-362.
Православное учение о вере
«Вера не противоразумна, а сверхразумна». Психологическое и онтологическое понимание веры. Ап. Павел и отцы Церкви о вере. Вера как онтологическое свойство целомудренной души. Причины утраты веры после грехопадения. Два понимания веры отцами Церкви: «вера от слышания» и «вера как уверенность в невидимом». О возможности и ограниченности использования рациональных доказательств религиозных истин.
Контрольные вопросы:
1. Можно ли доказывать религиозные положения или следует принимать их только на веру?
2. Какие можно назвать варианты решения вопроса об отношении веры и разума?
3. В чем смысл определения веры, данное апостолом Павлом (Евр. 11, 1)?
4. Каковы отличия католического и православного понимания веры?
5. Что означает сверхразумность веры?
Литература
-
Иоанн Дамаскин, преп. Точное изложение православной веры. IV, 10-11.
-
Максим Исповедник, преп. Вопросоответы к Фалассию, XXXIII.
-
Лега В.П. Что такое вера? Учение апостола Павла и отцов церкви о сущности веры и отношении ее к знанию // Проблема демаркации науки и теологии: современный взгляд. М., 2008. – С. 165-182.
-
Фома Аквинский. Сумма против язычников. Т.1, гл.7-8.
-
Франк С.Л. С нами Бог. М., 1992. Ч.1. Что такое вера?
Проблема истины
Различные определения истины. Критерий истины. Классическая концепция истины: Платон, Аристотель. Когерентная концепция истины: Гоббс, Кант. Марксистская концепция истины. Учение об истине в прагматизме и позитивизме, философии жизни. Недостаточность и противоречивость философского и научного понимания истины. Метафизический, логический и этический смысл истины. Христианство как единственное учение, дающее решение проблемы истины.
Контрольные вопросы:
1. В чем сущность и недостатки классической и когерентной концепций истины?
2. Каковы причины появления марксистского критерия истины как общественной практики?
3. В чем суть учения Ф.Ницше об истине?
4. Почему только христианство может дать удовлетворительное решение проблеме истины?
Литература
1. Лега В.П. Христианство как истинная религия // Лега В.П. Философия Плотина и патристика. М., 2002. С. 81-91.
2. Чудинов Э.М. Природа научной истины. М., 1977. С.10-35.
Тема 6. Доказательства бытия Бога.
Постановка проблемы
Вопрос о доказательствах бытия Бога. Суть проблемы, ее сложность, противоречивость и актуальность. Отцы Церкви о возможности и специфике доказательств бытия Бога: свв. Афанасий Александрийский, Григорий Богослов, Иоанн Дамаскин. Смысл фразы «доказательство бытия Бога». Классификация известных доказательств бытия Бога по двум группам: априорные и апостериорные. Методы доказательства существования Бога.
Контрольные вопросы к занятию:
1. Какова роль доказательств бытия Бога в христианском богословии?
2. Каково отношение отцов Церкви к доказательствам бытия Бога?
3. Можно ли доказать бытие Бога?
Литература
-
Василий Великий, свт. Письмо 227, к Амфилохию.
-
Кудрявцев-Платонов В.Д. Значение доказательств бытия Бога // Кудрявцев-Платонов В.Д. Сочинения. Т.2. Сергиев Посад, 1898. С. 485-509.
-
Лега В.П. О доказательствах бытия Бога // Лега В.П. Философия Плотина и патристика. М., 2002. С. 100-108.
-
Рождественский Н.П. Христианская апологетика. Курс основного богословия. Т.1. Ч.1. СПб., 1884. (§ Значение доказательств религиозных истин).
-
Фома Аквинский. Сумма против язычников. Т.1, гл.12. Долгопрудный, 2000. С. 69-73.
Историческое доказательство
Историческое доказательство. Основания аргумента: всеобщность религии в человеческом роде и необъяснимость этого универсального феномена конечными, относительными факторами человеческой истории. Данные истории, археологии, этнологии, в пользу исторического аргумента. Недостаток формально-логической строгости. Сила его как косвенного аргумента. Апологетическое значение его в современных условиях.
Контрольные вопросы:
1. В чем суть исторического доказательства бытия Бога?
Литература
-
Кудрявцев-Платонов В.Д. Из чтений по философии религии. Историческое доказательство бытия Бога // Сочинения. Т.2. Сергиев Посад, 1898. С. 364-396.
Религиозно-опытное доказательство
Значение опыта в установлении и подтверждении истины. Христианство как живая связь человека с Богом. Бытие Бога - факт многообразного и многократно подтверждаемого опыта людей. Независимость и универсальность этого опыта от преходящих и относительных культурно-исторических и индивидуально-бытовых условий. Проверяемость и повторяемость духовно-опытных свидетельств о бытии Бога.
Контрольные вопросы:
1. Как современные научные исследования подтверждают справедливость исторического доказательства?
2. В чем различие религиозного и научного опыта?
Литература
-
Джемс У. Многообразие религиозного опыта. СПб., 1993. (Лекция III).
Онтологическое доказательство
Этимология названия. Разработка данного аргумента архиеп. Ансельмом Кентерберийским. Логическая сущность аргумента: понятие о Всесовершенном («То, больше чего нельзя помыслить») и утверждение о Его нереальности логически несовместимы. Формулировка Бонавентуры («Если Бог есть Бог, то Он есть»). Формулировка онтологического аргумента Декартом. Невозможность человеку самому выработать идею о Том, Кто выше его разума. Споры вокруг онтологического аргумента. Критика онтологического доказательства Фомой Аквинским и Кантом. Критика Гегелем кантовских опровержений. Возрождение онтологического доказательства в русской философии (прот. Феодор Голубинский, еп. Михаил (Грибановский), С.Франк). С.Л.Франк об особенностях плотиновского варианта онтологического доказательства. Онтологическое доказательство в западной мысли XX века: Ч.Хартсхорн, Н.Малькольм, А.Плантинга, математический вариант К.Гёделя.
Контрольные вопросы:
1. В чем суть онтологического доказательства бытия Бога?
2. Почему критика Кантом онтологического доказательства бытия Бога не может быть признана состоятельной?
3. Как опровергают кантовскую критику Гегель и русские философы С.Франк и еп. Михаил (Грибановский)?
4. Как вы думаете, почему еп. Михаил (Грибановский) выделяет среди всех доказательств бытия Бога именно онтологическое?
Литература
-
Ансельм Кентерберийский. Прослогион, 2-5 // Ансельм Кентерберийский. Сочинения. М., 1995. С. 128-130.
-
Гаунило из Мармутье. В защиту глупца, 2-3 // Ансельм Кентерберийский. Сочинения. М., 1995. С. 147-149.
-
Декарт Р. Первоначала философии. Ч.1, 14-22 // Декарт Р. Сочинения в 2. Т.1. М., 1989. С.319-323.
-
Кант И. Критика чистого разума (раздел 4. О невозможности онтологического доказательства бытия Бога) // Кант И. Собр. соч.: в 8 т. Т.3. М., 1994. С.448-455.
-
Кудрявцев-Платонов В.Д. Из чтений по философии религии. Онтологическое доказательство бытия Бога // Сочинения. Т.2. Сергиев Посад, 1898. С. 273-306.
-
Михаил (Грибановский), епископ. Истина бытия Божия // Епископ Михаил (Грибановский). Сочинение, письма жизнеописание. М., 2011. С. 221-230.
-
Фома Аквинский. Сумма против язычников. Т.1, гл.10-11. Долгопрудный, 2000. С. 63-69.
-
Франк С.Л. Онтологическое доказательство бытия Бога // Франк С.Л. По ту сторону правого и левого. Париж, 1972. С. 114-123.
Нравственное доказательство.
Докантовская формулировка: заключение от присущего нам нравственного закона к бытию верховного Законодателя. Нравственный закон в человеке. Различные гипотезы о нравственном законе (биологическая, социальная, автономная). Свв. отцы о его сущности и происхождении. Понятие о совести. Универсальный общечеловеческий характер нравственного закона. Кантовская разработка нравственного аргумента: бытие Бога и бессмертие души как постулаты практического разума. Критика нравственного доказательства со стороны Фихте, Шеллинга, Гегеля и их несостоятельность.
Контрольные вопросы:
-
Как объясняют существование нравственности материалистические теории?
-
Почему эти объяснения не выдерживают критики?
-
В чем суть докантовского доказательства? Каковы его достоинства и недостатки?
-
В чем суть кантовского варианта нравственного доказательства бытия Бога?
Литература
-
Кант И. Критика практического разума // Кант И. Собр. соч.: в 8 т. Т.4. М., 1994. С.375-376, 407-408, 412-413, 424-426, 477-478, 486-490, 505-507, 509-510, 519-520, 521-524, 525-530, 536-540.
-
Кудрявцев-Платонов В.Д. Из чтений по философии религии. Нравственное доказательство бытия Бога // Сочинения. Т.2. Сергиев Посад, 1898. С. 396-485.
-
Рождественский Н.П. Христианская апологетика. Курс основного богословия. СПб., 1884. (§ Нравственное доказательство бытия Божия).
Космологическое доказательство
История доказательства: Аристотель, отцы Церкви, Фома Аквинский. Логические основания аргумента: закон причинности и закон достаточного основания. Факт бытия мира требует признания всемогущей творческой причины. Идея сотворения мира из ничего и космологический аргумент. Критика космологического доказательства Юмом, Кантом и Штраусом. «Космологический парадокс» Ньютона и его решение А.Эйнштейном. Теория «большого взрыва» и ее применение для возрождения космологического доказательства.
Контрольные вопросы:
-
Какова логика и история космологического доказательства?
-
Какова критика доказательства, предложенная И.Кантом?
-
Почему в XIX веке логика космологического доказательства начинает казаться неприемлемой?
-
Какие научные открытия XX века подтвердили справедливость этого доказательства?
Литература
1. Аристотель. Физика, кн. VIII, гл.5 // Аристотель. Соч.: в 4 т. Т.4. М., 1981. С. 234-240.
2. Девис П. Суперсила. Поиски единой теории природы. М., 1989. С 201-224.
3. Иоанн Дамаскин, преп. Точное изложение православной веры I, 3.
4. Кант И. Критика чистого разума (раздел 5. О невозможности космологического доказательства бытия Бога) // Кант И. Собр. соч.: в 8 т. Т.3. М., 1994. С.455-463.
5. Кудрявцев-Платонов В.Д. Из чтений по философии религии. Космологическое доказательство бытия Бога // Сочинения. Т.2. Сергиев Посад, 1898. С. 215-238.
6. Рождественский Н.П. Христианская апологетика. Курс основного богословия. СПб., 1884. (§ Космологическое доказательство бытия Божия).
7. Фома Аквинский. Сумма теологии. Ч.I. Вопр. 1-43. Киев; Москва, 2002. (Вопр. 2. О Боге: существует ли Бог). С. 25-27.
8. Фома Аквинский. Сумма против язычников (гл. 13. Доводы, доказывающие, что Бог есть). Долгопрудный, 2000. С. 73-91.
Телеологическое доказательство
История доказательства: Платон, стоики, отцы Церкви, Лейбниц. Творец и творение: библейское понимание. Отцы Церкви о познании Бога из творения. Логическая сущность аргумента. Разумно-целесообразное и гармонически-упорядоченное строение мира как произведение разумного Творца, обладающего всемогуществом и всесовершенством. Формально-логический анализ телеологического аргумента. Утверждение его в многообразии человеческого опыта. Примеры из современных наук – физики («большой взрыв», «антропный принцип»), биологии, генетики и др.
Контрольные вопросы:
-
Какова логика и история телеологического доказательства?
-
Какова критика доказательства, предложенная И.Кантом?
-
Почему в XIX веке эта логика начинает казаться неприемлемой?
-
Какие научные открытия XX века подтвердили справедливость этого доказательства?
-
Что такое «антропный принцип»?
-
Можно ли использовать данные современных наук для вывода о существовании Бога?
Литература
-
Афанасий Великий, свт. Слово на язычников, 35-39.
-
Девис П. Суперсила. Поиски единой теории природы. М., 1989. С 245-266.
-
Кант И. Критика чистого разума (раздел 6. О невозможности физикотеологического доказательства бытия Бога) // Кант И. Собр. соч.: в 8 т. Т.3. М., 1994. С.467-474.
-
Кудрявцев-Платонов В.Д. Из чтений по философии религии. Телеологическое доказательство бытия Бога // Сочинения. Т.2. Сергиев Посад, 1898. С. 239-272.
-
Рождественский Н.П. Христианская апологетика. Курс основного богословия. СПб., 1884. (§ Телеологическое доказательство бытия Божия).
Тема 7. Наука и христианство.
Отношение христианства и науки до XVII в.
Просвещенческий миф о рождении современной науки из противостояния Церкви. История взаимодействия христианства и науки (со времени отцов-апологетов до XVII в.).
Контрольные вопросы:
1. Существовал ли конфликт между христианством и наукой в Средние века?
2. В чем причина упадка интереса к науке в раннем средневековье?
Литература
-
Катасонов В.Н. Интеллектуализм и волюнтаризм: религиозно-философский горизонт науки нового времени // Философско-религиозные истоки науки. М., 1997. С. 142-177.
-
Кураев А., диакон. Дары и анафемы. (гл. «Что христианство принесло в мир»). М., 1995.
-
Нестерук А. Логос и космос. Богословие, наука и православное предание / пер. с англ. М., 2006. С. 2-14.
Возникновение современной науки
Возникновение современной науки в XVI-XVII вв. из христианских и философских положений. Религиозно-философские факторы генезиса естествознания Нового времени. Культурообразующая роль христианства. Роль отделения западной Церкви от Восточной. Разделение сфер веры и разума в Католической Церкви и признание автономности разума. Влияние различных течений в западной Церкви на генезис науки. Интеллектуализм и волюнтаризм. Постулаты, лежащие в основе современной науки: вера в Бога – Творца и Законодателя мира, учение о человеке как образе Божием, Боговоплощение как освящение мира, математизация естествознания, его теоретичность. Отличие аристотелевской науки от галилеевской. Антиеретическая и антиоккультная направленность науки в XVII веке.
Контрольные вопросы:
1. Существовал ли конфликт между христианством и наукой в XVII веке?
2. В чем отличие аристотелевской науки от галилеевской?
3. Какие положения лежат в основании современной науки?
Литература
-
Гайденко П.П. Христианство и генезис современного естествознания // Философско-религиозные истоки науки. М., 1997. С. 44-87.
-
Гейзенберг В. Естественнонаучная и религиозная истина // Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М., 1987. С. 328-343.
-
Кожев А. Христианское происхождение науки // Кожев А. Атеизм и другие работы. М., 2006. С. 416-428.
-
Брук Дж. Х. Наука и религия: историческая перспектива. М., 2004. С. 51-60, 66-74.
-
Нестерук А. Логос и космос. Богословие, наука и православное предание / пер. с англ. М., 2006. С. 15-42.
Ученые и христианство
Роль магико-герметических идей эпохи Возрождения. Оккультизм и ненаучность учения Джордано Бруно. Причины суда над Дж. Бруно.
Реакция христианского мира на появление гелиоцентрической модели Н. Коперника. Развитие гелиоцентрической модели Г. Галилеем. Переписка Галилея с разными лицами о принципах толкования Св. Писания. Причины и результаты суда над Галилеем.
Отношение католической церкви и науки в XVII-XIX вв. Причины возникновения науки в католических странах, а не в православных. Отсутствие конфликта с наукой в православии. Особенность религиозности ученых: Кеплер, Декарт, Ньютон, Паскаль, Лейбниц, Фарадей, Коши, Максвелл, Мендель, Планк, Эйнштейн, Гейзенберг и др.
Эпоха Просвещения и использование научных аргументов в борьбе с Церковью.
Эволюционные идеи в христианском мире до Ч. Дарвина. Эволюционная теория Дарвина и реакция на ее появление в XIX веке. Американский фундаментализм XX века и «обезьяньи процессы».
Причины неверия многих современных ученых.
Контрольные вопросы
1. Является ли Бруно ученым?
2. За что был осужден Джордано Бруно?
3. В чем суть переворота в астрономии, совершенного Н.Коперником?
4. Какова роль Реформации в изменении взглядов католической Церкви на гелиоцентрическую систему Коперника?
5. Как вы думаете, кто был прав в споре Галилея и инквизиции?
6. Можно ли доказывать истинность христианства указанием на наличие верующих ученых?
7. Как великие ученые доказывают гармонию между наукой и религией?
8. Почему позиция атеизма о несовместимости науки и религии несостоятельна?
9. Совместим ли дарвинизм и христианство?
Литература
-
Брук Дж. Х. Наука и религия: историческая перспектива. М., 2004. С. 61-66, 134-155, 232-244, 260-267.
-
Визгин В.П. Герметизм, эксперимент, чудо: три аспекта генезиса науки нового времени // Философско-религиозные истоки науки. М., 1997. С. 88-93, 103-114.
-
Гейзенберг В. Естественнонаучная и религиозная истина // Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М., 1987. С. 335-339.
-
Джордано Бруно перед судом инквизиции. (Краткое изложение следственного дела Джордано Бруно) // Вопросы истории религии и атеизма. М., 1958. Т. 6. С. 349–416.
-
Планк М. Религия и естествознание // Вопросы философии. №8. 1990. С. 25-36.
-
Таунс Ч. Слияние науки религии // Диалоги. Полемические статьи о возможных последствиях развития современной науки. М., 1979. C. 59–67.
-
Эйнштейн А. Религия и наука // Эйнштейн А. Собр. науч. тр.: в 4 т. Т.4. М., 1967. С.126-129.
-
Эйнштейн А. Наука и религия // Эйнштейн о религии. М., 2010.
-
Эйнштейн А. Письмо к М.Соловину от 1 января 1951 г. // Эйнштейн А. Собр. науч. тр.: в 4 т. Т.4. М., 1967. С. 564-565.
Тема 8. Христианское учение о чудесах.
Природа чудес. Проблема определения чуда. Различные определения: богословское, атеистическое, феноменалистическое, сущностное. Спор Лейбница и Кларка по вопросу о чудесах. Чудо как событие, противоречащее законам природы. Чудо как знамение. Онтологическое обоснование возможности чуда. Примеры чудес: уникальные (в т.ч. евангельские) и постоянно действующие. Жизнь как чудо с точки зрения физики. Попытка Шрёдингера объяснить жизнь с точки зрения физики, ее неудача. Евхаристия как наиболее наглядное чудо. Чудо в истории: «может ли Бог сделать бывшее небывшим?» О так называемом противоречии всемогущества: «может ли Бог создать камень, который Сам не сможет поднять?» Причины непризнания людьми даже самых очевидных чудес.
Контрольные вопросы:
-
Можно ли дать философско-религиозное обоснование чудес?
-
Каким было отношение к чудесам у физиков XVII века?
-
Почему атеисты не признают чудеса?
-
Можно ли, оставаясь ученым, верить в чудеса?
-
Назовите примеры чудес, происходивших в недавнее время.
Литература
-
Лега В.П. Проблема чуда с точки зрения современного научного и христианского мировоззрения // Ценностный дискурс в науках и теологии. М., 2009. С. 73-95.
-
Лега В.П. Всемогущ ли Бог? www.pravoslavie.ru/put/47651.htm
-
Лейбниц Г.В. Переписка с Кларком // Лейбниц Г.В. Сочинения: В 4 т. Т.1. С. 445, 449, 455, 464, 496-499.
-
Льюис К.С. Чудо. М., 1992. (8. Чудо и законы природы)
-
Визгин В.П. Герметизм, эксперимент, чудо: три аспекта генезиса науки нового времени // Философско-религиозные истоки науки. М., 1997. С. 129-141.
Тема 9. Библия и наука.
«Шестоднев» и его толкование
Христианское учение о творении мира и человека – краткая история его сосуществования с естествознанием. Спор о принципах толкования Св. Писания в контексте соотнесения первых глав книги Бытия с данными новоевропейской науки. Разные подходы к такому соотнесению: расширенное толкование Шестоднева в свете естественнонаучных открытий; буквальное толкование с «подбором» научным данных, согласных с таким толкованием; понимание Шестоднева как сборника первобытных мифов Ближнего Востока; литературоведческий подход к толкованию и др. Проблема возникновения текста Шестоднева.
Проблема длительности дней творения. Проблема времени в контексте соотнесения Шестоднева и науки. Сравнение библейских и научных взглядов на мир и человека.
Историческая уникальность библейского описания сотворения мира. Соответствие «шестоднева» положениям современных наук: физики, геологии, биологии. Креационизм и эволюционизм в понимании сотворения и развития мира.
Проблема соотнесения библейского описания творения мира с современными научными взглядами об эволюции вселенной. Христианство и частные науки: физика, геология, биология, антропология.
Контрольные вопросы:
1. Каково отношение отцов Церкви к вопросу о длительности дней творения?
2. Можно ли понимать текст Библии буквально, когда речь идет о научных взглядах на природу?
3. Есть ли точки соприкосновения у современной физики и христианской апологетики?
4. Насколько принципиален вопрос о возрасте вселенной и Земли?
5. Можно ли согласовать положения «шестоднева» и современной науки?
Литература
-
Августин, блаж. О книге Бытия буквально,
-
Августин, блаж. О книге Бытия, IV, 1.
-
Василий Великий, свт. Беседы на шестоднев. Беседы 2, 6.
-
Иванов Н., прот. И сказал Бог (Опыт истолкования Книги Бытия). Клин, 1999. С. 97-116.
-
Наука и Библия // Гайслер Н.Л. Энциклопедия христианской апологетики. СПб., 2004. С. 604-617.
-
Цыпин Л., прот. Вселенная, космос, жизнь – три дня творения. Киев, 2008. С. 109-118, 313-332, 355-361, 419-429.
Проблема происхождения жизни и человека и отношение к эволюции
Дарвиновская теория эволюции и альтернативные ей теории. Логико-философское содержание споров вокруг проблемы эволюции. Эволюционизм и философские основания биологической науки. «Универсальный эволюционизм» как парадигма современной науки. Этические следствия эволюционного учения. «Теистический эволюционизм».
Контрольные вопросы:
1. Как христианство относится к вопросу о возникновении жизни и эволюции видов?
2. В чем причины нерелигиозности многих современных ученых-биологов?
3. Может ли эволюционист быть православным христианином?
4. Можно ли согласовать положения «шестоднева» и современной биологии?
Литература
-
Иванов Н., прот. И сказал Бог (Опыт истолкования Книги Бытия). Клин, 1999. С. 116-132.
-
Вертьянов С. Происхождение жизни: факты, гипотезы, доказательства. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2009. С. 12-86.
-
Дарвин Чарлз // Гайслер Н.Л. Энциклопедия христианской апологетики. СПб., 2004. С. 290-297.
-
Муравник Г. Парадокс человека. Доклад на IX Международных Рождественских чтениях Москва, 2001 г. Секция “Христианство и наука”.
Тема 10. Православное учение о душе.
Проблема души, ее существования и бессмертия. Бестелесность души как основной аргумент в защиту ее бессмертия. Доказательства бессмертия души в истории философии (Платон, Плотин, св. Григорий Неокесарийский, преп. Максим Исповедник, Фома Аквинский, Лейбниц). Невозможность ответа на вопрос о сущности человека без допущения существования души. Три типа аргументов: от способности к познанию и самопознанию, от свободной воли и нравственной ответственности, от жизни.
Спор свт. Игнатия (Брянчанинова) и свт. Феофана Затворника по вопросу о телесности души. Св. Игнатий: учение о духовности души есть платоновское язычество и ведет к пантеизму и переселению душ. Св. Феофан: мнение св. Игнатия есть ультраматериализм и не учитывает учение о человеке как образе и подобии Божием.
Контрольные вопросы:
1. Можно ли доказать существование души?
2. Связаны ли друг с другом вопросы о сущности души и ее бессмертии?
3. Какие в истории философии предлагались доказательства бессмертия души?
4. Почему вопрос о телесности души является столь принципиальным для христианского богословия?
5. В чем суть спора о природе души свтт. Игнатия и Феофана?
6. Почему свт. Феофан считает неприемлемым учение о тонкой материальности души?
7. Почему свт. Игнатий считает неприемлемым учение о духовности души?
Литература
1. Афанасий Великий, свт. Слово на язычников, 33.
2. Григорий Неокесарийский, свт. К Татиану краткое слово о душе
3. Лейбниц Г.В. Доказательство бессмертия души посредством непрерывного сорита // Лейбниц Г.В. Сочинения: в 4 т. М., 1982. Т.1. С.83-84.
4. Максим Исповедник, преп. Письмо VI о том, что душа бестелесна.
5. Платон. Федр (245c – 246a). Государство (608d – 612a). Федон (79b – 80c, 105d–e)
6. Плотин. О бессмертии души (1-9).
7. Рождественский Н.П. Основное богословие (О неразрушимости души и возможности личного бессмертия).
8. Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о смерти. Прибавление к слову о смерти. М., 1993. С. 186-197, 206-212.
9. Феофан Затворник, свт. Душа и ангел - не тело, а дух. М., 1999.
Тема 11. Отношение христианства к человеческому телу.
Важность телесной жизни для спасения человека, догматические основания для этого - воплощение Иисуса Христа, воскресение из мертвых. Уникальность христианства как религии, объясняющей смысл земной жизни человека, самопротиворечивость всех остальных религий. Необходимость заботы о телесном здоровье, мнения отцов Церкви об этом (преп. Максим Исповедник, авва Фалассий). Евхаристический смысл заботы о теле в христианстве.
Контрольные вопросы:
1. Каково отношение православия к телесной составляющей природы человека?
2. В чем смысл телесной жизни человека?
3. Почему только христианство дает правильный и последовательный ответ на вопрос о смысле жизни?
4. Должен ли православный христианин заботиться о своем здоровье?
5. Каково отношения Церкви к физкультуре и спорту?
Литература
-
Лега В.П. Тело и плоть: платоновское и христианское понимание // Казанский государственный университет. Юбилейная научная конференция: материалы. Казань, 1996.
-
Лега В.П. Отношение к телу в христианстве. На сайте: http://legavp.ru/body-pravmir.doc
Тема 12. Проблема свободы человека.
Свобода человека — и всемогущество Бога и Его промысел. Христианское учение о человеке как образе Божием как основа решения проблемы свободы. Свобода и грехопадение. Учение преп. Максима Исповедника о двух волях в человеке: природной и греховной (гномической). Свобода как выбор и свобода как независимость. Что означает выражение «раб Божий»? Смысл монашеского обета послушания как отказа от своей свободы. Свобода и познание истины. Свобода и необходимость. Критика нехристианских учений о свободе человека.
Контрольные вопросы:
1. В чем суть христианского решения вопроса о соотношении свободы человека и Божественного предопределения?
2. Сопоставьте выражения: «я - раб Божий» и «христианство – религия свободы».
3. Где человек более свободен: в Церкви или вне ее?
4. Связано обретение свободы с познанием истины?
Литература
1. Левицкий С.А. Трагедия свободы. М., 1995. С. 129-141.
2. Лега В.П. Кому быть повешенным, не утонет? http://www.pravmir.ru/komu-suzhdeno-byt-poveshennym-ne-utonet. См. также на сайте http://www.legavp.ru
3. Лега В.П. Христианство и нравственность // Возможна ли нравственность, независимая от религии? М.: Канон+, 2012. – С. 250-263
Тема 13. Вопрос о смысле страдания праведников (теодицея).
Суть проблемы, ее сложность и актуальность. Нехристианские и еретические способы решения проблемы (просветительская, марксистская, буддийская), их ошибочность и противоречивость. Христианское решение проблемы: причина зла - в относительной самостоятельности тварного мира, свободной воле человека и первородном грехе. Онтологический смысл грехопадения Адама и необходимости страданий в падшем мире. Онтологический смысл страданий Иисуса Христа и искупления Им грехов человечества.
Смысл страданий праведников, детей, невинных людей. Причины, по которым Бог попускает страдания.
Контрольные вопросы:
1. В чем смысл первородного греха?
2. Как можно объяснить события вокруг грехопадения? В чем смысл запрета на вкушение плодов с дерева познания добра и зла? Почему за ослушание Бог не простил Адама и Еву, а изгнал их из рая? Почему из-за греха прародителей прокляты не только они, но и вся земля? Почему наказанием за грех стала смерть?
3. Почему искупление Христом грехов человечества является единственным способом возвращения человечества в рай?
4. Возможно ли спасение вне Церкви?
5. Почему Бог не может или не хочет избавить мир от страданий?
6. Почему христианский ответ на вопрос о смысле жизни является наиболее последовательным?
7. Почему Бог не открывает врата рая всему человечеству?
8. Почему Бог попускает столь жестокие страдания невинных людей?
Литература
1. Василий Великий, свт. Беседа 9. О том, что Бог не виновник зла // Василий Великий, свт. Беседы. М., 2003.
2. Лега В.П. Почему в нашем мире столько страдания? www.pravmir.ru/pochemu-v-nashem-mire-stolko-stradaniya. См. также на сайте www.legavp.ru.
3. Льюис К.С. Страдание // Льюис К.С. Любовь. Страдание. Надежда. М., 1992. С. 157-168 (§ 6-7. Страдание человека).
4. Марцинковский В. Ф. Смысл страдания. Нью-Йорк, 1955.
Тема 14. Историческая апологетика.
Уникальность Библии. Доказательство историчности ветхозаветных событий: археологические данные, кумранские рукописи, тщательная методика переписывания Ветхого Завет в древности как гарантия подлинности текста. Историчность евангельских событий. Свидетельства нецерковных историков о Христе (Иосиф Флавий, Тацит, Плиний Младший, Светоний). Надежность Евангелий как исторических документов.
Критика учений о «естественности» воскресения Христа (обморок и т.п.). Проповедь апостолов, мученичество и др. события христианской Церкви как доказательства реальности евангельских событий. «Туринская плащаница».
Контрольные вопросы:
1. Соответствует ли написанное в Библии данным исторических наук?
2. Почему мы должны верить Евангелиям?
3. Какие есть косвенные доказательства истинности евангельских событий?
4. Каковы результаты научного исследования Туринской плащаницы?
5. В чем нелогичность и противоречивость атеистической гипотезы об обмороке Христа, обмане и заговоре апостолов и т.п.?
6. Какие можно привести косвенные доказательства в пользу реальности воскресения Христова?
Литература
-
Макдауэлл Дж. Неоспоримые свидетельства: Исторические свидетельства, факты, документы христианства. М., 1993. С. 31-38, 72-74.
-
Каледа Г., прот. Плащаница Господа нашего Иисуса Христа. М., 1995.
-
Филиппов Б.А. Свидетельница воскресения. М., 2004.
Тема 15. Христианство и культура.
Определение понятия «культура», узкий (искусство) и широкий (все созданное человечеством) смысл. Культура как синтез высших ценностей человечества – Истины, Добра и Красоты. Духовные основы культуры. Святоотеческое учение о трехчастности души как основа культуры. Культурологический смысл православного учения об обожении.
Контрольные вопросы:
-
Является ли христианство частью культуры или культура – частью христианства?
-
Как связаны друг с другом духовность и истинная культура?
-
Почему эта связь в полной мере проявляется только в христианстве?
Литература
-
Лега В.П. О христианских основаниях духовности и культуры // Лега В.П. Философия Плотина и патристика. М., 2002. С. 108-118.
-
Учебники и учебные пособия:
Основные
1. Лега В.П. Лекции в ДВГУ, статьи и интервью. http://www.legavp.ru
2. Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. М., 2003.
3. Рождественский Н.П. Христианская апологетика. Курс основного богословия. СПб., 1884.
Дополнительные
-
Гайслер Н.Л. Энциклопедия христианской апологетики. СПб., 2004.
-
Доказательства существования Бога. Аргументы науки в пользу сотворения мира. М., 2004.
-
Зеньковский В.В. Апологетика // Зеньковский В.В. Основы христианской философии. М., 1997.
-
Михаил (Мудьюгин), архиеп. Курс основного богословия. М., 1995.
-
Реати Ф.Э. Есть ли Бог? Человек в поисках Бога. Введение в философское богословие. Гатчина, 2000.
-
Светлов П.Я. Курс апологетического богословия. Киев, 1912.
-
Суинберн Р. Есть ли Бог? М., 2001.
-
Фиолетов Н.Н. Очерки христианской апологетики. Клин, 2000.
-
Эванс Ч.С., Мэнис Р.З. Философия религии: размышление о вере. М.: ПСТГУ, 2011.
Дополнительная литература:
К теме 3-4
-
Буткевич Т.И., прот. Религия, ее сущность и происхождение. Кн. 1-2 Харьков, 1902-1904.
-
Введенский А. Вера в Бога, ее происхождение и основание. М., 1891.
-
Кабо В. Происхождение религии: история проблемы. Канберра, 2002.
-
Кудрявцев-Платонов В.Д. Религия, ее сущность и происхождение. М., 1871.
-
Основы религиоведения: Учеб./ Ю.Ф. Борунков, И.Н. Яблоков, К.И. Никонов и др.; Под ред. И.Н. Яблокова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2008
-
Хорст Б. Человек в поисках Бога: проблема нехристианских религий. М., 2001.
К теме 5
-
Бриллиантов А.И. Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены. М., 1998. С. 124-242.
-
Вениамин (Федченков), митр. О вере, неверии и сомнении. СПб., 1992.
-
Вера и разум (Окружное послание Святейшего Отца Иоанна Павла II епископам Католической Церкви о взаимоотношении между верой и разумом)
-
Вшолек С. Рациональность веры. М., 2005.
-
Игумен Вениамин (Новик). Вера и знание. www.philosophy.ru/library/novik/vera_znan.html
-
Кураев А., диак. О вере и знании. М., 1995.
-
Несмелов В. И. Вера и знание с точки зрения гносеологии. Казань, 1913.
-
Тиллих П. Динамика веры // Тиллих П. Избранное. Теология культуры. М., 1995. С. 133-152.
-
Соловьев В.С. Вера, разум и опыт // Вопросы философии. 1994. №1.
К теме 6
-
Аквилонов Е., проф., прот. О физико-телеологическом доказательстве бытия Божия, 2-е изд. СПб., 1905.
-
Владимир (Богоявленский), свщмч. Доказательства бытия Божия. М., 1912.
-
Голубев В. Бог как первая причина бытия, с философской и естественнонаучной точки зрения. Харьков, 1905.
-
Марков И. Декартово онтологическое доказательство существования Бога. Сергиев Посад, 1914.
-
Тихомиров П.В. Имманентная критика рационального богословия (Гносеологические и метафизические предпосылки истины бытия Божия). Исследование. Харьков, 1899.
-
Франк С.Л. К истории онтологического доказательства // Франк С.Л. Предмет знания. Душа человека. СПб., 1995. С. 365-416.
К теме 7
-
Барбур И. Религия и наука: история и современность. М., 2000.
-
Дель Ре Дж. Космический танец: Научное исследование таинственной гармонии Вселенной. М., 2006.
-
Захаров М., прот. Христианство и наука о происхождении и эволюции Вселенной. М., 2009.
-
Катасонов В.Н. Христианство. Культура. Наука. М., 2009.
-
Моррис Г. Библейские основания современной науки. СПб.,1995.
-
Нейфах Г., прот. Гармония Божественного творения: взаимоотношения науки и религии. М., 2005.
-
Пикок А. Богословие в век науки: Модели бытия и становления в богословии и науке. М., 2004.
-
Полкинхорн Дж. Вера глазами физика: богословские заметки мыслителя "снизу-вверх". М., 1998.
-
Поройков С.Ю. Физическая и религиозная реальность. М., 2006.
-
Светлов П.Я. Религия и наука. СПб., 1912.
-
Соколов С., свящ. Мир иной и время вселенной. Время и вечность. М., 2008.
-
Тростников В. Мысли перед рассветом. Париж, 1980.
-
Фантоли А. Галилей. В защиту учения Коперника и достоинства святой Церкви. М., 1999.
-
Франк С.Л. Религия и наука. Брюссель, 1953.
-
Хаммэль Ч. Дело Галилея. Есть ли точки соприкосновения науки и богословия. М., 1998.
-
Хаммэль Ч. Дело Галилея. Есть ли точки соприкосновения науки и богословия. М., 1998.
-
Яки С. Спаситель науки. М., 1992.
К теме 8
-
Феофан (Тумаков), еп. Чудо. Христианская вера в Него и ее оправдание. Опыт апологетически-этического исследования. Пг., 1915.
К теме 9
-
Богородский Я.А. Начало истории мира и человека по первым страницам Библии, 2-е изд. Казань, 1909.
-
Борис (Плотников), архим. О начале мира. Апологетическое исследование. Киев, 1891.
-
Василий (Родзянко), еп. Теория распада вселенной и вера отцов. Каппадокийское богословие - ключ к апологетике нашего времени (Апологетика XXI века). М., 1996.
-
Ильин В.Н. Шесть дней творения: Библия и наука о творении и происхождении мира. Париж, 1930.
-
Ляшевский С., прот. Библия и наука о сотворении мира. М., 1997.
-
Мумриков О., свящ. К вопросу о колыбели человеческой цивилизации. Доклад на XVI Международных Рождественских образовательных чтениях (2008) www.bogoslov.ru/text/278183.html
-
Тайсен Г. Библейская вера в эволюционной перспективе. М., 2009.
-
Той повеле, и создашася. Современные ученые о сотворении мира. Клин, 1999.
-
Хобринк Бен. Эволюция: яйцо без курицы. М., 1993.
-
Шестоднев против эволюции. В защиту святоотеческого учения о творении / Под ред. диакона Даниила Сысоева. М., 2000.
К теме 10
-
Айвазов И.Г. Критический обзор материологических теорий против субстанциональности души. М., 1912.
-
Калиновский П. Переход. Последняя болезнь, смерть и после. М., 1991.
-
Моуди Р. Жизнь после жизни. Исследование феномена продолжения жизни после смерти тела. М., 2009.
-
Серафим (Роуз), иером. Душа после смерти. М., 1984.
-
Степановский Н. Душа человека: против неверия. Учение Православной Церкви и популярная критика психологического материализма. Чернигов, 1910.
-
Франк С.Л. Душа человека. Опыт введения в философскую психологию // Франк С.Л. Предмет знания. Душа человека. М., 1995. С. 419-632.
-
Франк С.Л. О природе душевной жизни // Франк С.Л. По ту сторону правого и левого. Париж, 1972. С. 153-239.
К теме 12
-
Столяров А.А. Свобода воли как проблема европейского морального сознания. М., 1999.
К теме 13
-
Лейбниц Г.В. Теодицея // Лейбниц Г.В. Собр. соч.: в 4 т. Т.4. М., 1989.
-
Трубецкой С. Н. Смысл жизни. М., 1994.
-
Франк С.Л. Непостижимое, гл. 10 // Франк С.Л. Сочинения. М., 1990. С. 510-555.
-
Франк С.Л. Смысл жизни. Париж, 1925.
К теме 14
-
Гаврилов М.Н. Туринская плащаница. Описание и научное объяснение. Тула, 1992.
-
Иисус Христос в документах истории. СПб., 1999.
-
Как возникла Библия: CLV; 1993
-
Каледа Г., прот. Плащаница Господа нашего Иисуса Христа. М., 1995.
-
Макдауэлл Дж. Неоспоримые свидетельства: Исторические свидетельства, факты, документы христианства. М., 1993.
-
Мерперт Н. Очерки археологии библейских стран. М., 2000.
-
Новелли Дж. Туринская плащаница: вопрос остается открытым. М., 1998.
-
Синельников В., свящ. Туринская плащаница на заре новой эры. М., 2001.
-
Тайна Библии. Сост. свящ. В. Синельников. М., 2000.
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы.
http://www.bogoslov.ru/
http://www.legavp.ru
3. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ, КУРСОВЫХ И ВЫПУСКНЫХ
КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ
-
Апологетическая мысль до IV столетия.
-
Основные черты антропологии бл. Августина.
-
Апологетика отцов-каппадокийцев.
-
«Естественное богословие» Фомы Аквинского.
-
Христианская апологетика в эпоху Возрождения.
-
Учение Канта о доказательствах бытия Бога.
-
Учение Юма о религии.
-
Учение Гегеля о религии.
-
Учение Шлейермахера о религии.
-
Учение Канта о религии «в пределах только разума».
-
Православное учение о возникновении религии (по работам Кудрявцева-Платонова).
-
Просветительская концепция возникновения религии и ее критика.
-
Марксистская концепция возникновения религии и ее критика.
-
Отношение отцов Церкви к философии.
-
Отцы Церкви об отношении веры и разума.
-
Отцы Церкви о возможности доказательств бытия Бога.
-
История онтологического доказательства бытия Бога.
-
Нравственное доказательство бытия Бога.
-
Физико-теологическое доказательство бытия Бога.
-
Учение блаж. Августина о свободе человека.
-
Учение преп. Максима Исповедника о двух волях в человеке.
-
Почему в мире существуют зло и страдания?
-
Полемика блаж. Августина с манихеями.
-
Теодицея Лейбница.
-
Полемика свт. Игнатия (Брянчанинова) и свт. Феофана Затворника по вопросу о телесности души.
-
Христианское учение о смысле жизни.
-
Возникновение современной науки в XVI-XVII вв. и христианство.
-
О религиозности ученых: Декарт, Ньютон, Паскаль, Лейбниц и др.
-
Православное учение о чудесах и современная наука.
-
Креационизм и эволюционизм в понимании сотворения и развития мира.
-
Об историчности евангельских событий.
-
«Туринская плащаница» как историческое свидетельство.
-
Понятие об откровении и его главных видах.
4. ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
-
Что такое религия? Значение слова «религия». Сущностные черты религии. Религия и религиозно-философские учения.
-
Атеистические концепции возникновения религии (Фейербах, Маркс, Фрейд) и их критика.
-
Просветительская концепция возникновения религии и ее критика.
-
Эволюционистская (анимистическая) концепция возникновения религии и ее критика. Современная наука о возникновении религии. Христианство о причинах возникновения язычества.
-
Вера и разум: гармония или конфликт? Можно ли доказывать религиозные положения?
-
Вопрос об отношении веры и разума в средневековой мысли.
-
О доказательствах бытия Бога. Виды доказательств, отношение к ним отцов Церкви, православное решение вопроса. Историческое и религиозно-опытное доказательства.
-
Онтологическое доказательство бытия Бога.
-
Нравственное доказательство бытия Бога.
-
Космологическое доказательство бытия Бога.
-
Телеологическое доказательство бытия Бога.
-
Христианство и наука. Возникновение современной науки и христианство.
-
Отношение христианства и науки в XVII-XX вв. Так называемые конфликты науки и религии (Дж. Бруно, Г.Галилей).
-
Сравнительная характеристика аристотелевской и современной науки.
-
Существуют ли чудеса? Отношение к чудесам с точки зрения естественнонаучного и христианского мировоззрений.
-
Соответствие «шестоднева» положениям современных наук.
-
Проблема существования и бессмертия души человека. Природа души.
-
Доказательство бессмертия души Платоном и Плотином.
-
Спор свт. Игнатия (Брянчанинова) и свт. Феофана Затворника о природе души.
-
О христианском понимании человеческой свободы.
-
Отношение христианства к телу человека. Смысл жизни.
-
Почему в мире существуют зло и страдания?
-
Свободен ли «раб Божий»?
-
Нецерковные свидетельства о Христе и ранних христианах. «Туринская плащаница».
-
Соответствует ли написанное в Библии данным исторических наук?
-
Что такое истина? Христианство как единственное учение, дающее решение проблемы истины.
Достарыңызбен бөлісу: |